Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПСИХОЛОГ / ЖИЗНЬ / СМЫСЛ / КОНТРОЛЬ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малярчук С.В.

А̣ннота̣ция. В ﹴра̣боте исследуются вопросы представления о смысле у студентов-психологов, рассмотрены определяющие составляющие формирования представления о смысле жизни студентов-психологов. Представлены карьерные ориентации студентов-психологов.Anonymity. In work questions of representation about sense at students-psychologists are investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

предполагать и отсутствие в деянии данного состава преступления. Кроме того, в отличие от объекта преступления, которому всегда наносится вред в результате совершения преступного деяния, предмет может не только претерпевать ущерб от преступления, но и оставаться неизменным, просто видоизмениться, а иногда даже и улучшать свои качества.

Использованные источники:

1. Фролов который Е.А. Спорные является вопросы общего общий учения об объекте нарушенное преступления // Ученые преступления труды Свердловского советский юр. института. Вып. 10. Свердловск, 1969. С.200. С.204.

2. Козаченко комиссаров И.Я. Объект мнению преступления // Уголовное изымается право России. Часть может Общая / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2005. С.133.

3. Чучаев А.И. Объект система преступления // Уголовное взяточничества право России. Общая советский часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2007. С.85. С.88.

4. Коржанский Н.И. Объект козаченко преступления // Энциклопедия система уголовного права. Т. 4. Состав этот преступления. СПб., 2005. С.147.

5. Таций В.Я. Объект советский и предмет преступления виновным в советском уголовном деянии праве. Харьков, 1988.

6. Уголовное физическим право России. Общая преступлением часть / Под ред. А. И. Рарога. — 3 -е средства изд., с изм. и конкретным доп. — М.: Эксмо, 2009. — 496 с.

7. Уголовное предмет право России. Общая предмет часть / Под ред. д.ю.н. В.С. Комиссарова, д.ю.н. Н.Е. Крыловой, д.ю.н. И.М. Тяжковой. - М.: Статут, 2012. - 879 с.

УДК 371.3

Малярчук С.В. студент 5 курса факультет "Психологии " Крымский Инженерно-Педагогический Университет Российская Федерация, г. Симферополь ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ-

ПСИХОЛОГОВ

REPRESENTATION ON THE MEANING OF LIFE IN STUDENTS-

PSYCHOLOGISTS Аннотация. В s работе исследуются вопросы представления о смысле у студентов-психологов, рассмотрены определяющие составляющие формирования представления о смысле жизни студентов-психологов. Представлены карьерные ориентации студентов-психологов.

Ключевые слова. Студент, психолог, жизнь, смысл, контроль, студенты-психологи, вовлеченность.

Anonymity. In work questions of representation about sense at students-

psychologists are investigated.

Keywords. Student, psychologist, life, sense, control, psychology students, involvement.

Целью данной статьи является исследование смысла жизни у студентов психологов.

В сов s ременной психологической науке исследования проблемы смысла жизни направлены на s рассмотрение детерминант s развития жизненных смыслов личности, специфики воздействия смысложизненных ориентаций на становление жизненных смыслов, развития духовности. Поиск смысла жизни рассматривается как фактор интеллектуального, личностного и духовного s развития личности, как источник самовоспитания и самосовершенствования личности, как поиск идентичности личности. Особенности проявления идентичности личности определяются в контексте жизнестойкости, социальной адаптации. Поскольку именно эти факторы являются характеристиками s развития идентичности личности, то становится понятно, что научно-практическое исследование особенностей поиска смысла жизни является весьма актуальной проблемой. Многие исследования направлены на исследования вопроса о том, в какой степени могут влиять на формирование представления о смысле жизни индивидуально-психологические особенности личности и каким образом, возможно, актуализировать эти различия в пользу оптимизации процесса становления высоких, общественных, духовных ценностей в ценностно-смысловом контексте сов s ременного учебного процесса[2,с.45].

«Смысл жизни» является одним из наиболее сложных и неоднозначных конструктов в сов s ременной психологии и гуманитарных науках. Исконно вопрос о смысле жизни рассматривался в философии и s религии. В первом случае он возникал как вопрос о «правильной» основанной на разуме жизни, которая бы могла противостоять хаосу повседневного существования, а во втором как вопрос о жизни «праведной» и спасении души через приобщение к Богу, вечной жизни. В первом случае в цент s ре внимания находится жизненная философия с соответствующими ей духовными упражнениями, а во втором вера, основанная на s религиозном переживании опыта приобщения к сакральной стороне жизни посредством культа. Оба аспекта представлены как в собственно философии, так и в s религии, тесно переплетаясь в этих сферах деятельности.

Смысл жизни, все его аспекты напрямую связаны с приоритетными ценностями личности. Осмысленность в целом связана с креативностью, s развитием себя и с сох s ранением собственной индивидуальности. Осмысленность процесса связана с активными социальными контактами, осмысленность результата с развитием себя, а осмысленность будущего имеет об s ратную связь с высоким материальным положением. Все аспекты смысла жизни и такие ценности как креативность, активные социальные

контакты, саморазвитие, достижения, духовное удовлетворение имеют прямую связь между собой, то есть чем больше осмысленность, тем более выражены данные ценности.

Изучение самоактуализации личности является важным условием глубокого изучения ценностно-смысловой сферы личности, поскольку самоактуализированная личность живет в согласии со своей сутью. Самоактуализация тесно связана с ценностными и смысложизненными ориентациями личности.

Именно в процессе самоактуализации формируется и осознается специфическая система ценностных ориентаций, определяющая характер соде е ржания и средств достижения, ведущих жизненных целей личности и поэтому составляют основу саморегуляции ее социального поведения. Удовлетворение потребности в само е реализации приводит к е развитию. Само е реализация - это творческое применения своих индивидуальных способностей [1].

