Научная статья на тему 'Репатриация и обязательная продажа резидентами части валютной выручки'

Репатриация и обязательная продажа резидентами части валютной выручки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2250
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенина А.В.

Статья посвящена репатриации и обязательной продаже резидентами части валютной выручки. Во-первых, рассмотрены изменения законодательства, произошедшие в связи с принятием Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» относительно обязательной продажи части валютной выручки. Во-вторых, дается краткий обзор опыта применения данного метода валютного регулирования различными странами, такими, как Франция, Испания, Греция, Италия, Германия и др. Приводится также опыт Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репатриация и обязательная продажа резидентами части валютной выручки»

27 (315) - 2008

Валютный контроль и валютное регулирование

репатриация и обязательная продажа резидентами части валютной выручки

А.В. СЕНИНА Академия бюджета и казначейства министерства финансов РФ

репатриация резидентами иностранной валюты и валюты российской Федерации. Одной из составляющих валютной политики Российской Федерации является репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ. Репатриация (от лат. patria — «отечество, страна», repatriare — «возвращение в страну») означает возвращение из-за границы активов, капитала, дивидендов, прибыли и т. д. в страну пребывания инвестора. Под репатриацией в данном контексте понимается получение резидентами денежного эквивалента в качестве встречного предложения по исполнению внешнеторгового контракта, либо возврат переведенных денежных средств по исполнению внешнеторгового контракта. Тем самым государство препятствует оттоку капитала за границу. По данным МВФ, в 101 стране, входящей в эту всемирную валютно-кредитную и финансовую организацию, действует требование репатриации валютной выручки1. Обязательная продажа части валютной выручки действовала до 1 января 2007г.

Закон РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» не содержал определенного понятия «репатриация», хотя в нем есть положения, направленные на возврат валютных средств в Россию. Например, было установлено, что средства в иностранной валюте, полученные резидентами в виде выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, должны быть использованы для целей выполнения резидентами своих обязательств либо переведены на валютные счета резидентов, открытые ими в уполномоченных банках (ст. 5). Данная

1 См.: Annual Report o Exchange Arrangements and Restriction 2003. TMF. Washington DC. 2003.

норма нашла свое отражение также в ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-Ф3).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 173-Ф3 (в редакции Федерального закона от 30.10.2007 № 242-ФЗ) резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

С 1 января 2007 г. ч. 2 ст. 12 Закона № 173-Ф3 действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории РФ. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в ч. 1 ст. 12, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Хотя закон № 173-Ф3 не дает определения репатриации, ее содержание раскрывается в пп. 1 и 2 ч. 1. ст. 19 и подразумевает:

обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся им в соответствии с условиями договоров, и обязанность резидентов при осущест-

влении внешнеторговой деятельности обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения нерезидентами условий договоров (непоставка товаров, невыполнение работ, неоказание услуг и т. п.).

Федеральным законом от 30.12.2006 № 267-ФЗ (далее — Закон № 267-ФЗ) в ч. 2 ст. 12 Закона № 173-Ф3, внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования Закона № 267-ФЗ и применяющиеся к правоотношениям, возникающим с 1 января 2007 г.

Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:

1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц-резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ — в целях исполнения обязательств юридических лиц-резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами за пределами таможенной территории РФ услуги оказанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по

обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами — случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;

6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории РФ — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций. Иностранная валюта, зачисленная на счета

резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

В связи с этим стоит остановиться на режиме счетов, открываемых в иностранной валюте по договорам международного строительного подряда (в соответствии с ч. 2 п. 2 Закона № 173-ФЗ), наглядно представленных в табл. 1.

Юридическое лицо-резидент для осуществления расчетов по одному договору также вправе на основании разрешения Банка России открывать один счет за пределами РФ и в иностранной валюте, не указанной в перечне иностранных валют и не являющейся свободно конвертируемой.

В банках, расположенных на территории государств — членов ОЭСР и ФАТФ, банковские вклады-счета открываются без ограничения.

