УДК 349.249+349.6
DOI 10.34822/2312-3419-2021 -3-93-99
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
T. С. Иванова т, Ж.-П. Дезидери 2
1 Северо-Восточный федеральный университет, Якутск, Россия 2 Университет Париж-Сакле, Париж, Франция м E-mail: [email protected]
В настоящее время нормы законодательства о недрах и об охране окружающей среды не согласованы между собой. В связи с этим экологическая безопасность при разведке, разработке месторождений газа, нефти и других полезных ископаемых является несистемной и неэффективной. Существующая противоречивая правоприменительная практика делает тему исследования востребованной, в том числе из-за потепления климата в Арктике. Авторы предлагают на государственном уровне разработать единую концепцию обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, которая бы предусматривала оптимальное сочетание социальных, экономических и экологических интересов.
На основе принятых стратегических документов и сложившейся практики рассматривается учет экологического фактора при освоении месторождений в Арктике, а также заключение соглашений с резидентами Арктической зоны и применение недропользователями стандарта ответственности.
Ключевые слова: недропользование, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, Арктика, аварийные разливы нефти, соглашения, стандарт ответственности, оценка воздействия на окружающую среду.
Для цитирования: Иванова Т. С., Дезидери Ж.-П. Экологизация законодательства о недрах: вызовы времени // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 3. С. 93-99. DOI 10.34822/2312-3419-2021 -3-93-99.
THE GREENING OF SUBSOIL LEGISLATURE: CHALLENGES OF OUR TIME
T. S. Ivanova J.-P. Desideri2
1 North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2 Paris-Saclay University, Paris, France M E-mail: [email protected]
Today rules of the subsoil and environmental protection legislature contradict each other. Thus, environmental safety in exploring and production of gas, oil and other mineral resources fields is non-systematic and inefficient. The existing contradictory law enforcement practice makes the topic of the study relevant, inter alia due to the climate warming in the Arctic. The authors propose developing a unified concept at the state level for environmental safety in subsoil using. Such concept would foresee optimal combination of social, economic and environmental interests.
Based on adopted strategic documents and developed practice, the environmental factor in field developing in the Arctic, the agreements with the residents of the Arctic zone and the application of standard responsibility by the subsoil users are analyzed.
Keywords: subsoil use, environmental protection, environmental safety, the Arctic, emergency oil spills, agreements, responsibility standard, environmental impact assessment.
For citation: Ivanova T. S., Desideri J.-P. The Greening of Subsoil Legislature: Challenges of our Time //Surgut State University Journal. 2021. No. 3. P. 93-99. DOI 10.34822/2312-3419-2021-3-93-99.
ВВЕДЕНИЕ ством России в 2018 г. Стратегия развития ми-
Для геологической отрасли важным доку- нерально-сырьевой базы Российской Федера-ментом является утвержденная Правитель- ции до 2035 года [1]. В нем определены прио-
ритеты, цели и задачи государства в области недропользования, принципы государственной политики, направленные на воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Политика государства в новых условиях направлена на поддержку инвестиционных проектов, которые прошли конкурсный отбор в целях освоения недр. Государство участвует в этих проектах в рамках государственно-частного партнерства. Примером являются такие проекты, как «Арктик СПГ-1», освоение в Магадане уникального золоторудного месторождения Наталкинское, в Якутии - Верхне-Мунского месторождения алмазов и др.
В соответствии со Стратегией финансирование и объемы геологоразведочных работ ранних стадий за счет средств федерального бюджета будут постепенно сокращаться. С этой целью для геологического изучения участков недр был введен принцип предоставления участков без конкурса и аукционов - так называемый «заявительный» принцип. С одной стороны, данный принцип привлек в отрасль юниорные компании, ранее не имевшие опыта освоения недр, с другой - были открыты новые месторождения. Так, с 2014 г. количество поданных заявок ежегодно росло и на конец 2019 г. составило 8 405, из которых удовлетворен 51 % [2, с. 490].
