Научная статья на тему 'ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ / ПОЛНОМОЧИЯ РОССИИ КАК ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА / РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ / ГОТОВНОСТИ И РЕАГИРОВАНИЮ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ МЧС РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ведышева Ольга Николаевна, Ведышева Наталия Олеговна, Краличкина Татьяна Юрьевна, Сорокина Елена Александровна

Авторы статьи, определяя международно-правовые проблемы в области обеспечения безопасности в Арктике, исследовали всю совокупность действующего международного и национального законодательства в данной области. Результат проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что международная нормативно-правовая база не отвечает вызовам времени, противоречива и носит общий характер. Находясь на этапе своего становления, она не в состоянии урегулировать развивающиеся отношения государств «арктической восьмерки» с полной гарантией обеспечения безопасности Заполярья, а также разрешить возникающие споры между ними в рамках Арктической стратегии охраны окружающей среды. В связи с этим авторы статьи, исследующие проблемы «арктического» законодательства по обеспечению безопасности региона, посчитали необходимым сделать ряд предложений по его дальнейшему совершенствованию. Так, например, они обосновали необходимость включения в будущую Конвенцию самостоятельного раздела «О порядке и источниках финансирования Рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации», которая входит в состав Арктического совета от МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ведышева Ольга Николаевна, Ведышева Наталия Олеговна, Краличкина Татьяна Юрьевна, Сорокина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAS CHAIRMANSHIP OF THE ARCTIC COUNCIL: NEW OPPORTUNITIES FOR LEGAL SUPPORT FOR THE SECURITY OF THE REGION

The authors of the article, defining the legal regime of the Arctic in the field of prevention, preparedness and response to emergency situations, investigated the totality of the current international and national legislation regulating the relations of the participating states in this direction. The result of the study led to the conclusion that the current international regulatory framework is contradictory, does not meet the spirit of the times, is unable to settle or resolve disputes between the participating States on issues of joint response to natural and man-made emergencies. The existing international conventions and agreements are mainly sources of legal support for the environmental safety of the Arctic within the framework of the Arctic Environmental Protection Strategy adopted in 1991. At the present stage of the growing industrial and economic development of the Arctic territories and the complication of relations between the participating States in the field of prevention, preparedness and response to man-made emergencies, it has become necessary to develop additional regulatory legal acts that contribute to the further development of international cooperation in the Arctic. In connection with these factors, the authors made a number of proposals to improve and harmonize international legal norms in the field under study, justified the need to develop a draft Convention on the legal regime of the Arctic.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

УДК 341.23

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

О.Н. Ведышева

кандидат юридических наук, доцент, доцент Института развития МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: o-vedaQmail.ru

Т.Ю. Краличкина

научный сотрудник Института развития МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: tan kr76Qmail.ru

Н.О. Ведышева

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры (юридических дисциплин) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: vedal20006Qyandex.ru

Е.А. Сорокина

методист Института развития МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск

E-mail: tum-sorok.elenaQmail.ru

Аннотация. Авторы статьи, определяя международно-правовые проблемы в области обеспечения безопасности в Арктике, исследовали всю совокупность действующего международного и национального законодательства в данной области. Результат проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что международная нормативно-правовая база не отвечает вызовам времени, противоречива и носит общий характер. Находясь на этапе своего становления, она не в состоянии урегулировать развивающиеся отношения государств «арктической восьмерки» с полной гарантией обеспечения безопасности Заполярья, а также разрешить возникающие споры между ними в рамках Арктической стратегии охраны окружающей среды. В связи с этим авторы статьи, исследующие проблемы «арктического» законодательства по обеспечению безопасности региона, посчитали необходимым сделать ряд предложений по его дальнейшему совершенствованию. Так, например, они обосновали необходимость включения в будущую Конвенцию самостоятельного раздела «О порядке и источниках финансирования Рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации», которая входит в состав Арктического совета от МЧС России.

Ключевые слова: правовой режим Арктики, полномочия России как председателя Арктического совета, Рабочая группа по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации, аварийно-спасательные и поисково-спасательные центры МЧС России в арктическом регионе.

