Научная статья на тему 'Либерализация российского валютного рынка с позиции новых федеральных законов'

Либерализация российского валютного рынка с позиции новых федеральных законов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Либерализация российского валютного рынка с позиции новых федеральных законов»

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА С ПОЗИЦИИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Д.В. ТЕРЕНТЬЕВ, Московский Международный институт эконометрики, информатики, финансов и права

Большинству субъектов экономики России, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), приходится сталкиваться со сложностью проведения сделок с иностранной валютой, которые сопровождаются большим количеством документации. Создание таких условий для российских компаний обусловливалось в законе четырьмя основными направлениями валютного контроля с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций'.

Если рассматривать эволюцию валютного регулирования в России, можно увидеть, что ужесточенные меры с 1998 г. (например, 75% обязательная продажа экспортной выручки, сокращение сроков текущих операций до 90 дней и др.) постепенно ослабевают. В мае 2001 г. расширился список текущих валютных операци й и операций движения капитала, проводимых в свободном порядке. С августа 2001 г. сократился размер обязательной прода -жидо'50%. В декабре 2002 г. устанавливается льгота по обязательной продаже для экспортеров пр j исполнении ими обязательств по кредитам, предоставленным организациями - агентами правительств стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С 10 июля 2003 г. ЦБ установил ставку обязательной продажи экспортной валютной выручки резидентами в размере 25%, при этом допускается продажа коммерческим банкам (ранее продажа осуществлялась исключительно на ETC МВБ)2.

Вступившие в силу два новых Федеральных закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»3 (далее — закон № 164-ФЗ) и от

1 Российская газета, 04.11.1992 г., № 240.

2 Вестник Банка России, 10.07.2003 г., № 38.

парламентская газета, 16.12.2003, № 232.

10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле»4 (далее — закон № 173-ФЭ) значительно расширяют границы ведения ВЭД. В связи с этим возникает актуальный вопрос: какие изменения ждут российских участников внешнеэкономической деятельности?

Закон № 164-ФЗ определяет 13 основных принципов регулирования экспорта и импорта товаров, работ, услуг, интеллектуальной собственности, а также полномочия органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности.

Регулирование государством в сфере внешней торговли осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования. При этом к таким методам регулирования, как количественное ограничение импорта и экспорта отдельных товаров и лицензирование, добавляется новый метод в виде предоставления исключительного права на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров. Перечень этих товаров, а также организаций, которым предоставляется такое право, определяется федеральными законами;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) экономических и административных мер.

Из перечисленного видно, что помимо первых двух методов государственного регулирования, в соответствии с изменениями в законодательстве появились еще два новых. Оптимистичным остается тот факт, что этот новый перечень является исчерпывающим. Иные методы регулирования ВЭД не допускаются. В новой редакции закона № 164-ФЗ однозначно определено, что сделки с товарами, услугами и интеллектуальной собственностью регулируются методами, основная часть которых имеет широкую сеть разновидностей, а осно-

Парламентская газета, 17.12.2003, № 233.

вания для их применения определены по всей редакции закона. Кроме того, внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений как на основании федеральных законов, так и иных нормативно правовых актов РФ.

Правительство РФ уполномочено законом № 164-ФЗ дополнительно регулировать следующие вопросы: о Определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выдан-ныхлицензий. о Определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и/или импортом которых устанавливается наблюдение, о Определение порядка наблюдения за экспортом и/или импортом отдельных видов товаров. Особое внимание в законе № 164-ФЗ направлено на внешнюю торговлю товарами. Следует отметить, что законодательством устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Помимо этого возможно применение нетарифного регулирования, осуществляемого в случаях количественного ограничения, распределения квот, лицензирования, исключительного права и специальных защитных мер. Ранее количественные ограничения устанавливались для обеспечения государством национальной безопасности, в настоящее время этот метод регулирования принят в целях предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке товаров, перечень которых определяется Правительством РФ. Государство сохранило за собой право по введению квот, распределяя их на конкурсной основе, базирующейся на равноправии участников ВЭД. При импорте товаров федеральным законом могутустанавливаться антидемпинговые и компенсационные меры в целях защиты интересов российских производителей. Во внешнеторговой деятельности остается такое понятие, как лицензирование, но радикально меняется его осуществление. Ранее такая лицензия была необходима для торговли товарами, на которые государство вводило монополию, теперь же лицензии выдаются при введении меры нетарифного регулирования и сбыте товаров, попадающих под государственный мониторинг. Удобством для участников ВЭД, желающих получить лицензию, стало то, что с вступлением в силу нового закона, единственный документ, который могут требовать органы власти, является заявление.

Нововведением в законе №164-ФЗ стало понятие предотгрузочной инспекции, которая проводит проверку и контроль за предоставлением достоверной информации об оценке импортируемых

товаров. Срок такой инспекции не может превышать 3 лет, в течение которых все расходы ложатся на участника внешней торговли. Поэтому на товары, подпадающие под предотгрузочную инспекцию, Правительство РФ устанавливает пониженные ставки таможенных пошлин.

