ART 15043
научно-методический электронный журнал
УДК 316.6
Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15043. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15043.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Заплетина Светлана Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных систем и права ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)», г. Самара
zapletina@ssau.ru; sn.zapletina@vandex.ru
Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований)
Аннотация. В статье исследуются социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса, критерии профессиональной ответственности предпринимателей, обусловленность профессиональной ответственности ценностно-смысловыми основами предпринимательства.
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, психологическая общность, психологические отношения, профессиональная ответственность предпринимателей, ценностно-смысловые основы предпринимательства. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Современный мировой политический и экономический кризис как системный кризис институциональных основ «постиндустриального общества потребления» поставил на повестку дня вопрос о целях и ценностях человеческой цивилизации, реализуемых в том числе в профессиональной деятельности. Предпринимательская деятельность, бизнес в контексте целей и ценностей представляют особый интерес.
Рассмотрим проблему социальной ответственности бизнеса в социально-психологическом аспекте, акцентируя внимание на социально-психологических характеристиках предпринимателей. Сегодня вполне устоявшимся является понимание социальной ответственности бизнеса как философии развития, в рамках которой бизнес добровольно принимает на себя дополнительные обязательства оказывать содействие обществу в решении социальных, экономических и экологических проблем в целях обеспечения устойчивого развития как бизнеса, так и общества, выходя за рамки определенного законом минимума. Заметим, что предмет исследования характеризуется значительной динамикой вследствие социально-экономических и политических изменений, социально-психологических трансформаций, нуждается в систематическом обновлении базы исследований и дальнейшей теоретической разработке. На наш взгляд, логично рассматривать социальную ответственность бизнеса комплексно, с учетом всего многообразия составляющих данного феномена. Важно учитывать и влияющие на него факторы: уровень институционализа-ции социальной ответственности, эффективность социальной политики государства, объективную обусловленность усиления взаимного тяготения бизнеса и власти к взаимодействию в решении экологических и социальных проблем, в том числе в контексте социально-психологических детерминант - преодоления социально-психологических рисков и обеспечения психологической общности социума [1]. Отметим, что имеет место корреляция социальной ответственности бизнеса и ответственности предпринимателей как психологического отношения к другим субъектам делового взаимодействия - различным группам заинтересованных в развитии бизнеса и испытывающих его влияние сторон - стейкхолдерам, к коим следует, прежде всего, отнести клиентов - заказчиков, партнеров, сотрудников компаний, население территорий, различные общественные объединения и структуры власти.
f\j ■Л f\j
ART 15043
научно-методический электронный журнал
УДК 316.6
Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15043. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15043.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Психологические отношения трактуются нами в рамках получившей в психологической науке распространение концепции психологических отношений (В. Н. Мя-сищев [2], Б. Ф. Ломов [3], К. К. Платонов [4], Е. В. Шорохова [5], А. Л. Журавлев [6], В. П. Позняков [7; 8] и др.). Мы рассматриваем психологические отношения как субъективные психические отражения внешних условий жизнедеятельности и тех объективных социальных связей, которые складываются у субъектов социального взаимодействия с различными сторонами окружающего мира. Отметим: являясь результатом и следствием изменения внешних условий жизнедеятельности, психологические отношения выполняют важнейшую функцию самоопределения и внутренней регуляции социального поведения субъектов [8]. При этом психологические отношения имеют субъективно-оценочный, избирательный характер, что проявляется в своеобразии предпочтений и выборов субъектами взаимодействия условий, содержания и конкретных видов деятельности.
Как особые состояния сознания, включающего психические процессы, психические состояния и психические свойства, психологические отношения проявляются в когнитивном, эмоциональном и оценочном аспектах, предшествуют реальному поведению личности и выражают ее готовность к определенному типу поведения и социального взаимодействия. Именно поэтому в течение последних десятилетий общепсихологическое понятие психологических отношений одновременно рассматривается как важнейшая категория социальной психологии. Этот тезис является базисным в концепции психологических отношений субъектов совместной жизнедеятельности. Авторы концепции (А. Л. Журавлев, В. П. Позняков и др.) рассматривают психологические отношения как динамические характеристики индивидуального и группового сознания субъектов социального взаимодействия [9], отражающие внешние условия жизнедеятельности и выполняющие функцию самоопределения - регуляции социального поведения.