Таблица 1

Правовой режим счета резидента, отбытого в банке за пределами территории рФ для осуществления расчетов по договору международного строительного подряда

зачисление средств на счет списание (снятие) средств со счета

Поступающих от нерезидента в оплату товаров в связи с договором В пользу нерезидентов средств в оплату товаров в связи с договором

Поступающих от нерезидента в оплату работ, услуг в связи с договором В пользу нерезидентов средств в оплату работ, услуг в связи с договором

Поступающих от нерезидента в связи с договором по иным основаниям В пользу нерезидентов средств в оплату иных расходов, связанных с договором

Полученных в результате продажи другой иностранной валюты, находящейся на счете этого же юридического лица-резидента, открытым для осуществления расчетов по договору Для покупки иностранной валюты, переводимой на счет этого юридического лица-резидента для осуществления расчетов по договору

Переведенных этим же юридическим лицом-резидентом из РФ со своих валютных счетов (в том числе со специального транзитного валютного счета), открытых в уполномоченных банках, для представительства, созданного юридическим лицом-резидентом в связи с договором в иностранном государстве, на территории которого осуществляются строительные работы Для осуществления перевода в РФ на счета этого же юридического лица-резидента, открытые в уполномоченных банках

Иных средств, переведенных этим же юридическим лицом-резидентом из РФ со своих валютных счетов (в том числе со специального транзитного валютного счета), открытых в уполномоченных банках в связи с договором В оплату расходов банка-нерезидента на совершение операций по счету

Процентов за пользование средствами, находящимися на данном счете Связанных с выплатами обязательных платежей иностранному государству (налоги, сборы, пошлины и др. платежи за оформление предусмотренных законодательством иностранного государства документов (разрешений, лицензий и др.), связанных с договором

Средств, ранее списанных со счета для осуществления расчетов по договору и поступивших в качестве возврата Средств, ранее зачисленных на счет для осуществления расчетов по договору и подлежащих возврату

Средств, ранее ошибочно списанных со счета Ранее ошибочно зачисленных на счет

Наличной иностранной валюты, ранее снятой со счета Списанные и снятые в наличной форме средства для: • выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам по договорам; • оплата командировочных расходов работников по договору; • обслуживание деятельности представительства, созданного юридическим лицом-резидентом в связи с договором в иностранном государстве, на территории которого осуществляются строительные работы

Источник: Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейно) [Д. Г. Алексеева и др.]. - М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 209 - 220.

Положением Банка России от 28.04.2004 № 256-П предусматривается порядок выдачи Банком России юридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории РФ.

За обеспечение репатриации иностранной валюты и валюты РФ и нарушение установленного порядка обязательной продажи валютной выручки для должностных и юридических лиц установлена административная (ч. 4 — 5 ст. 15.25 КоАП РФ) и уголовная (ст. 193 УК РФ) ответственность.

Нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ), связанное с невыполнением резидентом обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты РФ, и по обязательной продаже части валютной выручки, налагается административный штраф в размере 3/4 от размера суммы соответствующих денежных средств.

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счет в уполномоченном банке

РФ, карается лишением свободы на срок до трех лет. Крупным признается размер, превышающий 5 млн руб. (примечание к ст. 153 УК РФ).

Имеет свои особенности исполнение внешнеторговых бартерных сделок2 в связи с требованием о репатриации. Внешнеторговая бартерная сделка имеет самостоятельный правовой режим и оформляется в порядке, установленном Правительством РФ на основании ст. 44 Федерального закона от 08.12. 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками устанавливается Правительством РФ совместно с Банком России.

Обязательная продажа валютной выручки. Опыт зарубежных стран. Обязательная продажа валютной выручки экспортерами является одним из распространенных в мировой практике инструментов валютного регулирования.

Этот инструмент имеет ряд преимуществ перед другими методами валютного регулирования, в том числе:

позволяет регулярно наполнять валютный рынок значительным объемом средств в иностранной валюте без существенного расходования золотовалютных резервов страны;

избавляет власти в значительной степени от необходимости применения различных схем привлечения иностранной валюты (выпуск государственных ценных бумаг, международные кредиты и т. д.);

поддерживает устойчивость валюты РФ и баланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке нашей страны.

По состоянию на 2005 г. в 74 странах, входящих в МВФ, установлено требование обязательной продажи экспортной выручки, в 42 государствах экспортеры обязаны продавать 100 % валютной выручки и в 32 действует режим частичной обязательной продажи валютной выручки в различных объемах. При этом ряд стран применяет дифференцированный подход к валютной выручке, базируясь на специфических особенностях национального экспорта.

