EDN: XHMRHH
В.В. Сулимин - к.социол.н., старший преподаватель кафедры предпринимательского права, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
V.V. Sulimin - candidate of sociological sciences, senior lecturer of the department of entrepreneurial law, Ural state economic university, Yekaterinburg, Russia.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО: ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ BUSINESS LAW: LICENSING OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Для регулирования экономической сферы, в целях преодоления в ней негативных явлений, государство использует целый ряд особых порядков функционирования его субъектов, основанных на нормах административного права. Одним из таких административно - правовых режимов является комплекс мероприятий, связанных с выдачей, приостановлением, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами установленных лицензионных требований. В статье проанализировано современное состояние системы выдачи специальных разрешений на осуществление в Российской Федерации деятельности по реализации процессов обучения и воспитания. Рассмотрены сущность и специфика данного вида государственного контроля. Описаны нововведения в порядок выдачи лицензий на осуществления образовательной деятельности. Перечислены некоторые проблемы, предложены пути их решения. В заключении автор отмечает ряд изменений в порядке выдачи образовательных лицензий, которые направлены на совершенствование образовательного процесса, обеспечение гарантии качественного обучения и воспитания дошкольников, учащихся общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов.
Abstract. To regulate the economic sphere, in order to overcome negative phenomena in it, the state uses a number of special procedures for the functioning of its subjects, based on the norms of administrative law. One of such administrative and legal regimes is a set of measures related to the issuance, suspension, cancellation of licenses, control of licensing authorities over compliance by licensees with established licensing requirements. The article analyzes the current state of the system for issuing special permits for the implementation in the Russian Federation of activities to implement the processes of education and upbringing. The essence and specifics of this type of state control are considered. Innovations in the procedure for issuing licenses for educational activities are described. Some problems are listed, ways to solve them are proposed. In conclusion, the author notes a number of changes in the procedure for issuing educational licenses, which are aimed at improving the educational process, ensuring the quality of education and upbringing of preschoolers, students of general education institutions, students of colleges and universities.
Ключевые слова: лицензирование, образовательная деятельность, образовательная организация, разрешение, экономика образования.
Keywords: licensing, educational activity, educational organization, permission, economics of education.
Введение
В настоящее время, от того, в каком состоянии находится система обращения с лицензиями и ее взаимодействие с иными порядками функционирования государственных субъектов, основанных на нормах административного права, зависят скорость развития экономики страны, ее способность превосходить в заданных условиях конкурентов, противостоять неблагоприятным внутренним и внешним силам, сохраняя стабильные показатели использования ресурсов.
Как установлено актуальными нормативно - правовыми актами, в РФ функционируют следующие институты, регулирующие действия людей по удовлетворению своих потребностей путем производства материальных благ и услуг и обмена ими: выдача государством разрешений на совершение определенных действий; выявление квалификации, уровня знаний сотрудников организаций и учреждений, оценка их способностей, профессиональных и личностных компетенций; официальное подтверждение соответствия претендентов на аккредитацию существующим критериям, показателям, требованиям; определение соответствия квалификации лица, получившего определенное образование, требованиям к квалификации работника в соответствии с профессиональными стандартами для самостоятельного осуществления конкретной деятельности; государственная регистрация физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательством, а также личностей, обладающих качеством профессиональной субъектности; внесение данных о субъектах/объектах в установленные государством формы систематизации и учета, информационные ресурсы, систематизированные системы сведений, обуславливающие ведение деятельности, направленной на регулярное получение прибыли; ограничение государством объема экспорта/импорта отдельной продукции; разрешение государством пользования несколькими видами недр; позволение один раз создать ввезти в страну, вывезти с ее территории, перевезти транзитом, использовать продукт, создать/применить в деятель-
ности объект; подтверждение соответствия продукта существующим требованиям; подтверждение внесения продукта в соответствующий государственный реестр, соответствия его гигиеническим санитарным правилам и нормам, актуальным на момент осуществления этого действия в стране.
