УДК 364.467
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СТАТУСА ДОБРОВОЛЬЦА (ВОЛОНТЕРА), УЧАСТВУЮЩЕГО В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
О.Н. Ведышева
кандидат юридических наук, доцент Института развития МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: o-vedaQmail.ru
Т.Ю. Краличкина
научный сотрудник Института развития МЧС России
Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: tan kr76Qmail.ru
Аннотация. Исследование действующего законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Российской Федерации, регулирующего становление института добровольческих (волонтерских) организаций и объединений позволило авторам определить в нем «слабые звенья», не соответствующие требованиям и стандартам национального и международного права. Авторы видели свою задачу в устранении «уязвимых» мест в действующих нормативных правовых актах путем выработки новых предложений по их дальнейшему совершенствованию с целью более эффективного исполнения «Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года».
В данной статье авторам удалось сделать ряд предложений по редакции действующих региональных нормативных правовых актов Российской Федерации по укреплению института правовой защиты статуса добровольца (волонтера) в соответствии с требованиями названной Концепции.
Ключевые слова: концепция, добровольческая (волонтерская) деятельность, правовой статус добровольца (волонтера) и формы его защиты, гражданско-правовой договор, возмещение вреда, финансовая компенсация за потерю кормильца в ЧС, исковое заявление. Цитирование: Ведышева О.Н., Краличкина Т.Ю. Правовая защита статуса добровольца (волонтера) , участвующего в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 3 (50). С. 77-84.
Актуальность данной статьи обусловлена Концепцией содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) [9]. Согласно ее требованиям предстоит:
урегулировать правоотношения субъектов по развитию добровольческой деятельности в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Российской Федерации;
сформировать единую базу нормативных актов в каждом субъекте Российской Федерации, в которой будет уделено достойное место правовому институту по защите социальных гарантий и льгот добровольцев (волонтеров). Нормы данного правового института должны предусмотреть процедуру возмещения нанесенного вреда и оказания материальной помощи тем из них, кто частично или полностью потеряли трудоспособность при исполнении долга во время ЧС и при этом не име-
ли с организацией каких-либо договоров или относились к категории «неработающие граждане» ;
разработать социальные гарантии на всей территории субъекта РФ для семей добровольцев (волонтеров), потерявших кормильца во время ликвидации ЧС.
С целью дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере авторы внесли предложения в Проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также в трудовое законодательство. Предложения обоснованы судебной практикой, дополняют правовой статус добровольца (волонтера), формулируются впервые и поэтому отличаются новизной.
Правовые инициативы авторов по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства в области деятельности добровольцев в рамках МЧС России не затрагивают вопросов регулирования правоотношений добровольцев (волонтеров) в таких сфе-
pax как социальное обслуживание, развитие физкультуры и спорта, подготовка и проведение спортивных мероприятий и Олимпийских игр, охрана и защита окружающей среды.
Нормативная правовая база, являющаяся основой в регулировании порядка создания разного вида добровольческих (волонтерских) организаций и объединений на территории России, определяющая правовой режим их деятельности, вполне отвечает современным требованиям национального и международного права [1; 3-8].
В силу данного объективного фактора она, по нашему мнению, не нуждается ни в расширении списка новых проектов федеральных законов, ни в существенной редакции уже действующих нормативных правовых актов.
В отличие же от четкой системы федерального законодательства в области регулирования деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и объединений региональные нормативные правовые акты, прямо или косвенно касающиеся содействия такому развитию в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, находятся в стадии становления и требуют существенной доработки: замены устаревших положений современными правовыми новеллами на основе требований федеральных законов и принципов гармонизации с его нормами, а также редакции имеющихся статей в соответствии с требованием времени. Процесс правотворчества в данном направлении проходил и проходит в строгих рамках Концепции.
Однако многие новеллы данной Концепции в условиях дефицита финансовых средств в регионах России, предусматривающие правовой порядок оплаты проезда добровольцев (волонтеров) в зону чрезвычайной ситуации, их проживание, питание, лечение и реабилитацию в случае утраты здоровья остаются лишь декларацией.
Именно поэтому статус добровольца (волонтера) в региональных правовых актах закреплен формально, не содержит перечня конкретных компенсаций и льгот, как это предусмотрено в Федеральном законе [10] в ст. 18 «Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным и работникам пожарной охраны» дан исчерпывающий пе-
речень социальных гарантий добровольцам-пожарным (волонтерам).
