сервисная закалка
инновационные направленияразвития сферы услуг
как фактор экономического роста
_Аннотация
Рассмотрены возможности развития экономики и повышения благосостояния населения России в современных экономических условиях на базе инновационных преобразований сферы услуг. Представлено авторское видение видового состава и сущности сервисных инноваций. Рассмотрены направления развития инновационной деятельности системы сервиса. _
Ключевые слова: инновации в сфере услуг, сервисные инновации, качество жизни населения, виды инноваций в сфере услуг, направления развития сферы услуг, экономика знаний, информационные технологии, человеческий капитал
В настоящее время сфера услуг играет значимую роль не только в экономике отдельного государства, но и в мировом хозяйстве в целом. За последние десятилетия доля услуг в структуре ВВП постоянно возрастает, число занятых в сфере услуг также характеризуется положительной динамикой, активно развивается международная торговля услугами. Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о том, что современная экономика представляет собой сервисную экономику или экономику услуг. При этом значимым фактором, влияющим на развитие экономики в современных рыночных условиях, является инновационная активность.
На этапе больших перемен
В современном мире инновации являются незаменимым элементом функционирования и поступательного развития экономики, без инновационной составляющей невозможно добиться эффективного развития производственной и непроизводственной сфер хозяйства. В XXI веке разработка и внедрение инновационных технологий в сферах производства и обращения, новых методов организации и управления предприятиями стали ключевыми факторами
Каточков
Виктор Михайлович
доктор экон. наук,
профессор кафедры
экономики торговли,
проректор по
международной
деятельности,
Южно-Уральский
государственный
университет
рыночной конкуренции, мощным средством повышения эффективности деятельности и улучшения качества товаров и оказания услуг [1]. Роль сферы услуг в современной экономике обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, консалтинг и др. Из этого следует, что актуальными становятся масштабные научно-технические, качественные и структурные изменения в отраслях сферы услуг, имеющие важнейшее значение для дальнейшего развития экономики и повышения качества жизни населения. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4], необходимым условием сырьевой независимости и конкурентоспособности экономики страны является переход от сырьевой модели развития к экономике инновационного социально ориентированного типа. Это требует формирования нового механизма социального развития, основанного на новых требованиях к человеческому потенциалу, потребляемым ресурсам и предоставляемым услугам. Одним из значимых факторов такого перехода является формирование и развитие экономики знаний и высоких технологий, к числу отраслей которой отнесены сферы образования, высокотехнологичной медицины, НИОКР, связи, а также подотрасли промышленности, разрабатывающие и реализующие инновации. Без внедрения инноваций в этих сегментах рынка услуг невозможно достижение основной цели инновационной политики - повышение качества жизни населения. В настоящее время вопросы взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения процессов инновационного развития различных сфер экономики (в том числе сферы услуг) и качества жизни населения страны актуальны и широко обсуждаемы в обществе [5-7]. Однако научные разработки по данной проблеме представлены крайне скупо. Среди отечественных ученых следует отметить труды В.А. Дегтеревой [2], посвященные поиску решений в области разработки стратегии развития сферы сервиса как основы повышения качества жизни населения.
-
креативная экономика, 2013, № 5
-УМ
_роль сферы услуг
_в современной
_экономике
_обусловлена тем,
что в этом секторе
_формируются
основополагающие
_факторы
_экономического
_роста
Разделение с объяснением
На наш взгляд, стратегические направления инновационного развития организаций сферы услуг и ее структурных элементов (отраслей) формируются в соответствии с видами инноваций, выделенными по областям внедрения (характеру применения). Считаем, что для сферы услуг характерны следующие группы инноваций:
1. Технологические инновации - инновации в области технологии оказания услуг, внедрения нового оборудования, позволяющие оказывать новые услуги, выпускать новые сопутствующие товары.
2. Сервисные инновации (инновации услуг) - повышение потребительской ценности услуг, изменения в структуре и ассортименте оказываемых услуг, совершенствование качественных характеристик услуг.
3. Организационно-управленческие - совершенствование бизнес-процессов, внедрение новых методов управления, принятия решений, использование новых информационно-коммуникационных ресурсов в сфере услуг.
4. Социально-экономические - изменение социальных, экономических и правовых условий функционирования предприятий сферы услуг, способствующих улучшению условий труда и повышению качества жизни населения.
5. Финансовые - создание новых финансовых инструментов и технологий финансирования и привлечения инвестиций в отрасли сферы услуг. Первая группа инноваций, реализуемых в сфере услуг, является основополагающей и определяющей вектор дальнейшего развития общества. Отличительной особенностью инноваций в сфере услуг в постиндустриальном обществе является их прямая зависимость от состояния технологий и уровня развития научно-технического прогресса. При выявлении сущности сервисных технологических инноваций трудно определить четкую границу между технологиями, создающими новые товары (продукты, средства производства), и услугами, которые оказываются на основе этих продуктов. Например, создание и применение GPS, биотехнологии, косметология и др. Поэтому инновационное технологическое развитие сферы услуг, создание
необходимым_
условием сырьевой независимости и конкурентоспособности экономики страны является переход от сырьевой модели развития
к экономике_
инновационного_
социально_
ориентированного типа
услуги
отличительной
_особенностью
_инноваций
_в сфере услуг
_в постинду_стриальном
_обществе
_является
их прямая
зависимость
технологий
_и уровня развития
научно-технического _прогресса
мощного научно-технического комплекса является одним из приоритетных направлений. Появление на рынке новых услуг определяется перспективными требованиями потребителей и, как сказано выше, основано на последних тенденциях мирового научно-технического развития и прорывных инновациях. Сервисные инновации связаны не только с появлением новых или обновленных видов услуг, а также с усовершенствованием самих процессов и технологических операций оказания услуг, что в целом направлено на повышение их потребительской ценности. С позиций повышения качества жизни населения особую значимость приобретают сервисные инновации в секторах, характеризующихся массовым спросом населения, выполняющих роль социальной инфраструктуры: образование и наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь.
