14. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie I. T. 44, ch. 2. Carstvovanie Aleksandra I. St. 20532. Primernyj raschet, chego stoit' budet v god soderzhanie nochnogo karaul'nogo i pozharnogo rabotnika. — SPb., 1830. — S. 10 (420) - 11 (421).
15. Nemchenko, S.B. Pozharnyj sluzhashhij Rossijskoj imperii na rubezhe XVIII-XIX vv.: opredelenie, sostav, pravovoe polozhenie / S.B. Nemchenko, A.A. Smirnova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii. — 2013. — № 2. — S. 81-85.
16. Pozharnyj ustav Rossijskoj imperii : hrestomatija / pod obshh. red. V.S. Artamonova. — SPb., 2014. — 220 s.
17. Smirnova, A.A. Mesto Pozharnogo ustava v sisteme zakonodatel'stva Rossijskoj imperii o pozharnoj bezopasnosti / A.A. Smirnova, T.I. Oparina // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii. — 2013. — № 3. — S. 123-127.
.a
X
со
<
m О m
£ с
Н.И. Уткин,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России П.А. Чебоксаров, кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России
N.I. Utkin,
Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation,
Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia
utkinnick@mail. ru P.A. Cheboksarov,
Candidate of Law, Associate Professor, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia
с О IZ
К С m О m
SE
IZ
76
ю
о
0J
Добровольная пожарная охрана в России: основные векторы государственно-правовой поддержки и развития частной инициативы
Аннотация: актуальность рассматриваемых в статье вопросов обусловлена необходимостью активной и планомерной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации правовой политики Российской Федерации, направленной на развитие добровольческой деятельности граждан по самостоятельному решению на безвозмездной основе социально-ориентированных проблем, в том числе и в области обеспечения пожарной безопасности. Целью статьи является анализ состояния законодательства Российской Федерации, регламентирующего организацию и деятельность добровольной пожарной охраны, а также исследование основных векторов государственно-правовой поддержки частной инициативы в области обеспечения пожарной безопасности, как в историческом контексте, так и на современном этапе. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, системного анализа) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Авторы делают выводы о том, что в настоящее время органы государственной власти достаточно четко представляют потенциал добровольчества. Основной задачей по поддержке добровольческой инициативы является обеспечение организационно-правовых основ деятельности добровольчества (волонтерства). Очевидна потребность дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся в области организации и деятельности добровольной пожарной охраны. Общественные объединения пожарной охраны должны рассматриваться как обязательный элемент эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации на всех уровнях власти: федеральном, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Для этого законодательным (представительным)
органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предстоит завершить работу по принятию нормативных правовых актов, закрепляющих и детализирующих нормы Федерального закона «О добровольной пожарной охране», включая определение мер социальной и экономической поддержки деятельности добровольных пожарных.
Ключевые слова: добровольческая деятельность, добровольная пожарная охрана, государственно-правовая поддержка, правовая политика, пожарная безопасность, чрезвычайные ситуации.
