УДК 796.011:316.354.4 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11022
МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.Ю. Стафеева, Т.А. Кравчук, Т.С. Сусикова
Дана характеристика деятельности и основных направлений работы элементов, входящих в состав структуры организации волонтерского движения на федеральном, региональном и местном уровнях. Проанализирована внешняя и внутренняя маркетинговая среда волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта, представляющая собой совокупность субъектов и сил внешней среды, действующих за пределами самого волонтерского движения.
Ключевые слова: структура волонтерского движения, сфера физической культуры и спорта, факторы внешней и внутренней среды.
MARKETING ENVIRONMENT OF THE VOLUNTEER MOVEMENT IN SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Stafeeva A.Yu., senior lecturer, Alenastaf@ yandex.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education and Sports, Kravchuk T.A., candidate of pedagogical sciences, professor, head of chair, kravchukt@ mail.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education and Sports, Susikova T.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, susikova58@ mail.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education and Sports
The article describes the activities and main directions of the elements that make up the structure of the volunteer movement organization at the Federal, regional and local levels. The article analyzes in detail the external and internal marketing environment of the volunteer movement in the field of physical culture and sports, which is a set of subjects and forces of the external environment that operate outside the volunteer movement itself.
Key words: structure of volunteer movement in sphere of physical culture and sports, factors of external and internal environment.
Стафеева Алена Юрьевна, старший преподаватель, Alenastaf@,yandex. т, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Кравчук Татьяна Анатольевна, канд. пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Сусикова Татьяна Степановна, канд. пед. наук, доц., susikova58^тяЦ.ш, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
В настоящее время волонтерское движение в России переживает новый подъем. Как показывает практика, все больше людей принимают личное участие в решении общественных и государственных проблем. С 2010 г. Правительство РФ официально объявило о поддержке волонтерских проектов. С течением времени сформировалась структура организации волонтерского движения в Российской Федерации.
В структуре организации волонтер-
ского движения выделяют три уровня: федеральный - формируется идеология волонтерского движения, продиктованная политикой в данной сфере; региональный - осуществляется проработка государственной политики (развитие волонтерского движения зависит от региональных особенностей субъекта РФ: его финансовых, ресурсных возможностей, традиций и другое); местный - происходит
реализация государственной политики, которая представлена деятельностью субъектов волонтерского движения и инициативностью граждан (рис. 1).
Рис. 1. Структура организации волонтерского движения в Российской Федерации (на май 2020 г.)
Таким образом, стратегическая реализация волонтерского движения формируется под влиянием двух движущих сил - поддержки государства и инициативы граждан, при этом эти силы не противоречат друг другу, а решают социально значимые проблемы по принципу «взаимодействие -сотрудничество - партнерство».
Федеральный уровень структуры организации волонтерского движения представлен следующими элементами: Общественная палата Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, ассоциация волонтерских центров. Рассмотрим деятельность каждого элемента структуры.
Общественная палата Российской Федерации осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля над деятельно-
стью органов исполнительной власти. Консультативным и экспертным органом является Координационный совет при Общественной палате Российской Федерации по развитию добровольчества.
Целями деятельности Координационного совета являются: объединение усилий общественных объединений, некоммерческих организаций, иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях создания эффективной системы поддержки добровольчества в Российской Федерации; подготовка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование мер поддержки добровольческого движения; укрепление взаимодействия и развитие партнерских отношений между ведущими добровольческими общественными объединениями, некоммерческими организациями и иными организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, представителями бизнеса, средств массовой информации. Общественная палата Российской Федерации содействует формированию региональных общественных палат.
Федеральным органом исполнительной власти в представленной выше структуре являются Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи (Рос-молодежь). Совещательно-консультативным органом общественного контроля является Общественный совет. Одним из направлений деятельности Росмолодежи является вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность. Целями данного направления являются: создание механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе; вовлечение молодежи в федеральные, региональные и вузовские добровольческие мероприятия через участие в программах направления.
Для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах, в частности, для продвижения приоритетных проектов и развития профессиональных кадров в августе 2011 г. Правительством России была создана автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (Агентство стратегических инициатив, АСИ). Агентство располагает сетью из 11 региональных представительств (по одному в каждом федеральном округе, Республике Татарстан, Республике Крым и Новгородской области). Кроме того, в 31 субъекте Российской Федерации работают общественные представители АСИ, в задачи которых входит содействие реализации проектов, поддержанных Агентством, в том числе по направлению «Добровольчество».