Законом № 164-ФЗ определены 8 способов ведения внешней торговли услугами. Запреты и ограничения могут быть установлены на все или отдельные сектора услуг на основании законодательства РФ, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

Особую значимость для субъектов бизнеса, занимающихся внешней торговлей товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, имеет глава, посвященная государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок, которая предусматривает обмен товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. В случае неравноценной стоимости объектов бартера на соответствующую сторону возлагается обязанность возместить разницу, используя денежные или иные платежные средства. Заключая внешнеторговые бартерные сделки, необходимо соблюдать порядок, установленный законом № 164-ФЗ по оформлению документа на совершение такой операции, а именно:

1) дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;

2) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара. В договоре на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве указывается стоимость товаров (далее - встречные товары), предусмотренных для обмена на равноценные по стоимости экспортируемые из РФ товары, а номенклатура, количество, качество и цена встречных товаров указываются в дополнительных протоколах, которые должны являться частью таких договоров;

3) перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности;

4) перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

Следует учитывать, что осуществление внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в виде внешнеторговых бартерных сделок требует оформления соответствующего паспорта бартерной сделки. При необходимости возмещения разницы при совершении неравноценного внешнеторгового бартера в паспорте сделки отражаются сведения о денежных или иных платежах.

Законом № 164-ФЗ государство оставляет за собой право регулирования внешнеторговой деятельности. Об этом также свидетельствует закон № 173-ФЗ, который подвергся значительным изменениям.

В первую очередь необходимо обратить внимание на формулировку цели закона, которая направлена на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Также законом № 173-Ф3 установлены 5 основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ, к которым относятся: о приоритет экономических мер; о исключение неоправданного вмешательства государственных органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; о единство внешней и внутренней политики РФ; о единство системы валютного регулирования и

валютного контроля; о обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов. Можно предположить, что присутствие государства при совершении внешнеэкономической деятельности будет постепенно отдаляться.

Рассмотрим основные изменения в современном валютном законодательстве. Во-первых, это регулирование операций движения капитала, суть которых можно определить, как «разрешено все, что не запрещено». Во-вторых, запрет на выдачу индивидуальных разрешений. В-третьих, указано, что неясности законодательства трактуются в пользу резидентов и нерезидентов (подтверждением этому послужит только дальнейший опыт). В-четвертых, определен закрытый перечень возможных ограничений и запрет на введение новых. И что особенно радует, установлены сроки отмены большинства ограничений.

Теперь отметим либерализационные изменения, к которым можно отнести: увеличение сроков те-кущихопераций (экспорт/импорт) до 180дней (по отдельным товарам - до 3 лет); льготы по обяза-

тельной продаже при погашении некоторых кредитов; возможность открывать счета за границей; увеличение лимита для покупки ценных бумаг физическими лицами до 150 тыс. дол. США.

К основным методам валютного регулирования относятся следующие требования: 7. Резервирование, которое может применяться: о к резидентам (при проведении операций через специальные счета: 100% на 60 дней - при списании денежных средств или ценных бумаг со счета; 20% на 1 год — при зачислении денежных средств или ценных бумаг на счет; при проведении экспортно-импортных операций — 50% от суммы операции на 2 года), о к нерезидентам (при проведении операций через специальные счета: 100% на 60 дней-при списании денежных средств или ценных бумаг со счета; 20% на 1 год — при зачислении денежных средств или ценных бумаг на счет), о также требование о резервировании может применяться при покупке/продаже иностранной валюты.

Отметим, что резервирование производится только в рублях на счета в Банк России. Для лиц, которые будут совершать подобные операции, невыгодно то, что проценты на эти суммы начисляться не будут. Кроме этого, на представленных схемах (рис. 1, 2, 3) некоторых видов валютных операций видны неудобства их совершения.

2. Открытие специального счета в уполномоченном банке и установление его режима. Можно определить 3 вида таких счетов:

о банковский счет (может предусматриваться особый порядок совершения операций, включая требование о резервировании при зачислении/списании средств со счета); о специальный раздел счета депо; о специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, открываемый реестродержателем в реестре владельцев ценных бумаг).

3. Требование о репатриации валютной выручки обязывает резидентов зачислить в полном объеме на свои счета в банках РФ: экспортную выручку, возврат предоплаты от нерезидентов по неисполненным импортным контрактам. Допускается зачисление выручки на счета за границей в целях исполнения обязательств по некоторым видам кредитных договоров и в других исключительных случаях. Обязательная продажа проводится в размере не более 30% поступивших средств в течение 7 рабочих дней

Рис. 1. Операции, связанные с предоставлением и получением кредитов и займов

Рис. 2. Операции, связанные с покупкой-продажей внутренних ценных бумаг

Рис. 3. Операции, связанные с покупкой-продажей внешних ценных бумаг

после зачисления на счет. Допускается уменьшение суммы обязательной продажи на сумму выплат по кредитным договорам (с резидентами стран ОЭСР).

