Научная статья на тему 'Исследование социальных рисков в среде студенческой молодежи'

Исследование социальных рисков в среде студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
943
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РИСК / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT'S YOUTH / PERSONALITY / RISK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калюжный Анатолий Афанасьевич

В статье анализируются психологические аспекты социальных рисков в среде студенческой молодежи; раскрываются содержательные характеристики и механизмы социальных рисков студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калюжный Анатолий Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issledovanie of Social Risks in the Environment of Student's Youth

In article psychological aspects of social risks in the environment of student's youth are analyzed. Substantial characteristics and mechanisms of social risks of student's youth are opened.

Текст научной работы на тему «Исследование социальных рисков в среде студенческой молодежи»

ния субъективного благополучия и переоценка ценностей (отношений).

Особо отметим то, что в результате ряда исследований, в том числе и наших, было показано, что низкий уровень субъективного благополучия личности может становиться фактором социального риска в результате порождения активности (в случае, если субъекту удается сохранить достаточный запас динамического равновесия, например наличие компенсаторных возможностей для нивелирования неудовлетворенности одними сферами за счет других или изменения смысловой структуры) или отказа от нее. Активность может быть направлена на достижение субъективного благополучия за счет изменений образа жизни, достижений, самоизменений личности и за счет трансформации ценностей, благодаря чему возможны деструктивные действия, направленные на социальное окружение или саму личность. В этом отношении минимизация личных социальных рисков предполагает и анализ изменений всей ценностно-смысловой системы личности.

Таким образом, поведенческие эффекты субъективного благополучия (неблагополу-

чия) обладают определенным риск-потенциалом на субъективном или объективном уровне. В то же время социально рискованное поведение, обусловленное множеством социальных или психологических переменных (факторов), является существенным основанием изменений как локуса, так и уровня субъективного благополучия личности. Изучение социальной активности во взаимосвязи с субъективным благополучием личности позволит понять психологические основания рискованного поведения. Определение риск-потенциала личности, групп и его направленности выступает одной из важнейших задач современной социальной психологии как с позиции психологической помощи личности, так и психологического сопровождения (экспертизы) социально значимых решений.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности» (грант № 11-06-00026 а).

Примечания

1 См.: ШамионовР. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов, 2008.

2 См.: Попов Л. М. Психология самодеятельности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.

3 Приводится по: Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. М., 2000.

4 Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 75-86.

5 Какой должна быть модернизация в России // Психологическая газета : Мы и Мир. 2010. № 10 (170).

УДК 316.6

А. А. КАЛЮЖНЫЙ

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: kalugn @mail.ru

Исследование социальных рисков в среде студенческой молодежи

В статье анализируются психологические аспекты социальных рисков в среде студенческой молодежи; раскрываются содержательные характеристики и механизмы социальных рисков студенческой молодежи. Ключевые слова: личность, риск, студенческая молодежь.

A. A. KALYUZHNY

Issledovanie of Social Risks in the Environment of Student's Youth

In article psychological aspects of social risks in the environment of student's youth are analyzed. Substantial characteristics and mechanisms of social risks of student's youth are opened. Key words: personality, risk, student's youth.

© Калюжный А. А., 2011

Глобальные изменения, ознаменовавшие современную эпоху, поставили мир перед лицом новой социальной реальности, в числе ее основных признаков справедливо выделяются неопределенность и риск. Сегодня в любом обществе люди постоянно находятся в состоянии риска. Последствия стихийных бедствий, экологических катастроф, бесконтрольного применения современной техники и технологий, экономических спадов и политических кризисов, террористических актов и ошибочных решений в управлении не обходят стороной ни одну социальную группу. Хотя в благополучном, процветающем обществе могут доминировать одни виды риска, а в нестабильном, кризисном - другие, избавиться от нарастающих угроз не удается никому. Повсеместно они сопровождаются хаосом и беспорядком, распадом семейных структур и групповых отношений, неясностью происходящего и непредсказуемостью будущего, низвержением прежних авторитетов и ценностей, трансформацией нравственных императивов и ростом всеобщего недоверия, ощущением нестабильности и непреходящей угрозы жизненным планам и стремлениям людей. Вместе с тем без риска в современном динамичном мире немыслим успех: готовность действовать в условиях риска, способность оптимизировать его возможные исходы, прогнозировать его последствия становятся необходимыми условиями реализации жизненных стратегий во всех сферах жизнедеятельности современного человека.

