Научная статья на тему 'Предпринимательство в сфере услуг республики Казахстан: оценка состояния и перспективы развития'

Предпринимательство в сфере услуг республики Казахстан: оценка состояния и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ДИНАМИКА РОСТА / КОРРЕЛЯЦИЯ СВЯЗИ / СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА / КЛАСТЕРЫ / КАЗАХСТАН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SERVICE INDUSTRY / GROWTH DYNAMICS / CONNECTION CORRELATION / SERVICE ECONOMY / CLUSTERS / KAZAKHSTAN / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мецик Олег Игоревич

Сфера услуг демонстрирует рост даже в условиях современного кризиса. Казахстан отстает по темпам развития сервисной экономики, но принял новую, амбициозную программу развития сферы услуг, призванную довести уровень услуг до 60% ВВП страны. Автор проводит изучение внутренних связей в различных секторах сферы услуг, что позволяет государству решить проблему приоритетности формирования сервисных кластеров, а предпринимательскому сообществу оценить выгоды и сетевых объединений в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship in the service industry of the Republic of Kazakhstan: state assessment and the development prospects

The service industry demonstrates growth even in the conditions of the modern crisis. Kazakhstan lags behind in terms of the growth rate of service economy. However, a new ambitious program for service industry development has been approved. It is planned that this program will enable this economy sector to reach the point of 60% of the state’s GDP. The author studies internal connections in various service industry sectors, allowing the state to solve the problem of the priority formation of service clusters and, thus, the business community will be able to appreciate the benefits of network unions in the service industry.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в сфере услуг республики Казахстан: оценка состояния и перспективы развития»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Мецик О.И.1

1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург

Предпринимательство в сфере услуг Республики Казахстан: оценка состояния и перспективы развития

АННОТАЦИЯ:

Сфера услуг демонстрирует рост даже в условиях современного кризиса. Казахстан отстает по темпам развития сервисной экономики, но принял новую, амбициозную программу развития сферы услуг, призванную довести уровень услуг до 60% ВВП страны. Автор проводит изучение внутренних связей в различных секторах сферы услуг, что позволяет государству решить проблему приоритетности формирования сервисных кластеров, а предпринимательскому сообществу оценить выгоды и сетевых объединений в сфере услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера услуг, динамика роста, корреляция связи, сервисная экономика, кластеры, Казахстан, предпринимательство

JEL: И6, 184, Я11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Мецик О.И. Предпринимательство в сфере услуг Республики Казахстан: оценка состояния и перспективы развития // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 16. — С. 1867-1878. — doi: 10.18334/ф.17.16.36490

Мецик Олег Игоревич, аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.08.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.16.36490

(с) Мецик О.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

1868

Введение

Переход экономики от индустриальной к сервисной является глобальной тенденцией постиндустриального развития. Более половины объема ВВП и три четверти рабочих мест в странах ЕС обеспечивается в сфере услуг, в странах ОЭСР в последние десятилетия рост занятости и рост экономики на две трети были обусловлены глобальной тенденцией сервисизации [1]. Активное развитие сферы услуг обусловлено влиянием ряда факторов: политика государства и социальные изменения в обществе; революция информационных технологий и фокусирование внимания на запросах потребителей; интернационализация и рост требовании качества услуг.

«При этом критерием наступления сервисной экономики следует считать то, что в определенный момент валовой мировой доход от оказания услуг стал больше валового дохода от массового индустриального производства. Сегодня услуги приобретают глобальный характер. В настоящее время их доля в развитых странах составляет от 65 до 75% в ВВП, то есть эпоха сервисной экономики, начавшаяся в середине XX века, продолжается до сих пор» [2].

Определяющими трендами активного развития сервисной сферы экономики являются научно-техническая революция и структурно-технологическая перестройка материального производства. Новые технологии служат катализаторами как разработки новых видов сервиса, так и функционального усложнения и совершенствования традиционных услуг.

По принятому в научной литературе подходу традиционные отрасли услуг относят к так называемому третичному сектору (tertiary sector) после первичного сектора добычи и вторичного - переработки продукта. В рамках традиционного сектора услуг под влиянием информационных технологий и нарастания процессов «экономики знаний» «выделился специальный сектор, называемый четвертичным (quaternary sector) ... сектором интеллектуальных услуг (knowledgeintensive services (KIS))» [3]. Объем мирового рынка интеллектуальных услуг ежегодно составляет 50 млрд долларов США. Его значимость определяется быстрыми темпами роста от 20% до 24% в год, поэтому его развитие несет существенный вклад в экономический рост» [4].

