Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ В МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ В МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / ЖЕНСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕПОЛНЫЕ РАСШИРЕННЫЕ СЕМЬИ / СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Томгорова Галина Николаевна

В статье раскрывается проблема межпоколенных отношений в контексте трансгенерационных факторов, влияющих на паттерны поведения женщин трех поколений в одной семье. При исследовании ролевой структуры семьи можно увидеть причины ролевых столкновений, которые влияют на выбор модели построения внутрисемейных отношений. Так, изучение роли ребенка в неполных расширенных семьях, отягощенного исполнением взрослыми чужих ролей, на наш взгляд, поможет в дальнейшем понять, как это обстоятельство влияет на отношения с партнером во взрослом возрасте. Не менее важно осмыслить роль бабушки, которая при отсутствии отца принимает серьезное участие в воспитании ребенка, и понять в целом систему распределения ролей в триаде «бабушка - мать - дочь». На основе полученных результатов исследования двух групп респондентов (1 - незамужние женщины, мамы которых находятся не замужем; 2 - незамужние женщины, чьи мамы состоят в браке) были выявлены особенности социальных представлений о распределении внутрисемейных ролей и их влияние на межпоколенные отношения у женщин, приводящие к нежелательному женскому одиночеству во взрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES ABOUT FAMILY ROLES IN INTERGENERATIONAL RELATIONSHIP IN FULL AND INCOMPLETE FAMILIES

The paper reveals the problem of intergenerational relationship in the context of transgenerational factors that affect the behavior patterns of women of three generations in the same family. When studying the role structure of a family, you can see the causes of role clashes between family members that affect the choice of a model for building intra-family relationships. Thus, studying the role of the child will help you understand what exactly is invested in this understanding and how the heavy role of the child, in incomplete extended families, the responsibilities of adult family members affects the relationship with a partner in adulthood. Moreover, It is not less significant to understand the role of a grandmother, who is also involved in the upbringing of the child, in the absence of the father, and how the roles are distributed in “grandmother-mother-daughter” triad. Based on the study of two groups of respondents- unmarried women whose mothers are not married, and unmarried women whose mothers are married, the features of social perceptions of the distribution of intra-family roles and their impact on intergenerational relationships among women, leading to undesirable female loneliness in adult life, were revealed.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ В МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ»

УДК 347.61

Томгорова Галина Николаевна

аспирант факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета https://orcid.org/0000-0002-7289-8070

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ В МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Tomgorova Galina Nikolaevna

PhD student,

Pedagogy and Psychology Department, Moscow Pedagogical State University https://orcid.org/0000-0002-7289-8070

PERSPECTIVES ABOUT FAMILY ROLES IN INTERGENERATIONAL RELATIONSHIP IN FULL AND INCOMPLETE FAMILIES

Аннотация:

В статье раскрывается проблема межпоколенных отношений в контексте трансгенерационных факторов, влияющих на паттерны поведения женщин трех поколений в одной семье. При исследовании ролевой структуры семьи можно увидеть причины ролевых столкновений, которые влияют на выбор модели построения внутрисемейных отношений. Так, изучение роли ребенка в неполных расширенных семьях, отягощенного исполнением взрослыми чужих ролей, на наш взгляд, поможет в дальнейшем понять, как это обстоятельство влияет на отношения с партнером во взрослом возрасте. Не менее важно осмыслить роль бабушки, которая при отсутствии отца принимает серьезное участие в воспитании ребенка, и понять в целом систему распределения ролей в триаде «бабушка - мать - дочь». На основе полученных результатов исследования двух групп респондентов (1 - незамужние женщины, мамы которых находятся не замужем; 2 - незамужние женщины, чьи мамы состоят в браке) были выявлены особенности социальных представлений о распределении внутрисемейных ролей и их влияние на межпоколенные отношения у женщин, приводящие к нежелательному женскому одиночеству во взрослой жизни.