Основная часть
Характерным признаком системы выдачи, приостановления, аннулирования лицензий, отличающим ее от иных административно - правовых режимов, посредством которых регулируется экономическая сфера, по мнению современных исследователей, является сосуществование в ней разрешительного и контрольно - надзорного аспектов.
С одной стороны, в процессе лицензирования соискатель получает разрешение на осуществление деятельности, направленной на получение регулярной прибыли, определенного вида. С другой стороны, обращение с лицензиями неразрывно связано с контрольными мероприятиями. Перед выдачей разрешения обязательно проводятся проверки. Затем контролируется соблюдение лицензиатом порядка осуществления той деятельности, на которую выдано это разрешение.
Еще одной отличительной чертой системы обращения с лицензиями можно назвать то, что данный разрешительный режим в экономической сфере уже достаточно хорошо разработан в России. Его нормативно - правовая база имеет высокий уровень кодификации. Федеральный закон № 99 - ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" - это регулирующий нормативно - правовой акт унифицированного характера. Его можно применять для выдачи разрешения на большинство видов экономической деятельности, подлежащих лицензированию. В нем также содержится закрытый список с перечнем тех видов деятельности, разрешение на осуществление которых выдается согласно специальному порядку, который устанавливают законы федерального статуса.
После распада Союза ССР некоторое время централизованное регулирование процесса выдачи разрешений на право осуществления некоторых действий, подтверждаемых одноименным документом, было весьма хаотичным. Обязанность получения разрешений на разные виды деятельности устанавливалась неконтролируемым образом самыми разными органами власти федерального и регионального уровней [7].
Ситуация начала меняться лишь после того, как было принято Постановление российского Правительства № 1418 от 24.12 1994 года, регламентировавшее порядок работы лицензирующих органов. Позже, в 2003 году, этот порядок был детализирован, услуги по выдаче разрешений стали переводиться в электронный вид, стал разрабатываться упрощенный режим данного вида государственного контроля.
С 2011 года, когда вступил в силу Закон № 99 - ФЗ от 4 мая "О лицензировании отдельных видов деятельности" [8], срок, на который выдается разрешение на осуществление деятельности определенного вида, перестал быть ограниченным. Кроме того, согласно данному нормативному правовому акту, документы на получение разрешения осуществлять деятельность определенного вида можно подавать в электронном виде. Любое лицензионное дело теперь может быть оцифровано. Сформирован электронный реестр лицензий. Детализированы требования к составу комплекса документов, в котором отражаются все связанные с лицензиатом действия. Отрегулирован порядок переоформления разрешений. Четко описаны направления, формы, алгоритмы контроля за соблюдением управляющими организациями лицензионных требований. Установлен запрет на взимание платы с соискателей разрешений и лицензиатов. Исключение составляет лишь пошлина, ее размер и порядок описаны в законах о налогах и сборах. Также бесплатно предоставляются сведения из реестров разрешений. Решение о выдаче лицензии сейчас принимается в течение 45 рабочих дней. Это более 60 календарных суток. Для мониторинга процессов обращения с лицензиями используется ГИС федерального уровня.
Аналитики выделяют на сегодняшний день некоторые проблемы системы выдачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности и предлагают меры их преодоления [1].
Виды деятельности, на осуществление которых государство выдает разрешения, жестко привязаны к определенным местам, которые лицензирующие структуры вправе проверять. Это требует от лицензирующих органов неоправданных затрат трудовых ресурсов и бюджетных средств и является одновременно нецелесообразным обременением для бизнеса. Представляется, что в большинстве случаев указание места, где будет осуществляться деятельность, на которую выдается разрешение, можно вообще исключить из соответствующих документов, убрав таким образом хотя бы один административный барьер.
Пока еще недостаточно четко разработаны формы и методы проверки того, как соблюдают лицензионные требования соискатели разрешений. Отсутствует подробный регламент ситуаций, когда проводятся выездные и документарные проверки.
