УДК 341
Лифанов Дмитрий Максимович Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Lifanov Dmitriy Maksimovich Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ
АСПЕКТ
Аннотация: в данной статье исследуется добровольчество (волонтерство), как самостоятельная форма деятельности граждан. Анализируются подходы к пониманию волонтерской деятельности на общеевропейском и национальном уровнях. Рассматривается вопрос о становлении и развитии нормативно-правового регулирования данного института в Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблеме соотношения самоорганизации участников волонтерского сообщества и внешнего управления со стороны органов власти. Ключевые слова: добровольчество (волонтерство), волонтерская деятельность, благотворительность, социальная политика, нормативное регулирование.
ON THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF VOLUNTEERING IN
THE RUSSIAN FEDERATION: THE INTERNATIONAL LEGAL ASPECT Annotation: the article explores volunteering (volunteering) as an independent form of citizens' activities. Analyzed approaches to the understanding of volunteer
activities at the European and national levels. The question of the formation and development of the regulatory framework of this institution in the Russian Federation is considered. Special attention is paid to the problem of the relationship between self-organization of the volunteer community and external management by the authorities.
Key words: Volunteering (volunteering), volunteering, charity, social policy, normative regulation.
В условиях продолжающегося процесса глобализации и, как следствие, равноправной интеграции Российской Федерации в международное сообщество, особое значение приобретает вопрос формирования и реализации государственной социальной политики в отношении волонтерства. Волонтерская деятельность подразумевает целый ряд форм взаимо- и самопомощи, оказания услуг, а также другие способы участия, осуществляемые добровольно и безвозмездно [1].
В Российской Федерации правовое поле, способствующее развитию данной формы деятельности, было создано на рубеже XX-XXI вв. посредством имплементации зарубежного опыта Германии и ряда других стран Центральной, Восточной и Южной Европы.
На международном уровне комиссиями ООН и Совета Европы 1980-1990 гг. были выработаны рекомендации по включению волонтерства в национальные стратегии социально-экономического развития. Общая концепция развития добровольчества на межгосударственном уровне была выработана на XVI Всемирной Конференции добровольцев Международной Ассоциации добровольческих усилий (IAVE), проходившей в Амстердаме в 2001 г. [2]
В Российской Федерации данная форма деятельности получила свое активное применение в связи с принятием Федерального закона от 11.08.1995 г. №1Э5-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве
(волонтерстве)». В прежней редакции закона понятие волонтерства не было закреплено: законодатель использовал термин «добровольная деятельность» как часть благотворительной деятельности, участниками которой являлись добровольцы [3]. В редакции закона от 2009 г. вводится понятие волонтер, который стал нормативно тождественен добровольцу. В то же время согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН волонтерство трактуется, как «традиционная форма взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия в экономическом и социальном развитии, приносящие пользу обществу в целом, общинам и самим добровольцам...» [4]. Исходя из вышесказанного, представляется, что волонтерство по своей правовой природе должно обладать таким общими и универсальными признаками, как желание внести свой вклад в общее благо, свободная воля, дух солидарности, отсутствие ожидания материального вознаграждения и др. [5]
В рамках стратегического планирования институт добровольчества (волонтерства) становится компонентом государственной социальной политики. На федеральном уровне Правительством РФ была выработана государственная социальная политика, ориентированная на развитие молодежи и общественной инфраструктуры: Стратегией государственной молодежной политики в РФ, утв. 18.12.2006 г., сформулированы приоритетные задачи в реализации приоритетных национальных проектов, одним из которых стала Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (2009 г.), полностью разграничившая понятия благотворительности и добровольчества. Так, добровольчество детерминируется, «как ресурс развития общества, способствующий формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющий дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами. » [6].
На региональном уровне реализация данной концепции получила свое развитие в Методических рекомендациях по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ, где добровольческая деятельность сформулирована, как «форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг...» [7]. Исходя из вышесказанного, на законодательном уровне подчеркивается особая значимость волонтерства для социального и исторического развития государства. Однако с точки зрения административно-правового регулирования, правовое положение волонтеров, как подконтрольных субъектов, на нормативно-правовом уровне остается вторичной по отношению к принятым решениям и осуществляемым действиям органов государственной власти [8, c. 20-23].
