Научная статья на тему 'Ситуационная задача как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску'

Ситуационная задача как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / RISK / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / PROFESSIONAL RISK / БАКАЛАВР ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ / BA STUDENT OF TRANSPORT PROCESSES TECHNOLOGIES / EMOTIONAL-VALUABLE ATTITUDE / МЕТОД КЕЙСОВ / CASE METHOD / CASE STUDY / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е. И.

Автор рассматривает необходимость формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов. Выпускник направления подготовки «Технология транспортных процессов» определяется как менеджер по перевозкам транспортного отдела или транспортного предприятия негосударственной формы собственности. Автор предлагает типологию профессиональных рисковых ситуаций в деятельности менеджера по перевозкам. В статье приведены примеры ситуационных задач из разработанного учебного пособия по профессиональным рискам в деятельности менеджера по перевозкам. Обосновывается эффективность применения ситуационных задач в формировании эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CASE STUDY AS A TOOL OF FORMATION OF EMOTIONAL-VALUABLE ATTITUDE TO PROFESSIONAL RISK

The author examines the need of forming emotional-valuable attitude towards professional risk of BA students majoring in technologies of transport processes. Graduates of technologies of transport processes are defined as transport managers in transport non-state enterprises. The author proposes a typology of professional risk situations in the professional practice of a transport manager. The article gives examples of case studies from textbook on professional risk in professional practical work of a transport manager. The article also proves the effectiveness of case studies in forming emotional-valuable attitude towards professional risk and preparing for future career.

Текст научной работы на тему «Ситуационная задача как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску»

и студента в классе фортепиано. Творческое сотрудничество -это особое взаимодействие педагога и обучающегося, построенного на доверии, искренности, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании, в результате которого происходит процесс самоопределения и самореализации студента, раскрытие его творческого потенциала.

Библиографический список

В заключение хотелось бы добавить, что исследовать до конца и описать «механизм» творчества вряд ли возможно -творческое сотрудничество осуществляется преимущественно подсознательно и в каждом конкретном случае сугубо индивидуально. Но трудность постижения творческого процесса не исключает возможности сознательного управления им путём воздействия на основные «рычаги» «аппарата» творчества.

1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва: ВЛАДОС, 1996.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Издательство «Современное слово», 1998.

3. Шамаева РМ. Реализация креативного цикла в музыкальном образовании. Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. Душанбе: Сино, 2014; 3/2 (132).

4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. Москва: Классика-XXI, 2002.

5. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Москва: «Академия», 1984.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: учебное пособие. Москва: Музыка, 1977.

7. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учебное пособие. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

8. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учебное пособие. Москва: «Академия», 2000.

References

1. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie vsovremennojshkole. Moskva: VLADOS, 1996.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Izdatel'stvo «Sovremennoe slovo», 1998.

3. Shamaeva R.M. Realizaciya kreativnogo cikla v muzykal'nom obrazovanii. Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta. Seriya gumanitarnyh nauk. Dushanbe: Sino, 2014; 3/2 (132).

4. Martinsen K.A. Metodika individual'nogo prepodavaniya igry na fortepiano. Moskva: Klassika-XXI, 2002.

5. Cypin G.M. Obuchenie igre na fortepiano. Moskva: «Akademiya», 1984.

6. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej: uchebnoe posobie. Moskva: Muzyka, 1977.

7. Podurovskij V.M., Suslova N.V. Psihologicheskaya korrekciya muzykal'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2001.

8. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: kurs lekcij: uchebnoe posobie. Moskva: «Akademiya», 2000.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 378

Petrova E.I., postgraduate, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: [email protected]

A CASE STUDY AS A TOOL OF FORMATION OF EMOTIONAL-VALUABLE ATTITUDE TO PROFESSIONAL RISK. The author examines the need of forming emotional-valuable attitude towards professional risk of BA students majoring in technologies of transport processes. Graduates of technologies of transport processes are defined as transport managers in transport non-state enterprises. The author proposes a typology of professional risk situations in the professional practice of a transport manager. The article gives examples of case studies from textbook on professional risk in professional practical work of a transport manager. The article also proves the effectiveness of case studies in forming emotional-valuable attitude towards professional risk and preparing for future career.

