Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КОДЕКС КАК ОСНОВНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК В АРКТИКЕ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КОДЕКС КАК ОСНОВНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
576
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ / ARCTIC / INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW / ENVIRONMENTAL SAFETY / LEGAL REGIME OF THE ARCTIC

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Быковский Вадим Кириллович

ВВЕДЕНИЕ. За Полярным кругом расположено больше 20% российской территории. На сегодняшний день на Крайнем Севере добывается 95% газа, 75% нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Шельф занимает одну треть Северного Ледовитого океана Арктических морей России. Большие резервы природных ресурсов (газ, различный метал, нефть) находятся в прибрежной области, а также на шельфе данных морей. Специалисты подсчитывают величину запасов нефти и газа в 100 млрд т, что соответствует 30% всех запасов мира. В общем, Север России является мощнейшим резервом для развития Российской Федерации в XXI в.Освоение арктической транспортной системы ускоренными темпами необходимо для устойчивого развития экономики Арктики России. Данная система была разработана для экспорта нефти и газа, обеспечения надежного транспортного сообщения, нормальных условий жизни в северных регионах Российской Федерации, стремительного развития освоения месторождений полезных ископаемых и развития транзита через Арктику. Самым важным видом транспортной системы, который имеет наибольшее значение, является морская Арктическая транспортная система, она обеспечивает транспортировку по маршруту Северного моря.Путь по Североморскому маршруту является неотъемлемой инфраструктурой на Крайнем Севере и связывает Дальний Восток с западом. Северный морской путь объединяет крупнейший речной канал Сибири в целую транспортную сеть. Не снижается его значение в обеспечении Арктической международной безопасности России.Тем не менее, Арктика - это главнейший стратегический регион, который является областью интересов для множества стран. Арктику пересекают самые короткие морские маршруты между рынками в Тихом океане и Северо-Западной Европы.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на сравнительно-правовом анализе российских и международных нормативно-правовых актов в области обеспечения морских перевозок в Арктике. Особое внимание уделено анализу Полярного кодекса Арктики. На основе метода теоретического анализа в праве рассмотрены актуальные вопросы международного экологического права, экологической безопасности, связанные с обеспечением безопасности перевозок международными политическими, социально-экономическими, финансовыми методами, что позволяет продемонстрировать современные тенденции баланса интересов развития и охраны окружающей природной среды. Анализируется международно-правовой режим обеспечения безопасности перевозок, а также обеспечения экологической безопасности в Арктике, международное право в этой области, экологической безопасности, Арктики и др.Статья написана с учетом понимания многообразия объектов транспортной инфраструктуры. Они расположены во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. К ним относятся искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины).В работе подчеркивается, что для обеспечения безопасности морских перевозок в Арктике необходимы усилия всего международного сообщества. РЕЗУЛЬТАТЫ. По результатам исследования сделано обобщение научных позиций, касающиеся безопасности перевозок в Арктике, проанализировано международное законодательство. Обосновано значение Полярного кодекса для обеспечения безопасности перевозок в Арктике. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Усилиями государств, направленными на охрану окружающей среды при осуществлении перевозок в Арктике, достигается не только охрана окружающей среды, но и оптимальные экономические показатели перевозок. Выражая волю своих народов, понимающих необходимость охраны окружающей среды в Арктике от антропогенного разрушения, страны на международном уровне активно развивают международное сотрудничество в этой области. Данные меры не должны приводить к ограничениям свободы мореплавания в Арктическом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL POLAR CODE AS THE MAIN INTERNATIONAL LEGAL ACT TO ENSURE TRANSPORT SAFETY IN THE ARCTIC

