Научная статья на тему 'Развитие мотивационных принципов предпринимательства'

Развитие мотивационных принципов предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИЯТИЕ / МОТИВАЦИЯ / ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS THEORIES / THE ENTERPRISE / MOTIVATION / BUSINESS FUNCTIONS / ENTREPRENEURSHIP PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бильчак Е. В., Пурыжова Л. В.

Раскрываются основные тенденции развития теории предпринимательства. Рассмотрены главные мотивационные принципы предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of motivation principles for entrepreneurship

The authors reveal major development trends of entrepreneurship theory giving details of motivation principles for entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивационных принципов предпринимательства»

УДК 330.112.1

Е. В. Бильчак, Л. В. Пурыжова

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Раскрываются основные тенденции развития теории предпринимательства. Рассмотрены главные мотивационные принципы предпринимательской деятельности.

The authors reveal major development trends of entrepreneurship theory giving details of motivation principles for entrepreneurial activity.

Ключевые слова: предпринимательство, теории предпринимательства, предприятие, мотивация, функции предпринимательства, предпринимательская психология.

Key Words: entrepreneurship, business theories, the enterprise, motivation, business functions, entrepreneurship psychology.

Мотивационные основы предпринимательства как одна из ключевых сфер деятельности в рыночной экономике формировались на протяжении всего развития общества и структурных изменений экономической системы.

Как особый вид трудовой деятельности предпринимательство начало изучаться западной экономической теорией в XVII в. Между тем в научной литературе отсутствует единая трактовка базовых понятий этого вида деятельности. Для исследования предпринимательства ценным является изучение работ английского экономиста XIX в. Р. Кан-тильона, который рассматривал предпринимательство как отношения субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений; он также отделил предпринимательскую функцию от функций капиталиста — собственника и управляющего [4].

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Рассуждая о накоплении капитала или о труде производительном и непроизводительном, он рассматривал предпринимательский доход как результат производительного труда. А. Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода, и в этом смысле главный мотив предпринимателя заключается в получении максимальной прибыли или другого полезного эффекта [6].

Еще одно направление в развитии теории предпринимательства связывают с именами Ж.-Б. Сэя и А. Маршалла. Эти исследователи отмечают, что основная функция предпринимательства состоит в осу-

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 3. С. 75 — 82.

ществлении рациональной комбинации факторов производства и получения предпринимательского дохода. На необходимость умения соединять и комбинировать факторы производства для успешности предпринимательской деятельности впервые указал Ж.-Б. Сей. При этом способность организовать участников производственной деятельности и управлять ими в процессе достижения цели он выдвигал в качестве главного фактора извлечения предпринимательского дохода и выделял функцию предпринимателя как координатора факторов производства.

Американский экономист Ф. Уокер отмечал, что в предпринимательской мотивации должны сочетаться две различные функции — функция владельца предприятия, организующего производство с целью получения дохода, и функция собственника капитала, имеющего право на использование (потребление) полученной прибыли как процента на вложенный капитал. Главным качеством в личности предпринимателя, по мнению К. Макконнела и С. Брю, являются предпринимательский талант как особый человеческий ресурс. Они связывают мотивацию предпринимательства с выполнением четырех взаимосвязанных функций:

1) готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственный процесс;

2) обладать смелостью и способностью принимать решения, которые определят направление и характер его будущей деятельности, и нести за них правовую и имущественную ответственность;

3) быть новатором, готовым и способным внедрять новые продукты на потребительский рынок, новые технологии в производство, новые формы и методы организации и управления расширенным циклом производства и распределения;

4) быть готовым на взвешенный риск, поскольку в условиях рыночной состязательности (конкуренции) предпринимательский успех и, как следствие, прибыль абсолютно не гарантированы [4].

Таким образом, классики экономической теории определили одно из важнейших свойств мотивационной диспозиции предпринимательства — рисковый характер деятельности, что в дальнейшем было положено в основу всех подходов к сущности успешного предпринимательства и формированию системы участия государства в регулировании этой важнейшей сферы деятельности.