Отсутствует или слабо прописан в региональных нормативных правовых актах о содействии развитию добровольчества (волон-терства) раздел о правовом регулировании финансовой компенсации семье добровольца (волонтера), по потере кормильца в результате негативных последствий при ликвидации ЧС в случаях отсутствия у него гражданско-правового договора с добровольческой (волонтерской) организацией об условиях наступления страховых случаев;
Вне правового поля остаются «предполагаемые» социальные гарантии и льготы добровольцев (волонтеров), пострадавших в ходе профилактики и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, если добровольцы на момент ЧС значились в категории как «неработающие граждане».
Существенную помощь в развитии правотворческого процесса в регионах в рамках Концепции, в частности, по формированию статуса добровольца (волонтера), оказывало и оказывает МЧС России. Так, например, вместе с Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан проект важных инициатив в Постановление Правительства РФ [11].
На основе данного Постановления в целях исполнения Плана по реализации Концепции были своевременно изданы приказы МЧС России, определившие стратегию деятельности в указанной сфере:
«Об утверждении Дорожной карты и состава рабочей группы по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в МЧС России» от 11 октября 2019г. № 578 [12];
«Об утверждении Порядка взаимодействия МЧС России с организаторами добровольческой (волонтёрской) деятельности... », подробно изложивший Порядок организации взаимодействия МЧС России, его территориальных органов и подведомственных МЧС России подразделений ФПС ГПС, спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, образовательных и медицинских
учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» от 15 июня 2020 г. № 422 [13].
Инициатива МЧС России по совершенствованию нормативной правовой базы в рамках Концепции позволила во всех субъектах Российской Федерации своевременно начать работу на местах по организации правовой базы, призванной регулировать многочисленные отношения субъектов. Во всех субъектах Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты с учетом задач, сформулированных в Концепции.
Однако знакомство с содержанием нормативных правовых актов, принятых в субъектах Российской Федерации, (и тут мы солидарны с выводами МЧС России) показывает, что в большинстве регионов они требуют существенной доработки, редакции тех или иных положений в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции. Так, например, институт правового статуса добровольцев, включающий раздел «Права и обязанности добровольцев (волонтеров)» и «Материальное стимулирование деятельности добровольцев (волонтеров)» в региональных нормативных правовых актах, на наш взгляд, не всегда содержит все его существенные признаки, которые являются обязательными с точки зрения теории права. К ним целесообразно отнести постулаты правовой защиты добровольцев (волонтеров), пострадавших во время ликвидации чрезвычайной ситуации и не имеющих по той или иной причине гражданско-правовых договоров с добровольческой (волонтерской) организацией.
Мы внимательно проанализировали практику российских судов, в которые добровольцы (волонтеры) обращались с исками по возмещению вреда в результате участия в ЧС. Тысячи исков разрешаются судами не в пользу добровольцев (волонтеров) или нередко остаются без рассмотрения в силу отсутствия между сторонами гражданско-правового договора, предусматривающего страховые случаи. Исковые требования пострадавших удовлетво-
ряются судами, как правило, частично.
Отклоняются исковые заявления, поступившие в суд, оставшись без рассмотрения, если семьи заявляют свои требования по выплате компенсации за потерю кормильца, погибшего в результате ликвидации ЧС. В судебном постановлении указывается причина: доброволец (волонтер) на момент участия в чрезвычайной ситуации значился в категории «неработающие граждане».
Напомним важное обстоятельство, что доброволец (волонтер) во время ЧС в соответствии с Уставом добровольческой (волонтерской) организации действует бескорыстно, на безвозмездной основе, в свободное от работы время. В соответствии с действующим гражданским законодательством, безвозмездные условия участия в любом добровольческом (волонтерском) объединении не порождают правовых последствий по возмещению вреда.
Правовым основанием для защиты своих прав и законных интересов является исключительно гражданско-правовой договор или конкретный нормативный правовой акт. Судебная практика свидетельствует о том, что добровольцы (волонтеры), как правило, в силу правовой неграмотности не заключают гражданско-правовых договоров со своей добровольческой (волонтерской) организацией, чего в обязательном порядке требует Гражданский кодекс РФ [2].
