Научная статья на тему 'ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпрофессиональная подготовка / профессиональное самоопределение / дополнительное образование / профильный труд / профессиональная ориентация школьников / формы профориентации / трудоустройство / обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / pre-professional training / professional self-determination / additional education / specialized work / professional orientation of schoolchildren / forms of vocational guidance / employment / students with mental retardation (intellectual disabilities)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздева Аделина Юрьевна

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта. Цель статьи показать важность предпрофессиональной подготовки обучающихся с нарушением интеллекта на этапе школьного обучения. Проведен анализ и представлен перечень обстоятельств, определяющих специфику организации и реализации процесса профориентации обучающихся с умственной отсталостью. В первой части статьи предложены этапы профессионального самоопределения обучающихся с нарушением интеллекта. В статье раскрываются вопросы актуальности профилей подготовки на этапе школьного обучения. Выявлены и обозначены наиболее популярные профили трудовой подготовки, реализуемые в школах и в системе среднего профессионального образования (далее СПО). На примере московской коррекционной школы представлена статистика по выпускникам и их профилям подготовки. Проведен анализ выпускников и учреждений СПО, в которые они поступили. Выявлено отсутствие преемственности программ обучения по профильному труду и специальности выбираемой выпускниками коррекционных школ в колледжах. Освещены трудности перехода из системы школьного образования в СПО. В статье обозначена важность дополнительного образования для профессионального самоопределения обучающихся коррекционных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздева Аделина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of professional self-determination of persons with intellectual disabilities. The purpose of the article is to show the importance of pre-professional training of students with intellectual disabilities at the stage of school education. The analysis is carried out and a list of circumstances determining the specifics of the organization and implementation of the process of vocational guidance of students with mental retardation is presented. In the first part of the article, the stages of professional self-determination of students with intellectual disabilities are proposed. The article reveals the issues of relevance of training profiles at the stage of school education. The most popular profiles of labor training implemented in schools and in the system of secondary vocational education (hereinafter referred to as SPO) are identified and identified. Statistics on graduates and their training profiles are presented on the example of the Moscow correctional school. The analysis of graduates and institutions of vocational education, in which they entered, was carried out. The lack of continuity of training programs for specialized work and the specialty chosen by graduates of correctional schools in colleges has been revealed. The difficulties of the transition from the school education system to secondary education are highlighted. The article highlights the importance of additional education for the professional self-determination of students of correctional schools.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Педагогика

УДК 376

аспирант Гвоздева Аделина Юрьевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта. Цель статьи показать важность предпрофессиональной подготовки обучающихся с нарушением интеллекта на этапе школьного обучения. Проведен анализ и представлен перечень обстоятельств, определяющих специфику организации и реализации процесса профориентации обучающихся с умственной отсталостью. В первой части статьи предложены этапы профессионального самоопределения обучающихся с нарушением интеллекта. В статье раскрываются вопросы актуальности профилей подготовки на этапе школьного обучения. Выявлены и обозначены наиболее популярные профили трудовой подготовки, реализуемые в школах и в системе среднего профессионального образования (далее СПО). На примере московской коррекционной школы представлена статистика по выпускникам и их профилям подготовки. Проведен анализ выпускников и учреждений СПО, в которые они поступили. Выявлено отсутствие преемственности программ обучения по профильному труду и специальности выбираемой выпускниками коррекционных школ в колледжах. Освещены трудности перехода из системы школьного образования в СПО. В статье обозначена важность дополнительного образования для профессионального самоопределения обучающихся коррекционных школ.

Ключевые слова: предпрофессиональная подготовка, профессиональное самоопределение, дополнительное образование, профильный труд, профессиональная ориентация школьников, формы профориентации, трудоустройство, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Annotation. The article is devoted to the problem of professional self-determination of persons with intellectual disabilities. The purpose of the article is to show the importance of pre-professional training of students with intellectual disabilities at the stage of school education. The analysis is carried out and a list of circumstances determining the specifics of the organization and implementation of the process of vocational guidance of students with mental retardation is presented. In the first part of the article, the stages of professional self-determination of students with intellectual disabilities are proposed. The article reveals the issues of relevance of training profiles at the stage of school education. The most popular profiles of labor training implemented in schools and in the system of secondary vocational education (hereinafter referred to as SPO) are identified and identified. Statistics on graduates and their training profiles are presented on the example of the Moscow correctional school. The analysis of graduates and institutions of vocational education, in which they entered, was carried out. The lack of continuity of training programs for specialized work and the specialty chosen by graduates of correctional schools in colleges has been revealed. The difficulties of the transition from the school education system to secondary education are highlighted. The article highlights the importance of additional education for the professional self-determination of students of correctional schools.

