Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
421
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СТУДЕНТЫ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панченко Людмила Леонидовна, Солодовник Ольга Вячеславовна

Цель : работа посвящена изучению основных компонентов эмоциональной компетентности (рефлексивность, эмоциональная саморегуляция) студентов технической, социономической, творческой направлений подготовки. Методы : психодиагностические методики: «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда (русскоязычная адаптация А.В. Леоновой и М.С. Капицы); проективная рисуночная методика «10 комнат» И.В. Стишенок. Статистический анализ полученных данных произведен при помощи компьютерных программ: Excel 2006, SPSS версии 23. Результаты : У студентов технических, социономических и творческих специальностей различается степень развития основных компонентов эмоциональных компетенции. Студенты социономических специальностей отличаются более высоким уровнем рефлексии по сравнению со студентами технических специальностей; студенты творческих специальностей глубже анализируют свои эмоции, в большей степени склонны учитывать своё эмоциональное состояние по сравнению со студентами технических специальностей; студенты творческих специальностей в большей степени погружены в свои эмоциональные переживания и способны в большей степени отследить динамику своих эмоциональных переживаний, нежели студенты социономических специальностей. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при работе со студентами соответствующих профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панченко Людмила Леонидовна, Солодовник Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN DIFFERENT DIRECTIONS OF TRAINING

Purpose: the work is devoted to the study of the main components of emotional competence (reflexivity, emotional self-regulation) of students of technical, socio-economic, and creative fields of training. Methods: psychodiagnostic techniques: "Scale of differential emotions" by K. Izard (Russian-language adaptation by A.V. Leonova and M. S. Kapitsa); projective drawing technique "10 rooms" by I. V. Stishenok. Statistical analysis of the data obtained was performed using computer programs: Excel 2006, SPSS version 23. Results: Students of technical, socio-economic and creative specialties differ in the degree of development of the main components of emotional competence. Students of socio-economic specialties have a higher level of reflection compared to students of technical specialties; students of creative specialties analyze their emotions more deeply, are more likely to take into account their emotional state in comparison with students of technical specialties; students of creative specialties are more immersed in their emotional experiences and are able to track the dynamics of their emotional experiences to a greater extent than students of socio-economic specialties. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when working with students of the corresponding profiles.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

VTTk" ISO О 07? Г7=ч_7ЯК_1в2021 Контент доступен по лщетшгСС В Y-NC 4.0

у A14 iJy.y.yJ !|(сс) [Ms is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0094 I^^THTH(https://creafaecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5920-8840 AuthorlD: 404272 ORCID: 0000-0003-4126-0602

ПАНЧЕНКО Людмила Леонидовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии СОЛОДОВНИК Ольга Вячеславовна, студент кафедры философии и юридической психологии Владивостокский университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: oliasolodovnik@gmail.com) Аннотация. Цель: работа посвящена изучению основных компонентов эмоциональной компетентности (рефлексивность, эмоциональная саморегуляция) студентов технической, социономической, творческой направлений подготовки. Методы: психодиагностические методики: «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда (русскоязычная адаптация А.В. Леоновой и М.С. Капицы); проективная рисуночная методика «10 комнат» И.В. Стишенок. Статистический анализ полученных данных произведен при помощи компьютерных программ: Excel 2006, SPSS версии 23. Результаты: У студентов технических, социономических и творческих специальностей различается степень развития основных компонентов эмоциональных компетенции. Студенты социономических специальностей отличаются более высоким уровнем рефлексии по сравнению со студентами технических специальностей; студенты творческих специальностей глубже анализируют свои эмоции, в большей степени склонны учитывать своё эмоциональное состояние по сравнению со студентами технических специальностей; студенты творческих специальностей в большей степени погружены в свои эмоциональные переживания и способны в большей степени отследить динамику своих эмоциональных переживаний, нежели студенты социономических специальностей. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при работе со студентами соответствующих профилей.

Ключевые слова: проективная методика, эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, эмоциональная компетентность, эмоциональная саморегуляция, студенты, рефлексивность, психодиагностика эмоций.

EMOTIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN DIFFERENT DIRECTIONS OF TRAINING

© The Author(s) 2021

PANCHENKO Liudmila Leonidovna, candidate of biological sciences, associate professor, associate professor of department of Department of Philosophy and Legal Psychology SOLODOVNIK Olga Vyacheslavovna, student of the Department of Philosophy

and Legal Psychology Vladivostok State University Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: oliasolodovnik@gmail.com) Abstract. Purpose: the work is devoted to the study of the main components of emotional competence (reflexivity, emotional self-regulation) of students of technical, socio-economic, and creative fields of training. Methods: psychodiagnostic techniques: "Scale of differential emotions" by K. Izard (Russian-language adaptation by A.V. Leonova and M. S. Kapitsa); projective drawing technique "10 rooms" by I. V. Stishenok. Statistical analysis of the data obtained was performed using computer programs: Excel 2006, SPSS version 23. Results: Students of technical, socio-economic and creative specialties differ in the degree of development of the main components of emotional competence. Students of socio-economic specialties have a higher level of reflection compared to students of technical specialties; students of creative specialties analyze their emotions more deeply, are more likely to take into account their emotional state in comparison with students of technical specialties; students of creative specialties are more immersed in their emotional experiences and are able to track the dynamics of their emotional experiences to a greater extent than students of socio-economic specialties. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when working with students of the corresponding profiles.

Keywords: projective technique, emotional intelligence, emotional sphere, emotional competence, emotional self-regulation, students, reflexivity, psychodiagnostics of emotions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование эмоциональной компетентности зачастую связано не только с индивидуальными характеристиками личности, но и с профессиональными требованиями. В зависимости от направления подготовки при необходимости студент за время обучения может развивать те или иные компоненты эмоциональной компетентности: самосознание, самоконтроль, эмпатию и социальные навыки. Студент примеряет на себя роль профессионала и, в зависимости от направления деятельности, отмечает определенные характеристики, которым должна соответствовать его личность, находясь в рамках данной профессии. Таким образом, актуальность исследования заключается в рассмотрении эмоциональной сферы студентов и выявлении различий в основных компонентах эмоциональной компетенции, приобретенных в рамках разных направлений профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В изучении эмоциональной сферы личности отдельное внимание уделяется исследованию эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект» впервые стали употреблять это понятие П. Сэловей и Дж. Мейер в 1990 году [1, 2, 3]. Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Основная модель эмоционального интеллекта как способности была предложена Дж. Мейером и П. Сэловеем [4]. Они определяют эмоциональный интеллект как способность вос-

376

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ПАНЧЕНКО Людмила Леонидовна и другие ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ...

принимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Д.В. Люсин говорит о разделении эмоционального интеллекта на внутриличностный и межличностный, основываясь на представлении о направленности возможностей на себя или на окружающих людей и уделяет внимание проблеме осознанности интеллекта [5]. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию; идентифицировать её и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций; прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызывать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность [6]. При этом под эмоциональной грамотностью нами понимается как целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности. Эмоциональная компетентность — это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации. Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют профессионалу рассматривать свои эмоции и эмоции окружающих людей как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности [7].

Студенческий возраст считается переходным моментом от созревания к зрелости и рассматривается в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризуется как наиболее ответственный и критический возраст. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, меняется эмоционально-волевой фон. Алиева М.Б. в своей статье отмечает, что чаще всего в зарубежной психологии студенчество определяют как позднюю юность - раннюю взрослость (18-25 лет) [8]. Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе. Время обучения в высшем учебном заведении совпадает со становлением личностной сферы студентов, когда идет активная перестройка системы ценностей, заложенной в детском возрасте, и прочное становление собственной позиции, нахождение своей самобытности и индивидуальности [9]. Особую роль в деятельности студента играют эмоции, выполняющие мотивационную функцию [10]. Эмоциональная сфера в студенческом возрасте приходит к некоторому уравновешенному состоянию, «успокаиваясь» после своего бурного развития и брожения в подростковый период. Но определенные отголоски прошедших «бурь» иногда дают о себе знать, особенно у студентов с задержками личностного развития, т.е. страдающих инфантилизмом. Часто может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими людьми. Однако, обращение энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для студента задачи неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе [11]. Развитие эмоциональной компетентности в студенческом периоде происходит поступательно. Первые курсы зачастую характеризуются низкой эмоциональной компетентностью, однако, за время обуче-

ние в высшем учебном заведении студент приобретает необходимые качества, позволяющие осознавать и при необходимости корректировать свое поведение в обществе, отслеживать свою эмоциональную реакцию и уважительно относиться к эмоциональным проявлением окружающих людей [12].

