Научная статья на тему 'Рынок труда Российской Федерации и перспективы его развития в импортозамещающем производстве'

Рынок труда Российской Федерации и перспективы его развития в импортозамещающем производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1196
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MARKET / LABOR / IMPORT SUBSTITUTION / EMPLOYMENT / PRODUCTIVITY / РЫНОК / ТРУД / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесник Е.А.

Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся особенностей реализации в Российской Федерации политики импортозамещения и ее влияния на развитие и функционирование рынка труда в каждый период экономической нестабильности. В процессе исследования был проведен анализ основных аспектов рынка труда, выделены наиболее значимые его тенденции и определено влияние политики импортозамещения в его формировании, функционировании и развитии; выделены наиболее значимые направления развития современного рынка труда в импортозамещающем производстве. Это позволило описать установленные в процессе анализа особенности функционирования и развития рынка труда в импортозамещающем производстве, были выделены его основные особенности, оказывающие непосредственное влияние на формирование, функционирование и развитие рынка труда в импортозамещающем производстве. Исследование указало на то, что ситуация, сложившаяся на рынке труда Российской Федерации, будет тормозить эффективность реализации программы импортозамещения без должного внимания государства к существующим проблемам занятости и рынка труда, а также без создания системы образования и повышения квалификации, соответствующей темпам технико-технологического, информационного развития предприятий, без формирования положительного образа востребованных на рынке труда профессий, без поднятия престижа рабочих специальностей, без анализа спроса на рынке труда на перспективу и подготовку соответствующих специалистов. Разработанные предложения по усовершенствованию взаимодействия институциональных структур рынка труда позволят минимизировать современные негативные тенденции и способствовать его качественному функционированию и развитию. Поэтому можно сделать вывод о том, что развитие рынка труда в импортозамещающем производстве будет способствовать продуктивной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The labor market of the Russian Federation and prospects of its development in import-substituting production

The article is devoted to consideration of issues concerning the peculiarities of the implementation in the Russian Federation of the import substitution policy and its influence on the development and functioning of the labor market in every period of economic instability. In the research process was the analysis of the main aspects of the labour market, the most important it trends and the impact of the import substitution policy in its formation, functioning and development; identified the most significant directions of development of the modern labor market in import-substituting production. It is possible to describe the set in the analysis features of functioning and development of the labor market in import-substituting production, highlighted its main features, with a direct impact on the formation, functioning and development of the labour market in import-substituting production. The study pointed out that the situation on the labour market of the Russian Federation, will slow down the efficiency of the import substitution program, without proper attention to the existing problems of employment and labour market, and without a system of education and qualification corresponding to the rate of technical-technological, informational development of enterprises, for-the formation of a positive image in demand on the labour market professions, without raising the prestige of working professions, no analysis of the demand in the labour market for the future and related skills. Developed proposals for improving the interaction between institutional labour market structures will minimize the modern negative trends and to contribute to its qualitative functioning and development. Therefore, we can conclude that the labor market development in import-substituting production will contribute to productive employment.

Текст научной работы на тему «Рынок труда Российской Федерации и перспективы его развития в импортозамещающем производстве»

Оригинальная статья/Original article_

УДК 331.5.024.5 ~ DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-3-375-384_

Рынок труда Российской Федерации и перспективы его развития _в импортозамещающем производстве_

_Елена А. Колесник 1 eakolesnik-10@mail.ru_

1 кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, ул. Володарского, 38, г. Тюмень, 625000, Россия Реферат. Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся особенностей реализации в Российской Федерации политики импортоза-мещения и ее влияния на развитие и функционирование рынка труда в каждый период экономической нестабильности. В процессе исследования был проведен анализ основных аспектов рынка труда, выделены наиболее значимые его тенденции и определено влияние политики импортозамещения в его формировании, функционировании и развитии; выделены наиболее значимые направления развития современного рынка труда в импортозамещающем производстве. Это позволило описать установленные в процессе анализа особенности функционирования и развития рынка труда в импортозамещающем производстве, были выделены его основные особенности, оказывающие непосредственное влияние на формирование, функционирование и развитие рынка труда в импортозамещающем производстве. Исследование указало на то, что ситуация, сложившаяся на рынке труда Российской Федерации, будет тормозить эффективность реализации программы импортоза-мещения без должного внимания государства к существующим проблемам занятости и рынка труда, а также без создания системы образования и повышения квалификации, соответствующей темпам технико-технологического, информационного развития предприятий, без формирования положительного образа востребованных на рынке труда профессий, без поднятия престижа рабочих специальностей, без анализа спроса на рынке труда на перспективу и подготовку соответствующих специалистов. Разработанные предложения по усовершенствованию взаимодействия институциональных структур рынка труда позволят минимизировать современные негативные тенденции и способствовать его качественному функционированию и развитию. Поэтому можно сделать вывод о том, что развитие рынка труда в импортозамещающем производстве будет способствовать продуктивной занятости.

