Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / МЕГАУРОЗЫ / ОПРОС / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна

В статье представлены результаты исследования представлении современных россиян о понятии «безопасность». В процессе опроса респонденты должны были назвать возникающие со словом «безопасность» ассоциации. На основании полученных результатов описаны возрастные особенности представлений о безопасности, также осуществлена попытка классифицировать полученные данные в целом по выборке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF SECURITY AMONG MODERN RUSSIANS

The article presents the results of a study on the perception of modern Russians about the concept of “security”. During the survey, the respondents had to name the associations they had with the word “security”. On the basis of the results obtained, the age-related features of the ideas about safety are described, and an attempt is made to classify the data obtained in the whole sample.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН»

ПСИХОЛОГИЯ Psychology

УДК 159.9.072.4

А. И. Алонцева

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН

В статье представлены результаты исследования представлении современных россиян о понятии «безопасность». В процессе опроса респонденты должны были назвать возникающие со словом «безопасность» ассоциации. На основании полученных результатов описаны возрастные особенности представлений о безопасности, также осуществлена попытка классифицировать полученные данные в целом по выборке.

Ключевые слова: безопасность; угрозы; мегаурозы; опрос; внешние и внутренние воздействия; потребности; защищенность.

Для цитирования: Алонцева А. И. Представление о безопасности у современных россиян // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 4 (20). С. 48-57.

A. I. Alontseva THE IDEA OF SECURITY AMONG MODERN RUSSIANS

The article presents the results of a study on the perception of modern Russians about the concept of "security". During the survey, the respondents had to name the associations they had with the word "security". On the basis of the results obtained, the age-related features of the ideas about safety are described, and an attempt is made to classify the data obtained in the whole sample.

Keywords: security; threats; megauroses; survey; external and internal influences; needs; security.

For citation: Alontseva A. I. The idea of security among modern Russians. Teori-ya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 4 (20), p. 48-57.

© Алонцева А. И., 2022 © Alontseva A. I., 2022

В современных реалиях наблюдается рост внимания к проблемам безопасного существования человека и безопасности в целом. Объяснить внимание исследователей к этому вопросу с практической и теоретической позиции можно тем, что, во-первых, психологическая природа некоторых видов активности человека, которые направлены на обеспечение безопасности, недостаточно изучены. Во-вторых, перед человеком всегда стояла задача выживания, как на генетическом, так и на социальном уровне. Умения и навыки, обеспечивающие безопасность, представляют собой особо важный социальный опыт, который является показателем развития любого общества и свидетельствует о его ценностных ориентирах [1, 6]. По мнению О. Ю. Зотовой, мощным стимулятором социальных изменений и доминирующей характеристикой массового сознания в современной России, свидетельствующих о качестве жизни общества, является именно стремление к безопасности и потребность в ней [2].

Проблема безопасности становится еще актуальнее не только из-за нарастающего количества угроз, но и в связи с вступлением человека в эпоху «мегаугроз». У. Бек, характеризуя современный этап развития нашего общества указывает, что мегаугрозы опосредованы, во-первых, глобальным, часто непоправимым ущербом,

который уже нельзя ограничить; во-вторых, в случае смертельных глобальных угроз исключены действенные меры предосторожности; в-третьих, само понятие «бедствие» утрачивает границы, оно становится событием, имеющим начало и не имеющим конца. Все это в совокупности наталкивает на мысль об утрате возможности расчета возможных опасностей [2].

Вопрос безопасности или отсутствия угроз складывается из многих аспектов жизнедеятельности: юридической, экономической, социальной и др. Так, термин «юридическая безопасность» стал использоваться в правовой литературе на постсоветском пространстве с недавних пор. Он появился в начале XX в. в немецкой правовой доктрине, а после Второй мировой войны стал распространяться в зарубежных, прежде всего европейских, странах. В смысловом плане термин «безопасность» используется как отсутствие опасности, представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В экологии под безопасностью понимают состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера.

Экологическая безопасность — одна из основных составляющих национальной безопасности РФ. Она включает в себя контроль за состоянием окружающей среды, разработку и осуществление мер, исключающих возникновение экологических кризисов и катастроф [4; 8].

По мнению В. К. Сенчагова, экономическая безопасность — это состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов. Это состояние гарантирует социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Отсюда вытекает, что «экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социальнополи-тической стабильности общества» [7].

