Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / EMOTIONS / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ / EMOTIONAL MANIFESTATIONS / EMOTIONAL COMPONENTS / EMOTIONAL BEHAVIOR / EMOTIONAL PROFILE OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подпругина Виктория Викторовна

В статье представлен анализ направлений в исследованиях эмоций и феноменов, связанных с эмоциональными проявлениями. Обозначена роль эмоций и их значимость в профессиональной деятельности, актуальность исследования эмоциональных компонентов в ходе диагностики профессиональной пригодности, компетентности. Определена батарея методик диагностики эмоционального профиля с учетом уровней эмоционального проявления. Выявлены значимые различия в эмоциональном профиле студентов актерского отделения в сравнении с представителями технической направленности. Поставлена проблема развития, формирования эмоциональной компетентности, а именно понимания и демонстрации эмоционального поведения в зависимости от направленности, специализации в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EMOTIONAL SPHERE AS A CRITERION OF PROFESSIONAL ORIENTATION

The article presents the analysis of trends in the research of emotions and phenomena associated with emotional manifestations. The article defines the role of emotions and their importance in professional activities, the relevance of the study of emotional components in the diagnosis of professional suitability, competence. The set of the emotional profile diagnostics methods taking into account levels of emotional manifestation is defined. Significant differences in the emotional profile of students of the acting department in comparison with representatives of the technical orientation are revealed. The problem of development, formation of emotional competence, namely understanding and demonstration of emotional behavior depending on the orientation, specialization in training is put forward.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Psychology

УДК 159.9.072 РС! 10.21661/Г-497943

Подпругина В.В.

Особенности эмоциональной сферы как критерий профессиональной направленности

Аннотация

В статье представлен анализ направлений в исследованиях эмоций и феноменов, связанных с эмоциональными проявлениями. Обозначена роль эмоций и их значимость в профессиональной деятельности, актуальность исследования эмоциональных компонентов в ходе диагностики профессиональной пригодности, компетентности. Определена батарея методик диагностики эмоционального профиля с учетом уровней эмоционального проявления. Выявлены значимые различия в эмоциональном профиле студентов актерского отделения в сравнении с представителями технической направленности. Поставлена проблема развития, формирования эмоциональной компетентности, а именно понимания и демонстрации эмоционального поведения в зависимости от направленности, специализации в обучении.

■ Ключевые слова: эмоции, эмоциональное поведение, профессиональная направленность, эмоциональные проявления, эмоциональные компоненты, эмоциональный профиль личности.

Podprugina V.V.

Features of the emotional sphere as a criterion of professional orientation

Abstract

The article presents the analysis of trends in the research of emotions and phenomena associated with emotional manifestations. The article defines the role of emotions and their importance in professional activities, the relevance of the study of emotional components in the diagnosis of professional suitability, competence. The set of the emotional profile diagnostics methods taking into account levels of emotional manifestation is defined. Significant differences in the emotional profile of students of the acting department in comparison with representatives of the technical orientation are revealed. The problem of development, formation of emotional competence, namely understanding and demonstration of emotional behavior depending on the orientation, specialization in training is put forward.

I Keywords: professional orientation, emotions, emotional manifestations, emotional components, emotional behavior, emotional profile of the personality.

моциональная сфера личности многообразна, сложна и играет существенную роль в жизнедеятельности человека, проявляясь на разных уровнях функционирования. История изучения эмоций позволяет проследить интерес, как к самим эмоциям, так и к эмоциональным компонентам в зависимости от их проявления, влияния, включения в различные феноменологические структуры. Были проведены исследования демонстрации эмоций и их особенности проявления в зависимости от темперамента. Выделены параметры и обоснована темпераменталь-ная характеристика - эмоциональность, которая может быть высокой, низкой, стабильной, нестабильной в зависимости от модели и парадигмы автора [11]. Ряд работ направлен на изучение эмоциональности как ха-

рактеристики личности. Так, критерии проявления сопереживания во взаимодействии с другими определяются как эмпатия [7]; предпочтения в эмоциональных переживаниях в зависимости от деятельности как эмоциональная ценность [2]. Определены особенности эмоционального поведения личности при различных видах акцентуаций характера; выявлено доминирование определенных модальностей эмоций при демонстрации специфических состояний: агрессии, тревожности, депрессии и возможности психолого-педагогического сопровождения [1; 4; 8].

