Научная статья на тему 'Стратегия Китая в Арктике и Антарктике'

Стратегия Китая в Арктике и Антарктике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2351
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / АРКТИКА / АНТАРКТИКА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОСВОЕНИЕ РЕСУРСОВ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / China / the Arctic / Antarctica / the legal regime / cooperation / resource development / strategic importance

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Балакин Вячеслав Иванович

В статье рассматривается целый ряд вопросов, связанных с проблемой международного освоения Арктики и Антарктики: от правового обеспечения соответствующей деятельности до перспектив возможного сотрудничества и рисков столкновения интересов стран основных «игроков» на полярных территориях, к числу которых намерен присоединиться и Китай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China"s strategy in the Arctic and Antarctic

This article discusses a number of issues related to the problem of the international development of Arctic and Antarctic — from the appropriate legal support to the relevant activities up to the prospects of probable co-operation and the risks of the interests" clash of the main “players” in the polar areas, which may include China striving to join them.

Текст научной работы на тему «Стратегия Китая в Арктике и Антарктике»

В.И. Балакин'

СТРАТЕГИЯ КИТАЯ В АРКТИКЕ И АНТАРКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается целый ряд вопросов, связанных с проблемой международного освоения Арктики и Антарктики: от правового обеспечения соответствующей деятельности до перспектив возможного сотрудничества и рисков столкновения интересов стран — основных «игроков» на полярных территориях, к числу которых намерен присоединиться и Китай.

Ключевые слова: Китай, Арктика, Антарктика, правовой режим, сотрудничество, освоение ресурсов, стратегическое значение.

Внимание международного экспертного сообщества все более привлекает вступление Китая в борьбу за присутствие в Арктике и Антарктике. В опубликованном 1 марта

2010 г. докладе Стокгольмского международного института проблем мира подчеркивается, что «КНР начинает освоение свободной ото льда Арктики, а также отдельных территорий в Антарктике»1. МИД Норвегии отмечает, что наряду с Африкой Арктика способна стать еще одной зоной, где Китай будет жестко преследовать свои геополитические интересы. Прежде всего, его основной целью, несомненно, станет получение гарантиро-

* Балакин Вячеслав Иванович, к.ю.н., в.н.с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

ванного доступа к залежам полезных ископаемых для растущей китайской экономики, а также развитие торгового мореплавания через арктические воды. Пекин заинтересован в задействовании в летний период транспортных арктических магистралей уже к 2013 г., и в связи с этим особое внимание КНР, бесспорно, привлекает Северный морской путь, пролегающий вдоль арктических берегов России2.

Для начала необходимо рассмотреть международно-правовой аспект проблемы. С его позиций Арктика и Антарктика представляют собой пространства, наделенные особым правовым статусом3.

Арктика — это северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах Полярного круга (66°33' северной широты). В данной зоне расположены территории 6 приарктических государств: России, США, Канады, Дании, Норвегии и Исландии. Еще два государства — Швеция и Финляндия — имеют территории за Полярным кругом, но не обладают выходом к береговой линии Северного Ледовитого океана. В силу географического положения и исторических особенностей приарктические государства традиционно исходят из обоснованности их особых интересов и соответственно преимущественных прав в использовании арктических пространств. Эта позиция нашла отражение в так называемой секторальной теории, согласно которой каждое приарктическое государство пользуется особыми правами в своем полярном секторе, т. е. в треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами — линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Особо активно в пользу принципа «секторального деления» всегда выступала Канада, которая в ряде законодательных актов, в частности, в Законе о северных территориях 1925 г., жестко декларирует свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.

Российская империя, а затем и СССР также принимали меры по защите своих законных интересов в Арктике. В ноте

царского МИД 1916 г., повторенной впоследствии Наркоматом иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., было заявлено о включении в состав России, а впоследствии и СССР, всех земель, являющихся продолжением на север Сибирского континентального плоскогорья. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» было провозглашено право СССР на все земли и острова как открытые, так и могущие быть открытыми. Исключение было сделано лишь для восточных островов архипелага Шпицберген (ранее русский остров Грумант).

