ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ В УСЛОВИЯХ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ Балакирева К.В. Email: [email protected]
Балакирева Кристина Владимировна — магистрант, кафедра международного права, юридический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье оценивается мировое значение Арктического региона. В качестве исследовательской задачи автором было определено проанализировать эффективность правового регулирования защиты окружающей среды в процессе использования энергетических ресурсов. Рассматривается правовой режим арктических недр и договоров, действующих в области защиты окружающей среды при процессе недропользования. Обозначены правовые проблемы, возникающие в процессе добычи энергетических ресурсов. В заключении предложены методы решения этих вопросов. Ключевые слова: Арктика, охрана окружающей среды, недропользование, энергетические ресурсы.
LEGAL REGULATION OF ARCTIC ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE CONTEXT OF SUBSOIL USE Balakireva K.V.
Balakireva Kristina Vladimirovna—Master's degree in Law, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL LAW, FACULTY OF LAW, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY, ST. PETERSBURG
Abstract: this article assesses the global importance of the Arctic region. As a research task, the author was determined to analyze the effectiveness of legal regulation of environmental protection in the process of using energy resources. The legal regime of the Arctic subsoil and treaties in the field of environmental protection in the process of subsoil use is considered. Legal problems that arise in the process of extracting energy resources are outlined. In conclusion, methods for solving these issues are proposed.
Keywords: the Arctic (Zone), subsoil use, environmental protection, energy resources.
УДК 349.6: 351 DOI: 10.20861/2304-2338-2017-98-001
Международно-правовое сотрудничество государств в области недропользования является одной из актуальных проблем международного права. Арктический регион создаёт исключительные перспективы для освоения энергетических ресурсов, которые так необходимы в свете растущей зависимости государств от углеводородных ресурсов. На сегодняшний день потребность в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды Арктики резко возросла. Арктика, являясь «лёгкими» всего мира, со своими уязвимыми и часто эндемическими флорой и фауной, требует обеспечить безопасность коренного населения, растительного и животного мира в погоне за обогащением от добычи природных ресурсов [6].
Сфера недропользования является областью максимальной аккумуляции правовых, экономических и геополитических интересов. Арктика и ее шельф - это гигантский нефтегазовый бассейн, который является безальтернативным источником энергоресурсов в ближайшем будущем [7]. Помимо энергетических запасов Арктический регион обладает и транспортным потенциалом. Тающий морской лед в Арктике открывает дополнительные возможности для морской транспортировки грузов из Азии в Европу. Освоение Арктики и проведение грамотной экономической политики в данном регионе становится приоритетным направлением политики и одним из путей экономического роста и развития.
В настоящее время пять стран, находящихся на побережье Северного Ледовитого океана (Дания, Канада, Норвегия, Россия и США) согласно международным договоренностям осуществляют суверенные права на освоение недр в пределах 200 морских миль своей исключительной экономической зоны [4]. Поэтому арктические государства заинтересованы в минимизации споров и дружеском урегулировании тех конфликтов, которые стали достоянием общественности.
Для России, с её сырьевой экономикой, освоение ресурсов Арктики имеет стратегическое значение [5].
На фоне локальных конфликтов и конфронтации на Ближнем Востоке скорость и энергия сотрудничества в Арктике в последние годы могут служить примером и уроком для человечества. Арктический регион сегодня стали опытной образцом лаборатории международного сотрудничества. Система международного взаимодействия в сфере экологической безопасности Арктики начала выстраиваться в начале 1970-х гг., но полностью она до сих пор не сформирована [2].
Для сохранения природы Арктики имеется обширная правовая система, состоящая из
1 2 3
международно-правовых1, региональных2 и межгосударственных3 законодательных актов. Однако в условиях Арктики глобальные механизмы, созданные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., не совсем работают. Причин «море», самыми ключевыми являются отличие ледовых районов Севера от теплых вод Индийского океана и тот факт, что одно из пяти арктических государств не является участником этой Конвенции [4].
В правовом положении Арктики главенствующую роль играет договорно-правовая и законодательная практика самих арктических государств. При этом универсальные международные договоры применяются ими, прежде всего, с учетом содержащихся в них ссылок на региональные договоренности и в контексте международного обычного права.
