жсаНамигеасага анализа
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ (КОНЦЕПЦИЯ Й. ШУМПЕТЕРА)
Э. В. СУКМАНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Е-таИ:]иИа-20@уапйех.ги
А. В. ЧЕМЫХИН,
аспирант кафедры экономики Е-таИ:]иИа-20@уапйех.ги Курский государственный университет
Статья посвящена рассмотрению концепции Й. Шумпетера о новаторской роли предпринимательства в развитии инновационной экономики. А также выявлены и рассмотрены некоторые конструктивные особенности развития предпринимательства в России в условиях переходного периода.
Ключевые слова: предпринимательство, концепция, Й. Шумпетер, инновационная экономика, реформа, преобразования.
В 2008 г. исполнилось 175 лет со дня рождения одного из гигантов экономической науки XXв. Йозефа Алоиза Шумпетера (1883—1950гг.). По заключению виднейшего исследователя мировой экономической мысли М. Блауга, его «видение экономического процесса как единого целого сопоставимо с видением Адама Смита и Карла Маркса» [1, с. 330]. К сожалению, российскому читателю все величие Й. Шумпетера трудно было оценить своевременно: в русском переводе его произведения появились лишь в конце прошлого столетия. В настоящее время творчество ученого изучается в созданном в Берлине в 2001 г. Институте Шумпетера под эгидой Международного общества Йозефа Шумпетера.
Й. Шумпетер родился в 1883 г. в Австро-Венгрии, в состоятельной семье. Вначале обучался в
привилегированном венском лицее Терезиум, где получил прочные знания древних и европейских языков, затем на юридическом факультете Венского университета, за годы учебы в котором он с интересом приобщился к экономическим наукам. Ему посчастливилось слушать таких корифеев австрийской школы экономистов, как Е. Бем-Баверка и Ф. Визер. Его сокурсниками были будущие видные ученые и политики Л. Мизес, Р. Гильфердинг, О. Бауэр, что характеризует среду, в которой формировались взгляды молодого интеллектуала. Большое внимание в этой среде уделялось изучению ставшей популярной в то время социалистической литературы, прежде всего, произведений К. Маркса. Й. Шумпетер относил К. Маркса к числу выдающихся ученых в области социально-экономических наук и считал его крупнейшим экономистом-теоретиком. Он на протяжении всей своей жизни обращался к работам К. Маркса не только с целью позитивной критики основных идей классика, а главным образом, с целью формирования собственного видения будущего развития современного общества.
Знакомство с работами А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля, К. Маркса и других представителей классической школы привело Й. Шумпетера уже на студенческой скамье к пониманию того, что объективные процессы общественного разделения труда
и становления частной собственности на средства производства, происходившие в течение многовековой истории человечества, явились условиями необходимого поиска эффективной формы хозяйствования рыночной экономической системы. Ее ретроспективный анализ свидетельствовал о том, что прогрессивная эволюция оказалась для человечества неразрывно связанной с возможностью реализации экономической системой феномена инициативной и самостоятельной деятельности субъектов экономических отношений, направленной как на увеличение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей самих индивидов, так и на расширение экономического потенциала всего социума.
Речь идет о наличии феномена предпринимательства, получившего особую значимость и ставшего реальной движущей силой развития рыночной экономики в связи со вступлением общественного производства в эпоху промышленного переворота и индустриализации, когда предпринимательская деятельность выходит за пределы сфер торговли, денежного обращения и ссудных операций и распространяется в бурно развивающихся отраслях промышленности и в целом в сфере производства, проявляя себя как глобальный фактор экономической динамики. Именно это обстоятельство явилось побудительной причиной всестороннего и заинтересованного исследования предпринимательства молодым ученым.
Теоретическое наследие Й. Шумпетера характеризуется рядом фундаментальных работ. Это всемирно известная работа «Теория экономического развития» (1912г.), «Экономические циклы» (1939 г.), «Капитализм, социализм и демократия» (1942г.), неоконченная рукопись книги «История экономического анализа», опубликованная в трех томах посмертно в 1954г. Несмотря на то, что с момента их написания прошли десятилетия, теоретические идеи Й. Шумпетера не потеряли своего актуального звучания. Его теоретическое наследие вступило в XXI в. многими грандиозными идеями, имеющими исключительное значение для современной экономики России.