Хотя секторальная теория в той или иной степени получила отражение в официальной позиции Канады и советской международно-правовой доктрине, Исландия, Финляндия и Швеция не поддержали принцип секторального деления Арктики.

Правовой режим морских районов Арктики (в том числе и постоянно покрытых льдами) — внутренних морских вод, 12-мильной зоны территориальных вод, 200-мильной исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря — ныне определяется нормами международного морского права. Однако этот режим имеет свои особенности, обусловленные, в частности, наличием в полярных морях национальных морских коммуникаций: российского Северного морского пути, норвежского судоходного пути Индерлее, канадского Северо-Западного прохода.

Северный морской путь (Севморпуть), протяженностью свыше 5,5 тыс. км от Карских Ворот до Бухты Провидения, пролегает вдоль арктического побережья Российской Федерации, частично пересекая районы, находящиеся под юрисдикцией России, а частично — открытое море (т. е. международные воды). С 1971 г. при Минморфлоте СССР (сегодня Минтранс РФ) действует Администрация Севморпути, в задачи которой входят: государственный надзор за эксплуатацией пути, а также за морскими судами, которые могут стать источником загрязнений, разработка правил судоходства, обеспечение лоцманской и ледокольной проводки. Указания Администрации по вопросам, входящим в ее компетенцию, — обязательны. Севморпуть для

России является кратчайшим маршрутом из Европы на Дальний Восток, в Тихий океан и представляет повышенный интерес для международного судоходства. В 1991 г. Севморпуть был открыт для прохода иностранных судов.

Доступ на Севморпуть регламентируется Правилами плавания по его трассам, введенными в действие 1 июля 1991 г. Согласно Правилам, суда любой принадлежности имеют право доступа к этой коммуникации на недискриминационной основе. Однако судовладелец или капитан судна, намеревающегося пройти по трассе, в установленном порядке должен направить в Администрацию уведомление и заявку на проводку. По результатам рассмотрения этих документов заявитель информируется о возможности проводки и других обстоятельствах, которые им должны быть учтены.

Особая заинтересованность приарктических стран в защите окружающей среды Севера привела к закреплению в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 234) положения о праве прибрежных государств принимать законы и правила (и осуществлять меры по их соблюдению) по предотвращению загрязнения судами морской среды в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может нанести существенный вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его.

Восемь приарктических государств подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики, а также Стратегию экологической защиты региона, включающую охрану морской среды арктических морей.

В 1993 г. был учрежден Совет Баренцева/Евроарктического региона. А в 1994 г. подписана Декларация о создании Арктического совета. Весьма важным шагом в развитии судоходства в водах Арктики явилась разработка проекта Международного кодекса безопасности судов, осуществляющих плавание в полярных водах (так называемый Полярный кодекс). Одно из условий мореходства в полярных водах заключается в том, что указанные суда должны быть застрахованы (фирмой Ллойдс) или

иметь иное финансовое обеспечение в пределах сумм, установленных международными конвенциями, регулирующими вопросы материальной ответственности за ущерб от загрязнения морской среды.

Китайское руководство понимает, что использование Северного морского пути сулит огромные выгоды для КНР, экономика которой в значительной степени зависит от морской транспортировки грузов. Однако вышеназванные международные соглашения 8 приарктических государств делают пока малоперспективным участие КНР в арктических инициативах. Тем не менее, Китай готов идти на весьма существенные капиталовложения в целях обеспечения его присутствия в ключевых регионах земного шара. В 2012 г Поднебесная проведет свою 5-ю арктическую экспедицию, направленную, прежде всего, на изучение возможности инвестиционной деятельности в данном регионе. Для этого Китай выражает готовность активизировать сотрудничество с Россией, а также Канадой и Исландией в сфере реализа-

4

ции совместных научных и инвестиционных проектов .

Еще в 2009 г. на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей представитель Государственного океанографического управления КНР Лу Бинь отметил, что Китай с 1999 г. провел уже 4 арктические экспедиции и планирует завершить (к 2010 г.) строительство за Полярным кругом научно-исследовательской станции «Куньлунь». В морском резерве КНР появилось первое ледокольное судно «Снежный дракон», а в 2013 г. планируется спустить на воду новый мощный ледокол. Китайские власти поощряют усилия национального частного бизнеса, стремящегося вкладывать средства в арктические проекты. Один из китайских олигархов пытается купить огромный участок на исландской территории для строительства современных рыбоперерабатывающих предприятий с тем, чтобы начать поставки свежих морепродуктов в США и Евросоюз. Кроме того, предприниматель из КНР намерен создать на купленной территории Исландский национальный (!) парк экологического туризма и разбить обширные поля для игры в гольф5.

