Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ НА УРОВНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ НА УРОВНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ / УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна

Введение. Уровень начального образования является важным этапом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае - с нарушением интеллекта. Возможности изобразительной деятельности в работе по формованию представлений о профессиональной деятельности взрослых у младших школьников данной категории имеют перспективы изучения. Материалы и методы. В исследовании были применены метод теоретического анализа, метод педагогического эксперимента, метод педагогического анализа. Для оценки уровня представлений о профессиональной деятельности были взяты методики Н. С. Пряжникова, для выявления особенностей представлений детей с ограниченными возможностями здоровья - методика Е. А. Стребелевой. Результаты исследования. Благодаря результатам выполнения методик были выявлены особенности представлений о профессиональной деятельности взрослых на уровне начального специального образования. Разработанные методические рекомендации позволяют формировать целостные представления о профессиональной деятельности взрослых. Заключение. Поведённая поэтапная работа на уровне начального образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья дала возможность для комплексного погружения в систему коррекционно-воспитательных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS ABOUT THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF ADULTS AT THE LEVEL OF SPECIAL PRIMARY EDUCATION

Introduction. The level of primary education is a significant stage in the development of children with disabilities. The possibilities of visual activity in work on building the ideas about the professional activities of adults in younger schoolchildren of this category have prospects for study. Materials and methods. The research applies the methods of theoretical analysis, pedagogical experiment, and pedagogical analysis. The assessment of the level of ideas about professional activity relies on the methods developed by N .S. Pryazhnikov. The method designed byE. A. Strebeleva is used to identify specific features of the ideas of children with disabilities. Results. The results of the use of the above methods enabled us to reveal the specific features of ideas about the professional activity of adults at the level of primary special education. The developed methodological recommendations make it possible to form integral ideas about the professional activity of adults. Conclusion. The phased work carried out at the level of primary education with children with disabilities gave a comprehensive immersion in the system of correctional education measures.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ НА УРОВНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru

УДК 376.3

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-305-313

Оригинальная статья

Представления о профессиональной деятельности взрослых на уровне специального начального образования

Р. А. Афанасьева

Иркутский государственный университет г. Иркутск kaf_pipsoiv @шаП.ги, https://orcid.org/0000-0003-4493-0894

Аннотация. Введение. Уровень начального образования является важным этапом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае - с нарушением интеллекта. Возможности изобразительной деятельности в работе по формованию представлений о профессиональной деятельности взрослых у младших школьников данной категории имеют перспективы изучения.

Материалы и методы. В исследовании были применены метод теоретического анализа, метод педагогического эксперимента, метод педагогического анализа. Для оценки уровня представлений о профессиональной деятельности были взяты методики Н. С. Пряжникова, для выявления особенностей представлений детей с ограниченными возможностями здоровья - методика Е. А. Стребелевой.

Результаты исследования. Благодаря результатам выполнения методик были выявлены особенности представлений о профессиональной деятельности взрослых на уровне начального специального образования. Разработанные методические рекомендации позволяют формировать целостные представления о профессиональной деятельности взрослых.

Заключение. Поведённая поэтапная работа на уровне начального образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья дала возможность для комплексного погружения в систему коррекционно-воспитательных мероприятий. Ключевые слова: изобразительная деятельность, ограниченные возможности здоровья, профессиональная деятельность взрослых, уровень начального образования

Благодарности: выражаю благодарность Институту развития образования Иркутской области, учредителю и издателю журнала «Педагогический ИМИДЖ», за предоставленную возможность публикации результатов исследования в журнале.

Для цитирования: Афанасьева Р. А. Представления о профессиональной деятельности взрослых на уровне специального начального образования // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. БО!: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-305-313

© Афанасьева Р. А.

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

305

Ideas About the Professional Activity of Adults at the Level of Special Primary Education

Raisa A. Afanasyeva

Irkutsk State University, Irkutsk

Original article

Abstract. Introduction. The level of primary education is a significant stage in the development of children with disabilities. The possibilities of visual activity in work on building the ideas about the professional activities of adults in younger schoolchildren of this category have prospects for study.