В 2017 г. на площадке АСИ разработан Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах Российской Федерации, который включал в себя меры по преодолению 5 групп барьеров: организационно -правовых, информационных, методологических, инфраструктурных, а также в области стимулирования и финансирования добровольческой деятельности.
Стандарт представлен в глобальном отчете ООН о состоянии добровольчества в мире за 2018 г. в качестве примера лучшей практики по взаимодействию государственных органов власти с добровольческими организациями. На данный момент стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) внедрен в регионах России на 96 %. Все 9 шагов стандарта реализовали 64 субъекта (на март 2020 г.) [1].
С целью сохранения наследия волонтерской программы XXII Олимпийских игр в Сочи и развития добровольческого движения и гражданской активности в стране в 2014 г. по инициативе Президента России В.В. Путина была создана Ассоциация волонтерских центров (АВЦ). В состав АВЦ официально входят 125 членов, она объединяет 1016 партнерских организаций, ресурсных центров, НКО, благотворительных фондов, волонтерских центров университетов и колледжей, государственных учреждений из 83 регионов и более 1 млн добровольцев по всей стране [2].
Основными направлениями работы Ассоциации являются: формирование инфраструктуры развития добровольчества, поддержка социальных проектов, распространение лучшего опыта и практик, работа с лидерами; разработка и реализация образовательных программ и методическое обеспечение волонтерского движения, повышение статуса добровольцев в обществе и престижа волонтерства.
Ассоциация реализует 10 федеральных программ, среди которых: Всероссийский конкурс «Доброволец России», «Ты решаешь!», «Молоды душой», Единая информационная система «Добровольцы России», «Ресурсные центры», «Волонтеры Мира», Студенческие волонтерские организации «СВОИ», Общественное движение «Волонтеры культуры», Программа повышения мобильности волонтеров, Наставничество.
АВЦ является оператором крупнейших волонтерских программ: XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр в Сочи, чемпионата мира по хоккею - 2016, XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов и еще более 100 событий. Ответственными за развитие ресурсных центров добровольчества выступают Ассоциация волонтерских центров при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив», Общественная палата Российской Федерации.
Региональный уровень структуры организации волонтерского движения представлен следующими элементами:
- Общественная палата субъекта РФ, которая взаимодействует с Общественной палатой РФ по вопросам поддержки развития добровольчества (экспертная, методическая и иные виды);
- региональные органы исполнительной власти в лице министерств, занимающихся молодежной политикой, которые, в свою очередь, взаимодействуют с федеральным агентством по делам молодежи по вопросам
разработки государственной политики, с агентством стратегических инициатив по внедрению стандарта поддержки добровольчества и экспертная поддержка;
- региональные центры поддержки добровольчества взаимодействуют с Ассоциацией волонтерских центров по координации деятельности, оказанию поддержки, проведению обучения и реализации проектов, в том числе федеральных; с региональными структурами и сообществами (в лице бизнеса, НКО, волонтеров, РОИВ) [3].
Местный уровень структуры организации волонтерского движения представлен инициативой граждан, к их числу относятся волонтеры и их объединения, СМИ, дирекции мероприятий, организаторы добровольчества / мероприятий, бизнес-сообщества, НКО, образовательные организации. В зависимости от целей взаимодействия данная группа может выступать и как объект, и как субъект волонтерской деятельности. Так, например, бизнес-сообщества могут быть объектом волонтерской деятельности, так как они испытывают потребность в помощи волонтеров либо они сами оказывают волонтерскую поддержку населению, в этом случае они являются субъектами волонтерской деятельности.
Принимая за основу современную структуру организации волонтерского движения в Российской Федерации, рассмотрим компоненты маркетинговой среды этого движения.
В настоящее время практически любая организация уделяет большое внимание изучению маркетинговой среды как совокупности различных субъектов и факторов, действующих за пределами организации и внутри нее. Подобный маркетинговый анализ позволяет определить важнейшие факторы, оказывающие влияние на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми клиентами организации, что особенно актуально в современных рыночных условиях. Некоммерческая сфера не является исключением [4].
Традиционно к маркетинговой среде относятся внутренняя среда, микро- и макросреда. За основу маркетинговой среды волонтерского движения были приняты структурные элементы маркетинговой среды организации (рис. 2).