Volunteer fire protection in Russia:
the main vectors of state and legal support
and development of private initiative
Abstract: the relevance of the issues addressed in the article caused by the necessity of an active and systematic work of public authorities and local governments to implement the legal policy of the Russian Federation aimed at the development volunteer activity of the citizens according to the independent decision on a gratuitous basis
a
of socially-oriented issues, including in the field offire safety.. The aim of the article is to analyze the state of -o the law in the Russian Federation, which regulates the organization and operation of volunteer fire protection, as B 0 well as to explore the main vectors of state and legal support ofprivate initiative in the field offire safety, both in H "0 historical context, and at the present stage. The implementation of the research objectives was achieved with the § § help of general scientific (dialectical method, system analysis) and special scientific methods (formal-legal and p ^
comparative-legal methods). The authors concluded that at present the authorities quite clearly understand the g potential of volunteerism. The main objective to support volunteer initiatives is to provide organizational and legal
frameworkfor volunteerism (volunteer work). Obviously, there is a need forfurther improvement of the legislation §с о
regulating relations in the field of organization and activity of volunteer fire protection. Public associations of о р
fire protection should be considered as a mandatory element of an effective system of emergency response at g а
all levels of government: federal, subjects of the Russian Federation, local government. For this purpose the р и
legislative (representative) bodies of public authorities of subjects of the Russian Federation and local authorities К х
need to complete the work on the adoption of regulations, fixing and detailing the rules of the Federal Law "On и a
volunteer fire protection ", including the definition of social and economic support for the volunteer firefighters. s и
Keywords: volunteerism, volunteer fire protection, public and legal support, legal policy, fire safety, g и
emergency situations. и о
U с
и и
В Российской Федерации возрождение интереса государства к до- Т с бровольческой (волонтерской) деятельности стало отмечаться в конце ХХ в. оо Главной причиной выступала потребность в решении ряда социальных проблем, обусловленных экономическими причинами. В качестве дополнительного и необременяющего бюджет средства решения некоторых социальных вопросов ТТ Т могло стать добровольчество (волонтерство). При этом органы государственной власти фактически «делегируют» ограниченную часть своих полномочий в различных сферах добровольческим организациям. Одновременно государственная организационно-правовая поддержка частной бескорыстной инициативы способствует развитию гражданского общества.
Согласно части 1 ст. 2 Конституции РФ «носителем суверенитета и един- ? ;с ственным источником власти в Российской Федерации является ее многона- ■ ■
г* (>
циональный народ». Именно общество должно четко определять интересы, л § приоритеты развития, существующие потребности. Властные структуры § | призваны воплощать в жизнь народные надежды и ожидания, гарантировать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать их интересов и потребностей. Важно отметить, что только одновекторные усилия государства и общества в различных областях жизнедеятельности могут способствовать стабильному и устойчивому развитию страны в целом.
Sc ГО I
S о-
ии
го
о
ГО "О о- о-
77
На протяжении длительной истории Российского государства недостатка в идейных государственно-мыслящих людях не было. В истории добровольной пожарной охраны Российской империи особое место принадлежит князю Александру Дмитриевичу Львову, которого современники называли «первым огнеборцем России» и «огненным князем» [1, с. 107]. В 1893 г. было создано Соединенное Российское пожарное общество, председателем которого стал граф А.Д. Шереметев [2, с. 102].
Наряду с решением общегосударственных и социальных проблем добровольческая инициатива привлекала и привлекает свободой и независимостью от чьих-либо (в том числе и от государственных) установлений. Безвозмездная работа на благо своей малой Родины и в целом на процветание государства, безусловно, достойна уважения.
Временем первой активизации деятельности различных общественных и добровольческих объединений в России является XIX в. К наиболее значимым необходимо отнести Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Русское историческое общество, Соединенное Российское пожарное общество (с 1898 г. Императорское Российское пожарное общество). Отметим деятельность первых спасательных обществ и дружин: Общество подания помощи при кораблекрушениях (позднее переименовано в «Императорское Российское общество спасания на водах»), добровольные спасательные дружины на шахтах, спасательные партии водолазов, «Русское акционерное спасательное общество» [3, с. 138—139]. § Несмотря на видимый расцвет деятельности общественных организаций, □Е известный общественный деятель рубежа ХЕХ—ХХ вв. Д.Н. Бородин отмечал: «Деятельная инициатива сознательной части общества, направленная на непосредственную борьбу с пожарами и выразившаяся в деятельности добровольных пожарных организаций» может «превратиться в грозную боевую армию против огненной стихии» при изменении «курса отношения к этим
с
с
° организациям со стороны законодательных и правящих классов» [4, с. 41—42].
Соотношение интересов государства и общества, сферы их взаимодейт ствия, пределы их взаимного воздействия и вмешательства в дела друг друга ш всегда были и останутся острыми вопросами политико-правового свойства. Свобода решений, независимость, отсутствие строгой отчетности — по сути, то, к чему стремятся все участники добровольческих организаций, может 78 послужить основной для конфликта с органами власти при решении общих — задач и вопросов, особенно ощутимо это может быть в сфере безопасности.