Цитирование: Ведышева О.Н., Ведышева Н.О., Краличкина Т.Ю., Сорокина Е.А. Председательство России в Арктическом совете: новые возможности правового обеспечения безопасности региона // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. № 2 (53). С. 76 - 83.

Актуальность данной статьи, посвященной правовым аспектам арктического законодательства, призванного обеспечивать безопасность региона в рамках полномочий России как председателя Арктического совета, обусловлена следующими объективными и субъективными факторами:

1. В настоящее время освоение Арктики вышло на новый уровень сотрудничества со стороны государств «арктической восьмерки». Однако отношения между ними во многих сферах деятельности усложнены устаревшим законодательством. Юристы-практики, представляющие сферу международных арбитражных судов, разрешающих споры субъ-

ектов по вопросам Арктики, обратились к правоведам государств-участников с просьбой обновить данное арктическое законодательство, разработав современную систему нормативно-правовых актов, которая была бы способна регулировать и разрешать конфликтные ситуации сторон в соответствии с вызовами времени, включая сферу предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (далее — ЧС).

Так, например, законодательством не урегулирован вопрос о правовом режиме Арктики. А он начинается с юридической процедуры разграничения арктической территории между государствами-участниками. Неопределен-

ность данной процедуры порождает серьезные споры сторон, но из-за отсутствия международной правовой базы в этой сфере арбитражные суды отказывают сторонам в принятии исков.

На практике государства-участники действуют вне закона. Участки арктической территории закрепляются ими произвольно. В отношениях главенствует принцип, получивший название «секторальное» разграничение территорий. Данный вопрос находит свое отражение публикациях ученых юристов [8]. Как правило, теоретики права обращают внимание на то, что разграничение арктических участков между государствами-участниками происходит на основе их личных интересов, без учета мнения других государств «арктической восьмерки». Однако подобные договоры между сторонами не порождают никаких правовых последствий и признаются ничтожными с момента их заключения.

На такой «зыбкой» бытовой основе регулирования отношений между государствами-участниками невозможно формирование правового режима Арктики. Усугубляется данное положение тем, что до настоящего времени в международном законодательстве не определены также юридические понятия как: статус северного морского пространства Арктики, включая Северной морской путь, статус внутренних морских вод и Континентального шельфа. Названные юридические категории входят в содержание правового режима Арктики, включая предупреждение, готовность и реагирование на ЧС.

Перечисленные обстоятельства позволяют сделать вывод о необходимости организации правотворческой работы над проектами будущих международных конвенций и нормативных правовых актов по определению правового режима Арктики и обеспечению безопасности региона. Авторы статьи считают своим долгом принять в этом участие.

2. Арктика на современном этапе развития цивилизации, в эпоху ожесточенного соперничества за природные ресурсы, находится в центре внимания многих правительств арктических и неарктических государств как огромная кладовая нефти, газа, золота, алмазов, платины, никеля, урана, а также редких видов

флоры и фауны. Она как уникальный объект природы по праву слывет творческой «лабораторией» для ученых-исследователей Севера, а также юристов-экологов, правоведов, представителей различных межправительственных и международных организаций, занятых в сфере охраны окружающей среды и разработки «арктического» законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Российская Рабочая группа по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС, делегированная в Арктический совет от МЧС России, принимает активное участие в предупреждении и ликвидации ЧС на всей территории Арктики и ее судьба не безразлична авторам статьи. Полномочия российской Рабочей группы до настоящего времени не определены нормами международного права. Данное обстоятельство не позволяет в критических ситуациях возникновения ЧС оперативно принимать самостоятельные решения по реагированию на стихийные бедствия. Это происходит по двум причинам.

Первая причина заключается в том, что любая рабочая группа, находящаяся в составе Арктического совета, согласно главному международному источнику, Оттавской декларации, не имеет самостоятельного статуса и собственных финансовых средств. Вторая причина связана с тем, Арктический совет, который руководит рабочими группами, имеет статус международной организации, также не имея собственной финансовой базы. Его деятельность зависит от спонсорской помощи юридических лиц и общественных организаций. Перечисленные объективные факторы не содействуют развитию деятельности Рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС, а устаревшие положения Оттавской декларации не способны разрешить данные проблемы [1].