В противном случае Гражданский кодекс РФ и Гражданско-процессуальный кодекс РФ бессильны защитить исковые требования потерпевшего или семьи потерпевшего по потере кормильца.
Таким образом, очевидна цена формального подхода к разработке регионального законодательства, призванного при осуществлении мероприятий по содействию развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации защитить права и законные интересы самого добровольца (волонтера), не оставлять его и его семью в трагических ситуациях вне правового поля в роли «золушки».
Данные правовые «промахи» в региональном законодательстве не поздно устранить, так как в субъектах России правотворческая работа над ними продолжается. И тут це-
лесообразно, на наш взгляд, более развернуто сформулировать в нормативных правовых актах диспозиции и гипотезы статей с учетом особенностей и возможностей конкретного региона, дополнить раздел «правовой статус добровольца (волонтера)» социальными гарантиями в рамках Конвенции, облекая их в правовые новеллы в соответствии с нормами федерального и «чрезвычайного» законодательства.
Рассмотрим по этому случаю некоторые нормативные правовые акты по интересующей нас тематике в свете выводов МЧС России, сделанных в официальном документе «Анализ развития добровольной пожарной охраны в Российской Федерации по итогам 2019 года» и с которыми наши заключения совпадают [14].
В качестве положительного опыта работы над проектами регионального законодательства чрезвычайным министерством названа Ульяновская область. Действительно, в ее региональном нормативном правовом акте о содействии развитию добровольчества (волон-терства) в Ульяновской области до 2025 года юридически грамотно изложены все разделы и прописаны все требуемые федеральным законодательством темы. Большое внимание уделено разделу «Правовой статус добровольца (волонтера)». С выводом министерства мы единодушны.
Республика Татарстан также достойно поработала над нормативным правовым актом по исполнению названной Концепции. В статус добровольца (волонтера) дополнительно включены такие льготы, как материальное вознаграждение по итогам работы, денежная компенсация за время отсутствия добровольца (волонтера) по месту постоянной работы.
В Тамбовской области на основании выписок из реестра добровольным пожарным предоставляется дополнительная льгота по устройству детей в дошкольные детские учреждения, а в Смоленской области на основании персональной карты добровольца (волонтера) реализуется возможность бесплатного или льготного посещения специальных образовательных, культурных, спортивных и волонтерских мероприятий. Законодательством Московской и Калужской областей предусмот-
рено присвоение почетного звания - заслуженный пожарный, в Брянской области вручение почетного знака - «Почетный добровольный пожарный Брянской области», в Кемеровской области - вручение нагрудного знака «Готов к спасению жизни» и т.д.» [14].
Таким образом, в регионах Российской Федерации продолжается работа по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы по регулированию отношений субъектов в области содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации. И тут, на наш взгляд, целесообразно обратиться за помощью к правовым классическим новеллам Концепции и Плану мероприятий по ее реализации [9], а также взять на вооружение подробные Методические рекомендации [15], которые предусматривают более широкие полномочия для территориальных органов МЧС России, органам исполнительной власти субъектов РФ по формированию регионального законодательства в области содействия развитию добровольчества (волонтерства).
Перечисленные правовые документы и Методические рекомендации позволят гармонизировать разрабатываемые и редактируемые нормы региональных нормативных правовых актов в соответствии с Федеральными законами. В частности, речь идет о становлении правового института по защите прав и законных интересов добровольцев (волонтеров), занятых в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций.
Без данного правового института содействие развитию добровольчества (волонтерства), на наш взгляд, не приведет к желаемой цели, которая сформулирована в Концепции. И пока статус остается в стадии становления, с точки зрения закона, доброволец вынужден будет обращаться в суд за решением своих вопросов. О чем свидетельствует судебная практика по рассмотрению судебных споров по искам потерпевших в ЧС добровольцев (волонтеров) или их семей в случае потери кормильца, участвующего при ликвидации ЧС.
В соответствии с Концепцией, Планом мероприятий по ее реализации до 2025 года и федеральными законами в области защиты населения и территорий от ЧС предусматриваются дополнительные льготы и компенса-
ции для добровольцев (волонтеров), которые непременно должны быть отражены в региональном законодательстве:
денежная компенсация за использование личного транспорта для исполнения обязанностей;
материальное вознаграждение по итогам работы;
дополнительные дни отпуска; компенсацию части оплаты за коммунальные услуги и за использование средств телефонной связи;
бесплатный проезд в общественном транспорте;
ежегодные выплаты на оздоровление; бесплатное получение в собственность земельного участка для строительства дома;
предоставление льгот по устройству детей в дошкольные детские учреждения;
первоочередное поступление детей в кадетские образовательные учреждения и т.д.
