Научная статья на тему 'ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИЕМОВ ЕДИНОБОРСТВ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ'

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИЕМОВ ЕДИНОБОРСТВ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОМАТОТИП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович, Садков Алексей Викторович, Пауесов Станислав Александрович

Введение. Ужесточение форм преступности требует поиска новых подходов профессиональной подготовки сотрудников УИС. В последнее десятилетие в научных работах широко освещаются вопросы дифференцированной физической подготовки. Дифференцирование физической подготовке все чаще осуществляется с учетом индивидуально-типологических признаков занимающихся. Цель исследования. Выявить индивидуально-типологические признаки в физической подготовленности курсантов различного типа телосложения. Методика и организация исследования. Нами использовались: педагогическое тестирование, факторный анализ. В качестве испытуемых выступили 48 курсантов: микросомного типа - 16 человек, мезосомного типа - 16 человек, макросомного типа 16 человек. Результаты исследования и их обсуждения. Анализ факторной структуры физической подготовленности курсантов разных соматотипов свидетельствует: МиС типа - хорошо координированные и быстрые; МеС типа - выносливость и имеют высокий уровень скоростносиловых способностей; МаС типа - превосходят представителей других соматотипов в специальной силе. Выводы. Для достижения универсализма в специальной физической подготовке курсантов разных соматотипов необходимо соблюдать принцип: акцентирование воздействие на «отстающие» физические качества и навыки, поддерживающее воздействие «ведущих».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович, Садков Алексей Викторович, Пауесов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDISPOSITION TO THE FULFILLMENT OF MARTIAL ARTS TECHNIQUES AMONG CADETS OF VARIOUS CONSTITUTIONS, TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PHYSICAL FITNESS

Introduction. The tightening of forms of crime requires the search for new approaches to the professional training of employees of the penitentiary system. In the last decade, the issues of differentiated physical training have been widely covered in scientific works. Differentiation of physical training is increasingly carried out taking into account individual-typological characteristics of the students. Purpose of research. To identify individual typological signs in the physical fitness of cadets of different body types. Methodology and organization of research. We used: pedagogical testing, factor analysis. The subjects were 48 cadets: microsomal type - 16 people, mesosomal type - 16 people, macrosomal type -16 people. Results of the study and their discussion. Analysis of the factor structure of physical fitness of cadets of different somatotypes indicates: mis type are well coordinated and fast; mes type endurance and have a high level of speed and strength abilities; mas type surpass representatives of other somatotypes in special strength. Conclusions. To achieve universalism in special physical training of cadets of different somato-types, it is necessary to observe the principle: emphasizing the impact on "lagging" physical qualities and skills, supporting the impact of "leading".

Текст научной работы на тему «ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИЕМОВ ЕДИНОБОРСТВ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ»

связанных с выявлением направлений повышения их технико-тактического мастерства.

Исследование проводится в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка научно обоснованных предложений по повышению технико-тактического мастерства и совершенствованию психолого-педагогического сопровождения подготовки спортивного резерва в парусном спорте» (на основании Приказа Минспорта России № 1080 от 20 декабря 2019 года).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази С.М. О возможностях использования информационно-аналитической системы SailData в процессе подготовки спортивного резерва в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3. - С. 29-33.

2. Пути оптимизации подготовки спортивного резерва в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов, Т.А. Бородина // Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы Междунар. науч. конгресса, Минск, 18-20 апр. 2018 г : в 2 ч. / Белорус. гос. унт физ. культуры. - Минск, 2018. - Ч. 1. - С. 29-30.

3. Актуализация стратегических направлений развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 2. - С. 3-6.

4. Анализ характеристик информационно-аналитических комплексов, используемых в парусном спорте / А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов, Е.А. Бавыкин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2. - С. 168-172.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V. and Kulikov, V.S. (2018), "About possibilities of using SailData information and analysis system in preparation of sports reserve in sailing", Uchenye zapiski uni-versiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 29-33.

2. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V., Kulikov, V.S. and Borodina, T.A. (2018), "Ways to optimize the preparation of sports reserve in sailing", Values, traditions and innovations of modern sports: materials of the International Scientific Congress, Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, part 1, pp. 29-30.

3. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A., Ashkinazi, S.M., Kochergin, A.N. and Ryabchikov, V.V. (2019), "Progress of national physical education and sports development strategy for period up to 2030", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 3-6.

4. Kochergin, A.N., Ryabchikov, V.V., Kulikov, V.S. and Bavykin, E.A. (2020), "Analysis of characteristics of informational and analytical complexes used in sailing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 168-172.

Контактная информация: volik1093@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2020

УДК 796.015.47

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИЕМОВ ЕДИНОБОРСТВ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Евгений Вячеславович Кошкин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Алексей Викторович Садков, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России; Станислав Александрович Пауесов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии России

Аннотация

Введение. Ужесточение форм преступности требует поиска новых подходов профессиональной подготовки сотрудников УИС. В последнее десятилетие в научных работах широко освещаются вопросы дифференцированной физической подготовки. Дифференцирование физической подготовке все чаще осуществляется с учетом индивидуально-типологических признаков занимающихся. Цель исследования. Выявить индивидуально-типологические признаки в физической подготовленности курсантов различного типа телосложения. Методика и организация исследования. Нами использовались: педагогическое тестирование, факторный анализ. В качестве испытуемых выступили 48 курсантов: микросомного типа - 16 человек, мезосомного типа - 16 человек, макро-сомного типа 16 человек. Результаты исследования и их обсуждения. Анализ факторной структуры физической подготовленности курсантов разных соматотипов свидетельствует: МиС типа - хорошо координированные и быстрые; МеС типа - выносливость и имеют высокий уровень скоростно-силовых способностей; МаС типа - превосходят представителей других соматотипов в специальной силе. Выводы. Для достижения универсализма в специальной физической подготовке курсантов разных соматотипов необходимо соблюдать принцип: акцентирование воздействие на «отстающие» физические качества и навыки, поддерживающее воздействие «ведущих».

Ключевые слова: дифференцированная физическая подготовка, уголовно-исполнительная система, соматотип.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p155-159

PREDISPOSITION TO THE FULFILLMENT OF MARTIAL ARTS TECHNIQUES AMONG CADETS OF VARIOUS CONSTITUTIONS, TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PHYSICAL FITNESS

Evgeny Vyacheslavovich Koshkin, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Aleksey Viktorovich Sadkov, the candidate ofpedagogical sciences, Deputy Head of the Department, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service ofRussia; Stanislav Aleksandrovich Pauesov, the candidate ofpedagogical sciences, senior teacher, Perm Military Institute of the Russian

National Guard Troops

Abstract

Introduction. The tightening of forms of crime requires the search for new approaches to the professional training of employees of the penitentiary system. In the last decade, the issues of differentiated physical training have been widely covered in scientific works. Differentiation of physical training is increasingly carried out taking into account individual-typological characteristics of the students. Purpose of research. To identify individual typological signs in the physical fitness of cadets of different body types. Methodology and organization of research. We used: pedagogical testing, factor analysis. The subjects were 48 cadets: microsomal type - 16 people, mesosomal type - 16 people, macrosomal type -16 people. Results of the study and their discussion. Analysis of the factor structure of physical fitness of cadets of different somatotypes indicates: mis type are well coordinated and fast; mes type endurance and have a high level of speed and strength abilities; mas type surpass representatives of other somatotypes in special strength. Conclusions. To achieve universalism in special physical training of cadets of different somato-types, it is necessary to observe the principle: emphasizing the impact on "lagging" physical qualities and skills, supporting the impact of "leading".

Keywords: differentiated physical training, penal system, somatotype.

ВЕДЕНИЕ

Реформы пенитенциарной системы актуализируют изменения подходов в системе ведомственного профессионального образования. В настоящее время авторы указывают на целесообразность учета особенностей телосложения обучающихся в процесса физической подготовки. Таким образом, занимающихся разделяют на группы, и процесс физической подготовки дифференцируется на основе морфологических особенностей строения тела, такой подход называют индивидуально-типологическим. Известно, что обучающие-

ся с разным типом телосложения (соматотипом) имеют предрасположенность к физическому, двигательному, функциональному развитию. Дифференцирование занимающихся по группам в соответствии с типом телосложения и его особенностями позволяют осуществлять целенаправленное, акцентированное педагогическое воздействие на развитие природной предрасположенности соматотипа, а также на коррекцию отстающих двигательных функциональных и физических возможностей [1, 2, 3, 4, 5].