Весомый вклад в разработку теории предпринимательства внес австрийский экономист Й. Шумпетер, который связывал получение предпринимательского дохода с инновациями, поэтому определяющей чертой мотивации предпринимателя он считал постоянное стремление и способность к новаторству. Й. Шумпетер разработал концепцию предпринимательства, в соответствии с которой предприниматель является основной производительной силой экономического развития. Им было установлено, что при непрерывном воспроизводстве новых комбинаций факторов производства будет саморазвиваться и сама экономическая система. Такие экономические субъекты, осуществляющие новые комбинации в процессе воспроизводства, были определены как

предприниматели. По мнению Шумпетера, мотивированный предприниматель обладает следующими характерными чертами: создание нового материального блага, имеющего новые качества; введение нового способа производства; завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего; использование нового вида сырья или полуфабриката — известных или неизвестных ранее; введение новой организации дела [8, с. 169].

Аналогичную точку зрения по вопросу определения предпринимательства высказывал Г. К. Гинс. По его мнению, для понимания сущности предпринимательства необходимо в первую очередь принимать во внимание психологические свойства предпринимателя. Гинс считает, что предприниматель — это разновидность хозяина, а не собственника, и с психологической точки зрения предпринимателем является человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата [2].

Наряду с этим в экономической литературе отмечается еще одно направление, которое связывается с управленческой деятельностью предпринимательства, точнее, с предпринимательской формой организации производства. Также существует определение предпринимательства как специфического типа хозяйственного поведения людей, обладающих не только административной независимостью и свободой в распоряжении ресурсами, но и способностью к хозяйственной инициативе.

Таким образом, у предпринимательства две стороны, и только их единство раскрывает его сущность: специфический вид деятельности со своим объектом, инструментарием и результатом и особым типом хозяйственного поведения личности, определяемого мотивом и социальной целью развития экономики.

Начиная со второй половины ХХ в., все большее число исследователей рассматривают предпринимательство как полифункциональную деятельность во взаимосвязи ее с макросредой. Появление полифунк-циональной теории предпринимательства отражается в трудах Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайека, впервые определивших предпринимательство как процесс развития идеи [3].

Следует отметить, что в российской экономической мысли все исследователи предпринимательства акцентируют отдельные черты данного понятия. Так, Д. Э. Сорокин определяет предпринимательство как деятельность, направленную на максимизацию прибыли.

Понятие предпринимательства в своих работах расширяет А. А. Кру-панин, определяя его как инициативную деятельность граждан по производству товаров и услуг, направленную на получение прибыли и осуществляемую в рамках действующего законодательства и этических норм современного общества. Фактически современными авторами предпринимательство характеризуется как доминирующий субъект рыночной экономики, обладающий реальной хозяйственной властью [5].

С несколько иных позиций рассматривают предпринимательство В. И. Верховин и С. Б. Логинов. Они определяют его как инновационную модель экономического поведения, ориентированного на остаточный доход, недоступный стандартно действующему агенту рыночного

процесса, а предпринимательское поведение трактует в более широком смысле — как одну из многих инновационных форм социального поведения, которая реализуется в пределах воспроизводственного цикла.

Необходимо отметить, что предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий в соответствии с рядом присущих именно ему закономерностей. Структурные элементы этого сектора действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство. Этот принцип, реализуемый лишь в условиях конкуренции, приводит к усилению деловой активности, увеличению хозяйственного оборота. Отсюда правомерно заключить, что чем больше и мощнее будет предпринимательский сектор в России, тем успешнее он сможет бороться с кризисом, а затем обеспечить процесс стабилизации и оздоровление экономики.

Содержание предпринимательства связано с формами и видами предпринимательской деятельности. В научной литературе в соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяются следующие основные сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления.

Одно из определений предпринимательства, впервые юридически закрепленных в нашей стране, было дано в законе Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., в котором было зафиксировано, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». При этом экономический характер предпринимательства не определяется; кроме того, не оговариваются условия проведения этой деятельности, а также методы извлечения прибыли, что позволяет относить к предпринимательству любые виды деятельности, в результате которых увеличивается имущество субъектов, осуществлявших или инициировавших эту деятельность.

В Гражданском кодексе РФ понятие предпринимательской деятельности определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Данное определение отражает суть предпринимательства как социально-экономического феномена, однако все же упускает важные его признаки, рассматриваемые исследователями экономической сущности данной сферы.

Следует отметить, что на успех в предпринимательской деятельности оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Среди внешних факторов можно назвать локальные, включающие в себя материальную базу, стратегическое планирование, наличие связей, имидж организации. К стратегическим внешним факторам можно отнести такие, как общественно-политический строй, нормативно-правовое поле,

экономическая политика государства. Внутренние факторы характеризуют внутренние личностные качества предпринимателя.