Важнейшая из них — идея об определяющей роли индивидуального предпринимательства в прогрессе современной экономики, связанной с инновационным характером эволюции, в которой носителем производственной функции развития является предприниматель, провозглашенный Й. Шумпетером новатором. До Й. Шумпетера к предпринимателям исследователи относили ши-
рокий круг представителей собственников — капиталистов, торговцев, ремесленников, фермеров и других предприимчивых людей, связывающих свою индивидуальную деятельность с получением прибыли (предпринимательского дохода). По Й. Шумпетеру, понятие «предприниматель» было крайне сужено и связано только с одним признаком — причастностью к осуществлению в хозяйственной практике «новых комбинаций».
Й. Шумпетер подчеркивал, что новые «комбинации», или нововведения (т. е. инновации) могут осуществляться только теми самостоятельными хозяйственными субъектами рыночной экономики, кто реально выполняет функцию внедрения нового, но не всегда является духовным творцом новых комбинаций или изобретений. Он наделял предпринимателей особым складом ума, характера и деятельности. Предприниматель должен быть инициатором, умелым руководителем, обладать авторитетом и даром предвидения, уметь увлекать своих коллег по работе, но не обязательно «быть умным, интересным, образованным», поскольку «задача, с которой он имеет дело, весьма специфического свойства: тот, кто может ее решить, вовсе не обязать быть... «не рядовым» в других отношениях» [3, с. 158].
Важной особенностью сформулированных мотивов поведения предпринимателей явился выход Й. Шумпетера за пределы устоявшихся взглядов на поиск рациональных методов поведения экономических агентов, связанных только с получением дохода (прибыли) и удовлетворением ими своих гедонистических потребностей. Он обосновал более широкий подход к осознанию инициативной предпринимательской деятельности и к становлению современного феномена экономического развития — предпринимательства, движущими мотивами которых являются не только экономические факторы, но и другие побудительные силы, в частности неэкономические (социальные) факторы. Предваряя изложение своего труда «Теория экономического развития» описанием метода исследования феномена предпринимательства, ученый подчеркивал: «...в понятия экономического мотива и экономических моментов мы вкладываем более широкий смысл, ибо мы будем обращаться к ним и вместо узкой области, в которой рассматривается экономическая деятельность у нас всегда речь идет о том, чтобы описать всеобщие формы причинных связей, существующих между экономическими фактами и неэкономическимиданными» [3, с. 47—49].
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: •мгоРЪЯЪ'ИРЛ'ХЖКХ*
61
Здесь Й. Шумпетер выразил свою солидарность с идеями и методами знаменитого Дж. Ст. Милля, которые тот применил для объяснения происходящих в общественном производстве экономических процессов в самом популярном во второй половине XIXв. учебнике «Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии». Й. Шумпетер заострил внимание на институциональном устройстве социально-экономических систем и использовании теории социальных институтов для объяснения предпринимательства как сущности феномена развития.
Действительно, понять предпринимательство, не используя институциональное видение предмета исследования, не представляется возможным. Ссылаясь на утверждение Г. Госсена, основоположника теории предельной полезности, Й. Шумпетер писал, что «экономический мотив» предпринимателя не может всецело доминировать в мотивации инициативной деятельности человека. Закон Госсена, писал он, «объясняет это явление, а из повседневного опыта мы и сами знаем, что по достижении определенной — для каждого человека индивидуальной — величины дохода интенсивность все еще не удовлетворенных потребностей сильно уменьшается» [3, с. 163]. Понять существо предпринимательства можно, лишь учитывая самый широкий спектр мотивов этой деятельности. В этом отношении вне теории институциональной экономики предпринимательство выступает как социально-экономический институт ограниченных возможностей. Тем не менее экономический мотив имеет важное значение в объяснении развития экономической системы в целом в условиях ее динамики.
Й. Шумпетер первым обратил внимание на то, что в равновесной экономической системе действует особый источник развития, который объясняет процесс расширенного воспроизводства. Свои рассуждения он построил на анализе аксиом маржиналистской теории — теории предельной полезности и теории предельной производительности, которые пришли на смену концепциям общего равновесия классиков политэкономии и стали господствовать в экономической науке во второй половине XIXв.