Ключевые слова:

семейные роли, женское одиночество, межпоколенные отношения, неполные расширенные семьи, семейная психология, формирование лично-сти, социализация

Summary:

The paper reveals the problem of intergenerational relationship in the context of transgenerational factors that affect the behavior patterns of women of three generations in the same family. When studying the role structure of a family, you can see the causes of role clashes between family members that affect the choice of a model for building intra-family relationships. Thus, studying the role of the child will help you understand what exactly is invested in this understanding and how the heavy role of the child, in incomplete extended families, the responsibilities of adult family members affects the relationship with a partner in adulthood. Moreover, It is not less significant to understand the role of a grandmother, who is also involved in the upbringing of the child, in the absence of the father, and how the roles are distributed in "grandmother-mother-daughter" triad. Based on the study of two groups of respondents- unmarried women whose mothers are not married, and unmarried women whose mothers are married, the features of social perceptions of the distribution of intra-family roles and their impact on intergenerational relationships among women, leading to undesirable female loneliness in adult life, were revealed.

Keywords:

family roles, female loneliness, intergenerational relationships, incomplete extended families, family psychology, personality formation, socialization

Первыми учеными, кто разрабатывал понятие социальных ролей были Т. Сабрин, Р. Лин-тон, Дж. Г. Мид, М. Мид. Позже теория о статусно-ролевой структуре семьи получила развитие среди трудов по социологии и социальной семейной психологии. Из зарубежных авторов, кто изучал теорию ролей, можно отметить Н. Смелзера, К. Витакера, К. Имелинского, Г. Крайта, С. Кратохвила, С. Минухина, В. Сатира, Дж. Хейли, М. Эриксона. Исследовали эту тему и отечественные ученые, такие как Л.Я. Гозман, Ю.А. Алешина, Т.В. Андреева, Н.Н. Обозов, С.И. Голод, И.С. Кон, М.А. Мазманянн, А.А. Налчаджян, Н.Н. Олифирович, В.В. Столин, В.А. Сысенко, С.А. Сердакян, И.П. Волкова и др.

Любая семья является системой ролей, которые взаимодействую друг с другом. В результате формирование личности в семье представляет собой статусно-ролевую социализацию. Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правилами и обязанностями, а роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом [1]. Через ролевую структуру можно увидеть каким образом распределены обязанности между всеми членами семьи и насколько они соответствуют личным предпочтениям каждого, а также как исполнение этих ролей связано с семейными традициями или иными социальными нормами [2]. Немаловажное значение здесь играет чувство ответственности. Ответственность - склонность личности

придерживаться в своем поведении общепринятых в данной обстановке социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность быть в ответе за свои действия. Личность может нести ответственность за себя, отдельных членов групп и группу в целом. [3]. При этом многое зависит от типа семьи.

Так, традиционными считаются семьи, в которых за каждым ее членом закреплены роли, опирающиеся на половую принадлежность (например, жена выполняет роль хозяйки по дому, а муж отвечает за безопасность и материальное содержание семьи), а эгалитарными - семьи, где нет четких обязанностей, связанных с половой принадлежностью [4]. В последних основу распределения ролей составляет равенство между супругами, а роли выполняются из желания и воли каждого члена семьи.

На сегодняшний момент современная семья проходит этап развития, переходя из традиционной (классической) в эгалитарную. По результатам исследования современных психологов, сдвиг в сторону традиционной модели происходит только во время изменений в семье (например, при рождении ребенка). Но после окончания декрета, при возвращении женщины на работу семья вновь больше выбирает эгалитарную модель [5]. По мнению Т.Л. Крюковой, М.В. Сапоров-ской, Е.В. Куфтяк, исследующих эту тему, наиболее серьезной проблемой при исследовании ролевой структуры семьи является «само выделение ролей, так как они могут быть описаны по разным основаниям (например, инструментальные - экспрессивные), кроме того, они могут быть описаны, сформулированы как достаточно обобщенно (например, роль хозяйки - хозяина), так и на основании каких-либо частных семейных функций (например, приготовление пищи или закупка продуктов в магазине)» [6, с. 64].

В связи с тем, что общих принципов и теоретического описания правильного распределения семейных ролей никогда не было, каждая семья сама управляла этим распределением, зачастую бессознательно опираясь на модель, принятую в семье родителей, что приводит к ее идеализации и постоянному стремлению воспроизвести эту модель [7]. В родительских семьях супругов ролевые модели, как правило, разные, при этом каждый хочет воспроизвести именно свою, что приводит к внутрисемейным ролевым столкновениям. Бессознательное влияние прошлых родительских ролевых моделей приводит к тому, что супруги не всегда могут свободно выбирать себе роли, чаще выполняют роли, навязанные родителями или супругом, из-за чувства долга или вины перед ними.