Государственный интерес в данном случае очевиден — любая бесконтрольная, даже с благими намерениями, деятельность может перерасти в деятельность, направленную против интересов государства, нежелательную и даже противозаконную.
С этих позиций необходимо говорить о разумном контроле, установлении общих принципов деятельности, определении векторов развития добровольчества со стороны государства. Определить правильное направление развития и обеспечить организационно-правовые основы деятельности — вот основная задача, стоящая перед государством, которое стремится развить на современном этапе добровольческую инициативу. Разумный контроль, координация,
1Л
о
сч
поддержка необходимы добровольческой деятельности, способны оградить ее от трансформации в «добровольно-принудительную» деятельность.
Добровольческая деятельность содержит в себе огромный потенциал для развития и в связи с этим стала объектом пристального внимания и изучения на международном уровне. В Резолюции 52/17 Генеральная Ассамблея ООН объявила 2001 г. Международным годом добровольцев [5]. По окончании Международного года добровольцев Генеральная Ассамблея ООН признала тот факт, что работа на добровольных началах является важным компонентом «любой стратегии, нацеленной, в частности, на решение проблем в таких областях, как уменьшение нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, предотвращение бедствий, реагирование на бедствия и со- о циальная интеграция, и особенно на преодоление социального отчуждения д и дискриминации» [6]. С
В Отчете «О состоянии добровольческой деятельности в мире за 2011 в а
^ ер
год: универсальные ценности благополучия во всем мире», подготовленном Н °
коллективом авторов программы «Добровольцы ООН», в качестве ярких п §
примеров добровольчества указывается участие добровольцев в ликвидации В а
последствий стихийных бедствий [7]. Очевидно, что в условиях глобализа- о П
1р ^ тз
ции, увеличения частоты природных катастроф из-за изменения климата, 5< §
быстрой урбанизации и других факторов роль добровольчества в этой сфере д н
существенно возрастает. р I
Особенностью современного этапа становления добровольчества в области пожарной безопасности является активная и планомерная работа органов
государственной власти по реализации правовой политики, направленной а в
на развитие и поддержку инициативы граждан по решению социально- | о
ориентированных проблем, в том числе и в области безопасности [8, Я I
с. 118-125]. а I
На законодательном уровне в Российской Федерации понятие добровольца Н Н
было впервые закреплено в Федеральном законе «О благотворительной дея- й
о
ГО
5 ®
тельности и благотворительных организациях» [9]. В ст. 5 Закона под добровольцами понимаются «физические лица, осуществляющие благотворитель- I ш ную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг | О (добровольческой деятельности)». Среди целей благотворительной деятель- Ы Ы ности, в которой предполагается участие добровольцев, указаны: подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, 79
промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; -
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным
переселенцам; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных & 3
О 5
ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от $ -1
ь £
£ 5
чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. "о
о
Таким образом, указанный Федеральный закон создал основы для 0 возрождения понятия добровольцев как участников благотворительной деятельности, определил правовые основы создания и деятельности благотворительных организаций. Вместе с тем Закон содержал нормы лишь
общего характера и не в полной мере учитывал особенности организации и деятельности добровольцев и добровольческих организаций в области пожарной безопасности.
Наряду с понятием «доброволец» в законодательстве при определении добровольной и безвозмездной деятельности граждан Российской Федерации и иностранных граждан используется понятие «волонтер». Например, в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [10] под волонтерами понимаются «граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность» (ст. 2).
