Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ СЕВЕРНОЙ ПОЛЯРНОЙ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ СЕВЕРНОЙ ПОЛЯРНОЙ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ПОЛЯРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗЕМЛИ / РОССИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / АРКТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NORTHERN POLAR REGION OF THE EARTH / RUSSIA / ENVIRONMENTAL SECURITY / GEOPOLITICS / LEGAL PROBLEMS / CONTROL ACTIVITIES / ENVIRONMENTAL LAW AND ORDER / STATE BODIES / THE ARCTIC / ENVIRONMENTAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухлынина Мария Михайловна

Статья посвящена исследованию проблем правового обеспечения экологической безопасности и правопорядка российской Арктики, в частности, совершенствованию правового регулирования и мер организационного характера. Автором в статье исследуются вопросы комплексного развития арктических территорий на национальном уровне и с геополитической точки зрения, включая рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность, а также другие аспекты устойчивого развития Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENVIRONMENTAL SECURITY AND LAW AND ORDER IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN NORTHERN POLAR REGION OF THE EARTH

The article is devoted to the study of the problems of legal support of environmental safety and law and order in the Russian Arctic, in particular, the improvement of legal regulation and organizational measures. The author examines the issues of integrated development of the Arctic territories at the national level and from a geopolitical point of view, including the rational use of natural resources, environmental security, as well as other aspects of sustainable development of the Arctic.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ СЕВЕРНОЙ ПОЛЯРНОЙ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ»

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ

СЕВЕРНОЙ ПОЛЯРНОЙ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ

МУХЛЫНИНА Мария Михайловна, кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: muhlyninamm975@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию проблем правового обеспечения экологической безопасности и правопорядка российской Арктики, в частности, совершенствованию правового регулирования и мер организационного характера. Автором в статье исследуются вопросы комплексного развития арктических территорий на национальном уровне и с геополитической точки зрения, включая рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность, а также другие аспекты устойчивого развития Арктики.

Ключевые слова: Северная полярная область Земли, Россия, экологическая безопасность, геополитика, правовые проблемы, контрольная деятельность, экологический правопорядок, государственные органы, Арктика, экологическая политика.

Abstract: The article is devoted to the study of the problems of legal support of environmental safety and law and order in the Russian Arctic, in particular, the improvement of legal regulation and organizational measures. The author examines the issues of integrated development of the Arctic territories at the national level and from a geopolitical point of view, including the rational use of natural resources, environmental security, as well as other aspects of sustainable development of the Arctic.

Keywords: Northern Polar region of the Earth, Russia, environmental security, geopolitics, legal problems, control activities, environmental law and order, state bodies, the Arctic, environmental policy.

Северная полярная область Земли, включающая северные окраины Евразии и Северной Америки (кроме южной и центральной частей полуострова Лабрадор), остров Гренландия (исключая южную часть), прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, моря Северного Ледовитого океана (помимо южной и восточной частей Норвежского моря) с островами согласно п. 3 пп. «а» Указа Президента Российской Федерации от 05 марта 2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» (далее - Основы) [1] официально именуются Арктикой. Российская Федерация обладает третью всей площади Арктики. Обладание обширными территориями Арктики - это не только большие возможности для нашей страны, но и огромная ответственность, так как природа Арктики является одной из наиболее уязвимых природных систем на планете. Процессы, происходящие в Арктике, напрямую влияют на весь остальной мир, так таяние ладов в этом регионе ускоряет изменение климата на глобальном уровне. С экономической точки зрения Арктика - это территория сосредоточения источников энергии, например, по предварительным подсчетам, там хранится до одной пятой всех запасов нефти мира.

Помимо ресурсного значения данная часть Земли вызывает серьезный интерес многих государств мира с геополитической точки зрения, связанной с распределением и перераспределением сфер влияния. Контроль над территориями Арктики открывает немалые ресурсные и стратегические возможности государствам и межгосударственным объединениям в будущем. К сожалению, можно

констатировать тот факт, что длительный период мира в Арктике заканчивается, и регион все чаще становится местом пересечения военных и политических интересов, точкой напряжённости среди сильных держав. В вязи с чем, обеспечение экологической безопасности и правопорядка в Арктической зоне России является темой злободневной, широко обсуждаемой в средствах массовой информации и представителями научной общественности.