Есть несколько общих понятий семейных ролей, к которым приходит большинство авторов. Это ответственный за дом, бюджет семьи, воспитание и заботу о детях, материальное обеспечение, организацию развлечений, психологическую обстановку, поддержку семейных связей с родственниками. По мнению С.А. Седракяна, изучающего ролевой подход в психологии семьи, «передача старшим поколением знаний о семейных ролях способствует повышению осведомленности развивающейся личности относительно ролевой принадлежности. Чем глубже и полнее знание ребенка о семейных ролях и статусах, тем более устойчивы и реалистичны ролевые ожидания. Идеальная внутрисемейная роль каждой личности входит в состав идеальной Я-концепции как одна из важнейших структур. Важно изучить тенденции ролевых столкновений в семье» [8, с. 10].

Хорошим решением в предотвращении внутрисемейных ролевых столкновений является осознанное распределение ролей в семье между ее членами, исходя из возможностей и результативности каждого, а не из предвзятого мнения или устаревших представлений о гендерных ролях. Работа с ролевыми столкновениями решит проблему конфликтов в семье и нежелательного женского одиночества в результате разводов. Помимо распределения ролей также важно обратить внимание на три важных параметра, которые хорошо показывают внутрисемейные отношения:

1. Идентификация человека с ролью в семье (т. е. осознавание человеком своей роли и ответственности перед другими членами семьи).

2. Ролевая компетентность (в нее входит сама способность человека выполнять свою роль).

3. Ролевая конфликтность (дает понимание о ролевых столкновениях, основанных на противоречиях поведенческих паттернов, которые поднимаются в результате выполнения роли).

Конфликт в семье чаще происходит на фоне соотношения реального исполнения роли с идеальным, которое каждый член семьи сам себе представляет, исходя из своего личного опыта. [9]. Неизвестно как понимает эти параметры ребенок по отношению к своей роли. Примечательно, что ролевую модель изучают только на уровне жена-муж. Между ними должна распределяться вся необходимая ответственность за семью. В это распределение не попадает ребенок, хотя в большинстве случаев он бессознательно берет на себя те роли, которые в семье освободились по какой-либо причине (например, роль матери или отца в связи с уходом или смертью одного из них). Даже приблизительных описаний, что должно входить в обязанности роли ребенка, нигде нет. Поэтому представление об этой роли сильно размыто. В перечень изучения семейных ролей также не попадает роль бабушки и дедушки.

В исследовании Н.С. Смирновой и А.Б. Холмагоровой выявлено, что отец серьезно влияет на формирование Я-концепции. Если отец отсутствует, то в образе ребенка доминирует образ матери [10]. В исследованиях М.В. Сапоровской отмечено, что «межпоколенное взаимодействие в семьях разного типа имеет свою специфику, которая проявляется в том, что основой является диадическое взаимодействие в разных системах «Мать - ребенок», «Бабушка - мать», «Бабушка - дочь», а другие подсистемы находятся на периферии, что обостряет межпоколенный конфликт и усиливает чувство неудовлетворенности отношениями у членов семьи» [11, с. 254]. Таким образом важно понять, как именно этот конфликт между диадами влияет на последующее женское одиночество. Также в этом исследовании было доказано, что «девушки и юноши чаще воспроизводят материнские установки на супружество, чем отцовские. Девушки чаще воспроизводят супружеские установки, связанные с деятельностью, а юноши - установки, связанные с межличностными отношениями. Существуют супружеские установки, которые в большей мере воспроизводятся девушками и юношами от их прародителей, преимущественно от бабушек. Это указывает на особую значимость женских фигур в процессе трансгенерации, независимо от пола ребенка» [12, с. 206]. Именно изучение этой деятельности в рамках семьи нами взята за основу.

Исследуя роль ребенка, мы можем понять причины парентификации в семье, исходя из занимаемых ролей. Парентификация - это переворачивание ценностей, то есть ситуация, в которой дети становятся родителями для собственных родителей. Это нездоровое искажение отношений, заслуг и долгов [13]. Данный процесс чаще происходит тогда, когда один или оба родителя не могут выполнять свои естественные роли в связи с невозможностью их реализации, что в последствии приводит к тому, что ребенок вынужден нести родительские роли.