Третья группа инноваций концентрируется на задачах организационно-управленческих преобразований, реинжиниринга бизнес-процессов, внедрения современных программных систем и -решений. Мероприятия данного направления беспечивают возможность повышения эффективности деятельности предприятий сферы услуг счет использования современных информационно-коммуникационных ресурсов. Актуальность обостряется отсталостью внедрения на российских предприятиях сферы услуг высокопроизводительных интегрированных информационных систем. Так, например, активное внедрение и использование компьютерной техники, штрихового кодирования для идентификации и учета товаров на американском рынке товародвижения (торговли) происходило в 1980-х годах, в то время как в России развитие этих процессов приходится на 2000-е, а в некоторых сферах процессы автоматизации и электронного взаимодействия участников рынка находятся на стадии становления и в настоящее время.
Повышение социально-экономической эффективности сферы услуг на основе инновационного развития возможно путем:
• создания необходимого нормативно-правового, инфраструктурного обеспечения хозяйствования субъектов, а также подготовки и внедрения социаль-
2013, № 5
но значимых проектов, программ, которые должны поддерживаться государством;
• диверсификации деятельности предприятий сферы услуг в целях повышения их коммерческой активности и экономических результатов;
• внутриотраслевой (горизонтальной) и межотраслевой (вертикальной) интеграции предприятий сферы услуг с другими хозяйствующими субъектами рынка.
Таким образом, механизм устойчивого развития сферы услуг с позиций внедрения социально-экономических инноваций может быть реализован путем формирования инновационных кластеров. Создание таких форм хозяйствования как на горизонтальном уровне (союз сервисных предприятий), так и на вертикальном (объединение независимых предприятий разных сфер деятельности, в котором предприятия сферы услуг выполняют инфраструктурные функции) определяет потенциальные возможности развития рынка труда и как следствие сокращение безработицы и повышение уровня жизни населения, в том числе за счет нововведений в сферах образования и науки, медицины, финансового сектора и других инновационно ориентированных составляющих сферы услуг.
Во благо человека
Актуальность поиска новых финансовых инструментов, механизмов финансирования и привлечения инвестиций в отрасли сферы услуг обусловлена недостаточным финансированием социально значимых объектов и неразрывно связана с повышением уровня благосостояния и финансовой грамотности населения. В большинстве высокоразвитых стран мира именно накопления населения составляют немалую долю инвестиций и позволяют получать пассивный доход, тем самым повышая собственную обеспеченность и уровень жизнь. То есть при разработке данного направления необходимо найти такие решения вопросов организации привлечения денежных средств в инновационное развитие сферы услуг, которые будут соответствовать реальной экономической ситуации и повышать благосостояние населения. Использование механизмов государственно-частного партнерства - один из возможных вариантов.
механизм_
устойчивого_
развития сферы_
услуг с позиций внедрения социально-экономических инноваций может быть реализован путем формирования
инновационных_
кластеров_
_ключевым
_моментом при
_этом должно
являться развитие системы сервисной
_инновационной
_деятельности
_на основе
_формирования
_организационно_управленческих
_условий
и инфраструктуры
_для реализации
_мероприятий
_инновационного
_развития
Вывод
Лишь интеграция всех вышеперечисленных направлений сервисных инноваций позволит добиться синергетического эффекта в достижении цели развития экономики и повышения качества жизни населения. Ключевым моментом при этом должно являться развитие системы сервисной инновационной деятельности на основе формирования организационно-управленческих условий и инфраструктуры для реализации мероприятий инновационного развития. Ввиду социальной значимости и много-аспектности сферы услуг создание такой системы невозможно без государственного регулирования инновационного развития [3], которое должно выражаться не только в части целеполагания, но и в вопросах стимулирования и мотивации населения, квалифицированных кадров к разработке, внедрению и использованию инноваций.
Литература
1. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - № 41 (258). - 2011, С. 99-105.
2. Дегтерева В.А. Стратегические приоритеты развития сферы услуг в процессе повышения качества жизни населения Российской Федерации: автореферат дис. ... доктора экон. наук. - СПб, 2010. - 39 с.
3. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика / Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. - Академия Естествознания, 2011. - Электронный доступ: http://www.rae.ru/ monographs/112.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Электронный доступ: http:// www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
5. Потороко А.В., Окольнишникова И.Ю. Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети, с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - № 30. - 2012. - С. 184-186.
креативная экономика, 2013, № 5
6. Токманев С.В., Кузменко Ю.Г. Развивающиеся системы логистического управления запасами в сфере оптово-посреднических услуг // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - № 44. - 2012, - С. 160163.
7. Яковлева Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. -№ 41 (258). - 2011. - С. 95-98.
Viktor M. Katochkov
Doctor of Economic Sci., Professor of the Academic Department of Trade Economy, Pro-Rector for International Activity, South Ural State University
Innovative Development Directions of Service Industry as a Factor of Economic Growth
_Abstract
Opportunities of economy development and welfare gain of Russian citizens in modern economic conditions on the basis of innovative transformation of the service industry are considered. The author's perspective of the types content and the essence of service innovations is given. Also the article deals with directions of development of the innovative activity of service systems.
Key words: innovations in service industry, service innovations, quality of life, types of innovations in service industry, development directions of service industry, economy of knowledge, information technologies, human capital