Основными задачами государства в настоящее время остаются: развитие минерально-сырьевой базы, рациональное использование и охрана недр, поддержка инвестиционных проектов в Арктике и на территориях опережающего развития, совершенствование законодательства и системы налоговых платежей.
Между тем задачи государства в минерально-сырьевой отрасли взаимосвязаны с вопросами охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами. Статистика показывает, что в процессе пользования недрами происходят необратимые изменения качества природной среды, при этом процессу восстановления положения, существующего до начала промышленного освоения, а также устранению негативных последствий не уделяется должного внимания со стороны государства как собственника недр.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Объектом исследования является различие подходов к правовому регулированию охраны окружающей среды и недропользования в Российской Федерации. В статье рассматривается Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, положения Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 и федеральных законов «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 № 193-ФЗ.
Основными методами исследования стали методы сравнительного и формально-правового анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Минприроды России ежегодно публикует Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации. В Государственном докладе за 2018 г. приведены данные по добывающей отрасли, которая лидирует по образованию отходов производства среди других отраслей (89,3 %), имеет высокие показатели загрязнения атмосферного воздуха (42,7 %) и земель (36,4 %) [3, с. 59, 119, 197, 261].
Серьезную тревогу вызывают аварии в зоне деятельности недропользователей, особенно в Арктике. Частыми нарушениями являются разливы нефтепродуктов, загрязнение водных объектов, почвы. Так, в 2020 г. произошла экологическая катастрофа в г. Норильске, когда более 20 тыс. т нефтепродуктов попало в грунт и водные объекты в результате аварии на объекте ТЭЦ-3 [4].
Ведущие эксперты считают, что аварийный разлив на ТЭЦ-3 произошел из-за серьезных просчетов в системе управления рисками ГМК «Норильский никель». По результатам проверки АО «Норильская топливно-энергетическая
компания» (далее - АО «НТЭК»), проведенной Росприроднадзором в августе-сентябре текущего года, выявлено 139 нарушений обязательных требований в области промышленной и экологической безопасности. Основные производственные мощности с 40-60-х гг. ХХ в. морально и технически устарели, при этом не проводилось никаких реконструкций и капитального ремонта. Проверка выявила, что вывод из эксплуатации объектов капитального строительства осуществляется без реализации мероприятий по охране окружающей среды, без разработки планов по восстановлению окружающей среды, рекультивации и консервации земель в соответствии с действующим законодательством. Несмотря на запрет, практикуется сброс сточных вод с очистных сооружений на рельеф местности [4].
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2021 по делу № А33-27273/ 2020, уже вступившее в законную силу, является беспрецедентным в российской судебной практике. Иск Росприроднадзора к АО «НТЭК» о взыскании вреда, причиненного окружающей среде в результате аварии на объекте «Топливное хозяйство ТЭЦ-3», удовлетворен на сумму более 146 млрд руб. [5].
Экологическая катастрофа на Таймыре показала отсутствие продуманной политики при возникновении аварийных ситуаций даже в крупных компаниях. Наличие системы экологического менеджмента, сертификата КО 14001 не спасло компанию в этой ситуации. Возникают вопросы об эффективности ее экологической политики.
Между тем 2020 г. стал знаковым для социально-экономического развития Арктики на последующие 15 лет, приняты стратегические документы для активного освоения арктической территории и реализации крупнейших экономических (инвестиционных) проектов.
Основными целями этих стратегических документов государства являются охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента РФ от 05.03.2020 № 164 [6], - документ стратегического планирования в сфере обеспече-
ния национальной безопасности Российской Федерации. Он разработан для защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике; повышения качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам; ускорения экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации и увеличения их вклада в экономический рост страны. Данный документ, по сути, стал правовой основой для нового этапа промышленного освоения, «продвижения» в Арктику.
В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645 [7], с тревогой отмечается вероятность наступления в результате антропогенного воздействия и (или) климатических изменений в Арктической зоне событий, имеющих неблагоприятные экологические последствия, что создает глобальные риски для хозяйственной системы, окружающей среды и безопасности Российской Федерации и мира в целом.
Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.06.2020 № 193-ФЗ [8] направлен на государственную поддержку предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ, экономическое развитие, стимулирование и активизацию деятельности инвестиционной и предпринимательской деятельности, создание экономической основы для опережающего социального развития и улучшения качества жизни в Арктической зоне.
Между тем закон обошел вниманием экологическую ответственность резидентов при промышленном освоении Арктической зоны, хотя учитывает меры государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе при принятии стандарта ответственности резидентов.
Как отмечают И. К. Ашков и М. О. Некрылов, взаимоотношения местного населения и хозяйствующих субъектов являются не менее важным аспектом сохранения естественного своеобразия Арктики. Необходимо обязать
компании учитывать мнение народов, проживающих на территориях, где ведется промышленная разработка месторождений. В этом плане законодательство России продвинулось вперед [9].
В соответствии с ч. 3 ст. 28 вышеуказанного закона приказом Минвостокразвития России от 23.11.2020 № 181 утвержден стандарт ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации [10].
Приказом Минвостокразвития предусмотрено внедрение практики заключения соглашений между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями коренных малочисленных народов с одной стороны и резидентами Арктической зоны - с другой. Примечательно, что при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов требуется предварительное согласование проекта резидента Арктической зоны на всех этапах его осуществления, а также возмещение ущерба, причиненного в результате ведения резидентом Арктической зоны хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на исконную и культурно-социальную среду обитания коренных малочисленных народов.
В ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [11] указаны принципы охраны окружающей среды, такие как презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граж-
дан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. Вместе с тем реализация этих принципов является декларативной и практически не осуществляется.
Нормы федеральных законов «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ и Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в части учета экологического фактора не взаимосвязаны, действуют разрозненно.
Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений о начале деятельности на участке недр законом об экологической экспертизе (ст. 11) не предусмотрена. Исключением является документация, обосновывающая планируемую деятельность недропользователей на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и на прилежащей зоне Российской Федерации.
Объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на этих территориях. Но недавняя авария в г. Норильске показала неэффективность плана мероприятий АО «НТЭК» по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов или, возможно, результат некачественно проведенной экологической экспертизы.
Как известно, недропользование чревато частыми экологическими рисками, которым подвергаются не только недра, но и вода, воздух, почва, лесные ресурсы. Местное население, проживающее в зоне деятельности промышленных компаний, постоянно испытывает негативное воздействие и все чаще бьет тревогу. Поэтому представленный в научной литературе вывод, что геологическая отрасль является лидером списка источников негативного воздействия на окружающую среду и человека, подтверждается примерами [12, с. 23].
Особого внимания требуют вопросы загрязнения атмосферного воздуха попутным
нефтяным газом и продуктами его сжигания. Доля утилизации попутного нефтяного газа еще не достигла установленного законодательством целевого показателя 95 %. Кроме того, в части объемов образования отходов на долю добычи полезных ископаемых приходится ежегодно 80-90 %.
Как отмечает В. Б. Агафонов, фактически все участки недр являются источником повышенной экологической безопасности для окружающей среды и человека. Уже на первой стадии пользования недрами - этапе геологического изучения - происходит бурение скважин, использование землеройной техники, дизельных электростанций [13].
В связи с этим представляется необоснованным, что в законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ из перечня опасных производственных объектов исключены участки горных работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых и разработке россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемой открытым способом без применения взрывных работ.
В законодательстве отсутствует понятие «экологически опасная деятельность». На наш взгляд, это любая деятельность, связанная с использованием недр как природного ресурса, которая приводит или может привести к неблагоприятным экологическим последствиям для окружающей среды и здоровья человека. Поэтому вполне обосновано, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при составлении и утверждении геологической проектной документации должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза.