Выбор профессии будущего студента среднего специального учебного заведения - специфический процесс, имеющий свои особенности. В числе других факторов, влияющих на выбор специальности абитуриентом, следует учитывать тип функциональной организации полушарий мозга (левополушарное, правополушарное и равнополушарное), который коррелирует как со способностями человека, так и с характером его эмоционального реагирования. Связь типа функциональной организации полушарий мозга и других психофизиологических характеристик личности, определяющих особенности эмоциональности со спецификой социономической, технической и творческой деятельности у студентов - актуальная проблема отечественной прикладной психологии [13 - 18].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данного исследования стало изучение основных компонентов эмоциональной компетенции (рефлексивность, эмоциональная саморегуляция) у студентов различных направлений подготовки. Гипотеза исследования - студенты различных направлений подготовки отличаются по степени выраженности основных компонентов эмоциональной компетенции.

Исследование проводилось с добровольным участием 99 студентов разных направлений подготовки ВГУЭС, которые были разделены на три группы в зависимости от направления: 1) «Технические специальности» (21 студент направления «Организация перевозок и управление на транспорте», 2) «Социономические специальности» (15 студентов направления «Психология» и 18 студентов направления «Менеджмент»). 3) «Творческие специальности» (18 студентов направления «Дизайн среды», 15 студентов направления «Мультимедийная журналистика»), 12 студентов направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»). Используемые методики: «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда (русскоязычная адаптация А.В. Леоновой и М.С. Капицы) [19]; проективная рисуночная методика «10 комнат» И.В. Стишенок [20]. Статистический анализ полученных данных произведен при помощи компьютерных программ: Excel 2006, SPSS версии 23. Обработка результатов исследования проходила в несколько этапов: на первом этапе выборка была разделена на три группы, в соответствии с направлением подготовки обучения в высшем учебном заведении; на втором этапе каждая из трех групп была разделена еще на три группы, в зависимости от доминирующего эмоционального состояния; на третьем проводился количественный и качественный анализ данных по методике «10 комнат»; на четвертом проводилась корреляция между данными, полученными в методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изарда) и порядком изображения комнат в проективной методике «10 комнат» (И.В. Стишенок); на пятом этапе проводилось сравнение полученных данных трех групп по методике «10 комнат» (И.В. Стишенок).

Опыт использования методики «Десять комнат» в различных тренинговых и учебных ситуациях позволил нам расширить интерпретационные возможности рисуночной методики, что делает возможным использование ее как психодиагностическую в экспресс-диагностике стиля эмоционального реагирования, актуального эмоционального состояния и т.д. [21]. Для целей нашего исследования интерес представляют следующие критерии интерпретации: Порядок рисования. Позволяет говорить об актуальности изображаемого эмоционального состояния. Плохо осознаваемые, вытесненные эмоции уходят на последние позиции на листе и по времени рисования.