Вышеуказанный Закон использует понятие, схожее по смыслу с понятием «доброволец», но несколько отличающееся от него по содержанию. Можно согласиться с мнением, что волонтерство — это разновидность добровольчества в строго определенной сфере [11]. Неопределенность правового статуса добровольца, лишь частично определяемого в Федеральном законе «О благо-х творительной деятельности и благотворительных организациях», говорит о ^ необходимости совершенствования законодательства в этой сфере. к Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 5 марта 2014 г. №№ 64-СФ «О результатах функционирования единой государственной § системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и перспективах ее развития в субъектах Российской Федерации в современных усло-^ виях» [12] с рекомендацией Государственной Думе Федерального Собрания <5 РФ ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 300326-6 «О ^ добровольчестве (волонтерстве)» [13] подчеркивает необходимость разработки ^ единых правовых основ, определяющих принципы добровольческой (волон-° терской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок к ее осуществления, меры по поддержке добровольчества (волонтерства). т Положительным примером правового регулирования добровольчества ш можно считать принятый в 2011 г. Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» [14], который подвергнул правовой регламентации общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью добровольной пожарной охраны. В Законе урегулированы вопросы социальной и экономической
- поддержки деятельности добровольных пожарных, установлены их права,
обязанности и ответственность. В ст. 2 Закона добровольная пожарная охрана определена как «социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ».
Безусловно, это был необходимый и своевременный шаг со стороны органов государственной власти по государственной поддержке частной добровольческой инициативы в области обеспечения пожарной безопасности и установлению правовых основ деятельности добровольной пожарной охраны.
1Л
о
сч
Все эти меры в конечном итоге направлены на повышение безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров, особенно в небольших, отдаленных населенных пунктах, а также находящихся в труднодоступных местностях.
В Докладе министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучкова «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России» справедливо сформулирован тезис о «необходимости триады личности, общества и государства в преодолении негативного, разрушительного воздействия опасных природных, техногенных, социальных и других факторов» [15, с. 8].
Если на рубеже Х1Х—ХХ вв. отмечался недостаток внимания со стороны законодательных и правящих классов к добровольным пожарным органи-
а
зациям, то в настоящее время органы государственной власти осознают С потенциал добровольчества и осуществляют мероприятия организационно- в бб
ш
СП "О
правового характера по поддержке частной инициативы. н в
Президент РФ В.В. Путин, принимая участие 15 января 2015 г. в пленарном п §
заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: В а
сотрудничество во имя развития», отметил: «Добровольчество, благотвори- О П
тельность, меценатство имеют в России глубокие корни. Эти традиции нужно 5< §
укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации д н
общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии» [16]. р I
Очевидно, что без активной поддержки волонтерских организаций и добровольной пожарной охраны со стороны органов власти всех уровней
невозможно рассчитывать на их длительное существование и создание эф- а в
фективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации. | о
Вовлечение в пожарное добровольчество широких слоев населения, людей Я |
разных профессий, представителей различных социальных групп, пропаган- а I
да культуры безопасности жизнедеятельности среди населения, разъяснение Н Н
правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров, их й в
1р ^ тз
5 ф
профилактики, популяризация профессий пожарного и спасателя — это задачи, которые ставятся в Концепции информационной
в области развития добровольной пожарной охраны в Российской Федерации. | О В 2014 г. благодаря интенсивной работе МЧС России с органами государ- Ы Ы ственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями, включая Всероссийское добровольное пожарное общество, в сфере ^^
обеспечения безопасности объектов и населенных пунктов были задействованы -
38105 общественных объединений пожарной охраны. Численность личного состава общественных объединений пожарной охраны составила 926 234 человека [17]. Очевидна серьезность и последовательность действий федеральных
э I > 5
органов государственной власти по поддержке и развитию добровольной & 3
О 5
инициативы граждан в области пожарной безопасности. Заданный вектор $ -1 получает свое развитие и на уровне органов государственной власти субъектов О Российской Федерации и органов местного самоуправления, т. е. пронизывает ° все уровни власти. На уровне субъектов Федерации принимаются законы о добровольной пожарной охране, о государственной поддержке добровольной пожарной охраны, о гарантиях социальной защиты членов семей
работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных; на муниципальном уровне — положения о добровольной пожарной охране, о муниципальной поддержке добровольной пожарной охраны.
