Научная статья на тему 'Представление учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей'

Представление учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорунова Н. Г.

Предлагаемый материал является разделом пособия по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей на продвинутом этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Text edition of russian language for foreign students studying human sciences

This material presents a part of textbook of Russian language for foreign students studying human sciences on high levels.

Текст научной работы на тему «Представление учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Н.Г. ШОРУНОВА

Кафедра русского языка и методики его преподавания, Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Предлагаемый материал является разделом пособия по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей на продвинутом этапе обучения.

Пособие представляет собой сборник текстов и заданий разных типов, призванных решить целый комплекс задач, стоящих как перед преподавателями, так и перед студентами.

Одна из таких задач - трудности, связанные со спецификой содержательной стороны некоторых текстов из раздела «Значение информации в современном мире». Это обусловлено новыми подходами к формированию мировоззрения, развитию науки, культуры, образования и применением в этих областях новых информационных технологий.

Столь нестандартный подход к выбору тем определил отбор учебного материала, структуру его построения и расположения, а также систему заданий, позволяющую использовать пособие как полностью, так и выборочно в зависимости от целей обучения.

Пособие состоит из трёх разделов, содержащих текстовый материал в соответствии с основными функциями информации в современном мире. В каждый раздел входят три основных текста с предтекстовыми и послетекстовыми заданиями, а также дополнительные тексты и обобщающие задания по разделам. Тексты предназначены для изучающего и ознакомительного чтения, а также для выработки навыков передачи содержания в форме реферата.

Среди заданий, включённых в пособие, представлены как языковые, способствующие совершенствованию изучения структуры языка, так и речевые, развивающие систему выбора речевых средств. Работа над лексикой и грамматикой ведется в связи с работой над текстом. В каждом разделе изучается словообразование. Кроме того, в пособие включены задания для самостоятельной работы студентов.

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

ТЕКСТ 1.

Предтекстовые задания

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания. Объясните их значение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Целостное современное мировоззрение, мировоззренческие ориентации,

единство науки и культуры, тоталитарные общественные структуры, овладение фундаментальными знаниями, свободный и осознанный выбор, подлинно демократическое государство, информационные ресурсы, миропонимание и мировосприятие.

Задание 2. Обратите внимание на следующие сложные слова. Выделите общие корни. Чем отличаются эти слова по значению? Придумайте с ними предложения.

Мировоззрение, миропонимание, мировосприятие, мироощущение, миросозерцание.

Задание 3.

A) Прочитайте следующие существительные:

формирование, принижение, отрицание, достижение, ограничение, овладение, убеждение, воздействие, восприятие.

Б) Назовите глаголы, от которых они образованы.

B) Придумайте с некоторыми из них предложения.

Задание 4. К словам из левого столбца подберите близкие по значению слова из правого:___________________________

ориентация осуществление

структура принцип

ограничение основа

убеждение направление

опора ущемление

реализация устройство

Задание 5

А) Какое из нижеперечисленных слов не входит в данную группу понятий?

Наука, культура, искусство, философия, литература, религия.

Б) Подберите к этим словам определения.

Задание б. Прочитайте текст. Познакомьтесь с новой информацией.

«Информация и формирование мировоззрения».

В формировании целостного современного мировоззрения большую роль играет наука. Но сейчас очевидно, что культурно-мировоззренческие возможности науки нельзя абсолютизировать. Жесткая ориентированность на науку, принижение или вообще отрицание значения религии, философии, искусства и других форм культуры представляются сейчас неубедительными. С предельной ясностью обозначилась необходимость единства науки с различными формами культуры в формировании современного мировоззрения, хотя реальное достижение такого единства - это проблема.

Цель формирования мировоззрения предполагает, что каждый человек свободен в выборе своих мировоззренческих ориентаций.

Если в тоталитарных общественных структурах определенные взгляды навязываются человеку, то в демократическом обществе этот вопрос является личным делом каждого человека без каких-либо ограничений.

Вместе с тем государство ставит перед собой задачу - создать каждому человеку условия для свободного выбора мировоззрения. Для этого оно предоставляет каждому человеку возможности для овладения фундаментальными знаниями о природе, обществе, человеке, необходимыми для свободного и осознанного выбора своих позиций.

Мировоззрение и убеждения человека могут возникать стихийно, часто на

базе его жизненного опыта. Вывести человека за пределы обыденного сознания на широкие просторы культуры, дать возможность сформировать свое мировоззрение и выработать убеждения осознанно и обоснованно, с опорой на достижения человечества - важная цель подлинно демократического государства.