Классики считали, что источником развития является та часть стоимости прибавочного продукта, которая идет на накопление; маржиналис-ты исходили из того, что предельная полезность потребительского блага (его цена) совпадает количественно с предельными издержками, когда,
следовательно, прибыль не образуется, поскольку в данном случае она равна нулю, и допускается рассмотрение действия лишь внешних факторов (например, прироста населения и использования сбережений). Как утверждал Й. Шумпетер, необходимо выявлять другие факторы «как первопричину исторического развития». «Я совершенно четко осознал, — писал он, — что... внутри экономической системы имеется источник энергии, вызывающий нарушения равновесия... Если это так, то должна существовать... теория хозяйственного развития, которая опирается не только на внешние факторы, несущие экономическую систему от одного равновесия к другому. Как раз такую теорию я попытался разработать. И сейчас я полагаю, что она в известной степени... помогает понять ошеломляющие изменения, происходящие в капиталистическом мире, и объясняет ряд явлений, в первую очередь, цикл конъюнктуры, более удачно, нежели это возможно, благодаря использованию средств аппарата Вальрасаи Маршалла» [3, с. 163].
Таким образом, изменяющим равновесную (статическую) систему и создающим возможность для дальнейшего ее развития является деятельность новых агентов рыночной экономики — предпринимателей, т.е. тех субъектов, которые выполняют функцию внедрения исключительно инновационных разработок в хозяйственную практику. В результате внедрения в хозяйственный организм новаторских идей неизбежно происходит снижение издержек производства и создаются условия для реализации потребительских благ (при рассмотрении специфики свободной конкуренции) по более низким ценам, что и позволяет формировать фонды накопления в целях дальнейшего развития экономики за счет получения дополнительной прибыли. «Поскольку осуществляемые в процессе развития новые комбинации неизбежно должны быть выгоднее старых, то общая выручка здесь превышает общую выручку, получаемую в условиях статичной экономики, и, следовательно, превышаетиздержки» [3, с. 43—44].
Однако не только ради получения этой прибыли осуществляется деятельность предпринимателя. Й. Шумпетер наделяет предпринимателя исключительными чертами производителя и человека, выполняющего, по сути, революционную роль феномена экономического развития. Девиз предпринимателя нашего типа, пишет Й. Шумпетер, — plus ultra (еще больше) — дополняется другими мотивами: это мечта и воля основать свою частную империю и даже, в большинстве случаев, свою ди-
настию; проявление воли к победе, когдавеличина прибыли — символ победы; наконец, осознание радости творчества, которое в условиях инновационных изменений становится определяющим моментом его поведения.
В этой характеристике видно явное преувеличение свойств личности предпринимателя и его ведущей роли в процессе экономического развития. Переход России на условия развития более эффективной рыночной экономической системы крайне актуализировал знание предпринимательской деятельности в процессе формирования экономических основ российского общества. Решающая роль при этом отводилось малому бизнесу, которому предстояло решать следующие важные задачи:
• вовлекать в самостоятельную хозяйственную деятельность все большее число людей и тем самым решить в принципе проблему полной занятости;
• использовать мобильную природу малого предпринимательства и обеспечивать заполнение открытых ниш в производстве дефицитных товаров и услуг;
• способствовать осуществлению преимуществ конкурентной среды на рынке потребительских товаров с целью ослабления монопольных тенденций;
• создавать условия для формирования широкого слоя мелких собственников и обеспечивать на этой основе предпосылки становления среднего класса как гаранта не только экономической, но и социальной стабильности в обществе.
Однако прошедшие два десятилетия показали, что решить намеченную демократами-реформаторами программу за столь короткий срок не удалось. Этому способствовала точка зрения, согласно которой рыночные преобразования могут решаться автоматически, т. е. стихийно, с момента введения в практику институтов рыночной экономики, базирующихся на законе о частной собственности на средства производства. Практика российских преобразований подтвердила необходимость комплексного подхода к разработке стратегических планов хозяйственного строительства и их реализации с учетом всей совокупности институтов социально-экономической системы, включая и институты социальной сферы.
Рыночные преобразования, которые стали осуществляться в России с начала 1990-хгг., уже привели к глубоким изменениям в жизни страны. Радикальной трансформации подверглись соци-
альные, политические и экономические институты общества. Формирующаяся в стране рыночная экономика потребовала максимального развития творческой энергии масс, актуализировала роль индивида в экономической жизни общества, привела к возрождению важнейшего институционального инструмента реформирования социально-экономического устройства государства — предпринимательской деятельности.