Рассмотрим более подробно совокупность субъектов и сил внешней среды, действующих за пределами волонтерской движения и влияющих на возможность устанавливать и поддерживать с контактными аудиториями и благополучателями успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества.
В состав внешней среды косвенного воздействия включены общепринятые факторы: климатогеографические, научно-технические (информационное обеспечение), социокультурные, нормативно-правовая база (законодательная база волонтерской деятельности, стандарты в сфере добровольчества), политическая и экономическая ситуации.
Рис. 2. Маркетинговая среда волонтерского движения
Внешняя среда прямого воздействия представлена потребителями услуг (в лице благополучателей), контактными аудиториями (работники средств массовой информации, общественные партии и движения), посредниками (обеспечивают реализацию совместных проектов: музеи, библиотеки, социальные институты, дирекции мероприятий, организаторы событий / мероприятий, региональные центры поддержки добровольчества, Ассоциация волонтерских центров), поставщиками (предприятия сферы питания, проживания, транспортные и страховые компании, экипировка, атрибутика и др.), органами исполнительной власти, включая советы и комиссии по вопросам добровольчества.
Объектами анализа внутренней (волонтерской) среды являются: идеология, волонтерская деятельность и ее виды, субъекты волонтерской деятельности (рис. 3).
Идеология является основой волонтерского движения, которая состоит из цели, задач, принципов и ценностей работы.
К целям относятся: оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней, безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов; формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе [5].
Рис. 3. Внутренняя среда волонтерского движения
К задачам относятся: помощь государству в решении социальных проблем, помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации, получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации при решении социальных проблем; подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров), формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи [6, 7].
В качестве принципов волонтерского движения рассматриваются: безвозмездность, добровольность, равноправие и законность деятельности добровольцев (волонтеров), свобода в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности, гласность и общедоступность информации о добровольческой (волонтерской) деятельности, гуманность, соблюдение прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности, равенство всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности, солидарность, добросовестность и сотрудничество участников добровольческой (волонтерской) деятельности, безопасность
для своей жизни и жизни окружающих, равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество в этой сфере.
Основными ценностями являются: равенство, солидарность, гражданская ответственность, индивидуальная и коллективная свобода.
Реализация идеологии на практике осуществляется посредством волонтерской деятельности. Согласно концепции развития добровольчества (волонтерства) в России до 2025 года (2018 г.) данная деятельность может осуществляться по различным видам, включая сферы: здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания правовой помощи населению и др. [8].
Субъектами данной деятельности выступают волонтеры и их объединения. Волонтерская деятельность становится более формализованной и в русле этой тенденции возникают официальные волонтерские объединения: всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», ассоциация волонтерских центров и т. п.
Отметим, что данная структура актуальна для всех видов волонтерской деятельности, где внешняя среда косвенного воздействия остается без изменений, а внешняя среда прямого воздействия приобретает четко оговоренных «игроков» рынка. Более того, внутренняя будет модифицироваться в соответствии с направлениями конкретного вида волонтерства.
Внешняя среда прямого воздействия в сфере физической культуры и спорта может быть представлена следующими группами:
- потребители волонтерских услуг (спортсмены, болельщики, зрители, послы спорта, местные жители, организаторы мероприятий, оргкомитеты / дирекции мероприятий, международное и национальное спортивное сообщество);
- контактные аудитории (спортивные федерации по видам спорта, маркетинговые партнеры, работники средств массовой информации, телерадиовещания, общественные партии и движения);
- посредники (ассоциация волонтерских центров, региональный центр поддержки добровольчества, предприятия сферы питания, проживания, транспортные и страховые компании, экипировка, атрибутика и др.);
- поставщики (образовательные учреждения, подведомственные Министерству спорта РФ и Министерству науки и высшего образования РФ, национальные и региональные спортивные федерации, спортивные клубы и лиги, спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства);
- органы власти и управления, в том числе советы и комиссии по вопросам добровольчества (Министерство спорта РФ, федеральное агент-
ство по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта, подразделения органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта).
В отличие от традиционных компонентов внешней среды прямого воздействия в окружении волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта отсутствуют конкуренты.
Внутренняя среда волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта представлена на рис. 4.
