Научная статья на тему 'Представительства авиакомпании в условиях либерализации валютного законодательства РФ'

Представительства авиакомпании в условиях либерализации валютного законодательства РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воропаева Людмила Николаевна

Работа посвящена вопросу функционирования предприятия в условиях либерализации валютного законода-тельства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRCOMPANY REPRESENTATIONS IN CONDITIONS OF LIBERALIZATION OF RUSSIAN FEDERATION CURRENCY LEGISLATION

The article is devoted to a question of company work in conditions of liberalization of Russian Federation currency legislation.

Текст научной работы на тему «Представительства авиакомпании в условиях либерализации валютного законодательства РФ»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№104

УДК 656.7

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АВИАКОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Л.Н. ВОРОПАЕВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Работа посвящена вопросу функционирования предприятия в условиях либерализации валютного законодательства Российской Федерации.

Либерализация рыночной российской экономики, подготовка к обеспечению полной конвертируемости рубля в 2007 г. потребовала установления новых, более либеральных правил работы на российском валютном рынке.

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также порядок и области применения иностранных валют отечественными предприятиями, организациями и гражданами в настоящее время регулируются рядом законодательных актов и инструкций. Важнейшими из них являются Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-Ф3 от 10.12.2003г., постановление Правительства РФ от 17.10.2005г. №623 «Об утверждении Правил осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 28.12.2005г. №819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», инструкция Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», положение Банка России от 01.06.2004г. №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделками, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», Федеральный Закон от 20.08.2004г. №118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации».

Целью принятия вышеуказанных документов является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В связи с тем, что время опубликования нового Закона совпало с проведением административной реформы в стране, после издания указанных нормативных документов в некоторые из них были внесены дополнения и изменения, которые диктовались потребностями экономической жизни страны. Рассмотрим их более подробно.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности отечественные предприятия и организации, включая авиакомпании, должны руководствоваться, прежде всего положениями валютного законодательства Российской Федерации. Как «болезнь» в этой области следует считать невыполнение многими резидентами - юридическими и физическими лицами требования Закона о полном и своевременном переводе в Россию валютной выручки от экспорта, а также обоснованных платежей в иностранной валюте по импортным операциям. При выборе форм и

условий расчетов целесообразно придерживаться сложившихся на мировом рынке традиций и условий, а также рекомендаций международных документов, разработанных международной торговой палатой в Париже, а в части авиационного бизнеса - международными организациями гражданской авиации.

Регулирование данных отношений постоянно меняется, а нормативные акты часто противоречат друг другу, либо носят ограниченный характер. Так, в нормативной базе практически нет актов, регулирующих валютные отношения в области авиационного бизнеса. В итоге те, кому приходится иметь дело с валютными операциями, сталкиваются со значительными трудностями в применении правил валютного законодательства.

Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» состоит из пяти глав, содержащих 28 статей. В них установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В настоящее время авиакомпании - резиденты за пределами территории Российской Федерации - осуществляют операции по счетам в иностранной валюте, открытым в иностранных банках, на основании специальных разрешений (лицензий) Центрального банка Российской Федерации, действующих до 01.01.2007г. Лицензиями разрешены операции по зачислению валютной выручки на счета представительств авиакомпаний за пределами территории Российской Федерации, и ее расходованию на нужды содержания представительств, обслуживания воздушных судов в иностранных аэропортах и другие цели.

В соответствии с предыдущим Законом от 1992г. «О валютном регулировании и валютном контроле» авиакомпании имели право по разрешению Центрального банка РФ вносить необходимые изменения и дополнения как в перечень валютных операций, приведенных в Лицензии, так и в список банковских счетов представительств, по которым эти операции могли выполняться. Однако после вступления в силу 18 июня 2004г. нового Федерального Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» ситуация существенно изменилась.

Новым законом принят ряд положений, которые, с одной стороны, значительно осложняют деятельность загранпредставительств авиакомпаний, а, с другой стороны, предоставляют им ряд преимуществ по сравнению с действующей Лицензией.

