4.3. ЗНАЧЕНИЕ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА АРКТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тельхигова Малика Шамельевна, аспирантка. Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра экологического и природоресурсного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье раскрывается роль арктического континентального шельфа России в обеспечении энергетической безопасности страны. Автор приходит к выводу о том, что геологическая разведка и освоение арктического шельфа в настоящее время значительно отстаёт от других нефтегазодобывающих государств не только в связи с затратностью и высоким уровнем рисков, но и в связи с существующими коллизиями в законодательстве о недропользовании.
Основные выводы из статьи были изложены в докладе автора на II Международном арктическом правовом форуме «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты».
Ключевые слова: Арктика, континентальный шельф, геологическая разведка, освоение месторождений, недра.
THE SIGNIFICANCE OF THE ARCTIC CONTINENTAL SHELF IN THE ENERGY SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Telkhigova Malika Shamelevna, postgraduate student. Place of study: Moscow State University of Law by the name O.E. Kutafin (MSLA). Department: Environmental and Natural resources Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article describes the role of the Arctic continental shelf of Russia in the energy security of the country. The author concludes that the geological exploration and development of the Arctic shelf significantly lags behind other oil and gas producing states not only because of expenses and high risks, but also because of conflict in the legislation on subsoil use. The main conclusions were presented at the II International Arctic Legal Forum "Conservation and Sustainable Development of the Arctic: Legal Aspects".
Keywords: Arctic, continental shelf, geological exploration, field development, the subsoil.
На современном этапе возросло значение природно-ресурсного, транспортного и экономического потенциала Арктики. Немалую роль в этом сыграли публикации научных исследований о прогнозных ресурсах, а также исследования Межправительственной группы экспертов по изменению климата о глобальном потеплении и возможной доступности всех богатств Арктики в ближайшей перспективе.
Природные ресурсы, и в особенности минерально-сырьевые ресурсы Арктики представляют собой огромный потенциал для всей нашей планеты. Именно в связи с этим фактом возрастает интерес к освоению этого региона большинства стран, в том числе и неарктических.
К середине 1920-х гг. Арктика была фактически поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией (страны,
имеющие океанические границы с Арктикой). На сегодняшний день не существует международного договора, который определяет правовой статус Арктики. Однако арктические государства руководствуются нормами международного права, межправительственными соглашениями и национальным законодательством.
Так, в 1928 году была принята Конвенция ООН по морскому праву , в статье 76 которой дается определение континентального шельфа прибрежного государства. Согласно данному определению, континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Для того, чтобы претендовать на шельф, простирающийся за установленным пределом в 200 морских миль, необходимо подать представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (далее - Комиссия). Согласно ст. 4 Приложения II Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву «в случае если прибрежное государство намеревается установить в соответствии со ст. 76 внешние границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль, оно представляет Комиссии конкретные данные такой границы наряду с дополнительными научно-техническими данными в возможно кратчайшие сроки, но в любом случае в течение десяти лет со времени вступления в силу для этого государства настоящей конвенции».
Официальное название документа «Представление РФ в соответствии с пунктом 8 статьи 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года» (далее - Представление). Секретариат ООН 20 декабря 2001 года зарегистрировал Представление Российской Федерации с прилагаемыми географическими координатами точек, определяющими границы континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Конвенционный механизм позволяет Российской Федерации претендовать на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, а также на анклав континентального шельфа за пределами 200 миль в Охотском море2.
Комиссии потребовались дополнительные научные доказательства в подтверждение требований России, рассмотрение Представления было отложено. Научные исследования проводились вплоть до 2014 года, и весной 2015 года планируется подать обновленное Представление в Комиссию. Россия претендует на присоединение 1,2 млн кв. км территории шельфа в Северном Ледовитом океане, что позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд тонн условного топлива3.
1 "Собрание законодательства РФ", 01.12.1997, N 48, ст. 5493. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 26.02.1997 N 30-ФЗ с заявлением.