Реализация этой цели в современном мире возможна только на основе доступа к выработанным человечеством информационным ресурсам, организации информации с ориентацией на ее изучение, разработки специальных методов освоения больших массивов информации - то есть на основе новых информационных технологий. Результат воздействия этих технологий - формирование не только миропонимания человека, но и его мировосприятия. Они преодолевают чувства отчуждения и изолированности человека в мире, способствуют его восприятию мира во всей целостности и полноте.

Послетекстовые задания

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Какую роль играет наука в формировании современного мировоззрения?

2. Какова роль культуры в этом процессе?

3. Чем отличаются подходы к этому вопросу в тоталитарном и демократическом обществах?

4. Какова цель подлинно демократического государства?

5. Какими путями можно реализовать эту цель?

Задание 2

А) Закончите предложения подходящими по смыслу словами и словосочетаниями из пункта Б.

В формировании мировоззрения большую роль играет...

С предельной ясностью обозначилась необходимость единства науки и...

Цель подлинно демократического государства предполагает...

Реализация этой цели возможна только на основе...

Б) религия, философия, искусство, наука, новые информационные технологии, различные формы культуры, свободный выбор мировоззрения.

Задание 3. Прочитайте текст еще раз, поставьте вопросы к выделенным словам. Дайте краткие ответы. Обратите внимание, какие отношения они выражают.

Задание 4. Подтвердите или опровергните следующее утверждение. Аргументируйте свое мнение, используя материал текста.

Любое государство берет на себя ответственность за создание каждому человеку условий для свободного выбора мировоззрения.

Задание 5. Сравните два варианта одного высказывания. Какой вариант легче для понимания? Аргументируйте свое мнение.

1). Мировоззрение и убеждения человека могут возникать стихийно, т.е. на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок.

2). Часто убеждения человека складываются на базе его жизненного опыта.

Задание 6. Разделите текст на части. Совпадает ли ваше деление с делением текста на абзацы? В каждой части выделите главную информацию. Передайте ее своими словами.

Задание 7. Считаете ли вы самым главным в тексте вопрос о роли государства в формировании целостного современного мировоззрения? Аргументируйте свой ответ.

ТЕКСТ 2.

Предтекстовые задания.

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания. Объясните их значение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Поиски самого себя, осмысленные и обоснованные решения, способность правильно рассуждать, творческий поиск, подлинная суть, нравственные искания, духовные силы, назначение человека, истинное творчество, громадные силы, глубинные стремления, новая цивилизация.

Задание 2.

А) Выделите общий корень в следующих словах: творчество, творец, творение.

Б) Продолжите ряд однокоренных слов, подберите к ним синонимы.

Задание 3. Найдите в словосочетаниях сложные слова. Что в них общего? Придумайте с ними примеры.

Самореализация человека, духовное самоуничтожение, самостоятельное решение.

Задание 4.

А) Обратите внимание на следующие существительные. Какие понятия они обозначают?

Творчество, знания, истина, добро, красота, счастье, талант.

Б) С какими из данных прилагательных могут сочетаться эти существительные?

Истинный, большой, душевный, объективный, человеческий, настоящий, художественный.

Задание 5.

А) Прочитайте следующие фразы и назовите конструкцию, выражающую квалификацию предмета.

Творчество - это поиски человеком самого себя в реальной жизни.

Реальная жизнь - это не познание.

Поиски правды - это путь человека к подлинной сути.

Человек - это не только творение, но и творец.

Помочь человеку в его исканиях - это важнейшая цель общества.

Б) Выразите те же мысли, используя аналогичные синтаксические конструкции. Задание б. Прочитайте текст. Познакомьтесь с новой информацией.

«Творчество как составная часть культуры».

Творчество - это поиски человеком самого себя в реальной жизни. Как научить человека ориентироваться в жизни и найти путь, ведущий к самореализации и счастью среди бесчисленного множества путей, многие из которых ведут или в «никуда», или к самоуничтожению - физическому или духовному?

Совершенно очевидно, что для правильной ориентации в реальной жизни человек должен научиться правильно рассуждать, самостоятельно принимать осмысленные и обоснованные решения. Специалисты в области

информационных технологий ищут пути для реализации этой цели.

Возникает вопрос: достаточно ли для творческого поиска только способности правильно рассуждать? Знания, истина, конечно, очень важны для творчества, но они не исчерпывают всей жизни. Реальная жизнь - это не познание. Знание не гарантирует правильного поведения и тем более счастья.

