МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин . 1980.
2. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. СПб., 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования/ http: //www .fgosvpo.ru.
© Миненко Н.В., 2015
УДК 378
Е.С. Минкова
К.э.н., доцент, институт транспорта и технического сервиса Балтийский Федеральный Университет имени И. Канта г. Калининград, Российская Федерация
Е.И. Петрова
Соискатель, Балтийский Федеральный Университет имени И. Канта
г. Калининград, Российская Федерация
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ О
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РИСКЕ
Аннотация
Рассматривается необходимость решения педагогической задачи по формированию отношения к профессиональному риску будущих технологов транспортных процессов. Приводятся данные представлений студентов о понятии риск, профессиональный риск.
Ключевые слова Риск, профессиональный риск, технолог транспортных процессов.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Необходим качественный рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке [5].
В связи с присоединением России к Болонскому процессу и вхождением во Всемирную торговую организацию, становится необходимым соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников вузов международным стандартам.
В англоговорящих странах для разработки единых требований к выпускникам образовательных программ в области техники и технологий в 1989 году создана международная организация - Вашингтонское соглашение (The Washington Accord). В указанных странах существует три уровня квалификаций: инженер (engineer), технолог (engineering technologist) и техник (engineering technician), различающихся по уровню компетенций, а согласование требований к компетенциям ведется в рамках Форума мобильности инженеров (EMF) и Форума мобильности технологов (ETMF).
Помимо прочих атрибутов выпускников университетов в странах - подписантах Washington Accord (академического образования, анализа инженерных задач, коммуникации и других), имеется такой, как проектный менеджмент и финансы, включающий в себя знания в области менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, понимание связанных с ними ограничений [6, с.16].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
Менеджмент рисков - «целенаправленные управленческие действия и операции, направленные на профилактику ошибок управленческого решения, содержащих в себе рисковые ситуации целеполагания, прогнозирования, планирования, стимулирования, контроля и оценки, то есть всех этапов процесса менеджмента, понимаемого как процесс управления человеческим фактором в целях эффективности трудового поведения работников» (Н.В. Самсонова, Е.С. Минкова) [3, с. 30].
В отечественных документах (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года и Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения) также указаны такие требования к специалистам сферы транспорта, как способность обеспечивать безопасность и устойчивость транспортной системы [4], находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и проявлять инициативу в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности [3].
«Принятие риска в качестве объективной реальности и владение комплексной способностью воздействовать на его параметры с целью минимизации возможных негативных последствий становятся новыми целями профессиональной подготовки» (Е.С. Минкова) [2, с. 66]
В этой связи актуальным становится решение педагогической задачи, связанной с формированием отношения к профессиональному риску будущих технологов транспортных процессов.
В основе отношения субъекта к какому-либо объекту или явлению лежат сформированные представления о данных объектах или явлениях. Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Представление осуществляет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную. Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности [1, с. 235].
С целью определения исходного уровня сформированности представления студентов о понятии риск мы провели анкетирование студентов - бакалавров первого (26 человек) и четвёртого (28 человек) курсов Института транспорта и технического сервиса (специальность - Технология транспортных процессов) Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в марте-апреле 2015 года - всего 54 человека.
Для проведения анкетирования нами была разработана анкета, содержащая 11 вопросов, касающихся выявления осведомлённости студентов о понятии риск (дать вопрос), профессиональный риск в будущей деятельности, отношения к риску и определения числа студентов, считающих себя рисковыми людьми и готовыми рисковать. Данная анкета содержит открытые вопросы, то есть ответы формулируются самими отвечающими в свободной форме.
Полученные ответы по каждому вопросу мы распределили по группам. Приведём распределение ответов, предложенных студентами первого курса.
По вопросу «Что такое риск, по вашему мнению?»: потенциальная опасность (6 человек); действия, которые могут привести к потере чего-либо (4); сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий (4); сочетание вероятности благоприятных и неблагоприятных последствий (3); не знаю (3); возможная неудача (2); угроза жизни (делу) (1); залог успеха (1); обдуманное/необдуманное действие, направленное на получение удовольствия или прибыли (1); возможность события, которое повлечёт необратимые последствия (1). Как видно, для большинства студентов первого курса - 65% - риск ассоциируется с опасностью, неудачей, то есть имеет негативный окрас.