2 А.Л. Колодкин. Континентальный шельф России в Арктике : перспективы расширения. Интернет ресурс: http://www.seа-law.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=113&Itemid=76
3Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: http://www.mnr.gov.ru/news/
Следует отметить, что в ходе работы тридцать четвертой сессии Комиссии было одобрено «Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море» путем принятия рекомендаций Комиссии4.
Российская Федерация - самый крупный и наиболее важный игрок в Арктике по протяжённости береговой линии ,объёмам ресурсов, числу населения. Россия принимает активное участие во всех важнейших организациях, занимающихся вопросами, связанными с развитием арктических территорий.
В настоящее время основной площадкой для международного взаимодействия в Арктике является Арктический совет, постоянными членами которого являются Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция . Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в г. Оттаве 19 сентября 1996 г5., Арктический совет учреждается с целью нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (при этом Арктический совет не должен заниматься вопросами, относящимися к военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды. Наиболее важными документами, принятыми в рамках Арктического совета можно считать Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (Заключено в г. Нууке 12.05.2011 )6, Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике (Заключено в г. Кируне 15.05.2013) , которое приобретает особое значение для всех арктических государств, занимающихся разработкой месторождений на арктическом континентальном шельфе.
В Российской Федерации на национальном уровне принят ряд нормативных правовых актов по вопросам устойчивого развития арктической зоны. В 2008 году Президентом были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу8, в целях реализации которых Указом Президента были определены сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации9, и принята Стратегия разви-
detail.php?ID=137082&sphrase_id=523409 «Завершена научная экспедиция в Арктику с целью актуализации заявки России на присоединение 1,2 млн кв. км территории в Северном Ледовитом океане».
4 Официальный сайт Организации объединенных наций: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/284/ 33/PDF/N1428433.pdf?OpenElement . Частичный текст Представления (резюме) также представлен на официальном сайте Организации объединенных наций: http://www.un.org/depts/los/ clcs_new/submissions_files/rus01_rev13/part_1_Rezume_MID.pdf
5 Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 721 - 723. Россия подписала Декларацию (Распоряжение Президента РФ от 07.10.1996 N 493-рп).
6 Бюллетень международных договоров. 2013. N 9. С. 21 - 32. Соглашение вступило в силу для России 19.01.2013.
7 Документ опубликован не был
8 Утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г. N Пр-1969 .Текст документа опубликован в Российской газете "Центральный выпуск" от 30 марта 2009 г. N 53п, в извлечениях
9 Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных
территориях Арктической зоны Российской Федерации". Собра-
ние законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N
18 (часть I) ст. 2136
тия Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Права Российской Федерации в арктических пространствах закреплены в Конституции Российской Федерации10, Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»11, Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-Фз «О континентальном шельфе Российской Федерации» (далее - ФЗ «О континентальном шельфе»)12, Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Фе-дерации»13.
В Морской доктрине России на период до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации 27 июля 2001 года14, одной из целей национальной морской политики признается реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов.
Добыча углеводородов на российском арктическом шельфе будет играть важную роль в энергетическом балансе России, являясь необходимой для замещения падения добычи на действующих месторождениях и сохранения позиций страны в условиях роста внутреннего и внешнего спроса на нефть и газ.
Не стоит забывать и о том, что добыча углеводородов на шельфе в Арктике сопряжена с большими рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, разливов нефти, нанесения ущерба флоре и фауне Арктики, стилю жизни, культуре коренных народов.
В целях обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при её добыче на шельфе, исключительной экономической зоне и территориальном море принят Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Указанный закон устанавливает для организации, осуществляющей эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведение буровых работ в целях осуществления разведки и добычи, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обязанности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Таким образом, с 1 июля 2013 г. эксплуатирующая организация обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, иметь финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом, а также создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности.
В настоящее время континентальный шельф страны является единственным крупным резервом углеводо-
10 Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
11 "Российская газета", N 84, 04.05.1993.