Materials and methods. The research applies the methods of theoretical analysis, pedagogical experiment, and pedagogical analysis. The assessment of the level of ideas about professional activity relies on the methods developed by N.S. Pryazhnikov. The method designed by E. A. Strebeleva is used to identify specific features of the ideas of children with disabilities. Results. The results of the use of the above methods enabled us to reveal the specific features of ideas about the professional activity of adults at the level of primary special education. The developed methodological recommendations make it possible to form integral ideas about the professional activity of adults.

Conclusion. The phased work carried out at the level of primary education with children with disabilities gave a comprehensive immersion in the system of correctional education measures.

Keywords: visual activity, disabilities, professional activity of adults, level ofprimary education

Acknowledgments

I express my gratitude to the Institute for the Development of Education of the Irkutsk Region, to the founders and publishers of the journal "Pedagogical IMAGE" for the opportunity to publish the research results in the journal.

For citation: Afanasyeva R. A. Ideas About the Professional Activity of Adults at the Level of Special Primary Education. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(3): 305-313. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-305-313. DOI: 10.32343/2409-50522021-15-3-305-313 (In Russ.).

Введение

На сегодняшний день большое внимание на всех уровнях специального образования уделяется проблеме социальной адаптации, поскольку организация системы работы в данном направлении способствует повышению адаптивных возможностей детей, развитию познавательных возможностей и ориентирует на формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых [1; 2].

Уровень начального образования является важным этапом в социализации и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В нашем исследовании мы обращаем взимание на детей с нарушением интеллекта. В этом возрасте перед ребёнком ещё не стоит вопрос выбора профессии, однако младший школьный возраст можно рассматривать как пропедевтический период, закладывающий основы для работы в данном направлении. Важная задача педагогов начального уровня образования - сформировать представления детей с ОВЗ о профессиональной деятельности взрослых, учитывая их интересы, индивидуальные особенности и потребности [3; 4].

В своих работах А. Р. Маллер рассматривает сложности социальной адаптации детей с ОВЗ, автор указывает, что они нуждаются в специальной психолого-педагогической организации этого процесса [5].

306 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 305-313

Е. М. Старобина отмечала, что школьники с нарушением интеллекта чаще всего не понимают сути профессиональной деятельности взрослых, они слабо ориентируются в многообразии профессий, понимают несущественные стороны профессиональной деятельности взрослых, не выделяют для себя значимость этой деятельности, что указывает на недостаточно сформованные представления в данном направлении [6].

В онтогенезе развития ребёнка изобразительная деятельность, являясь продуктивной, имеет большое влияние на отражение впечатлений об окружающем мире, в частности профессиональной деятельности взрослых [7; 8].

Однако возможности изобразительной деятельности в системе работы по формованию представлений о профессиональной деятельности взрослых у младших школьников с нарушением интеллекта изучены недостаточно, это даёт нам возможность считать тему нашего исследования, несомненно, актуальной.

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы изучить состояние представлений о профессиональной деятельности взрослых на уровне начального образования у детей с ОВЗ средствами изобразительной деятельности и разработать этапы по их формированию в рамках данного вида деятельности.

Задачи нашего исследования ориентированы на реализацию цели:

- анализ научной и методической литературы по теме исследования;

- подбор и адаптация методик для изучения состояния представлений о профессиональной деятельности взрослых у младших школьников с ОВЗ в изобразительной деятельности;

- изучение состояния представлений о профессиональной деятельности взрослых у младших школьников с ОВЗ в изобразительной деятельности;

- обоснование и апробация методических рекомендаций по формированию преставлений о профессиональной деятельности взрослых у детей с ОВЗ средствами изобразительной деятельности для уровня начального образования.