Дифференцирование курсантов на группы в соответствии с морфологическими особенностями строения тела является перспективным путем совершенствования не только физической подготовки сотрудников УИС, но и всей системы физического воспитания ФСИН России. Цель исследования - определить предрасположенность к выполнению приемов единоборств курсантами с разным телосложением с учетом индивидуально-типологических особенностей физической подготовленности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения индивидуально-типологических особенностей физической подготовленности испытуемых и получения относительно однородных групп в практике научных исследований широко используется факторный анализ.

Определение уровня физической подготовленности сотрудников УИС складывается на основе выполнения нормативов для выявления уровня скоростных и силовых способностей, выносливости, а также сформированности приемов самозащиты. Таким образом, в рамках дифференцированного подхода результаты физической подготовленности испытуемых подвергались факторному анализу, который представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Предрасположенность к выполнению защитных действий курсантов разного телосложения с учетом индивидуально-типологических особенностей физической подготовленности

Обследуемые параметры Тест Тип телосложения

МиС МеС МаС

г Вклад фактора г Вклад фактора г Вклад фактора

Способность противостоять утомлению Бег 3000 м, сек. Броски, удары руками и ногами 0,602 18,6% 0,887 32,1% 0,396 11,3%

0,588 0,786 0,288

Координация движений Челночный бег 10 по 10 м, сек. 0,878 33,5% 0,512 8,3% 0,258 12,6%

Нападение преступника вооруженного предметом 0,846 0,465 0,234

Быстрота Удары руками по боксерскому мешку за 8 сек., кол-во раз 0,863 30,2% 0,752 12,6% 0,347 8,1%

Защитные действия при угрозе оружием 0,689 0,431 0,158

Скоростно-силовые возможности Бросок манекена за 15 сек., кол-во раз 0,432 9,4% 0,875 37,3% 0,230 7,3%

Защитные действия при нападении невооруженного преступника 0,265 0,789 0,134

Силовые способности Жим штанги лежа, кг 0,245 8,3% 0,436 9,7% 0,890 60,7%

Защитные действия при захватах и обхватах 0,196 0,256 0,838

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Благодаря факторному анализа специальной физической подготовленности курсантов разного соматотипа можно говорить о их сильных и слабых сторонах.

Анализ факторной структуры специальной физической подготовленности курсантов разных соматотипов позволяет констатировать следующие научные факты:

- испытуемые МиС типа являются хорошо координированными (33,5%) и быстрыми (30,2%), однако физически слабые (8,3%);

- испытуемые МеС типа выносливы (32,1%) и предрасположены к выполнению скоростно-силовых действий (37,3%), а также имеют средние значения координации движений, скорости и силы;

- испытуемые МаС типа превосходят представителей других соматотипов в силовых способностях (60,7%) и уступают в координации движений (12,6%), скорости (8,1), скоростно-силовых (7,3%) способностях и выносливости (11,3%).

Особенности двигательного арсенала повлияли на потенциал формирования ресурсов защитных действий в различных служебно-профессиональных ситуациях испытуемых различного телосложения.

Анализ факторной структуры практических навыков самозащиты свидетельствуют, что тип телосложения, а также двигательная предрасположенность позволяет более эффективно выполнять защитные действия испытуемым микросомного типа при нападении преступника вооруженного предметом, а также при угрозе оружием (приемы единоборств выполняемые в большей степени за счет двигательно-координационной и скоростной направленности), испытуемым мезосомного типа при нападении невооруженного преступника (приемы единоборств выполняемые в большей степени за счет скоростно-силовой направленности), испытуемым макросомного типа при захватах и обхватах преступником (приемы единоборств выполняемые в большей степени за счет силовой направленности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Дифференцирование физической подготовки на основе индивидуально -типологического подхода является перспективной стратегией совершенствования учебного процесса для ведомственных образовательных организаций ФСИН России.

