Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОССИИ У ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОССИИ У ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна, Филимонов Юрий Владимирович

В последние годы наблюдается всплеск интереса к изучению образа России в самых разных науках - социальной психологии, истории, политологии, политической географии. Проблема формирования положительного образа России занимает важное место в системе приоритетов страны. Изучение образа страны должно учитывать обе его направленности - в мире («внешний образ») и внутри («внутренний образ»), которые часто могут содержать противоречивые, разнонаправленные тенденции. Мы предлагаем исследовать образ страны как интегральный, так как в нем отражаются образы территории, культуры и быта, менталитет народа, национальные символы, представления о политической власти. Целью исследования стала разработка программы диагностики образа России иностранными военнослужащими, проведение диагностики образа России у курсантов (иностранных военнослужащих) и выявление наиболее информативных критериев и показателей оценки имиджа российского государства. В процессе исследования выявлены критерии и показатели оценки образа России в представлениях иностранных военнослужащих. Методологическим обоснованием является стратегия смешивания методов: педагогический эксперимент, метод опроса (анкетирование, глубинные интервью, кейсовые исследования), метод анализа информации (анализ эссе), обобщение и систематизация результатов исследования, проектирование учебно-методических рекомендаций. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предлагаются новые методологические подходы к разработке программы формирования положительного образа России в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения в учебно-воспитательный процесс с целью коррекции образа России у иностранных военнослужащих: в постановке целей и задач, определении содержания, методики, результатов процесса обучения; в проведении внеаудиторных и воспитательных мероприятий, организации форм культурно-досуговой и бытовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна, Филимонов Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF RUSSIA AMONG FOREIGN MILITARY PERSONNEL AND THE PROBLEMS OF FORMING A POSITIVE IMAGE OF THE STATE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

In recent years, there has been a surge of interest in the study of the image of Russia in various sciences - social psychology, history, political science, political geography. The issue of forming a positive image of Russia takes an important place in the system of the country's priorities. The study of the country's image should consider both of its sides - in the world ("external image") and at home ("internal image"), which can often include contradictory, multidirectional trends. We propose to study the image of the country as an integral one, since it reflects the images of the territory, culture, people, national symbols, ideas about political power (such as images of the state, power, political institutions, leaders). The aim of the study was to develop a program for diagnosing the image of Russia among foreign military personnel, to diagnose the image of Russia among cadets (foreign military personnel) and to identify the most informative criteria and indicators for assessing the image of the Russian state. During the study, criteria, and indicators for assessing the image of Russia in the minds of foreign military personnel were identified. The methodological basis is the strategy of mixing methods: a pedagogical experiment, a survey method (questionnaires, in-depth interviews, case studies), an information analysis method (essay analysis), generalization and systematization of research results, design of educational and methodological recommendations. The theoretical significance of the work lies in the fact that new methodological approaches are proposed to the development of a program for the formation of a positive image of Russia while teaching the disciplines of the social and humanitarian cycle. The practical significance of the work lies in the opportunity of introducing it into the educational process to correct the image of Russia among foreign military personnel: in setting goals and objectives, determining the content, methodology, and results of the learning process; in holding extracurricular and educational events, organizing different forms of cultural, leisure and everyday activities.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОССИИ У ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221045 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11045 УДК 37.012

Представления о России у иностранных военнослужащих и проблемы формирования положительного образа государства в учебно-воспитательном процессе

Image of Russia among foreign military personnel and the problems of forming a positive image of the state in the educational process

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Воробьева Наталия Владимировна,

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Омского автобронетанкового инженерного института - филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева» Министерства обороны РФ в г. Омске, Россия ORCID: 0000-0002-3499-4635 nat.vorobiova@gmail.com

Филимонов Юрий Владимирович,

преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Омского автобронетанкового инженерного института - филиала ФГКВОУ Во «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева» Министерства обороны РФ в г. Омске, Россия yrbas23071988@yandex.ru

Natalia V. Vorobieva,

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Omsk Armored Vehicle Engineering Institute, branch of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulev, Ministry of Defense of the Russian Federation, Omsk, Russia ORCID: 0000-0002-3499-4635 nat.vorobiova@gmail.com

Yury V. Filimonov,

Lecturer at the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Omsk Armored Vehicle Engineering Institute, branch of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulev, Ministry of Defense of the Russian Federation, Omsk, Russia yrbas23071988@yandex.ru

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Воробьева Н. В., Филимонов Ю. В. Представления о России у иностранных военнослужащих и проблемы формирования положительного образа государства в учебно-воспитательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. - № 06. С. 72-90. URL: http://e-koncept.ru/2022/221045.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11045

N. V. Vorobieva, Y. V. Filimonov, Image of Russia among foreign military personnel and the problems of forming a positive image of the state in the educational process // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 06. P. 72-90. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211045.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11045

Поступила в редакцию Received 13.04.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 23.05.22

Принята к публикации Accepted for publication 23.05.22 Опубликована Published 30.06.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Воробьева Н. В., Филимонов Ю. В., 2022

Аннотация

В последние годы наблюдается всплеск интереса к изучению образа России в самых разных науках - социальной психологии, истории, политологии, политической географии. Проблема формирования положительного образа России занимает важное место в системе приоритетов страны. Изучение образа страны должно учитывать обе его направленности - в мире («внешний образ») и внутри («внутренний образ»), которые часто могут содержать противоречивые, разнонаправленные тенденции. Мы предлагаем исследовать образ страны как интегральный, так как в нем отражаются образы территории, культуры и быта, менталитет народа, национальные символы, представления о политической власти. Целью исследования стала разработка программы диагностики образа России иностранными военнослужащими, проведение диагностики образа России у курсантов (иностранных военнослужащих) и выявление наиболее информативных критериев и показателей оценки имиджа российского государства. В процессе исследования выявлены критерии и показатели оценки образа России в представлениях иностранных военнослужащих. Методологическим обоснованием является стратегия смешивания методов: педагогический эксперимент, метод опроса (анкетирование, глубинные интервью, кейсовые исследования), метод анализа информации (анализ эссе), обобщение и систематизация результатов исследования, проектирование учебно-методических рекомендаций. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предлагаются новые методологические подходы к разработке программы формирования положительного образа России в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения в учебно-воспитательный процесс с целью коррекции образа России у иностранных военнослужащих: в постановке целей и задач, определении содержания, методики, результатов процесса обучения; в проведении внеаудиторных и воспитательных мероприятий, организации форм культурно-досуговой и бытовой деятельности.

Ключевые слова

Abstract

In recent years, there has been a surge of interest in the study of the image of Russia in various sciences - social psychology, history, political science, political geography. The issue of forming a positive image of Russia takes an important place in the system of the country's priorities. The study of the country's image should consider both of its sides - in the world ("external image") and at home ("internal image"), which can often include contradictory, multidirectional trends. We propose to study the image of the country as an integral one, since it reflects the images of the territory, culture, people, national symbols, ideas about political power (such as images of the state, power, political institutions, leaders). The aim of the study was to develop a program for diagnosing the image of Russia among foreign military personnel, to diagnose the image of Russia among cadets (foreign military personnel) and to identify the most informative criteria and indicators for assessing the image of the Russian state. During the study, criteria, and indicators for assessing the image of Russia in the minds of foreign military personnel were identified. The methodological basis is the strategy of mixing methods: a pedagogical experiment, a survey method (questionnaires, in-depth interviews, case studies), an information analysis method (essay analysis), generalization and systematization of research results, design of educational and methodological recommendations. The theoretical significance of the work lies in the fact that new methodological approaches are proposed to the development of a program for the formation of a positive image of Russia while teaching the disciplines of the social and humanitarian cycle. The practical significance of the work lies in the opportunity of introducing it into the educational process to correct the image of Russia among foreign military personnel: in setting goals and objectives, determining the content, methodology, and results of the learning process; in holding extracurricular and educational events, organizing different forms of cultural, leisure and everyday activities.

Key words

иностранные обучающиеся, положительный образ России, иностранные военнослужащие, адаптация

foreign students, image of Russia, foreign military personnel, adaptation

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность коллективу 11-й кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Омского автобронетанкового инженерного института. Работа выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Формирование положительного образа России у иностранных военнослужащих в учебно-воспитательном процессе вузов МО РФ».

The authors express their gratitude to the staff of the 11th Department of Military-Political Work in the troops (forces) of Omsk Armored Vehicle Engineering Institute. The work was carried out within the framework of the research work "Formation of a positive image of Russia among foreign military personnel in the educational process of educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation".