В центре этих проблем современности находится молодежь: во-первых, как часть общества она подвержена влиянию его объективных условий, т. е. внешних по отношению к ней угроз и риска. Находясь в самом начале жизненного пути, молодые больше рискуют остаться без образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе, подвергнуться маргинализации. Во-вторых, социальное взросление связано с приобретением и изменением собственного социального статуса в ходе интеграции молодежи в структуру общества, а также в характере ее идентификаций с различными социальными группами. Выбор идентификационных образцов и стратегий поведения составляет существо внутреннего или субъективного риска, который является неотъемлемой частью выбора молодежью самостоятельного жизненного пути, а также

локомотивом самореализации и социального продвижения.

В-третьих, источником риска становятся такие свойства молодежи, как имманентное стремление к новому, неизведанному и меньшая рефлексия по поводу возможных последствий от соприкосновения с неопределенностью. При этом смелость и легкость, с которой молодые идут на риск, редко уравновешиваются строгой оценкой вероятности выигрыша и проигрыша, поэтому в среде молодежи так распространен немотивированный риск, а опасность ошибки так велика, т. е. риск, с одной стороны, становится наиболее общим основанием современности, а с другой - значимым фактором социального развития молодежи. Все это повышает актуальность изучения риска в качестве самостоятельной проблемы социологии молодежи.

Понятие «риск» было впервые охарактеризовано в словаре В. И. Даля, где оно рассматривалось путем анализа глагола «рисковать»1. В данной трактовке первое значение термина характеризует активное, сознательное действие человека с надеждой на удачу или на авось в условиях неопределенности итога действий, при этом отмечаются волевые качества личности. Вторая трактовка учитывает неблагополучный исход событий при той же акцентуации внимания на качествах личности - отваге, смелости, решительности, предприимчивости. Эти же компоненты присутствуют в определении риска и в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова Термин «риск» понимается им как возможная опасность, действие наудачу, в расчете на счастливый исход2.

В словаре-справочнике «Социальная работа» риск трактуется как «деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели»3. В новейшем «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Крысина под риском понимается, во-первых, возможная опасность; рисковать - значит действовать, не боясь опасностей, или ставить себя перед возможной опасностью или нежелательными последствиями; во-вторых, действие наудачу в надежде на счастливый исход4.

Исследование риска как феномена специфически молодежного имеет эвристическое и практическое значение: риск является важнейшей характеристикой образа жизни молодежи, определяет особенности ее поведения, взаимодействия со сверстниками и с представителями других поколений, лежит в основе наиболее актуальных специфически молодежных проблем. Исследования этих проблем, осуществляемые как отечественными, так и зарубежными учеными, позволили раскрыть причины многих явлений, происходящих в различных молодежных группах. Поскольку в условиях продолжительного системного кризиса риск приобретает тотальный, перманентный характер, проникая в повседневную жизнь все большего числа людей, то вопрос о факторах социального развития молодого поколения встает с особой остротой. Неопределенность снижает возможности прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего и является молодому человеку в виде целого ряда взаимозависимых социальных угроз и ситуаций риска. Проникновение в механизмы риска в процессе социального развития студенческой молодежи позволит всесторонне раскрыть его природу, глубже понять его влияние на формирование сознания и поведения молодежи, расширить представление о факторах, определяющих качественные изменения этой группы, приблизиться к решению проблемы его минимизации и локализации. Вместе с тем такой подход открывает дополнительные возможности в исследовании конкретных проблем молодежи, в частности процессов, происходящих в различных ситуациях риска.

Главной проблемой современности становится безопасность протекания процессов жизнедеятельности студенческой молодежи в условиях общества риска. Это - прежде всего, предотвращение появления новых вызовов и угроз социальным сообществам и их представителям, а также блокирование имеющихся опасностей, купирование расширяющихся кризисов и борьба с последствиями катастроф. Социальная безопасность молодежи понимается нами как система мер по предотвращению и снижению рисков для осуществления молодыми людьми своих жизненных стратегий, смыслов, целей и идеалов в рамках общего процесса социальной интеграции молодежи в социум и осущест-

вления своих функций (воспроизводства, трансляции и инновации).