Рассматривая творчество человека как важнейшую часть культуры, необходимо подчеркнуть, что творчество в реальной жизни предполагает единство рационального, нравственного и художественного исканий человека. Поиски той правды, в которой соединяются истина, добро и красота - это и есть путь человека к подлинной сути, это и есть творчество, подлинная жизнь человека.

Очевидно, что подлинная жизнь, творчество требуют от человека большого напряжения духовных сил. В основе духовности - поиски ответов на вопросы самого общего плана: что есть мир, каково назначение человека, в чем смысл его собственной жизни? То есть творчество предполагает мировоззренческие поиски человека. В этом смысле такие цели, как выбор мировоззренческой ориентации и творчество, оказываются тесно связанными между собой. Поскольку новые информационные технологии служат цели формирования целостного мировоззрения, постольку они оказывают влияние на развитие человека как творческой личности.

Истинное творчество предполагает компетентность человека. Информационные технологии, обеспечивая компетентные действия человека как в его профессиональной области, так и в культуре в целом, тем самым укрепляют духовные силы человека, способствуют его творческому развитию.

Аксиомой является то, что в человеке заложены громадные творческие способности, и к сожалению, многие из них гибнут, не в состоянии развиться. Громадные силы, таланты людей пропадают, не находя реализации в жизни.

Развить заложенные в человеке способности - это значит укрепить духовные силы человека, помочь ему найти самого себя. Ведь человек - это не только творение, но и творец.

Помочь человеку в его исканиях, обнаружить и развить его глубинные стремления, способности - это важнейшая цель общества новой цивилизации. Современные информационные технологии предоставляют новые возможности для реализации этой главнейшей цели.

Послетекстовые задания.

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Что такое творчество?

2. Что нужно человеку для правильной ориентации в реальной жизни?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Является ли знание основой реальной жизни?

4. Какие три единства соединяет в себе творчество?

5. Какова связь между мировоззренческими и творческими поисками

1. человека?

6. Каково влияние информационных технологий на творчество?

7. Какова цель общества новой цивилизации?

Задание 2. Закончите предложения, используя материал текста.

Специалисты в области информационных технологий ищут пути ...

Творчество - это поиски ...

Многие способности людей гибнут, потому что ...

Помочь человеку в его исканиях - это ...

Задание 3.

А) Обратите внимание на следующие выражения. Какие отношения они выражают?

Совершенно очевидно, что...

Очевидно, что...

Аксиомой является то, что...

Б) Найдите их в тексте и приведите свои примеры.

Задание 4. Подтвердите или опровергните следующие высказывания.

1. Творчество - это объективное восприятие реальной жизни.

2. Реальная жизнь - это познание.

3. Творчество - это важнейшая часть культуры.

4. Новые информационные технологии - это стимул творческого развития человека.

5. Творчество - это компетентность человека.

Задание 5. Разделите текст на части, озаглавьте каждую часть и передайте ее одним предложением.

Задание 6. Найдите в тексте предложение, объединяющее темы двух текстов.

Задание 7. Пользуясь тезисами первого текста и планом второго, подготовьте сообщение на тему «Роль информационных технологий в

формировании мировоззрения творческой личности».

ТЕКСТ 3.

Предтекстовые задания.

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания. Объясните их

значение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Система образования, классическая модель образования, кризис образования, реформа образования, информатизация образования,

информационная цивилизация, информационное будущее, информационные технологии, образовательные услуги, образовательные потребности,

радикальные перемены.

Задание 2. В словосочетаниях из задания 1 найдите слова с общим корнем. Продолжите ряд однокоренных слов. С некоторыми из них придумайте предложения.

Задание 3.

А) Какое из нижеперечисленных слов не может сочетаться со словом «образование»?

Идеи, цели, задачи, принципы, способы, формы, методы Б) Придумайте предложения с возможными словосочетаниями.

Задание 4. К словам из левого столбца подберите близкие по значению слова из правого: ___________________

кризис исследование

потенциал преобразование

анализ разум

реформа осуществление

интеллект возможность

реализация упадок

Задание 5. Замените пассивные конструкции активными.

1. Основы системы образования были заложены 200 лет назад.

2. Информатизация рассматривается как радикальное изменение сущности образования.

3. Реформы систем образования проводятся правительствами многих государств.

4. Развитие новых технологий ставится многими учеными в один ряд с изобретением письменности.

5. В современном мире осуществляется переход от индустриальной цивилизации к информационной.

Задание б. Прочитайте текст. Познакомьтесь с новой информацией.

«Информация и образование».

