Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ НА РЕГУЛЯТОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ НА РЕГУЛЯТОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ / ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даминов И.Г.

В данной статье рассматриваются представления о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников в возрасте 15 -16 лет. Даются различные трактовки понятия «жизненный успех», его основные критерии, так же даётся представления о жизненном успехе старшеклассников. Описывается процедура проведения эмпирического исследования представлений старшеклассников о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов у старшеклассников при помощи анкетирования и последующим анализом результатов методом контент - анализа, на основе полученных данных формулируются соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF VITAL SUCCESS ON THE REGULATOR OF PROFESSIONAL ELECTIONS OF SENIORS

In this article ideas of vital success on the regulator of professional elections of seniors at the age of 15 - 16 years are considered. Various interpretations of the concept "vital success", its main criteria are given, it is also given ideas of vital success of seniors. The procedure of carrying out an empirical research of ideas of seniors of vital success on the regulator of professional elections at seniors by means of questioning and the subsequent analysis of results by method content - the analysis is described, on the basis of the obtained data the corresponding conclusions are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ НА РЕГУЛЯТОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 159.9

Даминов И.Г.

студент 4 курс, факультет «Психологии и педагогики»

Елабужский Институт Казанского (Приволжского)Федерального Университета

Россия, г. Елабуга

Научный руководитель: Панфилов А.Н., кандидат педагогических

наук доцент

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ НА РЕГУЛЯТОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация: В данной статье рассматриваются представления о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов старшеклассников в возрасте 15 -16 лет. Даются различные трактовки понятия «жизненный успех», его основные критерии, так же даётся представления о жизненном успехе старшеклассников. Описывается процедура проведения эмпирического исследования представлений старшеклассников о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов у старшеклассников при помощи анкетирования и последующим анализом результатов методом контент - анализа, на основе полученных данных формулируются соответствующие выводы.

Ключевые слова: успех, жизненный успех старшеклассники, представления о жизненном успехе, основные характеристики жизненного успеха старшеклассников, профессиональный выбор старшеклассников;

Daminov IG student

4 year, Faculty of Psychology and Pedagogy Elabuga Institute of the Kazan (Privolzhsky) Federal University

Russia, Elabuga city

Scientific adviser: Panfilov A.N., Candidate of Pedagogical Sciences

Associate Professor IDEAS OF VITAL SUCCESS ON THE REGULATOR OF PROFESSIONAL ELECTIONS OF SENIORS

Annotation: In this article ideas of vital success on the regulator of professional elections of seniors at the age of 15 - 16 years are considered. Various interpretations of the concept "vital success", its main criteria are given, it is also given ideas of vital success of seniors. The procedure of carrying out an empirical research of ideas of seniors of vital success on the regulator of professional elections at seniors by means of questioning and the subsequent analysis of results by method content - the analysis is described, on the basis of the obtained data the corresponding conclusions are formulated.

Key words: success, vital success seniors, ideas of vital success, main characteristics of vital success of seniors, professional choice of seniors

Введение

Стремление к успеху является одним из признаков современного человека, поскольку успешность является лозунгом нашего времени, который провозглашается во всех СМИ, рекламных роликах различных компаний, появляется большое количество литературы, посвященной проблеме успешности. Большую популярность приобретают тренинги личностного и профессионального роста, который также рассматривается как составляющая успешности человека.

В последние годы было проведено большое количество социологических исследований, связанных с изучением представлений о жизненном успехе. Представители разных возрастов и социальных статусов вкладывают с это понятие разное содержание: хорошая работа, материальный достаток, счастливая семья, наличие крепкого здоровья и т.д. Общим же для всех этих представлений является понимание успеха как достижение собственных целей и желаний.

А вот как представляют старшеклассники себе жизненный успех, как хотят его добиться, какими принципами намерены руководствоваться в жизни, что считают дозволенным и что недозволенным для достижения успеха? Ответы на эти вопросы мы хотели дать входе этого исследования.

Целью выявить представления о жизненном успехе старшеклассников на их профессиональный выбор.

Задачи:

1. Выявить основные характеристики понятия жизненный успех.

2. Выявить характеристики представлений старшеклассников о жизненном успехе на регуляторе профессиональных выборов .

3. Изучить представления о жизненном успехе старшеклассников посредством анкетирования и последующего анализа результатов при помощи метода контент - анализа.

Понятие жизненного успеха в психолого - педагогических

исследованиях.