Key words: pre-professional training, professional self-determination, additional education, specialized work, professional orientation of schoolchildren, forms of vocational guidance, employment, students with mental retardation (intellectual disabilities).

Введение. Ключевой целью обучения лиц с нарушением интеллекта является их социализация. В свою очередь трудовая деятельность является основным фактором социализации, также она служит одним из методов накопления социального опыта. По данным российских и зарубежных исследователей трудоустройство является основным фактором интеграции в общество лиц с нарушением интеллекта. (В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Б.К. Клюшников, В.В. Коркунов, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский, A.B. Политова, A.M. Щербакова).

Трудоустройство лиц с нарушением интеллекта невозможно без качественного профессионального обучения. Как следствие в школьном возрасте обучающийся должен сделать выбор, который определит его дальнейшую судьбу, ведь нарушение всех характеристик интеллектуальной деятельности, снижает способность самостоятельного накопления жизненного опыта, способность к самообучению и затрудняет развитие личности в целом. В школьном возрасте должно происходить активное профессиональное самоопределение личности, результатом которого является выбор будущей профессии. Ввиду особенностей, обучающихся с нарушением интеллекта, этот процесс не может проходить самостоятельно.

Как правило выпускники школ с нарушением интеллекта поступают в колледж по специальностям, которые осваивали в школе в рамках трудового обучения (с 5 класса), т.е. самостоятельного выбора профессиональной деятельности они не осуществляют. Это свидетельствует, о не в полной мере, проведенной профориентационной работе и отсутствии профессионального самоопределения, что на наш взгляд является основной проблемой профессионального обучения и трудоустройства. Исходя из выявленной проблемы нами была поставлена цель разработать структуру мероприятий, которая бы способствовала профессиональному самоопределению лиц с нарушением интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное самоопределение подростков с нарушением интеллекта ограничено бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Выпускники коррекционных школ не могут постичь тот уровень профессионального самопознания, который будет способствовать самостоятельному соотнесению своих профессиональных желаний со своими возможностями. Но, при этом, они способны понять важность труда, демонстрируют желание трудиться и стать полезными гражданами своего общества [4].

Профессиональное самоопределение лиц с нарушением интеллекта длится на протяжении всей жизни и ему способствуют такие процессы как профессиональная ориентация, предпрофессиональная подготовка и профессиональное обучение. Результатом этих процессов становится трудоустройство, но профессиональное самоопределение на этом не останавливается, т.к. в течении жизни могут поменяться трудовые предпочтения и/или возможности здоровья человека.

Трудоустройство

Профессиональное

обучение

-

Предпрофессиональная подготовка

Профессиональная ориентация

Рисунок 1. Этапы профессионального самоопределения

Представленная на рисунке 1 схема, демонстрирующая этапы профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта, для того чтобы обосновать свою точку зрения мы раскроем каждый этап, входящий в эту структуру.

Как начальный этап профессионального самоопределения можно взять профориентационную деятельность педагогов, которая должна начинаться на этапе старшего дошкольного возраста, через знакомство с доступными профессиями. Знакомство осуществляется при помощи различных методов, таких как рассказ, беседа, игра, экскурсия и т.д. Профессиональная ориентация продолжается на всем этапе школьного обучения. В средней школе к профориентационной работе необходимо добавить предпрофессиональную подготовку, которую мы предлагаем реализовывать в рамках дополнительного образования. Предпрофессиональная подготовка - это специально организованный процесс в специально организованном пространстве, где дети под чутким руководством педагога могут познакомиться с азами конкретной профессии. Это могут быть кружки и секции по различные направления.

