Научная статья на тему 'Обеспечение комплексной безопасности населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации'

Обеспечение комплексной безопасности населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
784
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Чуприян А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение комплексной безопасности населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации»

/4 Civil Security Technology, Vol. 7, 2010, No. 4 (26)

УДК 614.8

Обеспечение комплексной безопасности населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации

А. П. Чуприян, заместитель Министра МЧС России

People and Territory Complex Security Providing in the Russian Federation Arctic Zone

A. Chipriyan, deputy Minister of Emercom of Russia

Арктический регион России занимает более одной трети территории страны и отличается экстремальными природно-климатическими условиями. Большая часть Арктического региона занята тундрой, арктической пустыней, которые малопригодны для комфортного проживания человека. Однако здесь производится продукция, составляющая 11 % национального дохода России (при доле населения, равной 1 %) и 22 % российского экспорта. Но уже в ближайшие годы эти показатели значительно увеличатся в связи с тем, что центр тяжести нефтяной и газовой добычи России будет смещаться на шельф арктических морей.

Особенностями Арктической зоны России, оказывающими влияние на формирование требований к обеспечению комплексной безопасности населения и территорий, являются:

а) низкие температуры и постоянный снежный и ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения (1—2 чел. на 10 кв. км);

в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

г) уязвимость природы от техногенных ЧС и производственной деятельности человека.

В пределах Арктической зоны Российской Федерации размещены объекты, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это атомные электростанции, химически опасные объекты, взрыво- и пожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций.

Наиболее частыми видами чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе являются пожары в жилом

и промышленном секторах. Уровень пожаров в промышленном секторе заполярных регионов значительно выше, чем в регионах умеренного климата.

В летне-осенний период года практически ежегодно почти во всех частях Арктического региона существует опасность ландшафтных пожаров, возросшая в последние десятилетия вследствие участившихся аварий на нефтепроводах, газопроводах и на предприятиях по добыче, переработке и хранению газа, нефти и нефтепродуктов.

К значительному ущербу населению и экономике территорий Арктического региона могут приводить и чрезвычайные ситуации, вызываемые опасными метеорологическими природными явлениями — шквальными ветрами, сильными морозами, а также весенне-летними половодьями, сопровождаемыми ледовыми заторами на реках Арктического региона.

Серьезную потенциальную угрозу для природных систем и безопасности людей в Арктике представляет глобальное потепление, которое в полярных районах проявляется почти в 10 раз сильнее, чем в среднем на планете.

Оттаивание мерзлых пород может привести к росту числа техногенных чрезвычайных ситуаций из-за обрушения сооружений и повреждения коммуникаций. Известно, что при увеличении среднегодовой температуры воздуха на 2 °С несущая способность свайных фундаментов сокращается на 50 %.

Источниками чрезвычайных ситуаций в Арктике вследствие радиационного загрязнения также являются подводные потенциально опасные объекты. Опасности могут возникнуть в связи с затоплением в 50-60-х гг. прошлого столетия в Баренцевом и Карском морях радиоактивных отходов, испытанием ядерного оружия на Новой Земле, функционированием Кольской и Би-либинской АЭС, а также большим числом аварийных радиоизотопных термоэлектрических генераторов

Технологии гражданской безопасности, том 7, 2010, № 4 (26)

(РИТЭГ), используемых для электропитания автономных навигационных систем.

Помимо стационарных объектов источниками чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне могут быть транспортные коммуникации — Северный морской путь, кроссполярные и внутренние авиационные трассы.

Стратегия развития Арктической зоны России в прогнозный период предполагает реализацию нескольких крупных инвестиционных проектов, к которым относится освоение ресурсов углеводородов на шельфе арктических морей. Намечается создание новых промышленных объектов и новых транспортных коридоров. Выполнение этих и других проектов приведет к увеличению источников чрезвычайных ситуаций и неизбежному возрастанию рисков их возникновения.

Существующие в настоящее время силы и средства в Арктике, относящиеся к различным федеральным органам исполнительной власти (Минтрансу России, Пограничной службе ФСБ России, Госкорпорации «Росатом» и другим), распределены неравномерно по территории Арктической зоны и недостаточно скоординированы.

В Арктике создана и постоянно действует система метеонаблюдений.

Анализ существующих рисков и рисков, связанных с перспективными проектами освоения Арктики, включая добычу нефти, газа и развитие транспорта, свидетельствует о недостаточности имеющихся сил и средств системы РСЧС для обеспечения необходимого уровня безопасности.

