Научная статья на тему 'Концептуальные идеи рискологической подготовки менеджеров транспорта'

Концептуальные идеи рискологической подготовки менеджеров транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкова Е. С.

Обосновывается необходимость подготовки менеджеров транспорта к риск-менеджменту; определяется теоретическая база и методологическое поле профессиональной деятельности и на их основе раскрываются концептуальные идеи рискологической подготовки специалистов транспорта в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual principles of risk training of the transport managers

In this article the necessity of the transport managers training to risk-management is proved; the theoretical base and methodological field of the professional activity are determined and the conceptual principles of risk training of the transport specialists in Higher Educational Institution are revealed on their basis.

Текст научной работы на тему «Концептуальные идеи рискологической подготовки менеджеров транспорта»

А.А. Смирнов

2. Стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образо-

вании на территории европы // Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.bp.ntf.ru/Directions/Education_Quality

3. Солонин С. И. Статистические методы как инструмент менеджмента в вузе // Качество, Инновации, Образование. 2002. № 3. С. 17—23.

Об авторе

А.А. Смирнов — канд. пед. наук, доц., КПИ ФСБ России, smirno-vaa2003@list. ги

82

УДК 378.147

Е.С. Минкова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ТРАНСПОРТА

Обосновывается необходимость подготовки менеджеров транспорта к риск-менеджменту; определяется теоретическая база и методологическое поле профессиональной деятельности и на их основе раскрываются концептуальные идеи рискологической подготовки специалистов транспорта в вузе

In this article the necessity of the transport managers training to risk-management is proved; the theoretical base and methodological field of the professional activity are determined and the conceptual principles of risk training of the transport specialists in Higher Educational Institution are revealed on their basis.

Высшее профессиональное образование сегодня имеет четкую прак-тико-ориентированную тенденцию, выражающуюся в конкретной за-данности образовательного результата. Государственные образовательные стандарты содержат в себе требования к выпускникам вуза, определяющие наиболее важные положения в деятельности того или иного специалиста. Менеджеры транспортной сферы как организаторы перевозок и управляющие транспортным предприятием, его подразделениями должны уметь решать управленческие задачи разного содержания. Их направленность определяется целями и задачами деятельности предприятия. Однако очевидно, что и ситуационные, факторные условия диктуют содержание управленческих решений.

С переходом к рыночным механизмам объективировалась необходимость обращения к понятиям «риск», «предпринимательский риск», «рисковые ситуации» и «риск-менеджмент». Устойчивая тенденция экономических и управленческих исследований в области предпринимательского риска нашла свое выражение в появлении новой научной и учебной дисциплины «Рискология». Методическое обеспечение данной дисциплины невелико: можно отметить учебное пособие В.П. Буянова, К.А. Кирсанова, Л.М. Михайлова «Рискология. Управление рис-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 82—86.

Концептуальные идеи рискологической подготовки менеджеров

ками»; региональное карельское издание учебного пособия А.П. Аль-гина, М.В. Виноградова, Ю.И. Пономарева «Рискология и синергетика в системе управления»; региональное белгородское издание методических рекомендаций Н.А. Демура «Риск-менеджмент». Для этих учебных пособий характерно то, что внимание в них акцентируется на финансовой сфере риск-менеджмента. При всей привлекательности такого подхода (действительно, финансы любого предприятия — это «кровь» его экономического организма) следует отметить его ограниченность.

В деятельности транспортного предприятия любой формы собственности в реальности существует спектр рисков, объединенных понятием «предпринимательский риск». Какие рискованные ситуации встречаются в деятельности инженера-менеджера транспортного предприятия? Объектом управления в риск-менеджменте являются рисковые ситуации, связанные с транспортной деятельностью, с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в процессе возникновения и реализации риска, т. е. практически во всех сферах деятельности транспортного предприятия. Так, сфера «Перевозка пассажиров и грузов» имеет следующие риски: риск транспортных происшествий; риск, обусловленный несоблюдением международных и отечественных стандартов и требований в области экологии и технического состояния подвижного состава; риск убыли и потери качества перевозимых грузов; сфера «Выполнение перегрузочных работ, технического обслуживания и ремонта подвижного состава» характеризуется такими рисками, как производственный риск, связанный с травматизмом; с материальным ущербом; сфера «Финансовая область» содержит риски в связи с покупкой транспортным предприятием различных ценных бумаг и риски кредитных операций; сфера «Осуществление инвестиций и инноваций» имеет вероятностный риск вложения капитала, которое не обеспечит окупаемости и прибыльности.

Как видно, хозяйственной деятельности транспортного предприятия присущи разные виды предпринимательского риска. Возникает вопрос: возможно ли подготовить инженера к управлению такими разными видами риска? Мы предполагаем, что ответ может быть положительным, если будут определены концептуальные основы рискологической подготовки менеджеров транспорта.

Ведущим концептуальным положением выступает сущностное содержание предпринимательской деятельности как деятельности, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Исследователи (М. Мескон, R.D. Hisrich, M. Peters и др.) сходятся во мнении, что предпринимательство есть процесс создания чего-то особого по своему значению, требующий затрат необходимого времени и усилий, предполагающий сопутствующие финансовые, душевные и социальные риски и имеющий в качестве итоговых вознаграждений денежное и психологическое удовлетворение [4]. Сфера деятельности предпринимателя — это всегда неустойчивая среда, каковой прежде

83

84

Е.С. Минкова

всего является рынок. Способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопределенности, — есть главная способность предпринимателя.

