УДК 330.1
Л. В. Пурыжова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
Представлены результаты исследования мотивов предпринимательской деятельности. Рассмотрены психологические критерии успешной предпринимательской деятельности, а также социально-психологические факторы, влияющие на повышение уровня предпринимательской активности. Изучены специфические психологические особенности предпринимателей, связанные с уровнем их притязаний, социально-психологические характеристики субъекта предпринимательской активности.
29
This article presents the results of research on motives for entrepreneur-ship. The author examines the psychological criteria for successful business, as well as the social and psychological factors whose influence increase the level of business activity. Special attention is paid to the psychological features of businessmen relating to the level of their ambitions, and the social and psychological characteristics of the subject of entrepreneurship.
Ключевые слова: предпринимательство, мотивация, экономическая активность, мотивы предпринимательской деятельности, психологические характеристики предпринимателя, социально-психологические аспекты предпринимательства, функции предпринимательского мотива.
Key words: entrepreneurship, motivation, economic activity, motives for entrepreneurship, psychological characteristics of entrepreneur, social and psychological aspects of entrepreneurship, function of entrepreneurial motive.
Развитие предпринимательской деятельности в современных условиях является важной составляющей экономической политики. Актуально в связи с этим изучение вопросов, связанных с активизацией предпринимательской деятельности и направлениями повышения экономической активности предпринимателей.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что для развития экономики и движения ее вперед важным становится развитие инициативы и творческого потенциала предпринимательства. Несмотря на значительное число исследований личности предпринимателя как в зарубежной, так и отечественной науке, механизмы социально-психологических процессов деятельности предпринимателя изучены недостаточно. Поэтому необходимо более глубокое исследование социально-психологических факторов, влияющих на повышение уровня предпринимательской активности.
Большинство зарубежных и отечественных ученых отмечают, что психологические особенности предпринимателя определяются, прежде всего, его мотивационной сферой. При этом отмечается, что данная сфера включает в себя такой элемент, как потребность в самоактуали-
© Пурыжова Л. В., 2015
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 3. С. 29-33.
30
зации. Причем вектор самоактуализации всегда направлен на реализацию личностного потенциала предпринимателя. Это объясняется тем, что предпринимательство как вид деятельности позволяет реализовать индивиду потребность в достижениях, которая очень развита у предпринимателей.
Необходимо отметить, что мотив достижения впервые был изучен Д. С. Мак-Клеландом с использованием тематического апперцепционного теста Г. А. Мюррея. Развитие мотива достижения базировалось на системе ценностей и особенностей социализации. Социально-психологическая особенность предпринимателей заключается в личной ответственности и самостоятельности, которые активируют их деятельность. Исследование мотива достижения позволило определить две тенденции в действиях предпринимателя: стремление к успеху и избежание неудачи.
Мотивационная сфера предпринимателя включает в себя такие социально-психологические элементы, как способность к риску (в большинстве случаев умеренному) и принятию решений (часто в ситуациях неопределенности), а также самооценка.
Необходимо отметить, что предприниматели обладают рядом специфических психологических особенностей, связанных с уровнем притязаний. Это готовность к автономной деятельности, в которой вся ответственность за принимаемые решения возлагается только на самого предпринимателя. В связи с этим часто предпринимательство относят к особому образу жизни.
Исследования показывают, что изучение психологических особенностей предпринимательства представляет достаточную сложность и выявляет многоаспектность мотивационной сферы личности предпринимателя.
Й. Шумпетер определял основную характеристику мотивации предпринимательства как использование новых способов организации деятельности, а основную роль предпринимательства описывал как универсальную общеэкономическую функцию. При этом он выделял три основных мотива, позволяющих осуществлять предпринимательскую деятельность: потребность в господстве, воля к победе и радость творчества [3].
Г. Гинкс отмечал, что для определения сущности предпринимательской деятельности необходимо уделять особое внимание психологическим свойствам индивида, таким как инициативность, творческий подход к осуществлению деятельности, осознанный риск для получения желаемого результата.
При анализе специфических особенностей мотивационной сферы предпринимательства в научной литературе выделяют следующие ее элементы:
1) готовность к рисковой деятельности;
2) стремление к свободе и независимости;
3) личностные качества (инициатива, самостоятельность и др.).
Все это позволяет говорить о том, что у личности выделяют особые
психологические качества, приводящие к предпринимательской деятельности.
Способность индивида к организации хозяйственной деятельности определяют как предпринимательские способности. У предпринимательства отмечают две составляющие: во-первых, это вид деятельности, обладающий специфическими особенностями, определяющим конечный результат; во-вторых, особый тип хозяйственного поведения индивида, обусловленный мотивом и социальной целью [1].
Предпринимательская активность связана с экономической деятельностью и представляет собой многогранное понятие, отражающее не только участие индивидов в создании новых предприятий и осуществление руководства ими, но и всю деятельность, связанную с организацией производственных систем, вплоть до их ликвидации.