А. Ю. Чмыхало дает следующее определение понятию «безопасность»: это сложное социальное явление, многоплановое и многогранное в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающее противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов [10].

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что общим в понимании безопасности в разных науках является рассмотрение безопасности как состояния защищенности либо отсутствия угрозы.

Проблеме безопасности уделяется большое внимание и в психологии. Данная проблема рассматривается в рамках различных психологических школ: психоаналитической, гешталь-тпсихологии, когнитивного направления, экзистенциальной и гуманистической психологии. Так, психоаналитическая психология рассматривала безопасность личности как безусловный позитив. Ее основоположник З. Фрейд считал, что основная опасность для человека исходит из глубин его бессознательного, которое способно на субъективном уровне придать угрожающую окраску даже внешне нейтральным факторам. В построении психологической теории безопасности вклад З. Фрейда состоит в обосновании того, что прямым фактором нарушения безопасности человека является любая ситуация, включающая в себя потерю любви или объекта любви, а также в проведении анализа динамики источников опасностей и их влияния на развитие человека в его детские годы.

К. Хорни показала ведущую роль потребности в безопасности для детского возраста. В рамках своей теории она выделила несколько типов пове-

денческих стратегий, к которым ребенок вынужден прибегать, чтобы справиться с чувством недостаточной безопасности: это ориентация на людей, ориентация от людей и ориентация против людей.

Экспериментальные исследования в гештальтпсихологии (М. Вертгей-мер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин) позволили получить важные данные о процессе восприятия, лежащем в основе исходных шагов обеспечения человеком личной безопасности. Когнитивное направление в психологии (Д. Миллер, У. Найссер, К. Шеннон, Дж. А. Келли) исходило из признания того, что наибольшую опасность для человека представляет собой неадекватность связей, устанавливаемых им с внешним миром, что проявляется в отсутствии или неполноте имеющейся у него информации. Переход от опасности к безопасности интерпретировался в данном научном ракурсе как преодоление этой неадекватности через преобразование неопределенности информации в определенность.

В социально-когнитивной теории А. Бандуры обозначен возможный путь достижения человеком безопасности, связанный с совершенствованием его поведенческих проявлений. Исследователь указывал на то, что поведение человека, в том числе и в опасных, экстремальных ситуациях, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями про-

исходящего. Тот, кто считает себя неспособным добиться успеха, более склонен к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачивается на том, что все будет плохо, по сравнению с теми, кто мысленно представляет себе удачный сценарий.

Представители экзистенциальной психологии (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй), в обсуждении проблем личной безопасности отталкиваются от утверждения, что в человеческом существовании отсутствуют причинно-следственные отношения, есть только последовательность поведенческих событий.

Гуманистической психологией (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) выявлен противоречивый характер состояния безопасности для человека, с одной стороны, позитивный, создающий основу психического развития, с другой, негативный, сдерживающий появление нового, а в силу этого тормозящий развитие.

Отечественные исследователи проблему безопасности рассматривали в контексте концепции внутрилич-ностной защиты (В. Ф. Бассин,

A. В. Брушлинский, А. А. Деркач, Е. Л. Доценко, Н. В. Кузьмина,

B. Н. Куликов, Б. Ф. Поршнев), акцентируя внимание на проблеме психологической защиты от внешнего воздействия [5].

Для изучения вопроса о представлении современных россиян о поня-

тии «безопасность» был проведен опрос, в котором приняло участие 212 человек в возрасте от 20 до 50 лет, целью которого являлся анализ ассоциативных связей с понятием «безопасность».

В процессе исследования использовался метод опроса, в котором респонденты должны были назвать возникшие ассоциации со словом «безопасность».

Анализ сформулированных респондентами ассоциаций позволил выделить группы понятий, связанных с безопасностью. Среди них: эмоциональные состояния (включающие в себя чувства защищенности, спокойствия, уверенности, надежности, отсутствия опасности, комфорта, стабильности, уюта) — 31 % опрошенных; безопасная среда (включающее дом, работу правоохранительных органов, надежную семью, наличие друзей) — 20 %; и самая малочисленная группа — 17 %, в нее вошли ответы связанные с действиями самих респондентов по сохранению своего рабочего места, самозащите, поддержание надежных отношений с родными и близкими.