Мы считаем важным исследовать роль ребенка в семье, раскрыть содержание данного явления, проследить как атмосфера неполной расширенной семьи (в частности, отсутствие отца), где роль ребенка отяжеляется в связи с исполнением взрослыми других семейных ролей, в дальнейшем повлияет на его отношения с партнером во взрослом возрасте. Также необходимо изучить принцип распределения ролей в семьях, в которых при отсутствии отца в воспитании ребенка участвует бабушка, и как распределяются роли в триаде «бабушка - мать - дочь».

Межпоколенные отношения между женщинами трех поколений в одной семье закладывают поведенческие неблагоприятные паттерны, приводящие женщин к нежелательному одиночеству. Благодаря изучению гендерного аспекта социально-психологических закономерностей в отношениях между женщинами в семье мы сможем понять причины этого одиночества и провести коррек-ционную работу. Нами выдвинута гипотеза, что причиной женского одиночества является неправильное распределение внутрисемейных ролей между одинокими женщинами в родительской семье. Мы предполагаем, что если между родителями и прародителями были сложные отношения, то у ребенка будет преобладать неблагоприятная модель супружеских отношений во взрослой жизни.

В современной психологии тема внутрисемейных ролей мало изучена, поэтому исследование закономерностей поведения матери и дочери в ролевом контексте покажет причины и следствия выбора их поведения. Наша задача заключалась в исследовании сущности внутрисемейных ролей, которые берут на себя осознанно и неосознанно бабушки, матери и дочери в одной семье, и диагностировать закономерности поведения каждой из них. Для выявления социальных представлений незамужних женщин о распределении и сущности ролей мы провели исследование по методике незаконченных предложений. Мы разделили испытуемых на две группы по тридцать человек. Это были незамужние женщины (от 29 до 56 лет), чьи матери не замужем; и незамужние женщины (от 27 до 46 лет), чьи матери состоят в браке. Мы предложили следующую инструкцию: «Закончите следующие предложения...», так как семейный статус испытуемых и разница в статусах их матерей может показать влияние на социальные представления о распределении и сущности семейных ролей [14].

Нам удалось выявить уровень социальных представлений о семейных ролях в двух группах испытуемых через анализ заполненных бланков. Согласно полученным данным, установлены следующие частоты представлений о семейных ролях всех испытуемых (табл. 1-4).

Таблица 1 - Итоговые результаты частоты уровня представлений

о семейных ролях по всей выборке_

Уровень представлений о семейных ролях

Категория Нет четкого представле- Размытое представление Четкое представление

ния о семейной роли о семейной роли о семейной роли

Роль матери 15 105 113

Роль бабушки 45 107 132

Роль отца 30 64 87

Роль ребенка 15 113 50

Семейная роль вообще 7 19 41

Итого: 112 408 438

Таблица 2 - Итоговые результаты частоты уровня представлений о семейных ролях по незамужним женщинам, чьи мамы не замужем (I группа)_

Уровень представлений о семейных ролях

Категория Нет четкого представле- Размытое представление Четкое представление

ния о семейной роли о семейной роли о семейной роли

Роль матери 13 71 36

Роль бабушки 27 64 54

Роль отца 24 44 25

Роль ребенка 9 55 25

Семейная роль вообще 5 14 17

Итого: 78 248 157

Таблица 3 - Итоговые результаты частоты уровня представлений о семейных ролях по незамужним женщинам, чьи мамы замужем (II группа)_

Уровень представлений о семейных ролях

Категория Нет четкого представле- Размытое представление Четкое представление

ния о семейной роли о семейной роли о семейной роли

Роль матери 2 34 77

Роль бабушки 18 43 78

Роль отца 6 20 62

Роль ребенка 6 58 25

Семейная роль вообще 2 5 24

Итого: 34 160 266

Таблица 4 - Сравнительный анализ частот уровня представлений о семейных ролях между группами незамужних женщин, чьи мамы не замужем (I группа)

и чьи мамы замужем (II группа

Категория Критерий Хи-квадрат Уровень значимости р

Роль матери 35,803*** < 0,001

Роль бабушки 10,163** 0,007

Роль отца 35,425*** < 0,001

Роль ребенка 0,680 0,712

Семейная роль вообще 6,407* 0,041

Примечание: различия значимы на уровне *** р < 0,001, ** р < 0,01, * р < 0,05.