Обзор литературы

В своих работах Н. С. Пряжников указывал на то, что на уровне начального образования происходит конкретно-наглядное формирование представлений о мире профессий в целом. В данном возрасте ребёнок наполняется разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, повара и др., базируясь на наблюдениях за взрослыми. Автор указывал, что представления о мире профессий на данном уровне ограничены. Связано это с небольшим социальным опытом. Представления о профессиональной деятельности взрослых ребёнок черпает из рассказов родителей либо людей ближайшего окружения. О профессиях, с которыми не сталкивается в социальной среде, таких как космонавт, конструктор и других, младшие школьники имеют представление поверхностные [9].

Становление представления о мире профессий у младших школьников осуществляется в процессе проведения тематических экскурсий, занятий в кружках и секциях. В ходе этой деятельности у детей формируются общие представления о трудовой деятельности взрослых, содержании труда самых распространённых профессий, правилах поведения в процессе трудовой деятельности. У младших школьников должны формироваться мотивация и интерес к трудовой деятельности взрослых.

По мнению Е. М. Старобиной, знания школьников с нарушением интеллекта о профессиях носят ограниченный характер. Они не могут дифференцировать профессии в зависимости от содержания. Автор отмечает, что достаточно часто для таких школьников характерен недостаточный объём знаний о профессиональной деятельности взрослых [6].

Изучая литературу по теме исследования, мы обратили внимание на то, что ресур-

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

307

сы изобразительной деятельности в процессе формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей с нарушением интеллекта являются недостаточно изученными, но в то же время могут быть потенциально значимыми. Преемственность продуктивных видов деятельности в процессе развития таких детей должна иметь перспективы исследования.

Итак, формирование представлений о мире профессий является первой ступенью как для детей с нормативным развитием, так и для младших школьников с нарушением интеллекта. Это закономерный процесс, которым должен управлять педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса развития, учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей уровня начального образования.

Мы полагаем, что наиболее значимым является определение содержания, выбор форм и методов работы, учёт индивидуальных особенностей учащихся и осуществление индивидуального подхода в работе с ними. Ресурсы изобразительной деятельности являются потенциально значимыми в данном направлении работы.

Материалы и методы

В качестве материалов исследования были использованы методики, направленные на выявление представлений о профессиональной деятельности взрослых, ориентированные на изображение детьми орудий труда взрослых разных профессий, рисование родителей в профессиональных ситуациях, представление себя в будущей профессии. На основе чего были определены пути совершенствования представлений о профессиональной деятельности взрослых средствами изобразительной деятельности. В исследовании были применены: метод теоретического анализа, метод педагогического эксперимента, метод педагогического анализа.

Для оценки уровня представлений младших школьников о профессиональной деятельности взрослых были взяты методики диагностического обследования профессиональных представлений Н. С. Пряжникова [9].

Для выявления особенностей представлений детей с нарушением интеллекта - методика Е. А. Стребелевой [10].

Методики диагностического обследования позволили выявить не только уровень представлений детей о профессиональной деятельности взрослых, но и сформирован-ность сюжетного рисунка, что не являлось целью нашего исследования.

- Методика 1. «Дорисуй атрибут профессии» (адаптирована Е. А. Стребелевой);

- Методика 2. «Профессия родителей» (Н. С. Пряжников);

- Методика 3. «Моя будущая профессия» (Н. С. Пряжников).

Результаты исследования

Исследование проводилось на базе специальных (коррекционных) школ г. Иркутска. В общей сложности было обследовано 48 детей на уровне специального начального образования.

По результатам выполнения всех методик мы выделили три уровня представлений о профессиональной деятельности взрослых на уровне специального начального образования.

Высокий уровень представлений о профессиях мы выявили только у 8 % младших школьников с нарушением интеллекта. Представления о профессиональной деятельности взрослых в данной группе характеризовались достаточной осознанностью, положительным отношением к трудовой деятельности взрослых, наличием интереса к участию в ней, наличием перспектив выбора своей будущей профессии. Дети хорошо знали профессии своих родителей и проявляли желание помогать им.