В этих условиях развития мировой экономики и сервисного отставания стран ЕАС особую актуальность приобретает ориентация на

1869

инновационные подходы, реализуемые предпринимателями в организации бизнеса в сфере услуг [5]. Особе внимание следует обратить на интеллектуальные услуги, которые обладают большим инновационным потенциалом и в условиях регулярных волн стагнации мировой экономики (кризиса) обеспечивают предприятиям новые резервы роста.

Оценка состояние развития сферы услуг Казахстана

В целом сфера услуг демонстрирует устойчивый в долговременном периоде рост, что подтверждает ее совпадение в тенденциях развития с мировыми трендами. В течение последних 20 лет рост сферы услуг в стране опережал рост промышленности примерно на 3%. За период с 2005 по 2015 годы рост общего объема оказанных услуг в денежном выражении составил 675% [6]. Даже в текущий кризисный период, рост объемов услуг достиг 148% за последние три года. Средний индекс ежегодного прироста услуг в физическом выражении за последнее десятилетие достиг 110,85%, а в последние три года держится на уровне 107,4%. Быстрый рост сферы услуг сопровождался ростом потребительского спроса, и, по мнению автора, внутренний спрос на услуги далек от насыщения, что дает возможность продолжать развитие в условиях внешних рисков.

Рисунок 1. Динамика объема производства услуг в Казахстане, млрд тг Источник: составлено автором по [5]

1870

Сфера услуг, в силу специфики высокой кастомизации деятельности, обеспечивает большое число рабочих мест и является основной базой для развития малого и среднего предпринимательства. В этом аспекте велика ее государственная и социальная роль как сферы занятости населения, драйвера активного роста предпринимательства республики.

Предпринимательству в сфере сервиса Республики Казахстан не хватает единой концепции развития, определяющей место сферы услуг в экономической и социальной жизни и программы, содержащей инструменты развития. С невысоким уровнем услуг Казахстан не может достойно позиционировать себя в мировой индустрии туризма и проигрывает в межстрановой конкуренции при проведении глобальных мероприятий. Предпринимаются попытки системного развития на уровне государства, в частности Республика Казахстан поставила задачу. В итоге была подготовлена программа по развитию сферу услуг до 2020, в которой поставлена задача увеличить долю сферы услуг в экономике с нынешних 54% до 60% через 5 лет.

Количество занятых работников увеличится с 4,8 млн человек до 5,6 млн, к 2020 году будет создано порядка 830 тыс. рабочих мест в данной сфере. «Это еще не позволит Казахстану стать страной с сервисной экономикой, поскольку для этого доля услуг в ВВП должна достигать 80%, чтобы войти в 30-ку самых развитых стран мира к 2050 году, сфера услуг должна вырасти минимум в 1,7 раза к 2020 году. К 2020 году вклад сферы услуг в ВВП составит порядка 200 миллиардов долларов, и это сопоставимо с сегодняшним уровнем ВВП. Увеличение занятости в сфере услуг на 830 тысяч рабочих мест связано с теми процессами по развитию агломерации, урбанизации, которые происходят сейчас в Казахстане. Мы ожидаем, что сфера услуг станет основным источником для создания рабочих мест для внутренних мигрантов, которые будут прибывать в города в процессе урбанизации» [7].

Отставание развития сферы услуг в структуре экономики имеет целый комплекс негативных последствий. Для производства негативные последствия выражаются в низком инновационном потенциале из-за бедности идей и низкой производительности труда [8]. Оно не только сокращает область приложения усилий малого и среднего бизнеса, но и не обеспечивает население комфортной «средой социального обитания». Отсутствие качественной сферы жизни снижает мотивацию к труду,

1871

сдерживает процессы творчества, обедняет социальные процессы [9]. Одним из обязательных условий формирования сильного предпринимательства в сфере услуг является наличие сильного среднего класса, который является и источником, и следствием развития сферы услуг, обеспечивающей внутреннее потребление на уровне сложившихся мировых моделей идентификации.