Объектом нашего исследования явились студенты Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова специальностей «Информационные системы», «Педагогика и психология», «Транспорт и транспортная техника», «Металлургия», «Иностранная филология», «Переводческое дело», «Экономика» и «Менеджмент» первых-четвертых курсов разных факультетов, более 600 человек. Предмет исследования - содержательные характеристики и механизмы социальных рисков студенческой молодежи; цель - изучить природу и содержание социальных рисков студенческой молодежи на разных этапах ее профессионального становления. Работа проводилась с использованием таких методов, как анализ имеющейся социально-психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования, экспериментального, включая наблюдение, изучение и анализ студенческих документов, анкетирование и интервьюирование и ряд специфических социально-психологических методов.

Обратимся к результатам исследования: у большинства опрошенных высок риск социального начала, или профессионального старта. Об этом свидетельствуют данные, касающиеся осознанного выбора специальности высшего образования и, соответственно, удовлетворения своим обучением. Ответы респондентов на вопрос о выборе специальности показывают, что 68,8 % выбрали ее из-за возможности поступить по гранту или из-за низкой стоимости обучения. Заметим, что немаловажную роль в выборе специальности сыграли желание родителей и влияние друзей, которые уже ее избрали. Это касается, прежде всего, студентов педагогических и технических специальностей (в нашем случае - «Педагогика и психология», «Транспорт и транспортная техника», «Металлургия»).

Особо заметим, что главную цель получения высшего образования большинство студентов - 71 % - видят в обладании дипломом либо в «учебе ради учебы». Все это свидетельствует об отсутствии самостоятельности в осуществлении профессионального выбора. Данные показатели заметно ниже у студентов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Иностранная филология», «Переводческое дело», «Информационные системы».

Психология

Другой тревожный фактор обнаруживается при анализе ответов студентов различных курсов об удовлетворенности обучением в вузе: около 35 % довольны получаемым образованием, но их количество резко сокращается на старших курсах.

При исследовании рисков будущих специалистов на современном рынке труда нами получена довольно оптимистичная картина: студенты, обучающиеся по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Иностранная филология», «Переводческое дело», «Информационные системы», готовы выполнить различные условия работодателя (72,8 % согласны работать с испытательным сроком, 51,4 % - дополнительно доучиваться или переучиваться, 26 % - работать сверхурочно).

Что касается оценок будущей заработной платы, то результаты также неутешительны: 35 % готовы работать за 300-350 долларов, 31 % - за 400-450 и лишь 20 % рассчитывают на заработную плату более 500 долларов. Старшекурсники предполагают получать более высокую заработную плату: это, прежде всего, относится к студентам, обучающимся по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Переводческое дело» и «Информационные системы». Дело в том, что некоторые студенты этих специальностей либо уже имеют постоянную работу, либо уверены в своих знаниях и умениях.

Интересные результаты получены нами относительно будущего трудоустройства студентов-специалистов: многие уже на младших курсах думают о своей будущей работе по окончании вуза. Некоторые младшекурсники и многие на старших курсах имеют временную или постоянную работу - 28,8 % (а на специальностях «Переводческое дело» и «Информационные системы», особенно на старших курсах, около 40 %), около 20 % студентов работают периодически, в свободное время, 30 % только пробовали работать и 36 % опрошенных планируют начать работать. Студенты осознают, что могут столкнуться с трудностями при трудоустройстве, при этом особо отмечаются: отсутствие опыта (38,5 %), нехватка времени из-за учебы (26 %), сомневаются в своих знаниях и возможностях либо указывают иные причины, и всего 12,5 % студентов еще не думали об этом.

