Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ / ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / SELF-IMAGE / SICKLY CHILDREN / ORPHANS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булыгина Мария Вячеславовна, Гололобова Мария Вячеславовна

В статье рассматриваются социально-психологические проблемы развития детей-сирот; изложены результаты исследования представления о себе часто болеющих детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях и в условиях детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Булыгина Мария Вячеславовна, Гололобова Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-IMAGE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH PSYCHOSOMATIC DISORDERS

In the article social and psychological problems of orphans are discussed; the results of the research of self-image in sickly children of primary school age who are brought up in families and in children's home are presented.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

УДК 159.922.7:159.972

Булыгина М.В., Гололобова М.В.

Bulygina M. V., Gololobova M. V.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

SELF-IMAGE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH PSYCHOSOMATIC DISORDERS

В статье рассматриваются социально-психологические проблемы развития детей-сирот; изложены результаты исследования представления о себе часто болеющих детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях и в условиях детского дома.

In the article social and psychological problems of orphans are discussed; the results of the research of self-image in sickly children of primary school age who are brought up in families and in children's home are presented.

Ключевые слова: представление о себе, часто болеющие дети, дети-сироты.

Keywords: self-image, sickly children, orphans.

Острые респираторные заболевания являются одними из самых распространенных болезней в младшем школьном возрасте. По данным исследований, на группу часто болеющих детей приходится от 67% до 75% всех случаев ОРЗ [6]. Среди условий, предрасполагающих к развитию частых респираторных инфекций, значительная часть принадлежит психологическим факторам, что позволяет рассматривать данный пласт заболеваний в контексте психосоматических расстройств [1; 2; 6]. Специфическая социальная ситуация развития младшего школьника в условиях болезни может серьезно повлиять на его личностные особенности вообще и систему его Я-концепции в частности. Это связано с тем, что именно в этот период у детей интенсивно расширяются представления о себе, о своём месте в мире, своих способностях и задатках.

К категории часто болеющих детей младшего школьного возраста относятся дети, болеющие заболеваниями органов дыхания не менее четырех раз в год. При этом выделяются, как минимум, две подгруппы: относительно часто болеющие дети (частота заболеваемости - 4-5 раз в год) и истинно часто болеющие дети (частота заболеваемости -от 6 раз в год) [6].

Среди причин, вызывающих частые заболевания верхних и нижних дыхательных путей, выделяют такие социально-психологические факторы, как астенизация, воспитание по типу гиперпротекции, наличие психотравмирующих ситуаций в анамнезе, неблагоприятный социально-психологический климат [2]. Часто болеющим детям свойственны высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, отмечается склонность воспринимать многие обыденные ситуации как несущие угрозу [ 4]. Истинно часто болеющие дети отличаются от здоровых сверстников искаженным «образом Я», неадекватной внутренней картиной болезни. Отмечено, что сходные психологические особенности также характерны для детей, страдающих бронхиальной астмой. У часто болеющих детей ярко выражена потребность быть рядом с родителями [6].

Настоящая работа посвящена представлению о себе часто болеющих детей, воспитывающихся в разных условиях: в полных семьях и в сиротских учреждениях. Проблема патологического влияния родительской депривации на формирование самосознания в детском возрасте обсуждалась неоднократно [9; 10], однако эта тема стояла как бы особняком по отношению к соматизированным расстройствам у детей-

сирот. Тем не менее данная категория детей часто в большей степени, чем дети, воспитывающиеся в семьях, подвержена соматизированным расстройствам.

По данным многочисленных исследований, потеря родителей или отсутствие любви воспринимается ребенком крайне негативно, практически как насилие, что ведет к искаженному формированию «образа Я» и развитию в целом. У таких детей часто образуются специфические паттерны поведения и черты характера. Дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, вынуждены адаптироваться к очень большому числу новых взрослых и сверстников, а постоянное пребывание в замкнутом пространстве детского дома усиливает агрессивность, напряжение, вызывает тревожность, что также влияет на особенности самосознания ребенка [7]. Дети-сироты находятся в специфических социальных условиях, что накладывает свой отпечаток на формирование «образа Я», причем не только целостного образа, но и его отдельных частей, составляющих структуру личности, таких как самоотношение и самооценка. Такие дети, как правило, имеют некоторое рассогласование представлений о себе в контексте психологического времени. Они, в отличие от детей из семей, чаще ориентированы на настоящее, перспектива будущего у них сужена. В мотивационно-потребностной сфере также отмечается узость и бедность содержания мотивов. Чаще всего основным мотивом, характерным для этих детей, является избегание неудач [9].