В этом случае символ рисуется долго, человек не знает, что изобразить в виде символа, часто задумывается, раздражается. Расположение на листе и размеры комнат. «Стандартное» изображение комнат в виде разлинованного на равные десять отсеков листа встречается в большинстве случаев, однако, многие респонденты располагают комнаты в соответствии с собственными представлениями: 1. комнаты расположены в виде пирамиды, где наверху - самая актуальная потребность (часто и рисуется первой), а остальные комнаты - рядами ниже. В этом случае, чем выше эмоция, тем она важнее для автора рисунка; 2. комнаты группируются в центральной части листа, соединены межу собой «коридорами», «дверями» или стрелками. Человек осознает динамику эмоций (страх может перейти в злость), группирует эмоции и состояния по энергетической близости (печаль, страх, одиночество). В центре, как правило, оказывается актуальная эмоция, размер комнаты которой больше остальных. Подобные рисунки характерны для людей с высокими рефлексивными способностями, ориентированными на саморазвитие; 3. комнаты с эмоциями разделяются на ряды: позитивные, нейтральные, негативные. В этом случае позитивные рисуются сверху, негативные - внизу. Респондент сам обозначает критерий, по которому разделил эмоции; 4. по размерам комнат можно предположить значимость изображаемой эмоции: чем больше размер комнаты, тем чаще человек стремится испытывать эту эмоцию, это актуальные желаемые состояния. Эмоции, которые человек испытывать не любит, боится, стесняется, помещаются им в меньшие, относительно других, комнаты. Цвета рисунка. Связь цвета с эмоциями позволяет понять значение эмоции для рисующего. Ассоциации образа эмоции, с зеленым, красным и желтым цветами говорят о «положительных» характеристиках эмоции. «Отрицательные» характеристики эмоции представлены в коричневом, черном и сером цветах. Наиболее общее значение цвета характерно для большинства рисуночных методик. Символика эмоций. Наличие символа в соответствующей комнате чаще всего связано с осознанностью этой эмоции человеком. В качестве символов рисуются конкретные образы (слезы-капли), символические стереотипные образы (сердечки), образы, имеющие личную значимость. В случае, когда символ эмоции не рисуется совсем (пустая комната) или комната просто заштриховывается, можно предположить неосознанность данной эмоции

Таким образом, основными критериями анализа для оценки рефлексивности эмоций как показателя эмоциональной компетентности личности выбраны:

1. Порядок рисования. 2. Неслучайность и «нестандартность расположения комнат» на рисунке. 3. Наличие нестереотипного образа эмоции в каждой комнате. 4. Специфика выбора дополнительных эмоций - действительно ли это эмоция, или состояние физическое (апатия) или действие (смех).

Критериями анализа для оценки эффективности эмоциональной саморегуляции выбраны:

1. Выбор положительных эмоций в качестве дополнительных. 2. «Конструктивные» символы эмоций.

Такие признаки, как размер комнаты, цвет рисунка, значение отдельных эмоций в данной работе значимы для оценки роли актуального эмоционального состояния и корреляции с методикой ШДЭ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Проведение методики «Шкала дифференциальных эмоций» позволило нам выявить эмоциональное состояние студентов различных специальностей и в дальнейшем провести анализ эмоциональной компетенции, используя метод контрастных групп. Для большинства студентов технических специальностей характерна слабая степень выраженности позитивных эмоций и средняя и высокая степень негативных и тревожно-депрес-

378-OECD.

сивных эмоций (соответственно). Студенты соционо-мических направлений подготовки демонстрируют умеренную степень выраженности всех видов эмоций. Для большинства студентов творческих специальностей характерна слабая степень выраженности позитивных эмоций и средняя и высокая степень негативных и тревожно-депрессивных эмоций (соответственно). Студенты, относящиеся к группам с преобладанием позитивных эмоций, во время проведения исследования были внимательны, сконцентрированы, пребывали в хорошем настроении и не испытывали дискомфорта в окружающей обстановке. Возможно, данные студенты хорошо адаптировались в высшем учебном заведении, имеют хорошее отношение с коллективом и педагогическим составом. Преобладание эмоциональных переживаний по шкале негативных эмоций у студентов может говорить свидетельствовать о наличии определенного дискомфорта, который мог проявляться в виде эмоций гнева, отвращения, презрения или горя. Возможно, внешняя обстановка вызывала у этой части группы ощущения неприязни и отвращения. Для студентов с наибольшим количеством баллом по шкале тревожно-депрессивных эмоций характерно отрицательное самочувствие, пониженная самооценка на данный период, следовательно, возможно депрессивное состояние - тоскливое настроение, апатия, резкое снижение работоспособности. Скорее всего, данные выборки плохо адаптировались в ВУЗе, окружающая действительность не вызывает у них чувств доверия, безопасности и комфорта. Возможно, они также имеют плохие взаимоотношения с коллективом группы, что могло проявляться в виде гнева или агрессии.