Отрицательные моменты:

Во-первых, Федеральный Закон № 173-ФЗ исключил возможность обращения резидента Российской Федерации в органы валютного регулирования за индивидуальным разрешением на проведение операций по счетам в иностранной валюте, каким является Лицензия Центрального Банка РФ. Новый валютный закон ввел единые унифицированные правила для всех физических и юридических лиц, осуществляющих валютные операции, без учета специфики деятельности отдельных, в том числе и транспортных организаций.

Во-вторых, в соответствии с Законом источниками валютных поступлений на счета представительств авиакомпаний с 01.01.2007г. могут быть только переводы валютных средств со счетов в РФ (финансирование). Закон не предусматривает зачисление валютной выручки на счета загранпредставительств. Выручка должна напрямую переводиться в РФ без зачисления на счета резидентов за рубежом. Однако, что делать с наличной валютой, полученной от продажи авиаперевозок в аэропорту, в оплату за сверхнормативный багаж, повышение в классе обслуживания и прочие виды доходов, связанные с авиационной деятельностью, каким образом ее перечислять в РФ без зачисления на счет, Закон не объясняет.

Положительные моменты:

После истечения срока действия Лицензии (с 01.01.2007г.) авиакомпании - резиденты в соответствии с Законом могут без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФВ). Для открытия нового счета представительства не надо будет получать специальное разрешение Банка России, а потребуется лишь уведомить об открытии счета налоговые органы РФ не позднее месяца со дня заключения договора об открытии счета с банком, расположенным за пределами территории РФ.

Если резиденты открывают счета (вклады) в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, то в этом случае они могут открыть указанные счета только с соблюдением требования о предварительной регистрации открываемого счета в порядке, устанавливаемом Центральным Банком России. С 01.01.2007г. данное требование действовать не будет.

Законодатель предоставляет ЦБР право устанавливать порядок осуществления переводов резидентами средств на свои счета, открытые за пределами РФ, который может предусматривать только требование о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществленной валютной операции. Срок резервирования не может превышать 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции.

В тех случаях, когда резидент имеет право в соответствии с п.1-3 ч.2 ст.19 Закона не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту, резиденты могут ее зачислить на счета, открытые за пределами Российской Федерации. К сожалению, перечень случаев, указанных в ст.19 Закона, даже формально не может быть использован для целей авиационного бизнеса. До того момента пока в Закон не будут внесены поправки, предусматривающие возможность зачисления выручки от продажи пассажирских и грузовых перевозок на счета резидентов, открытые за пределами РФ, риски применения штрафных санкций к авиаперевозчику со стороны органов валютного контроля достаточно высоки.

Также без ограничений представительства авиакомпаний - резидентов за рубежом смогут осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета в иностранных банках. Исключением являются только валютные операции между резидентами. Следует особо остановиться на этом моменте, т. к. представительства в своей практике часто сталкиваются с необходимостью взаимодействия с юридическими лицами-резидентами РФ в иностранных государствах (посольства, консульские учреждения, представительства РФ при международных организациях и др.).

Действующий Закон запрещает проведение каких-либо валютных операций между резидентами (таможенная очистка рекламной продукции, приобретение и страхование автотранспорта и др.). Дополнительными законодательными актами, в том числе Законом № 90-ФЗ от 18.07.2005г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», введен ряд исключений из этого правила. Применительно к представительствам авиакомпаний разрешено осуществление:

- операций по выплате заработной платы сотрудникам представительства;

- операций по оплате и возмещению расходов, связанных с командированием сотрудников представительства на территорию страны местонахождения и за ее пределы, кроме территории Российской Федерации;

- операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказанием услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

- операций по оплате и возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (экипажи морских и воздушных судов).

Необходимо отдельно остановиться на вопросе, касающемся личных счетов сотрудников представительства (физических) лиц в иностранных банках.

Действующее законодательство разрешает физическим лицам - резидентам открывать счета в банках за пределами территории РФ. Так же, как и в случае с юридическими лицами, без ограничений можно открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории стран, являющихся членами ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). В настоящее время в ОЭСР входят 30 стран (Россия в ОЭСР не входит).