В истории России переход к рыночным отношениям характеризуется рядом особенностей. Важно подчеркнуть, что этому переходу предшествовал 70-летний период развития общества в условиях безраздельного господства социалистической формы собственности, что в принципе исключало перспективу развития товарного производства и товарно-денежных отношений в стране. Командно-административная система в течение жизни трех поколений россиян утверждала свою идеологию хозяйствования, основанную на психологии неприятия частной собственности и предпринимательской деятельности личности. Учет этого обстоятельства имеет решающее значение для понимания сегодняшних проблем рыночного устройства экономики России.
В России, где переход к рыночным отношениям начался лишь в начале 1990-хгг., на 01.01.2007 действовало 1 032,8 тыс. малых предприятий, на которых были заняты более 8 млн чел. По сравнению со странами развитой рыночной системы эти величины, конечно, не производят впечатления, но все же достаточно убедительно говорят о растущих темпах становления в стране малого бизнеса. При этом государство призвано предпринимать финансовые, организационные и идеологические усилия для укрепления сектора малого предпринимательства. Это необходимо в связи с тем, что стимулирование развития малого предпринимательства является основой формирования устойчивой экономической рыночной системы — совокупности взаимодействующих субъектов-собственников.
Относительно непродолжительный опыт развития современного российского предпринимательства не позволяет дать глубокую аналитическую характеристику процесса полного возрождения отечественного малого бизнеса, поскольку эти процессы в принципе не являются еще завершенными. Однако прошедшие годы выявили если не конструктивные особенности формирования субъектов малого предпринимательства, то особенности генезиса их становления в условиях переходного периода от командно-административной систе-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго-ръЯ-Ъ.'Н'Р?4'К'ШЪ.Ъ4
63
мы, функционирующей на основе общественной собственности на средства производства, к системе рыночного хозяйства, основой которого является частная собственность. Современное состояние развития малого предпринимательства имеет ряд особенностей.
Первая. Ее характеризует то, что она и логически, и исторически связана с появлением юридических предпосылок для реального возникновения предприятий малого бизнеса уже в недрах тоталитарного советского строя, когдав 1988г. был принят Закон «О кооперации в СССР». Был сделан прорыв в замкнутой системе коллективного труда и открыт путь в инициативную индивидуальную трудовую деятельность. Можно считать этот закон началом становления малого предпринимательства в России в конце XX в.
Вторая. Неравномерность темпов распространения числа предприятий малого бизнеса по времени, по отраслям экономики и регионам. Статистика свидетельствует о том, что стабильный рост малого предпринимательства был отмечен лишь до 1998 г. После дефолта он резко замедлился. Это создает впечатление, будто развитие малого предпринимательства достигло в России своего верхнего предела. Однако это не так.
Третья особенность — в российском своеобразии использования собственного предпринимательского потенциала. Незначительная устремленность к бизнесу обусловлена традиционной привязанностью к идеологии патернализма, носителями которой продолжают оставаться представители старшего и среднего поколений.
Список литературы
Четвертая. Устойчивое сохранение в бизнесе традиционной (рутинной) формы социального действия, о чем писал еще М. Вебер. Поэтому утверждения, что «предпринимателем может считаться тот социокультурный субъект, который создает новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта» [2, с. 308], или «для создания малого бизнеса необходимы две основные составляющие — идея и человек» [2, с. 305], являются преувеличением. Говорить о новаторстве как главном побудительном мотиве в решающей (производственной) сфере малого бизнеса преждевременно, поскольку пока слабо развиты соответствующие социально-экономические институты.
Таким образом, малое предпринимательство, находясь на начальном этапе своего развития, пока еще в большей степени детерминировано не новаторством и получением на этой основе денежного дохода, а связано с деятельностью, позволяющей получать доход на основе удовлетворения обыкновенных дефицитных потребностей населения при отсутствии новаций.
Тем не менее за годы реформ появились определенные системные основания для развития предпринимательской деятельности. Укрепилась экономическая основа реформируемой общественной системы — частная форма собственности на средства производства. Динамика формирования в России частной собственности такова, что становятся совершенно очевидными те изменения в области государственного управления экономикой, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, прежде всего, в сфере малого бизнеса.
1. Блауг М. 100 ведущих экономистов до Кейнса / пер. с англ. A.A. Форонова. СПб.: Экономическая школа, 2008.
2. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. М.: АМИР, ИПИ, 2001.
3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития / пер. с нем. и англ. М.: Экомо, 2007.
64
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбРЪЯЪ'НР^'Х'ШЪ'^