Важный регулирующий момент предпринимательской активности — психологическое отношение предпринимателя к внешним условиям, в которых осуществляется экономическая деятельность.
Рассмотрим основные социально-психологические характеристики субъекта предпринимательской активности. Во-первых, это творческие способности, позволяющие в ограниченном информационном поле осуществлять деятельность и решать поставленные задачи. К творческим способностям относят: склонность к инновациям, предприимчивость, инициативность.
Вторая характеристика базируется на интеллектуальных способностях индивида, таких как гибкость и широта мышления, аналитические склонности.
Следующая группа характеристик связана с волевыми и эмоциональными чертами предпринимателя, его решительностью, уверенностью в своих силах, стремлением к самостоятельности.
Немаловажную роль играют характеристики, связанные с коммуникативными способностями. Эта составляющая позволяет предпринимателю выстраивать взаимоотношения не только внутри организации, но и с внешней средой — в интересах достижения поставленных целей.
Предпринимательская активность, как и деловая, отражает внутренние психологические и социальные составляющие активности, базирующиеся на целях, мотивах, ожиданиях и намерениях.
Перечисленные компоненты являются «пусковым механизмом» к началу экономической деятельности индивида. В связи с этим необходимо различать функции предпринимательского мотива. Первая из них — ориентирующая. Она определяет направление действия предпринимателя, его поведение. Вторая функция — смыслообразующая, позволяющая определить значимость выбранного личностного поведения. Третья функция — опосредующая. С ее помощью взаимодействуют внешние и внутренние побудители, вызывая предпринимательское действие. Четвертая функция — мобилизующая. В рамках ее реализации используются духовные и физические способности предпринимателя для осуществления профессиональной деятельности. Пятая функция — оправдательная. Она напрямую связана с предпринимательской этикой, эталоном делового поведения [2].
К. Макконнел и С. Брю определили, что мотивация предпринимательства выполняет следующие функции:
— готовность взять инициативу соединения ресурсов для осуществления производственного процесса;
31
32
— готовность принимать решения и нести правовую и имущественную ответственность за полученные результаты;
— готовность к новаторству;
— готовность к взвешенному риску.
Американский экономист Ф. Уокер отмечал, что в предпринимательской мотивации наряду с функцией владельца предприятия, который организовал соединение факторов производства с целью получения дохода, должна реализовываться и функция предпринимателя как собственника капитала.
Поскольку предпринимательство с социально-психологической точки зрения рассматривается как форма психической активности, в научной литературе выделяют следующие его особенности:
1) разработка формы предпринимательской активности по мере накопления социального опыта;
2) предметная направленность предпринимательской деятельности;
3) субъективность предпринимательской деятельности на базе потребности и мотивации конкретного предпринимателя;
4) освоение деятельности осуществляется при использовании процессов осознания внутренних мотивов и переходе их во внешние воздействия.
В связи с этим возникает необходимость изучения структуры предпринимательской деятельности. Ее анализ нашел отражение в исследованиях А. П. Леонтьева и Е. К. Климова, которые выделяют предпринимательские мотивы и психологические ресурсы предпринимателя как личности с характерными качествами стратегического мышления, инициативы, работоспособности. При этом внимание акцентируется на следующих основных мотивах: потребность во власти, стремление к самостоятельности и самоактуализации.
Выделяют следующие психологические критерии успешной предпринимательской деятельности. Во-первых, насколько мотив самореализации является доминирующим при осуществлении предпринимательской деятельности. Во-вторых, насколько предприниматель удовлетворен результатами своих действий и достижением поставленных целей. В-третьих, насколько у него реализуются предпринимательские способности.
К социально-психологическим факторам, оказывающим влияние на мотивационную сферу современного предпринимательства, относят те, которые определяют направление и развитие предпринимательской деятельности.
Большинство исследователей рассматриваемой области особое внимание акцентируют на высоком уровне мотивации достижения, которая будет четче проявляться при возникновении ситуаций, где предприниматель рассматривает себя как субъекта, ответственного за результаты своих действий и достижение успеха, даже при условии рисковой деятельности.
Таким образом, изучая подходы к определению предпринимательской деятельности, необходимо отметить, что с точки зрения социально-психологических аспектов предприниматель должен обладать творческими способностями и нестандартным подходом к принятию текущих и стратегических задач, что обусловлено рисковым характером его деятельности, в которой важную роль играют инновации.
В научных исследованиях существуют различные подходы к изучению и оценке социально-психологических факторов предпринимательской активности. Однако объединяет их направленность на выявление и типоло-гизацию видов этой активности и поиски возможностей для ее развития.
Список литературы
1. Афанасенко И. Д. Экономика и духовная программа России. СПб., 2001.
2. Халин С. М. Социология предпринимательства: попытка теоретической интерпретации понятия. Тюмень, 2004.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
Об авторе
Людмила Викторовна Пурыжова — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: Lwp2001@mail. ru
About the author
33
Dr Lyudmila Puryzhova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]