Каждый человек сталкивается с необходимостью менять смыслы и ценности. Иногда это происходит под воздействием очень жестких обстоятельств, но описанный выше механизм позволяет ему меняться, оставаясь самим собой. Именно череда актуальных смысловых состояний, переживаемых временно и носящих статус фаз е развития, выполняет функцию генерализации отдельных смыслов е различных у е ровней индивидуальной смысловой системы в высший, смысложизненный уровень, который, в свою очередь, выражается в степени осмысленности всей жизни[6].

Смысложизненная проблематика личности представлена е рядом феноменов ценностно-смысловой сферы, в частности такими, как жизненные цели, личностные ценности, смыслы, а также более интегральными образованиями смысла жизни и смысложизненные ориентации. В нашем исследовании основное внимание уделяется феномену смысложизненных ориентаций. Теоретический анализ научных толкований этой проблематике позволил определить смысложизненные ориентации как сложное образование, структура которого представляет собой сочетание жизненных целей, терминальных ценностей и смыслов, причем содержание этих составляющих феноменов, имеющих субъектную приоритетность в иерархии смысложизненных ориентаций человека, обусловливают выбор наиболее значимых сфер для личностной само е реализации. В исследовании смысложизненные ориентации е рассматриваются как интегративное образование, которое побуждает, направляет, е регулирует, интегрирует процесс жизнедеятельности личности в течение определенного возрастного периода [3,с.56].

Определяющими составляющими формирования представления о смысле жизни студентов-психологов выступает учебно-профессиональная деятельность - как фактор дальнейшего профессионального

самоопределения, которая способствует не только усвоению необходимых знаний, навыков, умений, но и осознанию собственной профессиональной позиции, формулирование жизненных целей и определении собственных путей само е реализации по выбранной специальности.

Формирование представления о смысле жизни обусловлено рядом объективных (социокультурная ситуация) и субъективных (индивидуально -личностные особенности) факто е ров становления личности молодого специалиста.

Важным аспектом в е работе будущего психолога являются Карьерные ориентации, которые включены в целевой компонент структуры индивидуальной карьеры выступают как один из е регулятивных механизмов профессионального е развития. Карьерные ориентации основываются на личных целях и социальных установках, которые определяют оценочное отношение к выбору карьеры. Но карьерные ориентации являются также и способом достижения поставленных целей, подразумевая под собой определенные модели поведения [4,с.87].

Одним из важных периодов е развития карьерных ориентаций является период обучения в вузе, когда происходит активный процесс постановки карьерных целей и е разработки планов, определяющих успешность карьерно-профессионального е развития в целом. Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией.

Динамику карьерных ориентаций в зависимости от курса обучения можно проинтерпретировать следующим образом: будущие специалисты, начинающие карьеру, направлены на получение знаний, умений и навыков, на соде е ржание профессиональной деятельности, стремятся стать мастерами своего дела. Отличаются выраженной мотивацией достижения успеха. Следующим этапом е развития карьерных ориентаций (второй год обучения) является карьерная ориентация «интеграция стилей жизни» (ориентация на сбалансированность индивидуальных потребностей, интересов семьи и профессионального продвижения).

Выводы

Изучение ориентации личности в себе информацию о удовлетворения личностью жизнью, поскольку жизни может и как для индивида, как соде е ржание что приводит ценностей, которыми индивид. Смысложизненные - представляют набор присущих данной личности и целей, она принимает, основополагающие своего Особенность потребности смысла заключается уникальности её каждым человеком.

В смысложизненные ориентации как интегративное которое побуждает, е регулирует, интегрирует жизнедеятельности личности течение определенного периода.

На формирование смысложизненных ориентаций в большей степени

влияют профессионально важные качества: профессиональная осведомленность, карьерное целеполагание, карьерное планирование, способность s решать карьерные проблемы, нежели личностные особенности.

Использованные источники:

1. Миронова, Г.В. О.В. Взаимосвязь само s реализации молодежи процессами её самоопределения и / Г.В. //Ми р психологии. 2011. №1. С.193-200.

2. Москаленко, О.В. „ развитие сов „ ременного / О.В. //Ми „ р психологии. 2004. № - С. 166-170

3. Обуховский, Галактика потребностей. влечений человека К. // Пер. польск. СПб.: 2003. - с.

4. Осин, E.H. С.С., Малютина Имплицитные концепции жизни и жизни / Осин // смысла жизни: теоретические и проблемы / гред. К.В. В. Э. Гродно: Г^рГУ, С. 118-138.

5. Эльконин, Зинченко В.П. развития (по Л. Выготского) ресурс] / Эльконин // Online.net. URL: net/articles/doc-738.html .

6. Терехова Т.А. Проявления карьерных ориентаций у студентов-психологов / Т.А Терехова.

373.5(47)(043)

Малярчук С.В. студент 5 курса факультет "Психологии " Крымский Инженерно-Педагогический Университет Российская Федерация, г. Симферополь ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ STUDY OF QUESTIONS OF SEMANTIC ORIENTATION OF LIFE

OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS Аннотация. В статье п s роводится исследование воп s росов смысловой о s риентации жизни студентов-психологов. В статье п s риводятся s результаты эмпи s рического исследования смысловой о s риентации жизни студентов-психологов.

Ключевые слова. Ст s рукту s ра, методика, п s рофессиональность, об s работка, психологические методики, ст s рукту s ра, студенты-психологи, обучение, смысл, жизнь.

Annotation. The article studies the questions of the semantic orientation of the life of students-psychologists. In the article results of empirical research of semantic orientation of a life of students-psychologists are resulted.

Keywords. Structure, methodology, professionalism, processing, psychological techniques, structure, psychology students, learning, meaning, life. Основной мате s риал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.