Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / ЦИРКУМПОЛЯРНЫЕ ГОСУДАРСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК / ARCTIC REGION / INTERNATIONAL COOPERATION / RUSSIA / CIRCUMPOLAR STATES / ENVIRONMENTAL SECURITY / ARCTIC COUNCIL / ENVIRONMENTAL LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухлынина Мария Михайловна

Автором в статье исследуются вопросы международно-правовой развития Арктики, как уникального экологического региона и объекта национального и международного права. В международной практике реализуются различные направления, преследующие цель обеспечения экологической безопасности и правопорядка, а также другие аспекты устойчивого развития Арктики. В статье высказывается мысль, что развивающееся арктическое законодательство еще весьма несовершенно, оно находится в процессе динамичного развития. Отмечается одно из главных препятствий развития арктического права - это неопределенность международно-правового статуса территорий Арктики и необходимость международного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мухлынина Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF ENVIRONMENTAL SECURITY AND LAW AND ORDER IN THE ARCTIC REGION: THE INTERNATIONAL LEGAL ASPECT

The author examines the international legal aspect of the development of the Arctic as a unique ecological region and an object of national and international law. In international practice, various directions are being implemented to ensure environmental safety and law and order, as well as other aspects of sustainable development of the Arctic. The article suggests that the developing Arctic legislation is still very imperfect, it is in the process of dynamic development. One of the main obstacles to the development of Arctic law is the uncertainty of the international legal status of the Arctic territories and the need for international dialogue.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

МУХЛЫНИНА Мария Михайловна,

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: muhlyninamm975@mail.ru

Краткая аннотация: Автором в статье исследуются вопросы международно-правовой развития Арктики, как уникального экологического региона и объекта национального и международного права. В международной практике реализуются различные направления, преследующие цель обеспечения экологической безопасности и правопорядка, а также другие аспекты устойчивого развития Арктики. В статье высказывается мысль, что развивающееся арктическое законодательство еще весьма несовершенно, оно находится в процессе динамичного развития. Отмечается одно из главных препятствий развития арктического права - это неопределенность международно-правового статуса территорий Арктики и необходимость международного диалога.

Abstract: The author examines the international legal aspect of the development of the Arctic as a unique ecological region and an object of national and international law. In international practice, various directions are being implemented to ensure environmental safety and law and order, as well as other aspects of sustainable development of the Arctic. The article suggests that the developing Arctic legislation is still very imperfect, it is in the process of dynamic development. One of the main obstacles to the development of Arctic law is the uncertainty of the international legal status of the Arctic territories and the need for international dialogue.

Ключевые слова: Арктический регион, международное сотрудничество, Россия, циркумполярные государства, экологическая безопасность, Арктический совет, экологический правопорядок.

Keywords: Arctic region, international cooperation, Russia, circumpolar states, environmental security, Arctic Council, environmental law and order.

Арктический регион долгое время был территорией

высокая вероятность негативного влияния климатических изменений в регионе на все без исключения государства; заинтересованность в использовании Северного морского пути; желание использовать природные ресурсы региона и запасы пресной воды» [2, с.18].

конструктивного мирного международного сотрудничества, строящегося на основе уважения норм международного права. Однако, в этой, некогда неторопливо развивающейся северной части Земли, в последнее время стало неспокойно: быстрое таяние льдов, изменения климата, глобальная мобилизация ресурсов, геополитическое противостояние государств за право обладать территориями Арктики и т.д. По оценкам специалистов, последствия потепления в Арктике могут привести не только к экологическому кризису, но и потенциально могут представлять собой угрозу безопасности общемирового масштаба. Это заставляет по-новому оценивать не только сам регион, но и деятельность государств Арктического региона как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Политики заявляют, что «появляется новая Арктика, и она требует нового ответа, новых мер в области адаптации и повышения устойчивости, а Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года и Парижское соглашение по климату - это признаки изменяющейся парадигмы позитивных изменений» [1].

дународной конструктивной повестки дня и многостороннего взаимодействия на Севере принадлежит Арктическому совету, который постоянно акцентирует важность сохранения де-политизированного характера сотрудничества. В 1989 году по инициативе Финляндии в Рованиеми произошла первая встреча арктических государств с целью обсуждения вопросов охраны окружающей среды в Арктике, результатом которой стало принятие 19 сентября 1991 года «Стратегии защиты окружающей среды Арктики», что потребовало больших совместных усилий стран Арктики, поэтому в 1996 году по инициативе Канады был создан Арктический совет в соответствии с Оттавской декларацией. Данный межправительственный форум циркумполярных государств, действующий в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности и устойчивого развития региона образован странами «Арктической восьмерки», в которую входят: Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия [3]. Понятие «циркумполярная цивилизация» появилось в это же время и обозначает название «новой цивилизации» - «арктической», объединяющей северные части трех «классических» цивилизаций: североамериканской, западноевропейской и евразийской, которая признана международным научным сообществом.