Key words: risk, professional risk, BA student of transport processes technologies, emotional-valuable attitude, case method, case study.

Е.И. Петрова, соискатель, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калиниград,

Е-mail: [email protected]

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РИСКУ

Автор рассматривает необходимость формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов. Выпускник направления подготовки «Технология транспортных процессов» определяется как менеджер по перевозкам транспортного отдела или транспортного предприятия негосударственной формы собственности. Автор предлагает типологию профессиональных рисковых ситуаций в деятельности менеджера по перевозкам. В статье приведены примеры ситуационных задач из разработанного учебного пособия по профессиональным рискам в деятельности менеджера по перевозкам. Обосновывается эффективность применения ситуационных задач в формировании эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: риск, профессиональный риск, бакалавр технологии транспортных процессов, эмоционально-ценностное отношение, метод кейсов, ситуационная задача.

Высшее образование сегодня построено на основе компе-тентностного подхода, который ставит задачей приведение в соответствие профессионального образования и потребностей рынка труда, то есть при таком подходе должен выполняться особый заказ работодателей на подготовку компетентного специалиста. В докладе ЮНЕСКО говорится, что предприниматели всё чаще требуют от работников не квалификации, приравниваемой к умению выполнять определённые операции материального характера, а компетентности, включающей квалификацию, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску [1, с. 26].

В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года среди задач развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, отмечена необходимость создания в обществе атмосферы терпимости к риску [2, с. 18 - 19]. Среди основных задач инновационного развития указано создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности: «способности к критическому мышлению», «способности и готовности к разумномуриску», «креативности и предприимчивости» [2, с. 36].

В отчёте, предоставленном кафедрой технологии транспортных процессов и сервиса Балтийского федерального уни-

верситета имени Иммануила Канта для аккредитации в Аккре-дитационный центр Ассоциации инженерного образования России (2016 год), отмечено, что выпускники по специальности 23.03.01 «Технология транспортных процессов» должны уметь разрабатывать обобщенные варианты решения производственной проблемы, анализировать эти варианты, прогнозировать последствия, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности планирования реализации проекта.

Проведённое нами анкетирование студентов первого и четвёртого курсов Института транспорта и технического сервиса Балтийского федерального университета имени И. Канта направления подготовки 23.03.01 позволило констатировать, что студенты имеют низкий уровень сформированности представлений о понятии риск и профессиональный риск. Отмечается негативное отношение студентов к категории «риск», в большинстве своём студенты отождествляют риск с опасностью, потерями и неудачей; профессиональный риск определяют через возможность причинения вреда здоровью, жизни человека при исполнении своих обязанностей [3].

Таким образом, очевидна необходимость специальной подготовки бакалавров технологии транспортных процессов, заключающейся в формировании эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Бакалавр технологии транспортных процессов - это будущий специалист в области технологии, организации, планирования технической и коммерческой эксплуатации транспортных комплексов и систем; организации на основе принципов логистики рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему; организации системы взаимоотношений по обеспечению безопасности движения на транспорте.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. № 47 утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Изучив раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций дорожного хозяйства» данного справочника, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» и штатное расписание крупной калининградской транспортно-экспедиционной компании «Альфатранс» мы выделили должности, которые могут занимать выпускники рассматриваемого направления (диспетчер службы перевозок, транспортный экспедитор, специалист по безопасности движения, менеджер по организации перевозок грузов, менеджер по перевозкам, менеджер по логистике, менеджер по ВЭД).

Наиболее распространённой и универсальной является такая формулировка должности как «менеджер по перевозкам».

Предприятиями негосударственных форм собственности на автомобильном транспорте выполняется 95,8 процента перевозок грузов и 20,8 процента перевозок пассажиров, на морском -97,9 и 98,8 процента соответственно, на внутреннем водном -94,4 процента и 86 процентов, на воздушном - 94,4 процента и 78,7 процента, на промышленном железнодорожном - 69,1 процента перевозок грузов [4].

В связи с вышеизложенным мы в своём исследовании примем, что бакалавр направления «Технология транспортных процессов» после окончания вуза будет занимать должность менеджера по перевозкам в транспортном отделе или транспортном предприятии негосударственной формы собственности.