Авторы статьи считают целесообразным восполнить существующий правовой пробел новыми современными новеллами с учетом принципов международного сотрудничества в Арктике. По мнению авторов статьи, при работе над новыми правовыми актами следует ориентироваться на конкретные виды деятельности по обеспечению безопасности регио-

на в сфере поисково-спасательных и пожарно-спасательных операций, ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, организации системы управления по поиску и спасению морских судов, терпящих бедствие, и

Т д

4. Российская Федерация, будучи в настоящее время председателем Арктического совета в рамках своих полномочий поставила перед собой задачу по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства с учетом стратегических направлений государственной политики на период до 2035 года [2, 3].

Авторы статьи констатируют: Россия за год своего председательства в Арктическом совете внесла ряд существенных предложений в проект Конвенции о правовом режиме Арктики, включая сферу предупреждения, готовности и реагирования на ЧС. Однако при разработке нормативных правовых актов, дополняющих ныне действующее международное законодательство, на взгляд авторов, не учтены основные положения национального законодательства в рассматриваемой сфере [2, 3, 4].

Во время правотворческого процесса по совершенствованию действующего законодательства целесообразно, по мнению авторов, использовать положения действующих международных и национальных нормативных правовых актов, гармонизировав их с учетом требований времени и взяв за основу такие источники, как:

- Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 г. № 755-р «О подписании Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 769-р «О подписании Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике».

Государственная и международная деятельность России неразрывно связана с Арктикой [11]. С одной стороны, наше государство большое внимание уделяет социально-

экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации и обеспечению её экологической безопасности. С другой стороны, приняв пост председателя Арктического совета, является лидером в области развития международного сотрудничества по вопросам Арктики и обеспечения её комплексной безопасности на основе разработанного современного законодательства.

Ответственность России за будущее развитие арктического региона, дальнейшее совершенствование арктического законодательства и обеспечение безопасности Заполярья значительно возросла после перехода к ней председательства в Арктическом совете от Исландии [5]. Новый председатель Арктического совета опирается на огромный опыт, полученный в ходе организации деятельности в Арктической зоне Российской Федерации и опыт МЧС России. Правительство Российской Федерации разработало, а государства-участники утвердили на двухлетний период председательства России достойную содержательную Комплексную программу «Ответственное управление для устойчивой Арктики» [6]. В соответствии с ней осуществляются намеченные мероприятия.

Следует заметить, что став председателем Арктического совета, Россия приобрела качественно новый правовой статус в системе стран «арктической восьмерки» по координации их деятельности в Арктике. До этого в Арктический совет входила от Российской Федерации всего лишь Рабочая группа по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС, делегированная от МЧС России.

В чем же заключаются юридическое содержание председательства в Арктическом совете с точки зрения закона? Для ответа на этот вопрос, следует, по мнению авторов, проанализировать основные этапы становления Арктического совета в качестве международной межправительственной региональной организации приполярных государств в области охраны окружающей среды Арктики и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.

Первым нормативным актом в рамках Арктической стратегии охраны окружающей среды стала Оттавская декларация. В ней

был провозглашен основной правовой постулат: председатель Арктического совета координирует деятельность рабочих групп по каждому из направлений: по устранению загрязнений в Арктике; развитию мониторинга арктической среды; сохранению арктической флоры и фауны; предупреждению, готовности и реагированию на ЧС; защите арктической морской среды и устойчивому развитию приполярных районов. При этом в тексте источника дано разъяснение о том, что помогают председателю Арктического совета в работе представители организаций коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Названа также структура Арктического совета, в которую входят: Секретариат Арктического совета и Секретариат коренных народов. Их совместная штаб-квартира находится в Норвегии, в городе Тромсё. Секретариат занимается оперативными делами Арктического совета по поручению его руководства. Особое правовое положение занимает в организации Комитет старших должностных лиц, формирующийся из представителей Министерств иностранных дел. Они собираются раз в полгода для обсуждения особо важных международных вопросов, включая разработку проектов будущих законов.