Жизненный успех-понятие сложное, многостороннее. Основные проблемы при изучения жизненного успеха состоят в формулировке его сущностных характеристик. Множества подходов и концепций к исследованию личностных целедостижений свидетельствуют, что проблема жизненного успеха носит дискуссионный характер. Более того, определение «успех» нередко применяется наряду с такими суждениями как самореализация, самооценка, самоутверждение, цель и смысл жизни, социокультурный идеал, признание ,статус, стандарт и др.Исходя из этого научному обществу сложно определить сущность данного феномена.

Классификация концепций успеха можно поделить по следующим подходам- психологический, социологический, культурно

антропологический, философские подходы. В них сочетается общее, характеризующее одновременно все подходы и особенное,

характеризующее один из подходов. Базой в психологии для изучения

понятия «жизненный успех» представляет собой положение о том ,что для каждой личности среди других потребностей свойственно потребность в достижениях, которая побуждает человека стремиться к наилучшему реализацию деятельности. Из-за этого мы может делать вывод, что появление и развитие потребности в достижениях сравнивается с собственными способностями и возможностями, а предполагаемый результат деятельности с образом «Я» и самооценкой[3].

Анализируя сравнение жизненного успеха и самооценки, в психологии

традиционно применяют формулу У.Джеймса. Он рассматривает самооценку

как величину, прямо пропорционально успеху и обратно пропорционально к

притязаниям. Это соотношение можно выразить виде формулы:

успех

Самооценка --

притязания

Мы считаем, что концептуальное значение данной формулы не стоит преувеличивать, так как соотношение основных элементов в ней рассматривается довольно упрощено. Но другой стороны У.Джеймс, на наш взгляд, зафиксировал важный момент: человек оценивает степень успешности- неуспешности исходя из своих притязаний к этому миру, которые предъявляет он к себе .Исходя из выше сказанного , можно сказать, что уровень притязаний представляет собой один из основных элементов, которые помогают раскрывать содержания понятия жизненный успех в психологии [1].

Следовательно, основной категорией феномена успеха является уровень притязаний, при помощи которой актуализируется определение понятия успеха в психологической науке. Этот критерий был предложен психологическим направлением немецкого психолога К. Левина[2]. Причиной актуализации данного критерия можно считать проведенные конце 20 - х гг ХХ века ,исследования Т. Дембо, по провоцированию гнева у испытуемых. Исследователь предлагал испытуемым неразрешимые или сложные задачи , и установил, что, если для индивида поставить слишком сложные цели , он ищет более легкую задачу, предполагающую собой подведение его к определенной цели, которую испытуемый достигает, переходя от одного уровня к другому. Эту промежуточную цель Т. Дембо назвала «уровнем притязаний»[2].

Основные характеристики представлений о жизненном успехе

старшеклассников

Представления человека о жизненном успехе, обусловлены иерархической системой жизненных ценностей индивида, которая, равным образом, обоснованно показывает господствующую в том или ином социальной среде концепцию ценностей как степени развития общества и культуры. Исследование ценности старшеклассников касательно жизненного успеха нам дает раскрыть уровень ее адаптации к новизне, наметить ее инновационный потенциал, обуславливающий развитие и состояние отечественного общества в будущем.Изучаемое поле проблемы ценности

развития на пересечения таких гуманитарных наук, как философия, психология, культурология, социология и др. [4]

Современном обществе существует большое количество систем ценностей, ее различные виды и из-за этого, можно сказать, что ценность полифункционально. Содержание понятия нередко употребляется наряду с такими понятиями как «идеал», «эталон», «благо», «норма» и др.

Исходя из этого, можно сказать, что в науке есть множество определений понятия «ценность». Впрочем, содержание ценностей едина. Таким образом, задача вычленения универсальных признаков, определений понятия «ценность»,важна для определения представлений о жизненном успехе.

Успешность или неуспешность в жизненной пути под контролем в какой-то мере от собственных стараний человека, от возможности его непринужденно адаптации к изменяющемся условиям общества. При этом, в будущем обогащение человека в материальном и духовном плане под влиянием от качества и количества его вложенных стараний уже сейчас.

Следовательно, можно говорить о ценности в сознании отдельной группы людей существуют как предприимчивость, личное благосостояние, инициативность ,рационализм , работа и жизненный успех. Помимо того большую ценность обретает время.[34]

Изучение представлений о жизненном успехе старшеклассников Для изучения представлений о жизненном успехе старшеклассников на их профессиональный выбор нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 40 старшеклассников - учащихся школ в г. Елабуга в возрасте 15 - 16 лет. Респондентам был задан вопрос«Дайте определение понятию жизненный успех?», далее ответы старшеклассников были проанализированы при помощи метода контент - анализа для выявления наиболее встречающихся мотивов. Ниже представлена таблица с наиболее встречающимися категориями ответов (см. табл. 1):

«Дайте определение понятию жизненный успех?» Цель, с которой респондентам задавался данный вопрос состояла в том, чтобы определить их представлений о сущности понятия «жизненный успех». В результате контент - анализа ответов на вопрос №1 мы получили следующую классификационную таблицу. (см. табл. 1).