Однако даже кратко рассмотренное содержание региональных нормативных правовых актов в данной сфере, позволяет сделать вывод о том, что перечисленные и столь желаемые добровольцами (волонтерами) льготы и компенсации, предусмотренные федеральным законодательством, недостаточно полно отражены в региональных нормативных правовых актах. Нам не удалось обнаружить на практике ни одного регионального нормативного правового акта, посвященного содействию развития добровольчества (волонтерства), который бы в совокупности закрепил все перечисленные льготы и компенсации. Например, в ред-
ких региональных нормативных актах имеется положение о возмещении вреда потерпевшему добровольцу (волонтеру) во время ЧС, если он числится в категории «неработающие граждане». Ни в одном правовом документе региона не предусматривается финансовая компенсация за потерю кормильца во время ЧС из данной категории добровольцев (волонтеров). Не разрешается указанная проблема и действующим трудовым законодательством. По этой причине суды отказывают в удовлетворении заявленных исковых требований со стороны представителей истцов.
В связи с этим мы поддерживаем предложения МЧС России по внесению изменений в Федеральный закон [6] в части его дополнения новым видом добровольческой деятельности -участии в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации [16], а также предложение о сохранении добровольцам (волонтерам), отнесенным к категории неработающих граждан, социальных гарантий и льгот, установленных Федеральным законом
[Ю].
Таким образом, целесообразно, на наш взгляд, при дальнейшем совершенствовании законодательства в рассматриваемой области учесть перечисленные нами проблемы и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в рамках исполнения Концепции [9] с целью эффективного выполнения задач, поставленных государством.
Литература
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 06.04.2021).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 06.04.2021).
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (дата обращения: 06.04.2021).
4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693 (дата обращения: 06.04.2021).
5. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7041 (дата обращения: 06.04.2021).
6. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o (дата обращения: 06.04.2021).
7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (дата обращения: 06.04.2021).
8. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99113 (дата обращения: 06.04.2021).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р «Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/985421fabalda8d5a7dd327f05ae6cd5f9aa 2с4с (дата обращения: 06.04.2021).
10. Федеральный закон от 06 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113763/ (дата обращения: 06.04.2021).
11. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/72116618/ (дата обращения: 06.04.2021).
12. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11.10.2019 года, № 578 «Об утверждении Дорожной карты и состава рабочей группы по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в МЧС России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-mchs-rossii/3173 (дата обращения: 06.04.2021).
13. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.06.2020 г. № 422 «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-mchs-rossii/5028 (дата обращения: 06.04.2021).
14. «Анализ развития добровольной пожарной охраны в Российской Федерации по итогам 2019 года» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://пpoтacoвcкoe.pф/tinybrowser/files/gochs/analiz_dpo_2019.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
15. Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по организации работы с добровольческими (волонтерскими) организациями и гражданами по вопросам их привлечения к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения 2020 г. ФГБУ «ВНИИ
по проблемам ГО и ЧС МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sudact.ru/law/metodicheskie-rekomendatsii-dlia-territorialnykh-organov-mchs-rossii_8 (дата обращения: 06.04.2021).
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71426800 (дата обращения: 06.04.2021).
LEGAL PROTECTION OF THE STATUS OF A VOLUNTEER (VOLUNTEER) PARTICIPATING IN THE PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY
SITUATIONS
Olga VEDYSHEVA
Ph.D. (Legal Sciences), Associate professor of the Institute of development of the EMERCOM of Russia Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: o-vedaQmail.ru
Tatiana KRALICHKINA
Research associate of the Institute of development of the EMERCOM of Russia Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: tan kr76Qmail.ru
Abstract. The study of the current legislation in the field of protection of the population and territories from emergency situations, ensuring fire safety and human safety on water bodies of the Russian Federation, regulating the formation of the institute of voluntary (volunteer) organizations and associations, allowed the authors to identify "weak links"in it that do not meet the requirements and standards of national and international law. The authors saw their task in eliminating the "vulnerable"places in the existing regulatory legal acts by developing new proposals for their further improvement in order to more effectively implement the "Concept for Promoting the Development of Volunteerism (Volunteerism) in the Russian Federation until 2025"[9].
