Научная статья на тему 'Экономическая политика и макроэкономические процессы: тенденции и перспективы развития на примере сферы услуг в РФ'

Экономическая политика и макроэкономические процессы: тенденции и перспективы развития на примере сферы услуг в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СФЕРА УСЛУГ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ / MACROECONOMIC PROCESSES / SERVICES / PROSPECTS / TRENDS / SERVICE INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вукович Галина Григорьевна, Задорожная Людмила Ивановна

В статье рассмотрены элементы экономической политики, проанализированы макроэкономические процессы, касающиеся сферы услуг. Рассмотрены тенденции и перспективы развития отрасли сферы услуг в РФ. Выявлены возможности роста качества жизни населения России в существующих экономических условиях на основе инновационных изменений в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вукович Галина Григорьевна, Задорожная Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic policy and macroeconomic processes: development trends and prospects in the sphere of services in Russia

The article describes the elements of the economic policy, macroeconomic processes in the sphere of services have been analyzed. Tendencies and prospects of the development of the service industry in the Russian Federation have been considered. Possibilities of the Russian population life quality growth in the current economic conditions on the basis of innovative changes in the services sector have been revealed.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика и макроэкономические процессы: тенденции и перспективы развития на примере сферы услуг в РФ»

УДК [338.46:330.101.541](470) ББК 65.290-2 В 88

Вукович Галина Григорьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»; 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская 149;

Задорожная Людмила Ивановна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и региональной экономики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ УСЛУГ В РФ

(рецензирована)

В статье рассмотрены элементы экономической политики, проанализированы макроэкономические процессы, касающиеся сферы услуг. Рассмотрены тенденции и перспективы развития отрасли сферы услуг в РФ. Выявлены возможности роста качества жизни населения России в существующих экономических условиях на основе инновационных изменений в сфере услуг.

Ключевые слова: макроэкономические процессы, сфера услуг, перспективы развития, тенденции, сервисные инновации.

Vukovich Galina Grigorievna, Doctor of Economics, professor, head of the Department of Business Economics, Regional and Human Resource Management of FSBEI HE "Kuban State University"; 350040, Krasnodar, 149 Stavropolskaya Str.

Zadorozhnaya Lyudmila Ivanovna, Doctor of Economics, associate professor, head of the Department of Management and Regional Economics of FSBEI HE "Maikop State Technological University ", 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya Str.

ECONOMIC POLICY AND MACROECONOMIC PROCESSES: DEVELOPMENT TRENDS AND PROSPECTS IN THE SPHERE OF SERVICES IN RUSSIA

(Reviewed)

The article describes the elements of the economic policy, macroeconomic processes in the sphere of services have been analyzed. Tendencies and prospects of the development of the service industry in the Russian Federation have been considered. Possibilities of the Russian population life quality growth in the current economic conditions on the basis of innovative changes in the services sector have been revealed.

Keywords: macroeconomic processes, services, prospects, trends, service innovation.

С течением времени все более устойчивые позиции в мировом хозяйстве приобретает сфера услуг. Тенденции повышения объемов производства услуг, увеличение прибыли от сервисной деятельности, роста занятости в этой сфере, обострения конкуренции, увеличения экспорта и импорта услуг, характерны для многих стран. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в феврале 2015 г. Данная тенденция характерна практически для каждого года, т.к. в январе происходит сокращение внешнеторговых операций и объемы экспорта и импорта традиционно низкие, но затем, в феврале они увеличиваются (рис. 1).

ш ТIТ11

Рисунок 1. Темпы роста экспорта, импорта и внешнеторгового оборота [3]

В связи с этим изменения, существующие в сервисной отрасли, настолько значимы в мировом масштабе, что современную экономику называют «сервисной», или «экономикой услуг».

На активное развитие сферы услуг влияет ряд факторов, среди которых можно выделить:

- политику государства;

- бизнес-тенденции;

- совершенствование информационных технологий;

- изменения социального характера;

- интернационализацию [1].

К средствам, с помощью которых можно осуществлять воздействие на сервисный сектор, связанный с проведением политики государства, отнесем смягчение государственного регулирования, приватизацию сервисных организаций, сокращение ограничений в торговле услугами, ужесточение законов, касающихся увеличения уровня защиты прав потребителей и персонала, усиление охраны окружающей среды и т.п. К бизнес-тенденциям, наиболее важным для развития сферы услуг, отнесем расширение сервисной деятельности промышленными предприятиями, распространение франчайзинга, ориентацию организаций на улучшение качества предоставляемых услуг, сосредоточение внимания на запросах потребителей, ужесточение требований при найме персонала.

Совершенствование информационных технологий выражается в совмещении телекоммуникационных и компьютерных технологий, а также в более интенсивном применении техники и сети Интернет, возникновении новых и совершенствовании существующих разновидностей услуг.

Положительные социальные изменения выражаются в увеличении доходов населения, изменений стиля жизни, повышении уровня культурного образования, что в свою очередь, будет сопровождаться увеличением расходов на потребление услуг.