Ответы по вопросу «Как Вы можете охарактеризовать понятие «профессиональный риск»?»: вероятность причинения вреда здоровью, жизни при исполнении работником своих обязанностей (10); риск, связанный с профессиональной деятельностью (9); не знаю (5); риск на рабочем месте, который может влиять на должность, дело (1); действия, которые могут привести к отрицательному результату (1); риск, связанный с открытием юридического лица (1). Профессиональный риск 38,4% студентов характеризуют как вероятность причинения вреда здоровью, жизни при исполнении своих обязанностей и также 38,4% связывают данное понятие просто с профессиональной деятельностью.
Ответы по вопросу «Есть ли у Вас желание начать собственное дело?»: да (21); нет (4); может быть (1).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
Ответы по вопросу «Готовы ли Вы рисковать в интересах организации, в которой работаете?»: да (16); да, если есть процент благоприятного исхода (4); затрудняюсь ответить (3); нет (2); да, если я - глава этой организации (1). Как видно, рисковать в интересах организации уверенно готовы 16 человек (61,5%), ещё 4 человека (15,3%) готовы, если есть вероятность благоприятного исхода.
Ответы по вопросу «Вас впечатляют рисковые люди?»: да (13); нет (7); затрудняюсь ответить (3); да, если риск оправдан (1); да, если риск во благо (1); больше да, чем нет (1). 50% студентов данной группы впечатляют рисковые люди. Ещё 3 студентов (11,5%) также впечатляют рисковые люди, но при соблюдении дополнительных условий.
Ответы по вопросу «Соглашаетесь ли Вы давать в долг деньги, если не совсем уверены, что Вам их вернут?»: нет (15); да (8); да, если близким людям (3). Более половины студентов (57,6%) не готовы давать в долг деньги, если не уверены, что их деньги вернут.
Ответы по вопросу «Если Вас не устраивает имеющаяся работа, готовы ли Вы её бросить, ещё не подыскав новую?»: нет (15); да (9); затрудняюсь ответить (2). Более половины студентов (57,6%) не бросят имеющуюся работу, если не найдена новая работа.
Ответы по вопросу «Где в Вашей (будущей) профессиональной деятельности Вы можете столкнуться с рисковой ситуацией?»: везде (10); с партнёрами, клиентами (2); ЧП на предприятии (3); не знаю (5); при несоблюдении правил ТБ (2); при организации перевозок на воздушном транспорте (2); в отношениях со службами надзора (1); при создании нового маршрута для перевозки груза (1); при банкротстве организации (1); в каком-то деле не понравиться руководству (1). Как видно, 10 человек (38,4%) ответили на данный вопрос пространно «везде». 30,7% студентов при ответе на данный вопрос отметили определённые виды деятельности или ситуации, возникающие в рабочем процессе. 11,5% студентов не предложили ответа на данный вопрос.
Ответы по вопросу «Готовы ли Вы идти на риск ради прибыли?»: да (22); возможно (3); нет (1).
Ответы по вопросу «Готовы Вы рисковать, если благоприятный исход сулит Вам лучшую должность, а при худшем исходе Вы теряете имеющуюся должность?»: да (19); нет (5); зависит от должности (1); нет ответа (1).
Ответы по вопросу «Вы можете назвать себя рисковым человеком?»: да (14); нет (7); 50 на 50 (2); затрудняюсь ответить (2); больше да, чем нет (1). Немногим более половины студентов (53,8%) готовы назвать себя рисковым человеком. Можно предположить, что такой ответ не достоверен, так как, на вопрос «Если Вас не устраивает имеющаяся работа, готовы ли Вы её бросить, ещё не подыскав новую?» ответили «да» всего 9 человек, то есть только 34,6% студентов готовы проявить решительность и рискнуть. В то время как в данном вопросе целых 53,8% студентов называют себя «рисковыми». Хотя, готовность идти на риск, зачастую, проявляется именно в рабочих вопросах и ситуациях.
Далее приведём распределение ответов, предложенных студентами четвёртого курса.
