Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ОБУЧЕНИЕ / СМЫСЛ / ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малярчук С.В.

В статье пﹴроводится исследование вопﹴросов смысловой оﹴриентации жизни студентов-психологов. В статье пﹴриводятся ﹴрезультаты эмпиﹴрического исследования смысловой оﹴриентации жизни студентов-психологов.The article studies the questions of the semantic orientation of the life of students-psychologists. In the article results of empirical research of semantic orientation of a life of students-psychologists are resulted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

влияют профессионально важные качества: профессиональная осведомленность, карьерное целеполагание, карьерное планирование, способность s решать карьерные проблемы, нежели личностные особенности.

Использованные источники:

1. Миронова, Г.В. О.В. Взаимосвязь само s реализации молодежи процессами её самоопределения и / Г.В. //Ми р психологии. 2011. №1. С.193-200.

2. Москаленко, О.В. „ развитие сов „ ременного / О.В. //Ми „ р психологии. 2004. № - С. 166-170

3. Обуховский, Галактика потребностей. влечений человека К. // Пер. польск. СПб.: 2003. - с.

4. Осин, E.H. С.С., Малютина Имплицитные концепции жизни и жизни / Осин // смысла жизни: теоретические и проблемы / гред. К.В. В. Э. Гродно: ГsрГУ, С. 118-138.

5. Эльконин, Зинченко В.П. развития (по Л. Выготского) ресурс] / Эльконин // Online.net. URL: net/articles/doc-738.html .

6. Терехова Т.А. Проявления карьерных ориентаций у студентов-психологов / Т.А Терехова.

373.5(47)(043)

Малярчук С.В. студент 5 курса факультет "Психологии " Крымский Инженерно-Педагогический Университет Российская Федерация, г. Симферополь ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ STUDY OF QUESTIONS OF SEMANTIC ORIENTATION OF LIFE

OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS Аннотация. В статье п s роводится исследование воп s росов смысловой о s риентации жизни студентов-психологов. В статье п s риводятся s результаты эмпи s рического исследования смысловой о s риентации жизни студентов-психологов.

Ключевые слова. Ст s рукту s ра, методика, п s рофессиональность, об s работка, психологические методики, ст s рукту s ра, студенты-психологи, обучение, смысл, жизнь.

Annotation. The article studies the questions of the semantic orientation of the life of students-psychologists. In the article results of empirical research of semantic orientation of a life of students-psychologists are resulted.

Keywords. Structure, methodology, professionalism, processing, psychological techniques, structure, psychology students, learning, meaning, life. Основной мате s риал.

Целью данного исследования было оп е ределение особенностей представлений о смысле жизни у студентов-психологов.

Исследование проводилось в Севастопольском гуманита е рном униве е рситете. В исследовании п е риняли участие 30 студентов 3-4 ку е рса обучения специальности «Психология служебной деятельности». Воз е растная катего е рия испытуемых - 19-24 года.

Таблица 1

Показатели смысложизненных о (риентаций студентов-психологов

Показатели СЖО Высокий у ровень С в редний у ровень Низкий у ровень

% % %

Цели 60 30 10

П роцесс 60 36 4

Результат 26 64 10

Локус конт роля Я 46,7 46,6 6,7

Локус конт роля жизнь 26,7 53,3 20

Показатели СЖО Высокий у ровень С в редний у ровень Низкий у ровень

Как видно из результатов, по субтесту «Цели в жизни», были выявлены следующие показатели. Высокий у е ровень осмысленности целей был выявлен у 60% испытуемых из данной выборки, с е редний - у 30%, низкий - у 10% испытуемых. Это свидетельствует о том, что для студентов-психологов, ха е ракте е рно наличие в жизни целей в будущем, которые п е ридают жизни осмысленность, нап е равленность и временную пе е рспективу. [1,с. 12].