Ключевые слова: рынок, труд, импортозамещение, занятость, производительность_

The labor market of the Russian Federation and prospects of its _development in import-substituting production_

_Elena A. Kolesnik 1 eakolesnik-10@mail.ru_

1 marketing and municipal management department, Tyumen industrial University, Volodarskogo street, 38,, Tyumen, 625000, Russia_

Summary. The article is devoted to consideration of issues concerning the peculiarities of the implementation in the Russian Federation of the import substitution policy and its influence on the development and functioning of the labor market in every period of economic instability. In the research process was the analysis of the main aspects of the labour market, the most important it trends and the impact of the import substitution policy in its formation, functioning and development; identified the most significant directions of development of the modern labor market in import-substituting production. It is possible to describe the set in the analysis features of functioning and development of the labor market in import-substituting production, highlighted its main features, with a direct impact on the formation, functioning and development of the labour market in import-substituting production. The study pointed out that the situation on the labour market of the Russian Federation, will slow down the efficiency of the import substitution program, without proper attention to the existing problems of employment and labour market, and without a system of education and qualification corresponding to the rate of technical-technological, informational development of enterprises, for-the formation of a positive image in demand on the labour market professions, without raising the prestige of working professions, no analysis of the demand in the labour market for the future and related skills. Developed proposals for improving the interaction between institutional labour market structures will minimize the modern negative trends and to contribute to its qualitative functioning and development. Therefore, we can conclude that the labor market development in

jmport-substitutingpoductionm

Введение

В условиях обострения отношений между Россией и странами Запада импортозамещение как экономическая стратегия, направленная на защиту внутреннего производителя путем замещения иностранных товаров товарами национального производства, является наиболее оптимальной и такой, которая обеспечит России стабильный рост, безопасность и защиту как собственных товаропроизводителей, так и населения страны в целом.

Стратегия импортозамещения - это «стратегия создания благоприятной среды для роста отечественного производства» [6; с. 134], она гарантирует планомерный переход производства к выпуску наукоемкой и высокотехнологичной

Для цитирования Колесник Е. А. Рынок труда Российской Федерации и перспективы его развития в импортозамещающем производстве // Вестник ВГУИТ. 2016. № 3. С. 375-384. <1ог10.20914/2310-1202-2016-3-375-384

продукции. Это также повлияет и на повышение уровня развития производства и технологий, и на образование широких слоев населения. Она «опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развитие инноваций... это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует» [7]. Кроме того, «увеличение импорта никогда не приносило блага российской экономике, а в настоящее время оно достигло такого масштаба, что само существование России «оказалось под угрозой» [12; с. 20].

For citation

Kolesnik E. A. The labor market of the Russian Federation and prospects of its development in import-substituting production. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 3. pp. 375-384. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2016-3-375-384

Таким образом, основным результатом реализации политики импортозамещения должно стать:

— повышение конкурентоспособности товаров российских производителей как на внутреннем рынке, так и на внешнем через государственную поддержку промышленной, сельскохозяйственной и 1Т-отрасли, стимулирование технологической модернизации производства, освоение новых конкурентоспособных видов продукции;

— защита российского товаропроизводителя и рынка в целом через замещение импортируемых товаров и технологий продуктами национального производства;

— структурные преобразования в экономике, способствующие развитию новых производств или усовершенствованию уже существующих, оказывают влияние на формирование спроса на оборудование, сырье, материалы и т. д.;

— рост и усовершенствование производства позволит не только сохранить рабочие места, но и создать новые, усовершенствовать существующую систему подготовки и переподготовки кадров;

— обеспечение экономической безопасности страны.

Импортозамещение является государственной стратегией и поэтому государство играет важную роль в создании условий для ее реализации. Именно поэтому вопрос перспектив развития рынка труда Российской Федерации в импортозамещающем производстве является актуальным и таким, от решения которого зависит реализация новой экономической стратегии в целом. Основной задачей является рассмотрение основных тенденций, сложившихся на рынке труда Российской Федерации, и его характерных особенностей, которые вышли на первый план в условиях реализации импортозамещающей политики и тех тенденций, которые будут сопровождать политику импортозамещения в будущем.

Методы исследования

В процессе исследования были использованы эмпирические методы, позволившие зафиксировать и описать установленные в процессе анализа особенности функционирования и развития рынка труда РФ в импортозамещающем производстве; эмпирико-теоретические, которые помогли теоретически осмыслить факторы, влияющие на развитие рынка труда в импортозамещающем производстве, и разработать научные гипотезы; метод систематизации, позволивший идентифицировать тенденции, сложившиеся на рынке труда РФ, обобщить

и выделить их; системный анализ, благодаря которому было проведено изучение тенденций на рынке труда; этот метод позволил изучить некоторые особенности функционирования рынка труда в импортозамещающем производстве. Также использованы анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы познания, аналогии, исторической аналогии, обобщение, анализ документов, наблюдение и др.

Анализ основных исследований и публикаций

Рассматривая теоретические основы вопроса пришли к выводу, что изучение теории и практики импортозамещения зарубежными и российскими учеными-экономистами ведется в основном в контексте общей методологии проблем экономического роста и экономики промышленности. Среди фундаментальных трудов зарубежных исследователей, в которых затрагиваются вопросы роли государства в его экономической стабильности, безопасности и развитии, находимо отметить работы таких известных экономистов, как Т. Ман, У. Петти, А. Монкретьен, Ж. Б. Кольбер, Л. Роббинс и др. Этими и другими представителями школ политэкономии была выдвинута:

— идея государственного протекционизма, направленного на замещение импортных товаров товарами отечественного производства, производимых не только для обеспечения нужды своей страны, но и для производства их на экспорт;

— главная обязанность государства, состоящая в обеспечении роста как национальной промышленности, так и торговли, причем этот рост должен иметь благоприятное положительное сальдо торгового баланса как непременного условия национального благосостояния.