INTRODUCTION. Over the Arctic Circle, more than 20% of Russian territory is located. To date, 95% of gas, 75% of oil, the bulk of nickel, tin, platinoids, gold and diamonds are produced in the Far North. The shelf occupies one third of the Arctic Ocean of the Arctic seas of Russia. Large reserves of natural resources (gas, various metals, oil) are located in the coastal region, as well as on the shelf of these seas. Specialists estimate the amount of oil and gas reserves at 100 billion tons, which corresponds to 30% of all the world’s reserves. In general, the North of Russia is a powerful reserve for the development of the Russian Federation in the 21st century.The development of the Arctic transport system at an accelerated pace is necessary for the sustain-able development of the economy of the Russian Arctic. This system was designed to export oil and gas, to ensure reliable transport links, normal living conditions in the northern regions of the Russian Federation, the rapid development of development of mineral deposits and the development of transit through the Arctic. The most important type of transport system, which is of the greatest importance, is the marine Arctic transport system, it provides transportation along the route of the North Sea. The path along the North Sea Route is an integral infrastructure in the Far North and connects the Far East with the West. The Northern Sea Route unites the largest river channel of Siberia into a whole transport network. Its importance in ensuring the Arctic international security of Russia does not decrease.Nevertheless, the Arctic is the most important strategic region, which is an area of interest for many countries. The Arctic is crossed by the shortest sea routes between markets in the Pacific and Northwest Europe.MATERIALS AND METHODS. This study is based on a comparative legal analysis of Russian and international legal acts in the field of maritime transport in the Arctic. Particular attention is paid to the analysis of the Arctic Polar Code. Based on the method of theoretical analysis, the law considers current issues of international environmental law and environmental safety related to ensuring the safety of transportation by international political, socioeconomic, financial methods, which allows us to demonstrate current trends in the balance of development interests and environmental protection. It analyzes the international legal regime for ensuring transport safety, as well as ensuring environmental safety in the Arctic, international law in this area, explores various scientific points of view. From the point of view of the analysis of legal positions, the article analyzes the concept of environmental safety, the Arctic, etc.The article is written taking into account the understanding of the variety of transport infrastructure facilities. They are located in inland sea waters, in the territorial sea, in the exclusive economic zone and on the continental shelf of the Russian Federation. These include artificial islands, installations, structures, including flexibly or permanently fixed in accordance with the project documentation for their creation at the location of the floating (mobile) drilling rigs (platforms), offshore floating (mobile) platforms, with the exception of underwater structures (including wells).The work emphasizes that the efforts of the entire international community are necessary to ensure the safety of shipping in the Arctic.RESULTS. Based on the results of the study, a generalization of scientific positions regarding the safety of transport in the Arctic is made, international law is analyzed. The importance of the Polar Code for ensuring the safety of transport in the Arctic is substantiated.DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Through the efforts of states aimed at protecting the environment during transport in the Arctic, not only environmental protection is achieved, but also optimal economic indicators of transport. I express the will of my peoples, who understand the need to protect the environment in the Arctic from anthropogenic destruction, countries at the international level are actively developing international cooperation in this area. These measures should not lead to a restriction of freedom of navigation in the Arctic region

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КОДЕКС КАК ОСНОВНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК В АРКТИКЕ»

Международный полярный кодекс как основной международный правовой акт по обеспечению безопасности перевозок в Арктике

ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ БЫКОВСКИЙ

ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ, доцент кафедры экологического и природоресурсного права, Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. За Полярным кругом расположено больше 20% российской территории. На сегодняшний день на Крайнем Севере добывается 95% газа, 75% нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Шельф занимает одну треть Северного Ледовитого океана Арктических морей России. Большие резервы природных ресурсов (газ, различный метал, нефть) находятся в прибрежной области, а также на шельфе данных морей. Специалисты подсчитывают величину запасов нефти и газа в 100 млрд т, что соответствует 30% всех запасов мира. В общем, Север России является мощнейшим резервом для развития Российской Федерации в XXI в.

Освоение арктической транспортной системы ускоренными темпами необходимо для устойчивого развития экономики Арктики России. Данная система была разработана для экспорта нефти и газа, обеспечения надежного транспортного сообщения, нормальных условий жизни в северных регионах Российской Федерации, стремительного развития освоения месторождений полезных ископаемых и развития транзита через Арктику. Самым важным видом транспортной системы, который имеет наибольшее значение, является морская Арктическая транспортная система, она обеспечивает транспортировку по маршруту Северного моря.