2 Внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Сторонниками обязательной продажи валютной выручки являются как развитые, так и развивающиеся страны.

Среди западноевропейских стран обязательная продажа всей экспортной валютной выручки сохраняется в Австрии, Бельгии, Германии, Люксембурге, Ирландии, Испании, Португалии, Франции и Швеции. Сохранение обязательной продажи в сочетании с предоставлением различных льгот в зависимости от видов валют, различных товаров традиционного экспорта и других характеристик практикуется в различных странах (табл. 2).

Во Франции, например, был создан механизм, с помощью которого валютная выручка экспортера подразделялась на две части: одна часть ее подлежала обязательной продаже (85 — 94 %), а другая могла быть им использована (6 — 15 %). Центром этого механизма являлись счета ЭФАК (Exportations-Frais Accessoires) — счета, на которые зачислялась освобожденная от требований обязательной продажи валютная выручка и которые просуществовали до 1966 г. Эти счета велись отдельно для каждой иностранной валюты и могли использоваться только их держателями для рекламных, транспортных расходов, оплаты деловых поездок, выставок, таможенных платежей и консульских сборов. Использование средств с этих счетов для других целей требовало специального разрешения. Следует обратить особое внимание на попытку Франции внезапно в еще не подготовленных условиях полностью отменить обязательную продажу валютной выручки в 1967 г. Данная попытка отмены завершилась восстановлением этого требования уже в следующем году, когда экспортеры обязаны были продавать уже 100 % валютной выручки, причем без каких-либо льгот. А срок, в течение которого они должны были это сделать, был сокращен до одного месяца (с 1982 г. — до 15 дней).

Испания использовала так называемый механизм «специальных операций», предусматривавший возможность освобождать от обязательной продажи определенную долю валютной выручки в зависимости от экспортируемых товаров (например, 20 % выручки от экспорта хлопчато-бумажных изделий и книг, 50 % — от экспорта шелковых тканей и т. д.). Эта валюта должна была быть использована для закупки импортируемого сырья, необходимого для производства экспортируемых товаров. Оставшаяся часть валютной выручки подлежала обязательной продаже Испанскому валютному институту через уполномоченные банки или на валютном рынке. С 1959 г. данный режим

Таблица 2

Порядок продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке стран западной Европы

№ п/п Вид страна

1 Обязательная продажа всей валютной выручки Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Люксембург, Ирландия, Испания, Португалия, Франция, Швеция

2 Сочетание обязательной продажи части валютной выручки и возможности зачисления ее части на определенный счет для использования на санкционированные расходы: - предоставление льгот в зависимости от валюты, получаемой экспортером (Италия); - предоставление льгот в зависимости от доли экспорта в обороте (Франция); - предоставление льгот в зависимости от видов экспортируемых товаров (Испания); - предоставление льгот для всех экспортеров (Нидерланды) Испания, Италия, Нидерланды

3 Сочетание обязательной продажи части валютной выручки и возможности не репатриировать другую ее часть для покрытия определенных расходов Дания

4 Предоставление возможности зачислять валютную выручку целиком на определенный период на специальные счета для использования ее санкционированные расходы и требование обязательной ее продажи после истечения этого периода Австрия, Италия

5 Возможность выбора продавать валютную выручку или зачислять ее на специальные счета для использования на санкционированные расходы Австрия, Бельгия, Люксембург

6 Продажа валютной выручки необязательна Германия, Нидерланды, Швеция

был устранен введением требования обязательной продажи 100 % валютной выручки для всех экспортеров.

Опыт Греции примечателен тем, что требование обязательной продажи 100 % валютной выручки нужно было выполнить в течение 90 дней (позже -150 дней до 1971 г., с 1972 г. - 180 дней, а с 1982 г. -90 дней) не со дня поступления выручки, а со дня продажи товаров. Кроме того, власти имели право продлить этот срок до одного года.

Так, в Италии, например, была предусмотрена продажа 100 % валютной выручки, но часть выручки таких валют, как доллары США и канадские доллары, экспортеры обязаны были продать, причем только 50 % выручки в данных валютах. А другие 50 % они имели право держать на специальном счете, называемом «50 %-ным счетом», и в течение 60 дней использовать их для разрешенных законодательством платежей. Но в 1955 г. указанные «50 %-ные счета» были отменены, и теперь уже вся валютная выручка в американских, канадских долларах и некоторых европейских валютах могла быть оставлена на валютном счете на определенный срок.