Практико-ориентированная подготовка будущих менеджеров по перевозкам должна базироваться на реальной фактологической базе: преподавателю необходимо владеть знаниями об актуальных и специфических рисковых ситуациях в работе транспортного предприятия.

С целью выяснения профессиональных рисковых зон в деятельности менеджера по перевозкам нами было проведено анкетирование (ноябрь 2014 - февраль 2015 года) сотрудников и руководителей транспортных, транспортно-экс-педиторских, логистических компаний города Калининграда, а также специалистов отделов логистики предприятий иного рода деятельности [5]. В результате была получена типология профессиональных рисковых ситуаций, которые распределены на три блока:

1) процесс перевозки

1.1) подвижной состав (неисправность/простой/ отсутствие/ ДТП)

1.2) порча/недостача/утеря/кража груза

1.3) зависимость от таможенных процедур/органов/правил/ платежей

1.4) отсутствие исчерпывающей информации

2) человеческие ресурсы

2.1) безответственность/ ненадёжность привлечённых работников/контрагента

2.2) недостаток знаний/ безответственность сотрудника транспортной организации

2.3) неумение вести переговоры с клиентом

3) финансы

3.1) изменение/повышение/невыгодность тарифов за перевозку

3.2) финансовые трудности клиента

3.3) повышение расходов транспортной организации.

На основе полученных данных выстраивается реальная картина существования и распределения возможных рисков транспортного отдела или предприятия, что служит основой для проектирования ситуационных задач, известных под названием «кейсы».

По определению Гарвардской школы бизнеса метод кейсов представляет собой «метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».

Метод кейсов позволяет решать следующие задачи:

• принимать верные решения в условиях неопределенности;

• разрабатывать алгоритм принятия решения;

• овладевать навыками исследования ситуации, отбросив второстепенные факторы;

• разрабатывать план действий, ориентированных на достижение намеченного результата;

• применять полученные теоретические знания, в том числе при изучении других дисциплин, для решения практических задач;

• учитывать точки зрения других специалистов при принятии окончательного решения [6].

Используемые для анализа и разбора ситуации могут быть реальными событиями или искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежать рассмотрение различных аспектов будущей профессиональной деятельности, в данном случае профессиональных рисков, присущих профессиональной среде транспортного предприятия. Необходимо учитывать, что предлагаемая к рассмотрению жизненная ситуация не просто содержит в себе проблему, но и заставляет актуализировать теоретические знания, ранее полученные студентами на занятиях, осознать их связь с реальной профессиональной деятельностью.

В рамках подготовки диссертационного исследования и проведения формирующего эксперимента нами был разработано учебное пособие «Сборник ситуационных задач по профессиональным рискам» (включает 30 кейсов) для направления подготовки 23.03.01.

Источниками информации для ситуационных задач, приведённых в сборнике, послужили реальные ситуации из деятельности калининградских предприятий ООО «Балтвагонтранс», ООО КМПЗ «Балтпроммясо», ООО «Простая логистика», ООО «РосКон», сконструированные на основе распределения профессиональных рисковых зон в деятельности менеджера по перевозкам.

Приведём примеры ситуационных задач по первым двум блокам профессиональных рисков в деятельности менеджера по перевозкам.

Пример кейса. Блок «процесс перевозки», профессиональная рисковая зона «неисправность подвижного состава» (на занятиях студенты самостоятельно определяют блок и профессиональную рисковую зону). Дисциплина: «Грузовые перевозки».

Описание ситуации:

