УДК 347.73 : 336.22 ББК 67.402
© 2020 г. Сокольская Людмила Викторовна,
доцент кафедры частного права Государственного гуманитарно-технологического университета кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Коновалова Зинаида Алексеевна,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Коми республиканской академии государственной службы и управления. E-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье на основе анализа российских нормативных правовых актов и практики осуществления волонтерства авторы предлагают внести ряд дополнений в действующий Налоговый кодекс РФ.
Ключевые слова: налоговое законодательство, волонтерская (добровольческая) деятельность, страховые взносы, Налоговый кодекс, налогообложение.
Sokolskaya Lyudmila Viktorovna - Associate Professor, Department of Private Law, State University of Humanities and Technology, PhD in Law.
Konovalova Zinaida Alekseevna - Associate Professor, Department of Public Law Disciplines, Komi Republican Academy of Public Administration and Management.
LEGALTAX ISSUES OFTHE VOLUNTEER (VOLUNTARY) ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
It is based on analysis of the regulatory legal acts ofour state and the practice of volunteering, and the authors of the article suggest making a number of amendments to the current Tax Code of the Russian Federation. Keywords: tax legislation, volunteer (voluntary) activity, insurance contributions, tax code, taxation.
Волонтерство сегодня является популярным направлением деятельности: число добровольцев с каждым годом растет, появляются новые направления, увеличивается количество таких некоммерческих организаций (далее - НКО). В развитии данного института гражданского общества заинтересованы не только общественность, но и государство [1]. Так, 2018 год главой нашего государства был объявлен годом добровольца (волонтера). Также по итогам проведения заседания Государственного совета, посвященного теме развития добровольчества и социально ориентированных некоммерческих организаций, 16 января 2019 года Президент России Владимир Путин подписал перечень поручений, среди которых - утверждение плана реализации Концепции развития добровольчества (волонтер-ства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждение Плана мероприятий по популяризации добровольчества (волонтерства), предусматривающего размещение социальной рекламы, распространение информации о такой деятельности в СМИ, сети Интернет и создание в этих целях произведений кинематографии, иных аудиовизуальных произведений с упоминанием в них наименований социаль-
но ориентированных НКО, совершенствование системы их отчетности [3]. Современное регулирование добровольческой деятельности на законодательном уровне несомненно служит совершенствованию, а не препятствием на пути ее развития.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими благотворительную (волонтерскую) деятельность, являются: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г.,) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-Ф3 (Федеральный закон от 05.02.2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» вступил в силу 01 мая 2018 года
и разрешил многие вопросы правового регулирования волонтерства в России) [5]. На региональном уровне действуют такие нормативные правовые акты как:
- законы. Например, закон Московской области «О добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Московской области» от 28 апреля 2018 года № 54/2018-ОЗ;
- подзаконные акты. Например, Постановление Правительства Республики Дагестан от 24 мая 2019 года № 118 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» и др.), Приказ Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2019 года № 176-П «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и подведомственных государственных организаций с социально ориентированными НКО, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями» и др.
Проанализировав положения действующих нормативных правовых актов, более подробно остановимся на тех новеллах, которые так или иначе связаны с уплатой налогов и страховых взносов в бюджет государства. Выделим такие новеллы:
- к участникам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации. Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность. Понятия волонтер и доброволец являются равнозначными;
- определено понятие добровольческой деятельности, под которой понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в установленных данным законом целях, а также понятие волонтерской организации, которой признается НКО в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной НКО, которая осуществляет деятельность в установленных законом целях, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению доб-
ровольческой деятельности и осуществляет руководство их деятельностью;
- введены новые понятия - организатор добровольческой деятельности и добровольческая организация. Ими могут быть НКО, физические лица, которые привлекают волонтера к добровольческой деятельности. Однако не ясно, организатором какой именно волонтерской деятельности он имеет право быть и как юридически это будет оформлено, в частности - относительно налогового законодательства?