Введение / Introduction

В настоящее время, в условиях строительства новых международных отношений, непросто сохранить положительный имидж государства. Многие страны Запада препятствуют налаживанию контактов Российской Федерации с другими государствами, и в то же время некоторые союзные государства повернулись спиной к России. По этому поводу президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Естественное и необходимое самоочищение общества только укрепит нашу страну, нашу солидарность, сплоченность и готовность ответить на любые вызовы...» [1] Но в ряде дружественных государств сложился положительный образ России, и они поддерживают ее

внешнюю политику, а иностранные военнослужащие продолжают обучаться в российских военных вузах, так как видят реальное положение изнутри страны. Поэтому основная задача командиров и профессорско-преподавательского состава состоит в том, чтобы сохранить и приумножить позитивный образ России в сознании иностранных курсантов, а для этого необходимо сначала самому сформировать этот образ и пропагандировать его внутри страны своему народу.

На территории Российской Федерации разрабатываются самые современные образцы вооружения и военной техники, которые показали свои качественные характеристики на практике во многих вооруженных конфликтах, и это не может не вызывать интерес у иностранных государств. Вооружение и военная техника Вооруженных сил Российской Федерации широко востребованы в ряде стран Азии, Африки, Ближнего Востока, и поэтому в этих странах возникает необходимость подготовки специалистов, способных работать с данной техникой.

Высокая доля экспорта отечественного вооружения способствовала резкому росту интереса к подготовке иностранных обучающихся в российских военных вузах. По данным Министерства обороны Российской Федерации за последние пять лет, процент подписания контрактов на обучение военных специалистов в стенах российских военных вузов увеличился с 68 до 81 %.

Повышение привлекательности и конкурентоспособности российского военного образования выступает действенным механизмом опережающей экспортной национально-образовательной стратегии, укрепления политического влияния Российской Федерации на международной арене, активного распространения российских академических, научных и культурных ценностей.

Для того чтобы повысить привлекательность и конкурентоспособность российского военного образования, необходимо сформировать в сознании иностранных партнеров правильный образ России, в который необходимо заложить позитивное отношение к культуре и ценностям российского народа, толерантность по отношению к внешней политической стратегии Российской Федерации, а также положительный настрой на политическое, экономическое и, в частности, военное сотрудничество.

Выполнение данной задачи ложится на плечи руководящего и профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций, осуществляющих подготовку иностранных специалистов. Для этого необходимо создание комфортных психолого-педагогических условий для успешного обучения иностранных военнослужащих, их адаптации к новым условиям проживания, знакомства с российской культурой, историей и традициями, что требует глубокого теоретико-методологического и научно-методического обоснования принимаемых решений.

Обзор литературы / Literature review

Методологическим полем исследования является теория образа. Междисциплинарное научное направление, предмет исследования которого - образ, в современных гуманитарных науках принято называть «иконический поворот». Анализ образов в рамках указанного направления может производиться с позиции антропологии на основе подходов визуального медиаведения, культурологии, а также в предметном поле визуальных исследований [2].

Образы обладают многослойностью восприятия и рецепции, они изучаются с точки зрения их предыстории, с точки зрения их отношения к изображаемому, их «смысла» и своеобразия. Исследователь Штефан Майейтшак писал: «Образ возникает

как результат личной или коллективной символизации. Все, что попадает в поле видения или внутреннего зрения, можно объявить образом или превратить в образ» [3]. Понятие образа антропологизируется, поскольку связь с восприятием, субъективным взглядом и внутренним зрением провозглашается центральным критерием образа, что решительно выводит за рамки объектного статуса образов.

Историческая имагология изучает образы исторических личностей, образы исторических эпох и образ страны в целом. Например, работа Н. А. Коноваловой посвящена образам самодержавной власти [4], ряд наших исследований посвящен образу Святейшего Патриарха Никона. В монографии «Образ патриарха Никона в историческом сознании и массовой культуре» (2013) рассматриваются аспекты формирования историографического научного и медийного обыденного образа патриарха, источники видения и оценки личности, воззрений и деяний [5]. Работа была продолжена в 2019 г. монографией «Святейший Патриарх Никон: вера, власть, образ», где на основании широкого круга исторических источников реставрирован прижизненный образ в официальной, старообрядческой критической и апологетико-агиографиче-ских традициях [6]. Под нашей редакцией в 2019 г. вышел сборник Всероссийской научно-практической конференции «Визуальные образы современной культуры», где сквозь призму визуальной семиотики рассматривались проблемы современной теологии и религиоведения [7].

Образ может рассматриваться как компонент общественного сознания, как символический текст, как отражение наиболее значимых характеристик исторического сознания на определенном историческом промежутке. К примеру, новосибирский историк Н. Н. Родигина в монографии «Другая Россия: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начала ХХ вв.» исследует образ региона посредством дискурсивного анализа зафиксированных в «толстых журналах» практик общественного мнения, базирующихся на знаниях о регионе как продукт коллективного воображения, который, по словам автора, «сознательно или самопроизвольно конструировался заинтересованными интеллектуальными или политическими элитами» [8].

Ималогическая парадигма позволяет исследовать не только образы отдельных личностей, но и образы эпох и даже стран; к примеру, в монографии А. В. Святославского «История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов» исследуются социокультурные механизмы коммеморации на примере объектов материальной культуры в городской, сельской, усадебной, монастырской среде, некрополях [9].

Вопросам политической мифологизации и демифологизации образа России посвящены работы ряда политологов и историков культурной пропаганды. В докторской диссертации А. В. Федякина «Политика формирования позитивного образа Российского государства (теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа)» указывается, что «политика формирования позитивного образа России должна осуществляться как система спланированных и организованных <...> информационных кампаний, направленных как на отечественную аудиторию, так и на целевые группы в странах-союзниках, регионе СНГ, странах-партнерах в Европе, Азии, Африке, Южной и Северной Америке» [10].

Политика образов представляет собой важное поле, которое необходимо развивать в политологии. Новейшие подходы ориентируются на «визуальную политику» и теорию «политического образа» или же на «политологическое исследование образов», которое рассматривает образную политику в контексте медиальности ведения и оправдания войны или также политического посредничества. А. В. Федоров в книге

«Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015)» посредством проведения контент-анализа свыше 830 западных медиатекстов делает вывод о том, что «основным транслируемым в них сюжетом становятся преступления советской власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура, концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.); современность: беспомощность и коррупционность российских властей, которые не могут наладить экономику, контролировать скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью; современная Россия - страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих, обездоленных, несчастных людей; русские эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни (женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность)» [11]. Образ России для среднестатистического потребителя западных массмедиа становится образом «чужого», «чуждого», «другого», субалтерна, который должен молчать и внимать осуждающим его мнениям «высокоразвитого коллективного Запада».

Образ в указанном научном направлении рассматривается в качестве символического объекта-аккумулятора, с помощью которого различные социальные и политические группы актуализируют значимые для групповой солидаризации моменты.

Все эти подходы сталкиваются с той проблемой, что политология не владеет собственным инструментарием для анализа и критики образов, а потому вынуждена обращаться за помощью к истории искусства, особенно к «политической иконографии», — проблема, знакомая и другим дисциплинам, начинающим сейчас обращать внимание на функции своих образов.

Регулярно проводятся конференции, посвященные проблемам образа России и ее регионов. Под редакцией Л. П. Репиной в 2010 г. был издан сборник статей «Образы времени и исторические представления: Россия - Восток - Запад», в котором на материале различных культурных традиций и эпох рассматривались образы России сквозь призму парадигмы интеллектуальной истории: «комплексное изучение "феномена исторической памяти и традиций историописания в специфических социокультурных контекстах", по мнению авторов, позволяет понять, как сохраняется и передается информация о событиях, как складываются и используются исторические мифы, как происходят изменения в историческом сознании» [12]. Под редакцией В. А. Зверева в том же 2010 г. были опубликованы материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образы России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве», прошедшей в Новосибирске. Образы исторического прошлого России, ее регионов представлены как феномен сознания обучающихся. Транслятором исторического образа является педагог [13].

Формирование положительного образа России у иностранных обучающихся проходит в процессе социокультурной адаптации в стране обучения. Предоставление образовательных услуг иностранным студентам является одним из основных каналов реализации политики «мягкой силы» [14].

В зарубежной историографии отмечается, что особенностью современных военных конфликтов является создание механизмов отторжения идентичности в контексте фрагментации национальной идентичности, что и создает новые формы насилия, которое международным механизмам трудно остановить или обуздать [15].

