Научная статья на тему 'Роль инноваций в развитии туризма'

Роль инноваций в развитии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2218
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE SYSTEM / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION STRATEGY / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / TOURISTIC SERVICE MARKET / ТУРИЗМ / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маклашина Лариса Рудольфовна

Инновации в туризме это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов и т.д. с применением достижений науки, техники, IT-технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Innovations in Tourism Development

Innovations in tourism includes development, creation of new tour itineraries, projects, etc. with utilization of achievements of science and technologies, IT-technology, and advanced experience in a field of management and marketing, implementation of which will allow to increase occupational level, to provide growth of its income, to increase acceleration of social-economic development, to improve touristic image of country and regions.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в развитии туризма»

по маршруту обновления

роль инноваций в развитии туризма

Маклашина Лариса Рудольфовна

аспирантка, кафедра инвестиционного менеджмента, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, директор, ООО «ТК Альманах» а!шапаИ [email protected]

_Аннотация

Инновации в туризме - это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов и т.д. с применением достижений науки, техники, П-технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов.

Ключевые слова: инновации, инновационная система, инновационная стратегия, рынок туристских услуг, туризм

Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов.

И политика, и стратегия...

Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий стало ключевым фактором экономического роста и улучшения качества жизни населения.

Термин «инновации» в современном его понимании первым стал применять Й. Шумпетер. Он подчеркивал, что инновации - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм [2].

В российском законодательстве под инновацией понимается «конечный результат инновационной

деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»[3].

В утвержденных президентом РФ «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи определено формирование национальной инновационной системы (НИС): «Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций и научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны» [1]. Основные направления формирования национальной инновационной системы:

• создание благоприятной экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного климата);

• построение инновационной инфраструктуры;

• совершенствование организационно-экономического механизма государственного содействия коммерциализации результатов научно исследовательских и экспериментальных разработок. Отражением государственной инновационной политики является инновационная стратегия. Это неотъемлемая часть стратегии социально-экономического развития государства. Она определяет долгосрочные цели, направления, инструменты и сферу регулирования инновационной деятельности. Кроме того, инновационная стратегия охватывает и регулирует развитие государства, притом стратегии инновационного развития регионов и отраслей народного хозяйства должны гармонично сочетаться с общей стратегией развития страны.

Без новизны нет развития

В последние десятилетия в России, как и во многих других странах, предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Большинство российских инноваций возникает в тех стратегических отраслях, которые

овл о

широкое внедрение

_в хозяйственный

_оборот

_инновационных

продуктов

_и технологий стало

ключевым фактором _экономического

роста и улучшения

_качества жизни

_населения

целенаправленно финансируются государством (например, в области вооружений и космонавтики). Однако, несмотря на существование достаточно развитых инновационных отраслей, стратегия инновационного развития России выстроена по принципу инновационной стратегии всех отраслей хозяйствования.

Что касается коммерческих предприятий, в частности в сфере услуг и туризма, то их руководители пока не стремятся рисковать и инвестировать в инновационные разработки. Более 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве устаревших видов техники и технологий. Технологическая база российской экономики характеризуется крайней изношенностью основных фондов. Рост объемов финансирования науки не способен обеспечить кардинальные изменения условий функционирования научной среды, решение задач социально-экономического прогресса. Пока же наша страна обладает четко выраженной ресурсно-сбытовой направленностью. По данным центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработки и внедрение ехнологических инноваций. В начале 1980-х годов аких предприятий было 60-70% [4]. По данным рганов статистики, доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме реализованной продукции составляла в России в последние годы около 5%, а доля вновь внедренных или подвергавшихся значительным изменениям инновационных товаров, новых для рынка, - менее 0,5% [5]. Расходы на НИОКР у ведущих стран Запада составляют 2-3% ВВП, у США - 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, они достигают 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП [6].

Недостаточно развита в России и сфера услуг. Между тем тенденции мирового социально-экономического развития показывают, что в настоящее время в мире в сфере услуг производится более половины валового внутреннего продукта. Свыше 40% размещенных в мировой экономике прямых инвестиций приходится на торговлю, банковские и финансовые услуги, страхование и туризм. Мировая

практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти и газа. По данным Всемирной туристской организации, туристический бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений [7]. Поэтому и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в турбизнесе. Инновационная политика государства направлена на создание благоприятных условий развития туриндустрии, повышение эффективности функционирования туристических компаний и полноценное удовлетворение соответствующих потребностей населения. Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристических организаций являются предоставление налоговых льгот активным организациям, осуществляющим инновационную деятельность; специальная научно-техническая, налоговая и кредитно-финансовая политика; создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в отрасль; совершенствование амортизационной политики; установление приоритетных направлений развития науки.