По субтесту «Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни», были выявлены следующие показатели. Высокий у е ровень показателей был выявлен у 60% испытуемых из данной выбо е рки, средний -у 36,7%, низкий - у 3,3% испытуемых. Это свидетельствует о том, что для студентов-психологов ха е ракте е рно восп е риятие собственной жизни как представляющей инте е рес, эмоционально насыщенной, имеющей смысл.[3,с.78]

Показатели смысложизненных ориентации студентов-психологов

70% 60% 50%

40% 30% 20% 10% 0%

60%

68%

64%

0%

л со/. 26%

26%

53,30%

46,46%%

0%

%

26^%

А О /

да

20%

Цели Процесс Результат Локус Локус

контроля Я контроля жизнь

□ высокий уровень

□ средний уровень

□ низкий уровень

6

Рисунок 1. Процентное соотношение у (ровней смысложизненных о (риентаций студентов-психологов

Обобщенные е результаты исследования студентов-психологов п е редставлены в таблице 2:

Таблица 2

С (редние показатели значимости и (ранговые места катего (рий

жизненных ^ смыслов студентов-психологов

Катего рии жизненных С в реднее Ранги Станда в ртное

смыслов значение отклонение

(X) (о)

Альт руистические 3,67 3 2,19

Экзистенциальные 4,83 8 1,96

Гедонистические 3,95 5 5,79

Само в реализации 3,77 4 5,83

Статусные 4,73 7 4,79

Коммуникативные 4,1 6 0,89

Семейные 2,23 1 4,05

Когнитивные 3,23 2 6,48

Как показывает анализ полученных эмпи е рических данных, для всей выборки студентов-психологов - характерно п е реобладание «семейных» смыслов, что гово е рит об особой личностной значимости семьи для

испытуемых, восп е риятия её в качестве смыслового фундамента собственной жизнедеятельности. [6,с.120]

К е роме того, ранговые показатели отдельных смысловых катего е рий позволяют, утверждать, что испытуемые в своей жизни также о е риенти е руются в большей степени на «когнитивные» и «альт г руистические» смыслы. Это от ражает присущие пот ребности в общении и в ощущении своей активной и свободной включенности в жизнь. В то же в е ремя наблюдается вытеснение на второй план гедонистических и статусных смыслов.

Таким об е разом, в целом полученные результаты от е ражают несомненную приоритетность для всей студенческой молодежи именно семьи как смысла жизни. Также п е риоб е ретает особое значение гедонистических, статусных, когнитивных и альтруистических смыслов. В связи с описанными результатами и спецификой будущей п е рофессии актуальной представляется психологическая работа, прежде всего, с коммуникативными и экзистенциальными смысловыми об е разованиями, значимость которых, к сожалению, несколько спадает.[5]

е Результаты исследования качественной составляющей смысла жизни в п е редставлениях студентов-психологов по анкете В.Е. Чудновского свидетельствуют, что 91,3% испытуемых дали достаточно глубокое определение смысла жизни. Можно п е редположить, что студентам-психологам п е рисущ достаточно высокий у е ровень осознанности и осмысленности жизни. Также, е результаты эмпи е рического исследования, полученные с помощью анкеты В. Э. Чудновского, свидетельствуют о том, что ознакомление с этой анкетой заставило испытуемых серьезно задуматься над смыслом жизни и отрефлексировать для себя важные о е риенти е ры в жизни.[2,с.28]

В заключение эмпи е рического исследования испытуемым было п е редложено сформировать свой смысл жизни. Обобщая все ответы, можно сделать следующий вывод: «Смысл жизни - это прожить жизнь не зря, видеть улыбку родителей, радовать ок ружающих, помогать тем, кто нуждается, любить и быть любимым».[7]

На следующем этапе эмпи е рического исследования необходимо было выявить взаимосвязь между смысложизненными о е риентациями студентов и показателями катего е рии индивидуальных жизненных смыслов. С целью установления достоверно значимой связи между показателями был п е рименен метод ранговой ко е р е реляции Ч. Спи е рмена. Расчеты п е роизводились с использованием программы SPSS.20. Результаты ко е р е реляционного анализа п е редставлены в таблице 3

Таблица 3

Показатели корреляционной связи между показателями смысложизненных ориентаций и катего (риями индивидуальных

жизненных смыслов

Катего рии жизненных смыслов Субшкалы СЖО

Цели П роцесс Результат Локус-Я Локус-жизнь

Альт руистические 0,212 0,021 0,605* 0,424 0,124

Экзистенциальные 0,061 0,112 0,012 0,305 0,624*

Гедонистические 0,071 0,372 0,322 0,121 0,192

Само в реализации 0,054 0,216 0,365 0,042 0,172

Статусные 0,365 0,416 0,314 0,025 0,237

Коммуникативные 0,036 0,269 0,338 1,000 0,245

Семейные 0,159 0,170 0,132 0,245 0,094

Когнитивные 0,654* 0,036 0,269 0,338 0,054

*. Corтelatюшssigшfюantatthe 0.05 leve (2^Ы).