- Определены условия и порядок осуществления волонтерской деятельности. Перечислены права и обязанности волонтеров, среди которых получение от добровольческой организации:
а) поддержки в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование волонтера либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных волонтером расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
б) психологической помощи, содействия в психологической реабилитации;
в) возмещения вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
- предоставлено право участникам добровольческой деятельности оформить правоотношения в виде гражданско-правового договора, который доброволец может заключить с волонтерской организацией или благополуча-телем. Данным договором могут быть предусмотрены условия осуществления волонтером благотворительной деятельности или участия волонтера в деятельности организатора добровольческой деятельности, а также определен предмет данного договора, каковым является безвозмездное выполнение работ и (или) оказание услуг. В договоре может быть предусмотрено возмещение связанных с исполнением расходов добровольца на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой деятельности, а в договоре между во-
лонтером и добровольческой организацией -обязанность последней по возмещению указанных выше расходов, а также расходов, которые могут возникнуть в ходе исполнения договора, что ранее не было закреплено на законодательном уровне. Сегодня в России добровольцу на практике выдается личная книжка волонтера (паспорт) - не что иное, как своеобразный аналог трудовой книжки. В личной книжке волонтера записываются данные о поощрениях, дополнительной подготовке, а также сведения о волонтерском стаже;
- предусмотрено право волонтера на получение поощрения и награждения за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ (подп. 5 п. 1 ст. 17.1 Закона РФ № 135-ФЗ). Однако какие именно поощрения могут получать волонтеры - в рамках данного закона не определено.
Обозначенные новеллы обусловили необходимость внесения изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, так как сегодня российским законодателем недостаточно полно урегулирована сфера налогообложения волонтерской деятельности. В силу своего в основном бескорыстного характера добровольческая (волонтерская) деятельность нуждается в поддержке со стороны государства, а именно - в минимизации и льготировании по уплате налогов и страховых взносов в бюджет [4]. Общеизвестно, что бескорыстный труд снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому финансовая поддержка государства в сфере налогообложения представляет некое благо для волонтеров, таких организаций и в целом способствует развитию волонтерского движения в стране.
Волонтерской деятельностью занимаются как физические лица, так и волонтерские организации. Поэтому необходимо рассмотреть вопросы налогообложения с физических и юридических лиц по отдельности.
1. Добровольцы (волонтеры) как физические лица. В п. 3.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ [2] от налогообложения по налогу на доходы физических лиц освобождены доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-терстве)» и иными федеральными законами,
которыми установлены особенности привлечения добровольцев (волонтеров). Не облагаются налогом доходы в виде выплат на возмещение расходов волонтеров на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой волонтерской деятельности и обратно, на питание, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья, а также доходы, полученные в натуральной форме по указанным гражданско-правовым договорам.
Однако законодатель упустил из виду то, что волонтеры, как физические лица, могут находиться и за пределами РФ с выполнением добровольческой миссии. Указанное пока не отражено в налоговом законодательстве РФ. Во избежание двойного налогообложения потребуется внесение изменений в существующие международные соглашения или подписание новых соглашений по данному вопросу, но только в сфере волонтерской деятельности.
2. Волонтерские (добровольческие) организации. В Российской Федерации существует несколько систем налогообложения. Волонтерская организация может применять как общую систему налогообложения, так и упрощенную, что не возбраняется законодательством в сфере налогообложения.
При применении общей системы налогообложения налогоплательщик уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие виды налогов. При уплате налога на прибыль удержание проводится из непосредственной прибыли, в нашем случае - от прибыли, полученной волонтерской организацией. Однако волонтерская деятельность является безвозмездной, то есть как таковую прибыль организация не получает и, тем более, не занимается предпринимательской деятельностью. Более того, у волонтерской организации могут быть расходы, которые могут в свою очередь превышать доходную часть организации. Соответственно, никакого ущерба или же недополучения денежных средств в бюджет по налогу на прибыль у государства не имеется.