Факторы инновационного развития туризма

Турфирмы в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также огромному интересу туристов из дальнего и ближнего зарубежья как к новому неохваченному направлению Россия имеет все основания для инновационного развития туристской отрасли. Индустрия туризма способствует созданию условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня качества жизни населения, обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов и страны, роста человеческого потенциала путем уве-

турфирмы в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду

внедрение инноваций

_позволит повысить

_конкурентоспособность туристических

_организаций

_и отрасли в целом

высить кон ганизаций

их х и

ичива-ист-

овл й

личения новых доступных предложений туристских продуктов и услуг, увеличения занятости и доходов населения.

Туризм является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных методов и механизмов обслуживания клиентов. Однако не все компании применяют инновации на практике. Ведь инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования конечных результатов. Однако при грамотном подходе к созданию и реализации инновация может принести немалый доход и немалую пользу. Инновации в индустрии туризма главным образом направлены на формирование нового туристского продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применении новых методов управления с использованием 1Т-технологий. Внедрение инноваций позволит нтоспо асли в ерспективных требительского

ских услуг.

Следует выделить следующие факторы, определяющие степень инновационного развития туризма: рыночная конъюнктура рынка и конкуренция (на нутреннем и внешнем рынках);

нешняя среда (уровень развития науки и техники, усовершенствование законодательной и юридической базы, политическая и экономическая стабильность);

• кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

• ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура) [2].

Управление подстегивает процесс

В туризме нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны, и чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения и в других сферах. Например, чтобы отказаться от старой привычки бронирования тура по факсу и перейти на систему оп-Нпе бронирования, позволяющего получать мгновенно

подтверждение, компания должна обучить сотрудников, установить компьютеры с соответствующим программным обеспечением, внести изменения в условия договора между оператором и клиентом и т.д. При этом туроператор экономит время обработки заявки, ускоряет процесс оформления тура, своей оперативностью привлекает новых клиентов.

Для формирования инновационной стратегии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов туризма и новых туристских маршрутов, новизна в услугах в сфере гостеприимства и т.д.) необходима система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Эффективность создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в производстве нового продукта, который либо удовлетворяет совершенно новую потребность, либо позволяет расширить рынок потребителей. Инновационная активность проявляется через инновационный процесс и является необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни. Она зависит от многих факторов экономического и научно-технического потенциала, государственной инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне туриндустрии инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления компанией, гибкости производственных систем и технологий, степени использования ресурсов компании как внутренних, так и внешних.

Вывод

На основании изученных методологических подходов к исследованию инновационного управления в туризме, описанных в отечественной и зарубежной литературе, на наш взгляд, для построения эффективной методики инновационного развития необходимо оценить весь спектр показателей, относящихся к сфере услуг, учитывая исторические и местные условия развития конкретной туристской дестинации, а также провести комплексный анализ состояния туристских ресурсов.

эффективность создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в производстве нового продукта

Литература

1. Письмо президента Российской Федерации № Пр-576 от 30.03.2002 г.

2. Новиков В.С. Инновации в туризме. Учебное пособие [Текст]. - М.: Академия, 2007.

3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие [Текст]. - М.: Маркет ДС, 2008.

4. Национальные инновационные системы в России и ЕС [Текст]. - М: ЦИПРАН, 2006.

5. Осеевский М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования [Текст] // Инновации, , 2010, №5 (специальный выпуск).

6. Рогов С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? [Текст] // Независимая газета, 22.11.2010.

7. www.unwto.org.en [Электронный ресурс] // сайт Всемирной туристской организации.

Larisa R. Maklashina

Postgraduate Student, Chair of Investment Management, Nizhniy Novgorod State Architecture and Construction University, Director, TK Almanakh Ltd.

Role of Innovations in Tourism Development

_Abstract

Innovations in tourism includes development, creation of new tour itineraries, projects, etc. with utilization of achievements of science and technologies, IT-technology, and advanced experience in afield of management and marketing, implementation of which will allow to increase occupational level, to provide growth of its income, to increase acceleration of social-economic development, to improve touristic image of country and regions.

Keywords: innovations, innovative system, innovation strategy, touristic service market, tourism

омика, 2011, № 12

Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.