Еще один предприимчивый китаец, бывший государственный чиновник Хуань Нубо, сделавший огромное состояние на

торговле недвижимостью в Китае, по совету пекинских властей достаточно быстро определился в своем выборе и уже подписал с правительством Исландии предварительное соглашение о покупке 300 кв. км земли, что составляет 0,3 % от всей территории этого островного приарктического государства. В 2010 г. сделка получила одобрение регулирующих правительственных органов Исландии и КНР. По некоторым данным, Хуань Нубо сразу выплатил исландской стороне 8,8 млн долл. и, кроме того, вложил более 10 млн долл. в создание инфраструктуры для будущей китайской промышленной зоны в Исландии.

Помимо Исландии и другие скандинавские государства явно рассчитывают на массированные китайские инвестиции. Посол Дании в КНР Фриис Арне Петерсон на недавнем ежегодном китайско-датском форуме в Пекине весьма прочувствованно заявил (видимо, имея в виду подконтрольную Дании Гренландию), что коммунистическая держава обладает в Арктике «естественными и законными экономическими и научными интересами», несмотря на отсутствие у нее береговой линии в полярном регионе, льды которого стремительно тают6.

Не секрет, что именно датское правительство наиболее активно стремится содействовать Китаю в обретении статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете, куда входят Канада, Россия, Дания, Финляндия, Исландия, Швеция, Норвегия и США. В 2009 г. Пекин уже подал заявку на получение статуса постоянного наблюдателя в рамках этого форума. Выступая в Арктическом совете, представитель Дании буквально заявил следующее: «Правительство Дании хотело бы видеть Китай постоянным наблюдателем (в Арктическом совете), и я думаю, что остальные члены совета также этого хотят»1. Данное смелое заявление сразу вызвало неоднозначную реакцию других приарктических государств. Аналитики, специализирующиеся на проблемах Арктики, сочли заявление датского представителя как минимум спорным и сомнительным.

Некоторые эксперты полагают, что Дания с помощью Китая надеется усилить свое влияние в Арктическом совете, чтобы в опоре на китайские прямые инвестиции приступить, наконец, к разработке природных ресурсов Гренландии. С точки зрения

правительства КНР, инициатива Дании существенно поможет Китаю расширить его геополитическое влияние в Арктике. По мнению канадского аналитика Р. Хьюберта, заместителя директора Центра военных и стратегических исследований Университета Калгари, в Арктический регион возвращается «большая геополитическая игра». Р. Хьюберт видит серьезные изменения и в поведении Китая (который теперь действует на международной арене намного более решительно), и в геополитических реалиях в целом. Канадский эксперт полагает ошибочными расчеты Дании на то, что сближение с китайцами позволит ей укрепить свои позиции в Арктическом совете. По его мнению, все совсем не так, ибо Китай сам намерен использовать Данию для прояснения реального ресурсного потенциала региона, а также для того, чтобы продемонстрировать канадцам, русским и американцам, что он не собирается позволить им поделить эти ресурсы сугубо между собой8.

Рост интереса КНР к Арктике в последние годы серьезно беспокоит приарктические государства. На фоне климатических изменений, таяния арктической ледяной «шапки» и отчаянной потребности растущей китайской экономики в углеводородном сырье перспектива изыскания нетронутых нефтегазовых месторождений, рыболовных угодий и новых летних судоходных путей заставляет руководство Китая внимательно присматриваться к огромному потенциалу Арктики как с точки зрения обеспечения ресурсами, так и в целях более легкого доступа к мировым рынкам. Постоянная наземная база КНР за Полярным кругом появилась в 2004 г., когда страна основала на архипелаге Шпицберген в Баренцевом море исследовательскую станцию «Хуанхэ чжань». Предполагалось, что станция будет заниматься океанологическими и климатологическими исследованиями. И тут все приарктические государства вдруг осознали, что в вяло протекавшем процессе освоения Арктики у них появился серьезный конкурент, обладающий существенными инвестиционными ресурсами и уже замахнувшийся на фундаментальное освоение региона, включая создание постоянно действующих арктических экспедиций и даже, как упоминалось выше, командирование для работы в Арктике ледокола «Сю-

элун» («Снежный дракон»), а в 2013 г. — нового ледокола водоизмещением 8 тыс. т.