Слабо налажено взаимодействие лицензирующих структур и налоговых органов. Если реорганизуемые лицензиаты не станут самостоятельно обращаться с заявлением о переоформлении разрешения, а это будет делаться на основании сведений, предоставляемых в рамках межведомственных информационных контактов налоговыми органами, то лицензионная работа во многом упростится.
Разрешение на осуществление образовательной деятельности выдается в силу статьи 91 Федерального закона № 273 - ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации" [9] по следующим направлениям: виды, уровни образования; профессии; специальности; направления подготовки; подвиды дополнительного образования.
Правом выдавать лицензии на осуществление образовательной деятельности наделены Росо-брнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере образования. Посредством выдачи таких разрешений государство гарантирует качество образования.
В ходе выдачи специального разрешения устанавливается, соответствует ли деятельность по развитию и образованию учащихся программам, которые были заявлены. Для этого оцениваются условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а именно то, насколько они соответствуют действующим строительным, санитарно - гигиеническим требованиям, обеспечивают ли охрану здоровья детей, работников ОУ. Также проверяются оборудование помещений, где проходят занятия, соответствие стандартам принципов направленного и организованного взаимодействия взрослых и детей, реализующего в условиях педагогической системы цели образования и воспитания, наличие среднего профессионального или высшего образования у каждого педагога, отношение фактической численности педагогических работников к числу должностей по штату образовательного учреждения.
По итогам мероприятий, связанных с разрешением на осуществление образовательной деятельности, ОУ получает свидетельство об аккредитации, дающее право организовывать совместную деятельность педагогов и детей и выдавать документы, которые подтверждают, что гражданин прошел обучение в данном образовательном учреждении.
Разрешение выдается для осуществления образовательных услуг следующих видов: а) основное образование, направленное на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста; б) начальное общее, основное общее, среднее общее образование; в) среднее профессиональное образование; г) высшее профессиональное образование, по итогам которого присваиваются степени бакалавра, магистра, специалиста; д) высшее профессиональное образование по подготовке специалистов высшей категории; е) образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию; ж) формирование у обучающихся знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций.
В ситуации, когда образовательную деятельность осуществляет непосредственно индивидуальный предприниматель, имеющий официальную регистрацию, специального разрешения не требуется [5, стр. 280]. Но такое лицо не вправе нанимать иных специалистов, оно обязано работать исключительно самостоятельно. В качестве примера можно назвать преподавателей, дающих частные уроки на дому или дистанционно. Если индивидуальный предприниматель лично ведет занятия кружков, секций, студий и не привлекает к этой работе сторонних специалистов, его деятельность такого рода не подлежит лицензированию [4].
У процесса выдачи разрешений на осуществление образовательной деятельности есть свои особенности:
1. Переоформление лицензии осуществляется на основании общих правил, а также в случае реорганизации юридического лица. Переустройство организации может иметь вид присоединения или слияния. При этом у присоединяемой или реорганизуемой структуры обязательно должна иметься действующая лицензия на ведение рассматриваемого вида деятельности.
2. В законе установлены основания дополнительного характера, в силу которых лицензиату могут быть возвращены поданные им документы. Такое происходит, если документы подаются в орган, в компетенцию которого не входит выдача разрешений на осуществление образовательной деятельности, либо в них указаны программы, которые лицензиат не вправе реализовывать. Лицензиату также возвращаются документы, если выясняется, что он не исполнил предписание Федеральной службы по надзору в сфере образования [2].
3. Соответствующие нормативные правовые акты устанавливают специфику процедур по выдаче разрешений образовательным организациям, учредителями которых выступают религиозные структуры. Духовная образовательная организация в процессе получения разрешения обязана подтвердить документально, что педагогические работники обладают богословскими степенями и званиями. Загранучреждения МИД России все необходимые документы передают в лицензирующие органы через Министерство иностранных дел нашей страны. Выводы
Положение о лицензировании устанавливает ряд заслуживающих особого внимания требований. К примеру, ОО - лицензиат обязательно должно быть собственником какого - либо строения, здания, помещения. Это гарантирует надлежащее обеспечение процесса взаимодействия взрослых и детей, направленного на достижение социально значимых результатов и соответствующее требованиям качество образовательной деятельности. Собственник помещения обязательно должен указывать в лицензии адрес места, где находится имущество, используемое для осуществления социально -коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического, физического развития обучающихся. Правда, в целях упрощения контрольно - надзорной работы это требование не касается тех ОО, которые реализуют программы дополнительного профессионального образования и программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих [3].