Рис. 4. Внутренняя среда волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта
Идеология остается неизменной и не зависит от вида деятельности волонтеров. Направления волонтерской деятельности представлены в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в России до 2025 года и являются социально значимыми проблемами в сфере физической культуры и спорта.
Субъектами волонтерской деятельности выступают спортивные волонтеры. Условно их можно разделить на две категории:
- спортивные волонтеры-специалисты (сотрудники и специалисты национальных, региональных спортивных федераций, сотрудники физ-культурно-спортивных организаций; спортивные вузы - преподаватели, спортивные клубы, лиги - инструкторы, иностранные спортивные волонтеры);
- спортивные волонтеры общего профиля - обучающиеся физкультурных вузов.
Таким образом, маркетинговая среда волонтерского движения является ключевым моментом в организации и функционировании этого движения, испытывает на себе ее косвенное, прямое и непосредственное воздействие и влияние на стратегию развития волонтерства в регионе и в стране.
Список литературы
1. Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах Российской Федерации // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https: // gokrk.ru/upload/flles/doc/Стандарт%20поддержки %20добровольчества %20в % 20регионах % 20России.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
2. Ассоциация волонтерских центров [Электронный ресурс]. URL: http s: //avcrf.ru/about (дата обращения: 02.09.2020).
3. Метелев А.П., Белецкая Е.С., Козак Е.М. Модель регионального ресурсного центра добровольчества. М.: Изд-во «Перо», 2018. 167 с.
4. Чиркова Е.В. Маркетинговый анализ образовательной среды // Осенние экономические чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во ООО «ИМПРУВ», 2016. С. 52-54.
5. Проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтер-стве)» [Электронный ресурс]. URL: https: //www.oprf.ru/ru/discussions/ 1389/ newsitem/20345 (дата обращения: 02.09.2020).
6. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.09.2020).
7. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 № 15-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.09.2020).
8. План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р)» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.09.2020).
References
1. Standart podderzhki dobrovol'chestva (volonterstva) v regionah Rossijskoj Fede-racii [Standard for support of volunteering (volunteering) in the regions of the Russian Federation] // Agency for strategic initiatives [Electronic resource]. URL: https://gokrk.ru/ upl-oad/files/doc/Standard0/o20Volunteersupport0/o20in0/o20regions0/o20Russia.pdf (date accessed: 09/02/2020).
2. Associaciya volonterskih centrov [Association of volunteer centers] [Electronic resource]. URL: https://avcrf.ru/about (date accessed: 02.09.2020).
3. Metelev A.P., Beleckaya E.S., Kozak E.M. Model' regional'nogo resursnogo centra dobrovol'chestva [Model of a regional resource center for volunteering]. M.: Publishing house "Pero", 2018. 167 p.
4. Chirkova E.V. Marketingovyj analiz obrazovatel'noj sredy [Marketing analysis of the educational environment] // Autumn economic readings: materials of the Intern. scientific-practical conf. Ekaterinburg: Publishing house of LLC "IMPRUV", 2016. P. 52-54.
5. Proekt Federal'nogo zakona «O dobrovol'chestve (volonterstve)» [Draft Federal Law "On Volunteering (Volunteering)"] [Electronic resource]. URL: https://www.oprf.ru/ru/ discussions/1389/newsitem/20345 (date accessed: 09/02/2020).
6. Federal'nyj zakon «O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volon-terstve)» ot 11.08.1995 № 135-FZ [Federal Law "On Charitable Activities and Volunteering (Volunteering)" dated 11.08.1995 № 135-FZ] [Electronic resource]. URL: http: // www.consultant.ru/ (date accessed: 02.09.2020).
7. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Ros-sijskoj Federacii po voprosam dobrovol'chestva (volonterstva)» ot 05.02.2018 № 15-FZ [Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Volunteering (Volunteering)" dated 05.02.2018 No. 15-FZ] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ (date accessed: 02.09.2020).
8. Plan meropriyatij po realizacii Koncepcii sodejstviya razvitiyu dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 2018 g. № 2950-r)» (utv. Pravitel'stvom RF ot 20.06.2019 № 5486p-P44) [The action plan for the implementation of the Concept for promoting the development of volunteering (volunteering) in the Russian Federation until 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation dated December 27, 2018 No. 2950-r)] [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/ (date accessed: 02.09.2020).