Система образования, глубинные основы которой были заложены около 200 лет назад, в последние десятилетия приходит в противоречие с запросами общества. Это противоречие настолько обострилось, что осознается как кризис образования.

Классическая модель образования, сложившаяся под влиянием философских и педагогических идей Коменского, Песталоцци, Фребеля, Дьюи и др., содержит определенные идеи о целях, принципах, формах и методах, содержании образования, способах его организации, которые воплотились в классической системе образования. Кризис образования приводит к необходимости критического осмысления этих идей и выработке новых, соответствующих требованиям общества и запросам человека на этапе перехода к новой цивилизации.

Правительства многих государств проводят реформы своих систем образования. Важной частью этих реформ является информатизация образования. Она должна рассматриваться как глубокое радикальное изменение сущности и организации процессов обучения и развития человека. В соответствии с этим работы по использованию компьютерных и коммуникационных технологий в учебном процессе, развитие на их основе непрерывного, дистанционного, открытого образования предстают не как методические и организационные усовершенствования существующей системы образования, а как поиски принципиально новой модели образования, соответствующей требованиям новой информационной цивилизации.

Приверженцы идеи компьютерной революции часто утверждают, что новые информационные технологии таят в себе большой потенциал совершенствования интеллектуальных способностей человека. Развитие этих технологий они ставят в один ряд с изобретением письменности, арабских цифр, печатного станка.

Анализ развития образовательной системы показывает, что реализация принципов современного образования происходит в процессе внедрения в эту систему современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, возникает образовательная система информационного общества. Главная характеристика этой системы - это возможность для любого человека в любом месте и в любое время получить необходимые ему образовательные услуги высокого качества, которые бы удовлетворили его образовательные потребности.

Осуществляющийся в мире переход от индустриальной к информационной цивилизации становится все более очевиден. Радикальные перемены неизбежны, они уже ощутимы в некоторых странах, наиболее далеко

продвинувшихся по пути информатизации. Поэтому очень важно сейчас осмысливать и использовать мировой опыт осуществления этого процесса. Новая образовательная система России должна стать значительной частью единого мирового образовательного пространства в информационном обществе будущего.

Послетекстовые задания.

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. В чем проявляется кризис образования?

2. К чему приводит кризис образования?

3. Что такое информатизация образования?

4. Какое значение придают некоторые ученые развитию новых информационных технологий?

5. Какова главная характеристика информационного общества?

6. Что является наиболее важным при переходе к информационной цивилизации?

Задание 2. Найдите в тексте следующие словосочетания. Можно ли сказать, что все они обозначают одно и то же понятие?

Новая цивилизация, информационная цивилизация, информационное общество, мировое образовательное пространство, информационное общество будущего.

Задание 3.

А) Из двух простых предложений составьте сложные предложения Вспомните как выражаются причинно-следственные отношения. Используйте слова из пункта Б.

1. Классическая система образования приходит в противоречие с требованиями жизни. Это противоречие осознается как кризис образования.

2. Кризис образования приводит к необходимости выработки новых идей. Некоторые государства проводят реформы систем образования.

3. Внедрение новых информационных технологий приводит к осуществлению принципов современного образования. Возникает образовательная система информационного общества.

4. Радикальные перемены неизбежны, они уже ощутимы во многих странах. Очень важно сейчас осмысливать и использовать мировой опыт.

Б) поэтому, так что, в результате чего, в результате этого, в связи с чем.

Задание 4. Подтвердите или опровергните следующее утверждение. Аргументируйте свое мнение, используя материал текста.

Информатизация образования является глубоким радикальным изменением системы образования.

Задание 5. Прочитайте отрывок из текста. Согласны ли вы с мнением сторонников компьютерной революции? Обоснуйте ваш ответ.

Приверженцы идеи компьютерной революции, часто утверждают, что новые информационные технологии таят в себе большой потенциал совершенствования интеллектуальных способностей человека. Развитие этих технологий они ставят в один ряд с изобретением письменности, арабских цифр, печатного станка.

Задание 6. Прочитайте текст еще раз, выделите его смысловые части,

придерживаясь деления текста на абзацы, озаглавьте их и запишите.

Задание 7. Пользуясь составленным планом и ответами задания 1, напишите тезисы.

TEXT EDITION OF RUSSIAN LANGUAGE FOR FOREIGN STUDENTS STUDYING HUMAN SCIENCES

N.G. SHORUNOVA

Department of Russian language and methods of its teaching People’s Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, 117198 Moskow, Russia

This material presents a part of textbook of Russian language for foreign students studying human sciences on high levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.