Путь по Североморскому маршруту является неотъемлемой инфраструктурой на Крайнем Севере и связывает Дальний Восток с западом. Северный морской путь объединяет крупнейший речной канал Сибири в целую транспортную сеть. Не снижается его значение в обеспечении Арктической международной безопасности России. Тем не менее, Арктика - это главнейший стратегический регион, который является областью интересов для множества стран. Арктику пересекают самые короткие морские маршруты между рынками в Тихом океане и Северо-Западной Европы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на сравнительно-правовом анализе российских и международных нормативно-правовых актов в области обеспечения морских перевозок в Арктике. Особое внимание уделено анализу Полярного кодекса Арктики. На основе метода теоретического анализа в праве рассмотрены актуальные вопросы международного экологического права, экологической безопасности, связанные с обеспечением безопасности перевозок международными политическими, социально-экономическими, финансовыми методами, что позволяет продемонстрировать современные тенденции баланса интересов развития и охраны окружающей природной среды. Анализируется международно-правовой режим обеспечения безопасности перевозок, а также обеспечения экологической безопасности в Арктике, международное право в этой области,

исследуются различные научные точки зрения. В статье с точки зрения анализа правовых позиций анализируется понятие экологической безопасности, Арктики и др. Статья написана с учетом понимания многообразия объектов транспортной инфраструктуры. Они расположены во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. К ним относятся искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины). В работе подчеркивается, что для обеспечения безопасности морских перевозок в Арктике необходимы усилия всего международного сообщества.

РЕЗУЛЬТАТЫ. По результатам исследования сделано обобщение научных позиций, касающиеся безопасности перевозок в Арктике, проанализировано международное законодательство. Обосновано значение Полярного кодекса для обеспечения безопасности перевозок в Арктике.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Усилиями государств, направленными на охрану окружающей среды при осуществлении перевозок в Арктике, достигается не только охрана окружающей среды, но и оптимальные экономические показатели перевозок. Выражая волю своих народов, понимающих необходимость охраны окружающей среды в Арктике от антропогенного разрушения, страны на международном уровне активно развивают международное сотрудничество в этой области. Данные меры не должны приводить к ограничениям свободы мореплавания в Арктическом регионе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Арктика; международное экологическое право; экологическая безопасность; правовой режим Арктики

The International Polar Code as the main international legal act to ensure transport safety in the Arctic

VADIM KIRILLOVICH BYKOVSKY

Leading Researcher at the CIS Security Research Institute, Associate Professor, Candidate of Law Associate Professor of the Department of Environmental and Environmental Law University named after O.E. Kutafina (Moscow State Law Academy).

ANNOTATION

INTRODUCTION. Over the Arctic Circle, more than 20% of Russian territory is located. To date, 95% of gas, 75% of oil, the bulk of nickel, tin, platinoids, gold and diamonds are produced in the Far North. The shelf occupies one third of the Arctic Ocean of the Arctic seas of Russia. Large reserves of natural resources (gas, various metals, oil) are located in the coastal region, as well as on the shelf of these seas. Specialists estimate the amount of oil and gas reserves at 100 billion tons, which corresponds to 30% of all the world's reserves. In general, the North of Russia is a powerful reserve for the development of the Russian Federation in the 21st century.

The development of the Arctic transport system at an accelerated pace is necessary for the sustainable development of the economy of the Russian Arctic. This system was designed to export oil and gas, to ensure reliable transport links, normal living conditions in the northern regions of the Russian Federation, the rapid development of development of mineral deposits and the development of transit through the Arctic. The most important type of transport system, which is of the greatest importance, is the marine Arctic transport system, it provides transportation along the route of the North Sea.

The path along the North Sea Route is an integral infrastructure in the Far North and connects the Far East with the West. The Northern Sea Route unites the largest river channel of Siberia into a whole transport network. Its importance in ensuring the Arctic international security of Russia does not decrease.

Nevertheless, the Arctic is the most important strategic region, which is an area of interest for many countries. The Arctic is crossed by the shortest sea routes between markets in the Pacific and Northwest Europe.