В законодательстве отсутствует четкий список с перечнем документов и материалов, которые вправе запрашивать органы, осуществляющие контролирующую деятельность [10]. Если такой список будет закреплен в нормативном правовом акте, это станет препятствием для злоупотреблений со стороны лиц, контролирующих работу ОО, позволит образовательным организациям собирать полные пакеты документов, что, соответственно, положительно скажется на организации учебного процесса. Кроме того, такая мера повысит уровень защищенности интересов обучающихся на получение образования высокого качества.
С 2021 года вступил в силу целый ряд изменений в порядке выдачи лицензий на осуществление образовательной деятельности:
1) в специальный реестр лицензий вносится запись о том, что ОО получила соответствующее разрешение; бумажный или электронный документ не выдаются;
2) объем сведений, включаемых в соответствующую запись об ОО в реестре лицензий стал большим;
3) лицензионные требования к соискателю лицензии и к лицензиату стали более точными;
4) изменен список с перечнем документов, которые должен предоставить соискатель лицензии;
5) отменено требование наличия у соискателя лицензии заключения государственного пожарного надзора.
Все перечисленные меры направлены на совершенствование образовательного процесса, обеспечение гарантии качественного обучения и воспитания дошкольников, учащихся общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов.
Источники:
1. Бледных, В. А. Актуальные вопросы в сфере лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации / В. А. Бледных, А. А. Чульдум // Трибуна ученого. - 2021. - № 5. - С. 174-178. - EDN UMQNWK.
2. Братановский, С. Н. Особенности лицензирования образовательной деятельности и отдельные аспекты его совершенствования / С. Н. Братановский // International Law Journal. - 2019. - Т. 2, № 4. - С. 140-148. - EDN YTRWPJ.
3. Гордеев, К. С. Анализ лицензирования образовательной деятельности в Нижегородской области / К. С. Гордеев, А. А. Жидков // . - 2019. - № 19. - С. 121-124. - EDN JKUHKY.
4. Кирилловых, А. А. Лицензирование образовательной деятельности: новации законодательства / А. А. Кирилловых // Юрист ВУЗа. - 2021. - № 1. - С. 3-8. - EDN BBGGBP.
5. Крушевская М. В. Отдельные проблемы лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Юрист. 2019. № 6. С. 68 - 71.
6. Крушевская, М. В. Отдельные проблемы лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации / М. В. Крушевская // Юрист. - 2019. - № 6. - С. 68-71. - DOI 10.18572/1812-3929-2019-6-68-71. - EDN TDKBRH.
7. Куликова, Т. Б. Понятие образовательной деятельности в контексте административной процедуры лицензирования / Т. Б. Куликова // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. - 2020. - № 4(40). - С. 55-67. - DOI 10.25688/20769113.2020.40.4.06. - EDN TIUJKW.
8. Ольшевская А. В., Попович О. М. Актуальные проблемы института лицензирования в административном праве России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 133-136.
9. Рустамова, С. М. Некоторые вопросы лицензирования образовательной деятельности / С. М. Рустамова, К. М. Ма-натилов // Закон и право. - 2020. - № 4. - С. 56-58. - DOI 10.24411/2073-3313-2020-10159. - EDN JGLNUE.
10. Самсонова Е. М., Паулов П. А. Лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5. С. 207 - 209.
11. Самсонова, Е. М. Лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации / Е. М. Самсонова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 5-1. - С. 207-209. - DOI 10.24411/25001000-2019-10899. - EDN AUWPNI.