Предпринимательство следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление. Результаты его выступают в виде коммерческого эффекта, воплощенного в деньгах (прибыли). Главная функция предпринимательства — приумножение собственности. В структуре предпринимательских функций выделяют ряд относительно самостоятельных подфункций: 1) непрерывный поиск новых видов организационно-экономических благ, экономических ресурсов и технологий, инноваций; 2) накопление и концентрация редких ресурсов с целью их последующего использования в своей предпринимательской деятельности.

В научной литературе в зависимости от сектора экономики выделяют частные характеристики предпринимательского труда. Именно сферы применения предпринимательского труда определяют его типологию и конкретное содержание. В соответствии с профилем предпринимательской деятельности выделяют следующие модели видов предпринимательского труда. Первая модель — классическая, в соответствии с которой дело организуется с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся ресурсов; вторая модель — инновационная, когда деятельность ведется на основе имеющихся ресурсов с разработкой альтернативных вариантов их использования, осуществляется поиск новых путей развития производства [7, с. 94].

Следует отметить, что в условиях современной рыночной экономики предприниматель — это прежде всего новатор, а предпринимательство — любая приносящая прибыль деятельность, удовлетворяющая потребности общества в товарах и услугах.

При этом две стороны современного бизнеса: прибыльность и направленность на удовлетворение нужд потребителей — взаимосвязаны друг с другом и определяют экономические и социальные ориентиры его развития. Предпринимательство позволяет опробовать различные пути выхода из экономического кризиса и дальнейшего повышения эффективности экономики. Оно является основным в преобразовании экономических отношений, что позволяет с наименьшими социальными и экономическими издержками перейти к цивилизованной рыночной координации всех субъектов экономической деятельности.

Мотивы предпринимательской деятельности по способу самореализации принято разделять на следующие основные группы: материальный интерес, за которым стоит стремление к обладанию экономической и политической властью; самореализация в форме потребности достижения; чувство удовольствия от ведения собственного дела, ощущение радости творчества [3].

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами: появлением качественно новых элементов, например инвестиционных фондов, брокерских контор; а также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида, например малых предприятий, товариществ, банков, бирж [5].

Для того чтобы иметь более полное представление о предпринимательском труде, необходимо исследование его побуждающих мотивов. Разнообразие предприятий обусловлено различными мотивами предпринимательства. Мотивы создания мелких предприятий включают минимальный состав предпринимательской психологии; мотивы создания крупных предприятий более сложны.

В научной литературе понятие мотивации предпринимательства трактуется неоднозначно. В отечественных исследованиях традиционным считается определение мотивации как «объяснение внутренних факторов или психологического состояния и отношения человека к тому, что должно быть сделано или достигнуто в качестве цели поведения». В зарубежной литературе под мотивацией понимается «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации» [4]. На наш взгляд, оба этих определения являются недостаточными для объяснения поведения предпринимателя, поскольку оно чаще всего бывает непредсказуемым, рискованным.

Отсюда следует, что существуют также побуждения, которые формируются на уровне подсознания или обусловлены неосознаваемыми мотивами и влечениями. Это необходимо учитывать при оценке мотивационных характеристик предпринимательской деятельности, так как в ней наиболее полно проявляются все психологические особенности человека.

В осознании мотивации как процесса ключевое место занимает выявление мотивов. Под мотивом понимается «побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей». Если мотив побуждает к действию, то цель определяет алгоритм деятельности; следовательно, мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель — к предмету (объекту), на который направлена деятельность.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в научной литературе взгляды и подходы к оценке мотивов предпринимательской деятельности. Выделяется три группы мотивов. Первая группа — удовлетворение потребностей; их удовлетворение не составляет смысла экономической деятельности и ее законы к ним неприложимы [1]. К этой группе относятся те предприниматели, которые мечтают и имеют волю основать свою частную «империю», свою династию. Потребность в господстве, власти, влиянии — вот мотивационный императив их предпринимательской деятельности, поскольку иным путем они не смогли бы осуществить свою мечту и добиться положения в обществе.

Вторая группа мотивов связана с волей к победе, стремлением к успеху, достигнутому в борьбе с конкурентами и самим собой. Эту группу мотивов можно условно назвать «потребностью в достижениях». Третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только здесь становится определяющим моментом в поведении человека, — вектором «мотив-цель».

