Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"'

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна

Работа психолога служебной деятельности заключается в осуществлении ряда задач, многие из которых требуют от специалиста приведения собственного состояния к оптимальному уровню. Для эффективной реализации профессиональной деятельности психологу необходимо такое качество, как саморегуляция. Цель данной статьи - исследование влияния развития эмоционального интеллекта на саморегуляцию у студентов специальности «Психология служебной деятельности». Описание составлено на основе результатов эксперимента. Полученные результаты могут быть использованы психологами в целях развития саморегуляции у студентов-психологов. Также результаты исследования могут служить основой создания специальных программ по развитию эмоциональной осознанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE ON SELF-REGULATION AMONG STUDENTS OF THE SPECIALTY “PSYCHOLOGY OF OFFICIAL ACTIVITY”

The work of a psychologist of official activity consists in the implementation of a number of tasks, many of which require a specialist to bring his own state to an optimal level. For the effective implementation of professional activity, a psychologist needs such a quality as self-regulation. The purpose of this article is to study the influence of the development of emotional intelligence on self-regulation among students of the specialty “Psychology of official activity”. The description is based on the results of the experiment. The obtained results can be used by psychologists in order to develop self-regulation in psychology students. Also, the results of the study can serve as the basis for the creation of special programs for the development of emotional awareness.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

ПСИХОЛОГИЯ Psychology

УДК 159.9.072.4

А. И. Алонцева

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа психолога служебной деятельности заключается в осуществлении ряда задач, многие из которых требуют от специалиста приведения собственного состояния к оптимальному уровню. Для эффективной реализации профессиональной деятельности психологу необходимо такое качество, как саморегуляция. Цель данной статьи — исследование влияния развития эмоционального интеллекта на саморегуляцию у студентов специальности «Психология служебной деятельности». Описание составлено на основе результатов эксперимента. Полученные результаты могут быть использованы психологами в целях развития саморегуляции у студентов-психологов. Также результаты исследования могут служить основой создания специальных программ по развитию эмоциональной осознанности.

Ключевые слова: саморегуляция; эмоциональная саморегуляция; когнитивный контроль; волевая саморегуляция; эмоциональный интеллект; эмоциональная осознанность.

Для цитирования: Алонцева А. И. Влияние развития эмоционального интеллекта на саморегуляцию у студентов специальности «Психология служебной деятельности»// Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1 (21). С. 58-62.

A. I. Alontseva

THE INFLUENCE OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE ON SELF-REGULATION AMONG STUDENTS OF THE SPECIALTY "PSYCHOLOGY OF OFFICIAL ACTIVITY"

The work of a psychologist of official activity consists in the implementation of a number of tasks, many of which require a specialist to bring his own state to an optimal level. For the effective implementation of professional activity, a psychologist needs such a quality as self-regulation. The purpose of this article is to study the influence of the development of emotional intelligence on self-regulation among students of the specialty "Psychology of official activity". The description is based on the results of the experiment. The obtained results can be used by psychologists in order to develop self-

© Алонцева А. И., 2023 © Alontseva A. I., 2023

regulation in psychology students. Also, the results of the study can serve as the basis for the creation of special programs for the development of emotional awareness.

Keywords: self-regulation; emotional self-regulation; cognitive control; volitional self-regulation; emotional intelligence; emotional awareness.

For citation: Alontseva A. I. The influence of the development of emotional intelligence on self-regulation among students of the specialty "Psychology of official activ i-ty". Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2023, no. 1 (21), p. 58-62.

Профессиональная деятельность психолога служебной деятельности представляет собой ряд компетенций, эффективность реализации которых во многом определяется умением специалиста приводить собственное состояние к оптимальному уровню путем саморегуляции, которая позволяет реагировать на текущую ситуацию с помощью диапазона эмоций социально приемлемым и достаточно гибким образом. Поэтому целесообразным является изучение причинно-следственных связей саморегуляции и эмоционального интеллекта.

Согласно представлениям авторов концепции эмоционального интеллекта Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. На основе предложенной Дж. Майером, П. Сэловеем, Д. Карузо структурой эмоционального интеллекта были выделены следующие ментальные способности, которые включает в себя эмоциональный интеллект: осознанная регуляция эмоций; понимание (осознание) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций [1]. Осознание своих эмоций можно назвать фундаментом эмоционального интеллекта, поэтому при построении исследования нами было принято решение начать

изучение влияния тренинга эмоционального интеллекта на саморегуляцию у студентов специальности «Психология служебной деятельности» с рассмотрения влияния развития эмоциональной осознанности на саморегуляцию.

Нами было выдвинуто предположение, что тренинг эмоциональной осознанности повышает показатели саморегуляции у студентов специальности «Психология служебной деятельности»: повышает показатели программирования действий, управления своими эмоциями, общий индекс волевой саморегуляции.

В своей работе мы опирались на подход Н. Холла, указывающий, что эмоциональная осведомленность рассматривается как способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, переживаемых в данный момент чувств, их дифференциация, а также их влияние на других людей [7]. На основании изученных работ по проблеме саморегуляции нами был определен подход E. А. Сергиенко как основной, в нем автор, и мы вслед за ним, рассматривает саморегуляцию как систему, образующуюся из когнитивной, эмоциональной и волевой составляющей. Данный подход будет также определять логику психодиагностической части нашего исследования. Гипотеза нашего исследования релевантна пред-

ставлениям о единстве когнитивных, аффективных и волевых психических процессов [2]. Когнитивный контроль предполагает сосредоточение на задаче и удержание ее в фокусе внимания, це-леполагания; построение плана действия и действие в соответствии с планом; сличение результата с исходным представлением о нем [2]. Эмоциональная регуляция — осознанное намерение изменить эмоцию, обусловленное ориентировкой на достижение цели, намерением, произвольным действием или приложением усилия [8]. Волевые процессы находятся в центре подхода В. А. Иванникова, где под волевой регуляцией понимается регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости [2]. В ряде факторов, определяющих процессы и механизмы саморегуляции, имеют место быть эмоциональные аспекты и составляющие элементы эмоциональной сферы, которые могут оказывать влияние на регуляционные характеристики поведения и деятельности (Т. М. Панкратов) [6].