Учитывая опасности и риски возникновения чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе России и их возможные последствия, которые будут повышаться в связи с промышленным освоением этого региона и климатическими изменениями, руководство нашей страны приняло решение создать Систему комплексной безопасности населения и территорий Российской Арктики (далее — Система).

МЧС России во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации создает Систему на базе 10 комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России (далее — комплексные центры). Комплексные центры планируется разместить в населенных пунктах Арктического региона, обладающих транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой и людскими ресурсами, с учетом рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Специфика работы и оснащение каждого комплексного центра обусловлены существующими в данном регионе особенностями размещения и характера работы объектов и коммуникаций.

Система содержит в своем составе комплексные центры:

— на территории Мурманской области, СЗФО Российской Федерации (г. Мурманск);

— на территории Архангельской области, СЗФО Российской Федерации (г. Архангельск);

— на территории Ненецкого автономного округа (в составе Архангельской области), СЗФО Российской Федерации (г. Нарьян-Мар);

— на территории Республики Коми, СЗФО Российской Федерации (г. Воркута);

— на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, УФО Российской Федерации (г. Надым);

— на территории Таймырского автономного округа Красноярского края, СФО Российской Федерации (г. Дудинка);

— на территории Республики Саха (Якутия), ДФО Российской Федерации (поселок городского типа Тикси);

— три комплексных центра на территории Чукотского автономного округа, ДФО Российской Федерации (г. Певек, поселок городского типа Провидения, г. Анадырь).

Для центров определены зоны ответственности, задачи, силы и средства исходя из существующих и прогнозируемых угроз в регионе; их деятельность должна обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию.

Комплексные центры должны взаимодействовать и быть информационно сопряжены с соответствующими региональными центрами и НЦУКС, а также силами и средствами Минтранса России, Минприроды России, Пограничной службы ФСБ России, а также системами Росгидромета, научными организациями РАН и другими службами.

Каждый комплексный центр в соответствии с определенными задачами содержит в своем составе два специализированных подразделения:

— информационно-аналитическое;

— аварийно-спасательное. Информационно-аналитическое подразделение

обеспечивает информационную поддержку действий дежурной смены и принятия управленческих решений; сбор, обработку и представление вышестоящим (РЦ, НЦУКС), взаимодействующим и нижестоящим органам управления оперативной информации об обстановке в зоне ответственности, о ЧС, прогнозной информации о тенденциях их развития и последствиях, силах, средствах и ресурсах.

Аварийно-спасательное подразделение предназначено для организации и проведения поисково-спасательных работ на суше и море, а также действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности и в других местах, определяемых установленным порядком.

Такой режим готовности может быть обеспечен только за счет постоянного круглосуточного дежурства сил и средств реагирования на ЧС, для чего может применяться и вахтовый метод несения дежурства.

Дежурная смена комплексного центра обеспечивает:

— оперативное управление действиями подчиненных подразделений в составе аварийно-спасательного формирования при выполнении мероприятий по экстренному предупреждению и ликвидации ЧС;

— координацию совместной деятельности взаимодействующих ведомственных дежурно-диспетчерских служб при угрозе или возникновении ЧС на контролируемой территории;

^П Security Technology, Vol. 7, 2010, No. 4 (26)

— запросы и прием от информационно-аналитического подразделения данных, необходимых для решения аварийно-спасательных задач.

В настоящее время для создаваемых комплексных центров прорабатывается выделение земельных участков либо зданий для последующего строительства или реконструкции. Разрабатываются специальные проекты комплексных центров.

Каждый создаваемый комплексный центр должен быть высокомобильным, для чего предполагается оснастить его авиационными средствами, вездеходами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием с размещением в специализированных контейнерах. Следует особо подчеркнуть, что все оборудование должно быть работоспособно в условиях низких температур.

Создание комплексных центров планируется начать в 2011 году в рамках реализации мероприятий новой ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2015 г.»

Ориентировочная стоимость создания типового комплексного центра, включая авиационные средства, — 520 млн руб.

Для обеспечения всестороннего решения задач безопасности населения и территорий в Арктической зоне Российской Федерации, а также готовности к интенсивному развитию региона с прогнозируемым климатическим изменением необходимо:

1. Создать систему комплексных центров, информационно сопряженных с соответствующим региональным центром и НЦУКС, а также с силами и средствами Минтранса России, Минприроды России, Погранич-

ной службы ФСБ России и другими службами, обеспечивающую мониторинг и прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций, а также оповещение и информирование населения северных территорий о чрезвычайных ситуациях.