Количественный анализ расположения исходных эмоций по методике «10 комнат» показал, что все три группы располагают положительные эмоции на первых позициях. Это может демонстрировать их актуальное эмоциональное состояние или же стремление к социальному одобрению и скрытию собственных эмоциональных переживаний (к примеру, когда на первой позиции изображаются позитивные эмоции, а за ними следуют негативные или тревожно-депрессивные). Также в большинстве случаев девятая и десятая позиция не использовались для размещения исходных эмоций, что может говорить о ригидности мышления и выбора наиболее простого пути для выполнения задания. Выборка студентов технических специальностей отличалась негативным состоянием испытуемых и большой рефлективности данных эмоций, что способствовало быстрому изображению данных комнат. Студенты социономиче-ских направлений в равной степени способны рефлексировать как негативные, так и тревожно-депрессивные эмоции. Однако приоритет в расположении на передних позициях позитивных эмоций может объясняться также и стремлением к социальному одобрению. У студентов творческих специальностей была выявлена большая чувствительность к тревожно-депрессивным эмоциям, нежели у студентов технических и социономических направлений. Возможно, что связано с тем, что данная группа студентов более чувствительна к восприятию таких эмоций, как страх, плач и одиночество, в связи с чем повышается степень рефлективности этих эмоциональных переживаний. Анализ выбора дополнительных эмоций по методике «10 комнат» показал, что у всех специальностей наблюдается преобладание в выборе позитивных эмоций. Полученные данные могут говорить об актуальных переживаниях или потребностях, а также может быть связано с большим объемом ассоциативных связей с позитивными эмоциями. Однако студенты технических и творческих специальностей отдают большее предпочтение в выборе тревожно-депрессивных эмоций, нежели негативных. Вероятно, данные эмоции характеризуют их актуальное состояние.

Анализ расположения комнат на листе показал, что для одной части студентов технических направлений : 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; е-Ш8Ы; 2712-8474

ПАНЧЕНКО Людмила Леонидовна и другие ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ...

характерно стремление к упорядочиванию и структурированию эмоциональных переживаний, что является свидетельством рефлексии эмоциональных состояний. Вероятно, проживание и рефлексия эмоций «здесь и сейчас» дается нелегко, таким образом, может возникать потребность к организации определенного порядка или подобная потребность является спецификой «технического» сознания. Малая часть студентов отличается осознанностью динамики эмоций. Скорее всего, студенты технических направлений, разделяющие комнаты коридорами, окнами и дверьми обладают более зрелыми рефлексивными способностями. Студенты со-циономических направлений предпочитают разделять комнаты на позитивные и негативные эмоции, это может говорить о стремлении к структурированию своих эмоциональных переживаний и о упрощении рефлексии для более доступного понимания своих эмоций. Группа творческих направлений характеризуется стремлением респондентов искать креативные варианты расположения, уходя от стандартов и шаблонов. Зачастую творческие студенты изображают комнаты в виде кругов, треугольников и других геометрических фигур. Возможно, данной группе студентов свойственно прибегать к нестандартным способам для лучшего понимания собственных эмоций, переживаемых в данный момент времени. Анализ выбора цветовой гаммы как фактора актуального состояния студентов частично подтвердили результаты, полученные по методике «Шкала дефферен-циальных эмоций». Студенты технических, социальных и творческих направлений подготовки с преобладанием позитивных эмоций также продемонстрировали бессознательное переживание позитивных эмоций. Однако у студентов социономических и творческих специальностей наблюдалась большая потребность в спокойствии и умиротворении. Результаты этих же групп с преобладанием негативных и тревожно-депрессивных эмоций также в большей степени подтвердились - студенты испытывают тревожность, эмоциональное напряжение и внутреннее беспокойство.