Отметим, что ответственность как психическое свойство личности и проявление направленности сознания предполагает исполнение индивидом норм, правил, требований с учетом существующих возможностей и ограничений в различных сферах. Профессиональная ответственность, являясь структурным элементом профессионального сознания, отражает отношение субъекта труда к его содержанию и результатам, к другим субъектам и самому себе в процессе труда. Характер этого отношения обусловливается в первую очередь необходимостью исполнения профессиональных требований в заданных социумом координатах. С понятием профессионального сознания в современной психологии связывают все проявления сознания личности, обусловленные: «местом и значением профессии в профессиональной структуре общества; отношением личности к профессии, ее представителям и себе как профессионалу; профессиональными идеалами; уровнем профессиональных знаний и умений; выраженностью профессиональных способностей; профессиональными перспективами и достижениями; переживаниями успехов и неудач в профессиональной деятельности» [10]. Если понимать под структурой сознания его основные компоненты и функции, то в профессиональном сознании следует выделить своеобразие протекания психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления и т. д.) в ходе профессиональной деятельности (компоненты профессионального сознания), к числу важнейших функций отнести профессиональное познание, целеполагание, отношение, функцию идентификации, иными словами, профессиональные цели, профессиональные знания, профессиональные отношения и профессиональное самосознание. При этом профессиональное самосознание, как
r\J f\J
ART 15043
научно-методический электронный журнал
УДК 316.6
Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15043. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15043.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
самосознание вообще, выступает высшей формой профессионального сознания -это осознание человеком своего «Я» и своих поступков в профессии, саморефлексия. В формировании профессиональной ответственности профессиональное самосознание имеет решающее значение.
В исследованиях российского предпринимательства, осуществляемых в Институте психологии РАН с начала 90-х гг. (А. Л. Журавлев, В. П. Позняков [11], [12], [14], А. Б. Купрейченко [14] и др.), ответственность рассматривается как вид психологического отношения, выполняющий функцию регуляции делового взаимодействия предпринимателей. При этом в новых социально-экономических условиях формирующейся рыночной экономики существенным становится фактор автономности участников делового взаимодействия - автономности выбора целей и моделей поведения. В исследованиях профессиональной ответственности (В. А. Бодров, А. Г. Луценко [15], Е. Д. Дорофеева [16] и др.) наибольшее значение придается таким характеристикам профессионального поведения, как отношение к труду, предмету труда, к другим людям (доброта, отзывчивость, требовательность, тактичность, доброжелательность, эмпатия), а также характеристикам социально-этической сферы личности (дисциплинированность, честность, добросовестность, обязательность). Полагаем, что в связи с этим профессиональную ответственность предпринимателей в социально-психологическом аспекте можно рассматривать как комплекс эмоциональных представлений и оценок, характеризующихся разной степенью готовности личности реализовывать те или иные характеристики делового взаимодействия.
Особенности взаимодействия, проявления профессиональной ответственности предпринимателей в отношении различных субъектов делового взаимодействия -групп стейкхолдеров в последние годы подробно исследованы в работах В. П. Познякова [17], [18], Е. Б. Филинковой [19]. Авторы отмечают дифференцированный подход предпринимателей к каждой из значимых групп делового взаимодействия.