Фундаментальные труды известных российских ученых Ордин-Нащокина А. Л., Посошкова И. Т., Татищева В. Н. посвящены развитию отечественного импортозамещающего производства с целью удовлетворения потребностей государства и для достижения, в первую очередь, экономической независимости Российской Империи; ими также продвигалась идея отказа от импортной продукции и приобретения только тех импортных товаров, которые в России того периода не производились или без которых нельзя было обойтись.

Теоретические аспекты и практика реализации импортозамещения широко представлена и в работах современных зарубежных и российских исследователей. Так, Ченери X. и Картер Н. импортозамещение рассматривают как целевую установку развития национальной

экономики, П. Линдерт изучал взаимное воздействие изменения международных условий торговли и импортозамещающего роста. Среди отечественных исследований стоит отметить работы Д. С. Львова, А. А. Аузана, В. Л. Иноземцева, А. Колганова, А. Бузгалина, С. Гринберга, С. Ю. Глазьева, А. Киреева, П. А. Кадочникова и др. Ими рассматриваются различные аспекты социально-экономического развития Российской Федерации, заключающиеся в необходимости «перехода к новой экономической политике, которая призвана обеспечивать развитие реального производственного сектора на основе прогресса смешанной, активно регулируемой государством и социально-ориентированной рыночной экономики» [3; с. 15]. В своих трудах они выделяют решающую роль государства «в развитии базисных отраслей нового технологического уклада» [2; с. 27].

В то же время вопросы функционирования и развития рынка труда в контексте стратегии импортозамещения изучены недостаточно. Среди ограниченного круга работ по этой тематике необходимо отметить труды С. Д. Бодрунова, В. Ю. Саламатова и С. И. Болдырева. Все вышеизложенное и обусловило выбор темы, цель и задачи исследования.

Изложение основного материала

Импортозамещение как стратегическая задача подразумевает развитие многих отраслей российской экономики при одновременном снижении зависимости от зарубежных партнеров. Оно основывается на мобилизации потенциальных возможностей экономики, что влечет за собой принятие кардинальных мер по отказу от импорта из многих стран ближнего зарубежья и стан Европы. Это закономерно приводит к высвобождению значительной части рынка от внешней конкуренции и предоставляет приоритетным для импортоза-мещения отраслям уникальную возможность для быстрого развития и освоения освободившихся ниш на отечественном рынке.

Как показал проведенный нами анализ, для России импортозамещение как приоритетная государственная задача не является новой. К ней периодически возвращались на каждом витке экономической нестабильности. В качестве примеров можно привести резкое ослабление курса рубля в 1998 году, которое привело к наращиванию внутреннего производства и росту внутреннего спроса, что, в свою очередь, способствовало существенному наращиванию собственного производства; это благоприятно отразилось и на общем состоянии экономики страны того периода и заложило основы

для дальнейшего ее укрепления. В 2000-х годах оно стимулировалось масштабной государственной поддержкой ключевых отраслей (нефтегазовой, оборонной, энергетической, атомной, машино- и авиастроительной сфер, сферы нано-технологии). В этот период роль государства заключалась в обеспечении корпораций из этих отраслей базовым портфелем заказов и финансово - кредитной поддержкой. При этом прибыль перенаправлялась на модернизацию отстающих отраслей экономики или создание новых. Также кризис 2008-2009 гг. дал дополнительный толчок в политике импортозамещения, в основном коснувшийся сельскохозяйственной и машиностроительной отраслей, отрасли промышленного производства. В этот период государственные и иные ресурсы были направлены на развитие «российского производства стальных труб, железнодорожных вагонов, компонентов для авиационной и ракетной техники» [4], некоторых видов сельхоз продукции.

В последствие это положительно отобразилось на экономике РФ в целом, и на таком важном макроэкономическом показателе развития экономики любой страны, как ВВП (рисунок 1). 100 -

50

0

MolfS(N(NfN(NM(N(NM(NfS(NfS(N

• номинальный ВВП nominal GDP реальный ВВП real GDP

Рисунок 1. Номинальный и реальный ВВП в России, млрд руб. (согласно данных Федеральной службы государственной статистики)

Figure 1. Nominal and real GDP of Russia, bln RUR.

За этот период произошёл рост промышленного производства и составил более 50%. Параллельно проводилась модернизация и техническое перевооружение промышленности, что в последствие привело к повышению качества и привлекательности производимых товаров, увеличению экспорта товаров, произведенных в России. Так, в 2000 г. было экспортировано товаров на сумму 103 млрд. дол. США, а в 2010 на 397 млрд. дол.

Положительные тенденции и постепенное развитие российской экономики неизбежно отразились на рынке труда - наблюдается постепенное привлечение трудовых ресурсов в различные сферы российской экономики, что приводит к увеличению уровня занятости

и экономической активности населения (рисунок 2) при уменьшении с 2001 г. по 2013 гг. общей численности населения на 3 млн. чел., из них 1 млн. чел. городского населения и 2 млн. сельского; в 2015 г. численность населения достигла уровня 2001 г. и составила 146,3 млн. чел.