Международные аналитики уверены, что подобная деятельность китайцев отражает не только экономические и научные устремления КНР, но и соответствует ее геостратегическим интересам. Видный китайский ученый Ли Чжэньфу уже давно убеждает правительство Китая уделять больше внимания Арктическому региону. Он уверен, что появление более короткого судоходного пути из Восточной Азии в Западную Европу и Северную Америку потенциально может открыть перед КНР огромные возможности — как экономические, так и военные. Ли Чжэньфу постоянно подчеркивает, что после того, как Северо-Западный арктический проход (канадская зона ответственности) откроется для судоходства, то он превратится в новый «осевой морской путь» между Атлантическим и Тихим океанами. А тот, под чьим контролем окажется арктический маршрут, будет контролировать и новые направления мировых экономических и международных (политических) стратегий9.

В Китае признают тот факт, что Арктика сегодня имеет серьезное военное значение. Многие западные аналитики в связи с этим указывают Канаде на необходимость очень внимательно отнестись к китайским арктическим амбициям. Как бы Китай не был настроен — мирно или воинственно — Канаде все равно придется занимать жесткую позицию в случае любых попыток Пекина подорвать или поставить под сомнение канадские притязания на Арктику. Именно канадская Арктика обладает тем, что особенно нужно сегодня Китаю, а именно, подтвержденными запасами природных ресурсов и наличием важного судоходного пути. Профессор истории Университета Калгари Д. Райт еще в 2010 г. на одной из конференций сказал: «Панда готовится к встрече с полярным медведем, а это означает не что иное, как оспаривание Китаем арктического суверенитета Канады»10.

Вместе с тем Д. Райт не склонен расценивать КНР в качестве одной из воюющих сторон в потенциальном вооруженном конфликте за Арктику. Канадский ученый также не рассматривает всерьез ситуацию, при которой КНР станет выдвигать территориальные претензии в Арктическом регионе. Скорее всего,

по мнению канадца, от Китая можно ожидать более или менее жестких комментариев по поводу территориальных притязаний других членов Арктического совета и не более того. Именно в связи с этим китайские ученые в последнее время весьма активно интересуются вопросами исторического суверенитета Канады над Арктикой, особенно относящимися к Северо-Западному проходу и исключительному канадскому контролю над ним. Судя по всему, КНР намерена настойчиво продвигать идею широкого международного статуса Арктики и объявления ее «общим наследием человечества», чтобы абсолютно все страны могли пользоваться арктическими морскими путями, нефтяными и газовыми месторождениями, минеральными и рыбными ресурсами.

Подобный китайский подход к проблеме противоречит не только канадскому пониманию международно-правового статуса Арктики, но и трактовке этого статуса другими государствами-членами Арктического совета, включая Россию. Практически все государства-члены Совета (включая «симпатизирующую Китаю» Данию) официально настаивают на своем территориальном суверенитете над принадлежащими им арктическими островами и над водными путями между ними. В ходе закрытых консультаций приарктические государства практически всегда проявляют бескомпромиссную позицию, суть которой сводится к следующему: «Все должны быть настороже и не уступать попыткам Китая подорвать сложившийся суверенитет приаркти-ческих государств над Арктическим регионом. Предлагается укреплять сотрудничество в рамках Арктического совета во имя безопасности и стабильности в регионе»11. Следует отметить, что наиболее жесткий подход демонстрирует Канада, безапелляционно продвигая тезис о канадском суверенитете над Северо-Западным проходом как определяющем факторе ее государственного суверенитета и территориальной целостности в настоящем и будущем и не подлежащем обсуждению на международном уровне. Канадское правительство идет еще дальше в отстаивании своих позиций по Арктике, напрямую предупреждая Пекин об осторожности в выдвижении им каких-либо претензий на выход в Северный Ледовитый океан, поскольку идея о том, что

полярные воды должны стать международной акваторией, может неожиданно «ударить» по амбициям самого Китая в отношении большей части Южно-Китайского моря, островов Сэн-каку, Дяоюйтай и даже Тайваня12.