Компания-перевозчик «Колесо» получила заявку от компании-производителя мебели «Кухня» на перевозку груза (мебель кухонная из ДСП). Водитель отправился в дорогу. На трассе, по которой проходил маршрут водителя, осуществлялся ремонт дорожного покрытия. Дорожные знаки 3.24, 1.18, 1.20.1 - 1.20.3, предупреждающие водителя, не были установлены, единственный знак 1.25 «Дорожные работы» был установлен за 50 метров до начала ремонтируемого участка дороги (по нормативу: вне населенного пункта первый такой знак устанавливается за 150 - 300 метров до начала ремонтируемого участка дороги, второй, дублирующий знак устанавливается не менее, чем за 50 метров до места проведения работ). В итоге водитель не успел достаточно снизить скорость и на большой скорости въехал на ремонтируемый участок дороги, одно колесо полуприцепа попало в глубокую яму, диаметром приблизительно с диаметр колеса, колесо до середины провалилось в яму. Водитель заглушил автомобиль. С мебелью, естественно, полуприцеп невозможно было вытащить. Водитель начал разгружать кухонную мебель на обочину. Когда водитель разгружал груз, он повредил упаковочный материал (полиэтиленовую плёнку) на некоторых элементах мебели. В течение некоторого времени рядом с полуприцепом остановилось 3 фуры, водители помогли водителю «Колесо» вытащить полуприцеп. В течение достаточно продолжительного времени (около трёх часов), пока водители извлекали полуприцеп из ямы, мебель стояла на обочине под дождём.

На месте разгрузки (склад получателя) обнаружилось, что часть мебели испорчена (плёнка, лак на поверхности элементов мебели набухли или потрескались). ООО «Колесо» получило от покупателя претензию по качеству доставленного груза, что повлечёт за собой дополнительные расходы.

Задание:

1) ознакомиться с ситуацией;

2) определить к какому профессиональному риску относится данная ситуация;

3) предложить меры, которые помогут снизить отрицательные последствия наступления подобных ситуаций.

Пример кейса. Блок «человеческие ресурсы», профессиональная рисковая зона «безответственность контрагента». Дисциплина: «Грузоведение».

Описание ситуации:

Калининградское строительное предприятие ООО «Под крышу» осуществило заказ на покупку щебня из природного камня (марка щебня М1200) из Карелии. Все услуги по подготовке груза, его погрузке, транспортировке и разгрузке должна была осуществлять транспортно-экспедиционная компания ООО «С ветерком».

В соответствии с требованиями щебень после обработки сваливают в огромные кучи под навесы, чтобы он выветрился от влаги и пыли, которая осталась на нём после дробления и помывки. В некрытом транспортном средстве доставка щебня должна осуществляться в сухую и солнечную погоду (мокрый щебень тяжелее выгружается, особенно, если он мелкий), обычно перевозимый материал накрывают тентом.

Транспортно-экспедиционная компания планировала наладить постоянное сотрудничество с ООО «Под крышу», так как строительное предприятие было крупным, финансово стабильным и регулярно пользовалось услугами других транспортных компаний по перевозке каких-либо грузов для собственных нужд.

Сотрудники ООО «С ветерком» подготовили щебень к погрузке, загрузили щебень, состав с грузом пошёл в Калининград. На станции назначения при выгрузке груз упал вместе с вагоном-думпкаром (железнодорожный грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки сыпучих грузов (угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня) с повышенного пути (сооружение, на котором производится разгрузка массовых сыпучих навалочных грузов из железнодорожного подвижного состава). Оказалось, что замёрзший груз примёрз к стенкам вагона.

Далее компания-перевозчик заказала два крана, чтобы поднять вагон, наняла двух мастеров, чтобы отремонтировать две

Библиографический список

1.

2.

поломанные вагонные сцепки. Прибывшие на разгрузку автомобили-самосвалы и ковшовые автопогрузчики выполнили не весь объём работ, через два дня компания заказала самосвал и автопогрузчик в другой компании, чтобы выполнить погрузку и перевозку щебня из «упавшего» вагона. Строительная компания получила часть груза не в срок, что повлекло за собой выплату неустойки.

При выяснении обстоятельств случившегося выяснилось, что на арендованной транспортно-экспедиционной компанией площадке (где под навесами выветривался щебень) был наплыв груза и, чтобы освободить место под вновь прибывший груз, не-досушенный щебень стали грузить в вагоны. Кроме того, планируя перевозку, анализируя прогноз погоды, менеджер по перевозкам ООО «С ветерком» не учёл того факта, что ночью и на большой скорости температура воздуха 0..+1 (по прогнозу) - это минусовая температура.

Задание:

1) ознакомиться с ситуацией;

2) определить к какому профессиональному риску относится данная ситуация;

3) определить, кто виноват в сложившейся ситуации;

4) предложить меры, которые позволят компании-получателю в будущем избежать подобных ситуаций.