80

60

0 2 m 4 in 6 00 о 0 2 m 4 in

0 0 0 0 0 0 0 0 о 00 .— .— .— .—

0 0 0 0 0 0 0 0 о 00 0 0 с 0 с 0

40

20

M(N(N(NOJ(NM(N(N(N(NrJM(N(N(N уровень занятости level of exployment

уровень экономической активности the level of economik aktivity

уровень безработицы unemployment level

Рисунок 2. Уровни занятости, безработицы и экономической активности населения РФ (20002015 гг.), % (согласно данных Федеральной службы государственной статистики)

Figure 2. Levels of employment, unemployment and economic activity of the population of the RF (2000-2015), %

Несмотря на сокращение общего уровня безработицы в стране (с 2000 по 2015 гг. уровень безработицы снизился на 5%.), в ряде субъектов Федерации ситуация на рынке труда продолжает оставаться неблагоприятной. Наблюдается дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда в СевероКавказском, Уральском, Сибирском, Ханты-Мансийском и Приволжском федеральных округах. Таким образом, в этих регионах существует нехватка трудоспособного населения необходимой квалификации. Особенно

явно эта ситуация стала проявляться в последние годы (таблица 1).

На рынке труда наблюдается серьезная дифференциация регионов по уровню напряженности: в составе России есть субъекты как со значительным относительным избытком, так и со значительным относительным дефицитом трудовых ресурсов. Это проявляется в чрезмерно низких или слишком высоких значениях коэффициента напряженности, указывая на значительный дисбаланс между спросом на труд и его предложением. Крайне высокие значения данного показателя в Республиках Дагестан и Ингушетия (в 2015 г. 158,7% и 351,3% при 218,5 и 185,5% в 2014 соответственно), высокие - в Чеченской Республике, республике Северная Осетия - Алания и Карачаево-Черкесской Республике (в 2015 г. 33,4%, 25,5%, и 23,8 при 60,7%, 15,6% и 23,8 в 2014 г. соответственно); это стимулирует социальную напряженность в этих регионах и оказывает влияние на их привлекательность для потенциальных инвесторов.

Стоит также отметить, что позитивные тенденции в экономике привели к улучшению уровня и качества жизни населения России. В целом за 2000-2014 гг. величина дохода населения - положительная: наблюдается существенное увеличение размеров среднедушевых доходов (в 3,3 раза по России) (таблица 2), увеличивается и реальная заработная плата, и средний размер пенсий. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицита денежного дохода уменьшилась в 2,7 раза (с 42,3 млн. чел. в 2000 г. до 15,5 млн. чел. в 2013 г.).

Таблица 1.

Коэффициент напряженности на рынке труда (собрано по данным Федеральной службы статистики,

рассчитано автором самостоятельно)

Table 1.

The coefficient of tension in the labour market

0

2014 2015 Отклонение Deviation

Российская Федерация Russian Federation 2,1 3,3 +1,2

Центральный федеральный округ Central Federal Region 1,4 2,4 +1

Северо-Западный федеральный округ The North-Western Federal Region 1,6 2,7 +

Южный федеральный округ Southern Federal Region 2,4 3,5 +1,1

Северо-Кавказский федеральный округ The North Caucasian Federal Region 15,2 19,4 +1,1

Приволжский федеральный округ Volga Federal Region 1,9 3,1 +1,2

Уральский федеральный округ Urals Federal Region 2,1 3,8 +1,7

Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansi Autonomous Regin 2,2 3,3 +1,1

Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Region 0,4 0,9 +0,5

Сибирский федеральный округ Siberian Federal Region 2,7 3,7 +1

Дальневосточный федеральный округ The far Eastern Federal Region 1,4 1,7 +03

Чукотский автономный округ Chukotka Autonomous Region 0,7 1,1 +0,4

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на рынке труда РФ существует необходимость формирования иных подходов в политике регулирования занятости, проводимой федеральными и региональными органами

власти, которая должна быть взвешенной и скоординированной, направленной как на стимулирование занятости в трудодефицитных отраслях, так и на повышение гибкости рынка труда в целом.

Таблица 2.

Динамика доходов населения РФ в 2000-2014 гг., руб. (собрано по данным Федеральной службы государственной статистики, рассчитано автором самостоятельно)

Table 2.

Dynamics of incomes of the population оf the Russian Federation in 2000-2014, rub.

Показатель / Index Год Year Изменения 2014-2000 г. Change 2014-2000

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Среднедушевые денежные доходы населения The average income of the population 8513 15938 21194 22142 22836 23591 24730 25928 27765 3,3

Среднемесячная начисленная з/п Average monthly salary 8296 16857 24562 24426 25528 26988 28360 29792 32495 3,9

В период 2002-2013 гг. возросла покупательная способность доходов населения: покупательная способность заработной платы увеличилась в 1,8 раза - с 2,1 в 2002 г. до 3,8 прожиточного минимума 2013 г., покупательная способность пенсии в 1,5 раза - с 1,1 до 1,7 прожиточного минимума пенсионера соответственно.

Это положительно отразилось на положительной динамике трудовой миграции населения. В значительной степени она обеспечивается за счет притока граждан из менее обеспеченных стран СНГ, государств членов таможенного союза и дальнего зарубежья. По данным Росстата в 2014 году из стран СНГ в Российскую Федерацию прибыло 90,6% мигрантов из 9 стран: Узбекистана (31,5%), Таджикистана (18,7%), Украины (11,2%), Республики Молдова (8%), Белоруссии (7,6%) и др.