Рассматривая вопрос о становлении и периодизации волонтерской деятельности, как самостоятельного института, следует обратить внимание на вторую половину 2010 г., когда в России участились пожары и возраста необходимость в привлечении подразделений пожарной дружины по предупреждению и тушению пожаров [9]. Первоначально в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 69-Ф3 «О пожарной безопасности» [10] было закреплен термин добровольный пожарный, под которым понимался гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе в деятельности подразделений пожарной охраны. При этом сказано, что данный вид волонтерской деятельности является формой социально значимых работ, осуществляемый по инициативе органов местного самоуправления. Ввиду вышеуказанных обстоятельств по инициативе МЧС России был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» [11].
Во время подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 г., чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. в Российской Федерации возрасла необходимость в привлечении спортивных
волонтеров. Подготовка и проведение в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и других массовых спортивных мероприятий подтвер- ждает необходимость закрепления правовых основ деятельности спортивных добровольцев.
Вышеуказанные события ввиду продолжающего процесса формирования волонтерского движения обусловили потребность в закреплении правовых основ деятельности спортивных добровольцев [12]. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [13] спортивными волонтерами признаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения... Исходя из данного определения, спортивные волонтеры в отличие от добровольцев более узко ориентированы по своей целевой направленности.
В настоящий момент одной основных проблем правого регулирования современенноговолонтерства является необходимость соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов волонтерской деятельности при реализации государственной политики на региональном уровне, на уровнях отдельных муниципальных образований и локальных сообществ. В качестве примера можно привести Свердловскую область, где правительством и областными исполнительными органами власти в сфере координации и организации волонтерской деятельности была сформулирована задача создания благоприятного информационного поля для развития разных видов волонтерства в регионе, обеспечения условий для популяризации успешных волонтерских практик и др.[8] По В связи с этим, на наш взгляд, на муниципальном уровне должно обеспечено нормативное регулирование в части делегирование функции поддержания активности и самоорганизации добровольцев в целях решения локальных задач.
Резюмируя вышесказанное, на примере отдельных проиллюстрированных событий не вызывает сомнений тезис о неотъемлемости волонтерства в социальном и историческом развитии государства. Рассмотренные вопросы правового регулирования добровольчества (волонтерства) позволяют говорить о его неоднозначности на общеевропейском и национальном уровнях. Тем не менее, международным сообществом были выработаны общие и универсальные принципы в данной сфере. На проиллюстрированных ранее примерах подтверждается вышесказанный тезис о российском волонтерстве, как о формирующемся движении. Ввиду необходимости соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов волонтерской деятельности на всех уровнях управления, необходимо системное правовое регулирование в форме единой концепции социального управления добровольчеством (волонтерством).
Список литературы:
1. Тимец М.В. Гибадулинова Л.Р. Конституционные основы волонтерской деятельности в Российской Федерации // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-volonterskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii.
2. Всеобщая декларация добровольчества: принята на XVIВсемир. конф. добровольцев Междунар. Ассоц. добровольческих усилий (IAVE) (Амстердам, 14-18 янв. 2001 г.). - URL: http://gov.cap.ru/home/76/gorono/2005/school6/dobrovoldvigenie_3.htm, свободный.
3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 // Режим доступа: http : //base. garant. ru/104232/.
4. General Assembly Resolution 56/38. 10 January 2002. P. 3 // Режимдоступа:
http://www.worldvolunteerweb.org/fiieadmin/docdb/pdf72007/N0147881 .pdf.
5. Commission for Social Development, 47-th Session Chairperson's Summary. 03.04.2009. P. 5 // Режим доступа: http://www.worldvolunteerweb.org/resources/policy-documents/united-nations/doc/volunteerism-is-a-means.html.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 1054-р «Концепция содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в РФ» // Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/admReform/publicsociety/doc091224_1949#.
7. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации // Режим доступа: hmm.ru/raion/socs/cms/docs/metod_volonter.doc.
8. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: [монография] / М. В.Певная; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2016. С. 20-23.
9. Черных К.В. Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-volonterstva-v-rossii-problemy-normativnogo-regulirovaniya.
10. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ, 26.12.1994 г., № 35, ст. 3649.
11. Федеральный закон от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» // СЗ РФ, 09.05.2011 г., № 19, ст. 2717.
12. М.Н. Малеина. Правовые характеристики волонтера, принимающего участие в организации и проведении спортивных мероприятий // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30025752.
13. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.12.2007, N 50, ст. 6242.