Эффективность применения ситуационных задач проверялась через диагностику сформированности компонентов эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску в соответствии с разработанной структурой данного отношения. Структура включает: когнитивный, регулятивный и профессио-нально-деятельностный компоненты. Критерии сформирован-ности компонентов: представление о профессиональном риске (уровни: первичное, неполное, целостное); готовность к профессиональному риску (низкая, средняя, высокая); представление о деятельности в условиях профессионального риска (первичное, неполное, целостное).

Исходя из покомпонентных уровней сформированности, трёхуровневая шкала сформированности эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску представлена недостаточным, достаточным и продвинутым уровнями.

Анализ результатов срезов, полученных в экспериментальной группе после проведения специального обучения с использованием ситуационных задач, показал стабильное повышение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску. По итогам формирующего эксперимента существенно выросла доля студентов, обладающих достаточным (1 срез: 16,1%; 2 срез: 58,1%) и продвинутым (1 срез: 0%; 2 срез: 25,8%) уровнями сформированности данного отношения.

Доля студентов, обладающих достаточным и продвинутым уровнями сформированности эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску, увеличилась по сравнению с контрольной группой (достаточный: экспериментальная группа -58,1%; контрольная - 19,2%; продвинутый: экспериментальная группа - 25,8%; контрольная - 0%).

Таким образом, применение в процессе обучения в вузе ситуационных задач по решению конкретных рисковых ситуаций, позволит будущим менеджерам по перевозкам сформировать представление о профессиональном риске, обнаружить готовность к возникновению профессионального риска, сформировать опыт овладения способами построения деятельности в ситуациях данного риска.

Сформированность эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску будет обеспечивать интерес к нему, активность, самостоятельность и ответственность исполнения деятельности в ситуации неопределённости и связанного с этим риска. Учитывая, что риск является обязательным элементом профессиональной среды [7], сформированность эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску в составе профессиональной компетентности будет обеспечивать успешность деятельности личности в профессиональной среде.

Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещёва И.В., Ба-гаутдинова А.Ш., Будько М.Б., Будько М.Ю., Вознесенская А.О., Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

3. Минкова Е.С., Петрова Е.И. Представления бакалавров технологии транспортных процессов о профессиональном риске. Инновационная наука. 2015; 12-2: 249 - 253

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (проект). Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. Available at: http://mintrans/ru/

5. Самсонова H.B., Минкова Е.С., Петрова Е.И. Представление о профессиональных рисковых зонах работников транспортных предприятий. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. Калининград: Издательство БГАРФ,2015; 2.

6. Лебедев М.К., Ползикова BA Использование кейс-технологий в учебном процессе. Кейс-стади: методическое пособие. Ярославль: Издательство Ярославский железнодорожный техникум-филиал МИИТ, 2009.

7. Петрова Е.И. Профессиональный риск как элемент профессиональной среды. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. Калининград: Издательство БГАРФ, 2015; 4 (34).

References

1. Kompetentnostno-orientirovannye zadaniya v sisteme vysshego obrazovaniya. Shehonin A.A., Tarlykov V.A., Klescheva I.V., Bagautdinova A.Sh., Bud'ko M.B., Bud'ko M.Yu., Voznesenskaya A.O., Zabodalova L.A., Nadtochij L.A., Orlova O.Yu. Sankt-Peterburg: NIU ITMO, 2014.

2. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r.

3. Minkova E.S., Petrova E.I. Predstavleniya bakalavrov tehnologii transportnyh processov o professional'nom riske. Innovacionnaya nauka. 2015; 12-2: 249 - 253

4. Transportnaya strategiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (proekt). Internet-portal Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii. Available at: http://mintrans/ru/

5. Samsonova N.V., Minkova E.S., Petrova E.I. Predstavlenie o professional'nyh riskovyh zonah rabotnikov transportnyh predpriyatij. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. Kaliningrad: Izdatel'stvo bGaRf,2015; 2.

6. Lebedev M.K., Polzikova V.A. Ispol'zovanie kejs-tehnologij vuchebnom processe. Kejs-stadi: metodicheskoe posobie. Yaroslavl': Izdatel'stvo Yaroslavskij zheleznodorozhnyj tehnikum-filial MIIT, 2009.