Трудовая миграция как внутренняя, так и внешняя, на протяжении длительного периода выравнивала демографический дисбаланс и решала проблему нехватки трудовых ресурсов, особенно в тех отраслях, которые не пользуются спросом у коренного населения. Мигранты в основном задействованы в строительстве (40%), в торговле (30%), в промышленности (10%), в сельском хозяйстве (7%), в транспортной отрасли (5%), в других видах деятельности (8%).

Но, несмотря на положительную динамику, наблюдается постепенное уменьшение такого показателя, характеризующего экономическую сущность труда, как его производительность (рисунок 3). В этот период в России не была решена одна из основных задач хозяйственной деятельности - увеличение производительности труда. А ведь она (производительность) является одним из важных факторов,

который обеспечивает непрерывное повышение валового и душевого доходов, рост эффективности труда и производства, заинтересованности населения в продуктивном труде и занятости. Рост производительности труда также сопровождается увеличением производимых продуктов и, следовательно, более широкой возможностью для людей удовлетворять свои потребности.

Согласно расчётам Института «Центр развития» НИУ-ВШЭ производительность труда в экономике России по номинальному курсу (ВВП на 1 отработанный чел.-час) отстает от мировых лидеров (крупнейшие из которых - США, Германия, Франция) в 6-8 раз и находится на одном уровне с Мексикой. А уже с 2014 г. начинается ее рост на 2% в год (по данным Росстата). Таким образом, негативная динамика этого показателя указывает на неэффективность в использовании не только трудового потенциала страны, рабочего времени и рабочих мест, но и других ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 -

8 6 4 2 0 -2 -4

-6 -

Рисунок 3. Динамика производительности труда в России, % (согласно данных института «Центр развития» Национального исследовательского университета Высшая школа экономики)

Figure 3. Dynamics of labour productivity in Russia, %

000000000 000000000 222222222

Таким образом, на протяжении многих лет политика импортозамещения приносила положительные результаты для экономики России, ее граждан и рынка труда в целом, хотя она не всегда носила комплексный и целостный характер, не являлась государственным приоритетом. Мы согласны с мнением академика А. Д. Некипе-лова, который утверждает, что «в стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию главная роль принадлежит государству» Г8, с. 4551, которое направлено на обеспечение государственной безопасности, на защиту собственного товаропроизводителя и потребителя, на поддержание стабильности внутреннего рынка, национальной валюты и т. д. Но согласно мнению Путина В. В. «импортозамещение само по себе не является панацеей <...> оно означает переоборудование производственной части <.> промышленности, сельского хозяйства, а значит - повышение производительности труда». Переоборудование само по себе не приведет к росту основных экономических показателей. На рост экономики оказывает влияние множество факторов - объем основного капитала, технология производства, количество и качество трудовых ресурсов, количество и качество природных ресурсов и др. Развитие одних влечет за собой усовершенствование других, что обеспечивает процесс роста и стимулирование способности функционировать наиболее эффективно.

В периоды геоэкономической и геополитической нестабильности, в условиях обострения отношений между Россией и странами Запада в Российской Федерации рост производительности труда в импортозамещающем производстве может обеспечиваться, во-первых, качеством и степенью использования инвестиций и материальных основных средствах, во-вторых, качественным составом работников, их высокой квалификацией, достойными условиями труда и положительным отношением к нему, в-третьих, менеджментом персонала, организацией и управлением персоналом таким образом, чтобы наблюдался стабильный рост производительности Г6; с. 138-1391.

Стоит отметить, что направленность государственной политики многих стран Запада на импортозамещение привело к тому, что они стали мировыми лидерами в приоритетных для этих государств отраслях. Наибольший успех в этом был достигнут в Бразилии, Южной Корее и Мексике. Благодаря импортозамеще-нию в этих странах была создана соответствующая инфраструктура, компании, работавшие на рынках этих стран, были вынуждены повышать свою эффективность для того, чтобы наравне работать или конкурировать с иностранными компаниями. Эта политика повлияла на необходимость создания новых рабочих мест и усовершенствование уже имеющихся, улучшение качества трудового потенциала

работников и поддержание его на необходимом уровне. Также положительный эффект импорто-замещения переносится и на смежные отрасли: тяжелую промышленность, производство электроники и автомобилей.

Импортозамещение - это многофакторный и очень непростой в плане практической реализации процесс, который должен учитывать как внешние факторы, так и внутренние тенденции. Одной из таких тенденций является неоднозначная ситуация на рынке труда современной России. Так, например, темпы роста молодежной безработицы превышают темпы роста безработицы среди населения в целом: среди безработных в сентябре 2015 г. молодежь до 25 лет составила 25,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,6%, 20-24 года - 21,0%; в численности безработных 28,8% или 1,2 млн. чел. составили лица, не имеющие опыта трудовой деятельности из них - молодежи в возрасте от 15 до 19 лет 13,5%, от 20 до 24 лет - 50,6%, от 25 до 29 лет - 19,9% Г5-6]. Уровень безработицы молодежи в возрасте 15-19 лет по виду поселения в сентябре 2015 г. среди городского населения составил 31,6%, среди сельского -28,5%, в возрасте 20-24 лет - 13,5% и 16,4% соответственно, в возрасте 25-29 лет - 4,6% и 9,9%, т. е. безработица среди молодежи в 5 раз выше, чем среди 30-40 летних граждан.