В настоящее время МЧС России сформулированы новые перспективные задачи по государственной поддержке развития добровольной пожарной охраны: полное переоснащение подразделений добровольной пожарной охраны современной техникой и экипировкой; прикрытие всех отдаленных пунктов в стране силами Корпуса добровольной пожарной охраны; формирование позитивного общественного мнения и общественной поддержки деятельности добровольцев [18].
Таким образом, в настоящее время в России законодательно закреплен правовой статус пожарного добровольца, предусмотрены социальные гарантии его деятельности, сформированы правовые основы организации и деятельности добровольной пожарной охраны.
Активная поддержка добровольцев со стороны государства привлекает в их ряды лиц различных возрастных групп и профессий. Участие граждан в добровольческих организациях свидетельствует об активной социальной и гражданской позиции населения. Организация и деятельность добровольной i пожарной охраны России подтверждает эффективность добровольческих струк-^ тур при наличии двух необходимых элементов: государственной поддержки и к доброй воли граждан. Только одновекторные усилия государства и населения в ^ области обеспечения пожарной безопасности будут способствовать успешному § развитию добровольной пожарной охраны в Российской Федерации.
с Список литературы:
s 1. Смирнова, А.А. Жизнь, отданная служению людям: памяти князя-огнеборца
А.Д. Львова / А.А. Смирнова, М.М. Султыгов // Добровольная пожарная рЕ охрана : истоки, проблемы, перспективы : материалы круглого стола. Санкт-gi Петербург, 17 мая 2012 г. / под общ. ред. О.М. Латышева; сост. О.М. Латышев, ° Р.Э. Агаева, С.Б Немченко, А.А. Смирнова. — СПб.: Санкт-Петербургский универбе: ситет ГПС МЧС России, 2013. — С. 106-111.
2. Агаев, Г.А. Исторические аспекты становления добровольной пожарной охраны в § России / Г.А. Агаев, Е.А. Зорина // Добровольная пожарная охрана: истоки, проблемы, перспективы : материалы круглого стола. Санкт-Петербург, 17 мая 2012 г. / под общ. с ред. О.М. Латышева; сост. О.М. Латышев, Р.Э. Агаева, С.Б Немченко, А.А. Смирнова.
— СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013. — С. 102-106. 82 3. Ульянова, Е.Б. Становление первых спасательных обществ в России // — Добровольная пожарная охрана: истоки, проблемы, перспективы : материалы круглого стола. Санкт-Петербург, 17 мая 2012 г. / под общ. ред. О.М. Латышева; сост.
^ О.М. Латышев, Р.Э. Агаева, С.Б Немченко, А.А. Смирнова. — СПб.: Санкт-° Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013. — С.137-141. - 4. Бородин, Д.Н. Значение добровольных пожарных организаций / Д.Н. Бородин.
— СПб.: ИФПО, 1912. — 46 с.
5. Международный год добровольцев, 2001 год : резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/52/17 от 20 ноября 1997 г. — URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N98/760/41/PDF/N9876041.pdf?0penElement (дата обращения: 20.08.2015).
6. Последующая деятельность в связи с Международным годом добровольцев : доклад Генерального секретаря ООН на 63 сессии Генеральной Ассамблеи ООН
от 28 июля 2008 г. № A/63/184. — URL: http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/ GEN/N08/443/ 16/PDF/N0844316.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.08.2015).
7. Отчет о состоянии добровольческой деятельности в мире за 2011 год: универсальные ценности благополучия во всем мире. — URL: http://www.unv.org/en/about-us/swvr/report-more-languages/doc/otchet-o-sostojanii-dobrovolchestva.html (дата обращения: 20.08.2015).
8. Малько, А.В. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий : обзор материалов круглого стола / А.В. Малько, С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Государство и право. — 2015. — № 5. — С. 116—123.
9. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 (в ред. от 5 мая 2014 г.)»// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 33, ст. 3340.
10. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федеральный 42 закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 (в ред. от 29 июня 2015 г.) // Собр. законо- р дательства Рос. Федерации. — 2007. — № 50, ст. 6242. В о
11. Говоровцева, М. Волонтер или доброволец? Какие изменения в законодатель- н р стве стоит ожидать в ближайшее время. — URL: http://www.garant.ru/article/482997/ ° о (дата обращения: 20.08.2015). р Ь
12. О результатах функционирования единой государственной системы пред- о Я упреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и перспективах ее развития в о ^
о
5 "U
"U
и ш
субъектах Российской Федерации в современных условиях : постановление Совета s< * Федерации Федерального Собрания РФ от 5 марта 2014 г. № 64-СФ // Собр. зако- ° Н нодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 10, ст. 970. р Я
13. Проект федерального закона № 300326-6 «О добровольчестве (волонтер- к § стве)». — URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent& RN=300326-6&02 (дата обращения: 20.08.2015).
14. О добровольной пожарной охране : федеральный закон РФ от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — То 2011. — № 19, ст. 2717. 1 §
15. Пучков, В.А. О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России а 1 // Проблемы анализа риска. — 2013. — № 1. — С. 6—15. Н Н
16. Выступление Президента РФ В.В. Путина на пленарном заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 15 января 2015 г. — URL: http://special.kremlin.ru/events/president/ news/4748002 (дата обращения: 20.08.2015). ¡ ¡
17. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 г.
— URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/results/2014_god (дата обращения: 20.08.2015).
18. Пучков, В.А. МЧС-2030: современные технологи государственного управления 83
в сфере безопасности жизнедеятельности населения. URL: http://www.mchs.gov.ru/ -
upload/site1/document_file/RqxYtyBV8E.pdf (дата обращения: 20.08.2015).
3 ?
References: ^ ^
1. Smirnova, A.A., Sultygov, M.M. Zhizn', otdannaja sluzheniju ljudjam: pamjati knjazja- ^ ^ ogneborca A.D. L'vova / A.A. Smirnova, M.M. Sultygov //Dobrovol'naja pozharnaja ohrana : ? I istoki, problemy, perspektivy: materialy kruglogo stola. Sankt-Peterburg, 17 maja 2012 g. / pod | " obshh. red. O.M. Latysheva; sost. O.M. Latyshev, RJe. Agaeva, S.B Nemchenko, A.A. Smirnova.
— SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet GPS MChS Rossii, 2013. — S. 106-111. °
2. Agaev, G.A. Istoricheskie aspekty stanovlenija dobrovol'noj pozharnoj ohrany v Rossii / G.A. Agaev, E.A. Zorina // Dobrovol'naja pozharnaja ohrana: istoki, problemy, perspektivy: materialy kruglogo stola. Sankt-Peterburg, 17 maja 2012 g. / pod obshh. red. O.M.
о о St го
§
го
р
ГО "Ö СГ 0"
Latysheva; sost. O.M. Latyshev, R.Je. Agaeva, S.B Nemchenko, A.A. Smirnova. — SPb.:
Sankt-Peterburgskij universitet GPS MChS Rossii, 2Ü13. — S. 1Ü2-1Ü6.
3. Ul'janova, E.B. Stanovlenie pervyh spasatel'nyh obshhestv v Rossii // Dobrovol'naja pozharnaja ohrana: istoki, problemy, perspektivy : materialy kruglogo stola. Sankt-Peterburg, 17 maja 2Ü12 g. / pod obshh. red. O.M. Latysheva; sost. O.M. Latyshev, R.Je. Agaeva, S.B Nemchenko, A.A. Smirnova. — SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet GPS MChS Rossii, 2Ü13. — S.137—141.
4. Borodin, D.N. Znachenie dobrovol'nyh pozharnyh organizacij / D.N. Borodin. — SPb.: IFPO, 1912. — 46 s.
5. Mezhdunarodnyj god dobrovol'cev, 2ÜÜ1 god : rezoljucija General'noj Assamblei OON A/RES/52/17 ot 2Ü nojabrja 1997 g. — URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N98/76Ü/41/PDF/N9876Ü41.pdf?OpenElement (data obrashhenija: 2Ü.Ü8.2Ü15).