В отдельную группу стран следует выделить те, в которых еще в середине 1950-х гг. требование обязательной продажи экспортной валютной выручки

было отменено. Так, в Германии до 1956 г. экспортеры были обязаны продавать 100 % их валютной выручки, но после того как это требование было отменено, оно не вводилось больше никогда. В Нидерландах обязательной продаже полежало 90 % валютной выручки в американских и канадских долларах, в то время как другие 10 % могли быть зачислены на специальные счета и использованы для разрешенных платежей. Впоследствии продажа валютной выручки стала необязательной. Аналогично в Швеции сначала вся выручка в американских и канадских долларах подлежала обязательной продаже целиком (в то время как в других валютах могла храниться на валютных счетах в шведских уполномоченных банках и использоваться для разрешенных платежей), но вскоре данное требование было отменено и больше не вводилось.

На определенном этапе всю валютную выручку обязаны были продавать также экспортеры Ирландии, Португалии, Великобритании. Отметим, что, например, в Португалии из 100 % суммы выручки, подлежащей продаже, было возможно вычитать определенные виды расходов (комиссионные, фрахт, страховка).

В Финляндии вначале было введено требование обязательной продажи 100 % валютной выручки, а затем применялось ее разделение: часть валютной

выручки определенные фирмы-экспортеры имели право хранить на специальных валютных счетах и использовать ее для санкционированных расходов, а остальная часть подлежала обязательной продаже. В 1973 г. требование обязательной продажи валютной выручки было отменено.

На определенном этапе своей истории власти Германии, Швейцарии и Швеции принимали законы об обязательной продаже валютной выручки, но в последние годы соблюдение этих ограничений стало необязательным.

Режим обязательной продажи валютной выручки существует во многих развивающихся странах (табл. 3).

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что на практике могут применяться самые разнообразные схемы обязательной продажи — от индивидуального

Порядок продажи валютной выручки в неко

подхода к экспортной выручке отдельных отраслей до требования об обязательной продаже почти всех поступлений в иностранной валюте.

Основными странами — членами МВФ, использовавшими в начале XXI столетия метод обязательной продажи поступлений в иностранной валюте, являлись преимущественно страны Африки, ряд стран Латинской Америки и Азии и отдельные страны Западной Европы.

Приведенные данные по различным группам зарубежных стран свидетельствуют о том, что на практике могут применяться самые разнообразные схемы обязательной продажи валютной выручки в зависимости от специфики их законодательства и структуры экспорта.

Опыт Российской Федерации. Российская Федерация относится к числу стран, активно ис-

Таблица 3

рых развивающихся странах —членах МВФ

№ п/п Страна Краткая характеристика применяемых мер Дата*

1 Афганистан Выручка в иностранной валюте от экспорта изюма, свежих фруктов, шкур животных, шерсти и лекарственных растений подлежит обязательной продаже по рыночному курсу незамедлительно после ее поступления в пользу экспортеров 31.03.2003

2 Алжир Выручка в иностранной валюте от экспорта ряда сырьевых товаров (газ, минеральное сырье и др.) подлежит обязательной продаже в полном объеме непосредственно Банку Алжира, выручка от продажи других товаров, а также «невидимых» услуг подлежит обязательной продаже обслуживающим банкам или на межбанковском валютном рынке в размере 50 % 31.01.2003

3 Бразилия Выручка в иностранной валюте подлежит обязательной продаже не позднее 180 дней с даты отгрузки или 20 дней после поступления выручки (в зависимости от того, какой срок истечет первым). Выручка от экспорта «невидимых» услуг также подлежит обязательной продаже уполномоченным банкам по рыночному курсу 31.12.2002

4 Гана Часть выручки в иностранной валюте в размере от 20 до 40 % от экспорта золота и 98 % выручки от экспорта какао подлежит обязательной продаже Банку Ганы, выручка от нетрадиционного для Ганы экспорта объектом обязательной продажи не является. Предусмотрена обязательная продажа выручки от экспорта «невидимых» услуг (продается уполномоченным банкам) 31.12.2002

