МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
определена их низкой осведомлённостью в рабочих процессах, отсутствием опыта профессиональной деятельности.
Что касается рисковых ситуаций в (будущей) профессиональной деятельности, то 38,4% студентов первого курса и 28,5% студентов четвёртого курса предложили неопределённый ответ «везде»; 11,5% студентов первого курса и 28,5% студентов выпускного курса ответили на данный вопрос «не знаю». К четвёртому курсу 50% студентов готовы при ответе на данный вопрос привести конкретные виды деятельности или рабочие ситуации, сопряжённые с риском (что можно объяснить наличием опыта производственной практики), в сравнении с первым курсом, где количество таких ответов составляет 30,7%. Как видно по ответам на данный вопрос, студенты имеют низкий уровень представления о рисковых ситуациях в профессиональной деятельности.
Полученные данные говорят о низком уровне сформированности представлений студентов о понятии риск и профессиональный риск, распределении рисковых ситуаций в профессиональной деятельности. Очевидна необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс комплекса учебно-профессиональных задач для проведения учебных занятий в форме деловых и имитационных учебных игр, направленных на формирование полного и реалистичного представления студентов о профессиональном риске, разработку стратегий отношения к риску, моделирование действий в ситуации риска. Список использованной литературы:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.
2. Минкова Е. С. Принципы формирования рискологической культуры руководителя // Вестник БФУ им. И. Канта . 2009. №5. С.66-70.
3. Понятия "риск-менеджмент" и "риск менеджмента" как феномен дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Н. В. Самсонова, Е. С. Минкова // Инженерное образование: электронный научный журнал / Ассоциация инженерного образования России (АИОР). — 2013 . — № 13 . — [C. 28-30] .
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 33. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190700 Технология транспортных процессов (квалификация (степень) "бакалавр")" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 10.09.12).
5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (проект) // Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mintrans/ru/ (дата обращения: 08.12.14).
6. Чучалин А., Боев О., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. -С.9-17. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 11.02.2015).
© Минкова Е С., Петрова Е.И., 2015
УДК.37
Л.Д.Миронова 1, А.Е.Тарасов 2
Магистрант гр. СОТ1, доцент, к.пед.н.2 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, Россия
С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ ТУРИСТ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация
Данная статья раскрывает, с какими ситуациями можно столкнуться, во время путешествий или туристского похода в Якутии. Также решаются проблемы преодоления сложных препятствий и как обезопасить туристов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Природно-климатические условия Якутии, неопытность, экстремальные ситуации.
В последнее десятилетие наблюдается повышенный интерес к региональным путешествиям, в частности по Якутии. Это связано с тем, что регион обладает богатейшими рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны.
Так как люди стремятся уйти от городской суеты и с головой окунуться в экологически чистые места, где они могут отдохнуть морально и физически. Исходя из этого, можно понять, что актуальным для такого отдыха становится туризм в Якутии.
Якутия - крупнейший по территории субъект РФ. Она расположена в северо-восточной части Азии в бассейнах рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Площадь республики составляет 3,103,3 тыс.кв.км. Рельеф местности в разных районах республики очень разнообразен - это и горные хребты и долина и плоскогорья. В Якутии бесчисленное количество озер и рек, сотни ледников и наледей.
Но и в, то, же время имеет и свои минусы. Природно-климатические условия Якутии во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Прежде всего, Якутия - самый холодный из обжитых регионов планеты. Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца - января и самого теплого - июля составляет 70-75°С. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах - котловинах, впадинах и других понижениях до минус 70°С) и по ее суммарной продолжительности (от 6,5 до 9 месяцев в год), республика не имеет аналогов в Северном полушарии. Якутия входит в таежно-тундровую зоогеографическую зону с необыкновенно богатой фауной. Здесь обитают такие животные как морж, нерпа, тюлень, белый медведь, лось, северный олень, кабарга, снежный баран, изюбр, бурый медведь, волк. Встреча с этими обитателями может привести к различным последствиям [1].