Специалисты в этой области подтверждают, что предыдущие поколения войн основывались на прямом применении жесткой силы, военных действиях для достижения целей и что модели современных войн, начиная с войн четвертого и пятого

поколения, полностью отошли от традиционных стереотипов прошлых войн. Современная война нацелена на стратегию разрушения государства изнутри с целью превращения в государство, неспособное как защитить свои границы, суверенитет и независимость, так и управлять своими учреждениями в рамках навязывания иностранной воли [16]. Ведущую роль здесь играет как образ собственного государства внутри страны, так и образ государства-противника.

Марлен Ларюэль, профессор-исследователь Университета Джорджа Вашингтона (США), директор Института Европы, российских и евразийских исследований (IERES), в статье «Нишевая "мягкая сила" России: источники, мишени и каналы влияния» утверждает, что «мягкая сила» России направлена на аудиторию с помощью таких каналов, как история и культура России; советское наследие; консервативная и нелиберальная политическая идентичность; статус «джокера» на международной арене. По ее мнению, проводимые в США и Европе государственные программы, направленные на борьбу с так называемой «российской (или китайской) дезинформацией», потерпели неудачу, так и не заставив людей воспринимать образ России иначе. Единственной площадкой, где еще возможно подобного рода воздействие, остаются социальные сети [17]. М. Ларюэль исследует возможности влияния неолибералов на изменение консервативного национального самосознания на постсоветском пространстве. Она указывает на то, что, если называть русских «путинскими полезными идиотами», упускается возможность сближения геополитических взглядов и прагматических интересов.

Образование иностранных военнослужащих может стать элементом не только «мягкой силы» (soft power), но и «умной силы» (smart power), решающим «оружием» в информационных войнах. Также применяется термин «ментальная война» или «война сознания». Джозеф Нью определяют «мягкую силу» как «способность воздействовать на других, чтобы получить желаемый результат посредством привлечения, а не принуждение или платы» [18]. Концепция фокусируется на формировании положительного образа национальных институтов, культуры, политики и внешней политики как у реальных, так и у потенциальных сторонников. Образ складывается из взглядов на культуру, внутриполитические и геополитические ценности.

Ученые Дж. Маммин, К. Динуп, М. С. Якумар, Г. Кумар эмпирически (на основании исследования индийских студентов, обучавшихся в австралийских университетах) пришли к выводу, что посредством образовательных обменов принимающая страна может получить богатые репутационные выгоды, когда иностранные студенты вернутся домой [19]. Образование является как общечеловеческой ценностью, а также механизмом укрепления политической легитимности на международном уровне.

В статье Арапны Варма «Сравнительный анализ русской, индийской и китайской мягкой силы в западной Азии» представлена оценка потенциала Индии, России, Китая в области образования иностранных обучающихся. Автор приходит к выводу о незначительном (по сравнению с дореволюционным периодом) влиянии России в рамках современного образования [20]. По мнению автора, Россия - Индия - Китай является альтернативой коллективному Западу, так как на протяжении истории человечества именно они всегда были великими цивилизациями. Россия в настоящее время должна использовать свои «гуманитарные основания» для подтверждения геополитического присутствия в Западной Азии, Индия должна более эффективно использовать свою многочисленную диаспору, а Китай - свои экономические инвестиции для продвижения своих интересов в Западной Азии.

Кейли Клиффорд в статье «Российские и африканские СМИ: применение "мягкой силы"» подчеркивает, что Россия стремилась создавать медианарративы, изображающие себя в качестве союзника, в то же время дискредитируя традиционных партнеров Африки, таких как Франция и США. Российские государственные СМИ, такие как RT, Sputnik и ТАСС, активно сотрудничают с африканскими, предлагая обучение работе со СМИ для отделов новостей [21]. Онлайн-контент, выпускаемый RT и Sputnik, приобретает все большую популярность во франкоязычной Африке, в нем ставятся под сомнение «ценности французской либеральной демократии» и продвигаются собственные интересы на континенте.

Возможно ли освобождение ученых не западных стран от западной идеологической парадигмы и неоколониального видения политического процесса? Воздействие образовательной парадигмы на переформатирование исследовательской оптики особенно ярко проявляется в период международных конфликтов. Приведем в качестве примера статью исследователей, преподавателей Эрика Мсутера Аондоверы (Нигерия) и Сулеймана М. Яр'Адуа (ОАЭ) «Влияние цифровых изображений на распространение фейковых новостей о российско-украинском кризисе в Twitter», в которой они отмечают, что российско-украинский конфликт стал причиной резкого увеличения масштабов и воздействия таких фальшивых изображений для подстрекательства к насилию и фейковых новостей, размещаемых в Twitter (заблокирован на территории Российской Федерации) [22]. Авторы проанализировали методами технологического детерминизма и теории визуальной риторики, семиотическим и качественным контент-анализом изображения, которые были опубликованы в Twitter за март 2022 г. Исследование показало, что в качестве инструмента атаки использовались поддельные цифровые изображения, которые служат платформой для распространения фей-ковых новостей. Они пришли к выводу, что на использование социальных сетей для распространения цифровых изображений во время военного конфликта не следует полагаться, поскольку это нанесет больший ущерб и усугубит кризис. Статья опубликована на ресурсе "Social Science Research Network" 21 марта 2022 г.

Изучение параметров социокультурной адаптации иностранных обучающихся в российских вузах стало актуальным и научно значимым полем исследований. Можно выделить несколько проблемных аспектов исследовательских проектов: во-первых, каналы адаптации, во-вторых, сложности в адаптации; в-третьих, этнические особенности обучающихся в ходе адаптационного процесса. Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов.

Н. В. Хисамутдинова отмечает, что основным агентом адаптации для иностранных обучающихся выступает профессорско-преподавательская корпорация [23]. В статье Е. М. Чикишева, А. А. Чикишевой «Оценка роли учреждения высшего образования в социальной адаптации и интеграции иностранных обучающихся в российскую среду» описывается социологическое исследование, проведенное в Тюменском государственном нефтегазовом университете методом сплошного индивидуального анкетирования (респонденты - иностранные обучающиеся I—II курсов в составе 244 человек) [24].

А. М. Клюшина, М. А. Торгашева рассматривают адаптацию как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды. Из наиболее значимых факторов, препятствующих скорейшей адаптации, авторы называют недостаточный уровень владения русским языком; сложность усвоения учебных дисциплин; сложности в отношениях с однокурсниками и преподавателями; неумение организовать свое время для самостоятельного изучения учебного материала; фактор удаленности от родных

и близких [25]. Аналогичной проблеме посвящена статья Ахмеда Аль-Накшбанди «Адаптация иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема», где на примере обучающихся в гражданских вузах Российской Федерации иранцев выявлена значительная часть (58%) дезадаптированных студентов. По мнению автора, основной причиной затруднений в успешной адаптации являются сложности, связанные с социальным окружением, а также индивидуальные психологические проблемы [26].

И. Г. Овсянникова, Т. М. Терещенко в статье «Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе» рассматривают особенности этапов адаптации (превентивный, начальный и основной). На примере китайских студентов в российских вузах на первое место по степени значимости они выделяют внеаудиторные воспитательные мероприятия (конкурсы и олимпиады по русскому языку, концерты и вечера национальной культуры), вторым фактором становится овладение русским языком в кратчайшие сроки [27].

Сложностям педагогической адаптации в силу недостаточного знания русского языка посвящена статья С. И. Моднова и Л. В. Уховой (на основании опыта работы с иностранными студентами в Ярославском государственном техническом университете) [28]. И. Л. Беккер и С. А. Иванчин, рассматривая результаты социологического исследования в Пензенском государственном университете в 2015 г., выявили, что самыми трудно разрешимыми проблемами для иностранных студентов являются «изучение русского языка, правила обучения в университете и бытовые условия в общежитии» [29].

В. А. Мухаева и А. М. Оразмурадова в статье, посвященной описанию социологического исследования, проведенного в 2017 г. в Пензенском государственном университете, отмечают, что Россия ассоциируется у иностранцев лишь с холодом, алкоголем и огромным пространством, основной сложностью является трудный язык [30]. М. Соколова, А. Соколова и В. Калита полагают, что «не меньше трети иностранных студентов не удовлетворены условиями новой для них культуры, это выражается в отрицательном отношении к окружающим, чувстве ненужности данному обществу, неуверенности в отношениях с другими людьми, низком уровне активности» [31].

Психофизиологические трудности в связи с резкой сменой климатических условий, отсутствием привычного питания, а также учебно-познавательные сложности, связанные с языковой подготовкой и различиями в образовательных системах России и тех стран, откуда приехали студенты, являются наиболее затруднительными, но не неразрешимыми проблемами иностранных обучающихся.