Повседневную деятельность под эгидой Арктического совета выполняют шесть рабочих групп. Их проекты и программы обеспечивают дальнейшее сотрудничество государств-участников и «...выявляют новые возможности регионального взаимодействия, прежде всего, в сфере устойчивого экономического развития Арктики и защиты ее окружающей среды» [7].

Устойчивое развитие Арктического региона подразумевает экологически обоснованное экономическое и социальное развитие общества, нацеленное на улучшение благосостояния и защиту всей планеты. В российском законодательстве концепция реализуется через достижение баланса между экономическими, экологическими и социальными интересами общества [8].

Однако действующее международное законодательство в данной сфере при выполнении столь благородных задач участниками процесса требует обновления и разработки современ-

ных конвенций и договоров, которые бы позволили обеспечить безопасность региона в рамках Арктической стратегии охраны окружающей среды. С этой целью предстоит закончить работу над проектом Конвенции о правовом режиме Арктики, включая сферу предупреждения, готовности и реагирования на ЧС.

Однако, до сегодняшнего дня каждое государство-участник, осуществляя свою деятельность в Арктике, вынуждено руководствоваться устаревшим международным законодательством, в котором не прописан правовой режим Арктики. Исключением является правовое регулирование деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

Авторы статьи, полагают, что в ходе правотворческого процесса над упомянутым проектом будущей Конвенции следует одновременно отредактировать положения Декларации об учреждении Арктического совета 1996 года, включив в её текст несколько недостающих правовых новелл. В тексте названной Декларации, должна быть сформулирована основная юридическая категория: «правовой статус» Арктического совета. Не изложены в источнике критерии формирования статуса Арктического совета в системе международных координат сотрудничества, не прописаны источники и порядок финансирования деятельности данной международной организации, а также полномочия председателя Арктического совета, не урегулированы правовые статусы подведомственных совету рабочих групп, включая Рабочую группу по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС.

Требует своего обновления Оттавская декларация. В данном правовом источнике изложены лишь общие принципы и параметры работы Арктического совета, назван метод принятия решений консенсусом без раскрытия его процедуры, определен порядок перехода председательства от государства-участника другому государству-участнику, но без юридического определения компетенций назначаемого председателя.

В преамбуле источника провозглашена цель создания международной организации: «...устойчивое развитие Арктического региона, включая экономическое, социальное развитие, развитие здравоохранения, культуру,

включая защиту арктической природной среды, здоровье арктических экосистем, поддержание жизни биологического разнообразия Арктического региона и стабильное использование природных ресурсов» [1].

Из-за краткости данного правового источника, несоответствия его основного смысла новым задачам международного сотрудничества в Арктике, он подвергается критике со стороны ученых-юристов.

Авторы статьи поддерживают критическое мнение ученых-юристов и предлагают простой выход из сложившейся ситуации. Дело в том, что Оттавская декларация не прошла процедуру обязательной регистрации в ООН, как того требуют нормы международного права, и по этой причине не является классическим международным нормативным правовым актом. По этой причине её легко обновить без каких-либо специальных разрешений путем внесения в существующий текст новых нужных новелл, а после проведенной редакции зарегистрировать Оттавскую декларацию в ООН. Обновленная таким образом Декларация, в чем уверены авторы, вполне ускорит процесс работы над проектом будущей Конвенции о правовом режиме Арктики, включая сферу по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС и явится подспорьем в обеспечении безопасности региона.

Авторы статьи, делая предложения по совершенствованию законодательства, предлагают включить в проект Конвенции о правовом режиме Арктики положения о создании в Арктическом совете фонда финансовых и материальных ресурсов по ликвидации ЧС [9]. Подобные фонды (резервы) финансово-материальных ресурсов, привлекаемые МЧС России в экстренных ситуациях различных бедствий, уже существуют в Российской Федерации. Целесообразно создавать их и на международном уровне.