У 40 % школьников с нарушением интеллекта мы выявили достаточный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых. Для этой группы школь-

308 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 305-313

ников было характерно то, что представления о профессиональной деятельности взрослых носили частично фрагментарный характер. Не всегда шло выделение особенностей той или иной профессиональной деятельности, но осуществлялось понимание её значимости в социальном мире. Дети проявляли положительное отношение к трудовой деятельности взрослых, но их собственные интересы к профессиональной деятельности не всегда были понятны. Учащиеся мечтают в будущем получить профессию (лётчика, учителя, стоматолога), но не могут объяснить свой выбор, часто он не соответствует их возможностям. Не все дети имели чёткие преставления о профессиях родителей.

У половины младших школьников с нарушением интеллекта преобладает недостаточный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых (52 %). Имеющиеся представления о трудовой деятельности взрослых ограничены бытовой ситуацией (учитель, повар, водитель). Учащиеся не могут охарактеризовать особенности профессиональной деятельности даже профессий, близких по социальному окружению, не понимают значимости данной деятельности. Они не проявляют активного интереса к трудовой деятельности своих родителей. Адекватные представления о возможном участии в будущем в труде взрослых отсутствуют.

В целом, наше исследование показало, что у половины младших школьников с нарушением интеллекта представления о профессиональной деятельности взрослых сформированы недостаточно. Для них характерны недостаточные представления о профессиональной деятельности взрослых, фрагментарны представления о профессиях родителей.

Рисунки большинства младших школьников данной категории не отражают в полной мере атрибуты профессиональной деятельности взрослых, близких по социальному окружению. В рисунках подавляющее большинство школьников не смогли передать желание участвовать во взрослой профессиональной деятельности.

Для данной группы младших школьников характерно отсутствие интереса к профессиональной деятельности, выбор своей собственной будущей профессии не обозначен, они не соотносят свои возможности и выбранную деятельность.

Подготовка детей к сознательному выбору профессии начиная с уровня специального начального образования должна носить системных характер. Погружение в систему данной работы должно начинаться со знакомства детей с доступными видами трудовой деятельности и требованиями, которые предъявляются к человеку с точки зрения его физических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои возможности для овладения желаемой профессией.

Всё вышеизложенное дало нам основание для разработки методических рекомендаций по формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых для уровня начального специального образования. Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ.

Цель методических рекомендаций: подобрать оптимальные направления о работе по формированию первичных представлений о профессиональной деятельности взрослых уже на уровне начального образования, на основе активного привлечения изобразительной деятельности.

Задачи работы по формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых:

- дать представления младшим школьникам о доступных направлениях профессиональной деятельности взрослых;

- выделить личностные качества, необходимые для овладения определённой профессиональной деятельностью;

- обозначить атрибуты профессиональной деятельности взрослых в рамках доступных направлений, изображение их в рисунке;

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

309

- привить интерес к элементарным профессиональным навыкам, обладателями которых являются, в частности, родители;

- закрепление интереса к трудовой деятельности взрослых средствами изобразительной деятельности.

В рамках данной работы младших школьников с нарушением интеллекта знакомят с профессиями, рекомендованными для лиц с ОВЗ, это профессии отделочника, штукатура-маляра, столяра, подсобного рабочего, обувщика, помощника по хозяйству. Всего более 30 профессий.

Данная работа на уровне начального образования носит профилактический характер. Младшие школьники получают представления о профессиях, значимых для родного города. Через эту работу формируется уважение к трудовой деятельности взрослых. Данные методические рекомендации ориентированы на систему коррекци-онно-воспитательной работы на уровне начального образования. Вся работа должна осуществляться с учётом психофизиологических особенностей младших школьников с нарушением интеллекта и их возможностей, формировать целостное представление о профессиональной деятельности взрослых. В ходе работы мы придерживаемся принципа учёта зоны ближайшего развития и постепенного перевода в зону актуального развития.

Первый этап работы предполагал организацию экскурсий на рабочие места родного города.