В последние годы увеличилось количество российских трудовых эмигрантов (в 2011 г. - 36774 чел., в 2012 г. - 122751 чел., в 2013 г. - 186382 чел., в 2014 г. - 308475 чел.). Многие трудовые эмигранты намерены переехать за рубеж на постоянное место жительства. Это в основном молодые, энергичные, высокообразованные российские граждане. Эмиграция этой группы населения имеет не только демографические последствия, но и носит характер «утечки умов».

Помимо вышеизложенного, изменение характера взаимодействия рынка труда обусловлено неэффективностью системы трудоустройства выпускников учебных заведений. Это привело к тому, что около 80% выпускников российских вузов сегодня не работают по специальности или вообще нетрудоустроены. И, как следствие, происходит отток молодежи. На рынке труда происходит значительный «перелив» рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики, из деятельности, требующей высокую квалификацию, в деятельность, менее квалифицированную Г5; с. 52].

За последние десятилетия произошли перемены в расстановке приоритетов на рынке труда России, поэтому многие предприятия отраслей, выделенных как приоритетные для импортозамещения, столкнулись с проблемой недостаточности как кадров вообще, так и высококвалифицированных в частности.

Многие столкнулись с проблемой неэффективности рабочих мест, неэффективной занятости и недоиспользования производственного потенциала работников.

Это подтверждают и результаты проведенного нами кластерного анализа. На рисунке 4 представлены факторы, ограничивающие рост производства некоторых отраслей национальной экономики России в контексте импортозамещения.

Среди основных преобладают неопределенность экономической ситуации, недостаток квалифицированных кадров и финансовых ресурсов, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке и высокий уровень налогообложения.

12

1 п

S 10 Ê

a s

W

6

и

(D

S

и /I 0-1 4

(D

Я

И 2 «

H о ю о О

О

О

1

5

6

2 3 4 Факторы Factors Рисунок 4. Факторы, ограничивающие рост производства (собрано автором самостоятельно)

Figure 4. Factors limiting production growth

Проблему кадрового дефицита как на сегодня, так и на будущее, предприятия пытаются решать собственными силами, взаимодействуя с учебными заведениями разного типа, рекрутинговыми компаниями; разрабатывают программы повышения квалификации кадров, исходя из потребности и возможностей, сотрудничают со службами занятости как в плане подбора кадров нужной квалификации, так и в плане их переподготовки. Но все они не рассчитаны на долгосрочную перспективу и не оказывают должного влияния на ситуацию на рынке труда России в целом. Как следствие, ситуация, сложившаяся на этом рынке, будет тормозить эффективность реализации программы импортозамещения без должного внимания государства:

— к необходимости создания такой системы образования и повышения квалификации, которая будет соответствовать темпам технико-технологического, информационного развития предприятий;

— к формированию положительного образа востребованных на рынке труда профессий;

— к поднятию престижа рабочих специальностей;

— к анализу спроса на рынке труда на перспективу и подготовки соответствующих специалистов.

Успешная модернизация в промышленной, сельскохозяйственной и 1Т-отрасли приведет к расширению производства, а, следовательно, этим отраслям потребуется дополнительный персонал, умения и навыки которого будут соответствовать требованиям обновленного производства. Этот кадровый дефицит политика привлечения иностранной рабочей силы, реализуемая в РФ на протяжении многих лет, удовлетворить не сможет из-за несоответствия профессиональных качеств мигрантов и возросших требований к уровню квалификации кадров. Для того чтобы труд иммигрантов стал эффективным необходимо усовершенствовать систему российского образования таким образом, чтобы она могла способствовать усовершенствованию их трудового потенциала согласно требованиям, предъявляемым к качеству трудового потенциала работника в импортозамещающем производстве. Невнимание со стороны государства к вопросам формирования трудового потенциала иммигрантов будет негативно сказываться на всех его экономических показателях, вызывать социальную напряженность [6; с. 140].

Ведь согласно результатам среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики в ближайшие тринадцать лет в России будет наблюдаться отрицательный естественный прирост населения; это приведет к старению значительной части трудоспособного населения и окажет влияние на ее социально-экономическую составляющую развития и функционирования. Темпы естественного прироста населения будут снижаться (рисунок 5).

400

200

-200

-400

Естественный прирост Natural growth Миграционный прирот Migration growth Общий прирост Total groowth

Рисунок 5. Средний вариант прогноза изменения численности населения, тыс. чел. (согласно данным Федеральной службы государственной статистики)

Figure 5. The average variant of the forecast change of population, thousand people

0

Несмотря на то, что в последние годы наблюдается снижение прироста населения за счет миграционных процессов (на 8,7% в 2014 г.) прогнозируемый темп прироста населения за счет иммиграции в среднем будет составлять 2% в год. Таким образом, на рынке труда будет продолжаться тенденция к использованию их труда.

Также согласно данным Института демографии НИУ ВШЭ «... сейчас Россия конкурирует за мигрантов из стран Средней Азии с Казахстаном, но потребность в трудовых ресурсах в России будет несравнимо выше» [5], т. к. для удвоения ВВП при темпах роста производительности труда в 4% к 2020 году России потребуется еще 20 млн. мигрантов. 100000

Будет сохраняться тенденция демографического старения населения (рисунок 6), устойчивый рост доли лиц старших возрастов, особенно лиц женского пола, повлияет на увеличение продолжительности жизни населения.

Эта негативная ситуация будет выравниваться за счет иммиграции. Поскольку в миграционном притоке в страну будут преобладать люди молодых и средних возрастов, иммиграция будет способствовать, во-первых, увеличению численности населения в трудоспособном возрасте, во-вторых, сокращению дефицита рабочей силы, улучшению демографической ситуации.