Направления кружков мы предлагаем определять исходя из нескольких показателей. Во-первых, необходимо проанализировать рынок труда региона и выяснить, какие из доступных лицам с нарушением интеллекта, профессии востребованы. Во-вторых, необходимо исходить из материально-технических и кадровых возможностей образовательной организации. В-третьих, необходимо провести опрос среди родителей и обучающихся, на выявление профессиональных интересов. В-четвертых, программы дополнительного образования не должны дублировать программы профильного труда, т.к. предпрофессиональная подготовка должна расширять представления о профессиях, а не углублять знания в конкретной области.

В рамках кружковой работы дети могут познакомиться с такими профессиями как курьер, повар, кондитер, парикмахер, специалист по клинингу, слесарь по ремонту автомобилей, рабочий зеленого хозяйства и д.р. Знания в данных областях помогут расширить представления о данных профессиях и способствуют более осознанному выбору направления дальнейшего образования. Данным профессиям не обучают на базе школы (кроме слесаря по ремонту автомобилей и рабочий зеленого хозяйства), но если собрать статистику по выпускникам, то данные профессии составляют топ при выборе выпускниками.

Нами предполагается, что за период с 5 по 9 класс, обучающийся с нарушением интеллекта, сможет посетить несколько кружков с разными направлениями и к моменту окончания школы у него будут сформированы минимальные представления о доступных профессиях. Также попробовав некоторые профессии на практике, обучающийся уже будет понимать подходят они ему или нет. Так, например, для работы парикмахером необходимо длительное время находиться в стоячем положении, а у ребенка может быть ослаблен мышечный тонус или быть лишний вес, попробовав в рамках дополнительного образования эту профессию, будущий выпускник поймет, что ему она не подходит.

Большую часть усвоенной информации люди с нарушением интеллекта получают опытным путем, и предпрофессиональная подготовка дает им такую возможность. Реализация ее через дополнительное образование, не привязывает ребенка к конкретной программе и не будет вызывать трудности при переводе в другое объединение (кружок), как при переводе из одной трудовой группы в другую, т.к. при обучении профильному труду, есть определенная программа, которую одноклассники уже усвоили, а у вновь зачисленного обучающегося скорее всего возникнет ситуация неуспеха. Также вопрос наполняемости групп тоже может помешать перевести ребенка из одной трудовой группы в другую, когда вопрос зачисления в группу дополнительного образования можно перенести на следующий учебный год и там точно будет место для данного обучающегося.

Следующая ступень профессионального самоопределения - это профессиональное обучение. Профессиональная подготовка лиц с нарушением интеллекта начинается еще на этапе 5-ого класса. Уроки трудового обучения имеют

профессиональную направленность. В ГКОУ СКОШИ №102 на данный момент реализуется 4 профиля труда: картонажно-переплетное дело, швейное дело, столярное дело, рабочий зеленого хозяйства. Также ранее в школе был еще один профиль, машинист уборочных машин (профиль закрыт с 2021/2022 учебного года). По данным направлениям дети обучаются с 5 по 9 класс, плюс 3 года пролонгации (по необходимости). Для обучения формируются небольшие группы, т.е. один класс делится на несколько подгрупп от 4 до 8 человек. По окончанию курса (в конце 9 класса) обучающиеся сдают профильный экзамен, который состоит из теоретический и практичесой части. Теоретическая часть состоит из устного ответа (список вопросов учащимся дают заранее, и он подробно разбирается с мастером трудового обучения). Практическая часть состоит из изготовления изделия или выполнения каких-либо работ. Если обучающийся оставался на пролонгацию и обучался до "12" класса, то в конце он сдает только устный экзамен. Но в конце 9 класса, все обучающиеся сдавали экзамен, состоящий из двух частей. В рамках нашего исследования мы будем проводить анализ выпускников "12" классов, т.к. после 9 класса большая часть обучающихся остается в стенах школы для дальнейшего обучения.

Если провести анализ выпускников "12" классов ГКОУ СКОШИ №102 за 2 года, то можно увидеть, что за два года из школы выпустилось 28 обучающихся. 16 человек в 2020/2021 учебном году и 12 человек в 2021/2022 учебном году.