Этничность довольно часто рассматривалась в качестве сложного социально-психологического и культурного феномена, изучение которого требовало привлечения междисциплинарного дискурса «социологов, психологов, социальных антропологов, политологов, культурологов, историков и других специалистов из смежных областей» [32]. О. А. Куликова отмечает, что главными жизненными ориентирами обучающихся в России вьетнамцев является саморазвитие, идентичность складывается из уникальности, необязательности и ненормативности глобализированного мира [33].

Серьезные затруднения возникают у обучающихся из Лаоса в связи с особенностями языковой системы, о чем писали А. А. Бурченкова в статье «Обучение русскому языку иностранных военнослужащих из Лаоса. Принцип учёта родного языка» [34], а также А. А. Сучкова «Трудности изучения русского языка как иностранного военнослужащими из Лаоса» [35].

В Омском автобронетанковом инженерном институте (ОАБИИ) накоплен богатый опыт научных исследований по формированию положительного образа России, разработан комплекс методических рекомендаций, реализованы в учебном процессе ОАБИИ научно-исследовательские работы, завершены в их рамках педагогические эксперименты, изданы монографии и учебные пособия.

Авторский коллектив под руководством И. Б. Нагаева в итоговом отчете по методике преподавания дисциплины «История России» иностранным специалистам выделяет основные принципы преподавания дисциплины, к их числу относятся: научность; наглядность; систематичность, последовательность и комплексность; обучение на уровне трудности, обусловленном национальными особенностями обучаемых; коллективизм и индивидуальный подход в преподавании дисциплины; профессиональная направленность при преподавании дисциплины [36].

Н. В. Лидер и О. Г. Никонорова в своем научном обосновании (по итогам научно-исследовательской работы с иностранными курсантами в Омском автобронетанковом инженерном институте) разработали рекомендации по адаптации дидактических материалов учебника «История России» для иностранных курсантов (слушателей) [37].

Роль и значение дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в процессе формирования позитивного образа России у иностранных военнослужащих подробно раскрыта в учебном пособии Ю. Ю. Зверевой (на основании практического опыта работы с иностранными курсантами в Омском автобронетанковом инженерном институте) [38]. А. В. Сушко, И. Б. Нагаев, Н. В. Лидер, А. Ф. Иоаниди исследовали особенности реализации дидактических принципов при обучении иностранных военных специалистов учебной дисциплине «История России» [39, 40]. Исследование завершилось разработкой «Методики преподавания дисциплины "История России" иностранным военным специалистам: итоговый отчет о научно-исследовательской работе» [41].

О. Ю. Вашутина и В. А. Закарлюка в статье «Формирование положительного образа России на занятиях по русскому языку как иностранному» описывают приемы и методы обучения иностранных курсантов в ОАБИИ русскому языку как иностранному на подготовительном факультете [42].

В. В. Бесценная, Е. В. Федяева в статье «Адаптация иностранных курсантов в военном вузе РФ: что труднее всего?» указывают на то, что студенческая молодежь из Юго-Восточной Азии, обучающаяся в России, переживает сложности в адаптации из-за целого комплекса проблем: от лингвистической до социокультурной (интроверт-ность, замкнутость, эмоциональная сдержанность восточной культуры) [43].

И. Б. Нагаев, Т. П. Спирина, Н. Е. Ракимжанов в статье «Формирование позитивного образа России у иностранных слушателей и курсантов как задача в преподавании дисциплин гуманитарного цикла военного вуза» дают научное описание содержанию понятия «образ государства» применительно к задаче формирования правильного образа Российского государства у иностранных обучающихся российских военных вузов [44].

Иконический поворот современной историографии открыл возможности для изучения образов явлений, событий и регионов. Образ России рассматривается в рамках исторической, политологической, лингвокультурологической парадигм. В современной зарубежной историографии образ России изучается сквозь призму проблематики «мягкой силы». Зарубежные исследователи акцентируют внимание на продвижении консервативных антилиберальных ценностей посредством влияния русского языка и культуры, Русской православной церкви, «советской идентичности» и актуализации послевоенного антиколониального, следовательно, антизападного дискурса.

Формированию образа России как элементу социокультурной адаптации обучающихся посвящен значительный массив исследований по педагогике, в основном в них раскрывается проблематика сложностей адаптации. В условиях современного геополитического раскола мира формирование положительного образа России у иностранных обучающихся представляется важной задачей образовательного процесса.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

На первом этапе исследования (июнь 2021 г. - март 2022 г.) проведено изучение образа России в восприятии курсантов I и II курсов специального факультета ОАБИИ (100 респондентов из 17 стран). Концептуально-аксиологическое содержание образа России исследовалось нами посредством проективного метода - через написание обучающимися мини-сочинений - эссе.

Курсанты пояснили, как представляли себе Россию до того, как приехали, по следующим блокам:

1) национальный состав населения России и отношение населения России к народам;

2) религиозный состав населения России и отношение между религиями в России;

3) устройство семьи в России, отношения между родителями, родителями и детьми, заключение и расторжение брака;

4) проведение досуга (отдыха) в России (кино, театр, общение людей между собой);

50 предпочтения жителей России в питании (что едят и пьют) и одежде (какие

вещи на себя надевают);

6) отношение жителей России к прошлому и настоящему (памятники, фильмы, праздники, политические предпочтения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) к какому народу, группе народов, с которыми знаком курсант, население России было ближе;

8) что он ожидал от России в образовании и карьере.

Во второй части был задан вопрос о том, как обучающиеся представляют Россию, прожив в ней некоторое время, изменились ли базовые представления о России, трансформировался ли образ страны в сознании курсантов.

Результаты исследования / Research results

В ОАБИИ обучаются курсанты из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Южной Америки, постсоветского пространства. В результате анализа мини-сочинений удалось выявить составляющие наиболее значимых компонентов образа России у обучающихся в высшем военном учебном заведении.

Большинство опрошенных подчеркнули, что знали о многонациональном составе и широкой представленности мировых религий, конфессий в Российской Федерации. Однако курсанты из Юго-Восточной Азии предполагали, что атеистические воззрения в России преобладают. Напротив, курсанты из африканских стран ожидали большей приверженности россиян к православию.

Для курсантов из Юго-Восточной Азии россияне излишне религиозны, для африканцев россияне индифферентны к религии. Что касается традиционных семейных ценностей, обучающимся из Юго-Восточной Азии бросается в глаза нуклеарность российской семьи, обособленность поколений внутри одной семьи и нежелание совместно проживать. Тем не менее семейные узы видятся им «крепкими и теплыми».

Национальный и религиозный состав

Страны Долевое отношение Представления/примеры высказываний

Страны постсоветского пространства 39% Имеются устойчивые и непротиворечивые представления о многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном составе РФ. Примеры: До того как я приехал сюда, когда заходила речь о России, я задумывался и представлял себе, что вот страна очень большая, население около 150 миллионов человек. Зная историю о войне 1941-1945 гг., как страна поднялась, что им в этом помогло, представлял разрушенные города, после чего сразу же столицу Москву, и все прошлое забывалось моментально. Религий тут в этой стране много, например ислам, атеизм, христианство и другие. Отношения между человеком, исповедующим ислам, и христианство отличное, и также все остальные между собой, никто никого не упрекает, не осуждает, и все это замечательно! (респ. 10)

Страны Юго- Восточной Азии 38% Представления сформированы под влиянием образа СССР. Предположения о преобладании атеистических воззрений, негативное отношение к христианам. Примеры: В армии многие офицеры и курсанты религиозны, я вижу, что курсанты читают Библию каждый день (респ. 44). Во Вьетнамской армии 99,99% атеистов (респ. 43). Христиане живут в основном на юге Вьетнама. Полиция часто обращает внимание на них, потому что во время войны они поддерживали тесные отношения с врагами (США) (респ. 42)

Страны Суб-сахарской Африки (Чёрной Африки) и страны Ближнего Востока 23% Преобладает вестернизированный образ России как одной из европейских держав. Примеры: До приезда сюда я думал, что и здесь церкви такие же, как наши, в Бурунди, я думал, что верующих больше, чем у нас, но это не так (респ. 12, христианин). В России нет культуры, всё так же, как в Европе (респ. 18, мусульманин)

Семейные отношения в России

Страны Долевое отношение Представления/примеры высказываний

Страны Юго- Восточной Азии 38% Подчеркивается с положительными коннотациями возможность иметь собственное мнение детям: Пример: Родители дают своим детям возможность иметь собственные мысли (респ. 38)

Страны Суб-сахарской Африки (Чёрной Африки) 21% Отмечают немногочисленность детей в российских семьях. Курсантам претит вольность внутрисемейных отношений в России. Примеры: Отношения между родителями и детьми так для меня не понятны. Дети могут повышать голос на родителей (респ. 10, респ. 15)

Страны Ближнего Востока 2% Основная проблема российских семей - это отсутствие права голоса ребенка в семье до 18 лет. В целом не видят различий, примеры: Отношения в семье в целом не зависят от страны проживания или национальности, это зависит от каждого человека индивидуально, ведь каждый родитель дает свое воспитание (респ. 18)

Проведение досуга и общение людей между собой в России видится обучающимся типичным и незначительно отличающимся от отдыха в других странах мира.

