Научная статья на тему 'Проблема ценностного самоопределения современных студентов: философско-психологический анализ результатов исследования'

Проблема ценностного самоопределения современных студентов: философско-психологический анализ результатов исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / VALUABLE SELF-DETERMINATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SMYSLOZHIZNENNY ORIENTATIONS / CAREER ORIENTATIONS / STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мешкова Ирина Владимировна, Завьялова Людмила Павловна

Обосновывается актуальность проблемы самоопределения личности в философии и психологии. Представлены результаты исследования ценностного самоопределения студентов вуза. Статистически обосновано, что студенты, затрудняющиеся определить ценностный смысл жизни, испытывают трудности личностного и профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мешкова Ирина Владимировна, Завьялова Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF VALUABLE SELF-DETERMINATION OF MODERN STUDENTS: PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF RESULTS OF A RESEARCH

The relevance of a problem of self-determination of the personality is proved in philosophy and psychology. Results of a research of valuable self-determination of students of higher education institution are presented. It is statistically proved that the students who are finding it difficult to define valuable meaning of life experience difficulties of personal and professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Проблема ценностного самоопределения современных студентов: философско-психологический анализ результатов исследования»

Психология

УДК 159.9:37.015.3(15.81.21)

кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат философских наук, доцент Завьялова Людмила Павловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы самоопределения личности в философии и психологии. Представлены результаты исследования ценностного самоопределения студентов вуза. Статистически обосновано, что студенты, затрудняющиеся определить ценностный смысл жизни, испытывают трудности личностного и профессионального самоопределения.

Ключевые слова: ценностное самоопределение, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, смысложизненные ориентации, карьерные ориентации, студенты вуза.

Annotation. The relevance of a problem of self-determination of the personality is proved in philosophy and psychology. Results of a research of valuable self-determination of students of higher education institution are presented. It is statistically proved that the students who are finding it difficult to define valuable meaning of life experience difficulties of personal and professional self-determination.

Keywords: valuable self-determination, personal self-determination, professional self-determination, smyslozhiznenny orientations, career orientations, students of higher education institution.

Введение. В современном динамично изменяющемся обществе, характеризующемся наличием плюрализма ценностей, человек постоянно встает перед необходимостью выбора, определяя свою позицию при решении проблем разного характера. Большое значение для осуществления осознанного выбора имеет ценностное самоопределение личности, сущность которого заключается в построении системы индивидуально значимых ценностей на основе отбора из системы социальных норм, идеалов, ценностей-целей, ценностей-средств. Сформированная система индивидуально значимых ценностей позволяет человеку не только определиться с мотивами и целями своей деятельности, но и прогнозировать индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития.

Проблема самоопределения личности является одной из центральных во многих гуманитарных науках (философии, социологии, психологии, педагогике) и потому имеет междисциплинарный характер.

На протяжении долгого периода развития философии практически в каждом философском учении проблема самоопределения личности рассматривались в контексте вопросов о сущности и природе человека, о смысле его жизни, о свободе воли и ее границах, о сущности сознания, о взаимоотношении человека и общества и многих других. Можно заключить, что в самом широком философском понимании проблема самоопределения личности связана с проблемой формирования мировоззрения человека, его системы взглядов на окружающий мир и свое место в этом мире. Для одних людей вопросы о смысле своего существования, своего предназначения, самоопределения в системе социокультурных ценностей и идеалов долгое время могут сохранять экзистенциальный характер, затрудняя выбор в конкретной жизненной ситуации. Для других — ответы на эти вопросы помогают осуществить выбор профессии (профессиональное самоопределение), осознать свою гражданскую позицию, определиться в ценностных аспектах этнического, религиозного, нравственного самосознания.

В контексте самоопределения личности одной из ключевых проблем, поставленных в философии, является проблема определения степени свободы, которую имеет человек в ситуации выбора. Рассмотрев ключевые позиции, противоречия, сильные и слабые стороны философских подходов к понятию и самому явлению самоопределения, Д.Л. Григоренко приходит к выводу, что самоопределение не возникает только изнутри и не детерминировано исключительно извне, а является результатом соотнесения «я» с миром, то есть — это диалектическое взаимодействие внутреннего «я» с внешним миром [5, с. 91].

В отечественной психологической науке понятие самоопределения с позиции субъектного подхода рассматривали С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др. Как и в философии проблема самоопределения рассматривалась С.Л. Рубинштейном в контексте проблемы детерминации. Им был сформулирован принцип — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. При таком подходе самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации. К.А. Абульханова-Славская в своих работах развивает субъектный подход, намеченный С.Л. Рубинштейном. Она также считает, что центральным элементом самоопределения является самодетерминация, понимаемая как собственная активность, «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» [1, с. 138].