In this article, the authors managed to make a number of proposals for the revision of the existing regional legal acts of the Russian Federation to strengthen the institution of legal protection. Keywords: concept, voluntary (volunteer) activity, the legal status of the volunteer (volunteer) and the forms of its protection, civil contract, compensation for harm, financial compensation for the loss of the breadwinner, statement of claim.
Citation: Vedysheva O.N., Kralichkina T.Yu. Legal protection of the status of a volunteer (volunteer) involved in the prevention and liquidation of emergency situations // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. № 3 (50). S. 77-84.
References
1. The Constitution of the Russian Federation [Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (date of access: 06.04.2021).
2. Civil Code of the Russian Federation (Article 117) [Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (date of access: 06.04.2021).
3. Federal Law №. 68-FZ of December 21, 1994 "On the Protection of the Population and Territories from Natural and Man-made Emergencies character" [Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (date of access: 06.04.2021).
4. Federal Law №. 82-FZ of May 19, 1995 "On Public Associations" [Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693 (date of access: 06.04.2021).
5. Federal Law №. 98-FZ of June 28, 1995 "On State Support of Youth and Children's Public Associations" [Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7041 (date of access: 06.04.2021).
6. Federal Law №. 135-FZ of August 11, 1995 "On Charitable Activities and Charitable Organizations" [Electronic resource] - Access mode https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o (date of access: 06.04.2021).
7. Federal Law №. 7-FZ of January 12, 1996 "About non-profit organizations" [Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (date of access: 06.04.2021).
8. Federal Law №. 40-FZ of April 5, 2010 "On making changes to separate legislative acts of the Russian Federation on the issue of support of socially oriented non-profit organizations" [Electronic resource] -Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99113 (date of access: 06.04.2021).
9. Decree of the Government of the Russian Federation of December 27, 2018 № 2950-p "The concept of promoting the development of volunteerism (volunteerism) in the Russian Federation until 2025" [Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/985421fabalda8d5a7dd327f05ae6cd5f9aa 2c4c (date of access: 06.04.2021).
10. Federal Law №. 100-FZ of May 06, 2011 "On voluntary fire protection" [Electronic resource] - Access mode http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113763/ (date of access: 06.04.2021).
11. Resolution of the Government of the Russian Federation of November 28, 2018 №. 1425 "On approval of general requirements for the Procedure for interaction of Federal executive authorities, executive authorities of the subjects Of the Russian Federation, local self-government bodies, state and municipal institutions subordinate to them, other organizations with organizers of voluntary (volunteer) activities and voluntary (volunteer) organizations and a list of types of activities in respect of which federal bodies executive authorities, executive authorities of the subjects Of the Russian Federation "[Electronic resource] - Access mode https://base.garant.ru/72116618/ (date of access: 06.04.2021).
12. Order of the Ministry of Civil Defense of the Russian Federation, emergency situations and elimination of consequences of natural disasters dated 11.10.2019, №. 578 "On approval of the Road Map and composition the working group on the implementation of the Concept of promoting the development of Volunteerism (volunteerism) in the Russian Federation until 2025 in EMERCOM of Russia" [Electronic resource] -Access mode https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-mchs-rossii/3173 (date of access: 06.04.2021).
13. Order of the Ministry of Civil Defense of the Russian Federation, emergency situations and elimination of consequences of natural disasters from 15.06.2020 №. 422 "On approval of the Procedure for interaction Ministry of the Russian Federation for Civil Defense Affairs, emergency situations and elimination of consequences of natural disasters, its territorial bodies and state institutions subordinate to it with the organizers of voluntary (volunteer) activities and voluntary (volunteer) organizations in areas of protection of the population and territories from emergency situations, ensuring fire safety and the safety of people on water objects" [Electronic resource] - Access mode https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-mchs-rossii/5028 (date of access: 06.04.2021).
14. "Analysis of the development of voluntary fire protection in the Russian Federation according to the results of 2019, "The Ministry of the Russian Federation for civil defense, emergency-situations and liquidation of consequences natural disasters. [Electronic resource] - Access mode http://npoTacoBCKoe.rf/tinybrowser/files/gochs/analiz_dpo_2019. pdf (date of access: 06.04.2021).
