Научная статья на тему 'Арктический совет и роль МЧС России в его деятельности'

Арктический совет и роль МЧС России в его деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Арктический совет / проект / реализация специальных программ / рабочая группа / международное сотрудничество / безопасность населения и территорий / ARCTIC Council / project / special programs implementation / Working group / international cooperation / people and territories safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумова Татьяна Евгеньевна

В статье даны краткий обзор деятельности Арктического совета как международной организации, занимающейся проблемами северных территорий, история его создания и структура, показана деятельность МЧС России в рабочей группе по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации в северных территориях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article briefly presents Arctic Council as an international organization dealing with the problems of northern territories, describes its activity, gives the history of creation and structure. Special attention is given to the activity of the EMERCOM within the Emergency prevention preparedness and response (EPPR) Working group.

Текст научной работы на тему «Арктический совет и роль МЧС России в его деятельности»

УДК (985):614.8:327

Арктический совет и роль МЧС России в его деятельности

Т. Е. Наумова

Аннотация

В статье даны краткий обзор деятельности Арктического совета как международной организации, занимающейся проблемами северных территорий, история его создания и структура, показана деятельность МЧС России в рабочей группе по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации в северных территориях Российской Федерации.

Ключевые слова: Арктический совет, проект, реализация специальных программ, рабочая группа, международное сотрудничество, безопасность населения и территорий.

Arctic Council. Collaboration with the Emercom of Russia on Safety Issues

T. Naumova

Abstract

Article briefly presents Arctic Council as an international organization dealing with the problems of northern territories, describes its activity, gives the history of creation and structure. Special attention is given to the activity of the EMERCOM within the Emergency prevention preparedness and response (EPPR) Working group.

Key words: Arctic Council, project, special programs implementation, working group, international cooperation, people and territories safety.

Арктика — регион уникальный, с хрупкой трудно восстанавливаемой природной средой, наличием жизненно важных природных ресурсов, многообразием культур проживающих народов, это единое пространство для стран региона и, в общем, для всего человечества. Здесь функционируют сложные предприятия, ведется масштабная экономическая деятельность по добыче, переработке и транспортировке минерального сырья. Естественные и технические факторы, характеризующие эту деятельность, обуславливают значительный риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

Арктический регион является глобальной ресурсной базой, определяющейся следующими факторами:

— наличием источников жизненно важного минерального и биологического сырья;

— потенциалом для осуществления масштабных экономических проектов;

— значительными резервами нетронутых природных зон;

— влиянием региона на климат — «погодная лаборатория» в планетарном масштабе;

— территорией, обладающей значительным числом экосистемных характеристик для нейтрализации негативного антропогенного влияния.

В то же время экология Арктики чрезвычайно уязвима, так как биологические процессы протекают медленно, а ассимилирующая способность невелика и может быстро истощиться.

Сочетание указанных выше факторов делает вопросы безопасного использования территорий и прибрежных зон Арктики сферой международных интересов и поэтому представляет собой важное поле для международного сотрудничества.

В сентябре 1989 года по инициативе Финляндии представители восьми арктических стран: Дании (включая Гренландию и острова Фаро), Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции в Рованиеми (Финляндия) договорились о начале разработки совместных мер по защите окружающей среды Арктического региона.

Итогом последующих встреч в 1990 году в Канаде, в 1991 году в Швеции и Финляндии и целенаправленной работы стало принятие данными странами в 1991 году документа «Стратегия защиты окружающей среды Арктики».

Спустя пять лет, 19 сентября 1996 года, министры иностранных дел стран — участниц Арктического совета подписали Оттавскую декларацию, в которой провозглашалось создание Арктического совета, организации, имеющей полномочия по реализации специальных программ.

Совет создан как межправительственный «форум высокого уровня» для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера. Специально оговорено, что Арктический совет не занимается вопросами военной безопасности.

Высшим органом Совета является сессия на уровне министров иностранных дел, которая проводится раз в два года. Председательство в Совете двухгодичное на основе ротации. В 2004—2006 гг. председателем Арктического совета являлась Россия. В октябре 2006 г. на сессии Совета в Салехарде председательство перешло к Норвегии, по просьбе которой его срок был продлен на полгода для завершения ряда долгосрочных проектов. С апреля 2009 г. председателем Совета является Дания.

Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой сессий занимается рабочий орган — Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), который проводит заседания не реже двух раз в год.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности Арктического совета статус «постоянного участника» (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Количество «постоянных участников» может быть увеличено, но не должно превышать число государств — членов Совета.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в Арктическом совете могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные. В настоящее время постоянными наблюдателями являются Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, а также Конференция парламентариев Арктического региона, Междуна-

родная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный союз охраны природы, Совет министров северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Северный форум и ряд других (всего 20 международных организаций).

Арктический совет начал свою деятельность с реализации программ в рамках так называемого «процесса Рованиеми» — международного сотрудничества по стратегии охраны окружающей среды Арктики. Позднее в круг ведения Совета были добавлены вопросы устойчивого развития. В Совете действуют 6 тематических рабочих групп:

— борьбы с загрязнением в Арктике (ACAP);

— арктического мониторинга и оценки (AMAP);

— сохранения арктической флоры и фауны (CAFF);

— предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (EPPR);

— защиты арктической морской среды (PAME);

— устойчивого развития (SDWG).

Они были созданы в разное время, и каждая из них является независимым друг от друга проектом.

Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕППР) основана в 1991 г. в рамках организации Стратегия охраны окружающей среды Арктики; с 1996 г. является рабочей группой Арктического совета. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2003 г. № 1430 международная деятельность в указанном направлении в России поручена МЧС России, где создана российская рабочая группа.

Основные проекты Арктического совета

В 2009 году была закончена работа над фундаментальным научным трудом — «Оценка перспектив морского судоходства в Арктике» (AMSA). Это первый анализ возможного развития ситуации в случае сохранения тенденции быстрого уменьшения ледового покрова Северного Ледовитого океана. На основе анализа (свыше тысячи страниц текста) подготовлены краткие оценки и рекомендации. С помощью экспертов Минтранса Российской Федерации на последнем этапе удалось убрать из них неприемлемые для России выводы и рекомендации, нейтрализовать попытки «интернационализировать» российский Северный морской путь.

Подготовлено первое статистическое исследование «Экономика Севера», отражающее основные показатели социально-экономического развития Арктического региона.

Запущен новый совместный научный проект по изучению изменений в криосфере — «Снег, вода, лед и вечная мерзлота в Арктике» (SWIPA). Уже получены интересные результаты, прежде всего по сокращению ледового покрова Гренландии.

Завершено исследование «Уязвимость и адаптация к изменению климата в Арктике» (VACCA). Проведенная работа позволяет выстроить определенную иерархию конкретных последствий изменения климата для жителей арктических регионов и выработать практические рекомендации по реагированию на эти изменения.

Подготовлен доклад министрам по энергетике, включающий обзор всех наработок Арктического совета за последние годы по вопросу энергопотребления в регионе, повышения его эффективности и уменьшения затрат на производство энергии.

На заседании КСДЛ АС в ноябре 2008 г. в качестве официального проекта Совета была одобрена российская инициатива по созданию в Арктике региональной системы предотвращения и нейтрализации техногенных катастроф.

В феврале 2009 г. КСДЛ Арктического совета одобрил изначально российскую и формально внесенную американской стороной инициативу о разработке первой панарктической договоренности о поиске и спасании (в воздухе и на море). В формате специально созданной целевой группы (Россия и США — ее сопредседатели) в декабре 2009 г. в Вашингтоне состоялся первый раунд переговоров по данному вопросу. Второй раунд прошел 25—26 февраля 2010 г. в Москве на базе Минтранса России. Ожидается, что итогом переговорного процесса станет межправительственное соглашение, которое готово к подписанию на следующей министерской сессии в апреле 2011 г. в г. Нууке (Гренландия).

Завершается работа по запуску Инструмента поддержки проектов АС (PSI — Project Support Instrument) — первого в истории Совета совместного фонда финансирования природоохранных проектов (преимущественно на территории России). В 2008 г. удалось возродить эту «спавшую» идею благодаря готовности России ежегодно вносить в фонд по 2 млн евро в течение 5 лет.

В феврале 2009 г. КСДЛ Арктического совета одобрил новый проект Совета о сохранении наследия Международного полярного года (2007—2008 гг.), предполагающего систематизацию и хранение полученных научных данных. Все больший интерес в Арктическом совете вызывает идея организации Международного полярного десятилетия.