Определение внутрисекторальных связей сферы услуг

Государственная программа ожидает наибольший вклад в рост сферы услуг от сектора торговли, который будет расти в среднем на 8% ежегодно и обеспечит дополнительный прирост занятости в количестве 450 тысяч человек к 2020 году. Однако развитие торговли является экстенсивным методом, характерным для кризисных периодов развития экономики.

Качественное изменение сервисной экономики сопровождается ускоренным развитием финансового сектора, туризма, профессиональных, образовательных и медицинских услуг. Для перехода сферы услуг Казахстана «от торгового к сервисному» нужно увеличить производительность труда, которая сегодня в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах, таких как Австралия, Канада и США [7].

Автор рассматривает сферу услуг как специфическую форму предпринимательской деятельности, обладающую кластерно-сетевыми признаками. Рост отдельных секторов и видов деятельности сопровождается ростом в других секторах. Взаимосвязи между различными видами услуг могут иметь как объективно технологический характер, так и зависеть от места локализации и в большей степени определяться институциональными нормами. В силу сырьевой ориентации экономики Казахстана, закономерности внутреннего развития сферы услуг долгое время оказывались не приоритетными. В данной статье автор приводит оценку внутрисекторальных связей, произведенную в рамках более обширного исследования развития предпринимательства в сфере услуг.

Внутреннее изучение сферы услуг позволяет проследить определенные закономерности между темпами роста различных секторов (подвидов). Анализ динамики увеличения или снижения темпов роста услуг показывает наличие между ними корреляционных связей. Исходные данные ежегодного увеличения/снижения темпов роста по отношению к предыдущему году представлены в официальной

статистике [5]. Для определения взаимосвязи проведен корреляционный анализ каждого вида услуг ко всем другим видам услуг. Для оценки силы корреляционной зависимости были приняты следующие значения показателя коэффициента корреляции:

—прямая высокая зависимость между услугами: 0,85-0,99;

— прямая средняя зависимость между услугами: 0,65-0,84;

— обратная высокая зависимость между услугами: - 0,85-0,99;

— обратная средняя зависимость между услугами: -0,65-0,84.

Корреляционный анализ показал, что в пределах указанных

коэффициентов выявляются группы внутренних связей между видами услуг:

— прямое высокое взаимовлияние» (0,85-0,99) - 32 связи;

—прямая закономерность в развитии» (0,65-0,84) - 15 связей;

— обратное высокое взаимовлияние» (-0,85-0,99) - 0 связей;

—обратная закономерность в развитии» (-0,65-0,84) - 0 связей.

При расчете 47 связей показывают отрицательную зависимость, но ни один из коэффициентов не превосходит показатель -0,65, и таким образом обратные связи математически не подтверждаются. Таким образом, можно утверждать, что виды услуг не конкурируют на рынке Казахстана и развитие одного вида не приводит к угасанию спроса на другую услугу. Положительное взаимное влияние создает основу для развития различных форм внутрисекторального сотрудничества. Для определения приоритетности внутренней кооперации необходимо математически оценить объективные основы взаимного влияния.

Методика расчета силы показывает, сколько данный вид услуг имеет связей высокой степени корреляции с другими видами услуг. Чем выше показатель, тем выше количество услуг, с которыми данная услуга имеет взаимозависимости. Максимальный уровень может составить 10 баллов. Корреляционная оценка внутренних связей показала статистическую значимость взаимного влияния на рост таких услуг, как:

—услуги в области архитектуры, инженерных изысканий - 6,85;

—услуги юридические и бухгалтерские - 6,45;

—услуги по созданию программ и телевещанию - 6,05.

Следует отметить, что такие крупные сферы как «услуги в области государственного управления и обороны», составляющие более 34% всего объема услуг в Казахстане, не имеют корреляции с другими видами услуг. Это позволяет подтвердить квазисервисный характер государственного сектора слуг, который не оказывает влияния на другие

1873

сегменты сервисного рынка. Этот вид услуг формируется государственными институтами власти, а остальной сектор формируется предпринимательским сообществом, и в нем есть внутренние закономерности. Государственные услуги не формируют связей, поэтому на их основе невозможно создать протокластер и вырастить полноценное кластерное образование. Это ставит под сомнение усилия государства по выращиванию кластеров за счет прямых государственных программ.