Более ответственно предприниматели относятся к «партнерам» и «заказчикам». Установлена взаимосвязь между ответственным отношением предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия - представителям разных групп - и оценками опыта делового взаимодействия. Отношение к «партнерам» и «заказчикам» в меньшей степени взаимосвязано с оценками опыта делового взаимодействия, что дает основание характеризовать устойчивость данного вида отношения во взаимодействии с этими группами. Установлена более тесная связь ответственного отношения к «заказчикам» с ожиданием краткосрочных перспектив делового взаимодействия. Ответственное отношение к «партнерам» связано с оценкой степени взаимозависимости в деловом взаимодействии. Так, в частности, к важнейшим критериям принятия и реализации профессиональной ответственности в отношении клиентов компании исследователи относят понимание нужности своего дела людям, наличие положительной обратной связи с клиентами и, как следствие, удовлетворенность деятельностью. При этом наибольшее значение хорошие отношения со стороны клиентов имеют для малого бизнеса. Исследователями обнаружена прямая зависимость между оценкой частоты получения положительной обратной связи от клиентов с оценкой успешности предпринимательской деятельности. Наиболее часто указывают на свою «нужность» людям как критерий профессиональной ответственности те предприниматели, основным мотивом деятельности которых выступает желание быть полезным социуму и которым удается наиболее полно реализовать профессиональные компетенции в своей практической деятельности. Оценка опыта взаимодействия с партнерами позволила выявить взаимосвязь профессиональной ответственности с оценкой
PU о 'V
ART 15043
научно-методический электронный журнал
УДК 316.6
Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15043. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15043.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
степени риска. Чем реже предприниматель встречается с нечестностью, необязательностью со стороны партнеров, тем выше оценка благоприятности микроэкономических условий деятельности [20]. В анализе ответственности предпринимателей в отношении сотрудников Е. Б. Филинкова выделяет такой критерий, как характер отношений к ним: сотрудники как средство и сотрудники как партнеры. Предприниматели с субъектным характером отношения к сотрудникам чаще признают, что их дело нужно людям, демонстрируют более высокий уровень самореализации в предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами [21]. Тем самым подтверждается важная роль опоры на коллектив, поддержки со стороны сотрудников в реализации целей, с одной стороны, и различие в изначально поставленных целях между предпринимателями - с другой.
Предпринятый нами анализ выявленных в ходе эмпирических исследований критериев принятия предпринимателями профессиональной ответственности в отношении различных групп заинтересованных сторон - субъектов делового взаимодействия обусловливает, с нашей точки зрения, необходимость специального рассмотрения и идентификации корреляционных связей профессиональной ответственности и ценностно-смысловых основ предпринимательской деятельности. Среди основных ценностей и смыслов современных предпринимателей исследователи отмечают: материальные ценности, ценность деятельности и удовлетворенность ею как таковой, ценность свободы в выборе образа и стиля жизни; ощущение собственного психологического благополучия; понимание нужности своего дела; стремление к самореализации; социальную ответственность, понимаемую как честность и порядочность в отношениях с партнерами, клиентами, сотрудниками, необходимость «вкладываться в подрастающее поколение», ответственность перед близкими людьми и т. п. [22]. Полученные результаты позволяют рассматривать субъективно-личностные ценностные ориентации предпринимателей как основания для ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия, свидетельствуют о наличии взаимосвязи между содержательными аспектами ответственного отношения и ценностными ориентациями, которые выступают в роли критерия выбора личностью характера отношения к другим участникам делового взаимодействия. В частности, установлено, что предприниматели, в ряду ценностных приоритетов которых преобладают «любовь», «счастливая семейная жизнь», «свобода», «творчество», выше оценивают свое ответственное отношение к другим участникам делового взаимодействия, нежели предприниматели с высоким приоритетом ценностной ориентации «материально обеспеченная жизнь». Предприниматели, ответственно относящиеся к другим участникам делового взаимодействия, в большей степени характеризуются ценностными ориентациями, способствующими сохранению отношений с другими людьми [23].
Выявлены в рамках эмпирических исследований различия в степени выраженности ответственного отношения и его качественных характеристик у предпринимателей - представителей разных социально-демографических групп. Предприниматели-мужчины в большей степени, нежели женщины, характеризуются принятием ответственности за качественные характеристики отношений, отражающие сотрудничество, кооперацию в деловом взаимодействии. Предприниматели-женщины в большей степени по сравнению с мужчинами характеризуются ориентацией на толерантное, терпимое отношение к участникам делового взаимодействия.
Отметим, что ценностно-смысловые основы предпринимательской деятельности в существенной степени определяют содержание и направленность профессио-
ГУ r\J
ART 15043
научно-методический электронный журнал
УДК 316.6
Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15043. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15043.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
нального сознания предпринимателей, имеют свою динамику на разных этапах предпринимательской деятельности. На этапе вхождения в предпринимательскую деятельность характерно переживание собственного бытия и жизненных смыслов; на стадии формирования предпринимательской самоидентичности наблюдается выраженная ценностная и смысловая динамика, отражающая самоосмысление, переоценку жизненного пути и ценностных категорий; актуальная деятельность успешных предпринимателей характеризуется выраженностью целого ряда внешних, личностных и экзистенциальных ценностей [24]. В связи с этим следует предположить, что обеспечение баланса ценностей и смыслов предпринимательства, ориентация профессионального сознания на исполнение критериев профессиональной ответственности в отношении всех групп заинтересованных сторон на современном этапе экономического развития становятся все более важным социально-психологическим аспектом социальной ответственности бизнеса.