Анализ символов исходных эмоций по методик «10 комнат» показал, что у студентов технических специальностей присутствуют сложности в рефлексии таких эмоций, как: надежда, агрессия, злость, страх, плач, одиночество. В целом, студенты технических специальностей на момент проведения исследования испытывали потребность в отдыхе, еде и финансовом достатке. Скорее всего, они отличаются искренностью своих переживаний и не скрывают своих эмоций. Студенты технических специальностей также способны отследить у себя эмоции агрессии и подобрать для нее наиболее подходящий ассоциативный ряд. Переживания внутреннего возбуждения и напряжения у данных студентов может проявляться в виде физической и вербальной агрессии. Для одной части группы одиночество выступает внутренним ресурсом и мотивом к действию, другие же чувствуют тревогу и страх, находясь в одиночестве.

В результате статистического анализа было выявлено, что корреляция между данными студентов технических направлений по методикам «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изарда) и «10 комнат» (И.В. Стишенок) не достигает уровня статистической значимости. Возможно, это может быть связано со спецификой корреляции самоотчета и проективной методикой [22]. Наивысшая корреляция была получена у трех направлений подготовки в группе с преобладанием позитивных эмоций (0,480-0,577). Вероятно, студенты, находящиеся в положительном эмоциональном состоянии сильнее склонны к рефлексии и регулированию собственных ощущений и переживаний. Наименьшая корреляция была получена в группах с преобладанием негативных и тревожно-депрессивных переживаний (соответственно 0,325-0,375 и 0,372-0,413). Возможно, данные группы студентов склонны скрывать свое истинное состояние в связи с потребностью в социальном

одобрении. Однако результат позволяет нам говорить о возможности использования проективной рисуночной методики «10 комнат» для психологической диагностики эмоциональных состояний и компонентов эмоциональной компетентности.

В результате сравнения количественных данных контрастных групп по методике «10 комнат» (И.В. Стишенок) можно сказать, что студенты технических, социономических и творческих специальностей с преобладанием ПЭМ в равной мере чувствительны к своим эмоциям. Они фактически в одинаковой мере обладают способностью к рефлексии. Возможно, это связано с тем, что позитивные эмоции являются социально одобряемые, их проще проявлять и отслеживать. В отношении негативных эмоций более чуткая эмоциональная компетентность наблюдается у студентов социономи-ческих специальностей. Возможно, это связано с тем, что выбранные профессии (психология и менеджмент) требуют более тесного контакта с окружающими людьми, нежели профессии технические или творческие. В учебной программе студентов-психологов и студентов-менеджеров уделяют время для предметов социология и конфликтология, благодаря которым у студентов может сформироваться правильное представление о взаимоотношениях с людьми и способах выхода из конфликтных ситуациях. У студентов творческих специальностей наблюдается более развитая эмоциональная компетенция, по сравнению со студентами социономических и творческих направлений подготовки. Возможно, профессиональная потребность эмоционального погружения в творческие работы и потребность передачи своего эмоционального состояния окружающим людям способствовала развитию рефлексии. Студенты соционо-мических специальностей с преобладанием тревожно-депрессивных эмоций также обладают более развитыми эмоциональными компетентностями по сравнению со студентами технических специальностей. Вероятно, студенты социономических направлений в большей степени нуждаются в дифференциации своих эмоциональных проявлений, нежели студенты технических специальностей. Скорее всего, это связано с тем, что профессии психолога и менеджера чаще предполагает нахождение в стрессовой атмосфере, при которой необходима собранность и регуляция своего поведения. Низкие показатели студентов технических специальностей с преобладанием негативных и тревожно-депрессивных эмоций могут быть связаны с тем, что профессии данной выборки не предполагают эмоционального включения в рабочий процесс.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Выводы по результатам исследования: Проверка гипотезы исследования показала, что студенты технических специальностей обладают высоким уровнем осознания позитивных и негативных эмоций, но низким уровнем осознания и самоконтроля тревожно-депрессивных эмоций; у студентов социономических специальностей высокий уровень эмоциональной компетенции в отношении осознания эмоций и высокий в отношении контроля эмоций; у студентов творческих специальностей высокий уровень эмоциональной компетенции в отношении осознания эмоций и низкий в отношении контроля эмоций. Таким образом, студенты творческих и социономических специальностей с преобладанием позитивных и негативных эмоций в равной мере прибегают к дифференцировке и анализу своего эмоционального состояния. Скорее всего, студенты творческих и социономических специальностей с преобладанием позитивных и негативных эмоций способны определить своё эмоциональное состояние в данный момент, предположить причины возникновения данных эмоций, их изменения и возможные последствия их влияния на своё поведение. Студенты творческих специальностей с преобладанием тревожно-депрессивных эмоций в большей степени погружены