Предприняты попытки проанализировать эмоции как социокультурный феномен. И несмотря на то, что начало этому было положено еще Ч. Дарвиным, интерес к такого рода исследованиям не угасает до сих

Психология

пор [3; 6]. Однако предмет несколько варьируется и исследователей все больше интересует как нейросе-тевые программы распознают голосовые, мимические эмоциональные проявления, в чем их инвариантность и вариативность и каковы критерии распознавания и успешности обучения как нейросетевых систем, так и человека [9].

До определенного времени эмоциональная и интеллектуальная сфера имели четкие разграничения в объектах исследованиях и, тем не менее, были предприняты попытки выявить как модальность эмоции, эмоциональное состояние отражаются на результативности когнитивных процессов. Сегодня никого не смущает понятие «эмоциональный интеллект» и рассмотрение эмоций как когнитивного компонента привлекает своих исследователей [5; 12].

Полученные в раннее проведенных исследованиях данные позволяют всесторонне рассмотреть и проанализировать личностные особенности проявления эмоциональной сферы. Однако вопрос каковы должны быть параметры эмоциональной сферы для успешного выполнения определенной профессиональной деятельности неоднозначен. С одной стороны, мы можем констатировать наличие перечня определенных эмоциональных феноменов, способствующих положительной результативности при выполнении деятельности и в зависимости от профессиональной направленности, он будет варьироваться. В данном случае мы можем говорить о предрасположенности, задатках, способностях и даже о зоне ближайшего развития. С другой, насколько продуктивно развивается, формируется эмоциональный профиль профессионала в ходе выполнения специфических элементов профессиональной деятельности, выполнения их на стадии обучения, подготовки к профессии. И вероятно, можно выделить базовые, необходимые компоненты эмоциональной сферы и надстраиваемые в ходе обучения. Более того, можно констатировать развитие, в нашем понимании раскрытие становление предрасположенности к деятельности эмоциональных компонентов, и формирование такого рода компонентов - как образование новых отношений взаимодействия с миром, сопряженных с эмоциями.

Предпринята попытка выявить эмоциональные особенности личности студентов актерского отделения театрального колледжа в сравнении с группой учащихся технического колледжа.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: эмоциональные особенности студентов актерского отделения.

В исследовании приняли участие 40 учащихся 2-ого курса колледжа: 16 - девушек и 24 - юноши, в возрасте от 16 до 19 лет. Выделены: экспериментальная группа - 20 учащихся театрального колледжа актерского отделении и контрольная группа - 20 учащиеся технологического колледжа. В театральном колледже, обучение осуществлялось по программе среднего специального образования, специальность «Актерское искусство». Все испытуемые обучались с 1 класса по 9

актерскому мастерству в рамках дополнительного образования и участвовали в театрализованных представлениях, конкурсах, спектаклях. Учащиеся контрольной группы (направление чертежники - конструкторы) не занимались актерской деятельностью, не принимали участия в кружках художественной самодеятельности.

Мы предположили, что эмоциональная сфера учащихся, занимающихся актерским мастерством, отличается от эмоциональной сферы студентов технического колледжа и характеризуется следующими особенностями: высокой эмоциональностью; эмоциональной нестабильностью; высоким уровнем эмпатии; акцентуациями характера, сопряженными с демонстрацией эмоций; способностью понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и возможностью управлять эмоциональной сферой, что является параметрами эмоционального интеллекта.

Исходя из цели, решался ряд задач: определена батарея методик для диагностики эмоциональной сферы учащихся; проведен качественно-количественный, сравнительный анализ полученных результатов с использованием методов математической статистики; определены характерные профили эмоциональной сферы и их особенности для студентов актерской и технической профессиональной направленности.

Методики: «Определение эмоциональности» В.В. Суворовой [3, с. 539]; «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Ай-зенка [3, с. 550]; «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова [3, с. 563]; Характерологический опросник К. Леонгарда [10, с. 274]; Вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) Л.Е. Богиновой [3, с. 592]; Методика Н. Холла оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ) [3, с. 633].