12 "Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4694
13 "Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6273
14 Документ опубликован не был
родного сырья, с которым связаны перспективы дальнейшего развития ресурсной базы. По имеющимся оценкам, их запасы на севере Ямала, Гыданского полуострова, в Обской и Тазовской губах, на шельфе Карского моря составляют до семи миллиардов тонн.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации указывает, геологическое изучение и освоение арктического шельфа в настоящее время значительно отстаёт от других нефтегазодобывающих государств в связи с затратностью и высоким уровнем рисков. К основным сложностям относятся суровые природно-климатические условия, неподтверждённый характер запасов, требующий проведения дорогостоящего разведывательного бурения, успех которого не всегда гарантирован, слабое развитие инфраструктуры для широкого развёртывания добычи, хранения, транспортировки и переработки добываемых углеводородов .
Если говорить о геологической изученности, все приводимые оценки сырьевых запасов Арктики, публикуемые разными странами мира, отличаются в разы. Было проведено два исследования по оценке запасов углеводородов в Арктике: консалтинговыми компаниями Wood Mackenzie и Fugro Robertson в 2006 г. и Геологической службы США (USGS - United States Geological Survey) в 2008 г. Доклад Геологической службы США 2008 г. «Оценка неразведанных запасов нефти и газа Арктики к северу от Полярного круга» считается в экспертном сообществе наиболее авторитетным источником информации о количестве углеводородных богатств арктических недр и глубин. Россия, по данным Геологической службы США, располагает почти 15 млрд б.н.э. (9,4 млрд - в южной части Баренцева моря и еще 5,3 млрд - в Енисей-Хатангском бассейне) и примерно 70% общего объема неразведанных газовых запасов Арктики (шельфовые запасы есть главным образом в южной части Карского моря и в восточной части Баренцева)15.
В России полноценных региональных геологоразведочных работ не проводилось, а значит степень достоверности показателей оставляет желать лучшего. Если сравнивать, то число поисково-разведочных скважин, бурящихся ежегодно на шельфе Норвегии (56 в 2008 г. и 65 в 2009 г.) в 10-30 раз выше, чем в последние годы на арктическом шельфе России. В 2010 году Правительством была утверждена Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года, в которой указывается, что геологическая отрасль обеспечивает минерально-сырьевую, энергетическую и экономическую безопасность Российской Федерации, реализацию ее геополитических интересов, в том числе в Мировом океане, Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе Российской Федерации16.
Согласно части третьей статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О не-драх"(далее-Закон РФ «О недрах») субъектами права пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации,
15 Швец Н.Н.,. Береснева П.В Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов и экономическая целесообразность из разработки/ Журнал «Вестник МГИМО-Университета». №4(37), 2014. с. 60-67
16 Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039-р «Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года»
"Собрание законодательства РФ", 28.06.2010, N 26, ст. 3399
имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц. Эти требования ограничивают круг компаний, допущенных к континентальному шельфу двумя - ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть». Несмотря на то, что статьей 7 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» предусмотрена возможность предоставления участка недр для геологического изучения, в том числе регионального , и статьей 10.1 Закона РФ «О недрах» предусмотрена возможность заключения государственного контракта по геологическому изучению недр, фактически законодательством не предусмотрено предоставление права пользования недрами только с целью регионального геологического изучения и разведки недр без права на добычу. Возникает явная коллизия между возможными видами пользования участками недр континентального шельфа, предусмотренными в ФЗ «О континентальном шельфе» и в Законе РФ «О недрах». Считаем, что необходимо использовать в отношении участков недр континентального шельфа виды пользования, предусмотренные в Законе РФ «О недрах». Целесообразно предусмотреть возможность использования участков недр континентального шельфа с целью геологического изучения на основании государственного контракта. Для целей разведки и добычи полезных ископаемых должно приниматься решение Правительства РФ.
По мнению Манина Я.В. описанная выше коллизия «ставит развитие отечественной шельфовой геофизики в зависимость от ограниченного числа организаций - естественных монополистов, обеспечивает резервирование для них месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации, сводя при этом нераспределенный фонд недр и федеральный фонд резервных участков недр к правовой фикции»1 .
