Научная статья на тему 'Правовой режим Арктики в контексте IV международного арктического форума «Арктика - территория диалога»'

Правовой режим Арктики в контексте IV международного арктического форума «Арктика - территория диалога» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3908
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ / ПРИНЦИП СЕКТОРАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ АРКТИКИ / ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ АРКТИКИ / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИКЕ / ARCTIC / THE INTERNATIONAL LEGAL REGIME OF THE ARCTIC / HE NATIONAL LEGAL REGIME OF THE ARCTIC / THE PRINCIPLE OF SECTORAL DIVISION OF THE ARCTIC / PROTECTION OF NATURAL RESOURCES IN THE ARCTIC / COLLECTIVE SECURITY IS IN ARCTIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковский Вадим Кириллович

В статье исследуется международное сотрудничество в области использования и охраны природных ресурсов Арктики в контексте международного сотрудничества и про-шедшего IV Международного арктического форума «Арктика территория диалога», анали-зируется правовой режим Арктики. Исследуется секторальный принцип деления арктиче-ской территории. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. приаркти-ческие государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принад-лежащих им исключительных экономических зон и континентального шельфа, хотя данные районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий. Рассмотрены основы государственной политики России по защите своих экономических и стратегических инте-ресов в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of cooperation of States-participants of the Commonwealth of Independent States in fight against crimes committed using information technologies

The article examines international cooperation in the field of use and protection of natural resources in the Arctic in the context of international cooperation in the context of the fourth international Arctic forum «the Arctic territory of dialogue», analyzes the legal regime of the Arctic, examines the sectoral principle of dividing the Arctic territory is investigated. In accordance with Convention of the UNO on a naval law from 1982 of the Arctic state possess a sovereign right for development of bowels of the earth within the limits of belonging to them exceptional economic zones and continental shelf, although these districts of Arctic and does not enter in the complement of their state territories. Bases of public policy of Russia are considered on defence of the economic and strategic interests in Arctic.

Текст научной работы на тему «Правовой режим Арктики в контексте IV международного арктического форума «Арктика - территория диалога»»

Правовой режим Арктики в контексте IV Международного арктического форума «Арктика — территория диалога»

БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ

Ведущий научный сотрудник Института проблем безопасности СНГ, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук

Аннотация: В статье исследуется международное сотрудничество в области использования и охраны природных ресурсов Арктики в контексте международного сотрудничества и прошедшего IV Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», анализируется правовой режим Арктики. Исследуется секторальный принцип деления арктической территории. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. приаркти-ческие государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон и континентального шельфа, хотя данные районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий. Рассмотрены основы государственной политики России по защите своих экономических и стратегических интересов в Арктике.

Ключевые слова: Арктика, международный правовой режим Арктики, национальный правовой режим Арктики, принцип секторального деления Арктики, правовая охрана природных ресурсов Арктики, коллективная безопасность в Арктике.

Actual problems of cooperation of States-participants of the Commonwealth of Independent States in fight against crimes committed using information technologies

BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH

the leading scientific researcher of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration Security Problems Institute of the CIS Associate Professor MGLU them O.E.Kutafina, candidate of legal sciences

Abstract: The article examines international cooperation in the field of use and protection of natural resources in the Arctic in the context of international cooperation in the context of the fourth international Arctic forum «the Arctic - territory of dialogue», analyzes the legal regime of the Arctic, examines the sectoral principle of dividing the Arctic territory is investigated. In accordance with Convention of the UNO on a naval law from 1982 of the Arctic state possess a sovereign right for development of bowels of the earth within the limits of belonging to them exceptional economic zones and continental shelf, although these districts of Arctic and does not enter in the complement of their state territories. Bases of public policy of Russia are considered on defence of the economic and strategic interests in Arctic.

Key words: The Arctic, the international legal regime of the Arctic, the national legal regime of the Arctic, the principle of sectoral division of the Arctic, protection of natural resources in the Arctic, collective security is in Arctic.