Анализ результатов в таблице 2, т. е. в группе женщин, которые выросли без отца, а с мамой и бабушкой, показал, что они имеют более четкое представление о ролях матери и бабушки в отличие от представления роли отца. Продолжая предложение: «Я считаю, что главная роль матери для ребенка...», испытуемые фиксировали, что заботиться и любить своего ребенка - основная задача матери. Как именно эта забота должна быть проявлена не уточнялось. Продолжая предложение; «Это неправильно, когда бабушка выполняет роль...» женщины отмечали негативную роль бабушки при исполнении роли мамы или папы. Скорее всего у женщин этой группы есть отрицательный опыт в родительской семье, где бабушка брала на себя роль отца или матери из-за отсутствия отца в семье. Продолжая предложение: «На мой взгляд бабушка должна выполнять роль.», испытуемые подтверждали благоприятное воздействие роли бабушки, когда она поддерживает ребенка и проявляет к нему доброту. Негативное представление о роли бабушки вызывала функция «быть мамой для мамы».

Мы видим, что у испытуемых этой группы либо размытое представление о роли отца, либо оно полностью отсутствует. При этом предложение: «Я считаю, что роль отца в семье...» испытуемые часто дополняли текстом, в котором отец ассоциировался с образами «защитника» и «добытчика».

Нами была отмечена сложность в формулировании роли ребенка в семье. При формулировании предложения: «Думая, что самая важная роль ребенка по отношению к маме.», самым распространенным ответом была фраза: «быть ребенком». При этом сущность роли и ее функции не были отмечены. Анализируя дополнения фразы: «Семейная роль - это.», мы получили подтверждение, что главным принципов при распределении семейных ролей является дифференциация обязанностей и ответственности в семье.

Анализ второй группы (таблица 3), состоящей из незамужних женщин, чьи матери находятся в браке, показал более четкое описание ролей матери и отца. Продолжая предложение: «Я считаю, что главная роль матери для ребенка.», испытуемые отметили, что роль матери определяется его защитой и поддержкой. В первой группе защитная функция матери не отмечалась. Скорее всего, это указывает на то, что во второй группе женщины нуждались в защите в детском возрасте больше, чем в первой.

В данной группе наблюдается и более четкое представление о роли отца, так как он присутствовал в жизни испытуемых. Важно подчеркнуть, что, выражая свое мнение в дополнение к тексту: «Я считаю, что роль отца в семье.», испытуемые второй группы характеризовали роль отца как незначительную, второстепенную в семье. Предложение «Роль отца в моей семье была.» женщины дополнили негативными характеристиками, что объясняется противоречивым восприятием мужчины исключительно как «слабака» или «добытчика». При этом, предложение: «Я считаю, что роль отца в семье ...», женщины дополнили позитивными представлениями о роли отца. Как и в первой группе, в ответах преобладали определения «добытчика» и «защитника». Мы предполагаем, что такая оценка является компенсаторной реакцией на отсутствие супруга.

Возникли сложности с продолжением предложения: «Думаю, что самая важная роль ребенка.». Ответы испытуемые двух групп формулировали очень размыто, выбирая выражение: «просто быть ребенком». При этом родители считают неправильным, когда ребенок сам находится в роли родителя. Поэтому предложение: «Это неправильно, когда ребенок находится в роли.», женщины преимущественно дополняли фразой: «быть родителем для родителей».

Для изучения роли бабушки испытуемым было предложено дополнить предложение: «Это неправильно, когда бабушка выполняет роль.». Из полученных результатов можно сделать вывод, что большинство женщин этой группы негативно относятся к бабушкам, когда они берут на себя функцию управления всей семьей. Часто при описании этого члена семьи использовались слова: «генерал», «идол», «главная». По нашему мнению, система семейных ролей в данной группе деформирована. Беря на себя управление всей семьей, бабушки исполняли роль и отца и матери в воспитании своих дочерей, что могло впоследствии повлиять на их размытое представление о роли отца в семье, и о значимости роли мужчины в целом. А это, в свою очередь, могло стать причиной их женского одиночества. Согласимся с мнением А.В. Черникова о том, что распределение семейных ролей в обоих группах - это дифференциация обязанностей и ответственности [15].