Мазков Е.Ю. считает необходимым в целях активизации геологического изучения континентального шельфа, минимизации финансовых рисков государственного бюджета, привлечении новых технологий и квалифицированных специалистов для освоения континентального шельфа, закрепить норму о возможном предоставлении права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности, не находящихся под контролем государства, с целью геологического изучения участков недр без последующего получения прав на разведку и добычу18.
Но все же не стоит предполагать, что компании (даже с большой долей государственного капитала) будут вкладывать большие финансовые средства в геологоразведочные работы на удаленных шельфовых территориях Арктики и в изучение глубоких горизонтов, освоение которых начнется через десятки лет. Это же касается инвестирования средств в машинострои-
17 Манин Я.В. Особенности правового режима участков недр федерального значения: Монография. - М.: ПравоТЭК, 2013. -с.134
18 Мазков, Е. Ю. Правовое регулирование геологического изучения и добычи нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации : Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8.
тельный комплекс, научно - исследовательские работы. Такая задача, в организационном и финансовом плане, должна решаться государством. При этом работа по выбору первоочередных регионов и объектов, а также контроль качества проведения геологоразведочных работ, должны сопровождаться независимой экспертизой19. Поводом для активизации государства в данном вопросе служат санкции со стороны США и европейских государств против России, запрещающих компаниям оказание услуг по разработке и добыче нефти на глубоководье, в Арктике и на сланцевых месторождениях, произведение поставок европейских технологий двойного назначения, технологий и оборудования, необходимых для освоения шельфовых месторождений.
Ответом на санкции можно считать инициативу Правительства РФ по формированию национальной компании, обеспечивающей необходимый уровень геологических и сервисных работ, что является ключевой отраслевой задачей для устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы России на долгосрочную перспективу. Формировать такую компанию предполагается на базе «Росгеологии», которая будет выполнять функции специализированного государственного агента по выполнению геологоразведочных работ и воспроизводству минерально-сырьевой базы России. Один из вариантов особого статуса компании- госкорпорация ( означает возможность финансирования из государственного бюджета). Инициатива поддержана на совещательном уровне Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральным агентством по недропользованию РФ, а также Советом безопасности РФ. Необходимо подготовить и внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О государственной корпорации «Росгеология». Как считают эксперты, оператор будет развиваться по рыночным правилам, и нарушений интересов частных компаний не должно быть. Кроме того, «Росгеология» должна будет выполнять функции, которые не могут осуществляться в статусе ОАО, например, государственный мониторинг состояния недр, геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий РФ, ее континентального шельфа. Статус специального агента дает возможности для осуществления проектов через механизм государственно-частного партнерства.
Считаем, что развитие государственной геологоразведки крайне важно с точки зрения обеспечения перспектив успешной работы добывающего комплекса, энергетической безопасности Российской Федерации, реализации ее геополитических интересов, особенно в российской Арктике.
Список литературы:
1. Колодкин А.Л. Континентальный шельф России в Арктике : перспективы расширения. Интернет ресурс: http://www.seа-
law.ru/¡ndex.php?opt¡on=com_content&task=v¡ew&¡d=113 &^в1Т^=76
2. Лаверов Н.П., Дмитриевский А.Н., Богоявленский В.И. Фундаментальные аспекты освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа России // Арктика. Экология и экономика №1. 2011. с. 26-37
19 Лаверов Н.П., Дмитриевский А.Н., Богоявленский В.И. Фундаментальные аспекты освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа России/ Арктика. Экология и экономика №1. 2011. с. 26-37
3. Манин Я.В. Особенности правового режима участков недр федерального значения: Монография. - М.: ПравоТЭК, 2013. - с. 134
4. Мазков, Е. Ю. Правовое регулирование геологического изучения и добычи нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации : Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008. с. 8.