В 2009 году в план работы Рабочей группы по устойчивому развитию включен российский проект «Электронная память Арктики», которым предусмотрено создание электронного архива, электронной библиотеки и музея, где будет собрана текстовая, графическая, цифровая, звуковая, видео- и фотоинформация об историческом, научном, литературном и культурном наследии коренных народов Севера и относящаяся к освоению Севера. Для реализации проекта в России создано некоммерческое партнерство, включающее Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, издательство «Северные просторы» и издательство электронных информационных ресурсов РусАР.

Всего в работе находится свыше 70 проектов АС в области изменения климата, экологии, экономики, культуры, здравоохранения, предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты интересов коренных народов Севера.

В целях совершенствования системы обеспечения безопасности в Арктическом регионе МЧС России инициировал два проекта: «Арктик Рескью» и «Разви-

тие систем обеспечения безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике».

«Арктик Рескью» — это совокупность политических, юридических, организационно-технических и мобилизационных мер, направленных на создание и эксплуатацию малозатратного механизма взаимодействия пожарных и спасательных служб в области мониторинга опасных явлений природного и техногенного характера, обмена информацией, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения, оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению и посткризисного восстановления. В рамках проекта проводятся работа по подготовке международных соглашений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятия по их практической реализации.

Приказом МЧС России от 17 июля 2003 г. № 430 доктрина «Арктик Рескью» признана «одним из приоритетных направлений международной работы МЧС России».

В 2003 году на заседании Рабочей группы ЕППР в г. Мурманске МЧС России представил проект иностранным партнерам и получил всестороннее одобрение и поддержку. В 2004 г. Шведское агентство спасательных служб (ШАСС) проявило интерес к «Арктик Рескью» и активно участвовало 31 августа — 4 сентября 2008 года в г. Дудинка (Таймырский муниципальный округ) в международном научно-практическом семинаре «Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктике и координация работ по их ликвидации, включая экологические последствия». Организаторами семинара выступили МЧС России, Шведское агентство спасательных служб, муниципальные администрации и компания «Норильский никель» (на основе принципов государственно-частного партнерства).

На семинаре были заслушаны и обсуждены доклады специалистов России, Швеции, Финляндии и Канады по следующим основным направлениям: предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС) и координация работ по их ликвидации в Арктике; медицинские проблемы при работе спасателей и пожарных в условиях низких температур; ликвидация чрезвычайных ситуаций экологического характера в Арктике, включая крупные аварийные разливы нефти.

В практической части семинара участники ознакомились с работой рудника «Октябрьский» и «Надеж-динским металлургическим заводом» компании «Норильский никель».

Материалы семинара опубликованы отдельной брошюрой и размещены на сайте Рабочей группы ЕППР Арктического совета.

По итогам семинара МЧС России совместно с заинтересованными ведомствами и компаниями рекомендовано создать специализированный уполномоченный орган федерального подчинения для повседневной деятельности — Арктическое управление МЧС России. Признано необходимым усилить систему мониторинга и прогнозирования ЧС, создать комплексный аварийно-спасательный центр с международным

участием в регионе с целью совершенствования предупреждения ЧС, повышения оперативности реагирования на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий.

В 2007 году МЧС России предложило проект: «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике». Проект явился ответом на растущую экономическую и транспортную активность многих стран в регионе. Цель проекта — создание комплексной системы безопасности для населения и территорий в районе расположения объектов, некоторые из которых являются потенциально опасными. Политической задачей реализации проекта является демонстрация странам — соседям в Арктике открытости Российской Федерации и ее компаний; подчеркнута готовность нашей страны оперативно и качественно ликвидировать возможные чрезвычайные ситуации, не допуская значительного ущерба окружающей природной среде.

Чтобы оценить состояние и повысить безопасность потенциально опасных объектов, а также оценить инициативы по экономическому и инфраструктурному развитию в высокоширотных заполярных регионах, в рамках проекта необходимо обеспечить:

— комплексный подход к предотвращению чрезвычайных ситуаций;

— минимально допустимые риски несчастных случаев, катастроф и чрезвычайных ситуаций;

— регулярный и оперативный обмен информацией;

— создание системы раннего оповещения и взаимного информирования об угрозах и рисках возникновения чрезвычайных ситуаций (внедрение новых технологий в процесс создания системы раннего оповещения с учетом рисков от промышленных и техногенных аварий);

— координацию совместных усилий, повышение уровня готовности и быстрого реагирования в случаях чрезвычайных ситуаций.