Подавляющее большинство иностранных обучающихся (98%) отметили важность и значимость исторических памятников, музеев, мероприятий и памятных дат для россиян. В отношении политических предпочтений Россия видится иностранцам стабильным и сильным государством.

Досуг, свободное время, одежда, бытовое поведение в России

Страны Долевое отношение Представления/примеры высказываний

Страны Юго- Восточной Азии 38% Отмечают употребление спиртных напитков и курение (особенно девушками). Пример: В России только снег, снег и снег, поэтому мы думаем, что, когда люди хотят играть, отдыхать, они пьют водку и борются с медведями. Но люди живут в квартирах и на каникулах едут на свою дачу, чтобы отдыхать (респ. 38)

Страны Суб-сахарской Африки (Чёрной Африки) 21% Отличия не выявляются. Пример: Совершенно так же проходит досуг среди молодежи. А именно: ходят в театры и кинотеатры, цирки, парки, отдых на природе, и все это проходит в кругу близких друзей. Одежда, правда, отличается тем, что девушки в Мозамбике одеваются поскромнее

Страны Ближнего Востока 2% Отличия не выявляются. Пример: Россия, по моему мнению, ничем не отличается от Иордании (честно, не знаю)

Россия - это...

Доминирующий образ Долевое отношение Примеры высказываний

Помощь Российской Федерации в образовании 99% Примеры: В области образования и в военном деле ежегодно тысячи студентов и курсантов получают высшее образование бесплатно в разных областях для обучения в России. Полные стипендии предназначены только тем, кто победил в научно-технических конкурсах или получил национальные премии по предметам во Вьетнаме. Именно эти студенты и курсанты станут будущим Вьетнама (респ. 69-81). Почему-то всем лаосцам хочется учиться в России (респ. 28-30)

Помощь СССР в борьбе с США, в построении ин-дустриаль-ного государства 77% Россия воспринимается преемницей СССР в строительстве промышленной и энергетической инфраструктуры, а также строительстве вооруженных сил. Примеры: Россию знают как настоящего друга, который помог вьетнамцам всесторонне восстановиться после войны. Две стройки, являющиеся символом сотрудничества двух стран, - это гидроэлектростанция Хоабинь и буровая установка ВК1. Они символизируют историческую связь и утверждают суверенитет территории Вьетнама. Особенно ГЭС Хоабинь, она являлась самой большой ГЭС Юго-Восточной Азии (респ. 69-74)

В. В. Путин как наиболее влиятельный политик в мире 38% Пример: Во Вьетнаме, когда говорят о России, то говорят о медведях и Путине. Для вьетнамцев Путин не обычный человек, он как сверхчеловек со своими способностями. Вьетнамцы часто сравнивают способности Путина с разными образами, телохранители не защищают Путина, а идут рядом с ним в целях безопасности (респ. 63, 65, 66, 68, 70, 71-73)

Помощь Российской Федерации в период пандемии СОУГО-19 24% Примеры: В последнее время Россия передала Вьетнаму технологии производства вакцин Спутник В и Спутник Лайт в сложных условиях пандемии коронавируса, можно сказать, что это действие отражает солидарность и сплоченность между двумя странами, которая становится все более и более прочной (респ. 69-81)

Модернизация вооруженных сил и военной техники 15% Пример: Россия хорошо умеет модернизировать себя, а в военной сфере Россия - одна из первых стран в мире. Россия сильна в вооружении и технике (респ. 28-30)

В рамках второго блока интервью мы спросили о том, как изменились представления курсантов после приезда в Россию и с какими сложностями они сталкиваются.

Сложности иностранных курсантов в России

Сложности Долевое отношение Представления/примеры высказываний

Освоение русского языка 69% Пример: Один из самых богатых языков в мире и, конечно, сложный. Это первое препятствие, которое мне нужно преодолеть, когда я приезжаю в Россию. Для нескольких людей изучение нового языка как ужас, но для меня это как портал в новый мир. Поэтому я четко определился, кроме получения образования, еще завершение изучения русского языка. Школьники должны учиться в России 11 лет, а во Вьетнаме 12 лет. Что меня удивляет, так это то, что школьники должны учить русский язык за 11 лет. Но когда я начал изучать русский язык, я понимал, что это очень сложный язык, хотя уже два года здесь мой русский язык не очень хороший (респ. 38-40). Самое сложное для меня - русский язык (респ. 24-34). До моего приезда в Россию и до того, как я познал, что жизнь в России - это как большая страна, много пустого места, ведь столько территории, а население всего 150 млн человек, о том, что люди будут добрее, да и русский язык не будет таким трудным (респ. 8)

Освоение обычаев, рукопожатие 12% Пример: Была одна вещь, которая меня смущала и заставляла помнить об этом навсегда, - это пожатие руки. Во Вьетнаме люди пожимают руки только при торжественных церемониях или между двумя близкими друзьями, которые давно не виделись, а в повседневной жизни люди обычно приветствуют словами. А в России я видел, что люди часто пожимают друг другу руки каждый раз, когда встречаются (респ. 42)

Приспособление к суровому климату 10% Пример: Несмотря на подготовленность, холод в России сложно представить. В моем родном городе минимальная температура только +10 0С, даже +5 0С, но здесь температура может доходить до -40 0С. Благодаря этому мы видим, что выносливость людей здесь достойна восхищения. Каждый раз ездил в город, я видел продавцов, которые стоят у дороги часами и пытаются продавать какие-то товары. Я им сочувствую, потому что моя мама тоже продавец и мое детство было связано с прилавком (респ. 40) Большое количество снега, привыкнуть к этому сложно, еще и очень холодно (респ. 2) Жить в холодильнике трудно, особенно нам (респ. 53)

В завершение курсанты ответили еще на ряд вопросов относительно образования. Система военного профессионального образования в России видится курсантам одной из лучших в мире:

Образовательная система России

Преимущества Долевое отношение Представления/примеры высказываний

Учеба в России практико-ориентированная 56% Пример: У нас есть доступ к машинам и оборудованию, которое, нужно сказать, слишком полезно для иностранных курсантов, таких как мы. Раньше меня тоже научили во Вьетнаме, но с использованием другого метода, руководства и учебника, немного тяжелого по теории. Когда я приехал сюда, благодаря методике преподавания я обнаружил, что эти предметы стали более интересными и полезными, причем в военной среде, когда дисциплина и порядок считаются базами. Что касается образования, то в моей стране они изучают много теории, мало практики, потому что условий здесь недостаточно. Изучение в основном не-

которых важных предметов, обслуживающих вступительные экзамены в университет. Мы можем решать много упражнений по математике, физике, химии, но не можем делать это на практике. Я вижу, что в России условия образования лучше, чем во Вьетнаме. Для каждого теоретического занятия есть практическое или семинарское занятие, лабораторная работа, поэтому обучение здесь легче усвоить, чем в моей стране (респ. 40-48)

Эффективная система инженерного образования 45% Пример: Я считаю, что преподавание и распространение знаний в России действительно хорошим и эффективным, классы распределяются с нужным количеством курсантов, интересными методами обучения, интеграцией теории и практики. Более того, у нас есть доступ к машинам и оборудованию, которое, нужно сказать, слишком полезно для иностранных курсантов, таких как мы (респ. 40-48). Думал, получу лучшее образование инженера в РФ и по-прежнему считаю, что получу лучшее. Оружие, боеприпасы и боеприборы, хорошие, прямо настоящие, современные. По дисциплине командиры очень строгие, как смотрел в фильмах (респ. 53, 54)