MATERIALS AND METHODS. This study is based on a comparative legal analysis of Russian and international legal acts in the field of maritime transport in the Arctic. Particular attention is paid to the analysis of the Arctic Polar Code. Based on the method of theoretical analysis, the law considers current issues of international environmental law and environmental safety related to ensuring the safety of transportation by international political, socio-economic, financial methods, which allows us to demonstrate current trends in the balance of development interests and environmental protection. It analyzes the international legal regime for ensuring transport safety, as well as ensuring environmental safety in the Arctic, international law in this area, explores various scientific points of view. From the point of view of the analysis of legal positions, the article analyzes the concept of environmental safety, the Arctic, etc.

The article is written taking into account the understanding of the variety of transport infrastructure facilities. They are located in inland sea waters, in the territorial sea, in the exclusive economic zone and on the continental shelf of the Russian Federation. These include artificial islands, installations, structures, including flexibly or permanently fixed in accordance with the project documentation for their creation at the location of the floating (mobile) drilling rigs (platforms), offshore floating (mobile) platforms, with the exception of underwater structures (including wells). The work emphasizes that the efforts of the entire international community are necessary to ensure the safety of shipping in the Arctic.

RESULTS. Based on the results of the study, a generalization of scientific positions regarding the safety of transport in the Arctic is made, international law is analyzed. The importance of the Polar Code for ensuring the safety of transport in the Arctic is substantiated.

DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Through the efforts of states aimed at protecting the environment during transport in the Arctic, not only environmental protection is achieved, but also optimal economic indicators of transport. I express the will of my peoples, who understand the need to protect the environment in the Arctic from anthropogenic destruction, countries at the international level are actively developing international cooperation in this area. These measures should not lead to a restriction of freedom of navigation in the Arctic region.

KEYWORDS: Arctic; international environmental law; environmental safety; legal regime of the Arctic

Северной морской путь (СМП) - самый короткий маршрут между Азиатско-Тихоокеанским районом и севером Европы. При плавании по маршруту Северного моря расстояние сократилось на 3,9 тыс. морских миль (34%), что сокращает время с 33 до 20 дней и уменьшает транспортные расходы.

Важным показателем уровня развития арктического транспорта является объем грузоперевозок, зависящий от сложности следующих основных факторов: грузовая база, ледокольная поддержка, состав транспортного флота и оплата ледоколу1.

1 Морские вести России. http://www.morvesti.ru/themes/1700/53265/ (дата обращения 14.02.2019).

В новом Указе Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»2 объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути, в том числе транзитных перевозок называется важным показателем эффективности государственной политики в Арктике.

В конце 1990-х гг. объем перевозок по СМП сократился до 1,5 млн т в год, в настоящее время уже был замечен его рост. В 2010 г. по данному пути было перевезено около 3 млн т груза. Годовой допустимый поток груза оценивается в 50 млн т.

Несмотря на данные негативные процессы увеличение грузооборота по СМП в будущем прогнозируется более чем в 10 раз. Уже сегодня географические преимущества Северного морского пути, благодаря совместной деятельности государства и бизнеса, стали постепенно превращаться в экономические. Объем грузопотока на СМП в 2021 г. превысит 5 млн т3.

Граница пути Северного моря определяется в соответствии с положением маршрута, подходящего для судов в российских прибрежных водах. Его особенностью является то, что у него нет единого фиксированного маршрута. Чрезвычайное положение маршрута СМП ограничено: на западе - проливами островов Новой Земли и меридианом, простирающимся к северу от мыса Желания, на востоке - Беринговым проливом, параллельным 66° с.ш. и 168°58'37" з.д.

Плавание по пути Северного моря предъявляет множество требований к безопасному плаванию судов на льду и множество ограни-

чений в отношении мер по защите окружающей среды4.

Основным условием укрепления российской национальной безопасности является повышение ее конкурентоспособности в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в основном с помощью применения СМП, передает «РБК Daily». Об этом секретарь Совбеза Н.П. Патрушев сообщил на выездном совещании в Ненецком автономном округе.

Н.П. Патрушев указал на необходимость формирования рационального транспор-тно-логистического комплекса, обеспечивающего устойчивое функционирование добывающих предприятий Арктического пояса и выработку новых мер по улучшению налоговой и инвестиционной политики, учитывая особенности арктических условий жизнедеятельности5.

Транспортная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, поскольку транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности населения. Она достигается с помощью проведения единой политики государства и мерами организационного, политического, экономического и прочего характера, которые являются адекватными угрозами жизненно необходимым потребностям человека, населения и государства в транспортной сфере6.