По вопросу «Что такое риск, по вашему мнению?»: вероятность наступления неблагоприятных последствий/событий/исхода (9); вероятность понести убытки, потерять прибыль (7); не знаю (4); вероятность подвергнуться опасности (2); возможность причинения вреда здоровью (2); вероятность наступления непредвиденных обстоятельств (2); либо получить прибыль, либо понести убытки (2); поставить «на кон» всё с вероятность всё потерять (2); вероятность потери стабильности (1); вероятность чрезвычайной ситуации (1); целенаправленное действие, связанное с определённой потерей, ради достижения большего блага (прибыли) (1). Мы видим, что 22 человека из 28 опрошенных (78,5%) ассоциируют риск с потерей, опасностью, неудачей, то есть определяют риск как нечто отрицательное. 4 человека (14,3%) не привели никакого определения данного понятия.
Ответы по вопросу «Как Вы можете охарактеризовать понятие «профессиональный риск»?»: связанный с профессиональной деятельностью (11); потеря прибыли и /или клиентов (6); вероятность причинения вреда здоровью на рабочем месте (10); риск потерять работу (1); в профессии, включает физический, социальный и карьерный (1); необходимый для выполнения профессиональной деятельности (1). Отвечая на второй вопрос, 11 человек (39,3%) просто связывают понятие «профессиональный риск» с профессиональной деятельностью.
Ответы по вопросу «Есть ли у Вас желание начать собственное дело?»: да (19); нет (6); да, но для
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
начала необходим опыт работы наёмником в чужой организации (1); да, но велика вероятность неудачи (1); возможно (1). Есть желание начать собственное дело у 75% студентов, 21,4% не хотят начинать собственное дело.
Ответы по вопросу «Готовы ли Вы рисковать в интересах организации, в которой работаете?»: да (18); нет (6); да, если работа нравится и риск оправданный (1); да, если я - руководитель этой организации (1); в зависимости от ожидаемой прибыли (1); не уверен (1). Как видно, в интересах организации готовы рисковать 75% опрошенных (из них 10,7% готовы при соблюдении определённых условий). 21,4% не готовы рисковать в интересах организации.
Ответы по вопросу «Вас впечатляют рисковые люди?»: да (17); нет (6); не всегда (4); да, если заканчивается успешно (1).
Ответы по вопросу «Соглашаетесь ли Вы давать в долг деньги, если не совсем уверены, что Вам их вернут?»: нет (21); да (3); иногда (2); смотря кому (2). Подавляющее большинство студентов (21 студент (75%)) не готовы давать в долг деньги, если не уверены, что их вернут.
Ответы по вопросу «Если Вас не устраивает имеющаяся работа, готовы ли Вы её бросить, ещё не подыскав новую?»: нет (13); да (12); вряд ли (2); не знаю (1). Видно, что практически поровну поделились студенты, не готовые бросить не устраивающую работу (46,4%) и готовые сделать это (42,8%).
Ответы по вопросу «Где в Вашей (будущей) профессиональной деятельности Вы можете столкнуться с рисковой ситуацией?»: везде (8); при заключении договоров с партнёрами/поставщиками/клиентами (8); не знаю (8); в процессе организации и осуществления перевозок (порча, потеря груза) (4); при работе с водителями (экспедиторами) (2); в финансовой сфере (1); при принятии решений (1); это зависит от профессии, с которой я пока не определился (1); когда из-за моей ошибки могут пострадать люди (1); на руководящих должностях (1). Как видно, большинство студентов предложили следующие варианты: 14 человек (50%) предложили ответы, соответствующие выбранной сфере профессиональной деятельности, 8 человек (28,5%) ответили размыто «везде», также 28,5% не предложили никакого ответа.
Ответы по вопросу «Готовы ли Вы идти на риск ради прибыли?»: да (23); нет (4); затрудняюсь ответить (1). Как мы видим, подавляющее большинство студентов - 82,1% - готовы идти на риск ради прибыли.
Ответы по вопросу «Готовы Вы рисковать, если благоприятный исход сулит Вам лучшую должность, а при худшем исходе Вы теряете имеющуюся должность?»: да (17); нет (6); не уверен (4); в зависимости от ожидаемой должности (1). Ради получения лучшей должности при возможности потери имеющейся, готовы рисковать 60,7% опрошенных.