6. Posledujushhaja dejatel'nost' v svjazi s Mezhdunarodnym godom dobrovol'cev : doklad General'nogo sekretarja OON na 63 sessii General'noj Assamblei OON ot 28 ijulja 2ÜÜ8 g. № A/63/184. — URL: http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/NÜ8/443/ 16/ PDF/NÜ844316.pdf?OpenElement (data obrashhenija: 2Ü.Ü8.2Ü15).
7. Otchet o sostojanii dobrovol'cheskoj dejatel'nosti v mire za 2Ü11 god: universal'nye cen-nosti blagopoluchija vo vsem mire. URL: http://www.unv.org/en/about-us/swvr/report-more-languages/doc/otchet-o-sostojanii-dobrovolchestva.html (data obrashhenija: 2Ü.Ü8.2Ü15).
8. Mal'ko, A.V. Pravovaja politika v sfere obespechenija pozharnoj bezopasnosti, gra-X zhdanskoj oborony, chrezvychajnyh situacij i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij : obzor s materialov kruglogo stola / A.V. Mal'ko, S.B. Nemchenko, A.A. Smirnova // Gosudarstvo * i pravo. — 2Ü15. — № 5. — S. 116-123.
< 9. O blagotvoritel'noj dejatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizacijah : federal'nyj zakon RF § ot 11 avgusta 1995 g. № 135-FZ (v red. ot 5 maja 2Ü14 g.)»// Sobr. zakonodatel'stva Ros. ^ Federacii. — 1995. — № 33, st. 334Ü.
с 1Ü. O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon RF ot
s 4 dekabrja 2ÜÜ7 g. № 329-FZ (v red. ot 29 ijunja 2Ü15 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. <5 Federacii. — 2ÜÜ7. — № 5Ü. — St. 6242.
s 11. Govorovceva, M. Volonter ili dobrovolec? Kakie izmenenija v zakonodatel'stve
s stoit ozhidat' v blizhajshee vremja. — URL: http://www.garant.ru/article/482997/ (data О obrashhenija: 2Ü.Ü8.2Ü15).
к 12. O rezul'tatah funkcionirovanija edinoj gosudarstvennoj sistemy preduprezhdenija i
< likvidacii chrezvychajnyh situacij i perspektivah ee razvitija v sub#ektah Rossijskoj Federacii O v sovremennyh uslovijah : postanovlenie Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija RF ot <C 5 marta 2Ü14 g. № 64-SF // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2Ü14. — № 1Ü, st. 97Ü. с 13. Proekt federal'nogo zakona № 3ÜÜ326-6 «O dobrovol'chestve (volonterstve)». — URL:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=300326-6&02 84 (data obrashhenija: 2Ü.Ü8.2Ü15).
— 14. O dobrovol'noj pozharnoj ohrane : federal'nyj zakon RF ot 6 maja 2Ü11 g. № 1ÜÜ-FZ
(v red. ot 13 ijulja 2Ü15 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2Ü11. — № 19, st. 2717. J2 15. Puchkov, V.A. O dolgosrochnyh perspektivah razvitija sistemy MChS Rossii //
о Problemy analiza riska. — 2Ü13. — № 1. — S. 6-15.
^ 16. Vystuplenie Prezidenta RF V.V. Putina na plenarnom zasedanii Obshherossijskogo
^ foruma «Gosudarstvo i grazhdanskoe obshhestvo: sotrudnichestvo vo imja razvitija» 15 janvarja 2Ü15 g. — URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/4748ÜÜ2 (data obrashhenija: 2Ü.Ü8.2Ü15).
17. Gosudarstvennyj doklad o sostojanii zashhity naselenija i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tehnogennogo haraktera v 2Ü14 g. — URL: http:// www.mchs.gov.ru/activities/results/2Ü14_god (data obrashhenija: 2Ü.Ü8.2Ü15).