В области регулирования нефтедеятельности, также используются рекомендации, инициируемые региональными организациями4. Все эти документы носят рекомендательный характер. Их принятие предполагает, что дальнейшее совершенствование правового регулирования этой области может быть оформлено национальным законодательством. На национальном уровне могут быть установлены более строгие требования, что, например, подчеркивается в Правила морской нефтегазовой деятельности Арктики. Документы адресованы не только национальным властям, но и к нефтегазовым компаниям, являющимися конечными потребителями.
Принимая во внимание, что вышеуказанные договорные режимы не могут обеспечить в полной мере защиту окружающей среды Арктики и не в состоянии противостоять мощным нефтедобывающим корпорациям с их влиянием и капиталом, представляется, что необходимо осуществить следующие действия:
1. Поскольку в настоящее время, согласно Оттавской Декларации о создании Арктического Совета, решения Совета не имеют обязательной силы и сам Арктический Совет не уполномочен принимать юридически обязательные акты [1], необходимо либо принять единый договор, накладывающий юридические обязательства, либо усовершенствовать «связанность» государств решениями Арктического путем внесения соответствующих изменений в Устав организации.
2. Мировому сообществу нужно сосредоточиться на механизмах профилактики вреда, используя, например, механизм оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки планируемой деятельности [3]. Поскольку предотвратить катастрофу гораздо проще, чем очистить регион от крупных разливов нефти. Для этого необходимо повысить экологические стандарты нефтедобывающих компаний и создать национальный компенсационный фонд для борьбы с нефтеразливами.
1 Например, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., Конвенция по созданию международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г., Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов МАРПОЛ 73/78; Конвенция 1976 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна и другие.
2 Например, Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике и другие.
3 Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве по вопросам окружающей среды 1993 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод 1990 г., Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях 1989 г. и другие.
4 Например, Правила морской нефтегазовой деятельности в Арктике; Полевое руководство по борьбе с разливами нефти в Арктике; Арктическое руководство по оценке технологий очистки берегов; Карты арктических ресурсов, находящихся под угрозой загрязнения нефтью; Руководство по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике.
3. Разработка механизма региональной ответственности станет важным шагом в обеспечении соответствующего поведения частников международных отношений нормам международного права. Принято считать, что именно ответственность определяет потенциальных нарушителей, побуждает к добросовестному выполнению своих обязательств и гарантирует выплату компенсации за ущерб и устранить причиненный вред.
4. Представляется возможным сформировать организацию государств -недропользователей, которая будет осуществлять регулирование недропользования и защиту окружающей среды при этом процессе.
Нам видится, что дальнейшее развитие международного сотрудничества в области недропользования должно базироваться на концепциях экологической безопасности и устойчивого развития. Именно эти концепции охватывают должный уровень взаимодействия и интеграции государств в процессе обеспечения защиты, сохранения и улучшения природной среды региона.
Также существует реальная необходимость в комплексном подходе к недропользованию в Арктике. Этот подход должен соответствовать целям промышленного и социального развития, интересам населения, проживающего в Арктике, а также способствовать устойчивому развитию Арктического региона.
Сглаживание противоречий между экономическим ростом, научно-техническим прогрессом, рациональное использование природных ресурсов и сохранением целостности экосистем Арктики - цель мирового сообщества.
Список литературы / References
1. Декларация об учреждении Арктического Совета // Консорцикм «Кодекс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901880137/ (дата обращения: 10.04.2017).
2. Загорский А.В. Освоение Арктики: вопросы безопасности / А.В. Загорский // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества. В 3 т. Т. 1. Хрестоматия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/Arctic%20Ant hology%20Vol%203.pdf/ (дата обращения: 10.04.2017).
3. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте // Архив документов Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/5mFkmj/ (дата обращения: 10.04.2017).
4. Конвенция по морскому праву // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/NYxGeD/ (дата обращения: 10.04.2017).
5. Саваськов П.В. Правовой режим Арктики / П.В. Саваськов // Арктика: зона мира и сотрудничества: монография / отв. ред. А.В. Загорский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2011/11011.pdf/ (дата обращения: 10.04.2017).
6. Стоун Д. Загрязнение Арктики: Доклад о состоянии окружающей среды Арктики. СПб.: Гидрометиздат, 1998. 188 с.
7. Телегина Е.А. Ресурсы Арктического региона: перспективы и проблемы их освоения / Е.А. Телегина // Арктика: зона мира и сотрудничества: монография / отв. ред. А.В. Загорский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imemo.ru/files/File/ru/pub l/2011/11011 .pdf/ (дата обращения: 10.04.2017).