Так, наиболее часто встречающимися ассоциациями к слову «безопасность» стали: «спокойствие» (12,3 % респондентов), «уверенность» (5,7 %), «комфорт» (4,7 %). Интерпретировать данный результат можно как стремление респондентов к состоянию ду-

шевного равновесия, покоя, отсутствие душевной тревоги, волнений.

Для интерпретации ассоциаций «дом» (6,1 % респондентов), «семья» (5,7 % респондентов) к слову «безопасность» необходимо обратить внимание на то, что в жизни человека эти определения чаще всего связаны друг с другом. Семья выступает основой стабильного функционирования социума, а следовательно, и индивида, играет для личности особенно значимую роль в ее жизни, оставляя отпечаток на ее развитии. Дом, в свою очередь, — это символ безопасности. Он дает человеку ощущение опоры под ногами. Можно предположить, что респонденты, ассоциирующие «безопасность» с домом и семьей, стремятся к состоянию надежности и доверия, которые были сформированы в их семье и доме.

Также можно предположить, что респонденты, ассоциирующие безопасность с защитой (9 %) и охраной (2,8 %), обладают внутренним стремлением к контролю над ситуацией, которое выражается в действиях по обеспечению безопасности. Вероятнее всего, респонденты обладают лидерскими качествами и готовы к взятию ответственности на себя.

Полученные результаты позволяют выдвинуть предположение о следующих представлениях россиян о понятии «безопасность».

Понимание безопасности как состояние личности, при котором она способна удовлетворить базовые потребности в самосохранении и осознании собственной защищенности. Конечная цель безопасности — достижение каждым человеком устойчивого состояния, когда он осознает возможность удовлетворения своих основных потребностей. Состояние безопасности предполагает наличие базовой защищенности личности, устойчивость личности к внешним и внутренним воздействиям [9].

Понимание безопасности как психологической безопасности среды, которая представляет собой комплекс социальных и административных мероприятий, направленных на создание такого социально-психологического климата в обществе, который обеспечивает психологическое здоровье, формирует психологическую устойчивость населения, обеспечивает поддержание стабильного состояния сознания и нормальной деятельности человека [3].

Понимание безопасности как акт действия индивида. В таком случае ощущение безопасности возникает, когда человек сознательно и сохраняя ответственность воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития. Это динамические отношения субъекта к миру, себе, другим, его активность и

удовлетворенность, соответствующая различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которые позволяют субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реали-зовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности [11].

Таким образом, понятие «безопасность» в представлении современных россиян предполагает внутреннее состояние, которое обеспечивается как самим гражданином, так и окружающей его средой.

Дополнительный анализ полученных данных, с учетом возрастных особенностей, описанных Э. Эриксо-ном, позволил сделать следующие выводы: 10 респондентов из 24 (41 %) в возрасте от 17 до 19 лет ассоциируют «безопасность» с комфортом. По мнению Э. Эриксона, подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. В этот период происходит формирование идентичности личности. Целостная идентичность личности позволяет подростку решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути [12].

Вероятнее всего, такой результат опроса связан с тем, что в подростковом возрасте жизнь человека кардинально меняется, а это ведет к выходу из зоны комфорта. Нам уже известно,

что главной задачей для подростка является самоопределение и выбор жизненного пути. Этот выбор накладывает ответственность на человека, с которой он не сталкивался на предыдущем этапе развития, а, следовательно, человек выходит из зоны комфорта. Именно поэтому, ощущая комфорт, подросток чувствует и безопасность.

В возрасте 20-25 лет (ранняя зрелость по Э. Эриксону) перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). В это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит, иначе говоря, в жизни человека начинается период ухаживания и ранней совместной жизни [12].

Вероятнее всего, с этим связан результат опроса, который показал, что 14 % ассоциацией к слову «безопасность» назвали семью, а 10 % респондентов ассоциируют именно «дом» с безопасностью.

Высокий показатель ассоциаций безопасности с семьей наблюдается и у следующей возрастной группы — 15,5 % в возрасте 25-40 лет.

Вероятнее всего, связано это с тем, что на стадии взрослости человек задумывается над жизнью грядущих поколений, формами будущего обще-

ства и устройством будущего мира, чаще всего человек активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Именно спокойствие за своих детей, за общество в целом связывает человек в зрелости с собственной безопасностью.