Правовой режим Арктики и российские суверенные права в Арктическом регионе

В настоящее время, в эпоху глобализации, состояние любой современной экономики зависит от обеспеченности энергетическими ресурсами. Данная зависимость сохранится и в будущем, даже несмотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих транснациональных корпораций и стран мира. Сейчас в Арктике происходит столкновение национальных и групповых интересов, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На данном фоне адекватными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Арктика - это часть Земного шара, которая находится севернее Полярного круга. Общая ее площадь около 21 млн квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные среди них острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия1.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя данные районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

России принадлежит почти половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом

секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Например, Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3800 млрд м3 газа (для сравнения - это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время Россия планирует подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн км2 (примерно три площади Франции). В Американском секторе запасы только Чукотского моря оцениваются в 15 млн баррелей нефти, а газа свыше 2000 млрд м3. Также крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного потенциала Арктика обладает очень важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения систем противоракетной обороны элементов систем стратегического сдерживания и для старта баллистических ракет. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение большей части года.

Также велико транспортное значение региона. Через территорию Арктики проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. В настоящее время использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

1 Военное обозрение // https://topwar.ru/11809-ministerstvo-oborony-rossii-vzyalos-za-sozdanie-arkticheskih-brigad.html

Дата обращения 15.05.2017 г.

IVМеждународный форум «Арктика — территория диалога» 29-30 марта 2017 г.

В Архангельске 29-30 марта 2017 г. прошел IV Международный форум «Арктика - территория диалога». Форум является одной из главных площадок для обсуждения проблем и перспектив Арктического региона. В нем принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин. В 2017 г. форум посетили около 1,7 тыс. человек -политики, предприниматели, ученые из 14 стран.

Форум должен объединить усилия международного сообщества для эффективного развития Арктики.Участники форума,который проводится с 2010 г., на регулярной основе обсуждают повышение уровня жизни на арктическихтеррито-риях, развитие транспортной системы, вопросы экологии.

Выступая на открытии форума, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что сохранение Арктики как территории мира и сотрудничества -главный приоритет для России. По его словам, Арктика в будущем превратится из края Земли в привлекательную для жизни территорию. У России есть серьезные проекты в транспортной сфере, связи, информатизации, в навигации, энергетике, медицине и жилищно-коммунальном хозяйстве, заявил вице-премьер.

Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики

2 В Архангельске открылся IV Международный арктический ро1Шсз/2017/03/29/26583.Мт1 Дата обращения 01.06.2017

Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов и Красноярского края.

Арктическая зона Российской Федерации обладает следующими значительными особенностями:

• экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

• очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения;

• удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

• низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий2.

С международно-правовой точки зрения территория Арктики по-прежнему остается «ничейной землей». Вопрос о делении региона между приарктическими государствами на международном уровне пока не решен.

В 1920-е гг. сложилась традиционная практика международного права, предусматривающая распределение арктических территорий на секторы по принципу тяготения их к побережьям приполярных государств. Этими нормами устанавливается, что сектор находится под юрисдикцией данного арктического государства. Кроме того, на острова и земли, находящиеся в этом секторе, распространяется суверенитет этого государства.

форум // Архангельские известия. http://www.izvestia29.ru/ г.

Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из арктических государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Целью секторального разделения Арктики стало вполне обоснованное стремление арктических государств исключить из действия общих установлений международного права районы, географические и климатические особенности которых делают их особо значимыми для данных стран.

Первым из арктических государств, закрепившим в национальном законодательстве свои права на арктический сектор, была Канада, принявшая в 1907 г. Закон «О северо-западных территориях». Российская Федерация поддержала Канаду, приняв в 1916 г. аналогичный закону «О северо-западных территориях» дипломатический документ. Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, который находится между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе.

Другие арктические государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. Необходимо обратить внимание на то, что в 1920-х гг. СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать свои арктические сектора постоянными границами. Фактически принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью. Но при этом

так называемая «теория секторов» какого-либо подкрепления в положениях международных договоров к настоящему времени не получила. Более того, сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в международно-правовых актах не используется.

В соответствии с законодательными актами Канады и СССР закреплены правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные - материковые и островные - образования. Однако в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. При этом ни одно из арктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств региона в официальном порядке не претендовало.

