УДК 331.5 ББК 65.240 В 88
Вукович Галина Григорьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»; 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская 149;
Задорожная Людмила Ивановна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и региональной экономики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191.
АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА РЫНКЕ ТРУДА В РФ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
(рецензирована)
Данная статья посвящена актуальным вопросам, связанным с активизацией деятельности Международной организации труда на рынке труда в РФ в условиях импортозамещения. Проанализировано сотрудничество РФ с МОТ в социально-трудовой сфере, выявлены основные проблемы РФ на рынке труда в условиях мировой геополитической напряженности, а также представлены приоритетные направления данного сотрудничества.
Ключевые слова: международная организация труда, импортозамещение, рынок труда, занятость населения, международные стандарты труда.
Vukovich Galina Grigorievna, Doctor of Economics, professor, head of the Department of Business Economics, Regional and Human Resource Management of FSBEI HE "Kuban State University"; 350040, Krasnodar, 149 Stavropolskaya Str.
Zadorozhnaya Lyudmila Ivanovna, Doctor of Economics, associate professor, head of the Department of Management and Regional Economics of FSBEI HE "Maikop State Technological University", 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya Str.
THE INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION ACTIVIZATION IN THE RF LABOUR MARKET IN THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION
(Reviewed)
The article considers topical issues related to the revitalization of the International Labour Organisation in the labor market in Russia in terms of import substitution.
Cooperation of Russia with the ILO in social and labor sphere has been analyzed, main problems of the Russian Federation in the labor market in terms of the global geopolitical tension have been revealed, and priorities of this cooperation have been presented.
Keywords: International Labour Organization, import substitution, labor market, employment, international labor standards.
На сегодняшний день многие страны используют нормы международного права для модернизации собственного трудового законодательства, а также для принятия определенных стандартов, признанных в мире. С 1919 г. Международная организация труда (МОТ) является единственной международной структурой, которая осуществляет нормотворческую деятельность в трудовой сфере. МОТ разрабатывает международные стандарты труда в виде конвенций и рекомендаций, устанавливает стандарты основных трудовых прав: запрет принудительного труда, равенство возможностей и отношения к работникам, а также иные стандарты, регулирующие трудовые условия. Основная цель МОТ - создание достойного труда и повышение уровня производительности труда при условии свободы, равенства, социальных гарантий и уважения достоинства работника.
Принцип трипартизма составляет основу деятельности данной организации. Он состоит в том, что представители работников, работодателей, а также правительства в открытой форме обсуждают в рамках МОТ свою национальную политику и практику, при этом каждая из сторон имеет равный голос [1]. Начиная с 1934 г. и по сегодняшний день Россия сотрудничает с данной организацией по вопросам, связанным с регулированием социально-трудовой сферы жизни населения. Участие в деятельности МОТ способствует разработке норм трудового законодательства, основанных на мировом опыте, содействует развитию предпринимательской сферы, а также решению проблем занятости населения.
МОТ консультирует РФ по вопросам экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрения в практическую деятельность концепции социального партнерства, совершенствования службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, развития статистики в трудовой сфере и др.
На сегодняшний день в России ратифицировано 68 конвенций МОТ, а также принята программа сотрудничества между РФ И МОТ. До сих пор продолжается процесс ратифицирования конвенций. Отметим, что Россия по темпам ратификации конвенций является одним из лидеров.
В сложившейся экономической ситуации Россия уделяет значительное внимание снижению напряженности на рынке труда. Решаются задачи, связанные с предоставлением социальных гарантий, доступностью и качеством обучения, мобильностью рабочей силы [2]. РФ поддерживает «Глобальный пакт о рабочих местах», который был принят в 2009 г. на Международной конференции труда. Он ориентирован на сохранение рабочих мест во время кризиса, поддержание на прежнем уровне или даже увеличение социальных расходов в качестве меры опережающего воздействия.
В условиях импортозамещения МОТ рекомендует РФ акцентировать внимание на отраслевом подходе и на промышленной политике, реализовывать антикризисные программы для моногородов, поддерживать предпринимательство, особенно малый и средний бизнес, а также укреплять роль социальных партнеров [3]. Модернизация экономики требует повышение уровня производительности труда, что, в свою очередь, должно отражаться на повышении конкурентоспособности и устойчивости предприятий, а также увеличении уровня оплаты труда, в том числе минимального размера оплаты труда.