Полученные результаты на основе значимых различий позволяют констатировать: студенты актерского отделения обладают высокой эмоциональностью, эмоционально нестабильны, импульсивны; высоким уровнем эмпатии; способны понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятий решений; демонстрируют поведение акцентуаций характера сопряженных с высокой эмоциональностью: гипертимность, возбудимость, эмотивность, демонстративность, неуравновешенность, экзальтированность; учащиеся технологического колледжа: более стабильны, с менее выраженной эмотивностью, эмоциональной экспрессией; с низким уровнем эмоционального интеллекта в сравнении с экспериментальной группой; проявляют акцентуации характера с менее выраженной эмоциональностью: дистимичность, педантизм, циклотимность.

Таким образом, выявлены особенности проявления эмоциональной сферы студентов колледжей; получены эмоциональные профили, характерные для студентов разной профессиональной направленности.

Несомненно, роль обучения и особенности профильной подготовки проявились в полученных результатах. Однако возникает вопрос: можно ли актуализировать те компоненты эмоциональной сферы, которые

18

Интерактивная наука | 8 (42) • 2019

Psychology

в большей степени подверженные воздействиям обучения и те, которые к этим воздействиям нерелевантны, что является базовыми компонентами эмоциональной

сферы, и какие эмоциональные компоненты пластичны к воздействиям социокультурной среды.

Литература

1. Астапов В.М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства /

B.М. Астапов, Е.Е. Малкова. - М: Юрайт, 2019. - 273 с.

2. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 554 с.

5. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - №4. - С. 3-22.

6. Мацумото Д. Психология и культуры. - Спб.: Питер, 2003. - 718 с.

7. Пашукова Т.И. Механизмы и функции эмпатий / Т.И. Пашукова, Е.А. Троицкая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pdf.knigi-x.ru

8. Подольский А. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А. Подольский, О. Идобаева, П. Хейсман. - СПб.: Питер, 2004. - 202 с.

9. Подпругина В.В. Точность распознавания эмоций в устной иноязычной речи человеком и компьютером // Вестник МГЛУ Серия Психологические науки. - 2014. - Вып. 7 (693). - С. 46-60.

10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: ИД «БАХРАХ», 1998. - 672 с.

11. Русалов В.Д. Темперамент В кн.: Психология XXI века / под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЭР СЭ, 2003. -

C. 585-600.

12. Сергиенко Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 175 с.

References

1. Astapov, V. M., & Malkova, E. E. (2019). Emotsional'nye narusheniia v detskom i podrostkovom vozraste. Trevozhnye rasstroistva., 273. M: Iurait.

2. Dodonov, B. I. (1978). Emotsii kak tsennost'., 272. M.: Politizdat.

3. Il'in, E. P. (2001). Emotsii i chuvstva., 752. SPb.: Piter.

4. Leongard, K. (1997). Aktsentuirovannye lichnosti., 554. Rostov n/D.: Feniks.

5. Liusin, D. V. (2006). Novaia metodika dlia izmereniia emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn. Psikhologicheskaia diagnostika, 4, 3-22.

6. Matsumoto, D. (2003). Psikhologiia i kul'tury., 718. Spb.: Piter.

7. Pashukova, T. I., & Troitskaia, E. A. Mekhanizmy i funktsii empatii. Retrieved from pdf.knigi-x.ru

8. Podol'skii, A., Idobaeva, O., & Kheisman, P. (2004). Diagnostika podrostkovoi depressivnosti. Teoriia i praktika., 202. SPb.: Piter.

9. Podprugina, V. V. (2014). Tochnost' raspoznavaniia emotsii v ustnoi inoiazychnoi rechi chelovekom i komp'iuterom. Vestnik MGLU. Seriia Psikhologicheskie nauki, Vyp. 7 (693), 46-60.

10. Raigorodskii, D. Ia. (1998). Prakticheskaia psikhodiagnostika. Metodiki i testy., 672. Samara: ID "BAKhRAKh".

11. Druzhinina, V. N., & Rusalov, V. D. (2003). Temperament V kn.: Psikhologiia XXI veka., 585-600. M.: PER SE.

12. Sergienko, E. A., Test, D., Meiera, P., & Vetrova, I. I. (2002). Seloveia i D. Karuzo "Emotsional'nyi intellekt"., 175. M.: Institut psikhologii RAN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.