12. Скрябина, Е. Г. Некоторые вопросы нормативно-правового регулирования лицензирования образовательной деятельности / Е. Г. Скрябина // . - 2019. - № 74. - С. 77-81. - EDN SDBEKF.
13. Субанова Н.В., Кремнева Е.В. Гражданско - правовые аспекты обеспечения прокурором законности в сфере лицензирования // Законность. 2017. № 10. С. 193 - 207.
14. Троценко О.С. Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности (Гражданско-правовой аспект): Дис. канд. юрид. наук. Екатеринург, 2017. 420 стр.
15. Черкасов В. К., Лапина Е. Б. Образовательная деятельность в современной России: к вопросу о правовых барьерах и ограничениях. // Вестник Томского гос. ун-та. 2018. № 431. С. 215 - 221.
References:
1. Blednykh, V. A. Topical issues in the field of licensing of educational activities in the Russian Federation / V. A. Blednykh, A. A. Chuldum // Tribune of the scientist. - 2021. - No. 5. - P. 174-178. - EDN UMQNWK.
2. Bratanovsky, S. N. Peculiarities of licensing educational activities and certain aspects of its improvement / S. N. Bra-tanovsky // International Law Journal. - 2019. - V. 2, No. 4. - S. 140-148. - EDN YTRWPJ.
3. Gordeev, K.S., Zhidkov, A.A. Licensing analysis of educational activities in the Nizhny Novgorod region. - 2019. - No. 19.
- P. 121-124. - EDN JKUHKY.
4. Kirillovs, A. A. Licensing of educational activities: legislative innovations / A. A. Kirillovs // Lawyer of the university. -2021. - No. 1. - P. 3-8. - EDN BBGGBP.
5. Krushevskaya M. V. Separate problems of licensing educational activities in the Russian Federation // Lawyer. 2019. No. 6. P. 68 - 71.
6. Krushevskaya, M. V. Separate problems of licensing educational activities in the Russian Federation / M. V. Krushevskaya // Lawyer. - 2019. - No. 6. - S. 68-71. - DOI 10.18572/1812-3929-2019-6-68-71. - EDN TDKBRH.
7. Kulikova, T. B. The concept of educational activity in the context of the administrative licensing procedure / T. B. Kuli-kova // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Legal Sciences. - 2020. - No. 4 (40). - S. 55-67. -DOI 10.25688/2076-9113.2020.40.4.06. - EDN TIUJKW.
8. Olshevskaya A. V., Popovich O. M. Actual problems of the licensing institution in the administrative law of Russia // Bulletin of economic security. 2016. No. 4. P. 133-136.
9. Rustamova, S. M. Some issues of licensing educational activities / S. M. Rustamova, K. M. Manatilov // Law and Law. -2020. - No. 4. - P. 56-58. - DOI 10.24411/2073-3313-2020-10159. - EDN JGLNUE.
10. Samsonova E. M., Paulov P. A. Licensing of educational activities in the Russian Federation. // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 5. S. 207 - 209.
11. Samsonova, E. M. Licensing of educational activities in the Russian Federation / E. M. Samsonova // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. - 2019. - No. 5-1. - S. 207-209. - DOI 10.24411/2500-1000-2019-10899. - EDN AUWPNI.
12. Skryabina, E. G. Some issues of legal regulation of licensing of educational activities / E. G. Skryabina // . - 2019. - No. 74.
- P. 77-81. -EDN SDBEKF.
13. Subanova N.V., Kremneva E.V. Civil - legal aspects of ensuring the legality of the prosecutor in the field of licensing // Legitimacy. 2017. No. 10. S. 193 - 207.
14. Trotsenko O.S. Problems of licensing business activity (Civil-legal aspect): Dis. cand. legal Sciences. Yekaterinurg, 2017. 420 pages.
15. Cherkasov V. K., Lapina E. B. Educational activity in modern Russia: on the issue of legal barriers and restrictions. // Bulletin of the Tomsk state. university 2018. No. 431. S. 215 - 221.