Гуманитарные преимущества 30% Пример: Я думаю, что военнослужащим все еще необходимо иметь собственное пространство для выражения своего образа мышления и души (я считаю, что это очень важно), и эти предметы могут помочь им ответить на их вопросы. И еще кое-что, чему я научился во время службы в армии и в России в частности. Это выдержка, терпение и умение принимать. Потому что в настоящее время я учусь и живу с курсантами из разных стран. Разная культура, другой образ мышления и другой образ жизни, так как конфликты и недопонимание неизбежны. Учебная программа в России действительно интересная и эффективная, особенно в социальных и гуманитарных науках. Российские учителя и преподаватели очень покладистые и энтузиазм. Они готовы всегда ответить на любые вопросы по теме занятия. Для меня в России странно только то, что почти каждое занятие оценки получаются , кроме лекции. Во Вьетнаме оценки только можно получить три раза. Если бы мне пришлось выбирать еще раз, я бы все равно выбрал Россию как место для обучения. Потому что там хорошие условия для жизни и обучения. В России есть бесплатное образование, но родители не слишком ориентированы на академические достижения. Они хотят, чтобы их дети смогли разрабатывать свои таланты. Во Вьетнаме у нас платное образование, поэтому оценки на занятиях, экзаменах или дипломы - это показатель будущего. Потому что показать диплом легче, чем показать таланты (респ. 43-45). Отношение к другим государствам со стороны России, во-первых, впечатляет. Вижу то, как дружат между собой и сотрудничают, например наше вышестоящее командование, обеспечивают нам все! Русские курсанты, сержанты, прапорщики дружат с азиатами, африканцами, при этом проявляют желание дружить, общаться, называют друг друга братьями, близкими друзьями и т д. Это самое главное - взаимоотношения! (респ. 10)

Учеба в России - действенный способ помочь своей стране 25% Пример: Ожидаю от России, что студенты, которые приезжают учиться, привнесут полученные знания и навыки, чтобы помочь Лаосу быть на одном уровне со всем остальным миром. Для меня еще и мужское ожидание стать прогрессивным человеком, накопить знания для себя, родителей, нации - я будущий специалист (респ. 24-34) Получу огромные знания, которые пригодятся мне в моем государстве (респ. 7)

Большинство курсантов до поступления в Омский автобронетанковый инженерный институт получили военное образование (от кадетского корпуса до военных училищ), получив военную стипендию, они приехали учиться в Россию.

Заключение / Conclusion

Выстраивание образа России в сознании иностранных курсантов происходит одновременно с социокультурной и педагогической адаптацией. Аспекты психофизиологической адаптации - суровый климат и сложный язык - подчеркнули все интервьюируемые. Основные отличия культурного, бытового и ценностного характера мы отметили у курсантов из Юго-Восточной Азии.

Курсанты из Африки, Ближнего Востока, ближнего зарубежья не маркируют Россию и русскую культуру как «культуру Другого». Восприятие Российской Федерации иностранцами происходит в положительных коннотациях («Россия помогает многим странам», «без России только Бог знает, существовал бы Мозамбик сегодня или нет», «Россия по-прежнему помогает Вьетнаму, и в условиях эпидемии - развитие России в производстве и приготовлении вакцины вызывает у меня восхищение», «Я уважаю и восхищаюсь российским президентом»), тогда как при опросах россиян мы зачастую видим утрированно-негативный образ своей страны. Россия настоящего для опрошенных видится одновременно как продолжение «великой истории» СССР и как современное государство с одной из лучших образовательных систем. Составляющими и наиболее значимыми частями образа России для иностранных обучающихся являются вооруженные силы и Президент Российской Федерации, помощь в строительстве крупного промышленного производства, в военно-инженерном образовании, вооружении и технике странам Азии, Африки, Ближнего Востока, постсоветского пространства; а также русская культура, язык и традиционные ценности.

Ссылки на источники / References

1. Выступление Президента Российской Федерации от 16.03.2022 г. - URL: http://www/ng/politics/2022-03-17/1_8394_logics.html.

2. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Ташкенова. -М.: Новое литературное обозрение, 2017. - С. 395.

3. Majetschak St. "Iconic Turn". Kritische Revisionen und einige Thesen zum gegenwärtigen Stand der Bildtheorie // Philosophische Rundschau. - 2002. - 49,1. - S. 44-64.

4. Коновалова Н. А. Образа самодержавия в представлениях русского крестьянства по фольклорным материалам // Вестник ОМГУ. - 2007. - № 4. - С. 121-126.

5. Воробьева Н. В. Образ патриарха Никона в историческом сознании и массовой культуре: монография. -Saarbruken: Sanctum, 2013. - 465 с.

6. Воробьева Н. В. Святейший Патриарх Никон: вера, власть, образ. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 313 с.

7. Визуальные образы современной культуры: уральско-сибирские диалоги: сб. науч. ст. по материалам Все-рос. науч.-практ. конф. (г. Омск, 24 апреля 2012 года) / М-во образования и науки Российской Федерации, Фил. федерального гос. автономного образовательного учреждения высш. проф. образования Российский гос. проф.-пед. ун-т в г. Омске; [редкол.: П. Л. Зайцев (отв. ред.) и др.]. - Омск: Амфора, 2012. - 161 с.

8. Родигина Н. Н. Другая Россия: Образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начала ХХ вв.: монография. - Новосибирск, 2006. - С. 9.

9. Святославский А. В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов: монография. - М.: «Древлехранилище», 2013. - 592 с.

10. Федякин А. В. Политика формирования позитивного образа государства (вопросы теории) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2010. - С. 13.

11. Федоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015): монография. - М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2015. - С. 112-113.

12. Образы времени и исторические представления: Россия — Восток — Запад / под ред. Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2010. - С. 13.

13. Образы России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Новосибирского государственного педагогического университета (17-19 ноября 2010 г.) / под ред. В. А. Зверева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 358 с.

14. Филимонов Г. Актуальные вопросы формирования стратегии «Мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Геополитический журнал. - 2013. - № 1. - С. 24-36.

15. Barno D., Bensahel N. How Militaries Change in Wartime. - New York: Oxford University Press, 2020. - 430 p.

16. Learning the Lessons of Modern War / ed. by Thomas G. Mahnken. - Stanford, CA: Stanford University Press, 2020. -332 p.

17. Laruelle M. Russia's Niche Soft Power: Sources, Targets and Channels of Influence // Russie.Nei.Visions. - 2021. -№ 122. - Ifri, April. - P. 27.

18. Nye, Joseph S. Soft power: the evolution of a concept // Journal of Political Power. - 2021. DOI: 10.1080/2158379X.2021.1879572

19. Mammen J. Th., Dinoop K., Jayakumar M. S., Kumar G. Education as Soft Power: Migration of Students from India to Australia // Journal of Polity & Society. - 2020. - 12. - P. 71.

20. Varma A. A Comparative Analysis of The Russian, Indian and Chinese Soft Power in West Asia: Assonance // A Journal of Russian & Comparative Literary Studies. - 2022. - № 22. - January. - Р. 270-272.

21. Clifford C. and Gruzd S. Russian and African Media: Exercising Soft Power // South African Institute of International Affairs: Stable. - 2022. - Р. 16. - URL: https://www.jstor.org/stable/resrep40121.

22. Msughter E., Aondover and YarAdua, Suleiman M. Influence of Digital Images on the Propagation of Fake News on Twitter in Russia and Ukraine Crisis. - 2022. - URL: https://ssrn.com/abstract=4062502 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4062502.

23. Хисамутдинова Н. В. Адаптация студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российских вузах (на примерах Владивостока) // CCS&ES. - 2018. - № 3. - С. 487-492.

24. Чикишев Е. М., Чикишева А. А. Оценка роли учреждения высшего образования в социальной адаптации и интеграции иностранных обучающихся в российскую среду // Russian Journal of Education and Psychology. -2015. - № 8 (52). - С. 408-427. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-34

25. Клюшина А. М., Торгашева М. А. Психолого-педагогические особенности процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения в вузе в России // Современное педагогическое образование. - 2019. -№ 1. - С. 109-112.

26. Аль-Накшбанди Ахмед Ф. М. Адаптация иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2019. - № 1. - С. 123.

27. Овсянникова И. Г., Терещенко Т. М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия ВГПУ. - 2018. - № 3 (126). - С. 44.

28. Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 111-115.

29. Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 247-257.

30. Мухаева В. А., Оразмурадова А. М. Образ России в представлениях иностранных студентов (на примере ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет») // Вестник ПензГУ. - 2017. - № 4 (20). - С. 36-42.

31. Соколова М. М., Соколова А. М., Калита В. В. Иностранные студенты в межкультурном пространстве вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2017. - № 4. - С. 425-440.

32. Лукьянова Е. Российская молодежь в пространстве исследований этничности и межнациональных отношений (критический обзор российской региональной научной практики) // Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности. - М.: ВШЭ, 2020. - С. 139-161.