в свои эмоциональные переживания, нежели студенты социономических специальностей с преобладанием тревожно-депрессивных эмоций. Вероятно, студенты творческих направлений с преобладанием ТДЭМ более чутко относятся к своим переживаниям, способны в большей степени, чем студенты социономических специальностей с преобладанием ТДЭМ, отследить динамику своих эмоциональных переживаний. Ориентируясь на результаты исследования, можно сказать о том, что для успешного профессионального становления студентам технических, социономических и творческих специальностей, скорее всего, требуется ориентироваться на повышение эмоциональной компетенции. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 544 с.

2. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. Ярославль : ЯрГУ, 2008. - 344 с.

3. Крайторов А.Н. Эмоциональный интеллект как интегратив-ный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта. Тамбов: Научный альманах, 2017. № 4-2 (30). С. 212-215.

4. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-ая Международная научно-практическая конференция 26-27 ноября 2004 года. С. 22-26.

5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29-36.

6. Челнокова Е.А., Терёхина А.Е. Эмоциональная компетентность педагога как фактор формирования эмоциональной культуры студента //Международный студенческий научный вестник. — 2017. - № 6.

7. Рыбакова Н.А. Эмоциональная компетентность педагога: сущностная характеристика // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2019. Т.4. Вып. 4. С. 190-195.

8. Алиева М.Б. К проблеме современного студенчества / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №39. URL: https://cyberleninka.ru/article/nA-prob-leme-sovremennogo-studenchestva/viewer

9. Малютина М.Т. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научные вестник. Психология. - 2014. - № 2. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21583495

10. Пырьев Е.А. Эмоции в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика. Психология. Социокинетика, 2016. — №1. - с. 107-110.

11. Никифоров А.О. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и академического интеллекта студентов // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста / Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2019. С. 199-205.

12. Щербинина А. Ю. Исследование эмоциональной культуры студентов и молодых специалистов. Роль вуза в становлении собственного культурно-эмоционального опыта студентов // Исследования молодых ученых: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый. 2019. — С. 49-52.

13. Макарова Е.А. Федькина Л.И. Эмоционально-волевой компонент образовательного процесса // Вестник Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова. Таганрог. 2017№ 1. С.65-69.

14. Колоскова А.В., Лебедев С.А. Технические науки, особенности их структуры и методов // Гуманитарный вестник. 2017. №5 (55). URL: https://cyberleninka.m/article/n/tehnicheskie-nauki-osobennos-ti-ih-struktury-i-metodov

15. Занфирова Л.В., Судник Ю.А. Генезис и содержание понятия «техническое мышление» //Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2013. № 4. С. 13-17.

16. Шатунова О. В., Зайнуллина С. Э. К вопросу о выборе молодежи творческих профессий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 27. С. 190-192.

17. Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная ассиметрия мозга и выбор профессии. М.: Академический Проект. 2008. 447 с.

18. Андреева, И.Н. Эмоциональные особенности творческой личности [Электронный ресурс] / И.Н. Андреева // Психология. - 2003. - № 1. - С. 51-60.

19. Практикум по инженерной психологии и эргономике / под ред. Ю. К. Стрелкова, - М.: Академия. 2003. 400 с.

20. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. - СПб.: Речь, 2008. 230 с. (Психологический тренинг).

21. Панченко Л.Л. _Психодиагностические возможности проективной рисуночной методики «Десять комнат» [Электронный ресурс] // Измерения в психологии: наука, практика, жизнь. / под общей

380

редакцией В. С. Чернявской. — Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2019. — 178-188с.

22. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. М.: 2019. Т.8. №4. 106-114 с.

Статья поступила в редакцию 14.08.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.