В контексте нашего исследования ценностного самоопределения личности интерес представляет позиция М.Р. Гинзбурга, который считает, что самоопределение происходит прежде всего в ценностной сфере: «...ценностные ориентации, являясь одними из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности» [4, с. 43]. Рассматривая категорию ценностного самоопределения, И.Л. Белых отмечает, что смысл ценностного самоопределения составляет «включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень во всех сферах его проявления» [2, с. 171]. В.В. Климов раскрывает содержание понятия «ценностное самоопределение» с позиции диалектики, определяя его как «процесс и одновременно результат соотнесения ценностей общества и системы ценностей личности, в итоге которых ценности оказываются определенным образом иерархизированными и в индивидуальном, и в общественном сознании» [6, с. 113].

Таким образом, можно сказать, что потребность самоопределения тесно связана с потребностью личности в формировании системы ценностей, имеющих индивидуально значимый смысл.

Изложение основного материала статьи. Анализируя результаты исследования ценностных ориентаций обучающейся молодежи, Ю.А. Сыченко приходит к выводу, что в молодежной среде доминируют такие ценности, как самоуважение, независимость, достижение успеха, свобода, зрелая любовь, выбор собственных целей. Следовательно, для студентов более значимы ценности индивидуалистической направленности, служащие личностному росту и развитию [11, с. 183]. Для студентов педагогического вуза проблема ценностного самоопределения имеет особенное значение, поскольку сама профессия предъявляет определенные требования к ценностно-смысловой сфере личности педагога. Педагог — это не только специалист в области обучения, воспитания и развития личности обучающихся, но и представитель системы общественных ценностей.

Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении различий в ценностных карьерных ориентациях и социально-психологических установках между студентами педагогического вуза, высоко оценившими осмысленность своей жизни, и теми, кто испытывает трудности в понимании смысла своей жизни. Исследование проводилось в 2018 году в Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте (филиале) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил). В тестировании приняли участие студенты 3 курса направления подготовки Педагогическое образование. Общее количество участников опроса 170 человек, из них 33 юноши (19,5%) и 137 девушек (80,5%) в возрасте 19-23 лет.

Диагностический инструментарий представлен тремя методиками: тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (Д.А. Леонтьев); «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова); «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина). Статистический анализ данных проводился с помощью параметрического критерия ^Стьюдента для двух независимых выборок. В качестве группирующей была выбрана переменная «осмысленность жизни». Из 170 человек в первую группу вошли студенты, имеющие низкие показатели по этой шкале (п1 = 26), а во вторую группу — студенты с высокими показателями по шкале «осмысленность жизни» (п2 = 78). Результаты сравнительного анализа двух групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ карьерных ориентаций и социальных установок студентов с разными показателями по шкале «осмысленность жизни»

Ценностные ориентации и установки Группа 1 (п1 = 26) Группа 2 (п2 = 78) критерий ^Стьюдента р

М+/-т | S М+/-т | S

Ценностные карьерные ориентации (методика «Якоря карьеры», Э. Шейн)

Профессиональная компетентность 4,29+/-0,28 1,47 5,27+/-0,18 1,65 - 2,866 0,01

Менеджмент 4,71+/-0,36 1,88 5,73+/-0,20 1,79 - 2,416 0,05

Служение 6,16+/-0,42 2,18 7,51+/-0,16 1,45 - 2,940 0,01

Предпринимательство 4,42+/-0,42 2,15 5,68+/-0,23 2,05 - 2,626 0,01

Социально-психологические установки (методика О. Ф. Потемкиной)

Результат 3,73+/-0,35 1,80 6,19+/-0,20 1,81 - 6,027 0,001

Труд 3,30+/-0,28 1,46 5,15+/-0,21 1,93 - 5,113 0,001

Свобода 5,11+/-0,48 2,47 6,51+/-0,22 1,95 - 2,622 0,01

Эгоизм 5,53+/-0,43 2,23 3,89+/-0,23 2,07 3,304 0,01

Деньги 4,23+/-0,43 2,23 3,16+/-0,23 2,09 2,136 0,05

Примечание:

1. Группа 1 - студенты с низкими показателями по шкале «осмысленность жизни», Группа 2 - студенты с высокими показателями по шкале «осмысленность жизни», М - среднее арифметическое, т - статистическая ошибка среднего, S - стандартное отклонение, р - уровень статистической значимости.