Арктика - это северный район Земли. В него входят глубоководный Арктический бассейн, мелкие прибрежные морские окраины с примыкающими частями европейского,

2 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.03.2020).

3 Россия обеспечит свою безопасность перевозками в Арктике. https://www.gudok.ru/news/transport/?ID=862958 (дата обращения 03.02.2020).

4 Б.Г. Сливаев. Подготовка судна к плаванию во льдах. Владивосток: Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, 2017.

5 Россия обеспечит свою безопасность перевозками в Арктике. http://www.1sn.ru/show.php?id=49692 (дата обращения 01.02.2020).

6 Задворный Ю.В. Обеспечение комплексной безопасности на транспорте// Научно-практический журнал «Мир». 2012. № 7. С. 108.

азиатского и североамериканского континентов, кроме того, включая острова. Арктика охватывает пять Арктических стран - Дания, США, Норвегия, Канада и Россия, представляют редчайшие экономические районы, а также включают континентальный шельф в Ледовитом океане.

Чтобы узнать точные границы Арктического региона России, можно воспользоваться соответствующими российскими законодательными актами, правилами международных договоренностей, в которых принимала участие Российская Федерация.

18 сентября 2008 г. Президент России утвердил политическую программу и перечень мероприятий для развития России в Арктическим регионе до 2020 г. и на будущий период. Исполнение Арктической международной политической программы в России предоставит возможность нашей стране сохранить значимость Арктического лидера среди других при-арктических государств7.

Интересы Российской Федерации устанавливаются с помощью важнейших целей, задач и являются приоритетами стратегического развития Арктики в международной политике России. Реализация их осуществляется органами государственной власти в совокупности с организациями гражданского общества, при неукоснительном соблюдении международного законодательства и договоренностей Российской Федерации.

Важнейшими международными интересами Арктики в России являются:

• применение Северного морского маршрута в роли уникального международного транспортного сообщения России с Арктикой;

• использование арктического региона России в виде основной ресурсной базы России для социально-экономического развития государства;

• сохранение уникальной экосистемы Арктики, а также сохранение Арктики в роли мировой безъядерной зоны.

Основные стратегические направления Арктической международной политики России:

• поддержка в освоении и результативное применение полярных и транзитных Арктических авиационных путей, международных перевозок в пределах юрисдикции России на основании международных соглашений России;

• применение путей Северного моря в системе транспорта в Арктике;

• совершенствование и формирование Арктической инфраструктуры рыбохозяйствен-ного комплекса в Арктическом районе России.

Особенности Арктического района России, влияющие на политическое развитие Арктики, состоят в следующем:

• нестабильность экосистемы, устанавливающей мировую общебиологическую стабильность, и климатические условия, они имеют низкую стабильность и зависят даже от небольшого влияния человека;

• отдаленность от крупных индустриальных центров, значительный уровень потребления ресурсов и зависимость экономической активности от финансирования, от транспортировки продуктов питания, топлива и др.;

• малая численность населения;

• наличие чрезвычайных природно-климатических условий.

В области безопасности окружающей среды Арктической международной политикой России разработана приоритетная цель, которая заключается в поддержке и защите арктической экологии и устранении воздействия экономической деятельности на данную среду в ситуациях роста хозяйственной энергичности и глобальных климатических изменениях. Среди основ Арктической политики России до 2020 г. и ее будущего важнейшим вопросом

7 «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // Утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969.

выступало создание безопасности грузоперевозок. Это необходимо для социального и экономического освоения данной территории.

Чтобы достичь эту цель, нужно сделать корректировку объемов грузоперевозок по СМП и создать контроль для обеспечения безопасности кораблей и управления судоходством в зонах интенсивного их движения, а также организовать совокупный механизм безопасности, чтобы защитить население, регион и важнейшие Арктические объекты, имеющих огромное значение в интернациональной безопасности России Арктических районов, где стабильно складываются чрезвычайные условия экологической катастрофы и природного происхождения. Дополнительными меры необходимы для осуществления господдержки Арктического района в области освоения запасов углеводородов и прочих водных запасов и ископаемых, вследствие введения новейших технологий, формирования, освоения транспортных сообщений и энергетики. Данные меры должны улучшить налоговое, таможенное и тарифное регулирование.