Таким образом, можно сделать вывод, что секторное разделение Арктики не вызвало каких-либо возражений иных, неарктических, государств и было принято де-факто. Этого фактического признания было вполне достаточно до тех пор, пока с развитием науки и техники проблема разработки ресурсов Арктики из области фантастики не перешла в практическую сферу. Постепенно государства начали понимать возможности Арктического региона, особенно с учетом глобального потепления и стремительного таяния ледников3.

Меры защиты суверенных прав России в Арктике и противодействие попыткам пересмотра секторального принципа Арктики

В последнее время все чаще звучат призы- скольку в Арктике были обнаружены крупные вы к пересмотру секторального принципа, по- месторождения природных ископаемых. Соглас-

3 Международно-правовой статус Арктики. http://infopedia.su/9x3c23.html. Дата обращения 02.06.2017 г.

но оценкам Геологической службы США в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн м3, газового конденсата в 44 млрд баррелей, нефти в 90 млрд баррелей. Самые крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В перспективе в будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Кроме углеводородов, здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. В Арктике также сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле4.

Единое международное соглашение по Арктике не заключено. Поэтому правовой режим Арктики устанавливается различными нормативными правовыми актами. Они касаются прежде всего вопросов охраны Арктики от нефтяного загрязнения: международная Конвенция по созданию международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г., Конвенция 1990 г. по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству, международная Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; Конвенция 1976 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна; Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов МАРПОЛ 73/78, а также Протоколы 1992 г. об изменении международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и об из-

менении международной конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г.

Кроме того, в 1973 г. СССР, Норвегия, США Дания, Канада заключили Соглашение о сохранении белых медведей. Соглашение защитило районы обитания их, а также маршруты миграции.

Очень большое значение для установления правового режима Арктики принадлежит Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.5 Она устанавливает международный правовой режим Арктики. В соответствии с данным нормативным правовым актом на Арктическую зону распространяются режимы внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, а также открытого моря. Государственная граница приарктиче-ских государств совпадает с внешней границей территориального моря.

В ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. содержится следующее определение континентального шельфа: «Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходной линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние».

Исключительность прав государства на континентальный шельф заключается в следующем. В случае если прибрежное государство не осваивает природные ресурсы своего шельфа, другое государство не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

4 Военное обозрение.

5 Сайт ООН. http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf Дата обращения 05.05.2017 г.

В настоящее время все острова и архипелаги в пределах российского сектора являются территорией Российской Федерации. Но США, Дания и Норвегия не пошли по пути официального объявления своих секторов Арктической зоной. Это связано с тем, что США невыгодно разделение Арктики по секторальному принципу в силу географического положения. При этом США не отказывается от секторального принципа.

Президентом Российской Федерацией В.В. Путиным утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»6. Ими определены главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России.

Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу установлены следующие стратегические приоритеты государственной политики в Арктике:

• осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;

• наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;

• укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева / Евроар-ктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;

• содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

• активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз;

• разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;

• совершенствование системы государственного управления социально-экономическим раз-

6 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ 18.09.2008 г. № Пр-1969) // Справочная правовая система «Консультант плюс».

витием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;

• улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;

• развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;

• модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяй-ственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.

Перспективы создания

системы коллективной безопасности

Арктической зоны

Важной задачей Российской Федерации в Арктике является задача создания системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также задача оптимизации экономических механизмов «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий.

Кроме того, в Арктической зоне Российской Федерации необходимо обеспечить существенный прирост балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений, в том числе путем реализации государственной программы изучения и освоения континенталь-

ного шельфа Российской Федерации, а также начало работ по освоению нефтегазовых месторождений.

Совершенствование законодательства России в области охраны окружающей среды с учетом национальных интересов и специфики региона входит в число главных механизмов реализации государственной арктической политики. Разработанные и принятые Основы - это ориентир для выработки специфических правовых норм, касающихся разнообразной хозяйственной и иной деятельности в отечественном секторе Арктики. Данный нормативный правовой акт позволит продуманно дополнить правовой режим внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации с учетом повышенной уязвимости полярных экосистем7.

По поводу прошедшего в Архангельске форума можно еще отметить следующее. В работе

7 СиваковД.О. Российское право и «Век Арктики» // Законодательство и экономика. 2011. № 10.

арктического форума приняло участие большое количество иностранных лиц. Они сделали достаточно много важных заявлений.