Отмечается, что если первая группа мотивов предпринимательской деятельности в конечном счете приводит к формированию частной собственности, которая является существенным показателем эффек-

тивности этой деятельности, то в двух других группах речь идет не столько о собственности, сколько о тех уточненных способах, с помощью которых измеряется успех дела, доставляющий радость тому, кто достиг этого успеха.

Это нацеливает на создание в обществе благоприятного климата для проявления творческих способностей человека. Именно конкретное состояние социальной среды, положение личности в обществе, система потребностей и приоритетов определяют мотивационные принципы предпринимательского дела.

Среди побудителей предпринимательской деятельности можно выделить осознанные и неосознанные мотивы. Неосознанные мотивы представляют собой побуждения, которые формируются на уровне подсознания. Их приписывают эффекту пассионарности.

По способу самореализации предсказуемые мотивы предпринимательской деятельности разделяют на три основные группы: материальный интерес, самореализация в форме потребностей в достижениях и чувство удовольствия от ведения собственного дела, ощущение радости творчества [7, с. 94].

Можно выделить несколько мотивационных принципов предпринимательской деятельности. Основной из них — принцип потребления. Производство ради потребления соответствует человеческой сущности. Мерой накопления здесь служат материальные блага. При достижении определенного уровня потребления (установленного либо антимонопольным законодательством, либо стандартами) стремление к дальнейшему наращиванию объемов производства снижается, усилия направляются на поддержание и качественное совершенствование достигнутого уровня [5].

Указанный мотивационный принцип лежит в основе системы материальных интересов, которая включает соответствующие мотивы, такие как максимизация прибыли, накопление капитала, расширение рынков сбыта и др. Все мотивы этого порядка объединены одним интересом — материальным, собственностью во всех ее видах и формах. Это дает основание считать данный принцип базовым. На его основе представляется возможным создать систему мотивов, которая постоянно будет прирастать, видоизменяться сообразно тому, как будет меняться само производство.

Основываясь на анализе мотивационных концепций, можно предположить еще один интеграционный принцип — принцип активности. Общим признаком для мотивов этого порядка служит то, что источник мотивации находится в психологии личности, заложен в самом человеке. И, наконец, третьим основополагающим принципом мотивации предпринимательского труда является принцип надежности.

Основная проблема современного предпринимательства заключается в создании его организационно-хозяйственного механизма. К основным функциям этого механизма предпринимательства относятся следующие:

— реализация предпринимательского потенциала, заложенного в предпринимателях, каждой предпринимательской форме и структуре,

и обеспечение эффективного взаимодействия, конкуренции и сотрудничества между этими формами и структурами;

— осуществление самоорганизации и взаимодействия хозяйствующих субъектов в каждой форме и структуре предпринимательства с целью обеспечения организации эффективного воспроизводства предпринимательской структуры в целом;

— поддержание устойчивой мотивации предпринимателей и предпринимательских структур, осуществление новых комбинаций факторов производства на инновационной рисковой основе;

— обеспечение соответствия экономического поведения субъектов предпринимательской деятельности и саморегулирования системы предпринимательства требованиям экономических законов;

— устойчивое поддержание экономической, организационной, правовой, социальной, политической среды, обеспечивающей, с одной стороны, свободу и эффективное развитие предпринимательства, с другой — социальную ориентацию его развития.

Таким образом, эволюция концепций предпринимательства демонстрирует два подхода к определению этого понятия. Первый может быть определен как локальный (или линейный), фокусирующийся на индивидууме — предпринимателе и его предпринимательской деятельности, мотивах, характеристиках. Второй подход называют интерактивным (или нелинейным), поскольку акцентируется взаимосвязь и взаимозависимость деятельности предпринимателя и среды функционирования его предприятия.

Список литературы

1. Афанасенко И. Д. Русская цивилизация. СПб., 2006.

2. Гинс Г. К. Предпринимательство. М., 1992.

3. Основы предпринимательской деятельности / под ред. В. М. Власовой. М., 2000.

4. Петти В., Смит А., Рикардо Д. [и др.]. Классика экономической мысли. М., 2000.

5. Предпринимательство / под ред. М. Т. Лапусты. М., 2001.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. СПб., 1993.

7. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 2. М., 1986.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

Об авторах

Е. В. Бильчак — консультант Правительства Калининградской области.

Л. В. Пурыжова — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

The authors

E. V. Bilchack — consultant at Kaliningrad region Government.

L. V. Purizhova — PhD in Economy, IKSUR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.