2. Отработать способы и методы совместного использования сил РСЧС по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в условиях северных территорий, включая проведение совместных учений и тренировок.

3. Включить суда ФГУП «Атомфлот» в состав сил постоянной готовности РСЧС, предусмотрев их оснащение аварийно-спасательным оборудованием и проведение аттестации экипажей ледокольных судов как аварийно-спасательных формирований.

4. Создать дополнительные базы хранения аварийно-спасательной (пожарной) техники и средств в ключевых пунктах северных регионов для повышения оперативности проведения аварийно-спасательных операций.

5. Разработать новые технологии проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях низких температур.

6. Совершенствовать авиационные средства спасения, пригодные к эксплуатации в специфических условиях Арктического региона.

7. При проведении аварийно-спасательных операций и мониторинга территорий более эффективно использовать спутниковые системы «КОСПАС-САРСАТ» и «Гонец», а также перспективную МКС «Арктика».

Создаваемая сеть комплексных аварийно-спасательных центров существенно улучшит обеспечение безопасности населения и территорий в Арктике.

Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

/7

И,В, Сосунов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

■ НФОРЫ ff ■ ?ялт

^¿г Г"

Москва 2008

ББК 68.9 я2

Сосунов И.В. Актуальные вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в условиях реформы технического регулирования. Монография. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008. 254 с.

ISBN 978-5-93970-029-0

Настоящая монография подготовлена на основе фундаментальных и прикладных научных исследований, выполненных научными сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России под научным руководством, а также при личном участии кандидата технических наук, доцента Сосунова И.В. и предназначена для информирования широкого круга читателей об актуальных вопросах гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях реформы технического регулирования. Кроме того, монография содержит разъяснения по особенностям учета вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций в проектной документации и планирующих документах потенциально опасных объектов, направленных на снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

© Сосунов И.В., 2008

© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008

Сведения об авторе

Сосунов Игорь Владимирович (Sosunov Igor) свою трудовую и научную деятельность осуществляет в Федеральном государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее — ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в должности заместителя начальника управления — начальника отдела прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Сосунов И.В. является кандидатом технических наук, доцентом, академиком Всемирной академии наук ком-

плексной безопасности, экспертом Системы экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзора в области экспертизы проектной документации и деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.

Игорь Владимирович активно совмещает свою научную деятельность с преподавательской, является профессором кафедры строительное производство и преподавателем кафедр инженерные системы, безопасность жизнедеятельности и экологии, безопасность в чрезвычайных ситуациях Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС). Сосунов И.В. принимает активное участие в работе международных, всероссийских и отраслевых конференций по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения комплексной безопасности потенциально опасных объектов. Он является автором более 50 научных публикаций, 12 учебников и учебных пособий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Контактная информация: тел. (раб.): (495) 449-90-45; (моб.) 8-903-171-62-34. E-mail: post115@yandex.ru.

Содержание

Предисловие

1. Реформа технического регулирования и перспективы учета мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектной документации объектов капитального строительства.

2. Актуальные вопросы стандартизации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях реформирования системы технического регулирования.

3. О сертификации как форме подтверждения соответствия продукции требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций.

4. О роли и месте системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в системе технического регулирования:

4.1. Предпосылки и нормативная база создания системы независимой оценки рисков;

4.2. Требования в области гражданской обороны, подлежащие проверке в ходе независимой оценки рисков;

4.3. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения от чрезвычайных ситуаций, подлежащие проверке в ходе независимой оценки рисков;

4.4. Критерии оценки деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

5. Актуальные вопросы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов:

5.1. Общие положения;

5.2. Разработка технологий моделирования аварийных разливов нефти на суше и на акваториях;

5.3. Разработка и внедрение технологий мониторинга распространения нефтяных загрязнений;

5.4. Методика инженерного расчета сил и средств, необходимых для ликвидации аварийных разливов нефти;

5.5. Методика расчета необходимого технического оснащения объектовых аварийно-спасательных формирований силами и средствами первого уровня реагирования для ликвидации аварийных разливов нефти (нефтепродуктов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Паспорта безопасности опасных объектов: вопросы теории и практики.

7. Особенности учета вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов.

8. Особенности учета вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях безопасности гидротехнических сооружений.

Послесловие

Электронная версия книги в формате PDF

http://elibrary.ru/item.asp?id=12580229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.