4. Паспорт сделки — документ валютного контроля, содержащий сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям. Теперь паспорт сделки оформляется не только по контрактам на экспорт/ импорт товаров, но и по другим видам операций как, например, по оказанию работ/услуг, получению/предоставлению кредита/займа. Однако если сделка по контракту не превышает в эквиваленте 5 ООО дол. США, она не требует оформления паспорта сделки.

5. Требование о предварительной регистрации счетов. Органы валютного контроля не могут устанавливать данное требование, за исключением следующих случаев:

о при открытии счетов в странах, не являющихся членами ОЭСР и ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег); о при вывозе и ввозе из РФ/ в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Предварительная регистрация открываемых за границей счетов осуществляется налоговыми органами при представлении установленного комплекта документов (для физических лиц — только заявление и копия паспорта). Рассмотрим более подробно валютные операции, регламентированные новой редакцией закона.

Во-первых, это операции между резидентами и нерезидентами (рис. 4), которые подразделяются на операции, проводимые в свободном порядке и операции, проведение которых регламентируется органами валютного регулирования (операции движения капитала).

Из рис. 4 видно, что инструментами данной операции являются валютные ценности, российский рубль и внутренние ценные бумаги. При этом термин «валютные ценности» включает в себя иностранную валюту и внешние ценные бумаги. К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в России. Внешними являются ценные бумаги, не относящиеся к внутренним.

Резидент валютные ценности, Нерезидент валюта РФ, внутренние ц/б

Рис. 4. Операции между резидентом и нерезидентом

Теперь валютные операции между резидентами и нерезидентами можно распределить на операции, осуществляемые без ограничений, и операции, регулируемые Правительством РФ и ЦБ РФ, при этом ограничения на последние устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса рубля, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Что касается валютных операций между резидентами, в законе представлен перечень операций, которые не запрещены и соответственно те операции, которые не попали в него, запрещены (рис. 5).

Резидент валютные ценное! ^ Резидент <-

Рис. 5. Операции между резидентами

Этот перечень операций стал еще уже. В него не попали страхование, кроме страхования внешнеторговых грузов, услуги международной связи и др. Теперь список валютных операций между резидентами представлен в таком виде: о реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли; о расчеты по договорам комиссии (при совершении экспортно-импортных операций); о расчеты за транспортировку и страхование грузов во внешней торговле; о операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ; о операции с внешними ценными бумагами (при условии расчетов в рублях и учета в депозитариях в РФ); о обязательные платежи; о расчеты с уполномоченными банками.

Валютные операции, осуществляемые между нерезидентами, можно представить в виде двух схем (рис. 6).

Без ограничений осуществляются следующие операции:

1) переводы между нерезидентами иностранной валюты;

Нерезидент' внутренние ц/б, Нерезидент' внешние ц/б

_« _

Рис. 6. Операции между нерезидентами

2) переводы иностранной валюты и рублей на свои счета в РФ со счетов, открытых за пределами РФ;

3) переводы иностранной валюты на свои счета, открытые за пределами РФ.

С ограничениями:

1. операции нерезидентов в рублях проводятся в порядке, установленном ЦБ РФ;

2. операции с ценными бумагами на территории РФ могут предусматривать требование об использовании специального счета;

3. операции с ценными бумагами могут предусматривать резервирование.

Отметим, что установленные методы валютного регулирования являются серьезным барьером в совершении определенных валютных операций, однако ихдействие временное.

С 2007 г. отменяются следующие ограничения: о резервирование;

о требование об открытии специальных счетов; о предварительная регистрация счетов; о обязательная продажа;

о ограничения по купле-продаже иностранной валюты.

Что касается операций, связанных с получением резидентами кредитов (займов) от нерезидентов и их предоставление нерезидентам, а также операций с ценными бумагами, то такого рода операции (см. рис. 1,2, 3) регулируются законом в виде резервирования и открытия специальных счетов (втом числе счетов «депо»). Проведение данных операций требует дополнительных средств, кроме того, зарезервированные средства не защищены даже от инфляции, что делает такие операции экономически нецелесообразными. Следует отметить, что юридические лица смогут открывать счета за границей с 18 июня 2005 г. в странах — членах ОЭСР и ФАТФ (режим счета ограничен). При открытии счета в других странах требуется предварительная регистрация в налоговых органах. После 1 января 2007 г. отменяются ограничения по предварительной регистрации.

В заключение можно предположить, что закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» несет в себе достаточно важные изменения, однако будет ли такая либерализация удобной для ведения внешнеэкономической деятельности, сейчас однозначно определить трудно. Кроме того, это сомнение вызвано значительными изменениями в законе № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых вместе с ним подзаконных нормативных актах, которые устанавливают новые правила для участников внешнеэкономической деятельности при совершении внешнеторговых сделок.

Нерезидент' валютные ценности, Нерезидент" валюта РФ, ^нутренние ц/б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.