С 1.07.2016 г. минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации - 7500 р. Прожиточный минимум в РФ за первый квартал 2016 года в расчете на душу населения составляет 9776 р. Следовательно, минимальный размер оплаты труда составляет 76,7 % от прожиточного минимума.
На сегодняшний день мировая геополитическая напряженность оказывает существенное влияние на все сферы хозяйствования в РФ путем введения экономических санкций, что, в свою очередь, в совокупности с реформированием образования влечет усиление нагрузки на систему подготовки квалифицированных кадров во многих отраслях экономики РФ, а также тормозит процесс импортозамещения [4, 5]. Именно поэтому необходимым является развитие человеческого потенциала России. Важное значение имеет приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Необходимо модернизировать профессиональные образовательные программы. Национальная система квалификаций должна стать основой для обучения сотрудников с учетом требований рынка труда, а также способствовать оптимальному размещению и использованию трудовых ресурсов [6].
В настоящее момент реализуется Государственная программа РФ «Содействие занятости населения на 2013-2020 гг.». Цель данной программы состоит в создании правовых, экономических и институциональных условий, которые способствовали бы развитию эффективного рынка труда, а также обеспечению социальной стабильности в обществе. К важнейшим задачам данной программы относятся: удовлетворение спроса на квалифицированные кадры за счет внутренних ресурсов страны и
за счет внешней миграции, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствии с рыночными потребностями, обеспечение сохранности здоровья работников с помощью улучшения трудовых условий.
Отметим, что для привлечения в экономику квалифицированных кадров необходимо создание комфортных и безопасных условий труда, которые отвечали бы современным стандартам охраны и безопасности труда. Так, нынешнее состояние условий труда и системы управления охранной труда в России ограничивают развитие инновационной экономики.
За последнее время в РФ были предприняты значительные шаги для модернизации национальной системы охраны труда и совершенствования работы трудовой инспекции. В 2010-2012 гг. была произведена ратификация рамочной Конвенции МОТ 2006 г. об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№187), а также Конвенции 1993 г. о предотвращении крупных промышленных аварий (№174). В 2011 г. были внесены изменения в ТК РФ, касающиеся управления профессиональными рисками. Все это, в свою очередь, существенно повлияло на переход от компенсационной модели управления охраной труда и выплат за вредные трудовые условия на современную систему управления профессиональными рисками. Данная система позволяет реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве, а также сократить издержки, связанные с неблагоприятными и вредными условиями труда. Эти меры способствуют сохранению жизни и здоровья работников на производстве, а также улучшению демографической ситуации в стране.
Таким образом, в сложившейся кризисной ситуации усиливается роль МОТ на рынке труда в России. Сотрудничество РФ с МОТ свидетельствует о прогрессе в развитии социально-трудовой сферы, который связан с законодательными изменениями в таких областях как трудовая миграция, безопасность труда и - императив антикризисной политики во всем мире - занятость населения. В условиях глобальной конкуренции требования, предъявляемые к бизнесу в плане его социальной ответственности, постоянно возрастают. Функционирование хозяйствующего субъекта в экономике, помимо соответствия национальному трудовому законодательству, обусловливает необходимость соблюдения международных норм при отборе и найме кадров, в чем нам помогает сотрудничество с Международной организацией труда.
Литература:
1. Василькова Е.С. Сотрудничество России и Международной организации труда в области защиты прав работника // Евразийский Союз Ученых. 2015. №10(19).
2. Вартаньян Э.Г., Молочников Н.Р., Поддубная М.Н. Государственный капитализм как система защиты социальных и национальных интересов страны в условиях кризисности мировой экономики // Экономика устойчивого развития. 2011. №8. С. 26-32.
3. Угрозы экономической безопасности страны в условиях усиления глобализации / Д.Д. Калинин [и др.] // Экономика устойчивого развития. 2015. №1(21). С. 49-57.
4. Морозов П. Е. Современная роль Международной организации труда в условиях глобализации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №5.
5. Плющев А.С. К вопросу профессиональной подготовки кадров в условиях экономики импортозамещения в России // Вестник Омского государственного университета. Серия Экономика. 2015. №4.
6. Пономаренко Е.Е. Экономические и социальные проблемы международной миграции рабочей силы // Экономика устойчивого развития. 2015. №3(23). С. 360-366.