2. число степеней свободы = 100; уровни статистической значимости: 1кр = 1,984 при р < 005; гкр = 2,626 при р < 0,01; гкр = 3,390 при р < 0,001

На основании полученных результатов можно определить особенности карьерных ориентаций и социально-психологических установок студентов, для которых все показатели по шкалам теста «Смысложизненные ориентации» высокие. Характеризуя их ценностное самоопределение, можно сказать, что такие студенты имеют цели в будущем, которые придают осмысленность жизни, направленность и временную перспективу; сам процесс своей жизни они воспринимают как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; они положительно оценивают и в целом удовлетворены достигнутыми в настоящее время результатами своей жизни. Внутренний локус контроля способствует формированию представления о себе как о сильной личности, способной управлять своей жизнью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Анализируя особенности системы ценностей этой группы студентов в профессиональной сфере, можно отметить, что для них имеют значения карьерные установки: 1) «профессиональная компетентность» — им свойственно стремление достичь вершин профессионального мастерства, они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству 0 = - 2,866, р = 0,01); 2) «менеджмент» —первостепенное значение для этих людей имеет ориентация на управление людьми, проектами, на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат ^ = - 2,416, р = 0,05); 3) «служение» — для них важно получить возможность максимально эффективно использовать свои таланты и опыт для реализации общественно важной цели, они стремятся приносить пользу людям,

обществу (t = - 2,940, р = 0,01); 4) «предпринимательство» — этим людям нравится создавать что-то новое, организовать свое дело (t = - 2,626, р = 0,01).

Среди социально-психологических установок ярко выражены три: 1) на результат (t = - 6,027, р = 0,001), они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам и других факторов; 2) на труд (t = - 5,113, р = 0,01), труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия; 3) на свободу (t = - 2,622, р = 0,01) как главную ценность.

Итак, 44% студентов, принимавших участие в опросе, можно отнести к людям, осознающим смысл своей жизни и готовым реализовать свои способности в профессиональной сфере.

Результаты проведенных ранее в 2016 году исследований со студентами НТГСПИ дополняют полученные результаты 2018 года. Показатель осмысленности жизни статистически значимо выше у студентов, готовых к проектированию индивидуальной образовательной траектории, что свидетельствует о высоком уровне социальной зрелости [9, с. 151].

Можно предположить, что студенты, понимающие ценностное значение профессиональной педагогической деятельности, после окончания вуза смогут конструктивно решать возникающие в период профессиональной адаптации проблемы. Результаты опроса, проведенного под руководством И. К. Прохоровой, показывают, что магистранты педагогического образования оценивают наличие проблем в начальный период своей работы как фактор своего профессионального развития. Свои профессиональные планы молодые педагоги связывают с продолжением работы в школе, с приобретением нового профессионального опыта [10, с. 136].

У 15% участников опроса, имеющих низкие показатели по шкале «осмысленность жизни», в большей степени выражены две социально-психологические установки: на «эгоизм» (t = 3,304, р = 0,01), хотя стоит заметить, что доля «разумного эгоизма» человеку необходима, и на «деньги», свидетельствующая о стремлении к увеличению своего благосостояния как к ведущей ценности (t = 2,136, р = 0,015). Анализ результатов опроса показал, что у студентов этой группы отсутствуют ясные цели в будущем, которые придают жизни осмысленность и временную перспективу, своей жизнью в настоящем они не удовлетворены. Низкие баллы по двум шкалам локуса контроля свидетельствуют о неверии в свои силы контролировать события собственной жизни, об убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Такие психологические установки могут свидетельствовать о неразрешенном кризисе эго-идентичности («Кто я?», «Какой я?»), характерном для подросткового возраста, и как следствие остаются без ответа вопросы - «Что я хочу?», «К чему я стремлюсь?». Значит продолжается поиск приложения своих сил, способностей. Для успешного разрешения внутриличностного кризиса студентам, испытывающим трудности в понимании смысла жизни, нужно определиться с ценностями, имеющими для личности приоритетную значимость. Им предстоит научиться поверить в себя, изменить отношение к неудачам и сопутствующим им негативным переживаниям, развить психологическую готовность к преодолению трудностей, научиться ценить каждый миг прожитой жизни.

Выводы. Философско-психологический анализ результатов исследования позволил выявить у студентов, испытывающих трудности в понимании смысла жизни, наличие внутриличностного конфликта, который заключается в необходимости и невозможности осуществить ценностный выбор в современном динамично изменяющемся обществе в условиях плюрализма ценностей.

Ценностное самоопределение является необходимым условием для личностного и профессионального самоопределения, поэтому в юности потребность ценностного самоопределения имеет для человека особую актуальность. Как отмечает С. В. Львова, «сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения» [8].

Проблема ценностного, личностного и профессионального самоопределения студентов может быть решена в период обучения в вузе, но, к сожалению, в практике образования ей не уделяется должного внимания со стороны педагогов. На актуальность этой проблемы обращают внимание современные ученые. Так, развивая идею «зоны ближайшего этического развития», Е. Н. Викторук приходит к заключению, что «зона ближайшего развития, как в детской, так и во взрослой психологии образования, означает пространство высокой мотивации, эмоциональной насыщенности, где очевидные примеры компетентной деятельности взрослого (педагога) демонстрируют модели успеха. Благодаря этому достигаются образовательные результаты, значительно превышающие ожидания» [3, с. 99].