В историческом развитии предприниматель прошел путь от посредника между заказчиком и исполнителем, неся полную ответственность за убытки от реализации контракта, до венчурного капиталиста, предоставляющего капитал для рискованного предприятия, и собственно предпринимателя, реализующего само предприятие [7, с. 539]. На всех этапах развития предпринимательства отличительными чертами предпринимателя являлись деятельность в условиях риска и ответственность за результаты собственных действий. Предпринимательская способность — это способность принятия решения и способность рисковать [6, с. 5].

Итак, необходимость рискологической подготовки менеджера транспорта основывается на закономерности экономической деятельности предпринимателя как самостоятельной, инновационной и негарантированной успешной ее предрешенности, с одной стороны, с другой — реализующейся в условиях высокой неопределенности и неустойчивости экономической среды.

Современное транспортное предприятие — это система взаимосвязанных служб: от технических, технологических до финансовых и юридических отделов. Менеджеры транспорта реализуют свои профессиональные функции со всех перечисленных службах. Их деятельность связана с управлением перевозочными процессом, организацией перегрузочных работ и работ по техническому обслуживанию и ремонту техники транспорта, внедрением новых конструкторских разработок, технических и технологических нововведений, созданием дополнительных производственных мощностей, материально-техническим снабжением, плановой, бухгалтерской, юридической, страховой и маркетинговой деятельностью. Рискологическая подготовка менеджеров транспортного предприятия, следовательно, должна осуществляться на основе идеи общеспециализированной подготовки. Суть этой идеи состоит в том, что вначале управленцы получают общее представление о предпринимательском риске на транспортном предприятии, затем углубляют подготовку к управлению рисками во всех службах; завершается подготовка формированием целостной рискологической культуры, определяющей специализированную профессиональную сферу риск-менеджмента. Данная профессиональная сфера — риск-менеджмент — обеспечит возможность транспортному предприятию реализовать деятельность еще одной специализированной службы — службы риск-менеджмента.

Очевидно, что каждый уровень риск-менеджмента транспортного предприятия (общеуправленческий, специально-управленческий и профессионально-специализированный) требует от менеджеров соответствующей психологической основы. Следовательно, рискологическая подготовка должна основываться на идее соответствия профессионально важных качеств менеджера оправданному и мотивированному,

Концептуальные идеи рискологической подготовки менеджеров

оптимальному, профессиональному риску. Владение рискологическими качествами обеспечит менеджерам транспорта способность к оптимальным решениям рискологических ситуаций как в соответствующих (технических, технологических, финансовых и т. п.) службах, так и в специализированной службе риск-менеджмента.

Теоретическими основами, определяющими совокупность рискологических качеств менеджера транспорта, выступают исследования проблемы личностного риска [ 1, с. 167—198] и выявленная нами в ранних работах модель готовности инженера-менеджера по организации перевозок и управлению на транспорте к риск-менеджменту [5, с. 11]; исследования закономерностей экономического мышления и экономического поведения и, в частности, интраэкономической модели рациональности [2, с. 38].

Контент-анализ научных источников, в которых содержатся названные выше теоретические основы, позволяет установить совокупность профессионально важных рискологических качеств менеджера транспорта, определяющих способность к оптимальному личностно-профессиональному риску: умения преодолевать внешние и внутренние «барьеры» деятельности; наличие в мотивационной структуре мотивации достижения; в когнитивной структуре — профессионального опыта в виде уравновешенной типологизированной структуры типичных хозяйственных рисковых ситуаций; развитые профессиональные и общеуправленческие способности и навыки, а также адекватная самооценка профессиональных возможностей; субъективное восприятие полезности, индивидуальной выгоды как функции двух переменных — полезности для себя и других. Представленная совокупность качеств является оптимальным ориентиром для формулирования целей рискологической подготовки менеджеров транспорта в вузе.

Процесс рискологической подготовки в вузе нуждается в определении соответствующих концептуальных оснований, которые лягут в основу отбора содержания учебных дисциплин, их методического обеспечения в виде учебно-профессиональных задач по общему, специальному и профессионально-специализированному риск-менеджменту на транспортном предприятии. В качестве идеи, определяющей содержание рискологической подготовки с целью формирования рискологической культуры менеджеров транспорта, выступает идея непрерывности, последовательности и цикличности оптимального управления риском. Согласно данной идее выстраивается система профессиональных задач риск-менеджмента для менеджеров каждой из служб транспортного предприятия, в ходе решения которых конкретная рисковая ситуация описывается в информационно-описательной, объяснительной, прогностической, целевой, содержательной, обеспечивающей, мотивационной, деятельностной, оценочно-результативной и обобщающей моделях подготовки и реализации управленческого решения.

Основные виды деятельности менеджера по отношению к рискам концентрируются, таким образом, в четырех основных направлениях: прогнозирование рисковой ситуации; ее анализ и оценка; предупреждение рисковой ситуации и разработка системы мер по снижению негативных последствий рисковой ситуации.

85

86

Е.С. Минкова

Таким образом, рискологическая подготовка менеджеров транспорта в вузе опирается на ряд концептуальных позиций, отвечающих специфике профессиональной деятельности, закономерностям функционирования риск-менеджмента и психологической основы профессиональных операций в конкретной хозяйственной рисковой ситуации транспортного предприятия.

Список литературы

1. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособие для вузов / Т.В. Корнилова. М., 2003.

2. Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) // Психол. журнал 1990. Т. 11. № 6. С. 38-46.

3. Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Громов, В. А. Персианов, Н.С. Усков и др.; Под общ. ред. Н.Н. Громова,

В. А. Персианова. М., 2003.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993.

5. Минкова Е.С. Формирование готовности к риск-менеджменту инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2005.

6. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория:

Учеб. пособие / Под. ред. В.М. Власовой. М., 2002.

7. Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2002.

Об авторе

Е. С. Минкова — канд. пед. наук, доц. РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.