5. Мельгунов В.Д. Современное состояние и совершенствование правового регулирования в целях реализации принципа платности недропользования в Российской Федерации // Издательский дом «Юр-ВАК». Бизнес в законе. 2014. №1. с. 153-156
6. Федоров Д.В. Особенности развития энергетического сектора на современном этапе// Издательский дом «Юр-ВАК». Бизнес в законе. 2014. №1. с. 191-193
7. Швец Н.Н. Береснева П.В Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов и экономическая целесообразность из разработки// Журнал «Вестник МГИМО-Университета». №4(37), 2014. с. 6067
Рецензия
на статью Тельхиговой М.Ш. на тему: «Значение континентального шельфа Арктики в обеспечении энергетической безопасности Российской Федерации»
Статья весьма актуальна, т.к. значение природно-ресурсного, транспортного и экономического потенциала Арктики имеет огромное значение для экономики России.
Арктический шельф России является наиболее перспективным направлением для восполнения запасов углеводородного сырья, где сосредоточены значительные ресурсы нефти и газа
Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов на континентальной части предопределяет переориентацию разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф.
В настоящее время Президентом РФ одобрена стратегия развития Арктической зоны России на период до 2020г. К числу основных мероприятий, предусмотренных стратегией, относятся разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне РФ, прежде всего в области освоения углеводородных ресурсов, других полезных ископаемых и водных биологических ресурсов.
Россия, как и другие страны Арктической пятерки, играет важную роль в сохранении и использовании сырьевого потенциала Арктической зоны. А это треть мировых арктических владений и пятая часть территории Российской Федерации. Арктическая зона является чрезвычайно богатым минерально-сырьевыми ресурсами регионом. В регионе сконцентрировано большинство (подчеркиваю, именно большинство) открытых в России уникальных и крупных месторождений углеводородов.
На сегодняшний день в макрорегионе открыто свыше тысячи только стратегических месторождений полезных ископаемых. Из них более половины - это месторождения нефти. В пределах Арктической зоны разведаны уникальные месторождения алмазов, редкоземельных металлов, иного сырья, востребованного как отечественной промышленностью, так и на внешних рынках.
Основными странами, активно использующими природные ресурсы в пределах Арктической зоны, и в
первую очередь занимающимися освоением полезных ископаемых в Арктике, являются Российская Федерация, США, Норвегия и Канада.
Причём Россия одной из первых приступила к эксплуатации газовых, нефтяных месторождений в пределах Арктической зоны, и с вводом в разработку в 1970-е годы газовых гигантов Ямала - Уренгой, Ям-бург - прочно заняла лидирующие позиции по добыче углеводородного сырья. Но, в отличие от иных стран, мы концентрируемся на суше.
Шельф играет ключевую роль в поддержании мировой нефтедобычи. По сути, шельф - важный резерв роста минерально-сырьевой базы углеводородного сырья на долгосрочную перспективу. По данным международных экспертов, за последние 10 лет более 2/3 запасов углеводородного сырья открыто на шельфе. Подавляющее большинство новых активов, созданных за последние 10 лет в мире для целей разведки и разработки месторождений нефти и газа также приходится на шельф.
Автор статьи справедливо утверждает, что основной площадкой для международного взаимодействия в Арктике является Арктический совет, постоянными членами которого являются Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция. Наиболее важными документами, принятыми в рамках Арктического совета можно считать Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, которые имеют особое значение для всех арктических государств, занимающихся разработкой месторождений на арктическом континентальном шельфе.
В статье анализируются положения действующего законодательства. Так, в целях обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при её добыче на шельфе, исключительной экономической зоне и территориальном море принят Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
На основе исследований автор сделает вывод, что развитие государственной геологоразведки крайне важно с точки зрения обеспечения перспектив успешной работы добывающего комплекса, энергетической безопасности Российской Федерации, реализации ее геополитических интересов, особенно в российской Арктике.
В целом рассматриваемая статья дает основание говорить о значительном методологическом вкладе автора в науку экологического и природоресурсного права.
Статья Тельхиговой М.Ш. на тему «Значение континентального шельфа Арктики в обеспечении энергетической безопасности Российской Федерации» представляет научный интерес и рекомендуется к опубликованию в издании, включенном в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Доктор юридических наук, профессор
Ю.Шпаковский