15. Methodological recommendations for the territorial bodies of the EMERCOM of Russia on providing assistance to the executive authorities of the subjects of the Russian Federation, local self-government bodies on organizing work with voluntary (volunteer) organizations and citizens on issues of their involvement in the implementation of measures to prevent and eliminate the consequences of emergency-situations and ensure life safety of the population in 2020 FGBU "Research Institute for problems of civil defense and Emergency- Situations of the EMERCOM of Russia" (Federal Center for Science and High Technologies) [Electronic resource] - Access mode https://sudact.ru/law/metodicheskie-rekomendatsii-dlia-territorialnykh-organov-mchs-rossii_8 (date of access: 06.04.2021).
16. Resolution of the Government of the Russian Federation of 27.10.2016 №. 1096 "On approval of the list of socially- useful services and criteria assessment of the quality- of their provision" [Electronic resource] -Access mode https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71426800 (date of access: 06.04.2021).
Правила направления и опубликования статей
Rules of articles submission and publication
Для опубликования научной статьи в журнале необходимо представить в редакцию журнала следующие материалы: статью, сведения об авторах, заявления от авторов на публикацию и справку о проверки на антиплагиат. Редакция оставляет за собой право потребовать экспертное заключение о возможности опубликования материалов статьи в СМИ.
Направляемые в журнал «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» статьи должны содержать результаты научных исследований и испытаний; описания новых технических устройств и программно-информационных продуктов; обзоры, комментарии к нормативно-техническим документам; справочные материалы и т.п. Остальные численные данные, за исключением общеизвестных величин, следует снабжать ссылками на первоисточник. Научные статьи должны иметь практическую направленность.
Не допускается направление в редакцию работ, которые были опубликованы и (или) приняты к печати в других изданиях.
Редакция просит авторов при подготовке рукописи руководствоваться изложенными ниже правилами.
I. Статья
1. Статья представляется в двух вариантах - напечатанном и электронном, которые должны полностью совпадать. Статья и сопутствующие ей материалы должны быть направлены в редакцию в напечатанном и электронном виде по электронному адресу (journalQamchs.ru). Статья должна быть ясно изложена и тщательно отредактирована. Материал статьи должен излагаться в следующем порядке:
1.1. текст располагается на одной стороне листа А4; шрифт Times New Roman, размер 14; межстрочный интервал одинарный; выравнивание основного текста статьи по ширине страницы; поля: верхнее, нижнее - 2 см, правое, левое - 2,5 см; абзацный отступ - 1,25 см, абзацный отступ заголовков - 0; оформление сносок - внутритекстовое (в квадратных скобках). Страницы должны быть пронумерованы;
1.2. электронный вариант выполняется в общепринятых текстовых форматах (doc, docx).
2. Статья должна быть написана на русском литературном языке с использованием буквы «ё»:
2.1. рекомендуемый объём статьи - от 5 до 10 страниц.
3. Основные структурные элементы статьи:
3.1. вверху первой страницы статьи размещается классификатор УДК;
3.2. фамилия, инициалы автора. Фамилии авторов статьи указываются в алфавитном порядке. Изменения в порядок упоминания фамилий авторов возможно внести при обосновании и только в процессе редакторской подготовки;
3.3. заглавие статьи. Заголовок не должен иметь слишком большого объема (не более 10-12 слов) и должен максимально четко отражать содержание статьи.
3.4. аннотация. Следует кратко отражать следующие аспекты содержания статьи: предмет, цель, методологию, результаты, область применения результатов, выводы. Объем аннотации - от 120 до 250 слов;
3.5. ключевые слова (рекомендуемое количество ключевых слов - 5-7), слова перечислять через запятую. Обращаем внимание, что ключевые слова представляют собой список понятий для поиска статьи в информационном пространстве, а не тезисы или словосочетания из нескольких слов;
3.6. основная часть статьи;
3.7. литература. В списке указываются наиболее значимые работы в соответствии с действующими правилами оформления библиографического списка (ГОСТ 7.1-2003, Р 7.0.5- 2008). Не менее половины источников должны быть включены в один из ведущих индексов цитирования: Российский индекс научного цитирования eLibrary, Web of Science, Scopus, Chemical Abstracts, MathSciNet, Springer и др. В случае присвоения публикациям цифрового идентификатора объекта (DOI — в поиске поможет сайт: http://www.crossref.org) его необходимо указать, что позволит однозначно идентифицировать объект в базах данных. Если в качестве библиографической ссылки используется URL или DOI - автору следует проверить корректность их написания и доступность ресурса по ссылке. Выполнение данного требования будет свидетельствовать о том, что авторы используют предыдущие научные достижения в необходимой мере. Состав источников должен быть актуальным и содержать не менее половины современных (не старше 10 лет) статей из научных журналов или других публикаций.