В 2009 г. международная неправительственная ассоциация, обратилась в ИМО (Межнациональную морскую организацию) с предложением об установлении обязательных правил для судов, плавающих в полярных водах. Позднее они были разработаны и приняты, вступили в силу с 1 января 2017 г.8 Данный нормативный акт получил название «Полярный кодекс».

В состав ИМО входят пять комитетов и ассамблея: девять подкомитетов, Комитет

упрощения перевозок, Комитет защиты морской среды, Комитет технического сотрудничества, Комитет безопасности на море и один Генеральный секретарь.

Все положения и правовые акты, подготовленные Подкомитетом и проанализированные на заседаниях комитетов, обычно анализируются и принимаются на регулярных заседаниях Ассамблей Организации. Более серьезные масштабные проблемы решаются постановлениями Дипломатической конференции, организованной Международной морской организацией. ИМО принимает решение в виде Резолюции Объединения и может при необходимости прикреплять различные документы (циркуляры, поправки к существующим документам-конвенциям, кодексам и др.)9.

В Полярном кодексе поясняется необходимость повышения безопасности судоходства и уменьшения воздействия на людей и природу в отдаленных и чрезвычайных полярных водах. Регулирующий подход в Полярном кодексе в первую очередь основан на оценке риска, что приводит к созданию так называемых «целевых стандартов» (Goal-Based Standards)10.

Международный Полярный кодекс устанавливает основную цель, которая заключается в обеспечении безопасной эксплуатации судов и защита полярной среды от риска полярных вод. Смягчение этого риска не было полностью рассмотрено в других руководящих документах. Этот международный закон распространяется на суда, работающие в Антарктических и Арктических водах.

8 Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 26.12.2017. N 0001201712260021.

Фактически состоит из двух частей. Резолюция 1^С.385(94) (Комитета безопасности на море). Принята 21.11.2014. Резолюция МЕРС.264(68) (Комитета по охране морской среды) была принята 15.05.2015. Полярный кодекс вступил в силу целиком 01.01.2017.

9 Сайт ООН. http://www.imo.org/en/About/Pages/Structure.aspx (дата обращения 01.03.2020).

10 Медников В.А. Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития. Полярный кодекс. Попытка критического осмысления. 13.10.2016 г. https://russiancouncil.ru/common/upload/6_Mednikov.pdf (дата обращения 01.03.2020).

Полярные правила состоят из введения и первой и второй частей. Во введении содержатся обязательные положения, применимые к частям I и II. Часть I разделена на Часть I-A, содержащую обязательные правила техники безопасности, а также часть I-В, содержащую советы по технике безопасности. Часть II подразделена на часть 11-А, содержащую обязательные правила в области предотвращения загрязнения, а также часть II-В, которая содержит советы по предупреждению загрязнения.

В первой части Международного Полярного кодекса определены требования к оснащению судов, работающих в Арктических и Антарктических водах, включая мостовое оборудование, специальное оборудование против льда,спасательного и низкотемпературного оборудования для пожаротушения в условиях низких температур. В соответствии с Полярным кодексом при строительстве судов, которые могут использоваться в полярных водах, следует использовать материалы, пригодные для использования при полярных рабочих температурах. Само судно должно иметь Руководство по эксплуатации в полярных водах и Сертификат на полярное плавание.

Во второй части Кодекса описаны меры по защите окружающей среды при транспортировке грузов11. Предусмотрены меры по предупреждению загрязнения, в том числе нефтью (включают требования эксплуатации). Поэтому сброс любой нефти или маслянистой смеси с любого судна в арктические воды в море запрещен. Для кораблей «А» и «В», построенных 01.01.2017 г. или позднее, общая вместимость топливного бака составляет менее 600 куб. м. Кроме того, топливный бак должен находиться на расстоянии не менее 0,76 м от обшивки корабля. Это правило не распространяется на небольшие топливные баки с максимальной вместимостью 30 куб. м.