Мы также провели статистический анализ и сравнили частоты уровня представлений о семейных ролях в двух группах женщин (таблица 4). Для этого использовался статистический критерий Хи-квадрат. Результаты исследования свидетельствуют о том, что женщины, чьи мамы были и не были замужем, значимо различаются по сформированности представлений о роли матери в семье (х2 = 35,803, p < 0,001). В группе женщин с замужними мамами это представление более четко сформировано. Аналогичные различия мы наблюдаем по уровню сформированности представлений о роли отца (х2 = 35,425, p < 0,001). Четкие представления также выявлены в группе женщин с незамужними мамами. Мы связываем это с тем, что женщины, которые выросли в неполных семьях, имеют более спутанное представление о родительских ролях, потому что по сути их матери выполняли две родительские роли одновременно.

По таблице 4 мы видим значимые различия между двумя группами женщин в четкости представлений о семейной роли бабушки (х2 = 10,163, p < 0,01). Данные представления более четко сформированы в группе женщин, чьи мамы замужем. Опять же, мы можем предполагать, что бабушки в неполных семьях могли выполнять замещающие роли одного или обоих родителей. При этом можно отметить, что сформированность представлений о семейной роли ребенка во всех группах выражена на приблизительно одинаковом уровне. Это означает, что семейный статус матери не влияет на представление женщины о роли ребенка в семье. Также различия наблюдаются и по сформированности представлений о семейной роли вообще (х2 = 6,407, p < 0,05).

Таким образом, основываясь на итоговых цифрах, полученных в результате исследования в каждой группе, можно увидеть, что в семьях, чьи мамы были замужем, представление о семейных ролях у ребенка более четкое, чем в семьях с незамужними мамами. В первой группе женщин показатель нечеткости в понимании семейных ролей почти в два раза больше, чем во второй группе испытуемых. Это говорит о том, что в полных семьях ребенок лучше понимает роль каждого члена семьи, чем в семьях без отца.

Подводя итог нашего исследования, мы видим, что у испытуемых обеих групп нет четкого представления о роли ребенка. На наш взгляд, именно это повлияло на неконструктивную попытку женщин неосознанно брать на себя роли других членов семьи. Отягощенный ролями других членов семьи, ребенок чувствует неадекватность подобной ситуации, поскольку разрушается правильное распределение ролей и соответствующее отношение членов семьи друг к другу. В дальнейшем мы планируем провести дополнительные исследования о влиянии представлений о роли ребенка и об ощущении им избыточной ответственность через выполнение членами семьи чужих внутрисемейных ролей, которые влияют на выбор модели построения семьи во взрослом возрасте.

Ссылки:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2008. 176 с.

2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблема // Вестник Московского государственного университета. Серия 14: Психология. 1987. № 2. С. 18-26.

3. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб., 2005. 239 с.

4. Шварц Р.К. Системная семейная терапия субличностей / пер. с англ. Х.М. Воскановой. М., 2011, 334 с.

5. Алешина Ю.Е. Указ. соч.

6. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Указ. соч. С. 64.

7. Ruppert F. Frühes Trauma. Stuttgart, 2014. 307 p.

8. Седракян С.А. Психология семьи. Ролевой подход : монография. М., 2019. 297 с.

9. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Указ. соч.

10. Смирнова Н.С, Холмогорова А.Б. Межличностная (социальная) поддержка у подростков из социально неблагополучных семей // Молодые ученые - московскому образованию : материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2007. С.69-70.

11. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в семье : дис. ... д-ра психол. наук. Кострома, 2013. 613 с.

12. Там же. С. 206.

13. Щутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгендерные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / пер. с фр. И.К. Масалкова. Москва, 2005. 256 с.

14. Томгорова Г. Н. Представления о семейных ролях в межпоколенных отношениях как детерминанты женского одиночества // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого- педагогической науке и практике : сборник статей XVI Международной научно-практической конференции / под ред. Л.М. Митиной. М., 2020. С. 275-278.

15. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М., 2001. 202 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.