На базе международных центров необходимо создать форум (сайт) для эффективного обмена передовым опытом в области сокращения рисков чрезвычайных ситуаций и техногенных рисков и его распространения.

Особенное значение в рамках проекта имеют следующие компоненты:

— улучшение систем мониторинга потенциально опасных объектов и территорий, характеризующихся активной производственной деятельностью, включая объекты по разведке и добыче минеральных ресурсов на континентальном шельфе;

— повышение уровня промышленной и экологической безопасности в процессе освоения арктического шельфа и транспортировки углеводородов (с учетом недостатка опыта, ресурсов и средств обеспечения заявленного уровня безопасности);

— создание региональных центров с международным участием, в которых будут аккумулироваться результаты мониторинга и осуществляться управление силами быстрого реагирования в стратегически важ-

ных сферах, что позволит обеспечить эффективное проведение мероприятий по реагированию в чрезвычайных ситуациях.

Реализация этих компонентов предполагает разработку правовых норм и инструментов управления с учетом передовой международной практики, включая определение статуса и структуры созданных региональных ситуационных центров.

Работа в рамках проекта позволит Арктическому совету разработать предложения, связанные с оценкой природных и техногенных рисков, разработать инвариантные сценарии обеспечения безопасности и, при необходимости, быстрого реагирования на трех уровнях принятия решений — на стратегическом уровне (планирование и проектирование экономических и инфраструктурных объектов), на уровне строительства и развития и на уровне их функционирования.

В настоящее время вместе с МЧС России в проекте участвует Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнад-зор), Министерство природных ресурсов, Министерство экономического развития и торговли, а также крупнейшие российские компании: ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Норильский никель» на условиях государственно-частного партнерства.

В рамках этого проекта 30 сентября—3 октября 2008 г. в п. Варандей (Ненецкий АО) прошло Международное учение по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на нефтяном терминале «Варан-дей», организованное МЧС России и ОАО «ЛУКОЙЛ».

Варандейский нефтяной отгрузочный терминал с пропускной способностью терминала до 12 млн тонн нефти в год — это уникальный объект в Арктике, в составе которого находится единственный в мире стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, установленный на расстоянии 22 км от берега и предназначенный для круглогодичной отгрузки нефти, в основном предназначенной для экспортных поставок в страны Европы и США.

Основной задачей учений явилась проверка готовности объекта к безаварийной работе и правильность решений, заложенных в ПЛАРН.

Учение проводилось в три этапа и включало в себя действия при различных чрезвычайных ситуациях — пожар, спасение людей на море, сбор нефти в море и на берегу. Были задействованы 6 крупных и 4 маломерных судна, 2 вертолета, 17 автомашин и тракторов, 11 скиммеров, 5 125 м боновых заграждений, а также около 200 человек личного состава.

В ходе учения через штаб ГОЧС отрабатывалась координация сил и средств федерального и регионального подчинения и компаний группы «ЛУКОЙЛ». Была проведена проверка уровня подготовленности персонала аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий аварии на танкере в арктических условиях.

Результаты учения показали приемлемый уровень безопасности, который в основном обеспечивается высокой степенью автоматизации и оснащенности терминала.

На учении присутствовали представители МИД России, Министерства транспорта, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росгидромета, а также иностранные наблюдатели из 5 стран — членов Арктического совета (США, Канады, Дании, Швеции, Норвегии).

По итогам учения отмечена необходимость распространения полученного опыта на другие страны.

О значении Арктики и важности налаживания диалога между лицами, принимающими решения, общественными организациями, представителями бизнеса и коренных народов Арктики говорил глава МЧС России С. К. Шойгу на открытии Международного форума «Арктика — территория диалога», который проходил 22—23 сентября 2010 г. в г. Москве. В работе форума приняли участие свыше 300 представителей научных и общественных организаций, правительственных и бизнес-структур из 15 стран. Особое значение форуму придало участие в нем Председателя Правительства РФ. В. В. Путина, который в своем выступлении на форуме, в частности, заявил, что не видит оснований для «пугающих сценариев грядущей битвы за Арктику».