По налогу на добавленную стоимость объектом налогообложения будет являться реализация товаров, работ и услуг. Все услуги волонтерской организации - безвозмездные. Таким образом, по налогу на добавленную стоимость также не возникает налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость.
Не стоит оставлять без внимания и вычеты по НДС. Если волонтерская организация заявит все свои расходы по НДС, а они, в большинстве своем, имеются, то тогда в силу налогового законодательства РФ государству будет необходимо возместить сумму НДС, которую указал в книге покупок налогоплательщик в лице волонтерской организации. Более того, при проведении налоговой проверки налоговым инспекторам будет крайне трудно доказать реальную стоимость оказанных волонтерами услуг и работ. Такая система будет крайне невыгодна, трудозатратна при проведении мероприятий налогового контроля и, в конечно счете, не оправдает себя.
Отдельно необходимо остановиться на транспортном налоге. Он уплачивается в региональные бюджеты РФ. Ставки налога, льготы по уплате транспортного налога принимаются региональными представительными органами власти. У субъекта РФ имеется возможность освободить от уплаты данного налога волонтерскую организацию. Конечно, можно возразить, что это будет недополучение денежных средств в бюджет. Но, как показывает современная действительность, в субъектах РФ существуют, как правило, одна или две волонтерские организации, которые, в свою очередь, имеют один автомобиль. Думается, что для бюджета субъекта РФ транспортный налог за один или два автомобиля будут несущественной «потерей». Если же сопоставить разницу между неуплаченной суммой транспортного налога и суммой оказанных услуг волонтерской организацией, то разница будет не в пользу «неуплаченной суммы налога» субъекта РФ. Более того, при своей мобильности волонтеры смогут оказывать помощь существенно большему количеству населения, проживающего в том или ином субъекте РФ, в том числе и труднодоступных районах.
Относительно упрощенной системы налогообложения (далее - УСН). При применении УСН возможно применение нескольких объектов налогообложения.
1. «Доходы». В этом случае уплата происходит только при получении доходов и ставка налога составляет 6 %.
2. «Доходы минус расходы». Уплата происходит после того, как из доходной части вычитается расходная. На разницу начисляется налог по ставке 15 %. Но тут существует один большой минус для налогоплательщика, в данном случае - волонтерской организации. В том случае, если сумма доходов меньше суммы расходов, то начисляется 1 % от суммы всех полученных доходов. Указан-
ное неблагоприятно скажется на волонтерской деятельности, приведет к уменьшению численности волонтерских организаций.
Более того, если при определении сумм налога выяснится, что непосредственно при применении объекта налогообложения «доходы минус расходы» сумма налога окажется меньше, чем при исчислении налога, но только от показателя доходов по ставке 1 %, то также уплачивается налог от суммы доходов в размере 1 %. Таким образом, законодатель ставит в крайне невыгодное положение волонтерскую организацию, которой будет трудно найти выход из сложившейся ситуации, и указанное может привести к утрате всей волонтерской деятельности. При этом следует отметить, что для определения налоговой базы необходимо привлекать специалиста, который бы имел познания в сфере налогообложения.
Также не урегулирована такая сфера налогообложения как уплата страховых взносов в различные внебюджетные фонды. Возникает вопрос: почему волонтеры, в своем подавляющем большинстве оказывающие услуги социального характера, уплачивают страховые взносы? В действительности, волонтер, оказывая социальные услуги и, получая при этом доход в натуральной форме (одежда, питание, средства индивидуальной защиты и т. д.), должен уплачивать страховые взносы. То есть получается двойная оплата государству: сначала, оказывая волонтерскую помощь (кстати, исполняя функции некоторых социальных структур государства), а затем при получении доходов в натуральной форме (питание, одежда, средства индивидуальной защиты), уплачивая страховые взносы в бюджет. Таким образом, считаем необходимым предоставить условия льготного налогообложения волонтерским организациям, выражающегося в установлении «нулевой ставки» по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость при осуществлении волонтерской деятельности, а также при применении упрощенной системы налогообложения. Исключить из налогооблагаемой базы по уплате страховых взносов в бюджет деятельность волонтеров, которая будет связана с получением дохода в виде оплаты проезда, питания, средств индивидуальной защиты.