Цель данного этапа: знакомство младших школьников с доступной для освоения профессиональной деятельности взрослых.

Это даёт возможность привлечь внимание младших школьников с нарушением интеллекта к той или иной профессиональной деятельности, конкретизировать и расширить их представления об увиденных профессиях. Такие экскурсии не только решают задачи познавательного развития детей, но и обогащают положительными эмоциями. Полученные знания школьники обобщают в ходе беседы после экскурсии. Школьников привлекают не только к совместным трудовым действиям с представителями той или иной профессии, но и к атрибутам и результату труда. Закрепляются полученные представления в рисунках, отражающих первичное знакомство с профессией.

Вторым этапом работы являлась организация ролевого взаимодействия на профессиональную тематику. Выделение профессиональных качеств людей данной профессии.

Цель данного этапа: расширение представлений младших школьников данной категории о качествах, необходимых в данной профессиональной деятельности. В ходе первых занятий актуализировались знания, полученные на экскурсиях, через составление «схемы атрибутов профессиональной деятельности». Именно рисование атрибутов будет способствовать лучшему пониманию их назначения в профессиональной деятельности. Закрепление первичных представлений о профессиях в ролевой игре и изобразительной деятельности. В ходе ролевого взаимодействия младшие школьники с ОВЗ не только имитируют трудовые действия, свойственные определённой профессии, но и вступали в профессиональные диалоги друг с другом.

Третий этап предполагал занятия по изобразительной деятельности, в ходе которых младшие школьники изображают себя в той или иной профессиональной деятельности.

Цель данного этапа: закрепление представлений младших школьников о профессиональной деятельности взрослых, творческий подход к её реализации. Данный этап осуществляется средствами изобразительной деятельности. В ходе занятий обобщаются знания о профессиональной деятельности, дети рисуют представителей данной профессии, процесс труда, атрибуты и результаты деятельности.

Рассмотрим более подробно содержание работы по формированию представле-

310 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 305-313

ний о профессиях у младших школьников с ОВЗ. Так, на первых занятиях младших школьников знакомят с профессией через непосредственное погружение в неё в ходе экскурсии. Предварительно перед экскурсией проводился инструктаж о правилах безопасности в профессиональной ситуации. В ходе экскурсии проводились беседы с персоналом, осуществлялось наблюдение за выполнением трудовых операций. В заключительной беседе педагог делает акцент на том, какие личные качества необходимы представителю данной профессии, беседует о роли данной профессии. Совместно необходимо подвести итог экскурсии. Далее в классе средствами изобразительной деятельности осуществлялось закрепление полученных в ходе экскурсии знаний. Занятие по изобразительной деятельности начинается с создания эмоционального настроя для выполнения рисунка через проговаривание значимости профессиональной деятельности.

Заключение

Организованная нами работа на уровне начального образования, прежде всего, предполагала комплексное погружение детей в систему коррекционно-воспитатель-ной работы, а затем вводились элементы профориентационной работы. Проводилось поэтапное формирование первичных представлений о профессиональной деятельности взрослых в рамках родного города, промеривание профессиональных ролей, обыгрывание ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью взрослых - всё это шло на основе продуктивного выражения в рисунках детей. Особое внимание уделялось формированию эмоциональных предпочтений младших школьников к профессиональной деятельности взрослых, постоянно подчёркивалась значимость труда для общества в целом. Предложенные нами методические рекомендации дают не только новый подход к расширению профессиональных представлений детей с ОВЗ, в частности с нарушением интеллекта на уровне начального образования, но и развивают их творческие способности.

Список источников

1. Black-Hawkings K. Developing inclusive classroom practices: What guidance do commercially published texts offer teachers? European Journal of Special Needs Education, 2012. Vol. 27 (4). P. 499. D01:10.1080/08856257.2012.720412

2. Bierbaum L. J., Henrich C. C., Zigler E. F. Disobedient behaviours in children with intellectual disability. Journal of Intellectual and Developmental Disability. 2005. Vol. № 30(2). P. 117. D0I:10.1080/13668250500125007

3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2004. 364 с.