Работникам представительств необходимо в течение месяца со дня заключения договора банковского счета уведомить налоговый орган по месту своего учета в РФ об открытии счета по установленной форме. Если сотрудник открывает счет в банке, расположенном на территории страны, не являющейся членом ФАТФ/ОЭСР, он обязан предварительно_зарегистрировать его в налоговом органе по месту своего учета в РФ. Перечень необходимых документов и процедура их представления в налоговую инспекцию изложены в «Правилах осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.10.2005г. №623. Налоговый орган после рассмотрения представленных документов выдаст свидетельство о предварительной регистрации счета. Только после этого можно открывать счет в банке.

Ограничение о предварительной регистрации счета действует только до 01.01.2007г. Сотрудник обязан один раз в год направить отчет об остатках валютных средств на банковском счете по состоянию на начало календарного года в налоговую инспекцию по месту своего учета (регистрации по месту жительства в РФ).

Источником поступлений на личные счета сотрудников Аэрофлота в иностранных банках в соответствии с законодательством могут быть либо переводы с его счетов в банках, находящихся в Российской Федерации или за рубежом, либо переводы другого физического лица-резидента из РФ в сумме эквивалентной 5000 долл. США в один операционный день. Необходимо отметить, что операция по переводу заработной платы со счета представительства на личные счета своих сотрудников в список разрешенных не попадает. Сотрудники представительств имеют право осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на личные счета без ограничений, за исключением операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ.

С 01.01.07г. в соответствии с новым валютным законодательством отчетность авиакомпаний, имеющих представительства за рубежом перед органами валютного контроля должна осуществляться по новым формам, установленным нормативными документами ЦБ РФ, а именно:

- Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005г. №819 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам), в банках за пределами территории Российской Федерации»;

- Инструкцией Банка России от 15.06.2004г. №117-И;

- Положением Банка России от 01.06.2004г. №258-П.

Вводится строгий контроль за каждой валютной операцией, осуществленной со счета в банке, расположенного на территории иностранного государства, заключающийся в:

- составлении паспортов сделок установленного образца на все контракты с иностранными организациями;

- составлении справок установленного образца по каждой валютной операции с приложением копий, подтверждающих документов (выписок банка, счетов);

- составлением справок установленного образца о подтверждающих документах.

Кроме того, изменяется форма отчетности перед налоговыми органами. Отчеты о движении денежных средств по каждому счету загранпредставительств формируются по кодам видов валютных операций, а не в разрезе статей расходов, как это предусмотрено действующими нормативными актами. Установлено требование о нотариальном заверении копий и переводов банковских выписок для представления их в налоговые органы. Соответственно должны будут претерпеть изменения порядок и форма отчетности представительств. Г отовых форм автоматизированного учета операций в настоящее время нет. Времени на их подготовку тоже.

«Либерализация» валютного законодательства на деле вылилась в очередное проявление бюрократизма и увеличение документооборота, а следовательно, и затрат предприятия на оформление нотариально заверенных копий документов, предварительно переведенных на русский язык в бюро переводов. Документооборот за квартал в ОАО «Аэрофлот» для примера составил 3 - 3,5 тыс. документов по 150 счетам, открытым в банках за пределами РФ.

В соответствии со ст. 28 Закона после истечения срока действия Лицензии, представительства авиакомпании вправе продолжить проведение операций по своим банковским счетам, предварительно уведомив о наличии таких счетов налоговые органы РФ. Однако режим использования счетов будет изменен в соответствии со ст.12 Закона и дополнениями к нему.

AIRCOMPANY REPRESENTATIONS IN CONDITIONS OF LIBERALIZATION OF RUSSIAN FEDERATION CURRENCY LEGISLATION

Voropaeva L.N.

The article is devoted to a question of company work in conditions of liberalization of Russian Federation currency legislation.

Сведения об авторе

Воропаева Людмила Николаевна, окончила МИИГА (1980), Финансовую академию (2003), начальник службы контроля валютно-финансовой деятельности представительств заграницей ОАО «Аэрофлот», аспирантка МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - финансовоэкономический анализ и валютное регулирование деятельности авиапредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.