В России названные резервы финансовых и материальных ресурсов обеспечиваются федеральными органами, в Арктическом совете, руководствуясь логикой, источниками финансирования могут быть сами государства-участники.

Ценные рекомендации по совершенствованию арктического законодательства представ-

лены общественности Некоммерческим партнерством «Российский совет по международным делам» в докладе об Арктическом совете на период председательства в нем России [7]. Его авторы проанализировали взаимодействие Арктического совета с Арктическим форумом береговых охран, Арктическим экономическим советом, с международным арктическим научным комитетом и другими межправительственными региональными арктическими организациями.

Однако поддерживая законодательные инициативы названного некоммерческого партнерства, авторы обратили внимание на то, что в докладе не раскрыта сущность международно-правового механизма управления деятельностью Рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации в Арктике, которая по-прежнему руководствуется лишь общими правилами и опытом, полученным в МЧС России.

Авторы статьи обосновывают также необходимость внесения в проект будущей Конвенции о правовом режиме Арктики дополнительных правовых новелл о международной защите деятельности Рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС.

В настоящее время данная Рабочая группа находится на роли «Золушки»: её деятельность, начиная с 2014 года, поддерживается лишь за счет спонсорской помощи: финансовых средств Северной экологической финансовой корпорации, а также финансовой поддержки национальных и международных банков, частных фондов и организаций. Международной защиты её статуса нет. По мнению авторов, данная проблема в скором времени будет разрешена Россией в качестве председателя Арктического совета. Она уже приступила к обсуждению данного вопроса с представителями государств-участников [10].

Председательство России в Арктическом совете, осуществляемое в соответствии с положениями Комплексной программы «Ответственное управление для устойчивой Арктики», открыло новые возможности правового обеспечения безопасности вверенного ей региона. Авторы статьи полагают, что предло-

женные ими варианты рекомендаций и предложений по совершенствованию международного законодательства могут быть учтены в ходе разработки проекта будущей Конвенции

о правовом режиме Арктики, включая сферу предупреждения, готовности и реагирования на ЧС природного и техногенного характера.

Литература

1. Декларация об учреждении Арктического совета от 19.09.1996 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901880137 (дата обращения: 09.03.2022).

2. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347129 (дата обращения: 01.03.2022).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381261 (дата обращения: 01.03.2022).

4. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065 (дата обращения: 09.03.2022).

5. Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество» статья: «Россия стала председателем Арктического совета: наши приоритеты» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: / / www.rgo.ru/ги/article / rossiya-stala-predsedatelem-v-arkticheskom-sovete-nashi-prioritety (дата обращения: 09.03.2022).

6. Программа председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mid.ru/upload/iblock/c2d/nporpaMMa.pdf (дата обращения: 09.03.2022).

7. Вылегжанин А.П. Арктический совет: статус и деятельность. Доклад №67/2021 / Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2021. 94 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/papers/Arctic-Council-Report67-Ru.pdf (дата обращения: 09.03.2022).

8. Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia //в сборнике: E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. C. 05003

9. Методические рекомендации МЧС России по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 10 .08.2018 г. №2-4-71-18-14 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71943680/ (дата обращения: 14.03.2022).

10. Заседание рабочей группы арктического совета в режиме видеоконференции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://morspas.com/news/zasedanie-rabochej-gruppy-arkticheskogo-soveta-proshlo-v-rezhime-videokonferencii.html (дата обращения: 14.03.2022).

11. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902395150 (дата обращения: 14.03.2022).