Исследование проводилось на базе детского бронхолегочного санатория № 18 г. Москвы, ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Салтыковский детский дом», а также ГБОУ СОШ г. Москвы № 556 и № 2109. В исследовании приняли участие 80 детей 9-11 лет. Сравнивались 4 группы детей: 40 детей из полных семей (20 с диагнозом «часто болеющие» - «домашние ЧБД» и 20 здоровых - «домашние ЗД») и 40 детей, воспитывающихся в интернате (20 с диагнозом «часто болеющие» - «сироты ЧБД» и 20 здоровых - «сироты ЗД»).

В работе были использованы следующие методики: методика диагностики уровня самооценки Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте, тест «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда, «Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания» Н.Л. Белопольской [3; 8]. Обработка результатов проводилась с помощью статистических методов Краскела-Уоллеса, Манна-Уитни, критерия согласия Пирсона (Х2).

Сравнение результатов двух групп - «дети-сироты» и «дети, воспитывающиеся в семьях» - показало, что по методике «Исследование самооценки» оценки по шкалам «здоровье, которым хочу обладать», «уровень интеллекта, которым хочу обладать» и «степень уверенности в себе, которой хочу обладать» значимо выше у детей, воспитывающихся в семьях (различия между группами значимы при р<0,05). Сравнение представлений детей об их реальных уровнях здоровья, интеллекта, способностей, уверенности в себе значимых различий между данными группами не выявило. По методике «Кто Я?» было выявлено, что дети-сироты используют для описания себя значимо меньше определений, чем дети, воспитывающиеся в семьях (различия значимы при р<0,001), при этом количество негативных определений себя в группе «дети-сироты» встречается значимо чаще, чем в группе «дети, воспитывающиеся в семьях». Дети-сироты реже использовали дифференцирующие определения, чаще упоминали ролевые характеристики - «ученик», «мальчик». Особенно часто в группе «дети-сироты» встречалось упоминание фамилии и имени, что не наблюдалось в другой группе. По методике «Нарисуй себя» автопортреты детей, воспитывающихся в семье, по размеру и общему впечатлению более схожи с их рисунками «Хорошего мальчика/девочки», чем автопортреты детей-сирот (различия значимы при р<0,05). По методике «Половозрастная идентификация» значимых различий между группами «дети-сироты» и «дети, воспитывающиеся в семьях» выявлено не было.

Теперь охарактеризуем результаты сравнения групп «часто болеющие дети» и «здоровые дети», воспитывающиеся в семьях. Во-первых, отметим, что значимых различий по методике «Исследование самооценки» между данными группами получено не было. По методике «Кто Я?» было выявлено, что здоровые дети используют при описании себя значимо больше определений, чем часто болеющие дети (различия между группами значимы при р<0,05). Определения себя у здоровых детей чаще носят дифференцирующий характер, подчеркивая их индивидуальные качества: «умный», «дружелюбный», «веселый» и т. д. Оказалось, что часто болеющие дети более склонны приписывать себе негативные определения: «не очень организованный», «троечник», «злой», - чем здоровые сверстники. По методике «Половозрастная идентификация» выявлено, что в группе «часто болеющие дети» значимо чаще, чем в группе «здоровые дети», в качестве наиболее привлекательного персонажа встречаются выборы изображения взрослого человека, а в качестве непривлекательного - изображение сверстника, что может быть связано с актуальными школьными проблемами, конфликтами, дезадаптацией, вызванными их соматическим состоянием. По методике «Нарисуй себя» автопортрет часто болеющих детей имеет значимо большее сходство с рисунком «Плохого ребенка», чем у здоровых детей (различия значимы при р<0,05). Это свидетельствует о преобладании более негативного образа себя в группе часто болеющих детей.

Сравнение групп «часто болеющие» и «здоровые» дети-сироты. Сравнение самооценки выявило различия только по шкале «здоровье». Часто болеющие дети-сироты оценили уровень своего актуального здоровья значимо ниже, чем здоровые. При этом интересно, что уровень здоровья, которым они хотели бы обладать, у часто болеющих детей практически остается на том же уровне, в то время как у здоровых детей он значимо возрастает. По методике «Кто Я?» обе группы детей давали немногочисленные описания себя, однако в группе часто болеющих детей чаще встречались негативные характеристики себя. По методике «Нарисуй себя» было выявлено, что здоровые дети-сироты изображают себя более полно, детализированно, чем часто болеющие дети, кроме того, здоровые дети чаще использовали цвета, применяемые для рисования «Хорошего ребенка». Часто болеющие дети-сироты практически не использовали дополнительные детали в автопортрете, иногда не изображали и основные черты лица, что может говорить об отрицательном, даже конфликтном отношении к себе. По методике «Половозрастная идентификация» между группами детей-сирот различий не выявлено.