В 2020/2021 учебном году из 16 человек, 6 человек получили специальность швея, 5 человек переплетчик, брошюровщик и 5 человек получили специальность столяр. После окончания школы 4 выпускницы продолжили обучение по направлению "швея", один выпускник поступил в колледж по направлению "столяр", что соответствовало его профилю подготовки в школе и еще один выбрал направления "переплетчик, брошюровщик", что также соответствует ранее осваиваемой программе. Остальные выпускники выбрали другие специальности, такие как повар (1 человек), садовник (2 человека), оператор ЭВМ (4 человека), обувщик/ ремонт обуви (1 человек), рабочий зеленого хозяйства (1 человек) и один выпускник трудоустроился разнорабочим.

В 2021/2022 году из 12 человек, 9 человек получили специальность переплетчик, брошюровщик и 3 человека машинист уборочных машин. После окончания школы данные выпускники поступили на следующий профили подготовки в СПО: Мозаичник монументально-декоративной живописи (3 человека), повар (2 человека), Парикмахер (1 человек), оператор ЭВМ (1 человек), рабочий зеленого хозяйства (2 человека), 1 выпускник определен в психоневрологический диспансер и 2 выпускника поступили в вечернюю школу. Если провести анализ и посмотреть куда поступили данные выпускники, то мы увидим, что не один из выпускников не продолжил обучение по ранее выбранному профилю.

Последние годы после 9 класса покидает образовательную организацию всё меньший процент обучающихся (1-2 человека из класса). Тенденция к пролонгированию обучения связана с утяжелением контингента обучающихся коррекционных школ. В связи с этим школа рассматривает вариант изменения выпускных испытаний, а именно после 9 класса сдавать только теоретическую часть, а после "12" класса теоретическую и практическую части, тем самым давая больше времени на усвоение программы.

Также, если провести анализ выбранных профилей подготовки на этапе СПО мы можем сделать вывод, что наиболее привлекательными для абитуриентов являются следующие профили: оператор ЭВМ и рабочий зеленого хозяйства (по 5 человек на каждую специальность).

Профили ПОДГОТОВКИ

22% 13%

21% 4К 21%

■ мозаичник ЫДЖ

■ повар

■ парикмахер оператор ЭВМ

■ рабочий зеленсголозяйп"Еа

■ брошюрсЕщии

■ швея

■ столяр

« о&увщик

Рисунок 2. Профили подготовки, выбираемые выпускниками с умственной отсталостью

На Рисунке 2 подробно представлены предпочтения выпускников 2020/2021 и 2021/2022 учебных годов. Самыми непопулярными оказались парикмахер, обувщик, столяр и переплетчик/брошюровщик. И если предположить, что первые две не пользуются популярностью т.к. дети и их родители мало о них знают, то последние две, это те профили труда, которые дети осваивали на протяжении 8 лет и отсутствие желания в продолжении обучения в этом направлении наталкивает нас на мысль, что данные профессии не востребованы на рынке труда и в связи с этим дети не поступают на эти направления.

Завершающим этапом профессионального самоопределения является трудоустройство.

Выводы. Проведя анализ выпускников коррекционной школы и их предпочтений в дальнейшем обучении на ступени СПО, мы можем сделать вывод, что наблюдается тенденция к изменению профиля подготовки. Основываясь на этом, мы можем сделать вывод, что выпускники выбирают более привлекательные, интересные и востребованные программы обучения. За 2 года из 28 выпускников, обучение по ранее выбранным профилям продолжили только 6 человек, это 21% от общего количества выпускников. Один из профилей который наиболее востребован у абитуриентов СПО на этапе школьного обучения им не предлагается, но необходимо отметить, что школа учла пожелания учащихся выпускных классов и в рамках проекта "Профессиональное образование без границ" 9 обучающихся в 2022\2023 учебном году прошли подготовку по направлению "Оператор ЭВМ". О том повлияет ли данный опыт на выбор дальнейшего образования

выпускников мы сможем судить, когда получим данные от выпускников, о там куда они поступили после окончания школы.

На данном этапе развития системы образования, мы хотим подчеркнуть, что необходимо развивать данное направление, как в направлении расширения специальностей с которыми дети могут ознакомиться, так и с расширением возрастной группы.

Реализовывать предпрофессиональную подготовку лиц с нарушением интеллекта мы предлагаем через программу дополнительного образования знакомя учащихся, начиная с 5 класса, с теми профессиями, которые им доступны на уровне СПО, тогда выпускники коррекционных школ будут более осознанно подходить к выбору профессии и идти в колледжи уже с определенной базой знаний по данному профилю.