Далее хотелось бы остановиться на том, чтобы именно по отношению к волонтерским организациям были применены в налогом законодательстве формулировки «нулевая ставка», а также «волонтерские организации освобождены от уплаты следующих видов налогов...» или же «не признаются налогоплательщиками волонтерские организации.».
В случае неуказания в налоговом законодательстве данных формулировок, у волонтерской организации появляется обязанность предоставлять в налоговые органы налоговые декларации, а указанное грозит санкциями по отношению к последним. Согласно ст. 119 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае непредставления или несвоевременного представления налоговой декларации по окончании отчетного периода, и с нулевыми показателями, то есть когда, как таковая волонтерская деятельность не велась, минимальная сумма штрафа составит 1 000 руб.
Думается, что данное положение будет отрицательно влиять на развитие волонтерской деятельность в Российской Федерации. Чтобы избежать штрафов, потребуются дополнительные денежные вливания - для оплаты труда людей, которые будут заниматься оформлением и заполнением налоговых деклараций, что также не может являться положительным моментом для развития волонтерского движения.
Таким образом, законодателю следует внести следующие изменения в Налоговый кодекс РФ:
а) по налогу на добавленную стоимость добавить в ч. 2 ст. 149 п. 37 с формулировкой «2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
37) услуги, оказанные волонтерскими организациями»;
Литература
1. Журавлев В.И. Благотворительные правоотношения: исторические предпосылки возникновения и современное развитие // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 5 (72).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
3. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/or-ders/59686/.
4. Предеус Н.В., Ночевная А.С. Налогообложение и учет добровольческой (волонтерской) деятельности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 2 (362).
5. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ // URL: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 7495/.
б) по налогу на прибыль добавить абз. 3 в ч. 4 ст. 246 с формулировкой «Не признаются плательщиками налога на прибыль волонтерские организации»;
в) по упрощенной системы налогообложения в ч. 3 ст. 346.12 внести п. 22 с формулировкой «3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: ...
22) организации, оказывающие волонтерские услуги»;
г) по транспортному налогу в ст. 357 внести ч. 6 с формулировкой «Не признаются налогоплательщиками волонтерские организации»;
е) по страховым взносам, уплачиваемым во внебюджетные фонды РФ, внести изменения в ст. 422, а именно добавив п. 16 ч. 1 с формулировкой «1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса: ... 16) суммы выплат и вознаграждений, производимые в пользу лиц, занимающихся волонтерской деятельностью».
Соответственно, сегодня крайне необходимо, чтобы законодатель четко осмыслил и изменил свое отношение к волонтерским организациям в сфере налогообложения. Также необходимо развитие системы нормативные правовые акты на региональном, местном и внутриорганизационном уровнях, в рамках подзаконных актов в сфере труда и социальной деятельности. Желательно внести изменения в муниципальные и локальные акты, имеющие пробелы в законодательстве и юридические коллизии.
Bibliography
1. Zhuravlev V.I. Charitable legal relations: historical background and modern development // Yurist-Pravoved. 2015. № 5 (72).
2. Tax Code of the Russian Federation of 05.08.2000 № 117-FL // URL: http:/www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
3. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/or-ders/59686.
4. Predeus N.V., Nochevnaya A.S. Taxation and accounting of voluntary (volunteer) activities // Accounting in budget and non-profit organizations. 2015. № 2 (362).
5. The Federal Law «On Charity and Volunteering (Volunteering)» dated 08.08.1995 № 135-FL // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_7495/.