Таблица 1

Наиболее встречающиеся категории ответов респондентов на вопрос

«Д ,айте определение понятию жизненный успех?»

Категории (ответы) Частота встречаемости Ранг В % соотношении

Удача в жизни 7 3 9%

Значимость человека в обществе 6 4 8%

Духовное богатство 3 6 4%

Получение положительных эмоций 7 3 9%

Наличие близких людей рядом 9 2 12%

Значимое достижение в жизни 29 1 38%

Учебная деятельность 1 7 2%

Профессиональная 5 5 7%

деятельность

Здоровье 3 6 4%

Материальное богатсво 5 5 7%

Как показывают результаты, наиболее часто встречающимися ответами, являются ответы, основной смысл которых заключается в том, что у опрошенных старшеклассников понимают понятие «жизненный успех» как значимое достижение в жизни(38%). На втором месте по количеству встречаемости - стоит «наличие близких людей рядом»(12%), исходя из этого, можно сказать, что старшеклассники охарактеризуют данное понятие с поддержкой семьи и друзей. Мы предполагаем, что это связано боязнью потерять близких людей. На третьем месте по встречаемости у исследуемой выборки старшеклассников стоят такие пункты, как «получение положительных эмоций» и «удача в жизни»(9%), это свидетельствует о том факте, что старшеклассники представляют жизненный успех некой удачей и получением положительных эмоций. Далее по частоте встречаемости стоит «значимость человека в обществе»(8%). Данное явление свидетельствует о том, что старшеклассники считают, что если станут популярным, значимым человеком в обществе, то они достигнуть жизненного успеха. Далее идут пункты «профессиональная деятельность» и «материальное богатство»(7%). Материальное богатство - является достаточно типичным представлением успеха в обществе, хотя в данной исследование по иерархии представлений находится довольно низко. «Профессиональная деятельность» - то есть в данном случае старшеклассник понимает данное понятие как работу по специальности, которая ему нравится. Так же в данной диаграмме есть такие пункты, как «духовное богатство», «здоровье» и « учебная деятельность» (4% и 2% соответственно). Данные представления находятся в иерархии представлений данного исследования предпоследних и последнем соответственно. Это говорит нам, а том, что старшеклассники соотносят понятие «жизненный успех» к пунктам «духовное богатство», «здоровье» и «учебная деятельность», но не больше, чем предыдущие пункты.

Также можно разделить все ответы респондентов на два ещё большие группы на основании того, какого рода факторы опосредуют представления - это внешние («удача в жизни», «значимость человека в обществе» «наличие близких людей рядом» «материальное богатство» «профессиональная деятельность», «учебная деятельность», «значимое достижение в жизни») и внутренние («духовное богатство», « получение положительных эмоций », « здоровье ».

Таким образом,большинство старшеклассников связывают представления о жизненном успехе со значимыми достижениями жизни такие, как достижение поставленных целей, результатов той или иной деятельности и удовлетворением своих потребностей жизни; так же

достаточно распространёнными представлениями жизненного успеха являются представления, связанные с получением положительных эмоции и удачей в жизни, так же представления о жизненном успехе, связанные со значимостью человека обществе, профессиональной деятельностью и материальным богатством

Использованные источники:

1.Джеймс У. Научные основы психологии. - СПб.,2002- с.76-89

2.Дембо Т. Гнев как динамическая проблема. / В кн. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001- с.23-57

3.Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Питер - пресс, 2001. - 95 с.

4.Магун В.С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. - М.: Изд-во ИС РАН, 2003-с.123-143

5.Руткевич М.Н. Общественные потребности системы образования и жизненные планы молодежи. / Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. - В 2 Ч. - Екатеринбург, 2010. - Ч. 1. - с. 14-23

УДК-659.4.012.12

Данилова Л. С. студент магистратуры, 2 курс ФГАОУВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» Россия, г. Якутск Научный руководитель: Спиридонова Р.Ф.

старший преподаватель кафедра Экономики и управления производством Финансово-экономический институт ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» Россия, г. Якутск АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АГРЕГАТОР ПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК INDRIVER» (НА ПРИМЕРЕ ГК «СИНЕТ») НА

ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА Аннотация: В статье идет речь об интерактивных сервисах вызова такси, рассмотрен выход проекта inDriver на рынок Казахстана, даны рекомендации для дальнейшего развития данного проекта на этом рынке.

Ключевые слова: маркетинг, конкуренция, конкурентная среда, IT-индустрия, мобильные приложения, инструменты продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.