Важно упомянуть то обстоятельство, что по международным экспертным оценкам (исследования McKinsey Global Institute - MGI) [25] в ближайшие 50 лет будет происходить существенное снижение темпов роста глобальной экономики. Мировой ВВП в среднем будет прибавлять вдвое меньше, чем в предыдущие полвека: всего 2,1% в год даже при сохранении темпов роста производительности труда из-за демографических трендов, в том числе снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Чтобы полностью компенсировать демографический фактор, рост производительности труда должен ускориться на 80%, до 3,3% в год. Но не гарантировано даже сохранение его прежнего темпа (1,8%). Увеличение продуктивности, по расчетам MGI, лишь на 1/4 обеспечивается новыми технологиями, а на 3/4 - распространением «лучших практик», когда отстающие страны и фирмы догоняют лидеров. Основное препятствие - низкая производительность труда. При этом уточним, что в крупном бизнесе России производительность труда в 1,7 раза ниже, чем у конкурентов из стран Восточной Европы или БРИК, почти втрое ниже, чем в Западной Европе и США, в 3,4 раза ниже, чем в крупных компаниях Японии [26].
Таким образом, рост как мировой экономики, так и российской будет зависеть в ближайшие годы от конкурентной борьбы, предопределяющей необходимость повышать эффективность бизнеса, искать резервы для повышения производительности труда. Важными факторами повышения производительности труда являются развитие компетенций и создание систем мотивации различных категорий работников. Ранее нами уже отмечалось, что в современных условиях необоснованно ставить вопрос лишь о финансовых аспектах мотивации. Не менее важно использовать такие факторы, как ответственность, самостоятельность, творчество в работе квалифицированного персонала, служение ценностям не только личного успеха, но моральным ценностям компании и общества. Именно поэтому решение задачи повышения производительности труда непосредственно связано с осуществлением практик социальной ответственности бизнеса. Полагаем, что на современном этапе эти практики могут эффективно развиваться в рамках модели социально-мотивационного управления, когда социальная ответственность предпринимателя порождает ответственность (патриотизм) работников по отношению к предпринимателю за соблюдение дисциплины труда и производства, за конечные результаты своей фирмы [27].
Отметим, подводя итог, что в целях обеспечения устойчивого развития общество объективно заинтересовано в создании и совершенствовании механизмов реализации социальной ответственности бизнеса, социально-психологическим аспектом которой выступает профессиональная ответственность предпринимателей. Выяв-
(V Г (V
КОНЦЕПТ
Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15043. - 0,5 п. л. - URL: http://e-
49965Р^.Ги/2№2304512403<И1т' ~ ^ ^ ЭЛ № ФС 7?"
ДОТ 15043 УДК 316.6 ' " '
ленные корреляционные связи актуализируют необходимость формирования соответствующих требованиям и ожиданиям социума ценностно-смысловых основ предпринимательской деятельности. Решение этой задачи целесообразно рассматривать, на наш взгляд, и в такой практической плоскости, как организация системы бизнес-образования, в том числе в контексте постановки целей и определения содержания образовательных программ и программ психологического сопровождения.
Ссылки на источники
1. Заплетина С. Н. Социальная ответственность бизнеса как функция менеджмента социально-психологических рисков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/118-13967 (дата обращения 18.07.2014).
1. Мясищев В. Н. Психология отношений / сост. В. А. Журавель. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 400 с.
2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
3. Платонов К. К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.
4. Шорохова Е. В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1975. С. 63-72.
5. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. - С. 105-160.
6. Позняков В. П. Концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психология субъекта и психология человеческого бытия. -Краснодар, 2010. С. 107-129.
7. Позняков В. П. Психологические отношения субъектов совместной жизнедеятельности // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 1. - С. 173.
8. Там же. - С. 172.
9. Акопов Г. В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. -М.: Ин-т психологии РАН, 2010. - С. 61.
10. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. -1993. - Т. 14. - № 6. - С. 23-34.
11. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 61-68.
12. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. - 480 с.
13. Купрейченко А. Б., Журавлев А. Л. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства/ отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. - М.: Ин-т психологии РАН,1999. - С. 89-109.
14. Бодров В. А., Луценко А. Г. Профессиональная ответственность как психологическая категория субъекта деятельности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. - С. 157-167.
15. Дорофеев Е. Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М.,1994. - 152 с.
16. Позняков В. П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. - 1998. - № 5. - С. 32-43.
17. Позняков В. П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. - М.: Ин-т психологии РАН, 2001. - 240 с.
18. Филинкова Е. Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 166 с.
19. Позняков В. П. Психологические отношения и деловая активность ...
20. Филинкова Е. Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей .
21. Сметанова Ю. В. Личностный потенциал как ресурсная составляющая инновационно-предпринимательской направленности: дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2012. - 217 с.
КОНЦЕПТ
Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15043. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15043.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 15043 УДК 316.6
222. Позняков В. П., Груздева Е. А. Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 3. - С. 226-234.
23. Сметанова Ю. В. Ценностно-смысловые основания предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 365. - С. 157.
24. Эппле Н., Грозовский Б. В ближайшие 50 лет экономический рост обеспечит только бизнес // Ведомости.ru [сайт]. - URL: http:// www.vedomosti.ru/newsline/news/39108341/trudnyj-rost (дата обращения 6.02.2015).
25. Надо создавать новые ценности // РА «Эксперт» [сайт]. - URL: http://www.raexpert.ru/project/expert400/2013/resume/ (дата обращения 20.11.2013).
26. Заплетина С. Н. Стратегия КСО как условие эффективного и устойчивого развития общества // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т. 15. - № 6(4). - С. 1066.
Svetlana Zapletina, issn 2304-120Х
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Social Systems and Law, Samara State Aerospace University, Samara zapletina@ssau.ru, sn.zapletina@yandex.ru
Social and psychological aspects of corporate social responsibility (based on Russian studies) Abstract. The paper examines the social and psychological aspects of corporate
social responsibility, the criteria of professional liability of businesspersons, professional liability due to value-semantic foundations of entrepreneurship.
Key words: corporate social responsibility, psychological community, psychological attitude, professional
liability business, value-semantic foundations of entrepreneurship.
References
1. Zapletina, S. N. (2014) "Social'naja otvetstvennost' biznesa kak funkcija menedzhmenta social'no-psihologicheskih riskov", Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, № 4. Available at: http://www.science-education.ru/118-13967 (data obrashhenija 18.07.2014) (in Russian).
2. Mjasishhev, V. N. & Zhuravel', V. A. (ed.) (2011) Psihologija otnoshenij, MPSI, Moscow; MODJeK, Voronezh, 400 p. (in Russian).
3. Lomov, B. F. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii, Nauka, Moscow, 444 p. (in Russian).
4. Platonov, K. K. (1972) O sisteme psihologii, Mysl', Moscow, 216 p. (in Russian).
5. Shorohova, E. V. & Shorohova, E. V. (ed.) (1975) Social'no-psihologicheskoe ponimanie lichnosti // Metodologiche-skie problemy social'noj psihologii, Nauka, Moscow, pp. 63-72 (in Russian).
6. Zhuravlev, A. L. (2005) Psihologija sovmestnoj dejatel'nosti, Izd-vo In-ta psihologii RAN, Moscow, pp. 105-160 (in Russian).
7. Poznjakov, V. P. (2010) "Koncepcija psihologicheskih otnoshenij individual'nyh i gruppo-vyh sub#ektov sovmestnoj zhiznedejatel'nosti", Psihologija sub#ekta i psihologija chelovecheskogo bytija, Krasnodar, pp. 107-129 (in Russian).
8. Poznjakov, V. P. (2013) "Psihologicheskie otnoshenija sub#ektov sovmestnoj zhiznedejatel'nosti", Znanie. Ponimanie. Umenie, № 1, p. 173 (in Russian).
9. Op. cit., p. 172.
10. Akopov, G. V. (2010) Psihologija soznanija. Voprosy metodologii, teorii i prikladnyh issledovanij, In-t psihologii RAN, Moscow, p. 61 (in Russian).