Рисунок 2. Оценка силы взаимосвязи услуги с другими видами услуг Источник: составлено автором

Остальные виды услуг имеют естественным образом сложившиеся связи взаимного влияния, но необходимо оценить степень их способности сформироваться в полноценный кластер.

1874

Рисунок 3. Внутрисекторальные связи сферы услуг Казахстана Источник: составлено автором

Номер вида услуг соответствует динамике роста - чем выше порядковый номер, тем больший темп роста достигнут среди видов услуг. Например, в бытовом кластере самым динамичным за 15 лет был вид «Услуги по аренде» (25 место среди 25-ти, темп роста - 4639 раз), за ним идет вид «Услуги в области архитектуры инженерных изысканий, технических испытаний и анализа» - 21 место (299 раз). В правовом секторе самым динамичным оказался вид «Услуги по трудоустройству»(22 место и 322 раза). В информационном секторе - вид «Услуги информационные» - 14 место (118 раз).

Сила и активность связей позволяют отметить потенциал объединения трех внутренних групп: бытовой группы (21,4% доли в сфере услуг), правовой (12,3%) и информационной (3,4%.)

Самая активная группа - бытовые услуги - включает пять видов услуг. Самым большим видом являются услуги в области архитектуры, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа - 13,1% или 31,2% в структуре объединения. Бытовые услуги развиваются в привязке к определенным помещениями и территориям, и поэтому ядром их развития выступает рост архитектуры. Территориальная привязанность и высокая взаимная сила связей позволяют представить для дальнейшей верификации гипотезу о возможности формирования кластера бытовых услуг в регионах республики.

1875

Группа коррелирующих между собой правовых услуг занимает 12,3% на рынке всех услуг. Ключевой услугой является «услуга по проведению расследований и безопасности» с незначительным преобладанием. Равнозначность видов услуг заставляет рассматривать возможность объединения в кластер как среднюю, но позволяет рассмотреть возможность сетевых форм кооперации.

Таблица 1

Структура группы бытовых услуг_

№ Виду услуг Доля в сфере услуг Доля в группе

1 Услуги по аренде 4,2% 19,63%

2 Услуги спортивные и услуги по организации отдыха 2,7% 12,62%

3 Услуги библиотек, архивов, музеев и прочих культурных учреждений 0,8% 3,74%

4 Услуги в области творчества, искусства и развлечений 0,6% 2,80%

5 Услуги в области архитектуры, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа 13,1% 61,21%

Итого: 21,40% 100,00%

Источник: составлено автором

Таблица 2

Группа правовых услуг

№ Виду услуг Доля в сфере услуг Доля в группе

1 Услуги юридические и бухгалтерские 1,3% 10,57%

2 Услуги по трудоустройству 3,4% 27,64%

3 Услуги в области рекламы и изучения рынка 3,6% 29,27%

4 Услуги по проведению расследований и безопасности 4,0% 32,52%

Итого: 12,3% 100%

Источник: составлено автором

Информационные услуги являются на мировом рынке драйверами роста не только сервиса, но и многих отраслей промышленности. В сфере услуг Казахстана информационные услуги занимают всего 1%, это не только статистически незначительная величина, но и показатель серьезного отставания сферы услуг от иновационно-технологического мейнстрима.

1876

Таблица 3

Группа информационных услуг_

№ Виду услуг Доля в сфере услуг Доля в группе

1 Услуги информационные 1,0% 29,41%

2 Услуги профессиональные, научные и технические прочие 2,4% 70,59%

Итого: 3,4% 100,00%

Источник: составлено автором

Даже при столь незначительном объеме информационных услуг в нем преобладают не собственно информационные, а научные и технологические услуги. Потребление информационных услуг, в отличие от бытовых, не имеет территориальной привязки, и вероятнее всего спрос на информационные услуги организаций и частных лиц Казахстана удовлетворяется за счет других стран - производителей услуг. Недостаточная изученность этой проблемы при явно критическом положении делает актуальными дальнейшие исследования. Автор считает целесообразным стимулировать в данном виде услуг стимулирование сетей знаний как базовой формы кооперации.