7. Petrova E.I. Professional'nyj risk kak 'element professional'noj sredy. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. Kaliningrad: Izdatel'stvo BGARF, 2015; 4 (34).

Статья поступила в редакцию 06.10.16

УДК 373.213(082)

Simic K. P., Ph.D., Preschool Teachers Training College (Kikinda, Serbia),

Е-mail: [email protected]

THE ISSUE OF COMPARATIVE STUDY OF CHILD DANCE IN VOJVODINA. The study of children's folklore in Vojvodina remained on the periphery of the music ethnography research. In the study the researcher considers only children's game in which children play, standing opposite each other in a line. All the collected material tells about today's children's folklore of the Romanians in the Serbian part of Banat. They live in constant communication with the musical heritage of the children of other nationalities. Children's folklore is a live folk category that, like people, lives in spite of various influences that shape daily, change it, and modernize its contents. Because children have always been active participants in the rites, one of the valid elements of the ritual of transformation and transition in the entertainment is carried out by children.

Key words: children's folklore, children's games, songs with games, singing, ritual.

К. П. Симич, доктор пед. наук, Высшая школа образования и воспитания, г. Кикинда,

Республика Сербия, Е-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ДЕТСКИХ ТАНЦЕВ ВОЕВОДИНЫ

Изучение детского фольклора в Воеводине осталось на периферии исследований музыкальной этнографии. В нашем исследовании будем рассматривать исключительно детские игры, в которых дети играют, стоя напротив друг друга в линии. Весь собранный материал говорит нам о сегодняшнем детском фольклоре румынов в сербской части Баната. Они живут в постоянной связи с музыкальным наследием детей других национальностей. Детский фольклор - живая фольклорная категория, которая, как и человек, живет, несмотря на различные влияния, которые ежедневно формируют, меняют его и модернизуют его содержание. Поскольку дети всегда были активными участниками обрядов, одним из допустимых элементов преображения ритуала и его перехода в сферу развлечения осуществляется детьми.

Ключевые слова: детский фольклор, детские игры, песни с играми, пение, ритуал.

Изучение детского фольклора в Воеводине осталось на периферии исследований музыкальной этнографии. Обширный труд, в котором рассматривается эта, столь важная для развития ребёнка проблема, до сих пор не появился на свет, как в сербской части Баната, так и в Воеводине и Сербии. Причины этого многочисленны - тревожные исторические события, многонациональный состав населения, многочисленность региональных языков Воеводины и т. п.

Сербская часть Баната, в которой проведены полевые исследования, составляет одну треть географической территории Воеводины. Западная часть Баната на самом деле принадлежит Воеводине (т. е. Сербии), а пограничная область северного Баната (т. н. Поморишье) располагается на территориях современных Венгрии и Румынии. Большая часть примеров, собранных в этом исследовании, на румынском языке. Учитывая, что на исследуемой территории проживает много национальностей, также существуют и, записанные на сербском языке, примеры, влияющие на наши представления о фольклорном наследии в сербской части Баната. «Детский фольклор свидетельствует об историческом детстве и духовном развитии человечества. Если даже сейчас, пусть и поздно, хотя бы частично, познакомимся с

нашим детским фольклором, мы приблизимся к пониманию природы фольклора вообще. Как можно серьезно говорить о развитии народных обычаев, поверий, народной психике в целом, если ничего не знать о ключевом этапе человеческого развития» [1, с. 57 - 58].

Весь собранный, записанный и проанализированный музыкально-фольклорный материал базируется на полевых исследованиях, проведённых автором. Полевые исследования выполнены в период с 25 мая 1999 по 16 января 2012 года в 12 населённых пунктах, находящихся в сербской части Баната.

При накоплении музыкально-этнографического материала было использовано несколько научных методов - метод прямого наблюдения, сопоставительный метод, метод интервью и метод эксперимента.

Среди научных трудов по музыкальной этнографии до сих пор у нас было очень мало материала, относящегося к детскому фольклору в Сербии. В Сербии, также как и во многих европейских странах, не существует единой системы классификации вокальной музыкальной традиции. Интересно заметить, что иногда, даже один и тот же автор систематизирует фольклорный материал по-разному, что подтверждают учёные, занимающие-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.