Сравнение групп «здоровые дети, воспитывающиеся в семье» и «здоровые дети-сироты». По методике «Исследование самооценки» значимые различия между группами были получены по двум шкалам: «уровень здоровья, которым хочу обладать» и «степень уверенности в себе, которой хочу обладать», эти показатели значимо выше в группе здоровых детей, воспитывающихся в семьях, что может свидетельствовать об их более высоком уровне притязаний. Домашние здоровые дети, в отличие от детей-сирот, обладают более дифференцированным и позитивным представлением о себе, что выражается в использовании большего количества позитивных определений себя. При описании себя дети-сироты чаще всего указывали фамилию, имя, пол, возраст, статус ученика. По методике «Половозрастная идентификация» было выявлено, что здоровые дети, воспитывающиеся в семьях, в 75% случаев выбирают в качестве привлекательного персонажа изображения сверстника или человека чуть старшего возраста (юноши/девушки) и не выбирают более старшего персонажа, а в группе «здоровые дети-сироты» выбор близких по возрасту персонажей встречается только в 35% случаев, а 25% детей выбрали в качестве наиболее привлекательного персонажа изображения взрослых мужчин и женщин, возможно, это объясняется стремлением детей-сирот как можно быстрее повзрослеть и обрести самостоятельность. По методике «Нарисуй себя» автопортрет детей, воспитывающихся в семье, в большей степени схож с рисунком «Хорошего ребенка», чем в группе детей-сирот.

Сравнение групп «часто болеющие дети, воспитывающиеся в семье» и «часто болеющие дети-сироты». Часто болеющие дети-сироты оценивают себя ниже по шкалам «здоровья» и «уверенности в себе», кроме того, их оценка того, каким уровнем интеллекта они хотели бы обладать, ниже, чем у часто болеющих детей, воспитывающихся в семьях, а вот желаемый уровень внешней привлекательности, наоборот, выше, чем у часто болеющих детей, воспитывающихся в семьях (различия значимы на уровне тенденции при р<0,01). Часто болеющие дети-сироты испытывают больше затруднений при описании себя. В целом представление о себе часто болеющих детей-сирот плохо дифференцировано, оно более размытое не только по сравнению со здоровыми сверстниками, но и с часто болеющими детьми, воспитывающимися в семьях. Автопортреты часто болеющих детей-сирот по размеру и цветовой гамме чаще приближались к рисункам «Плохой ребенок», в то время как часто болеющие дети, воспитывающиеся в семьях, наоборот, рисуют себя по размеру, соответствующему рисункам «Хорошего ребенка».

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Представление о себе детей, воспитывающихся в детском доме, чаще носит недифференцированный и негативный характер, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Дети-сироты чаще испытывают трудности при описании своих качеств, их уровень притязаний в отношении индивидуальных особенностей (состояния здоровья, интеллектуальных способностей и уверенности в себе) ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях.

2. Образ себя детей, часто болеющих респираторными заболеваниями, по сравнению с образом себя здоровых сверстников в большей степени содержит черты астенизации, пассивности, интровертированности. Образ себя здоровых детей, напротив, содержит черты экстравертированности, демонстративности и активности.

3. Часто болеющие дети, воспитывающиеся в семьях, относятся к себе негативнее, чем здоровые дети. Часто болеющие дети чаще испытывают неудовлетворенность своим актуальным состоянием.

4. Часто болеющие дети-сироты отличаются более низким уровнем самооценки и низким уровнем притязаний по шкале здоровья, чем здоровые дети-сироты. Часто болеющие дети-сироты склонны к отрицательному и даже конфликтному отношению к себе, чего нельзя сказать про здоровых детей-сирот.

5. Часто болеющие дети, воспитывающиеся в семьях, в отличие от часто болеющих детей-сирот, в большей степени не удовлетворены своим актуальным состоянием, лучше осознают это, что выражается в большем количестве негативных определений себя и более частом выборе в качестве непривлекательного персонажа для идентификации ребенка, соответствующего их возрасту.

Литература

1. Арина Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т. 2. № 3. С. 116-125.

2. Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. М. : Генезис, 2007. 152 с.

3. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания. М. : Когито-центр, 2002. 24 с.

4. Майоров Р. В., Михайленко А. А., Черешнева М. В., Черешнев В. А. Психологические и иммунологические изменения у часто болеющих детей // Российский иммунологический журнал. 2012. № 2. С. 177-183.

5. Михайленко А. А., Черешнев В. А, Майоров Р. В. Анализ распространенности различных факторов риска частых респираторных заболеваний у детей, проживающих в Тверской области // Иммунопатология, аллергология, инфектология. 2011. № 2. С. 41-46.

6. Михеева А. А. Психологические особенности часто болеющих детей : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 22 с.

7. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья : монография. М. : Генезис, 2006. 368 с.

8. Прихожан А. М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. 1995. Июль. С. 32-36.

9. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб. : Питер, 2007. 416 с.

10. Шульга Т. И. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 119-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.