Например, вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян заявил, что Китай готов и способен внести вклад в развитие Арктики. Он еще отметил, что Китай готов приложить усилия к охране арктической экосистемы, углублению исследований Арктики, рациональному освоению и использованию арктических ресурсов, совершенствованию институтов и механизмов арктического управления региона.

В свою очередь, глава МИД Дании Андерс Са-муэльсен на открытии арктического форума отметил важную роль Архангельска в развитии Северного морского пути. Сингапур проявил заинтересованность в разработке научных программ для обучения коренного населения Арктики. Об этом заявил старший государственный министр трудовых ресурсов, старший государственный министр канцелярии премьер-министра Республики Сингапур Сэм Тан.

Министр иностранных дел Исландии Гудлей-гур Тор Тордарсон заявил, что Арктика стала краеугольным камнем международного сотрудничества. Мы, несомненно, зависим от тесного сотрудничества, в том числе трансграничного сотрудничества, как отметил глава МИД Исландии. Также он отметил, что Арктика перестала быть неприкосновенным уголком, который изолирован от всего мира... Сегодня Арктика сделалась центром и краеугольным камнем нашего будущего. Также он заявил, что вопросы развития Арктики являются приоритетными в международной повестке дня для его страны.

Глава МИД Норвегии Берге Бренде, в свою очередь, отметил важность трансграничных контактов и торговли в Арктике. «Мы должны всячески способствовать контактам трансграничного характера и увеличивать торговые обмены в Арктике», - сказал он. «Если мы в этом преуспеем,

то сможем гарантировать благосостояние миллионам людей и сделать вклад в более безопасное, стабильное и устойчивое развитие мира».

В дальнейшем для развития Арктического региона необходимо произвести комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, а также поддержания мира и стабильности в Арктическом регионе.

Следует отметить, что в России неоднократно ставился вопрос о необходимости принятия подробного и эффективного федерального закона об арктической деятельности. На протяжении последних лет разрабатывались законопроекты «Об Арктической зоне Российской Федерации», «О Северном морском пути». Однако этот длительный законотворческий процесс не был доведен до конца.

Богатая природными ресурсами, но чрезвычайно уязвимая арктическая зона не имеет специального международного правового режима, установленного отдельным международным соотношением, правовой режим Арктики устанавливается различными нормативными правовыми актами.

Необходимо сформировать прочную нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность в Арктике.

В первую очередь необходимо законодательно определить границы Арктической зоны в самой Российской Федерации, а посредством международных договоров - внешние границы континентального шельфа России8. Пока приар-ктические государства (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия), да и все международное сообщество не пошли по данному пути.

В силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на Северную полярную зону распространяются режимы внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа,

8 Ильин А. Арктике определят границы // Российская газета. 2008. 18 сент. С. 3.

открытого моря, а также исключительной экономической зоны. В силу этих норм государственная граница приарктических держав совпадает с внешней границей территориального моря.

Долгое время приарктические государства (в первую очередь Россия и Канада) придержи-

вались доктрины национальных полярных секторов, что получило отражение в их национальном законодательстве. Суть доктрины заключается в признании особых прав приарктических держав в своем «треугольнике», основой которого является побережье государства, а вершиной - Северный полюс. Территория суши (острова и архипелаги) в пределах национального сектора являются территорией соответствующего приарктиче-ского государства.

Особая роль принадлежит национальному законодательству арктических государств в установлении правового режима Арктики. Поэтому в среднесрочной перспективе реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике позволит ей сохранить роль ведущей арктической державы.

Нормативно-правовые источники и литература

1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/ texts/unclos/unclos_r.pd

2. Соглашение о сохранении белых медведей от 1973 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс».

3. Конвенция по созданию международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс».

4. Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г // Справочная правовая система «Консультант плюс».

5. Международная Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс».

6. Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других ма-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

териалов // Справочная правовая система «Консультант плюс».

7. Конвенция 1976 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна // Справочная правовая система «Консультант плюс».

8. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов МАРПОЛ 73/78 // Справочная правовая система «Консультант плюс».

9. Протокол 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс».

10. Протокол об изменении Международной конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. // Справочная правовая система «Консультант плюс»

11. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.