200000

80000 60000 40000 20000 0

150000

100000

50000

0

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

Моложе трудоспособного возраста Younger than working age Трудоспособного возраста Working age

Старше трудоспособного возраста Older working age Общая численность населения Total population

Рисунок 6. Средний вариант прогноза численности населения по отдельным возрастным группам (согласно данных Федеральной службы государственной статистики)

Figure 6. Medium variant population estimates for selected age groups

Использование труда иммигрантов влияет и в дальнейшем будет оказывать положительное влияние на стимулирование экономического роста и прироста ВВП. Согласно данным российских экспертов, труд иммигрантов ежегодно приносит около 7-8% ВВП. По словам главы МВФ Кристин Лагард, миграция имеет «потенциальные плюсы», но для качественного использования труда мигрантов необходима слаженная государственная политика, которая направлена не только на регулирование и контроль, но и на создание необходимых условий для их эффективной трудовой реализации. Она утверждает, что «миграция может принести экономическую выгоду <...> если они (государства) смогут быстро разработать стратегию по интеграции мигрантов во внутренний рынок труда». Также «их успешная интеграция также может отчасти компенсировать негативный эффект от старения населения».

Но рынок труда - это рынок особого характера. Он направлен на удовлетворение не только потребности работодателей в рабочей силе, необходимой квалификации,

но и дает возможность работникам самим принимать решение о том, как, где и в каком объеме реализовывать свой трудовой потенциал, выбирая, таким образом, наиболее приемлемый для них вариант. Именно поэтому управление спросом на этом рынке непростая, но очень важная задача, без решения которой практически все благие намерения и инициативы будут сведены на нет.

Согласно нашему убеждению, эффективная реализация программ импортозамещения не может в основном строится только на государственной финансовой (как предприятий, так и рынка труда) и иной поддержке, необходим пересмотр взаимодействия институтов рынка труда как государственных и негосударственных, так и неформальных. Поэтому мер, предложенных в п. 2 «Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 года» (утв. Правительством РФ 14.05.2015) недостаточно, т. к. они, на наш взгляд, не носят системного и комплексного характера, не учитывают возрастающие требования к количественно-качественным характеристикам трудовых ресурсов в импортозамещающем производстве.

Институциональная структура рынка труда под влиянием различных факторов способна модифицироваться во времени и гоостоан-стве. Такими факторами являются, например, изменения в отраслевой структуре рынка труда, в цене рабочей силы, в предпочтениях работодателей относительно уровня образования работников, их квалификации, возраста, уровня мобильности и др., в предоставлении информации о ситуации на рынке труда, спросе на него, наиболее востребованных и перспективных профессиях как страны в целом, так и ее регионов, а также от изменения стереотипов общественного восприятия тех или иных специальностей.

Для того чтобы изменение сути эффективной трудовой реализации в контексте им-портозамещения имело позитивный результат

необходимо пересмотреть систему мониторинга рынка труда, которая должна стать основой изменения взаимодействия субъектов институциональной структуры рынка труда (рисунок 7).

Качественный мониторинг рынка труда даст достоверную информацию о спросе и предложении в тех сегментах рынка, которые определены как приоритетные для импортоза-мещения. Он предоставит информацию, которая будет способствовать эффективному регулированию рынка труда на всех уровнях (федеральном, региональных, отраслевых, территориальных, местных и уровне организации), субъекты этого рынка будут иметь возможность корректировать политику в отношении количественно-качественного кадрового обеспечения программ импортозамещения.

Рисунок 7. Структура рынка труда в импортозамещающем производстве (разработано автором самостоятельно) Figure 7. The structure of the labor market in import-substituting production

Мониторинг рынка труда должен строиться на принципах социальной обусловленности (т. е. основываться на максимальном отражении существующих тенденций), непрерывности (должен проходить постоянно и включать различные методы и формы), научности (основываться на новых и апробированных научных разработках); оптимальности (в наибольшей степени отвечать потребностям анализа); комплексности -анализировать и включать многоаспектность рынка труда как объекта исследования; отказа от фрагментарного анализа, ориентации на конечный результат (объективно отображать ситуацию на рынке труда для построения системы эффективного взаимодействия).

Это позволит быстро и адекватно реагировать на изменения в соотношении спроса и предложения в сфере труда, прогнозировать

критические ситуации и, соответственно, качественно планировать и осуществлять активную политику занятости населения на рынке труда РФ и ее регионов, вносить те или иные коррективы. Качественный мониторинг рынка труда должен стать основой мотивации поведения на рынке самой рабочей силы. Он также может предоставить объективную информацию о структуре существующих рабочих мест, тенденции в занятости этих мест, их качественных характеристиках, что даст возможность усовершенствовать существующую систему обучения и повышения квалификации, повысит гибкость рынка труда. Ведь гибкость рынка труда как таковая основывается на учете потребностей, возможностей, интересов и др. всех групп экономически активного населения (как реализующих свои трудовые функции в данный момент, так и тех, кто оказался невостребованным на рынке труда) и работодателей.

Заключение

Развитие рынка труда в импортозамещающем производстве будет способствовать продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, который позволяет оперативно реагировать на изменения в сложившейся структуре

ЛИТЕРАТУРА

1 Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. 2015. № 3. С. 160-172.