Принцип экологической безопасности должен стать основным критерием при проведении конкурсов, аукционов и лицензирования в заявительном порядке. Представляется обязательным проведение экологической экспертизы проектов по освоению недр с включением этого положения в ст. 12 Закона РФ «О недрах». Соответственно, нужно внести и дополнение в ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Согласимся с мнением И. К. Ашкова и М. О. Некрылова, что экологическое зако-
нодательство содержит положение о применении наилучших доступных технологий (НДТ) для предприятий высокого риска. Следует усилить ст. 12 Закона РФ «О недрах пунктом об обязательности применения НДТ на всех объектах недропользования при строительстве и эксплуатации. Это, несомненно, способствует снижению рисков возникновения аварий, в ходе которых может быть нанесен непоправимый урон природе, особенно в Арктике [9].
Проблема возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде, становится все более актуальной для государства. И сегодня добывающие компании все больше осознают социальную и экологическую ответственность, становятся более открытыми для диалога с государством и обществом. Один из вариантов решения этой проблемы видится в создании недропользователями своеобразного страхового фонда, средства которого могут быть использованы на рекультивацию участков недр и консервацию объектов после окончания добычных работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что добыча полезных ископаемых с целью извлечения максимальной прибыли без учета изменений климата, без реализации экологической политики добывающих компаний по сохранению и восстановлению природной среды в зоне ответственности приводит к необратимым последствиям для будущих поколений. Новая экономическая и политическая реальность приводит государства к изменению ориентиров в сторону «мягкого» освоения природных ресурсов. Поэтому государственная политика управления при недропользовании (особенно в Арктике) должна меняться с учетом изменения климата путем поиска новых, возобновляемых источников энергии.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Настоящее исследование финансировалось Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) в соответствии с исследовательским проектом № 21-510-22001 «Государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в арктической зоне Российской Федерации:
сравнительное исследование, методология
и практика», проводимым РФФИ совместно
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года : распоряжение Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р // СЗ РФ. 2018. № 53 (II). Ст. 8762.
2. О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов в Российской Федерации в 2019 году : гос. доклад. URL: http://www.mnr. gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ispolzovanii_mineralno_ syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/gosudarstven nyy_doklad_o_sostyanii_i_ispolzovanii_mineralno_ syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/ (дата обращения: 20.09.2021).
3. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году : гос. доклад. URL: http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_fe deratsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob _okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_feder atsii_v_2018_/ (дата обращения: 20.09.2021).
4. Росприроднадзор выявил многочисленные нарушения в деятельности АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания». URL: https://rpn.gov.ru/news/rosprirodnadzor_vyyavil_mn ogochislennye_narusheniya_v_deyatelnosti_ao_noril sko_taymyrskaya_energetich/?sphrase_id=20841 (дата обращения: 22.09.2021).
5. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2021 по делу №А33-27273/2020. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/4490905b-aec9-472e-a30a-c384e1679527 (дата обращения 22.09.2021).
6. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года : указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
7. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года : указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu ment/View/0001202010260033 (дата обращения: 25.09.2021).
8. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации : федер. закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007130047 (дата обращения: 25.09.2021).
9. Ашков И. К., Некрылов М. О. Правовое обеспечение экологической безопасности в арктическом регионе при осуществлении добычи нефти и газа // Новые возможности юридической специализации: перспективные научно-практические разработки и исследования : сб. ст. М. : ООО «ЭкООнис-экологически чистые технологии», 2015. С. 82-93.
с Фондом «Дом наук о человеке» Франции.
REFERENCES
1. On Approval of the Strategy for Development of Minerals and Raw Materials Base of the Russian Federation up to 2035 : Order of the Government of the Russian Federation No. 2914-r of 22.12.2018 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2018. No. 53 (II). Art. 8762. (In Russian).
2. On State and Minerals and Raw Materials Use in the Russian Federation in 2019 : State Report. URL: http://www.mnr. gov. ru/docs/o_sostoyanii_i_ispolzo vanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_fed eratsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostyanii_i_ispol zovanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_f ederatsii/ (accessed: 20.09.2021). (In Russian).
3. On State and Environmental Protection in the Russian Federation in 2018 : State Report. URL: http ://www. mnr. gov. ru/docs/o_so stoyanii_i_ob_okh rane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/ gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhran e_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_ 2018_/ (accessed: 20.09.2021). (In Russian).