В итоге международные эксперты приходят к выводу, что лучшей защитой приарктических государств от возможной китайской экспансии могло бы стать повышение их собственной наступательной мощи в развитии арктических территорий. Необходимо также по примеру России умело пользоваться международным законодательством для подтверждения в рамках ООН своих прав на интересующие участки в Арктике. Кроме того, есть и проблема технологической оснащенности: сегодня ни одно из приарктических государств не должно игнорировать свои потребности в оснащении ледоколами, патрульными кораблями, космическими аппаратами и специальной военной технике. Как заметил когда-то У.Черчилль, военная машина обеспечивает тот отблеск стали, который заставляет дипломатию работать. Многолетняя практика свидетельствует, что в отношениях с Китаем дипломатические способы решения острых вопросов всегда оказываются предпочтительнее, чем прямолинейная конфронтация, но, тем не менее, дипломатия должна опираться на реальную силу.

Серьезный геополитический интерес Китай питает и к Антарктике. Под Антарктикой понимается район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и ограниченный параллелью 60° южной широты. Он включает в себя ненаселенный материк Антарктику, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Площадь Антарктики в целом составляет около 10 % площади нашей планеты13.

В период Международного геофизического года (1 июля 1957 г. — 31 декабря 1958 г.) 12 государств, принимавших участие в работе, договорились, что различия в политических и правовых подходах между ними не должны создавать помех для международной программы исследований. Дело в том, что 9 из 12 государств заявили о своих территориальных претензиях на антарктические пространства либо зарезервировали свое право сделать это. Подобное развитие событий дало толчок к началу

переговоров о заключении специального Договора об Антарктике, который и был подписан в Вашингтоне 1 декабря 1959 г. 12 государствами, а именно: Аргентиной, Австралией, Бельгией, Чили, Францией, Японией, Новой Зеландией, Норвегией, ЮАР, Великобританией, США и СССР.

Договор содержит 14 статей, которые сводятся к следующим принципиальным положениям: Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях, на ее территории запрещена военная деятельность, гарантируется свобода осуществления научных исследований, поощряется международное научное сотрудничество, результаты научных исследований должны быть широко доступны, устраняется почва для потенциальных территориальных споров между сторонами, запрещаются ядерные взрывы, запрещена добыча полезных ископаемых, обеспечивается международная инспекция всех станций и судов в Антарктике, стороны должны предварительно уведомлять о всех своих экспедициях, установлена процедура разрешения споров и механизм изменения Договора. Договор носит открытый характер, и любое государство-член ООН может присоединиться к нему. Договор вступил в силу 23 июня 1961 г.

В настоящий момент Договор насчитывает 43 государства-участника, 26 из которых являются первоначальными подписантами. Договор предусматривает, что любая сторона может потребовать созыва конференции по его пересмотру. Однако за время действия Договора ни одна из сторон этого не сделала. Во многом подобная ситуация объясняется тем, что из всех материков Земли Антарктика всегда стояла особняком: несмотря на то, что охотников осваивать «бесхозный» континент всегда было немало, этому мешали толстый слой льда, его покрывающий, и лютые холода. Ни одно интересующееся Антарктикой государство пока не смогло разработать программу ее реального хозяй-

14

ственного освоения14.

Однако сегодня Антарктика уже не считается территорией, чрезвычайно трудной для хозяйственной деятельности, хотя и продолжает оставаться своеобразным научным заповедником. Все изменилось, когда началось таяние арктических льдов вследствие общего потепления климата. Реальной стала добыча угле-

водородов в Арктике, и сразу возник вопрос, не располагает ли и Антарктика чем-либо аналогично полезным. Этот вопрос до такой степени вдохновил Китай, что на консультационном собрании по Договору об Антарктике, состоявшемся в июне 2009 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина), КНР сообщила о намерении начать разведку минеральных и углеводородных ресурсов на самом Белом континенте, а также в омывающих его морях. Китайская сторона представила свои соображения, в которых содержались ключевые идеи исследовательской и инвестиционной деятельности на период до 2020 г. и на более отдаленную перспективу15.