Литература:

1. Акимова, О.И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида: 13.00.03: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.И. Акимова. -Екатеринбург, 2012. -23 е. - Текст: непосредственный

2. Бондарь, В.И. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду / В.И. Бондарь, И.Г. Еременко // Дефектология, 2002. - № 3.

3. Гусейнова, A.A. Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья /

A.A. Гусейнова, В.В. Мануйлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2023. - №1 (95). - С. 11-19

4. Коркунов, В.В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта: моногр. / В.В. Коркунов, С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак, A.A. Гнатюк. - Екатеринбург, 2012. - 209 с. - Текст: непосредственный

5. Мануйлова, В.В. Актуальные вопросы организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью /

B.В. Мануйлова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - №4 (42). - С. 89-95

6. Мануйлова, В.В. Основы организации и осуществления профориентационной работы в условиях инклюзивного среднего профессионального образования / В.В. Мануйлова // Учебно-методическое пособие. - Москва - 2022.

7. Щербакова, A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / A.M. Щербакова // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 24-28

8. Яковлева, И.М. Трудовая подготовка лиц с нарушением интеллекта как важный фактор их социализации. В сборнике: Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушением интеллектуального развития, материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией И.М. Яковлевой. - 2012. - С. 39-42

9. Яковлева, И.М. Профессиональная социализация я трудоустройство выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями / И.М. Яковлева, В.А. Галкина, Е.В. Скира // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. - 2023. - №2(6). -С. 65-76

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, доцент Голуб Владимир Витальевич

Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Ростов-на-Дону); курсант Голуб Алексей Владимирович

Военная академия ракетных войск стратегического назначения (г. Москва)

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА КАК

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА

Аннотация. В статье изложены основные проблемы владения курсантами военных вузов военно-профессиональной коммуникативной культурой в соответствии с будущим статусом офицера ВС РФ. К ним отнесены: компетентность в самостоятельной интерпретации в ситуации военно-профессионального взаимодействия, владение навыками убеждения и общения, методикой обучения и воспитания подчиненных при решении морально-педагогических и служебно-профессиональных задач.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, военно-профессиональная среда, поведенческие стратегии, духовные ценности.

Annotation. The article outlines the main problems of military professional communicative culture among cadets of military universities in accordance with the future status of an officer of the RF Armed Forces. To this from changes: competence in an independent mode in situations of military-professional interaction, the use of persuasion and communication skills, methods of training and education of subordinates while ensuring moral, pedagogical and service-professional tasks.

Key words: communicative competence, military-professional environment, behavioral strategies, spiritual values.

Введение. В последнее время уровень коммуникативной культуры в целом имеет тенденцию снижаться, а возможности языка многими не воспринимаются как духовное национальное достояние. Несмотря на объективные достижения в плане повышения культуры речи офицеров в военных учебных заведениях, продолжают оставаться реальностью значительные речевые недочеты, использование ограниченного объема речевых средств, нелитературных выражений.

Вместе с тем, в военно-профессиональной среде, даже с учетом таких особенностей речи военнослужащих как жесткий регламент отношений, строгая дисциплина, единоначалие, использование военно-профессиональных аббревиатур, в нормативных документах прописаны требования к культуре речи военного специалиста, такие как:

- корректность речи, обеспечивающая точность команд, непротиворечивость распоряжений, однозначность суждений, адекватность высказывания ситуаций общения, правильный отбор языковых средств для точного выражения смысла речи;

- четкость и ясность речи, повышение ее воздействующей и воспитывающей функции, которые обеспечивают доходчивость и доступность речи;

- чистота речи, которая обеспечивается употреблением литературных норм, отсутствием в речи вульгаризмов, жаргонизмов, ненормативной лексики и слов-паразитов.

Учитывается, что развитые речевые коммуникации помогают успешно преодолевать личностно-деловые, социально-психологические барьеры, повышают уровень общей и военно-профессиональной культуры.

Изложение основного материала статьи. Исследование обозначенных проблем в рамках образовательной площадки на базе Военной академии РВСН, подтвердило, что подготовка курсантов к выполнению служебно-профессиональных задач явится более эффективной, если уровень владения коммуникативной культурой становится системой внутренних ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.