Выборка исследования влияния тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию студентов специальности «Психология служебной деятельности» составила 30 студентов специальности «Психология служебной деятельности»: 15 человек — контрольная группа, 15 человек — экспериментальная группа. В работе использовались методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В. И. Моросанова); «Исследование волевой саморегуляции, ВСК» (А. Г. Зверков и Е. В. Эйдман); «Тест эмоционального интеллекта»

(Н. Холл). Была составлена программа тренинга эмоциональной осознанности. Программа включает в себя 3 блока: «Эмоциональная осознанность.

Осознание эмоций», «Эмоциональная осознанность. Интерпретация эмоций», «Эмоциональная осознанность. Распознавание своих эмоций и эмоций других людей». До проведения тренинга эмоциональной осознанности были получены результаты:

— по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В. И. Морсанова) [5]: все студенты обладают средним уровнем развитости осознанного программирования своих действий;

— по методике значения по методике «Исследование волевой саморегуляции, ВСК» (А.Г. Зверков и Е.В. Эйдман) [3]: общий уровень волевой саморегуляции (способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями) находится в диапазоне средних значений;

— по методике «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холл) [4]: исследуемым студентам присущи низкие показатели по шкалам «Эмоциональная осведомленность» и «Управление эмоциями».

Для выявления влияния тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию студентов была использована оценка достоверности отличий по ^критерию Стьюдента между дельтами показателей входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Полученное по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В. И. Морсанова) значение программирования ^мп = 2,53 больше = 2,045, на уровне значимости p < 0,05. Полученное по методике «Исследование волевой саморегуляции, ВСК» (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман) значение волевой саморегуляции ^мп = 4,17 больше = 2,756, на уровне

значимости p < 0,001. Полученное по тов специальности «Психология слу-

методике «Тест эмоционального ин- жебной деятельности», а именно: по-

теллекта» (Н. Холл) значение управле- вышает показатели программирования

ния своими эмоциями tэMп = 2,36 боль- действий, повышает показатели управ-

ше t^ = 2,756, на уровне значимости ления своими эмоциями, повышает ин-

p < 0,01, значение эмоциональной осо- декс волевой саморегуляции, подтвер-

знанности ^мп = 3,53 больше t^ = 2,045, дилась. Таким образом, мы допускаем

на уровне значимости p < 0,05. Полу- возможность влияния развития эмоци-

ченные данные свидетельствую о том, онального интеллекта на саморегуля-

что тренинг эмоциональной осознан- цию у студентов специальности «Пси-

ности повлиял на саморегуляцию у хология служебной деятельности». Для

студентов специальности «Психология дальнейшего изучения данной темы в

служебной деятельности», а именно: последующих исследованиях нами бу-

повысил показатели программирова- дет рассмотрено влияние остальных

ния действий, повысил показатели способностей, составляющих эмоцио-

управления своими эмоциями, повысил нальный интеллект — осознанной ре-

индекс волевой саморегуляции. Наше гуляции эмоций, ассимиляции эмоций

предположение о том, что тренинг в мышлении, различения и выражения

эмоциональной осознанности повыша- эмоций. ет показатели саморегуляции у студен-

Литература

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: [монография] / И. Н. Андреева. — Новополоцк : ПГУ, 2011. — 387 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-985-531-260-5.

2. Зверков, А. Г. Опросник волевой самоконтроль (ВСК) : характеристика методики / А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман // Совладающее поведение личности: психодиагностический практикум : учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / [авт.сост. : Л. И. Бершедова, Т. Ю. Морозова, Э. Н. Рычихина, Л. П. Набатникова ; рец. Л. Ю. Овчаренко]. — Москва, 2018.

— С. 151-156. — ISBN 978-5-98422-364-5.

3. Контроль поведения как основа саморегуляции / Е. А. Сергиенко // Южнороссийский журнал социальных наук. — 2018. — № 4. — С. 30-34.

4. Методы диагностики эмоционального интеллекта. / Ю. А. Кочетова, М. В. Климакова // Современная зарубежная психология. — Т. 8. — № 4. — Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019.-С. 106-114. — eISSN 2304-4977.

5. Морсанова, И.Н., Бондаренко, В. И. Диагностика саморегуляции человека / И. Н. Морсанова, В. И. Бондаренко. — Москва: Когито-Центр, 2015. — 304 с.

— ISBN 978-5-89353-466-5.

6. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова. — Ярославль: ЯрГУ, 2011 — 112 с. — ISBN 978-5-83970842-6.

7. Эмоциональная осведомленность как профессионально-значимое качество личности психолога / Л. Ф. Асадуллина // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2015. — № 21. — С. 39-42.

8. Эмоциональный интеллект и коммуникативные способности современных студентов / А. И. Полянский, Л. И. Быковская // Горизонты гуманитарного знания. — 2019. — № 4. — С. 81-95.

Сведения об авторах

Александра Ивановна Алонцева: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет», заведующий кафедрой психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: alontsevaa@mail.ru

Information about authors

Alexandra I. Alontseva: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute "Kemerovo State University" (Novokuznetsk, Russia), Head of the Department of Psychology and General Pedagogy, PhD in Psychology, Associate Professor. E-mail: alontsevaa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.