2. Определены индивидуально-типологические особенности физической подготовленности курсантов разных соматотипов, которые позволяют подбирать наиболее эффективные средства и методы физической подготовки, что обеспечит достижение универсальности в профессиональной подготовке будущих специалистов пенитенциарной системы.

3. Для достижения универсализма в профессиональной физической подготовке курсантов с разным телосложением необходимо соблюдать принцип: акцентированного воздействия на «отстающие» физические качества и профессиональные навыки, поддерживающее воздействие «ведущих» качеств и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Факторная структура технической подготовленности курсантов вузов ФСИН России по единоборствам с учетом различных соматотипов / А.Н. Дудус, Е.В. Кошкин, Н.С. Помогаева, С.Б. Лопатин, Ф.П. Селькин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). -С. 111-115.

2. Зебзеев В.В. Модель формирования навыков боевых приемов единоборств у курсантов различных соматотипов / В.В. Зебзеев, Е.В. Кошкин // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 6. - С. 99-101.

3. Кошкин Е.В. Влияние индивидуально-типологических признаков курсантов различных соматотипов на формирование профессиональных навыков самозащиты / Е.В. Кошкин, А.А. Смирнов, А.В. Мельников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2020.- № 2 (180). - С. 173-176.

4. Кошкин Е.В. Индивидуально типологические особенности курсантов разных соматотипов / Е.В. Кошкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 94-98.

5. Кошкин Е.В. Информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов (на примере ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России) / Е.В. Кошкин, У.А. Улити-на // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 129-133.

REFERENCES

1. Dudus, A.N., Koshkin, E.V., Pomogaeva, N.S., Selkin, F.P. and Lopatin S.B. (2018), "Factor structure of technical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in martial arts taking into account various somatotypes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 111-115.

2. Zebzeev V.V., Koshkin E.V. (2015), "Model of the formation of skills of martial arts martial arts among cadets of various somatotypes", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 99-101.

3. Koshkin E. V., Smirnov A.A., Melnikov A.V. (2020), "Influence of individual typological characteristics of cadets of various somatotypes on the formation of professional skills of self-defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (180), pp. 173-176.

4. Koshkin, E.V. (2017), "Individually typological features of cadets of different somatotypes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, pp. 94-98.

5. Koshkin E.V. and Ulitina, U.A. (2018), "Information database of training of cadets of various somatotypes (on the example of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 129-133.

Контактная информация: kochkin.evg@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2021

УДК 371.1+371.2

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ КОНЦА XX - НАЧАЛА

XXI ВВ.

Елена Анатольевна Кошкина, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Гуманитарный институт филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Северодвинск; Лия Александровна Мелкая, аспирант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

Аннотация

Актуальность исследования, представленного в статье, обусловлена необходимостью систематизации понятийно-терминологического аппарата теории управления образованием и уточнения его структурно-функциональной организации. Цель исследования заключается в определении вариативности подходов к определению термина «педагогический менеджмент». Авторами проанализированы статьи, опубликованные в отечественных периодических изданиях конца XX - начала XXI вв. Данный период характеризуется интенсивным распространением в отечественной педагогической науке и практике инновационных управленческих идей и становлением теоретических основ педагогического менеджмента. В статье продемонстрировано разнообразие трактовок значения термина «педагогический менеджмент», что обусловливает неоднозначность интерпретации сущности и содержания педагогического менеджмента как компонента теории и практики управления образованием. Авторами выявлены основные тенденции в формировании дефиниции термина, а также обозначены перспективы исследования педагогического менеджмента как особого направления, развивающегося в рамках теории управления образованием.

Ключевые слова: педагогический менеджмент, управление образованием, термин, терминология теории управления образованием, управленческая компетентность педагога.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p159-165

APPROACHES TO DEFINITION OF THE TERM "PEDAGOGICAL MANAGEMENT" IN DOMESTIC PUBLICATIONS AT THE END OF XX - EARLY

XXI CENTURIES

Elena Anatolievna Koshkina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, professor, Humanities Institution branch of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lo-monosov, Severodvinsk; Lia Alexandrovna Melkaya, the post-graduate student, Northern (Arc-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.