Эта информация сразу вызвала серьезную обеспокоенность делегатов 48 стран, ибо впервые в рамках консультационного собрания были открыто озвучены намерения, о которых ранее никогда не говорилось ни под бдительным оком внешних наблюдателей, ни в официальных пресс-релизах. Планы КНР по проведению комплексного изучения природных ресурсов Антарктики способны негативно отразиться на особом юридическом статусе «шестого континента», поскольку они вступают в прямое противоречие с Мадридским протоколом Договора, который определяет Антарктиду как «природный заповедник, предназначенный для вечного мира и науки». В силу этого, любая форма геологической разведки и добыча на континенте природных ресурсов сегодня абсолютно запрещены. В то же время ситуация усложняется множеством других факторов, отодвигающих интересы «мира и науки» на второй план.

Правительство КНР в одном из своих докладов от сентября

2011 г. констатирует, что сырьевые ресурсы в мире истощаются намного быстрее, чем предполагалось ранее. Промышленно развитые страны напуганы складывающейся перспективой остаться без нефти и газа. На природные ресурсы обоих полюсов все активнее претендуют Россия, Бразилия и Индия. За Китаем в Антарктику уже готовы потянуться Япония, Республика Корея и страны АСЕАН. Кроме того, на часть антарктической территории давно претендуют еще 7 стран, интересы которых пока «заморожены» до 2048 г.

Международные эксперты указывают на тот факт, что 14 государств, подписавших Договор об Антарктике, до сих пор не

ратифицировали протокол к нему, принятый в 1991 г. в Мадриде и вступивший в силу лишь 7 лет спустя. Ратификация протокола всеми участниками позволила бы нарастить его удельный дипломатический вес, ибо именно этот протокол служит главным природоохранительным документом в общей системе Договора. В КНР считают, в настоящий момент основная угроза Договору об Антарктике исходит от правительства Австралии, которое заявляет о необходимости защитить австралийские интересы на Белом континенте, чтобы предвосхитить притязания других государств на его суверенитет и ресурсы до 2048 г.

По оценке Китая, реально на территорию Антарктиды сегодня претендуют Австралия, Франция, Новая Зеландия, Норвегия, Великобритания, Чили и Аргентина. Китайцы уверены, что до 2048 г. не следует переходить к каким-то конкретным действиям. К тому времени мир наверняка столкнется с ускорением уже начавшегося процесса потепления климата и поиск углеводородов в Антарктике вряд ли кому-нибудь покажется разумной идеей. Однако Договор об Антарктике не включает в себя никаких реальных механизмов сдерживания государств, стремящихся установить суверенитет над пространствами «шестого континента». Не следует также забывать, что вышеупомянутый Договор не предусматривает каких-либо инструментов принуждения, предназначенных для воспрепятствования реализации намерений какой-либо стороны16.

В китайском правительстве полагают, что Договор об Антарктике является временным компромиссом, поскольку во многом зависит от доброй воли его участников: если один из них начнет отступать от положений документа, то это может раскачать сложившуюся систему сдержек и противовесов. Китай особенно обеспокоен тем, что никто из стран-участниц не выражает протестов по поводу «провокационных заявлений» той же Австралии в отношении китайской активизации на Белом континенте. Эта активизация выражается в создании в Антарктике новой базы КНР под названием «Куньлунь» («Заветы предков»). База, расположенная на высоте почти 4 тыс. м, «нависает» над всеми остальными научными станциями континен-

та. Выбор такой высоты не имеет научного смысла и носит скорее символический характер.

Вызывает обеспокоенность практика КНР давать своим научным станциям звучные патриотические названия: «Чанчэн» («Великая стена»), «Чжуншань» («Душистые горы»), что свидетельствует, по мнению западных наблюдателей, о подспудном стремлении Пекина последовательно утверждать себя в качестве новой сверхдержавы. По некоторым сообщениям в прессе, на китайской базе «Куньлунь» висит табличка с надписью «Добро пожаловать в Китай», что, видимо, может подразумевать неприятие притязаний Австралии на Антарктиду. А ведь действительно китайская научная станция находится в самом центре территории, на которую претендует австралийское правительство. Сегодня между Китаем и Австралией идет негласное соперничество за будущее Антарктики, правда, пока непонятно, каким именно это будущее окажется.