МЧС России считает, что участие в работе Арктического совета дает нашей стране большие возможности реализовывать те задачи, которые ставятся руководством страны в области освоения Арктики, проводить идеи, которые отражают интересы России. В Арктическом совете Россия занимает одно из лидирующих мест, и трибуна совета будет и в дальнейшем служить интересам безопасности населения и территорий региона.

Литература:

1. www.arctic-council.org — сайт Арктического совета.

2. www.rgo.ru — сайт Российского географического общества.

3. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г Пр-1969.

4. Концепция системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике («Арктик-Рескью») // Материалы международной конференции 27-28 февраля 2006 г

5. «EPPR activity report», 2009.

6. Сканцев В. И., Филатов Ю. А., Наумова Т. Е. и др. Научно-методическое сопровождение деятельности по обеспечению безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктическом регионе // Отчет по НИР 3.6.3 ЕТП НИОКР МЧС России на 2007 г

7. «Предупреждение чрезвычайных ситуаций в Арктике и координация работ по их ликвидации, включая экологические последствия», материалы международного семинара, 2008 г

8. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций в 2009 г

9. Шойгу С. К. Вступительное слово на форуме «Арктика — территория диалога», сентябрь 2010 г

10. Путин В. В. Выступление на форуме «Арктика — территория диалога», сентябрь 2010 г

Сведения об авторе

Наумова Татьяна Евгеньевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с. 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

/19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 355.58:654.1

ББК 68.903+ 68.45

И 74

Рецензенты: Ю.Д. Макиев, доктор технических наук, профессор, главный специалист ЦСИ ГЗ МЧС России; А.В. Шевченко, доктор технических наук, профессор, начальник научно-технического центра Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: монография / под общ. ред. П.А. Попова, МЧС России. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 272 с.

ISBN 978-5-93970-035-7

Книга подготовлена в Федеральном государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Она посвящена характеристике современного этапа развития человеческой цивилизации, теоретических основ информационно-коммуникационных технологий, закономерностям влияния информационно-коммуникационных технологий на население, характеристике информационных технологий поддержки принятия решений в области безопасности жизнедеятельности, характеристике информационно-коммуникационных технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности, технологий и технических средств информирования и оповещения населения. В ней дана оценка социально-экономической эффективности информационно-коммуникационных технологий управления риском чрезвычайных ситуаций.

Книга рассчитана на широкий круг читателей — как профессионально занимающихся вопросами управления риском

чрезвычайных ситуаций, так и тех, кто интересуется этими вопросами. Она также может быть использована в учреждениях высшего профессионального образования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и подготовке специалистов по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

© МЧС России, 2009

© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009

© Оформление ООО «ИПП «Куна»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Характеристика современного этапа развития человеческой цивилизации

РАЗДЕЛ 2. Теоретические основы информационно-коммуникационных технологий

РАЗДЕЛ 3. Закономерности влияния информационно-коммуникационных технологий на население

РАЗДЕЛ 4. Характеристика информационных технологий поддержки принятия решений в области безопасности жизнедеятельности

РАЗДЕЛ 5. Характеристика информационно-коммуникационных технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности

РАЗДЕЛ 6. Технологии и технические средства информирования и оповещения

РАЗДЕЛ 7. Социально-экономическая эффективность информационно-коммуникационных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ

Изложению основных идей по использованию современных ИКТ, их программно-аппаратной реализации в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС), Национальном центре управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) и посвящена настоящая книга.

В подготовке монографии принимали участие Акимов В.А., Афлятунов Т.И., Аюбов Э.Н., Вавило А.В., Верескун А.В., Гаврилова А.А., Дурнев Р.А., Коровин А.И., Лукьянович А.В., Мирочицкий В.В., Муркова М.В., Омельченко М.В., Пономарев А.И., Попов П.А., Сангаджиева Н.А., Силкин А.В., Скубак Н.Ю., Хоруженко А.Ф.

Авторский коллектив выражает уверенность, что изложенные в книге материалы будут полезны для широкого круга читателей — как профессионально занимающихся вопросами обеспечения безопасности жизнедеятельности и управления риском чрезвычайных ситуаций, так и тех, кто интересуется этими вопросами.

Авторы будут признательны лицам, которые пришлют свои замечания и предложения по изложенному в данной книге кругу вопросов по адресу:

121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ФГУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ),

htpp://www.vniigochs.ru

e-mail: [email protected]

Электронная версия книги в формате PDF

http://elibrary.ru/item.asp?id=15017754

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.