В списке литературы должно быть не более 30 % источников, автором либо соавтором которых является автор статьи.
Не следует включать в список литературы нормативные документы, приказы, ГОСТ, патенты и т.п., ссылки на них должны быть даны непосредственно по тексту статьи.
Указанная в списке литературы информация (Ф.И.О. автора, название книги или журнала, год издания, том, номер и количество (интервал) страниц) должна быть корректной.
Неопубликованные результаты, проекты документов, личные сообщения и т.п. не следует указывать в списке литературы, но они могут быть упомянуты в тексте.
4. После русскоязычной части статьи в журнале публикуется информация на английском языке. Она включает в себя перевод пунктов 3.2, 3.3, аннотацию на английском языке, 3.5, 3.7.
В редакцию текст аннотации следует пред-
ставлять на русском языке, после редактирования он переводится на английский язык. Рекомендуемый объём - 120-250 слов. В англоязычной аннотации уместно размещать ключевые фрагменты основной части статьи.
5. При оформлении основных элементов статьи следует соблюдать ряд правил:
5.1. иллюстрации (рисунки, фотоснимки, схемы, графики) представляются в виде отдельных файлов общепринятых графических форматов (jpeg, cdr, eps, pdf). Диаграммы, схемы, графики должны быть доступными для редактирования (Word, Excel, Visio). Изображения должны быть четкими, контрастными. Использованные в тексте сканированные изображения должны иметь разрешение не менее 300 dpi.
II. Сведения
6. Сведения об авторах для опубликования в журнале представляются в электронном виде:
6.1. на русском языке указываются следующие данные:
- фамилия, имя, отчество;
- год рождения;
- учёная степень;
- учёное звание;
- должность;
Обязательны подрисуночные подписи. Иллюстрации нумеруются, если их две или более. Подписи к рисункам должны содержать достаточно полную информацию для того, чтобы приводимые данные могли быть понятны без обращения к тексту (если эта информация уже не дана в другой иллюстрации);
5.2. таблицы должны иметь заголовки и быть пронумерованными, если их две или более;
5.3. формулы выполняются в редакторе Microsoft Office. Они располагаются по центру строки. Номер формулы указывается справа в круглых скобках. Нумеруются только формулы, на которые имеется ссылка в тексте;
5.4. ссылки на литературу обозначаются цифрами в квадратных скобках.
об авторах
- место работы (полное наименование учреждения);
- адрес места работы с указанием почтового индекса;
- рабочий телефон;
- адрес электронной почты;
6.2. на английском языке указываются все данные перечисленные в пункте 6.1.
III. Рецензия
7. Поступившая в редакцию рукопись научной статьи рассматривается главным редактором (научным редактором) на предмет соответствия профилю журнала и требованиям к оформлению.
8. Если рукопись научной статьи соответствует тематике журнала и содержит новые актуальные результаты, то она направляется рецензентам для экспертной оценки:
8.1. рецензент оценивает:
- соответствие содержания статьи её названию;
- структуру статьи (предмет исследования, постановка задачи, ход проведения исследований, результаты и выводы);
- наличие в статье научной или технической новизны;
- достоинства и недостатки статьи;
8.2. рецензент даёт заключение о целесообразности
публикации статьи:
- принять статью;
- принять статью с незначительной доработкой. В этом случае автору направляется текст рецензии с предложением внести необходимые изменения и дополнения в статью или аргументированно опровергнуть замечания рецензента;
- рассмотреть статью повторно после серьёзной переработки. В данном случае автору направляется текст рецензии с предложением переработать статью. Переработанная автором статья направляется на повторное рецензирование;
- отклонить статью. Мотивированный отказ опубликования статьи направляется автору, к повторному рассмотрению материалы не принимаются;
8.3. рецензии хранятся в редакции журнала в течение 5 лет.