Центральная роль в формировании правовой меж-

Обозначим круг государств Арктического региона,

а также страны, заинтересованных в получении доступа к политическим решениям на данной территории. К числу арктических государств относятся 5 стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Приарктическими странами считаются 3 страны: Финляндия, Исландия и Швеция. Еще 6 стран в 2013 году получили статус наблюдателей в Арктическом совете: КНР, Индия, Италия, Япония, Сингапур и Южная Корея. Исследователи Редникова Т.В., Куделькин Н.С. и Ма С. называют несколько причин, «побуждающих присутствовать эти государства в Арктическом регионе:

Принимаемые, благодаря усилиям Арктического совета, соглашения позволяют укрепить договорно-право-

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

вую основу межгосударственного сотрудничества, координируют взаимодействие между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами: достижение устойчивого развития и защита окружающей среды, развитие в торгово-экономической и инвестиционной областях, взаимодействие в сфере высоких технологий и инноваций. Рабочие группы Арктического совета готовят научные доклады по проблемам экологической безопасности и правопорядка, с которыми сталкивается Арктика. «Вместе -к устойчивой Арктике!» - таков лозунг совета.

Результатами работы Арктического совета можно назвать следующие правовые акты: «Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике» (подписано в Кируне, Швеция, 2013 г.), «Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества» (Фэрбанкс, Аляска, 2017 г.) и др. На основе целого ряда юридически обязывающих соглашений арктические государства смогут осуществлять совместный поиск и спасение на морях, предотвращать разливы нефти, а также научное сотрудничество.

Жаворонкова Н.Г. и Агафонов В.Б. отмечают, что с «правовой точки зрения сохранение арктической природы требует фундаментального изменения управления природными ресурсами, в том числе, и экологической безопасностью» [4, с. 118], это связано со спецификой Арктики, как уникального экологического региона и объекта национального и международного права. В последнее время в международной практике развивается так называемое «зелёное мышление» или «зелёная философия», на основе которой ведется диалог между государствами о решении экологических вопросов. На международных площадках высказывается мысль, что существует необходимость адаптировать это мышление во всех сферах управления, чтобы создать «зелёное» будущее для Арктики [1]. «Зелёное мышление» предполагает разработку и внедрение новых, современных, «зелёных» технологий, определяемых политической волей и оформленных как бизнес-возможности.

Президент В.В. Путин в 2019 году на пленарном заседании V Международного арктического форума «Арктика -Библиография:

URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения: 09.08.2020)

территория диалога» сказал: «сотрудничество в Арктике - это как раз прекрасный пример того, где мы можем сотрудничать и сотрудничаем очень успешно. Регионы Арктики ждут от нас действий по борьбе с изменениями климата, созданию новых рабочих мест и внедрению новых технологий... весь мир сейчас смотрит на Арктику» [1]. Что же касается выполнения Россией подписанных международных соглашений по климату Президент отметил: «в отличие от Соединённых Штатов Россия подписала и исполнила Токийское соглашение, и Парижское соглашение подписала и собирается исполнять. Более того, Россия взяла на себя обязательства сократить выбросы на 25-30 % от уровня 1990-го года».

Однако, согласимся с мнением исследователей, что несмотря на активно развивающееся арктическое законодательство, «Арктика так и не стала предметом глобальных международных конвенций или региональных международных договоров, препятствием чему являются неопределенность международно-правового статуса Арктики, противоречия между правовыми позициями арктических государств, пробелы и коллизии в правовых режимах отдельных территорий» [5]. Ведущую роль международного права в урегулировании различного рода конфликтов отмечают исследователи Савенков А.Н. и Редникова Т.В., констатируя его «постоянное развитие с учетом изменяющихся реалий современного мира» [6, с.7]. Mukhlynina M. и Vedysheva N. говорят о необходимости изменений в сфере экологической безопасности, как на уровне нормативной правовой базы, так и на организационно-управленческом уровне во всех сферах жизнедеятельности страны [7]. О важности международного сотрудничества в сфере экологической безопасности напоминает и Кукушкина А.В. [8, с.11].

Таким образом, международно-правовое сотрудничество в рамках обеспечения экологической безопасности и правопорядка Арктического региона должно развивается в направлениях сохранения хрупкой природы Арктики, укрепления межнационального диалога по имеющимся правовым проблемам, формирования национальных планов и законодательных инициатив по повышению экологической безопасности и налаживанию в этих целях взаимодействия национальных профильных ведомств.

1. 2.

3.

4.

Редникова T.B., Куделькин И.С., Ма С. Государственная политика России и Китайской Народной Республики в сфере охраны окружающей среды Арктики: перспективы международного и двустороннего сотрудничества II Международное право и международные организации. 2018. № 2. С. 17-31. URL: https://mintrans.gov.ru/activities/69/70 (дата обращения 14.08.2020).

Жаворонкова Н.Г., Агафонов Б.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике II Lex russica. 2018. № 7. С. 114 - 124.

Авхадеев BP. Сотрудничество Арктического совета и Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды: проблемы развития II Журнал российского права. 2018. N 1. С. 138 - 146.

Савенков А.Н., Редникова T.B. Антарктида вчера, сегодня, завтра: к 200-летию со дня открытия II Государство и право. 2020. № 7. С. 7. Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia // в сборнике: E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. p. 05003.

Кукушкина АБ. Экологическая безопасность, разоружение и военная деятельность государств: международно-правовые аспекты. М.: Издательство ЛКИ, 2008. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.