На сегодняшний день сфера услуг занимает значимое место как в экономике отдельно взятого государства, так и в мировой экономике в целом. Доля услуг в структуре валового внутреннего продукта непрерывно возрастает, в частности, это можно наблюдать за последние десятилетия.

Динамику количества занятых в сфере услуг также можно охарактеризовать как положительную. Отметим активно развивающуюся международную торговлю услугами. Вышеперечисленные факторы говорят о том, что современная экономика - это сервисная экономика.

Одним из факторов, влияющих на развитие экономики в современных условиях, остается инновационная активность субъектов.

В настоящее время инновации - это незаменимый элемент функционирования и развития экономики, при отсутствии инновационной составляющей невозможно достичь эффективного развития производственной и непроизводственной сфер хозяйства. Согласно концепции долгосрочного социально-экономичес-кого развития Российской Федерации на период до 2020 г., важным фактором, обусловливающим сырьевую независимость и конкурентоспособность экономики страны служит переход от сырьевой модели развития к экономике инновационного социально ориентированного типа [2]. Актуально создание механизма социального развития, который основан на новых требованиях к человеческому потенциалу, потребляемым ресурсам и оказываемым услугам.

На сегодняшний день вопросы, касающиеся взаимодействия процессов инновационного развития различных сфер экономики и качества жизни населения страны весьма актуальны, широко обсуждаются в обществе [3].

На наш взгляд, стратегические перспективы инновационного развития организаций сферы услуг и ее структурных элементов вырабатываются согласно видам инноваций, выделенным по областям внедрения. Мы согласны с Е.П. Морозовым в том, что следующие группы инноваций актуальны для сферы услуг:

1) технологические инновации - инновации в области технологии оказания услуг, использования современного оборудования, позволяющего предоставлять новые услуги, производить новые взаимодополняющие товары;

2) сервисные инновации - увеличение потребительской ценности услуг, преобразования в структуре и ассортименте предоставляемых услуг, улучшение качественных характеристик услуг;

3) организационно-управленческие инновации - улучшение бизнес-процес-сов, использование новых методов управления, принятия решений, внедрение современных информационно-коммуникационных ресурсов в сфере услуг;

4) социально-экономические инновации - преобразование социальных, экономических и правовых параметров функционирования предприятий сферы услуг, благодаря которым происходит улучшение условий труда и повышение уровня жизни населения;

5) финансовые инновации - формирование новых финансовых технологий финансирования и привлечения инвестиций в сферу услуг [4].

Повышение социально-экономической эффективности сферы услуг на базе инновационного развития возможно благодаря:

- созданию требуемого нормативно-правого, инфраструктурного обеспечения хозяйствования субъектов, а также подготовке и использованию значимых проектов, программ при поддержке государства;

- диверсификации деятельности предприятий сферы услуг для повышения их коммерческой активности и улучшения экономических результатов;

- внутриотраслевой и межотраслевой интеграции предприятий, относящихся к сфере услуг с другими субъектами рынка.

Итак, механизм стабильного развития сферы услуг с позиций использования социально-экономических инноваций будет успешно функционировать благодаря созданию инновационных кластеров. Формирование данных форм хозяйствования обусловливает развитие рынка труда, и, как следствие, уменьшение уровня безработицы и повышение уровня жизни населения.

Недостаточное финансирование социально-значимых объектов обусловливает актуальность поиска новых финансовых инструментов, механизмов финансирования и привлечения инвестиций в отрасли сферы услуг, что связано с повышением уровня благосостояния и финансовой грамотности населения.

Доля инвестиций в накоплениях населения достаточно велика во многих развитых странах и позволяет получать пассивный доход [5]. При разработке этого направления важно прийти к таким

вопросам организации привлечения денежных средств в инновационное развитие сферы услуг, которые будут сопоставимы с реальной непростой ситуацией в экономике, а также будут способствовать реализации политики импортозамещения.

Таким образом, в связи с социальной значимостью и многоаспектностью сферы услуг формирование данной системы невозможно без государственного регулирования инновационного развития. Оно должно выражаться как в части целеполагания, так и в вопросах стимулирования и мотивации населения, квалифицированных кадров к разработке, внедрению и использованию инноваций.

Литература:

1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: монография [Электронный ресурс]. М.: Академия Естествознания, 2011. URL: http://www.rae.ru/monographs/112.

2. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Экономика и менеджмент. 2011. №41(258). С. 99-105.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

4. Экономические и социальные проблемы международной миграции рабочей силы / Е.Е. Пономаренко [и др.] // Экономика устойчивого развития. 2015. №3(23). С. 360-366.

4. Потороко А.В., Окольнишникова И.Ю. Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия Экономика и менеджмент. 2012. №30. С. 184-186.

5. Дегтерева В.А. Стратегические приоритеты развития сферы услуг в процессе повышения качества жизни населения Российской Федерации. СПб, 2010. 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.