Одно из главных требований к экологической безопасности заключаются в следующем. Сброс опасных жидких веществ или смесей, содержащих эти вещества, в воды арктических морей запрещен. Работа в полярных водах должна осуществляться соответствующим образом и отражаться в грузовых журналах, руководствах и судовых планах, в которых содержатся меры по предотвращению загрязнения вредными жидкими веществами, либо в судовых аварийных планах по борьбе с загрязнением морской среды.

Сброс остатков пищи допускается только в том случае, если судно находится как можно дальше от района, где концентрация льда превышает 1/10, но в любом случае не меньше чем в 12 морских милях от ближайшего побережья, близлежащего шельфового ледника либо близлежащего припая. Кроме того, остатки пищи должны измельченными проходить через проволочные стойки с отверстиями (не больше 25 мм). Остатки пищи не следует смешивать с какими-либо другими типами отходов, они не должны сбрасываться на лед. Полярный кодекс запрещает выбрасывать туши животных.

Утилизация остатков груза, которая недоступна с применением обычных методов разгрузки, возможна только в том случае, если судно находится в пути и соблюдаются все следующие условия: остаточный груз, добавки или моющие средства, хранящиеся в промывных трюмах и не содержат в себе веществ, они квалифицируются как вредные для морской воды; порт для выхода судна и следующий порт назначения располагаются в области арктических водах, и судно не будет пересекать границу при переходе между данными портами.

Помимо обеспечения безопасности транспортировки грузов Полярный кодекс фактиче-

11 Морской портал https://sea-man.org/mezhdunarodnyj-polyarnyj-kodeks.html (дата обращения 16.02.2020).

ски регулирует вопросы обеспечения экологической безопасности в Арктике. Поэтому необходимо определить содержание понятия «экологическая безопасность». М.М. Бринчук разработал определения понятий «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды». По его мнению, понятие «экологическая безопасность» определяется как деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, которая отвечает интересам сохранения благоприятной окружающей среды и защиты экологических прав и правовых интересов юридических и физических лиц. Исходя из содержания международного природоохранного законодательства в разных странах, эта точка зрения представляется предпочтительной12.

В целях обеспечения экологической безопасности 31 декабря 2015 г. был утвержден Указ Президента № 683 «О стратегии межнациональной безопасности Российской Федерации». Данная Стратегия выступает главным документом стратегического планирования, который устанавливает межнациональные интересы и стратегическое межнациональное лидерство России и сосредоточен на установлении международной безопасности России и поддержании долгосрочного постоянного развития страны во всех областях.

Обеспечение безопасности окружающей природной среды нашло в нем самое прямое отражение и представляет собой механизм осуществления природоохранных мероприятий. Концепция национальной экологической безопасности является междисциплинарной. По своей сути междисциплинарная безопасность является одним из важных атрибутов категории «национальная экологическая без-

опасность», в которой отображен объем юридического содержания13.

Чтобы выполнить масштабные задачи формирования и изучения Арктического региона Российской Федерации, необходимо учитывать тот факт, что прибрежная зона Северного Ледовитого океана и Восточная Сибирь - территория со слабо развитой инфраструктурой транспорта, поэтому нужно создавать высокоэффективную Арктическую транспортную структуру. В результате, интенсификация освоения данного пространства взаимосвязана с огромными расходами, учитывая демографическую обстановку в государстве и сложность набора рабочей силы.

Поскольку Арктическая транспортная структура представляет собой неотделимую часть российской транспортной структуры, руководство страны придает особое значение развитию и применению арктического транспорта. Безопасное судоходство по СМП требует разработки различных видов поддержки морской деятельности. При этом безопасность перевозок должна основываться прежде всего на стабильности перевозок и недопущении вреда для окружающей среды14.

Итак, для обеспечения безопасности морских перевозок в Арктике необходимы усилия всего международного сообщества. Значимым атрибутом понятия «национальная экологическая безопасность» является защищенность окружающей среды и природных ресурсов от загрязнения и истощения. «Защищенность» выражает определенную правом деятельность, совершаемую внутри установленных территориальных границ и времени по принятым участниками международных отношений, государством или обществом обяза-

12 БринчукМ.М. Роль государства в обеспечении безопасности, проблемы, поиск, решения. М.: Макцентр, 2001. С 107.