IV. Подготовка материалов к опубликованию
9. Поступившие в редакцию материалы рассматриваются, после чего принимается решение об их подготовке к публикации, необходимости доработки или отказе. Главный редактор определяет соответствие рукописи статьи профилю журнала и требованиям, предъявляемым к оформлению. Если статья не соответствует профилю журнала, то автору сообщается о невозможности её публикации. О результатах рассмот-
рения материалов следует узнавать в редакции.
10. В случае положительного решения редакция совместно с автором ведёт подготовку материала к публикации.
11. Рукописи статей, принятых к публикации, автору не возвращаются.
12. Материалы, не соответствующие данным правилам, не рассматриваются.
Публикационная этика
Publication Ethics
Авторы, рецензенты и редакторы, принимающие участие в подготовке материалов к публикации в журнале «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты», должны соблюдать нормы публикационной этики. Настоящие нормы соответствуют этическим принципам, принятым Комитетом по публикационной этике (СОРЕ).
Общей задачей авторов, рецензентов и редакторов является публикация материалов, которые представляют интерес с научной точки зрения и заслуживают внимания научного сообщества. В соответствии с этим, статья должна раскрывать актуальную проблему современной науки или (и) образования, обладать новизной и научно-практической значимостью.
I. Авторы
Авторы несут ответственность за содержание своих материалов перед научным сообществом. Грубые нарушения публикационной этики и правил публикации статей могут иметь отрицательные последствия для репутации и карьеры авторов.
Авторы материала обязаны соблюдать нормы авторского права. Авторами статьи могут быть указаны только те лица, кто внёс непосредственный вклад в её создание. Не допускается, чтобы статья была написана лицом, не упомянутым в списке авторов. Если какие-то лица участвовали в проведении исследований или сыграли роль в развитии важных для материала идей, их следует упомянуть в тексте или списке литературы.
Плагиат воспрещён. Статья должна быть оригинальной, не повторять опубликованные ранее материалы. Текст или иллюстрации, принадлежащие другим авторам, могут использоваться с обязательным указанием на авторство в виде ссылок. Существенные для материала источники также могут быть указаны в списке литературы. Авторам следует ограничить количество ссылок на собственные до 1-2. Список литературы должен содержать не менее 2 ссылок
на источники включенных в Web of Science.
Воспроизведение авторами собственных положений допустимо в виде их краткого изложения, если это необходимо для обоснования или развития положений в представленном материале.
Авторам следует принять все меры для того, чтобы в их материалах использовались проверенные, точные данные. Если автор обнаружит в опубликованной статье ошибки, он обязан уведомить об этом редакторов.
При упоминании в тексте других исследователей авторам следует проявлять корректность по отношению к ним.
Источники финансирования исследования, как и другие формы поддержки, указываются в тексте материала.
При подготовке материала к опубликованию авторы взаимодействуют с редакторами на основе взаимного уважения, проявляя добросовестность, своевременно представляя необходимую информацию и производя требуемые изменения.
II. Рецензенты
Рецензент гарантирует объективность и беспристрастность рассмотрения представленного для рецензирования материала.
Положения рецензии должны быть изложены четко и аргументированно. В журнале действует «двухстороннее слепое» («double-blind») рецензирование, при котором рецензенты и авторы не знают имён друг друга. По возможности рецензенту следует дать совет автору, как улучшить материал или осуществить даль-
нейшие шаги в исследовании.
Рецензент не должен показывать представленный для рецензирования материал третьим лицам, обсуждать его с ними, за исключением лиц, обговоренных с редакторами.
Рецензенту следует обратить внимание редакторов на сходство или совпадение между рассматриваемым материалом и другими известными ему источниками, а также использование недостоверных сведений.
III. Редакторы
Редакторы гарантируют высокий уровень публикуемых в журнале материалов как с точки зрения содержания, так и их оформления.
Представленные для рассмотрения материалы оцениваются редакторами независимо от расы, пола, сексуальной ориентации, религиозных убеждений, этнического происхождения, гражданства или политических взглядов их авторов. Авторы вправе рассчитывать на аргументированное решение по своему материалу.
Подготовка материалов к опубликованию ведётся совместно авторами и редакторами на основе взаимного уважения и доброжелательности.
Редакторы не раскрывают дополнительные сведения о материале и ходе работы над ним, а также личные данные авторов третьим лицам.
При необходимости в журнале будут опубликованы сообщения о допущенных ошибках, открывшихся после публикации материала существенных фактах и т. д.