RUSSIAS CHAIRMANSHIP OF THE ARCTIC COUNCIL: NEW OPPORTUNITIES FOR LEGAL SUPPORT FOR THE SECURITY OF THE REGION

Olga VEDYSHEVA

candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the development Institute of the EMERCOM of Russia Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: o-vedaQmail.ru

Tatiana KRALICHKINA

researcher at the development

Institute of the EMERCOM of Russia

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: tan kr76Qmail.ru

Natalia VEDYSHEVA

candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department (legal disciplines) Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk

E-mail: vedal20006Qyandex.ru

Elena SOROKINA

methodologist at the development Institute of the EMERCOM of Russia Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk

E-mail: tum-sorok.elenaQmail.ru

Abstract. The authors of the article, defining the legal regime of the Arctic in the field of prevention, preparedness and response to emergency situations, investigated the totality of the current international and national legislation regulating the relations of the participating states in this direction. The result of the study led to the conclusion that the current international regulatory framework is contradictory, does not meet the spirit of the times, is unable to settle or resolve disputes between the participating States on issues of joint response to natural and man-made emergencies. The existing international conventions and agreements are mainly sources of legal support for the environmental safety of the Arctic within the framework of the Arctic Environmental Protection Strategy adopted in 1991.

At the present stage of the growing industrial and economic development of the Arctic territories and the complication of relations between the participating States in the field of prevention, preparedness and response to man-made emergencies, it has become necessary to develop additional regulatory legal acts that contribute to the further development of international cooperation in the Arctic. In connection with these factors, the authors made a number of proposals to improve and harmonize international legal norms in the field under study, justified the need to develop a draft Convention on the legal regime of the Arctic.

Keywords: the legal regime of the Arctic, the Arctic Council, the legal status of the Arctic Council, the Working Group on Prevention, Preparedness and Response to Emergencies within the Arctic Council, emergency rescue and search and rescue centers of the Russian Emergencies Ministry in the Arctic region.

Citation: Vedysheva O.N., Vedysheva N.O., Kralichkina T.Y., Sorokina E.A. Russias chairmanship of the Arctic council: new opportunities for legal support for the security of the region // Scientific and educational problems of civil protection. 2022. № 2 (53). S. 76 - 83.

References

1. Declaration on the establishment of the Arctic Council of September 19, 1996 [Electronic resource] -Access mode: https://docs.cntd.ru/document/901880137 (date of access: 03/09/2022).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated March 5, 2020 No. 164 "On the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035" [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347129 (date of access: 03/01/2022).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of March 30, 2021 No. 484 "On approval of the state program of the Russian Federation "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation "[Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381261 (date of access: 03/01/2022).

4. Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2020 No. 645 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period until 2035"[Electronic resource] - Access mode: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065 ( date of access: 09.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ail-Russian public organization "Russian Geographical Society"article: "Russia became the chairman of the Arctic Council: our priorities "[Electronic resource] - Access mode: https: / / www.rgo.ru/ru/article / rossiya-stala-predsedatelem- v-arkticheskom-sovete-nashi-priorityty (date of access: 03/09/2022).

6. Program of the Chairmanship of the Russian Federation in the Arctic Council in 2021-2023 [Electronic resource] - Access mode: https://www.mid.ru/upload/iblock/c2d/Programme.pdf (date of access: 03/09/2022).

7. Vylegzhanin A.N. Arctic Council: status and activities. Report No. 67/2021 / Russian International Affairs Council (RIAC). - M.: NP RIAC, 2021. 94 s. [Electronic resource] - Access mode: https://russiancouncil.ru/papers/Arctic-Council-Report67-Ru.pdf (date of access: 09.03.2022).

8. Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia //in the collection: E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. S. 05003

9. Methodological recommendations of the Ministry of Emergency Situations of Russia on the creation, storage, use and replenishment of reserves of material resources for the elimination of natural and man-made emergencies dated August 10, 2018 No. 2-4-71-18-14 [Electronic resource] - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71943680/ (date of access: 03/14/2022).

10. Meeting of the working group of the Arctic Council via videoconference [Electronic resource] - Access mode: http: / / morspas.com / news / zasedanie-rabochej-gruppy-arkticheskogo-soveta-proshlo-v-rezhime-videokonferencii.html (date of access: 14.03.2022).

11. Agreement on cooperation in aviation and maritime search and rescue in the Arctic [Electronic resource] -Access mode: https://docs.cntd.ru/document/902395150 (date of access: 03/14/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.