Полученные результаты исследования актуализировали проблему организации психологической поддержки студентам, испытывающим трудности в понимании смысла жизни, затрудняющимся определить правильность выбора профессии и свои планы после окончания вуза. С позиций гуманистического подхода решение проблемы ценностного самоопределения может быть связано с пониманием смысла жизни «как пути максимальной реализации заложенного в индивиде потенциала всех возможностей (в том числе интеллектуальных) в нравственном русле на каждом жизненном этапе. Результативность такого движения и дает ощущение ценности жизни, ее смысла, так как объективно является таковым» [7, с. 41].

Литература:

1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Белых И.Л. Самоопределение личности: философский, социологический, психологический, педагогический аспекты // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 3. С. 170-173.

3. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Этика успеха людей университета сегодня. Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2018. 108 с.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

5. Григоренко Д.Л. Самоопределение личности как междисциплинарная проблема // Человек и образование. 2008. № 2 (15). С. 89-94.

6. Климов В.В. Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7. С. 111-116.

7. Кулешов В.Е., Кочеткова Э.В. Смысл жизни как путь самореализации человека // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 12(66). Ч. 2. С. 41-45. URL: https://research-

joumal.org/philosophy/smysl-zhizni-kak-put-samorealizacii-cheloveka/ (дата обращения: 22.06.2019). doi: 10.23670/IRJ.2017.66.180.

8. Львова С.В. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Системная психология и социология. 2014. № 12. URL: http://systempsychology.ru/journal/2014-12/230-lvova-sv-formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza.html (дата обращения: 17.06.2019).

9. Мешкова И.В. Вариативность индивидуальной образовательной траектории студентов педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 148-152.

10. Прохорова И.К. Актуальные проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. № 1 (23). С. 130-138. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1130-138

11. Сыченко Ю.А. Социально-ценностный контекст профессионального самоопределения обучающейся молодежи // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 2017. С. 182-184.

Психология

УДК 159.922.736.3

кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста, рассматриваются возможности некоторых видов изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, лепка) как средства коррекции детских страхов. Представлены результаты констатирующего, формирующего, контрольного эксперимента, свидетельствующие о положительной динамике, об уменьшении количества страхов.

Ключевые слова: психокоррекционная работа, детские страхи, дети старшего дошкольного возраста, изобразительная деятельность.

Annotation. The relevance of a problem of correction of fears at children of the advanced preschool age is proved, the possibilities of some types of graphic activity (the drawing, applique, a molding) as means of correction of children's fears are considered. The results of an experiment demonstrating positive dynamics, reduction of quantity of fears are presented.

Keywords: psychocorrectional working, children's fears, children of the advanced preschool age, graphic activity.

Введение. В современном мире на ребенка влияет множество неблагоприятных факторов, которые могут вызвать негативные переживания, а порой привести к нарушениям личностного развития. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к различного рода воздействиям, его психика отличается ранимостью, неспособностью противостоять воздействию неблагоприятных факторов, справиться с негативными переживаниями.

Важно отметить, что страх является естественной и нормальной реакцией организма на какую-либо опасность. Детские страхи представляют обычное явление для развития дошкольников и являются важным звеном в регуляции поведения ребенка. Психологи отмечают, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте и в случае нормального развития со временем исчезают. Поэтому страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает. В целом детские страхи имеют положительный адаптационный смысл в случае нормального развития. Однако, преобладание этой эмоции у ребенка может привести к эмоциональной депривации, неудовлетворенности базовых потребностей в безопасности, к исчезновению положительных эмоций и развитию дистимического типа личности. Поэтому исследование детских страхов сохраняет свою актуальность в науке и практике воспитания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой» [1]. Для решения этих задач необходимо создание эмоционально благоприятной среды, которая окружает ребенка. Одним из эффективных способов помощи детям дошкольного возраста, у которых наблюдается наибольшая подверженность страхам, может быть игровая коррекция.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста на протяжении длительного времени привлекают внимание психологов. В настоящее время для выявления детских страхов и их коррекции используют различные методы: арт-терапию, проигрывание ситуаций, сюжетно-ролевые игры, директивную игровую терапию, поведенческую терапию.

Результаты исследований феномена страха нашли отражение в работах отечественных и зарубежных авторов. Отечественные ученые В.И. Гарбузов, В.А. Гурьева, Н.С. Жуковская, А.И. Захаров, В.В. Лебединский занимались проблемой страхов и определили их причины в детском возрасте, среди которых недостаточная эмоциональная близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановка или инверсия традиционных семейных ролей [4]. Зарубежные авторы (К. Изард, З. Фрейд, Э. Фромм, С. Холл, К. Хорни, Г. Эберлейн и др.) при исследовании страхов отдавали предпочтение изучению невротических страхов и фобий у взрослых, большое внимание уделяя психотерапии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.