По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно каждый из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой. Главная проблема в таких случаях заключается в том, что многие люди совершенно неподготовленные, оставшись без готовых продуктов, медикаментов, необходимой одежды и средств. К экстремальным ситуациям наиболее подготовлены: медицинские работники, сотрудники МЧС, пожарная охрана, солдаты и офицеры ВС.
В повседневной жизни люди разных профессий оказываются неподготовленными в разных экстремальных ситуациях. Школой выживания в экстремальных условиях автономного существования является туризм. Существует много организаций, которые занимаются туризмом, но их деятельность никак не может быть связана с подготовкой к экстремальным ситуациям. Каким же образом туризм является школой выживания?
В природной среде ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни человека, угроза его здоровью и психическому состоянию может сложиться как в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине. Чтобы избежать опасностей, необходимо соблюдать определенные правила поведения: беречь глаза от удара веткой, обходить поваленные деревья, не пытаться пересекать незнакомое болото, не заходить далеко в лес без навыков ориентирования, не обследовать пещеры.
Но бывают ситуации другого рода, которые возникают не по зависящим от нас причинам:
1. Различные аварии в безлюдной местности;
2. Потеря ориентирования в лесу (заблудился);
3. Отставания от группы на маршруте;
4. Встреча хищных животных;
5. Провал в топкое болото;
6. Переворот лодки на водоеме.
В результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза.
В результате опасного природного явления возникает угроза человеку и в природной среде. Такие ситуации называются чрезвычайными. Причиной возникновения может быть разные это землетрясения, оползни, обвалы, сель, лавины, засуха, туман, гроза, и т.д.
Основа успеха выживания в условиях вынужденной автономии в природе это умение выжить. Главное
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
- это воля и стремление к жизни. Решающее значение имеют действия, совершенные в первые минуты экстремальной ситуации.
Боль она причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания.
Переутомление и усталость - опасные враги. Они притупляют волю и делают человека уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и восстановить силы, можно правильно и равномерно распределяя физические нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом.
Холод оказывает отрицательное воздействие на психику и организм человека. Поэтому необходимо обеспечить защиту от него: строительство укрытия, разведение костра.
Жара вызывает изменения в организме, так как перегрев нарушает многих органов, воздействует на физическое и психическое состояние человека. Особенно опасна жара при недостатке воды. Облегчить положение может строительство укрытия от солнца, экономное расходование воды.
Жажда - это сигнал на нехватку жидкости в организме. Но неразумное потребление воды в жару может привести к неуправляемой жажде: пить хочется тем сильнее, чем больше человек пьет.
Голод не так страшен, как жажда. Человек может обходиться без пищи длительное время, сохраняя при этом работоспособность и ясность ума. Но при недостатке воды голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к холоду, боли, физическим нагрузкам.
Порядок действий в различных экстремальных ситуациях зависит от конкретной обстановки. Тем не менее, нужно, придерживаться определенного плана.
1. Необходимо оказать первую помощь нуждающимся в помощи;
2. Попытаться устранить угрожающий фактор или покинуть опасное место;
3. Меры по спасению запаса продуктов, воды, снаряжения;
4. Необходимо ориентироваться на местности с установкой места нахождения по карте;
5. Необходимо принять решение: ждать помощь на месте или самостоятельно выходить к людям;
6. Приняв решение, приступить к этапу борьбы за выживание - разработать план действий.
Нужно постараться вжиться в реальную обстановку, почувствовать себя приспособленным к окружающей природе. Это поможет сохранить чувство уверенности и находить правильные решения возникающих проблем.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов, но основной из них -прочные знания из различных областей. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать, ибо, когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться[2].
Список использованной литература:
1. Основная информация о Республике Саха (Якутия) - Официальный сайт Правительства Республики Саха (Якутия) URL: http://minvostokrazvitia.ru/regions/reg14.php
2. Школа выживания в экстремальных ситуациях автономного существования URL: http: //gaba.su/Pages/Publication_283.html
© Миронова Л.Д., 2015
УДК 378.147.31
Е.Е. Молчанова
К.п.н., доцент, факультет филологии и журналистики Г. Астрахань, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Рассматривается взаимосвязь гуманитаризации образования и внедрения интерактивных методов.
255