Специалисты, анализируя законодательство, регулирующее общественные отношения в Арктике, высказывают мнение, что «в правовом развитии всех арктических государств, включая Россию, заметна тенденция к постоянному расширению сферы национально-правового регулирования «арктической» проблематики», причем, эта тенденция, по мнению исследователя Авхадеева В.Р. [2], может отражать стремление к укреплению суверенного правопорядка государств на арктических территориях, на которые они претендуют или распространяют свои притязания. Однако, в этой же связи, отмечается и недостаточность международно-правового регулирования в настоящее время, которая характеризует процесс развития арктического права.

Несмотря на постоянный диалог и сотрудничество государств, осуществляющееся на различных международных площадках и в различных форматах, например, в создании и работе региональных структур - Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, встреч глав государств арктического региона на ежегодном Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» и в других формах, ситуация остается напряженной. Российская Федерация со своей стороны предпринимает

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 8(188)

всевозможные меры для обеспечения национальных интересов и безопасности в Арктике.

С целью достижения целей устойчивого развития ООН в соответствии с поручениями Президента России В.В. Путина реализуется подход по разработке новой сбалансированной системы стратегического планирования развития Арктической зоны Российской Федерации. В этой связи были приняты новые нормативные правовые акты. К числу новелл законодательства можно отнести ряд актов, важнейшие из которых: Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года [1], принятые в марте 2020 года и Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [3]. Среди еще только разрабатываемых документов отметим особенно «Стратегию развития Арктической зоны России до 2035 года» (далее - Стратегия), которая содержательно призвана объединить мероприятия национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов, городов и др.

По оценкам исследователей Жаворонковой Н.Г. и Агафонова В.Б. «в настоящее время законодательная база для развития Арктики, с одной стороны, в достаточной степени сформирована, с другой стороны, все еще недостаточно адаптирована к специфике Арктического региона» [4, с. 115]. По нашему мнению, это связано с тем, что долгое время Россия относилась к данному региону как к ресурсной базе, интенсивно разрабатывая и используя ее природные богатства, отодвигая на второй, а, может быть, и на третий план вопросы экологической безопасности и правопорядка. Все стало меняться в последнее десятилетие, связанное с процессом развертывания борьбы между государствами за право обладания территориями Арктики, ускорение этому процессу придало также быстрое таяние льдов и освобождение от «ледяной шапки» больших неосвоенных территорий земли с «перспективными» недрами и огромными водными запасами.

Активному обсуждению общественности подвергаются и накопившиеся экологические проблемы региона, не решаемые долгие годы. В этой связи Президент России В.В. Путин вполне обоснованно заявляет, что «Арктика ставит перед нами колоссальные вызовы, один из таких вызовов - обеспечение баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы, сохранение её уникальных, хрупких биосистем» [5]. Ликвидация экологического ущерба - еще один вызов. Решать правовые и организационные проблемы, связанные с утилизацией накопленных в прошлые десятилетия в ходе экстенсивной

потребительской хозяйственной деятельности отходов, приходится сейчас. Согласно данным отчетов, начиная с 2012 года с арктических территорий было вывезено и утилизировано более 80 тысяч тонн отходов, еще предстоит очистить акваторию Кольского залива на площади более 200 квадратных километров. В рамках федерального проекта «Чистая страна» государственные органы, призванные реализовывать полномочия в сфере экологической безопасности, ликвидируют 6 крупных объектов накопленного экологического вреда в таких регионах арктической зоны, как: Карелия, Якутия, Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ.