33. Куликова О. А. Социальная и международная идентичность личности студентов в глобализированном мире: опыт вьетнамских студентов // Управление. - 2016. - № 1 (11). - С. 42-51.

34. Бурченкова А. А. Обучение русскому языку иностранных военнослужащих из Лаоса. Принцип учёта родного языка // Гуманитарные научные исследования. - 2011. - № 4. - URL: http://human.snauka.ru/2011/12/321.

35. Сучкова А. А. Трудности изучения русского языка как иностранного военнослужащими из Лаоса // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. ст. I Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов: в 2 ч. - М.: РУДН, 2017. - С. 279-282.

36. Нагаев И. Б., Лидер Н. В., Сушко А. В., Иоаниди А. Ф. Методика преподавания истории России иностранным курсантам в военных вузах: монография. - Омск: ОАБИИ, 2014. - С. 71-83.

37. Научное обоснование адаптации дидактических материалов учебника «История России» для иностранных курсантов (слушателей): итоговый отчет о научно-исследовательской работе. - Омск: ОАБИИ, 2014. - С. 38-39.

38. Формирование позитивного образа России у иностранных военных специалистов в процессе обучения гуманитарным дисциплинам: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Ю. Зверевой. - Омск: ОАБИИ, 2015. - С. 52-95.

39. Особенности реализации дидактических принципов при обучении иностранных военных специалистов учебной дисциплине «История России» / А. В. Сушко, И. Б. Нагаев, Н. В. Лидер, А. Ф. Иоаниди // Омский научный вестник. - 2013. - № 3(119). - С. 214-218.

40. Восприятие учебного материала дисциплины «История России» гражданами иностранных государств, обучающимися в военно-учебных заведениях Российской Федерации: проблема и пути ее решения / А. В. Сушко, И. Б. Нагаев, А. Ф. Иоаниди, Н. В. Лидер // Омский научный вестник. - 2012. - № 3(109). - С. 140-144.

41. Методика преподавания дисциплины «История России» иностранным военным специалистам: итоговый отчет о научно-исследовательской работе. - Омск: ОАБИИ, 2012. - С. 71-83.

42. Вашутина О. Ю., Закарлюка В. А. Формирование положительно образа России на занятиях по русскому языку как иностранному // Национальные приоритеты России. - 2015. - № 3(17). - С. 144-147.

43. Бесценная В. В., Федяева Е. В. Адаптация иностранных курсантов в военном вузе РФ: что труднее всего? // Наука и военная безопасность. - 2020. - № 1(20). - С. 163-170.

44. Нагаев И. Б., Спирина Т. П., Ракимжанов Н. Е. Формирование позитивного образа России у иностранных слушателей и курсантов как задача в преподавании дисциплин гуманитарного цикла военного вуза // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева. - 2017. -№ 4(12). - С. 188-193.

1. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16.03.2022 g [Speech by the President of the Russian Federation dated March 16, 2022]. Available at: http://www/ng/politics/2022-03-17/1_8394_logics.html (in Russian).

2. Bahmann-Medik, D. (2017). Kul'turnye povoroty. Novye orientiry v naukah o kul'ture [Cultural twists. New guidelines in the cultural sciences], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, p. 395 (in Russian).

3. Majetschak, St. (2002). "Iconic Turn". Kritische Revisionen und einige Thesen zum gegenwärtigen Stand der Bildtheorie" [Critical revisions and some theses on the current state of image theory], Philosophische Rundschau, 49,1, pp. 44-64 (in German).

4. Konovalova, N. A. (2007). "Obraza samoderzhaviya v predstavleniyah russkogo krest'yanstva po fol'klornym mate-rialam" [The image of autocracy in minds of the Russian peasantry based on folklore materials], Vestnik OMGU, № 4, pp. 121-126 (in Russian).

5. Vorob'eva, N. V. (2013). Obraz patriarha Nikona v istoricheskom soznanii i massovoj kul'ture [The image of Patriarch Nikon in the historical consciousness and popular culture]: monografiya, Sanctum, Saarbruken, 465 p. (in Russian).

6. Vorob'eva, N. V. (2019). Svyatejshij Patriarh Nikon: vera, vlast', obraz [His Holiness Patriarch Nikon: faith, power, image], Centr gumanitarnyh iniciativ, St. Petersburg, 313 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. (2012). Vizual'nye obrazy sovremennoj kul'tury: ural'sko-sibirskie dialogi [Visual images of modern culture: Ural-Siberian dialogues]: sb. nauch. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Omsk, 24 aprelya 2012 goda), Amfora, Omsk, 161 p. (in Russian).

8. Rodigina, N. N. (2006). Drugaya Rossiya: Obraz Sibiri vrusskojzhurnal'nojpresse vtorojpoloviny XIX- nachala HKH vv [Different Russia: The Image of Siberia in the Russian magazine press of the second half of the XIX - early XX centuries.]: monografiya, Novosibirsk, p. 9 (in Russian).

9. Svyatoslavskij, A. V. (2013). Istoriya Rossii vzerkale pamyati. Mekhanizmy formirovaniya istoricheskih obrazov [The history of Russia in the mirror of memory. Mechanisms of historical images formation]: monografiya, "Drevlekhranilishche", Moscow, 592 p. (in Russian).

10. Fedyakin, A. V. (2010). "Politika formirovaniya pozitivnogo obraza gosudarstva (voprosy teorii)" [The policy of forming a positive image of the state (questions of theory)], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki, p. 13 (in Russian).

11. Fedorov, A. V. (2015). Transformacii obraza Rossii na zapadnom ekrane: ot epohi ideologicheskoj konfrontacii (1946-1991) do sovremennogo etapa (1992-2015) [Transformations of the image of Russia on the Western screen: from the era of ideological confrontation (1946-1991) to the present stage (1992-2015)]: monografiya, Izd-vo MOO "Infor-maciya dlya vsekh", Moscow, pp. 112-113 (in Russian).

12. Repina, L. P. (ed.) (2010). Obrazy vremeni i istoricheskie predstavleniya: Rossiya — Vostok — Zapad [Images of time and historical ideas: Russia - East - West], Krug, Moscow, p. 13 (in Russian).

13. Zverev, V. A. (ed.) (2010). Obrazy Rossii, ee regionov v istoricheskom i obrazovatel'nom prostranstve: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 75-letiyu Novosibir-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (17-19 noyabrya 2010 g.) [Images of Russia and its regions in the Historical and educational environment: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation dedicated to the 75th anniversary of Novosibirsk State Pedagogical University (November 17-19, 2010)], Izd. NGPU, Novosibirsk, 358 p. (in Russian).

14. Filimonov, G. (2013). "Aktual'nye voprosy formirovaniya strategii "Myagkoj sily" vo vneshnej politike Rossijskoj Federacii" [Topical Issues of the Formation of the "Soft Power" Strategy in the Foreign Policy of the Russian Federation], Geopoliticheskij zhurnal, № 1, pp. 24-36 (in Russian).

15. Barno, D. & Bensahel, N. (2020). How Militaries Change in Wartime, Oxford University Press, New York, 430 p. (in English).

16. Mahnken, T. G. (ed.) (2020). Learning the Lessons of Modern War, Stanford University Press, Stanford, CA, 332 p. (in English).

17. Laruelle, M. (2021) "Russia's Niche Soft Power: Sources, Targets and Channels of Influence", Russie.Nei.Visions, № 122, Ifri, April, P. 27 (in English).

18. Nye, J. S. (2021). "Soft power: the evolution of a concept", Journal of Political Power. DOI: 10.1080/2158379X.2021.1879572 (in English).

19. Mammen, J. Th., Dinoop, K., Jayakumar, M. S. & Kumar, G. (2020). "Education as Soft Power: Migration of Students from India to Australia", Journal of Polity & Society, 12, p. 71 (in English).

20. Varma, A. (2022). "A Comparative Analysis of The Russian, Indian and Chinese Soft Power in West Asia: Assonance", A Journal of Russian & Comparative Literary Studies, № 22, January, pp. 270-272 (in English).

21. Clifford, C. & Gruzd, S. (2022). "Russian and African Media: Exercising Soft Power", South African Institute of International Affairs: Stable, p. 16. Available at: https://www.jstor.org/stable/resrep40121 (in English).

22. Msughter, E., Aondover, and YarAdua, Suleiman M. (2022). Influence of Digital Images on the Propagation of Fake News on Twitter in Russia and Ukraine Crisis. Available at: https://ssrn.com/abstract=4062502 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4062502 (in English).