13 Глебов И.И.Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юр. наук. М., 1999. С. 11, 15, 17, 20.

14 Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В. и др. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1 (33). С. 7, 13.

тельным правилам в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Совместные усилия государств должны быть дополнены эффективной реализацией совместных задач по обеспечению транс-

портной безопасности. Совместное сотрудничество предполагает разработку и согласование действий по развитию транспортной инфраструктуры. В международном законодательстве должны быть предусмотрены соответствующие нормы.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 26.12.2017. № 0001201712260021.

2. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.03.2020).

3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утв. Президентом РФ

18.09.2008 № Пр-1969 // Российская газета. № 53п.

30.03.2009 (разделы I-IV).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

5. Бринчук М.М. Роль государства в обеспечении безопасности, проблемы, поиск, решения. М.: Макцентр, 2001.

6. Глебов И.И .Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юр. наук. М., 1999.

Normative legal acts and literature

1. International Code for Ships Operating in Polar Waters (Polar Code) // Official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru, 12/26/2017, N 0001201712260021.

2. Decree of the President of the Russian Federation of 05.03.2020 N 164 «On the Basics of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the Period Until 2035» // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 03.03.2020.

3. Fundamentals of state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2020 and the future. Approved President of the Russian Federation on September 18, 2008 N Pr-1969 // Russian newspaper, N 53p, 03/30/2009 (sections I-IV).

7. Сливаев Б.Г. Подготовка судна к плаванию во льдах. Владивосток: Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, 2017.

8. Задворный Ю.В. Обеспечение комплексной безопасности на транспорте// Научно-практический журнал «Мир». 2012. № 7. С. 108.

9. Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В. и др. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1 (33). С. 7, 13.

10. Медников В.А. Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития. Полярный кодекс. Попытка критического осмысления. 13 октября 2016 г. https://russiancouncil. ru/common/upload/6_Mednikov.pdf (дата обращения 01.03.2020).

11. Морские вести России. http://www.morvesti. ru/themes/1700/53265/ (дата обращения 14.02.2019).

12. Россия обеспечит свою безопасность перевозками в Арктике. https://www.gudok.ru/news/ transport/?ID=862958 (дата обращения 03.02.2020).

13. Сайт ООН. http://www.imo.org/en/About/ Pages/Structure.aspx (дата обращения 01.03.2020).

14. Морской портал. https://sea-man.org/ mezhdunarodnyj-polyarnyj-kodeks.html (дата обращения 16.02.2020).

4. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // SZ RF. 2016. No 1 (part II). Art. 212.

5. Brinchuk M. M. The role of the state in ensuring security, problems, search, solutions. M .: Maktsentr, 2001.

6. Glebov I. I. Legal problems of ensuring national security of the Russian Federation. Dis .... dr. legal sciences. M., 1999.

7. B. Slivaev. Preparation of a vessel for navigation in ice // Maritime State University named after adm. G. I. Nevelsky. « Vladivostok, 2017.

8. Zadvorny Yu. V. Ensuring integrated security in transport // Scientific and Practical Journal "Mir". No. 7, 2012.

9. V.M. Gruzinov, Yu.V. Zvorykina, G.V. Ivanov, et al. Arctic transport routes on land, in water areas and in airspace // Arctic: Ecology and Economics No. 1 (33), 2019.

10. Mednikov V.A. International cooperation in the Arctic: new challenges and development vectors. 11. Polar Code. Critical Thinking Attempt. M, October 13, 2016 // https://russiancouncil.ru/common/upload/6_ Mednikov.pdf Date of viewing the site 01.03.2020.

11. Naval News of Russia // http://www.morves-ti.ru/themes/1700/53265/ Date of viewing the site 02/14/2019

12. Russia will ensure its safety by transport in the Arctic /https://www.gudok.ru/news/trans-port/?ID=862958. Date of viewing the site 3.02.2020 /

13. UN website // http://www.imo.org/en/About/ Pages/Structure.aspx. Site viewing date 1.03.2020.

14. Sea Portal // https://sea-man.org/mezhdun-arodnyj-polyarnyj-kodeks.html Date of viewing the site 02.16.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.