*. Corтelatюшssigшfюantatthe 0.05 level (2-tailed).

Таким об разом, на уровне значимости 0.05 установлена достове рно значимая положительная ко е р е реляционная связь между шкалой «цели в жизни» и «когнитивными смыслами» студентов-психологов (г = 0,654*).

На уровне значимости 0.05 также установлена достоверно значимая положительная ко е р е реляционная связь между показателем «результативность жизни» и «альтруистическими смыслами» студентов-психологов (г = 0,605*).

На уровне значимости 0.05 также установлена достоверно значимая положительная ко е р е реляционная связь между показателем «локус-жизнь» и «экзистенциальными смыслами» студентов-психологов (г = 0,624*). Таким образом, можно п е редположить, что у испытуемых, которые имеют ми е ровозз е ренческую установку на возможность быть хозяином собственной жизни, ве е ру в свои силы и возможности и адекватную оценку собственных возможностей приоритетными являются «экзистенциальные смыслы».

Выводы

Полученные результаты от е ражают несомненную приоритетность для всей студенческой молодежи именно семьи как смысла жизни. Также п е риоб е ретает особое значение гедонистических, статусных, когнитивных и альтруистических смыслов. В связи с описанными результатами и спецификой будущей п е рофессии актуальной представляется психологическая е работа, прежде всего, с коммуникативными и экзистенциальными смысловыми об е разованиями, значимость которых, к сожалению, несколько спадает.

В целом студенты-психологи, п е ринявшие участие в исследовании,

это целеустремленные люди, кото s рые придают жизни осмысленность, направленность и в s ременную перспективу, у них происходит восп s риятие п роцесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом, присутствует убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю. Можно отметить, что для испытуемых, жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом п s ри их достижении и уверенности в собственной способности ставить пе s ред собой цели, ставить задачи и искать пути их s решения, добиваться качественных s результатов.^^^]

Таким образом, в целом полученные s результаты от s ражают несомненную п s рио s ритетность для студентов-психологов именно семьи как смысла жизни. Также п s риоб s ретает особое значение гедонистических, статусных, когнитивных и альт s руистических смыслов.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов психологических особенностей фо s рми s рования представления о смысле жизни у студентов-психологов. Перспективным дополнением осуществленных научных исследований считаем, в частности, изучение социокультурного факто s ра фо s рми s рования ценностно-смысловых о s риентаций студенческой молодежи.

Использованные источники:

1. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Когито-Цент s р, 2002. - 219 с.

2. Асеев, В.Г. Особенности ст s рукту s рного строения смысловой сфе s ры личности / В.Г. Асеев // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзе р, Н.А. Ка рповой, В.Э.Чуковского. Часть 1. - М.: Смысл, 2004. С. 36-42 ' '

3. Бо s рисов, С.В. Жизнь как п редмет научного исследования: несоизме s римость теорий / С.В. Борисов // Философские воп s росы естественных, технических и гуманита s рных наук: Сбо s рник статей Все, российской научной конференции. — Магнитого „ рск: МаГУ, 2008. -Вып. 3. - Т. 1. С. 145 - 149. '

4. Б s ратусь, Б. С. К изучению смысловой сфе s ры личности / Б.С. Братусь // Вестн. Моск. Ун-та. Се (р. 14. Психология.— 1981. — № 2. — С. 46—56.

5. Б s ратусь, Б. С. Психология нравственного сознания в контексте культу ры. / Б.С. Б ратусь // М.: Менеджер, sРоспедагенство, 1994. - 60 с.Ф s ранк, С. Л. Смысл жизни / С.Л. Ф s ранк // Куб - электронная библиотека [Элект s ронный ресурс]. URL: http://www.klex2.ru/28p

6. Ф s ранкл, В. Е. Человек в поисках смысла / В.Е. Ф s ранкл // Пе s р. с англ. и нем. М.: Прогресс, 2010. - 368 с.

7. Фе ранкл, В.Е. Человек в поисках смысла / В. Е. Фе ранкл // М.: П s рог s ресс, 2012. - 367с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.