4. Афанасьева Р. А. Проектирование программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Сибирский Педагогический журнал. 2015. № 2. С. 191195.

5. Маллер А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учебно-методическое пособие. Самара : Современные образовательные технологии, 2010. 207 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: методическое пособие. М. : НЦ ЭНАС, 2003. 119 с.

7. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. С. 387.

8. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

311

для вузов. М. : Дрофа, 2008. 46-48 с.

9. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО МОДЭК 2003. 400 с.

10. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта: методические рекомендации. М. : Просвещение, 2011. 175 с.

References

1. Black-Hawkings K. Developing inclusive classroom practices: What guidance do commercially published texts offer teachers? European Journal of Special Needs Education, 2012. 499 p. (In English).

2. Bierbaum L. J., Henrich C. C., Zigler, E. F. (2005). Disobedient behaviours in children with intellectual disability. Journal of Intellectual and Developmental Disability, 30(2), 2005. 117 p. (In English).

3. Akatov L.I. Sotsial'naya reabilitatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdor-ov'ya. Psikhologicheskiye osnovy [Social rehabilitation of children with disabilities. Psychological foundations]: Ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedeniy [Study Guide for University Students]. Moscow: Humanit. ed. center VLADOS, 2003. 368 p. (In Russian).

4. Afanasyeva R. A. Proyektirovaniye programm, napravlennykh na sodeystviye pro-fessional'nomu samoopredeleniyu detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zhiznedeyatel'nosti [Designing programs aimed at promoting the professional self-determination of children and adolescents with disabilities] // Sibirskiy Pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2015. No. 2. Pp. 191-195. (In Russian).

5. Starobina E. M. Professional'naya podgotovka lits s umstvennoy otstalost'yu [Vocational training for persons with mental retardation]: metodicheskoye posobiye. M.: NTs ENAS [Innovation Center "ENAS"], 2003. 119 p. (In Russian).

6. Vygotsky L.S. Detskaya psikhologiya [Child Psychology]. Sobr. sochinenii v 6 t. [Collected works in 6 vol.]. Vol. 4. M .: Pedagogy, 1984. P. 387 (In Russian).

7. Maller A. R. Deti s narusheniyem intellekta: sotsial'no-trudovaya adaptatsiya [Children with intellectual disabilities: social and labor adaptation]: uchebno-metodicheskoye posobiye [Study Guide] Samara: Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii [Modern Educational Technologies Publ.], 2010. 207 p. (In Russian).

8. Ekzhanova E. A., Reznikova E.V. Osnovy integrirovannogo obucheniya [Basics of Integrated Learning]: posobiye dlya vuzov [Guide for Universities]. M.: Drofa, 2008. 46-48 p. (In Russian).

9. Pryazhnikov N. S. Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samoopredele-niya [Methods for enhancing professional and personal self-determination]: uchebno-meto-dicheskoye posobiye [Study guide]. M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo insti-tuta [Moscow Institute of Psychology and Sociology Publ.]; Voronezh: NPO MODEK 2003. 400 p. (In Russian).

10. Ekzhanova E. A., Strebeleva E. A. Korrektsionno-razvivayushcheye obucheniye i vospitaniye doshkol'nikov s narusheniyami intellekta [Correctional developmental education and upbringing of preschoolers with intellectual disabilities]: metodicheskiye rekomen-datsii [Study Guide]. M.: Prosveshcheniye, 2011. 175 p. (In Russian).

312 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 305-313

Раиса Альбертовна Афанасьева

кандидат педагогических наук, доцент

Иркутский государственный университет 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: +7 (3952) 242238

Raisa A. Afanasyeva

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor

Irkutsk State University 1 K. Marx St, Irkutsk, Russia, 664003 tel.: +7 (3952) 242238

Статья поступила в редакцию 14.06.2021 г., одобрена после рецензирования 25.07.2021, принята к публикации 07.09.2021

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.