Заключение

Резюмируя анализ состояния предпринимательства в сфере казахстанских услуг, в первую очередь, необходимо отметить все еще низкую долю услуг в экономике страны. Значительные ежегодные темпы роста создают предпосылки для ускоренного развития этой сферы и приближения к уровню стран постиндустриального развития. Имеется возможность к 2020 году сформировать основу сервисной экономики.

Однако высокие темпы роста при сложившейся структуре видов услуг не обеспечат высокую инновационность и маржинальность, в услугах преобладают пассивные и не производящие добавочную стоимость виды. Доминируют государственные услуги, которые не оказывают положительного мультиплицирующего эффекта на развитие других видов услуг. Квазирыночный характер государственных услуг не приводит к повышению сервисизации экономики и не наращивает основу для развития частного предпринимательства.

Сложившиеся в сфере услуг внутрисекторальные связи намечают основы объединений разного типа. Наиболее явно проявляется прокластерное объединение бытовых услуг, которые можно развивать на различных территориях. Услуги с высокой нематериальной

1877

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составляющей требуют дополнительного развития, в том числе целенаправленно следует поддерживать инновационные и интеллектуальные услуги. Такие виды услуг создают сетевые связи нетерриториального объединения, являющиеся частью мирового интеграционного процесса. Государству и предпринимательскому сообществу Казахстана необходимо обратить большее внимание на перспективы и возможности развития сферы услуг.

ИСТОЧНИКИ:

1. Europe in figures - Eurostat yearbook 2011: Industry, trade and services [Electronic

resource] // European Commission. - 2011. - Mode of access: http://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-statistical-books/-/CH_07_2011

2. Кондратьев В.Б. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Креативная

экономика. - 2011. - № 7. - С. 128-135.

3. Kox H.L.M. and Rubalcaba L. Analysing the Contribution of Business Services to European

Economic Growth: Bruges European Economic Research (BEER) Papers № 9 [Electronic resource] // Archive of European Integration - University of Pittsburgh. - 2007. - Mode of access: http://aei.pitt.edu/58573/1/beer15_(10).pdf

4. Дорошенко М.Е. Интеллектуальные услуги сегодня и завтра // Форсайт. - 2007. - Т. 1. -

№ 2. - С. 37-45.

5. Дорошенко С.В. Детерминанты реиндустриализации стран ЕАЭС // Современный

вектор: мировая экономика, менеджмент и маркетинг. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. - 519 с. - С. 45-49.

6. К,ызмет керсету [Электронный ресурс] // К,азак,стан Республикасы ¥лттык, экономика

министрлтшн, Статистика комитет. - Режим доступа:

http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersServices?_afrLoop=18072423 4668955#%40%3F_afrLoop%3D180724234668955%26_adf.ctrl-state%3Dbe7jqy1u1_50

7. Курамысова А. Сфера услуг увеличит ВВП Казахстана на $200 млрд к 2020 году

[Электронный ресурс] // Казахстанская правда. - 2014. - 20 декабря. - Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/news/mir/sfera-uslug-uvelichit-vvp-kazahstana-na-200-mlrd-k-2020-godu/

8. Петренко Е.С., Искаков Н.З. Феномен эмоциональных продуктов частных медицинских

услуг // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 16. - С. 2003-2012. - doi: 10.18334/rp.17.16.36220

9. Петренко Е.С., Бектурганов З.З., Мецик О.И. Альтернативы изменения стратегий

управления на основе оперативной оценки кризисного состояния казахстанского бизнеса // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 15. - С. 17831794. - doi: 10.18334/rp.17.15.36218

1878

Oleg I. Metsik, Postgraduate, Institute of Economics, the Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg

Entrepreneurship in the service industry of the Republic of Kazakhstan: state assessment and the development prospects

ABSTRACT

The service industry demonstrates growth even in the conditions of the modern crisis. Kazakhstan lags behind in terms of the growth rate of service economy. However, a new ambitious program for service industry development has been approved. It is planned that this program will enable this economy sector to reach the point of 60% of the state's GDP. The author studies internal connections in various service industry sectors, allowing the state to solve the problem of the priority formation of service clusters and, thus, the business community will be able to appreciate the benefits of network unions in the service industry.

KEYWORDS: service industry, growth dynamics, connection correlation, service economy, clusters, Kazakhstan, entrepreneurship

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.