Для сравнения, респонденты в возрасте 17-19 лет на вопрос о том, с чем у них ассоциируется «безопасность», ни разу не ответили «спокойствие». Можно предположить, что человек, переживающий крупнейший кризис в своей жизни, который влечет изменения в физиологическом и социальном плане, не воспринимает действительность как спокойную в целом, поэтому не связывает «спокойствие» с безопасностью.

Респонденты, относящиеся, по классификации Э. Эриксона, к ранней зрелости, чаще подростков ассоциируют «безопасность» со спокойствием — в 5 % случаях. Данный результат можно связать с тем, что человек уже пережил крупнейший кризис и даже готов разделить свой быт с другим человеком, тем самым обретая спокойствие в семейной жизни.

Полученные результаты позволяют выдвинуть предположение о следующих представлениях россиян о понятии «безопасность».

Безопасность — состояние личности, при котором она способна удовлетворить базовые потребности в са-

мосохранении и восприятии собственной защищенности. Конечная цель безопасности — достижение каждым человеком устойчивого состояния, когда он осознает возможность удовлетворения своих основных потребностей. Состояние безопасности предполагает наличие базовой защищенности личности, устойчивость личности к внешним и внутренним воздействиям [9].

Понимание безопасности как психологической безопасности среды: это комплекс социальных и административных мероприятий, направленных на создание такого социально-психологического климата в обществе, который обеспечивает психологическое здоровье, формирует психологическую устойчивость населения, обеспечивает поддержание стабильного состояния сознания и нормальной деятельности человека [3].

Понимание безопасности как акт действия индивида. В таком случае ощущение безопасности возникает, когда человек сознательно и сохраняя ответственность воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития. Это динамические отношения субъекта к миру, себе, другим, его активность и удовлетворенность, соответствующая различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которые позволяют субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реали-зовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности [11].

Таким образом, понятие «безопасность» в представлении современных россиян предполагает внутреннее состояние, которое обеспечивается как самим гражданином, так и окружаю-

щей его средой. Литература

Бауман, 3. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 240 с. — Текст : непосредственный. ISBN 978-5-469-00034-1.

Белашева, И. В. Технологии формирования модели безопасного поведения: учебное пособие. / Д. А. Ершова, М. Л. Есаян; И. В. Белашева .— Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017 .— 166 с. — URL: https://lib.rucont.ru/efd/622819 (дата обращения: 28.09.2022)

Джиоева, А.Р., Бесаева А.Г., Хадикова И.М. Проблема реализации психологической безопасности образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66-4. — С. 66-70.

4. Зотова, О. Ю. Особенности представлений россиян о безопасности / О. Ю. Зотова // Дискуссия. — 2014. — № 9 (50). — С. 76-85.

5. Психологическая безопасность как условие профилактики терроризма / Э. Г. Исаева // Гуманизация образования. — 2012. — № 6. — С. 47-52.

6. Кора, Н. А. Психологический аспект категории «Безопасность» / Н. А. Кора // Казанский педагогический журнал. — 2012. — № 3 (93). — С. 67-72.

7. Крутиков, В. К. Экономическая безопасность: учебно-методическое пособие / В. К. Крутиков, Т. В. Дорожкина, О. И. Костина, М. В. Якунина. — Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2017. — 196 с.

8. Повышение качества законодательства как средство юридической безопасности: материалы междунар. круглого стола, Минск, Беларусь, 16 ноября 2018 г. / БГУ, Юридический фак., Каф. конституционного права; [под ред. Г. А. Василевича, Т. С. Масловской]. — Минск: БГУ, 2019. — С. 65-70.

9. Психологическая безопасность личности: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. ISBN 978-5-534-09996-6.

10. Чмыхало, А. Ю. Социальная безопасность: учебное пособие / А. Ю. Чмыхало — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 168 с. — Текст : непосредственный.

11. Эксакусто, Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: монография. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. — 344 с. — ISBN 978-5-9275-0798-6. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927507986.html.

12. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон, — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 448 с. Текст: непосредственный. ISBN: 978-5-4461-0812-1.

Сведения об авторе

Александра Ивановна Алонцева: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), заведующий кафедрой психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: alontsevaa@mail.ru

Information about the author

Alexandra I. Alontseva: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), head of the Chair of Psychology and General Pedagogy, candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: alontsevaa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.