Ответы по вопросу «Вы можете назвать себя рисковым человеком?»: да (11); нет (11); 50 на 50 (3); не совсем (1); скорее нет, чем да (1); не знаю (1). По 39,2% поделились студенты, которые могут и которые не могут назвать себя рисковым человеком.
Итак, студенты первого и четвёртого курсов в большинстве своём отождествляют риск с опасностью, потерями и неудачей (65% и 78,5%, соответственно). Только 7,6% студентов первого курса определяют риск как нечто положительное, 11,5% студентов первого курса и 7,1% студентов четвёртого курса отмечают его двойственную природу. 11,5% студентов первого курса и 14,3% студентов четвёртого курса не предложили ответа.
Профессиональный риск студенты первого и четвёртого курса связывают с профессиональной деятельностью (38,4% и 39,3%), либо определяют через возможность причинения вреда здоровью, жизни человека при исполнении своих обязанностей (38,4% и 35,7%). 19,2% студентов первого курса не могут определить данное понятие. Как видно, студенты первого и выпускного курсов приводят отрывочные и поверхностные определения понятий риск и профессиональный риск, либо вообще не готовы их трактовать.
Несмотря на то, что большинство опрошенных придают риску негативный смысловой окрас, рисковые люди впечатляют 50% студентов первого курса и 60,7% - четвёртого, начать собственное дело хотят 80,7% студентов первого курса и 75% - четвёртого, рисковать в интересах организации готовы 76,9% студентов первого и 75% студентов четвёртого курса. Очевидно, что студенты имеют низкий уровень представления о понимании сущности риска и его роли, функциях и возможных последствиях в профессиональной деятельности, так как приводят разрозненные суждения.
57,6% студентов первого курса и 46,4% четвёртого курса не готовы бросить работу, не подыскав новую, в это же время 73% первокурсников и 60,7% выпускников готовы рисковать ради получения лучшей должности при возможности потери имеющейся. Очевидно, что противоположность суждений студентов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
определена их низкой осведомлённостью в рабочих процессах, отсутствием опыта профессиональной деятельности.
Что касается рисковых ситуаций в (будущей) профессиональной деятельности, то 38,4% студентов первого курса и 28,5% студентов четвёртого курса предложили неопределённый ответ «везде»; 11,5% студентов первого курса и 28,5% студентов выпускного курса ответили на данный вопрос «не знаю». К четвёртому курсу 50% студентов готовы при ответе на данный вопрос привести конкретные виды деятельности или рабочие ситуации, сопряжённые с риском (что можно объяснить наличием опыта производственной практики), в сравнении с первым курсом, где количество таких ответов составляет 30,7%. Как видно по ответам на данный вопрос, студенты имеют низкий уровень представления о рисковых ситуациях в профессиональной деятельности.
Полученные данные говорят о низком уровне сформированности представлений студентов о понятии риск и профессиональный риск, распределении рисковых ситуаций в профессиональной деятельности. Очевидна необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс комплекса учебно-профессиональных задач для проведения учебных занятий в форме деловых и имитационных учебных игр, направленных на формирование полного и реалистичного представления студентов о профессиональном риске, разработку стратегий отношения к риску, моделирование действий в ситуации риска. Список использованной литературы:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.
2. Минкова Е. С. Принципы формирования рискологической культуры руководителя // Вестник БФУ им. И. Канта . 2009. №5. С.66-70.
3. Понятия "риск-менеджмент" и "риск менеджмента" как феномен дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Н. В. Самсонова, Е. С. Минкова // Инженерное образование: электронный научный журнал / Ассоциация инженерного образования России (АИОР). — 2013 . — № 13 . — [C. 28-30] .
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 33. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190700 Технология транспортных процессов (квалификация (степень) "бакалавр")" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 10.09.12).
5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (проект) // Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mintrans/ru/ (дата обращения: 08.12.14).
6. Чучалин А., Боев О., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. -С.9-17. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 11.02.2015).
© Минкова Е С., Петрова Е.И., 2015
УДК.37
Л.Д.Миронова 1, А.Е.Тарасов 2
Магистрант гр. СОТ1, доцент, к.пед.н.2 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, Россия
С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ ТУРИСТ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация
Данная статья раскрывает, с какими ситуациями можно столкнуться, во время путешествий или туристского похода в Якутии. Также решаются проблемы преодоления сложных препятствий и как обезопасить туристов.