2 Бодрунов С .Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы: монография. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витге,2015. 171 с.

3 Гринберг P.C. Мифы о свободном рынке должны уйти в прошлое // «Экономика для человека»: социально-ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора: материалы Московского экономического форума. 2014. С. 15-17.

4 Елецкий Н.Д, Столбовская А.Г. Импортозамещение в России: не проблема, а задача // Молодой ученый. 2015. №6. С. 406^108.

5 Колесник Е.А. К вопросу о молодежной политике в области занятости // Известия высших учебных заведений «Социология. Экономика. Политика». 2015. № 3 (46). С. 43^18.

6 Колесник Е.А. К вопросу о проблемах и перспективах развития рынка труда России в контексте им-портозамещения // Sustainable Development: Social and Economic Changes. 2016. P. 134-141.

7 Мардалиева Э.Б., Камбулатова M.X. Импортозамещение//Молодой ученый. 2015. № 11. С. 907-909.

& Некипелов А.Д. Точка зрения. М.: Магистр, Инфра-М, 2012. 512 с.

9 Novoselov О., Silin A. Regulation of social processes in the global world. Ulan-Ude: Buryat state University publishing department, 2015. P. 140-142. '

10 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.). URL: http://base.garant.rU/70309020/#friends

11 Отчет о результатах деятельности Правительства Российской Федерации за 2013 год. URL: http: //www. govemment.ru.

12Пичурин ИИ, Блинов Д.В. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПЙ, 2014. 144 с.

13 Belonozhko M.L., Silin A.N. Russian North: change of Social Situation // Middle-East journal of Scientific Research. 2013. № 16(2). P. 150-155.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Елена А. Колесник, к. э. н., доцент, кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, ул. Володарского, 38, г. Тюмень, 625000, Россия, eakolesnik-10@mail.ru

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Елена А. Колесник написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 26.07.2016

ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 26.08.2016

занятости населения, сокращение неэффективных рабочих мест, перераспределение работников по секторам экономики, расширение сферы услуг, развитие инновационных направлений деятельности и возникновение новых направлений занятости и др.

REFERENCES

1 Animitsa E.G., Animitsa P.E., Glumov A.A. Import Substitution in the industrial production of the region: conceptual-theoretical and applied aspects. Ekonomika regiona [Economy of region] 2015, no. 3, pp. 160-172 (in Russian)

2 Bodrunov S.D. Teoriya i praktika importoza-meshcheniya: uroki i problem [Theory and practice of import substitution: lessons and challenges] Saint-Petersburg INIR named after S. Yu. Witte, 2015. 171 p. (in Russian)

3 Grinberg R.S. Myths about the free market must leave in the past. "Ekonomika dlya cheloveka: sotsial'no-ori-entirovannoe razvitie na osnove progressa real'nogo seektora [«Economics for humans»: socially-oriented development based on the progress of the real sector: proceedings of the Moscow economic forum] 2014, pp. 15-17. (in Russian)

4 Eletskiy N.D., Stolbovskaya A.G. Import Substitution in Russia: not a problem, and the problem. Molodoi uchenyi [Young scientist] 2015, no. 6, pp. 406-408. (in Russian)

5 Kolesnik E.A. To the question on youth policy in the employment field. Izvestiya vuzov. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika [News of higher educational institutions "Sociology. Economy. Policy"] 2015, no. 3 (46), pp. 43-48. (in Russian)

6 Kolesnik E.A. To the question about the problems and prospects of labour market development in Russia in the context of import substitution. Sustainable Development: Social and Economic Changes, 2016, pp. 134-141. (in Poland)

7 Mardalieva E.B., Kambulatova M. Kh. Import Substitution. Molodoi uchenyi [Young scientist] 2015, no. 11, pp. 907-909. (in Russian)

8 Nekipelov A.D. Tochka zreniya [Point of view] Moscow, Magistr, Infra-M, 2012. 512 p. (in Russian)

9 Novoselov O., Silin A. Regulation of social processes in the global world. Ulan-Ude, Buryat state University publishing department, 2015, pp. 140-142

10 Osnovnye napravlemiya deyatel'nosti pravitel' stva RF na period do 2018 goda [The main activities of the Government of the Russian Federation for the period until 2018 (approved. The government of the Russian Federation may 14, 2015)] Available at: http://base.garant.ru/70309020/#friends (in Russian)

11 Otchet o rezul'tatakh deyatel'nosti pravitel'stva RF za 2013 god [A report on the results of activities of the Government of the Russian Federation for 2013] Available at: http://www.government.ru (in Russian)

12 Pichurin I.I., Blinov D.V. Obespechenie importo-zameshcheniya posle vstupleniya Rossii v VTO [Provision of import substitution after the entry of Russia into WTO] Ekaterinburg, UMTs UPI, 2014. 144 p. (in Russian)

13 Belonozhko M.L., Silin A.N. Russian North: change of Social Situation. Middle-East journal of Scientific Research, 2013, no. 16(2), pp. 150-155. (in English)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Elena A. Kolesnik, candidate of economic Sciences, associate Professor, marketing and municipal management department, Tyumen industrial University, Volodarskogo str., 38, Tyumen, 625000, Russia, eakolesnik-10@mail.ru

CONTRIBUTION Elena A. Kolesnik wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST

The author declare no conflict of interest.

RECEIVED 7.26.2016

ACCEPTED 8.26.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.