Таким образом, полученные результаты показывают, что необходима целена-

правленная специальная работа по профилактике социальных рисков студенческой молодежи на разных этапах ее профессионального становления в условиях современного общества. Успешная адаптация, по нашему мнению, возможна в том случае, если удачно совпадают воздействие внешних источников развития (семьи, студенческого, трудового коллективов и т. д.) и внутренние качества и устремления. В сложившейся социальной обстановке избежать многих негативных моментов в процессе адаптации можно, если наладить процесс подготовки будущих специалистов к постоянно меняющимся рисковым условиям жизни. Кроме теоретических исследований необходимы и практические руководства, направленные на облегчение преодоления рисковых ситуаций во всех сферах жизнедеятельности будущего специалиста. Такие методики начинают появляться: например, в каждом образовательном учреждении, где преподают основы безопасности жизнедеятельности, в СМИ, которые предоставляют сведения о разнообразных видах рисков, предлагают пути преодоления рисковых ситуаций. Но для повышения эффективности адаптации требуется целенаправленно планируемая социальная интеграция всего общества, деятельность, развивающая адаптационные возможности, во взрослом сообществе, и особенно в образовательной среде.

Чтобы управлять рисками и тем самым облегчать адаптацию, современному молодому человеку необходимо предоставлять детальную информацию о формах и видах возникающих рисков. В этой связи мы полагаем необходимым начать подготовку специалистов, способных научить рядовых граждан принимать оптимальные, адекватные решения в ситуации неопределенности и риска: должна проводиться постоянная, а не спонтанная пропагандистская работа по распространению положительного опыта подобной деятельности в ряде учебных заведений. Нам представляется, что можно было бы выделить некоторые отдельные группы, которые необходимо информировать о результатах проведенных действий и исследований: представителей законодательной и исполнительной власти различного уровня, ученых, менеджеров крупных фирм и объединений.

В заключение отметим, что и сам процесс адаптации к обществу риска касается сегодня не только студенческой молодежи.

Люди уже сегодня начинают серьезнее относиться к этому сложному процессу, ведь будущее нашего общества с трудом поддается прогнозированию, а риски будут возникать и

возрастать с еще большей скоростью. Зона риска при таких условиях продолжает расширяться, что требует выработки нового отношения к нему как реалии сегодняшнего дня.

Примечания

1 См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1982. Т. 4.

2 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984.

3 Социальная работа : словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко. М., 1998.

4 См.: КрысинЛ. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2007.

УДК 159.9:37.015.3

М. В. ГРИГОРЬЕВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: grigoryevamv@mail.ru

Методология исследования рисков экопсихологического несоответствия в системе взаимодействий школьника и образовательной среды

В статье раскрываются методологические основы психолого-педагогического исследования рисков неоптимальных взаимодействий школьника и образовательной среды с позиций экологической психологии.

Ключевые слова: взаимодействия, школьник, образовательная среда, экопсихология, риски, оптимальность взаимодействий, система взаимодействий, экопсихологическое соответствие.

M. V. GRIGORIEVA

Methodology for the Evaluation of Risks Ecopsychological Inconsistencies in the System of Pupil Interactions and Learning Environment

The article describes the methodological foundations of psychological and pedagogical study of risks of suboptimal pupil interactions and learning environment from the standpoint of environmental psychology.

Key words: interaction, pupil, educational environment, ecopsychology, risks, optimal interaction, system interaction, ecopsychological relation.

В современной системе полного общего образования наблюдаются значительные изменения, связанные с выбором новых стратегических ориентиров, введением новых стандартов, изменением отношений к школе как институту содержательно новой социализации. Все это обусловливает динамизм процессов взаимодействий учащихся с другими субъектами образования и всей образовательной средой в целом, актуализирует проблему оптимизации данных взаимодействий. Именно от содержания и результатов взаимодействий школьника и образовательной среды зависит эффективность психического развития учащегося.

Решение обозначенной проблемы связано не только с поиском условий и средств оптимизации, но и выявлением рисков неэф-

фективных взаимодействий. При этом необходимо учитывать:

сложность, разнокачественность и раз-ноуровневость психических явлений, проявляющихся в процессах взаимодействий;

необходимость введения наряду с объективными (продуктивность учебной деятельности, определенная сумма знаний и умений, учебная и общественная активность и т. д.) и субъективных, внутренних критериев эффективности и оптимальности взаимодействий (эмоциональное благополучие учащегося, уровень развития интеллекта, социально-психологических навыков, способностей и т. п.), совместный комплекс которых является показателями экологич-ности взаимодействий школьника и образовательной среды;

© Григорьева М. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.