23. Hisamutdinova, N. V. (2018). "Adaptaciya studentov iz stran Aziatsko-Tihookeanskogo regiona v rossijskih vuzah (na primerah Vladivostoka)" [Adaptation of students from the countries of the Asia-Pacific region in Russian universities (Vladivostok example)], CCS&ES, № 3, pp. 487-492 (in Russian).

24. Chikishev, E. M. & Chikisheva, A. A. (2015). "Ocenka roli uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya v social'noj adap-tacii i integracii inostrannyh obuchayushchihsya v rossijskuyu sredu" [Assessment of the role of a higher education institution in social adaptation and integration of foreign students into the Russian environment], Russian Journal of Education and Psychology, № 8 (52), pp. 408-427. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-34 (in Russian).

25. Klyushina, A. M. & Torgasheva, M. A. (2019). "Psihologo-pedagogicheskie osobennosti processa adaptacii inostran-nyh studentov k usloviyam obucheniya v vuze v Rossii" [Psychological and pedagogical aspects of the process of foreign students' adaptation to the conditions of study at a university in Russia], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 1, pp. 109-112 (in Russian).

26. Al'-Nakshbandi, Ahmed F. M. (2019). "Adaptaciya inostrannyh studentov k uchebno-professional'noj deyatel'nosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema" [Adaptation of foreign students to educational and professional activities as a psychological and pedagogical problem], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya, № 1, p. 123 (in Russian).

27. Ovsyannikova, I. G. & Tereshchenko, T. M. (2018). "Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam obucheniya v rossijskom vuze" [Socio-cultural adaptation of foreign students to the conditions of study at a Russian university], Izvestiya VGPU, № 3 (126), p. 44 (in Russian).

28. Modnov, S. I. & Uhova, L. V. (2013). "Problemy adaptacii inostrannyh studentov, obuchayushchihsya v tekhnich-eskom universitete" [Problems of adaptation among foreign students studying at an engineering university], Yaroslav-skij pedagogicheskij vestnik, № 2, pp. 111-115 (in Russian).

29. Bekker, I. L. & Ivanchin, S. A. (2015). "Problemy adaptacii inostrannyh studentov k obrazovatel'nomu processu rossijskogo vuza (na primere Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta)" [Problems of adaptation of foreign students to the educational process of a Russian university (Penza State University)], Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Pov-olzhskij region. Gumanitarnye nauki, № 4 (36), pp. 247-257 (in Russian).

30. Muhaeva, V. A. & Orazmuradova, A. M. (2017). "Obraz Rossii v predstavleniyah inostrannyh studentov (na primere FGBOU VO "Penzenskij gosudarstvennyj universitet")" [The image of Russia in the views of foreign students (on the example of Penza State University)], Vestnik PenzGU, № 4 (20), pp. 36-42 (in Russian).

31. Sokolova, M. M., Sokolova, A. M. & Kalita, V. V. (2017). "Inostrannye studenty v mezhkul'turnom prostranstve vuza" [Foreign students in the intercultural environment of the university], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya, № 4, pp. 425-440 (in Russian).

32. Luk'yanova, E. (2020). "Rossijskaya molodezh' v prostranstve issledovanij etnichnosti i mezhnacional'nyh otnoshenij (kriticheskij obzor rossijskoj regional'noj nauchnoj praktiki)" [Russian youth in the studies of ethnicity and interethnic relations (a critical review of Russian regional scientific practice)], Molodezh' v gorode: kul'tury, sceny i soli-darnosti, Moscow VSHE, pp. 139-161 (in Russian).

33. Kulikova, O. A. (2016). "Social'naya i mezhdunarodnaya identichnost' lichnosti studentov v globalizirovannom mire: opyt v'etnamskih studentov" [Social and international identity of students in a globalized world: the experience of Vietnamese students], Upravlenie, № 1 (11), pp. 42-51 (in Russian).

34. Burchenkova, A. A. (2011). "Obuchenie russkomu yazyku inostrannyh voennosluzhashchih iz Laosa. Princip uchyota rodnogo yazyka" [Teaching Russian to foreign military personnel from Laos. Mother tongue principle], Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, № 4. Available at: http://human.snauka.ru/2011/12/321 (in Russian).

35. Suchkova, A. A. (2017). "Trudnosti izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo voennosluzhashchimi iz Laosa" [Difficulties of learning Russian as a foreign language by military personnel from Laos], Dovuzovskij etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptaciya, socium, special'nost': sb. st. I Mezhdunar. kongressa prepodavatelej i rukovoditelej pod-gotovitel'nyh fakul'tetov: v 2 ch., RUDN, Moscow, pp. 279-282 (in Russian).

36. Nagaev, I. B., Lider, N. V., Sushko, A. V. & loanidi, A. F. (2014). Metodika prepodavaniya istorii Rossii inostrannym kursantam v voennyh vuzah [Methods of teaching Russian history to foreign cadets in military universities]: monografiya, OABII, Omsk, pp. 71-83 (in Russian).

37. (2014). Nauchnoe obosnovanie adaptacii didakticheskih materialov uchebnika "Istoriya Rossii" dlya inostrannyh kursantov (slushatelej) [Scientific justification of the adaptation of didactic materials of the textbook "History of Russia" for foreign cadets (students)]: itogovyj otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote, OABII, Omsk, pp. 38-39 (in Russian).

38. Zvereva, Yu. Yu. (ed.) (2015). Formirovanie pozitivnogo obraza Rossii u inostrannyh voennyh specialistov v processe obucheniya gumanitarnym disciplinam [Formation of a positive image of Russia among foreign military specialists in the process of teaching humanitarian disciplines]: ucheb.-metod. posobie, OABII, Omsk, pp. 52-95 (in Russian).

39. Sushko, A. V., Nagaev, I. B., Lider, N. V. & Ioanidi, A. F. (2013). "Osobennosti realizacii didakticheskih principov pri obuchenii inostrannyh voennyh specialistov uchebnoj discipline "Istoriya Rossii" [Specific features of the didactic principles implementation in teaching foreign military specialists the discipline "History of Russia"], Omskij nauchnyj vestnik, № 3(119), pp. 214-218 (in Russian).

40. Sushko, A. V., Nagaev, I. B., Ioanidi, A. F. & Lider, N. V. (). "Vospriyatie uchebnogo materiala discipliny "Istoriya Rossii" grazhdanami inostrannyh gosudarstv, obuchayushchimisya v voenno-uchebnyh zavedeniyah Rossijskoj Feder-acii: problema i puti ee resheniya" [Perception of the educational material of the discipline "History of Russia" by citizens of foreign states studying in military educational institutions of the Russian Federation: a problem and ways to solve it], Omskij nauchnyj vestnik, 2012, № 3(109), pp. 140-144 (in Russian).

41. (2012). Metodika prepodavaniya discipliny "Istoriya Rossii" inostrannym voennym specialistam [Methods of teaching the discipline "History of Russia" to foreign military specialists]: itogovyj otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote, OABII, Omsk, pp. 71-83 (in Russian).

42. Vashutina, O. Yu. & Zakarlyuka, V. A. (2015). "Formirovanie polozhitel'no obraza Rossii na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu" [Formation of a positive image of Russia in Russian as a foreign language classes], Nacion-al'nye prioritety Rossii, № 3(17), pp. 144-147 (in Russian).

43. Bescennaya, V. V. & Fedyaeva, E. V. (2020). "Adaptaciya inostrannyh kursantov v voennom vuze RF: chto trudnee vsego?" [Adaptation of foreign cadets in a military university of the Russian Federation: what is the most difficult?], Nauka i voennaya bezopasnost', № 1(20), pp. 163-170 (in Russian).

44. Nagaev, I. B., Spirina, T. P. & Rakimzhanov, N. E. (2017). "Formirovanie pozitivnogo obraza Rossii u inostrannyh slushatelej i kursantov kak zadacha v prepodavanii disciplin gumanitarnogo cikla voennogo vuza" [Formation of a positive image of Russia among foreign students and cadets as a task in teaching disciplines of the humanitarian cycle of a military university], Vestnik Voennoj akademii material'no-tekhnicheskogo obespecheniya im. generala armii A. V. Hruleva, № 4(12), pp. 188-193 (in Russian).

Вклад авторов

Н. В. Воробьева - проведение исследования, обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, описание проведенного исследования.

Ю. В. Филимонов - подготовка вводной части, проведение исследования.

Contribution of the authors

N. V. Vorobieva - conducting a study, reviewing domestic and foreign literature on the topic of the study, describing the study.

Yu. V. Filimonov - preparation of the introductory part, conducting a study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.