Помимо эколого-восстановительной деятельности важнейшим направлением деятельности в сфере обеспечения экологической безопасности является осуществление контрольно-надзорной функции уполномоченными органами государства. Федеральным органом исполнительной власти, курирующий данный регион, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации является Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Минвостокразвитие России) [6], не так давно полномочия органа были расширены, и теперь в сферу ответственности ведомства входят не только территории Дальневосточного федерального округа, но и Арктическая зона Российской Федерации. В этой связи, глава государства считает логичным «распространить на Арктику и работу институтов развития Дальнего Востока, если необходимо -обеспечить докапитализацию Фонда развития Дальнего Востока», что будет предпринято с целью финансирования арктических проектов.

Ключевым моментом, влияющим на обеспечение экологической безопасности и правопорядка на российской северной полярной территории, является то, что к управленческим и правовым решениям, определяющим экономическое, социальное, экологическое и иное развитие региона, предъявляются особенно высокие требования, так как природа Арктики чрезвычайно хрупка. Россия планирует часть своих территорий Арктики включить в систему особо охраняемых природных территорий и заповедников, развивать цивилизованный экологический туризм и создавать необходимую для этого инфраструктуру. Крупнейшим национальным парком, где будут реализованы новации, станет парк «Русская Арктика». В континентальной части Арктической зоны России уже существуют 222 особо охраняемые природные территории разного значения, большая часть которых относится к региональному подчинению и, в основном, территориально они сосредоточены в Республи-

ке Саха (Якутия).

Что же касается обеспечения экологического правопорядка в регионе, то можно отметить, что он поддерживается силами органов внутренних дел и войсками национальной гвардии Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации, однако численность их недостаточна, что указано в п. 18 Основ [1]. Существует и необходимость постоянного прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства в Арктике, это обусловлено разнообразием арктической флоры и фауны, наличием уникальных водных объектов, которые используются, помимо прочего, и для ведения традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера. Исследователи Коршунова О.Н., Лавров В.В., Никитин Е.Л. и др. [7]. из всей массы нормативных правовых актов, регулирующих прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства в Арктике выделяют Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», в котором надзор в сфере экологической безопасности отнесен к основным направлениям деятельности органов прокуратуры. Успех природоохранной надзорной деятельности напрямую зависит от правильного вы-

Библиография:

бора и использования средств прокурорского реагирования, что позволяет осуществить надзор за исполнением законодательства о сохранении и улучшении качества окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации, повысить результативность прокурорского надзора и сконцентрировать усилия на обеспечении экологической безопасности.

В заключении необходимо отметить несколько путей совершенствования правового регулирования обеспечения экологической безопасности и правопорядка Арктического региона, первый может быть связан с усилением юридической ответственности в этой сфере. Еще один путь, выбранный Минприроды, затрагивает обновление методики расчета ущерба, причинённого атмосферному воздуху, почвам и водным объектам. Считаем также необходимой мерой - усиление со стороны природоохранной прокуратуры надзор за деятельностью межрегиональных управлений Рос-природнадзора в данном регионе, что будет способствовать укреплению правопорядка. Целесообразно было бы внедрять новые формы и методы экологического контроля, вводить бесконтактные, дистанционные формы, доказавшие свою эффективность. Существует потребность и в большей прозрачности и доступности контроля со стороны государства в сфере экологической безопасности.

1. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ, 09.03.2020, № 10, ст. 1317.

2. Авхадеев В.Р. Сотрудничество Арктического совета и Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды: проблемы развития // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 138 - 146.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Российская газета, № 155, 16.07.2020.

4. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике // Lex russica. 2018. № 7. С. 114 - 124.

5. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании V Международного арктического форума «Арктика - территория диалога». Пленарное заседание Международного арктического форума. Новость от 9 апреля 2019 года с официального сайта Администрации Президента России // [Электронный ресурс].иК1_: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения: 25.07.2020).

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 664 (ред. от 28.08.2020) «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики» (вместе с «Положением о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики») // Собрание законодательства РФ, 09.07.2012, № 28, ст. 3898.

7. Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: монография / О.Н. Коршунова, В.В. Лавров, Е.Л. Никитин и др. Москва: РУСАЙНС, 2019. 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.