5 Гондурас Экспортная выручка в иностранной валюте, за исключением выручки в результате торговли со странами Центральной Америки, подлежит обязательной продаже банкам в течение периода от 20 до 85 дней. Затем банки должны продать всю купленную выручку Центральному Банку Гондураса. При этом экспортеры имеют право оставлять до 30 % выручки для оплаты импорта и расчетов по внешним обязательствам 31.12.2002

6 Мавритания 100 % выручки в иностранной валюте от экспорта рыбных продуктов подлежит «сдаче» ЦБ Мавритании. Он, в свою очередь, 70 % выручки продает на межбанковском валютном рынке, остальные 30 % зачисляются на валютный счет экспортера 31.12.2002

7 Нигерия Выручка от экспорта нефтяной продукции является объектом обязательной продажи, выручка от экспорта иных товаров может быть продана уполномоченным банкам или использована на легитимные цели 31.12.2002

8 Суринам Обязательной продаже подлежит выручка государственных предприятий от экспорта бокситов и нефти, а также выручка от экспорта «невидимых» услуг 31.12.2002

* Дата, на которую действуют указанные в таблице меры.

Источник: Маняхин Т. В. Новый порядок обязательной продажи валютной выручки в России: составляющий элемент масштабной либерализации или вариант компромисса с бизнесом // Финансы и кредит. 2004. № 24. С. 31 — 32 (на основе Annual Report on Exchange Restrictions. 2003. JMF. Washington DC, 2003).

пользовавших обязательную продажу валютной выручки как инструмент валютного регулирования до 1 января 2007 г. Результативность данного метода в нашей стране в части наполнения внутреннего валютного рынка иностранной валюты в первую очередь обусловлена значительными пополнениями экспортной выручкой основных статей российского экспорта в условиях благоприятной ситуации на внешних рынках.

Цель установления норматива обязательной продажи части валютной выручки состояла в обеспечении предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для поддержания курса рубля по отношению к указанным валютам и увеличения золотовалютных резервов. Активным участником операций на внутреннем валютной рынке являлся Банк России, который использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как валютные интервенции (куплю-продажу иностранной валюты), для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (ст. 41 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 29.07.2004).

Объектом обязательной продажи была валютная выручка резидентов (физических индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением (ч. 3, ст. 21 Закона № 173-ФЗ):

1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»; валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных

государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; 3) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги). Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ, определен ЦБ РФ (приложение к Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И): Австралийский доллар Датская крона Доллар США Евро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исландская крона Иена

Канадский доллар Норвежская крона Сингапурский доллар Турецкая лира Фунт стерлингов Шведская крона Швейцарский франк.

Для уменьшения подлежащей обязательной продаже части валютной выручки резидентов учитывались следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с Законом № 173-ФЗ в иностранной валюте (ч. 5, ст. 21):

1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агента валютного контроля;

4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется ЦБ РФ. Обязательная продажа части валютной выручки резидентами (ч. 6, ст. 21):

• осуществлялась в порядке, установленном ЦБ РФ, через уполномоченные банки;

• могла осуществляться в порядке, установленном ЦБ РФ, непосредственно уполномоченными банками и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральным банком РФ.

Уже более 15 лет обязательная продажа экспортной валютной выручки являлась наиболее активно

Таблица 4

Нормативы обязательной продажи части валютной выручки в Российской Федерации

Дата установления Значение норматив, % Нормативно-правовой акт, установивший норматив

С 1 января 1992 г. 40 Указ Президента РФ от 30.12.1991 № 335 «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.»

С 1 июля 1992 г. 50 Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»

С 1 января 1999 г. 75 Федеральный закон от 29.12.1998 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»

С 10 августа 2001 г. 50 Федеральный закон от 08.08.2001 № 130-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования»

С 10 июля 2003 г. 25 Указание Банка России о 09.07.2003 № 1304-У «Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)»

С 30 ноября 2004 г. 10 Инструкция Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте РФ от 08.12.2004 № 6176)»

С 7 мая 2006 г. 0 Указание Банка России от 29.03.2006 № 1676-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте России от 17.04.2006 № 7716»

используемым методом регулирования валютного рынка в РФ наряду с интервенциями и различными валютными ограничениями.

Основным источником поступления валюты в страну остается экспорт товаров, который характеризуется следящими данными (в млрд долл. США): 1999 г. - 75,6; 2000 г. - 105,0; 2001 г. - 101,9; 2002 г. - 107,3; 2003 г. - 135,9; 2004 г. - 183,2; 2005 г. -243,8 и 2006 г. - 303,9.