11. Zhuravlev, A. L. & Poznjakov, V. P. (1993) "Social'no-psihologicheskie trudnosti stanovlenija malogo biznesa v Rossii (analiz gruppovogo mnenija predprinimatelej)", Psihologicheskij zhurnal, vol. 14, № 6, pp. 23-34 (in Russian).
12. Zhuravlev, A. L. & Poznjakov, V. P. (1994) "Rossijskie predprinimateli v sovremennoj social'noj structure", Sociologicheskie issledovanija, № 5, pp. 61-68 (in Russian).
13. Zhuravlev, A. L. & Poznjakov, V. P. (2012) Social'naja psihologija rossijskogo predprini-matel'stva: koncepcija psihologicheskih otnoshenij, In-t psihologii RAN, Moscow, 480 p. (in Russian).
14. Kuprejchenko, A. B. & Zhuravlev, A. L. (1999) "Otnoshenie sovremennyh rossijskih pred-prinimatelej k moral'no-jeticheskim normam delovogo povedenija", in Zhuravlev, A. L. & Shorohova, E. V. Social'no-psihologicheskie issledovanija rukovodstva i predprinimatel'stva, Moscow In-t psihologii RAN, pp. 89109 (in Russian).
ru "7 м
977230412015902
ART 15043
научно-методический электронный журнал
УДК 316.6
Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15043. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15043.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
15. Bodrov, V. A. & Lucenko, A. G. (1991) "Professional'naja otvetstvennost' kak psihologiche-skaja kate-gorija sub#ekta dejatel'nosti", Psihologicheskie issledovanija problemy formirovanija lichnosti professional, In-t psihologii AN SSSR, Moscow, pp. 157-167 (in Russian).
16. Dorofeev, E. D. (1994) Vnutrigruppovaja otvetstvennost' v uslovijah sovmestnoj dejatel'nosti: dis. ... kand. psihol. nauk, Moscow, 152 p. (in Russian).
17. Poznjakov, V. P., Filinkova, E. B. (1998) "Psihologija uspeshnogo predprinimatel'stva: opyt issledovanija i prakticheskoj raboty", Prikladnaja psihologija, № 5, pp. 32-43 (in Russian).
18. Poznjakov, V. P. (2001) Psihologicheskie otnoshenija i delovaja aktivnost'rossijskih predprinimatelej, Int psihologii RAN, Moscow, 240 p. (in Russian).
19. Filinkova, E. B. (2001) Social'no-psihologicheskie harakteristiki predprinimatelej s raznym urovnem udovletvorennostipredprinimatel'skoj dejatel'nost'ju: dis. ... kand. psihol. nauk, Moscow, 166 p. (in Russian).
20. Poznjakov, V. P. (2001) Op. cit.
21. Filinkova, E. B. (2001) op. cit.
22. Smetanova, Ju. V. (2012) Lichnostnyj potencial kak resursnaja sostavljajushhaja innovaci-onno-predprinimatel'skojnapravlennosti: dis. ... kand. psihol. nauk, Tomsk, 217 p. (in Russian).
23. Poznjakov, V. P. & Gruzdeva, E. A. (2013) "Social'no-psihologicheskie faktory otvetstven-nogo otnoshenija predprinimatelej k drugim uchastnikam delovogo vzaimodejstvija", Znanie. Ponimanie. Umenie, № 3, pp. 226-234 (in Russian).
24. Smetanova, Ju. V. (2012) "Cennostno-smyslovye osnovanija predprinimatel'skoj dejatel'nosti", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, № 365, p. 157 (in Russian).
25. Jepple, N. & Grozovskij, B. "V blizhajshie 50 let jekonomicheskij rost obespechit tol'ko biznes", Ve-domosti.ru [sajt]. Available at: http:// www.vedomosti.ru/newsline/news/39108341/trudnyj-rost (data obrashhenija 6.02.2015) (in Russian).
26. "Nado sozdavat' novye cennosti", RA "Jekspert" [sajt]. Available at: http://www.raexpert.ru/project/expert400/2013/resume/ (data obrashhenija 20.11.2013) (in Russian).
27. Zapletina, S. N. (2013) "Strategija KSO kak uslovie jeffektivnogo i ustojchivogo razvitija obshhestva", Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, vol. 15, № 6(4), p. 1066 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
ru Q <V