4. Rosprirodnadzor vyiavil mnogochislennye narusheniia v deiatelnosti AO "Norilsko-Taimyrskaia energeticheskaia kompaniia". URL: https://rpn.gov.ru/news/rosprirodnadzor_vyyavil_mn ogochislennye_narusheniya_v_deyatelnosti_ao_noril sko_taymyrskaya_energetich/?sphrase_id=20841 (accessed: 22.09.2021). (In Russian).
5. Decision of the Commercial Court of the Krasnoyarsk Region of 12.02.2021 on the Case No. A33-27273/2020. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/ 4490905b-aec9-472e-a30a-c384e1679527 (accessed: 22.09.2021). (In Russian).
6. Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the Period up to 2035 : Decree of the President of the Russian Federation No. 164 of 05.03.2020. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).
7. On Strategy for Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Providing National Security for the Period up to 2035 : Decree of the President of the Russian Federation No. 645 of 26.10.2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202010260033 (accessed: 25.09.2021). (In Russian).
8. On State Support of the Enterpreneurial Activity in the Arctic Zone of the Russian Federation : Federal Law No. 193-FZ of 13.07.2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00 01202007130047 (accessed: 25.09.2021). (In Russian).
9. Ashkov I. K., Nekrylov M. O. Pravovoe obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v arkticheskom regione pri osushchestvlenii dobychi nefti i gaza // Novye vozmozhnosti iuridicheskoi spetsializatsii: perspektiv-nye nauchno-prakticheskie razrabotki i issledovaniia : Collection of articles. Moscow : OOO "EkOOnis-ekologicheski chistye tekhnologii", 2015. P. 82-93. (In
10. Об утверждении стандарта ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации : приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 23.11.2020 № 181. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40019 9158/ (дата обращения: 25.09.2021).
11. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
12. Кашин В. И. Совершенствование законодательного регулирования недропользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации // Недропользование XXI век. 2016. № 2. С. 18-25.
13. Агафонов В. Б. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами // Lex russica. 2016. № 6. С. 61-81.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Иванова Татьяна Спартаковна - доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона, руководитель магистерской программы двойного дипломирования с Университетом Париж-Сакле, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
Дезидери Жан-Пьер - доктор юридических наук, профессор, руководитель программы Master 2 Professionnel «Право охраны окружающей среды, безопасности и качества на предприятиях», Университет Париж-Сакле, Париж, Франция.
E-mail: [email protected]
Russian).
10. On Approval of the Responsibility Standard of the Residents of the Arctic Zone of the Russian Federation in Relationship with Indegineous Minorities of the Russian Federation who Live or Manage Traditional Buisness Activity in the Arctic Zone of the Russian Federation : Order of the Ministry of the Russian Federation on Development of the Far East and the Arctic No. 181 of 23.11.2020. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400199158/ (accessed: 25.09.2021). (In Russian).
11. On Environmental Protection : Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).
12. Kashin V. I. Sovershenstvovanie zakonodatelnogo regulirovaniia nedropolzovaniia i okhrany okruzhaiushchei sredy v Rossiiskoi Federatsii // Nedropolzovanie XXI vek. 2016. No. 2. P. 18-25. (In Russian).
13. Agafonov V. B. Legal Support of Environmental Protection and Ecological Safety During the Exploitation of Subsoil Natural Resources // Lex russica. 2016. No. 6. P. 61-81. (In Russian).
ABOUT THE AUTHORS
Tatyana S. Ivanova - Doctor of Sciences (Law), Candidate of Sciences (History), Professor, Department of Arctic Law and Law of APAC Countries, Head of the Master's Dual Degree Program with the Paris-Saclay University, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Jean-Pierre Desideri - Doctor of Sciences (Law), Professor, Head of the Master 2 Professionnel program «Environmental, Safety and Quality Law in Enterprises», Paris-Saclay University, Paris, France. E-mail: [email protected]