Рост экспорта товаров преимущественно был связан с повышением цен, особенно на топливно-энергетические товары например, доля топливно-энергетических товаров в экспорте товаров РФ составляла в 2005 г. примерно 64 %.

Учитывая значительные объемы поступления иностранной валюты на внутренний валютный рынок страны (в том числе в связи с сохраняющейся благоприятной конъюнктурой на мировых рынках товаров, составляющих основу российского экспорта), существенно превышающие спрос на нее, Банком России было принято решение о снижении с 7 мая 2006 г. норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами с 10 до 0 %3 (табл. 4).

Министр финансов А. Кудрин назвал отмену обязательной продажи валютной выручки одним

3 ЦБ РФ. Годовой отчет Банка России за 2006 г. С. 109. Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» констатировал, что положения первого абзаца ч. 3 ст. 26 Закона № 173-ФЗ действуют до 1 января 2007 г.

из самых заметных изменений в валютном регулировании. Он отметил: «Что же касается выгод, которые должен приобрести от отмены обязательной продажи непосредственно Центробанк, то это сократит предложение валюты на рынке. Чем меньше предложение валюты, тем меньше ЦБ РФ потребуется печатать рублей для ее скупки. В конечном счете, это должно помочь ЦБ РФ бороться с инфляцией»4.

Таким образом, на основе изложенного выше можно сделать следующие выводы:

1. Многие страны присоединились к ст. VIII Устава МВФ в 1961 г. и в последующий период продолжают сохранять режим обязательной продажи валютной выручки как один из основных методов борьбы с утечкой капитала и поступлений валюты на внутренний валютный рынок.

2. Во многих странах экспортеры обязаны были продавать 100 % или большую часть валютной выручки, постепенно это требование было заменено более либеральным режимом (сократились нормативы, и в ряде случаев были сведены до нуля и увеличились сроки реализации валюты на внутреннем валютном рынке). Международная практика, вместе с тем, предостерегает от излишней поспешности в этом

4 См. подробно: Кравцов А. _6.«Основы валютного регулирования в Российской Федерации» в сборнике: «Проблемы деятельности Центрального банка Российской Федерации по укреплению банковской системы». М.: Издание Академия бюджета и казначейства Минфина РФ, 2000. С. 69 - 76.

деле, о чем свидетельствует опыт Франции.

3. Российская Федерация прошла свой пятнадцатилетий путь от введения обязательной продажи части валютной выручки до ее отмены, путь достижений и неудач. Например, не следует забывать, что первый Президент РФ подписал Указ от 15.03.1999 № 334, которым была одобрена система многочисленных различных льгот и освобождений от обязательной продажи части продажи валютной выручки, что приводило к тому, что бюджет России недополучал до половины установленных нормативами поступлений по этой статье5.

4. Российская Федерация в настоящее время живет в условиях экономического подъема и стабильности, но необходимо иметь в виду, что высокие цены на мировом рынке на топливно-энергетические товары не вечны, и политическая и экономическая ситуация, которая может сложиться в 2008 г., будет менее благоприятной, чем ожидается. Поэтому в арсенале Банка России есть средство, которое поможет в случае неблагополучного изменения ситуации предотвратить резкие колебания рубля и поддержать устойчивое положение платежного баланса России. Банк России оставил за собой право вновь ввести норматив обязательной продажи части валютной выручки для резидентов и поднять его в случае необходимости до 30 %, как это следует из ч. 1 ст. 21 Закона № 173-ФЗ.

5 Ведомости, 2006 г., 30 июня.

литература

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 (в редакции от 03.03.2008).

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 (в редакции от 08.04.2008).

3. Закон РФ от 09.10. 1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

5. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 29.07.2004).

7. Положение Банка России от 28.04.2004 № 256-П «О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам-резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».

8. Годовой отчет Банка России за 2006 г., с. 109; Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

9. Кравцов А. Б. Основы валютного регулирования в Российской Федерации - см.: Проблемы деятельности Центрального банка Российской Федерации по укреплению банковской системы. Сборник. М.: Издание Академии бюджета и казначейства Минфина России, 2000.

Не успели оформить

подписку на 2008 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90

Http://www.fin-izdat.ru E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.