Многие страны рассматривают Антарктиду в качестве самой желанной территории, да еще под своим полным контролем, однако критически важных ресурсов там пока еще не найдено. В основном все построено на виртуальных страстях по поводу неких ужасных последствий после того, как вожделенные ресурсы будут обнаружены. Если это сделает Россия, не включенная в список претендентов на антарктические территории, то можно не сомневаться, что все, включая Китай, сразу выступят единым фронтом против нее17. Китайские ученые, например, сравнивают ситуацию с поиском ресурсов в Антарктике с периодом становления колониальной системы в конце XIX — начале XX века. Сегодняшняя активность 7 стран-претендентов на господство над Антарктидой заставляет думать о некой реинкарнации эпохи колониальных захватов, однако у столь бесцеремонного дележа пространств Белого континента наверняка найдут-

10

ся и влиятельные противники10.

Примечания

1 Jakobson, Linda. China prepares for an ice-free Arctic // SIPRI Insights on Peace and Security. № . 2010/2. Stockholm. 2010. P. 16.

2 Исихара, Кэйдзо. Хоккёккай но сэнрякутэки иги то Тюгоку но канъё : [Стратегическое значение Арктики и отношение Китая] // Кайканкосэн-ряку кэнкюсё. Токио, 2011. С.64.

3 Усенко Е.Т. Международное право // Институт государства и права РАН. М., 2005. С. 82-86.

4 O'Rourke, Ronald. Changes in the Arctic: Background and Issues for Congress // Report for Congress. Research Service. R41153. 2011. January 21. P. 1.

5 Assessment of Undiscovered Oil and Gas in the Arctic // Science, 2009. Vol. 324. № 5931. May 29.

6 Кайё сэйсаку кэнкю дзайдан. Хоккёкай сёхо : [Общество по изучению политики открытого моря. Вестник Арктики]. Токио, 2009. № 2. Сентябрь. С. 29.

7 URL: http://inosmi.ru/arctica/20111031/176857434.html.

8 Сато, Окити. Хоккёкуэн но сэкию-гасу сайкуцу кайхацу дзёкё : [Ситуация с развитием добычи нефти и газа в Арктике] // JOGMEC сэкию то тэннэнгасу рэбю. Токио, 2010. Март. С. 17.

9 Omestad, Thomas. Global Warming Triggers an International Race for the Arctic // U.S. News & World Report. 2008, October 9.

10 Wright, David. The Panda Bear Readies to meet the Polar Bear: China and Canada's Arctic Sovereignty Challenge // Cambrige Press. New York, 2011. P. 21.

11 Харада, Окимото. Росиа но сэкию то тэннэнгасу кайхацу кикан : [Вестник разработки нефтегазовых месторождений в России] // Сэкию то тэннэнгасу рэбю. 2009. Июль. С. 18—19.

12 Muyin Wang; Overland, James E. A sea ice free summer Arctic within 30 years // Geophysic Research Letters. 2009. Vol. 36. L 07502. P. 12.

13 Ушаков H.A. Международное право / Институт государства и права. М., 2005. С. 179—180.

14 Кумабэ, Кисэй. Нанкёку канрэн дзёхо : [Вестник Антарктики] // НанкёкуОВкай кайхо. 2010. № 10. С. 22.

15 Тюгоку но сэкай сэнряку : [Глобальная стратегия Китая] // Нюдзу-вику Нихон сюппан. Токио, 2009.

16 Тюгоку но андзэн хосё сэнряку : [Стратегия обеспечения безопасности Китая] // Science Portal China. 2009, May 26.

17 Huang Ming. Antarctic Challenge //WPWeaver info. Tokyo. 2012. March 21.

18 Нанкёку тиики кансоку : [Обзор по Антарктиде] // Нанкёку кэнкю сокай сирё. Токио, 2009. 21 ноября. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.